Общая и специальная физическая подготовка кратко

Обновлено: 05.07.2024

Общая физическая подготовка как процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека и способствующий повышению функциональных возможностей, общей работоспособности организма.

Рубрика Спорт и туризм
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 30.04.2010
Размер файла 22,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ВВЕДЕНИЕ

На фоне этого ложкой дёгтя становится осознание того, что мало кто подходит к занятию спортом систематизировано. Например, восстановлением и поддержанием формы молодые люди занимаются в основном перед летом, сезоном отпусков, пляжами и т.д. Также мало кто знает о том, какие нагрузки испытывает организм и как подобрать такую систему тренировок, нагрузок, чтобы добиться высших достижений.

Для того чтобы сердце было здоровым, а тело сильным, нужна регулярная физическая нагрузка. Физические упражнения улучшают настроение, повышают мышечный тонус, поддерживают гибкость позвоночника и помогают предотвратить болезни.

Как говорилось выше, сегодня в мире множество различных видов физкультуры и спорта, и их специализация проявляется даже активнее, чем в медицине. Поэтому занятия физическими упражнениями в большинстве своем не помогают людям сохранять и укреплять здоровье. Причем не только в спорте, но и в подавляющем большинстве случаев при занятиях физкультурой. Ведь ОФП - не только основа всей системы физкультуры и спорта, но и здоровья.

Стараясь достичь нужной цели в любом виде физкультуры или спорта, и не имея достаточной ОФП, и обычный человек, и спортсмен будут постоянно сталкиваться с проблемой нехватки силы и выносливости, часто даже не сознавая, в чем истинная причина неудач.

1.Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) -- это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека.

ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой (базой) для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранной сфере деятельности или виде спорта.

Перед ОФП могут быть поставлены следующие задачи:

* достичь гармоничного развития мускулатуры тела и соответствующей силы мышц;

* приобрести общую выносливость;

*повысить быстроту выполнения разнообразных движений, общие скоростные способности;

* увеличить подвижность основных суставов, эластичность мышц;

*улучшить ловкость в самых разнообразных (бытовых, трудовых, спортивных) действиях, умение координировать простые и сложные движения;

*научиться выполнять движения без излишних напряжений, овладеть умением расслабляться.

Основными видами общей физической подготовки являются гимнастика, легкая атлетика, лыжная подготовка, плавание, туризм и спортивные игры. Надо иметь в виду, что занятия по гимнастике, легкой атлетике, лыжной подготовке и спортивным играм представляют собой единый процесс физического воспитания.

Гимнастика - одно из основных средств общей физической подготовки, с помощью которого решается большой круг задач: формируется правильная осанка, совершенствуются координация движений, сила мышц, гибкость, вестибулярная устойчивость, мышечная чувствительность и др.

Гимнастика - это целая школа движений. С помощью гимнастических упражнений обеспечивается специальная физическая подготовленность для успешного выполнения программных требований по легкой атлетике, лыжной подготовке и др. Гимнастика также играет большую роль в профессионально-прикладной физической подготовке. Вместе с тем занятия гимнастикой недостаточно влияют на органы кровообращения и дыхания, на функции сердечнососудистой и дыхательной систем. Поэтому ее следует применять в сочетании с другими видами физических упражнений.

Программа по гимнастике включает строевые и общеразвивающие упражнения (без предметов и с предметами, на гимнастической стенке и скамейке), упражнения в равновесии, лазании, упражнения спортивной гимнастики, элементы акробатики.

Легкая атлетика имеет большое оздоровительное и прикладное значение. Легкая атлетика содействует более успешному выполнению требований программ по лыжной подготовке и плаванию, восполняет недостатки в разносторонней, физической подготовке по другим видам спорта и в первую очередь гимнастике и плаванию.

Программа по легкой атлетике включает специальные подготовительные упражнения, ходьбу, бег на короткие и средние дистанции, прыжки в длину и высоту с разбега, толкание ядра, метание гранаты.

Лыжная подготовка. В программе физического воспитания лыжной подготовке отводится значительное место. При ходьбе на лыжах вовлекается в работу весь двигательный аппарат, укрепляется мышечная система, особенно ног, плечевого пояса, туловища и брюшного пресса. Кроме того, развиваются выносливость, вестибулярная устойчивость, способность ориентироваться в пространстве, повышается закаленность организма.

Лыжной подготовке способствуют предварительные занятия другими видами физической подготовки и в первую очередь гимнастикой и легкой атлетикой. При этом особое значение имеет развитие общей выносливости.

Программа по лыжной подготовке включает в себя специальные подготовительные упражнения, строевые упражнения с лыжами и на лыжах, изучение техники лыжных ходов, подъемов, спусков, торможений и поворотов, сведения о материальной части и правилах ухода за лыжным инвентарем.

Спортивные игры. Среди различных средств физического воспитания учащихся профтехучилищ определенное место занимают спортивные игры.

В программе предусмотрено занятие одной какой-либо спортивной игрой (баскетболом, волейболом, футболом, ручным мячом). Преподаватели могут сами выбрать спортивную игру, для культивирования которой наиболее благоприятные условия. Спортивные игры развивают выносливость, быстроту и ловкость; повышают эмоциональность, способствуют привитию интереса к физическим упражнениям, спорту; воспитывают чувство коллективизма, организованность, дисциплину, умение подчинить личные интересы интересам коллектива и другие качества.

Спортивные игры имеют важное значение и для нормального досуга, и активного отдыха, содействуют наиболее эффективному выполнению программных требований по другим основным разделам физического воспитания.

Занятия плаванием способствуют правильному и гармоническому развитию форм тела, воспитанию выносливости. Длительные физические нагрузки при горизонтальном положении тела в воде равномерно развивают мышцы, формируют правильную осанку. Плавание значительно влияет на тренировку физиологических механизмов теплорегуляции, способствуя закаливанию организма.

Программа по плаванию включает в себя специальные подготовительные упражнения, обучение технике плавания кролем на груди и на спине; дополнительно также предусмотрено изучение плавания брассом на груди.

Занятие туризмом имеет большое оздоровительное, воспитательное и прикладное значение. Туристические походы могут быть пешие, на лыжах и велосипедах. Дальность походов определяется в зависимости от способа передвижения. Туристические групповые походы проводятся с активным передвижением по всему маршруту.

Туризм предоставляет широкие возможности для изучения прошлого и настоящего России. Занятия этим видом спорта приучают к длительным физическим напряжениям. Овладение навыками туризма и привитие интереса к туристическим походам способствуют внедрению этого ценного средства физического воспитания в быт учащихся.

С общей физической подготовкой связано достижение физического совершенства -- уровня здоровья и всестороннего развития физических способностей, соответствующих требованиям человеческой деятельности в определенных исторически сложившихся условиях производства, военного дела и других сферах общественной жизни. Конкретные принципы и показатели физического совершенства всегда определяются реальными запросами и условиями жизни общества на каждом историческом этапе. Но в них также всегда присутствует требование к высокому уровню здоровья и общей работоспособности. При этом следует помнить, что даже достаточно высокая общая физическая подготовленность зачастую не может обеспечить успеха в конкретной спортивной дисциплине или в различных видах профессионального труда. А это значит, что в одних случаях требуется повышенное развитие выносливости, в других -- силы и т.д., т.е. необходима специальная подготовка.

2. Специальная физическая подготовка

Специальная физическая подготовка (СФП) - это направленный процесс воспитания физических качеств, обеспечивающий развитие тех двигательных способностей, которые наиболее необходимы для данной спортивной дисциплины или профессиональной деятельности.

В различных видах спорта требуется преимущественное развитие вполне определенных физических качеств. В штанге - скоростно-силовых качеств, в гимнастике - силы, ловкости, гибкости, выразительности, в беге на длинные дистанции - выносливости. Поэтому СФП направлена на развитие требуемых для каждого вида спорта физических качеств и их необходимое сочетание.

Специальная физическая подготовка весьма разнообразна по своей направленности, однако все ее виды можно свести к двум основным группам:

* профессионально-прикладная физическая подготовка.

2.1 Спортивная подготовка

Тактическая подготовленность спортсмена зависит от того, насколько он овладеет средствами спортивной тактики (например, техническими приемами, необходимыми для реализации выбранной тактики), ее видами и формами.

Психическая подготовленность по своей структуре неоднородна. В ней можно выделить две относительно самостоятельные и одновременно взаимосвязанные стороны: волевую и специальную психическую подготовленность.

Волевая подготовленность связана с такими качествами, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность. Некоторые их этих качеств могут быть изначально присущи тому или другому спортсмену, но большая их часть воспитывается и совершенствуется в процессе регулярной учебно-тренировочной работы и спортивных соревнований.

В структуре специальной психической подготовленности спортсмена следует выделить те стороны, которые можно совершенствовать в ходе спортивной подготовки:

*устойчивость к стрессовым ситуациям тренировочной и соревновательной деятельности;

*кинестетические и визуальные восприятия двигательных действий и окружающей среды;

*способность к психической регуляции движений, обеспечение эффективной мышечной координации;

*способность воспринимать, организовывать и 'перерабатывать информацию в условиях дефицита времени;

*способность к формированию в структурах головного мозга опережающих реакций, программ, предшествующих реальному действию.

2.2 Профессионально-прикладная физическая подготовка

Известно, что каждая из профессий имеет свою специфику и отличается требованиями, предъявляемыми к психофизиологической подготовке специалистов. Вот почему в учебных заведениях необходимо профилирование процесса физического воспитания с применением средств профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП).

К средствам ППФП относят, как правило, обычные физические упражнения и виды спорта, а сама эта подготовка является составной частью программы физического воспитания будущих специалистов.

Задачи ППФП направлены на:

*всестороннее физическое развитие и достижение высокого уровня физической подготовленности учащихся;

*преимущественное и специальное развитие физических качеств, особенно важных для данной профессиональной деятельности;

*формирование и совершенствование двигательных навыков, помогающих успешно овладевать профессиональной деятельностью;

*подготовку к работе в специфических условиях труда, характерных для будущей деятельности учащихся;

* воспитание специфических волевых качеств.

* содействовать повышению производительности труда работающих;

*способствовать ускоренному обучению профессии и подготовке человека к высокопроизводительному труду;

*создавать условия для активного отдыха трудящихся, обеспечивать профилактику производственного травматизма и бороться с производственным утомлением работающих средствами физической культуры и спорта.

ППФП введена в программу по физическому воспитанию учащихся ВУЗов в 1959 г. Причем с каждым годом ее роль в подготовке специалистов, способных успешно работать в усложняющихся условиях производства, возрастает.

Фундаментальным принципом системы физического воспитания является связь физической культуры и спорта с трудовой и оборонной деятельностью людей. Эта взаимосвязь осуществляется на практике посредством внедрения средств физической культуры и спорта в научную организацию труда.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой одно из основных направлений системы физического воспитания, которое должно формировать прикладные знания, физические и специальные качества, умения и навыки, способствующие достижению готовности человека к успешной профессиональной деятельности.

Программой физического воспитания для вузов предусмотрено ознакомить учащихся с теоретическими основами ППФП, обучить их некоторым профессионально-прикладным упражнениям, повысить уровень физических качеств, необходимых специалистам данного профиля, подготовить их к участию в соревнованиях по специально-прикладным видам спорта.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Целью физического воспитания в вузах является содействие подготовке гармонично развитых, высококвалифицированных специалистов.
В процессе обучения в вузе по курсу физического воспитания предусматривается решение следующих задач: воспитание у студентов высоких моральных, волевых и физических качеств, готовности к высокопроизводительному труду; сохранение и укрепление здоровья студентов, содействие правильному формированию и всестороннему развитию организма, поддержание высокой работоспособности на протяжении всего периода обучения; всесторонняя физическая подготовка студентов.

Процесс обучения организуется в зависимости от состояния здоровья, уровня физического развития и подготовленности студентов, их спортивной квалификации, а также с учётом условий и характера труда их предстоящей профессиональной деятельности. Одной из главных задач высших учебных заведений является физическая подготовка студентов.

Список используемой литературы

1.Коробков А. В., Головин В. А., Масляков В. А. Физическое воспитание. М.: Высш. школа, 1983.

2. Коц Я. М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 1986.

3. Рафин А. Я. Физическая культура. М., 1989.

4. Колесников В. Ф. Физическое воспитание. Л., 1985.

5. Улькин В. Н. Физическая подготовка. Минск, 1991.

Подобные документы

Общая физическая и спортивная подготовка в системе школьного образования. Задачи общей физической подготовки. Специальная физическая подготовка. Основные принципы, средства и методы спортивной тренировки. Методические принципы физического воспитания.

презентация [80,4 K], добавлен 09.02.2016

Основные принципы общей физической подготовки волейболистов: развитие силы, выносливости, скорости, гибкости, ловкости. Развитие специальной силы, прыгучести, игровой выносливости, умения расслабиться. Тактическая, техническая, психологическая подготовка.

контрольная работа [31,2 K], добавлен 13.05.2011

Гармоничное физическое развитие, всесторонняя физическая подготовка и укрепление здоровья учащихся. Подготовка у спортсмена волевых качеств. Роль спортивной техники в различных видах спорта. Основное содержание тактики и тактической подготовки.

реферат [54,7 K], добавлен 05.05.2009

Общие и специфические черты пляжного и классического волейбола. Системы позиционного нападения. Методика обучения и совершенствования. Общая и специальная физическая подготовка. Базовые навыки, правила и требования к подготовке спортсмена в бич-волее.

реферат [35,4 K], добавлен 20.08.2010

Основные цели общей физической подготовки мужчин 30-40 лет: здоровье, физическое развитие, специальная подготовка. Развитие выносливости, скорости, ловкости, гибкости в их гармоничном сочетании. Показатели уровня физической культуры лиц зрелого возраста.

контрольная работа [46,7 K], добавлен 15.03.2012

Задачи общей физической подготовки. Функции физической культуры. Функция производства и воспроизводства человеческой жизни, социальные, политические, духовные функции. Физическая культура как учебная дисциплина. Формы физического воспитания студентов.

реферат [22,9 K], добавлен 28.02.2013

Цели и задачи общей, предварительной и основной специальной физической подготовки спортсменов. Цикличность, режимы и продолжительность проведения тренировочных занятий. Интенсивность выполнения упражнений. Варианты трехступенчатого построения подготовки.

Что включает в себя общая физическая подготовка и какие задачи выполняет? Как определить уровень физического развития ребенка и свой собственный. Почему нормативы ГТО для подростков выше, чем у взрослого человека?

Расскажем, как оценивают физкультуру в школе, что такое ОФП и чем специальная подготовка отличается от общей.

ОФП, СПФ и ФП – определения

Физическая подготовка (ФП) – это комплекс мероприятий, направленных на физическое и нравственное развитие человека.

Кроме того, повышенные физические нагрузки, это обязательное условие для профессионального спорта и военной службы. Потому физическую подготовку разделяют на общую и специальную.

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс, направленный на укрепление здоровья и развитие функциональных возможностей организма.

Специальная физическая подготовка (СФП) – обеспечивает готовность организма к высоким нагрузкам определённой направленности. Примерами специальной ФП служат: тренировки в спортивных секциях (бокс, борьба, хоккей и т.д.); подготовка подразделений специального назначения правоохранительных органов, ВС и спасательных отрядов МЧС.

Цели и задачи общей физической подготовки

Цель общей физической подготовки – гармоничное физическое развитие человека. Этот целенаправленный процесс включает в себя 5 основных задач.

1. Повысить двигательную активность человека.

2. Укрепить иммунную систему и повысить сопротивляемость организма к заболеваниям.

3. Развить физические качества – силу, выносливость, быстроту, ловкость, гибкость.

4. Обеспечить гармоничное развитие мышечной системы и телосложения человека.

5. Заложить базовую основу для развития специальных физических возможностей.

Средства и методы физической подготовки

В рамках общей физической подготовки основным методом и средством достижения цели являются физические упражнения.

Физические упражнения – двигательные действия, направленные на развитие основных физических качеств: силы, выносливости быстроты, гибкости, ловкости.

Мышечная сила – способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет усилия мышц. Средствами развития силы являются силовые упражнения: подтягивания, отжимания, подъем гантелей и так далее.

Быстрота – способность выполнить необходимые двигательные действия, в минимальный промежуток времени. Скоростные способности развивают упражнения, в которых происходит резкая смена интенсивности и направления движений. Для развития быстроты, в программу общей физической подготовки, включают различные виды спринтерского бега (с высокого старта, с низкого старта, челночный бег) и игровые виды спорта (футбол, баскетбол).

Выносливость – способность организма противостоять физической усталости. Чтобы повысить выносливость, в программу ОФП включают так называемые циклические упражнения. Их суть заключена в многократном повторении однотипных движений. Примерами служат: легкий бег на длинные дистанции, плавание, катание на лыжах.

В рамках специальной физической подготовки, для развития выносливости применяют методы интервальной тренировки. Упражнения высокой интенсивности, чередуют с упражнениями средней и низкой интенсивности.

Такие тренировки многократно повышают нагрузку на сердечную мышцу. Поэтому, метод интервальной тренировки как средство повышения выносливости, могут применять только те, кто имеет достаточный уровень физической подготовленности.

Гибкость – способность выполнять двигательные действия с максимальной амплитудой. Развитию гибкости уделяют особое внимание во всех видах спорта. Любая тренировка начинается с разминки. Она включает в себя суставную гимнастику и упражнения на растяжку: вращения руками, махи ногами, выпады, наклоны и т.д.

Ловкость – способность точно выполнять сложные двигательные движения. Это физическое качество объединяет все указанные двигательные способности. Упражнения на ловкость требуют особой концентрации и координации движений. Средством для развития ловкости являются следующие упражнения: кувырки с мячом, барьерный бег, ходьба на руках, кувырок прыжком через препятствие.

Физическая подготовленность

В процессе общефизического развития происходит формирование так называемой физической подготовленности.

Физическая подготовленность – степень умений, способностей и навыков конкретного человека, и его готовность преодолевать физические нагрузки.

Эта характеристика имеет качественный показатель. То есть позволяет оценивать уровень развития основных физических качеств: силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости. Чтобы оценить физическую готовность человека проводят испытания (тесты), которые состоят из комплекса упражнений.

Упражнения и нормативы по ОФП

Общеустановленных, единых нормативов по ОФП не существует. Каждая организация (школа, ВУЗ, ВС, правоохранительные органы) опираются на внутриведомственные документы. Тесты составляют из базовых упражнений.

Бег на длинную дистанцию – этот норматив существует для проверки выносливости.

Спринт или челночный бег – упражнения для оценки быстроты и ловкости.

Подтягивания на перекладине и отжимания – характеризуют силу мышц спины, рук и плечевого пояса.

Подъемы туловища из положения лёжа на спине – помогают оценить развитие мышц брюшного пресса.

Наклоны вперед – по глубине наклона определяют гибкость.

Нормативы для школьников

Педагога интересует не то, сколько раз школьник подтянется на перекладине, а стремление ребенка прогрессировать и развиваться. Если пятиклассник в сентябре подтягивался – 0 раз, а в мае подтянулся – 3 раза, большинство физруков поставит за год – оценку 5.

Чтобы определить уровень физической подготовленности старшеклассников, многие школы ориентируются на нормативы ГТО. Объяснить это просто. Обладатели золотого знака физкультурника, получают дополнительные баллы к сумме ЕГЭ, при поступлении в ВУЗ.

Нормативы ГТО для старшеклассников

Чтобы получить значок ГТО, старшекласснику необходимо сдать 9 нормативов. Все испытания разделены на 2 блока: обязательные (4 упражнения) и тесты на выбор (из предложенных вариантов надо выбрать – 5 упражнений, на свое усмотрение).

Рассмотрим нормативы в 4 обязательных упражнениях для юноши (возраст 16-17 лет).

УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
Подтягивания14119
Бег на 60 метров (сек)8,08,58,8
Бег на 3 километра (мин)12:4014:3015:00
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 13+ 8+ 6

Уровень ОФП взрослого человека

Взрослый человек может оценить себя самостоятельно. Достаточно заглянуть в нормативы ГТО. Они не являются обязательными, но помогут увидеть свой уровень общей физической подготовки.

Сидячий образ жизни, офисная работа и вечные проблемы не способствуют физическому развитию. Чем дальше годы уводят нас от школьной парты, тем больше становится животик. Поэтому нормы ГТО для каждой последующей возрастной группы снижаются.

Нормативы рассчитаны именно на средне статического человека, а не на спортсмена. Профессиональный атлет тренируется каждый день и получает за это деньги. Поэтому и требования другие.

Бронзовый значок ГТО для офисного работника, как бронзовая медаль для олимпийского бегуна. Если в 30 лет смогли подтянуться 5 раз, можете смело гордится собой. Считайте, что вы в тройке лучших мужчин вашей компании.

Нормы ГТО для взрослых

Нормативы ГТО для мужчин от 25 до 29 лет.

УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
Подтягивания1397
Бег на 60 метров (сек)8,29,19,5
Бег на 3 километра (мин)12:5014:4015:00
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 12+ 7+ 5

Нормативы ГТО для мужчин от 30 до 34 лет.

УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
Подтягивания1275
Бег на 60 метров (сек)8.911,112,1
Бег на 3 километра (мин)13:2014:5015:10
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 11+ 5+ 3

Нормативы ГТО для мужчин от 35 до 39 лет.

УпражненияЗолотой значокСеребренный знакБронзовый
Подтягивания1064
Бег на 60 метров (сек)9.211,512,5
Бег на 3 километра (мин)13:5015:0015:45
Наклон вперед, из положения стоя на гимнастической скамье (ниже уровня скамьи – см)+ 10+ 4+ 2

Резюмируем

Школа и уроки физкультуры дают базовый минимум, необходимый для дальнейшего развития молодого человека. Кто-то свяжет свою жизнь со спортом, кто-то нет – неважно. Общая физическая подготовка укрепит здоровье и заложит необходимый фундамент. Для школьника и студента тренировка, это возможность расширить свои возможности.

Для взрослого человека ОФП – способ оставаться в тонусе и жить полноценной жизнью. Оценить свой уровень физического развития можно самостоятельно, опираясь на нормативы ГТО.

Постскриптум

Лекция 7. Общая физическая (ОФП) и специальная подготовка в системе физического воспитания

Общая физическая подготовка (ОФП) – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. ОФП способствует повышению функциональных возможностей, общей работоспособности, является основой для специальной подготовки и достижения высоких результатов в избранном виде спорта.

Физическая подготовка разделяется на общую (ОФП) и специальную (СФП). ОФП направлена на общее развитие и укрепление организма спортсмена, повышение функциональных возможностей всех органов и систем организма, а также развитие двигательной мускулатуры и улучшение координационной способности, выносливости и т. д. ОФП помогает также в воспитании волевых качеств, поскольку выполнение многих упражнений связано с преодолением различного рода трудностей. Необходимо отметить, что в ОФП заложена идея всестороннего физического развития. Поэтому качества, развиваемые посредством ОФП, называются общими, поскольку они выражают способности организма спортсмена, его психические качества выполнять любую работу более успешно. Отсюда – общая выносливость, общая сила, общая психологическая подготовленность и т. д.

Программа по ОФП должна включать в себя задачи, средства их решения, перечень упражнений с указанием их интенсивности и количеств повторений. Обычно ОФП занимает значительное место в первые 1-2 месяца подготовительного периода в полугодичном цикле подготовки и в первые 3-4 месяца в годичном цикле подготовки спортсменов. Для начинающих спортсменов ОФП направлена на их всестороннее физическое развитие. В этом случае используются в основном упражнения, оказывающие общее воздействие. С ростом спортивного мастерства средства ОФП все больше направляются на поддержание и укрепление компонентов общей физической подготовки. Среди них есть общие для всех компонентов - это, прежде всего, работоспособность сердечно-сосудистой и дыхательной систем, обмена веществ и т. д. Для повышения функциональных возможностей этих систем широко применяется продолжительный бег, кросс по пересеченной местности, ходьба на лыжах. Повышение общих функциональных возможностей организма позволяет увеличить объем специальной тренировки.

На формирование задач ОФП влияют и особенности видов спорта. В соревновательном периоде спортсменам, имеющим хорошую ОФП, необходимо лишь поддерживать ее на высоком уровне. Для этого достаточны две - три тренировки в неделю. Необходимо усвоить, что ОФП – обязательная часть подготовки спортсменов на протяжении всех лет занятий спортом.

ОФП и спортивная специализация. Общая физическая подготовка и спортивная специализация тесно взаимосвязаны между собой. Если на начальном этапе подготовки спортсмена используется большое количество общеразвивающих упражнений для повышения функциональных возможностей организма, то с ростом мастерства объем общеразвивающих упражнений уменьшается, но увеличивается количество упражнений, тесно связанных со спортивной специализацией. Для хорошо подготовленных спортсменов ОФП в значительной мере специфична и должна строиться с учетом индивидуальных особенностей занимающихся, и особенностей избранного вида спорта.

Специальная физическая подготовка (СФП) это – процесс воспитания физических качеств, соответствующий требованиям избранного вида спорта и обеспечивающий подготовленность и эффективность выполнения тренировочного процесса. Задачи, решаемые СФП, должны быть направлены на совершенствование координации в функциональной деятельности организма спортсмена, закрепление и экономизацию техники движений.

Под технической подготовкой следует понимать степень усвоения спортсменом системы движений (техники вида спорта), соответствующей особенностям данной спортивной дисциплины, и направленной на достижение высоких результатов. Основной задачей технической подготовки спортсмена является обучение его основам техники соревновательной деятельности или упражнений, служащих средствами тренировки, а также совершенствование форм спортивной техники.

Спортивно-техническая подготовленность спортсмена должна соответствовать следующим требованиям:

1.Результативность техники обусловливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информативностью для соперника.

2.Эффективность техники определяется ее соответствием решаемым задачам и высоким конечным результатом, соответствием уровню физической, технической, психической подготовленности.

3.Стабильность техники связана с ее помехоустойчивостью, независимо от условий, функционального состояния спортсмена.

Спортивно-тактическая подготовленность - это процесс, направленный на овладение рациональными формами ведения спортивной борьбы в процессе соревновательной деятельности. Она включает в себя: изучение общих положений тактики избранного вида спорта, приемов судейства и положения о соревнованиях, тактического опыта сильнейших спортсменов.

Тактическая подготовленность тесно связана с использованием разнообразных технических приемов, со способами их выполнения, выбором наступательной, оборонительной, контратакующей тактики и ее формами (индивидуальной, групповой и командной).

Высокое тактическое мастерство спортсмена базируется на хорошем уровне технической, физической, психологической сторон подготовленности. Основу спортивно-тактического мастерства составляют тактические знания, умения, навыки и качество тактического мышления.

Психологическая подготовка - это система психологических воздействий, применяемых с целью формирования и совершенствования у спортсменов свойств личности и психических качеств, необходимых для успешного выполнения тренировочной деятельности, подготовки к соревнованиям и надежного выступления в них.

Психологическая подготовка помогает создавать такое психологическое состояние, которое способствует, с одной стороны, наибольшему использованию физической и технической подготовленности, а с другой – позволяет противостоять предсоревновательным и соревновательным сбивающим факторам (неуверенность, страх перед возможным поражением, перевозбуждением и т. д.).

Принято выделять общую психическую подготовку и психологическую подготовку к конкретному соревнованию. Общая подготовка решается двумя путями:

1.Обучение спортсмена универсальным приемам, обеспечивающим психическую готовность к деятельности в экстремальных условиях: способам саморегуляции эмоциональных состояний.

2.Обучение приемам моделирования в тренировочной деятельности в условиях соревновательной борьбы посредством словеснообразных и натуральных моделей.

Подготовка к конкретному соревнованию предполагает формирование установки на достижение запланированного результата на фоне определенного эмоционального возбуждения, в зависимости от мотивации, величины потребности спортсмена в достижении цели и субъективной оценки вероятности ее достижения. Изменяя эмоциональное возбуждение, регулируя величину потребности, общественную и личную значимость цели, а также субъективную вероятность успеха, можно формировать необходимое состояние психической готовности спортсмена к предстоящему соревнованию. Содержание психической подготовки, ее построение определяются спецификой вида спорта.

Интенсивность физических нагрузок. Мышечная деятельность вызывает в организме изменения функциональных систем. Чтобы определить степень этих изменений в организме при физических нагрузках используют показатели интенсивности, которые характеризуют реакцию организма на выполненную работу. К таким показателям относятся: частота дыхания, минутный объем потребления кислорода, максимальное потребление кислорода, частота сердечных сокращений (ЧСС) и т. д. Наиболее простым и информативным является (ЧСС). Индивидуальные зоны интенсивности нагрузок определяются с ориентацией именно на ЧСС.

Различают четыре зоны интенсивности нагрузок по ЧСС: 0, I, II, III. В основе разделения нагрузок по зонам лежат физиологические и биохимические изменения в организме при нагрузках разной интенсивности.

1.Нулевая зона характеризуется аэробным процессом энергетических превращений при частоте сердечных сокращений до 130 ударов в минуту для лиц студенческого возраста. При такой интенсивности нагрузки кислородный долг не возникает, поэтому тренировочный эффект может наблюдаться лишь у слабо подготовленных занимающихся. Нулевая зона интенсивности может быть использована в целях разминки для подготовки организма для более интенсивных нагрузок.

2.Для первой тренировочной зоны интенсивности характерна ЧСС от 130 до 150 удар/мин. Эта зона интенсивности типична для начинающих спортсменов, так как прирост достижений и потребление кислорода (с аэробным процессом его обмена в организме) происходит у них, начиная с ЧСС, равным 130 уд / мин. Эта зона интенсивности называется порогом готовности.

3.При второй тренировочной зоне ЧСС достигает до 150-180 уд/мин и характеризуется подключением анаэробных механизмов энергообеспечения мышечной деятельности. Обычно (ПАНО) порог анаэробного обмена наступает при ЧСС 150 уд/мин. У слабо подготовленных спортсменов ПАНО может наступать при ЧСС 130-140 уд/мин, а у хорошо тренированных при ЧСС 160-1500 уд/мин.

4.В третьей тренировочной зоне при ЧСС 180 уд/мин и более совершенствуются анаэробные механизмы энергообеспечения на фоне значительного кислородного долга. В этом случае ЧСС не является объективным показателем дозирования нагрузок, но приобретают значения биохимические показатели крови и ее состав, в частности накопление молочной кислоты. При ЧСС 180 уд/мин уменьшается время отдыха сердечной мышцы, что приводит к падению сократительной силы.

К работе большой мощности организм приспосабливается в ходе тренировочной работы. Но самых больших значений максимальный кислородный долг достигает только в условиях соревнований. Поэтому чтобы достичь высокого уровня интенсивности тренировочных нагрузок, используют методы напряженных ситуаций соревновательного характера.

Характеристика функциональных состояний, связанных с мышечной деятельностью. Предстартовое состояние. До начало мышечной деятельности в организме спортсмена происходят заметные сдвиги в функциях отдельных органов и систем. В основном они зависят от того, насколько трудна предстоящая мышечная работа, а также от масштаба и ответственности предстоящих соревнований. Комплекс изменений физиологических и психологических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях, называется предстартовым состоянием.

Различают предстартовое состояние, возникающие за несколько дней до соревнований, предстартовое состояние - с момента попадания в атмосферу соревнований - и стартовое состояние, возникающее за несколько минут или секунд до старта.

Предстартовые изменения функционального состояния спортсмена следует рассматривать как биологически целесообразную приспособительную реакцию организма, в ходе которой происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций организма для выполнения предстоящей работы. Эти изменения характеризуются повышением возбудимости ЦНС, созданием двигательной доминанты, характерного для данного вида мышечной деятельности. Повышение возбудимости дыхательного и сосудодвигательного центров приводит к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменению состава крови.

Психологически предстартовое состояние может проявляться в виде боевой готовности, стартовой лихорадки или стартовой апатии. Состояние боевой готовности характеризуется умеренным повышением возбудимости и лабильности нервных центров. Функциональное состояние отдельных органов и систем находится на оптимальном уровне, обеспечивающем готовность к выполнению работы.

Состояние стартовой лихорадки отличается от состояния боевой готовности повышенной возбудимостью. Объективно отмечается уменьшение латентного (скрытого) периода двигательного рефлекса и ослабление дифференцировочного торможения.

Чрезмерное стартовое возбуждение может перерасти в свою противоположность – стартовую апатию. В этом случае начинают преобладать процессы охранительного торможения.

Разминка. Высокая функциональная готовность спортсмена к предстоящей мышечной работе достигается разминкой. Разминка имеет важное значение и в регуляции предстартового состояния. Разминка состоит из общей и специальной частей. Первая способствует созданию оптимальной возбудимости ЦНС и двигательного аппарата, повышению обмена веществ и температуры тела, деятельности органов кровообращения и дыхания. Вторая часть направлена на повышение работоспособности тех звеньев двигательного аппарата, которые будут участвовать в предстоящей деятельности.

Общая часть разминки может быть почти одинаковой во всех видах спорта; специальная тесно связана со специализацией спортсмена.

Под влиянием разминки повышается активность ферментов и скорость протекания биохимических реакций в мышцах, возбудимость и лабильность мышц. Физиологические сдвиги, вызванные разминкой, не исчезают сразу после ее прекращения. Они оставляют следы, которые обеспечивают улучшение работоспособности при последующей деятельности.

Таким образом, благоприятное воздействие разминки заключается не только в возникновении кратковременных физиологических сдвигов, но и в сохранении относительно длительных следовых явлений, обеспечивающих повышение работоспособности.

Оптимальные величины длительности разминки и длительности интервалов между ее окончанием и началом работы определяются видом спортивной деятельности. В среднем разминка должна продолжаться 10-30 мин. и должна вызывать утомление. Необходимо, чтобы уже при разминке началось потоотделение, свидетельствующее о готовности теплорегуляционных механизмов к мышечной деятельности.

Врабатывание. Постепенное повышение работоспособности организма при мышечной работе называется врабатыванием. Оно обусловлено усилением деятельности физиологических систем, принимающих участие в работе.

Врабатывание следует рассматривать как адаптацию организма к более высокому уровню деятельности. Известно, что работоспособность спортсмена при выполнении физических упражнений нарастает постепенно.

Различные системы организма настраиваются на рабочий уровень не одновременно. Двигательный аппарат, обладающий относительно высокой возбудимостью и лабильностью настраивается быстрее вегетативных систем. Однако и для повышения работоспособности скелетных мышц требуется время. Например, скорость бега на 100 м на 1-й секунде составляет в среднем 55% от максимальной, на 2-й – 76% и лишь на 5-6 сек. достигает максимума. Наблюдения за лучшими бегунами-спринтерами показали, что наивысшей скорости при беге на 100 м они достигают лишь на 35-40-м дистанции. Такое относительно медленное повышение скорости бега обусловлено биохимическими особенностями движения на старте и постепенным врабатыванием двигательного аппарата.

Увеличение систолического объема крови при врабатывании происходит одновременно с учащением сердечного ритма. Уже с первым сокращением сердца при работе желудочки выбрасывают крови больше, чем в условиях покоя. Артериальное давление начинает повышаться в самом начале работы. Систолическое давление при этом изменяется волнообразно, что обусловлено некоторым несоответствием между увеличением объема циркулирующей крови и расширением периферических сосудов.

Врабатывание дыхательных функций происходит в течение нескольких минут. Поэтому в начальном периоде работы потребность организма в кислороде не удовлетворяется, в связи с чем образуется кислородный долг.

При спортивной деятельности период врабатывания может иметь разную длительность. Это зависит от характера выполняемой работы, степени тренированности спортсмена, его индивидуальных особенностей и функционального состояния в день работы.

Устойчивое состояние возникает после окончания врабатывания, наблюдается при работе, продолжающейся не менее 4-6 мин. Потребление кислорода при этом стабилизируется. Деятельность других органов и систем также устанавливается на относительно постоянном уровне.

Различают истинное и кажущееся устойчивое состояние. Первое возникает при работе умеренной мощности, второе при работе большой мощности.

Истинное устойчивое состояние характеризуется высокой согласованностью функций двигательных и вегетативных систем. Для поддержания устойчивого состояния при длительной работе необходима мобилизация всех систем организма. Минутный объем крови, легочная вентиляция и потребление кислорода достигают величин, необходимых для данной работы, и удерживаются на этом уровне.

При кажущемся устойчивом состоянии деятельность дыхательного аппарата и сердца приближается к уровню, необходимому для обеспечения выполняемой работы. Однако, несмотря на это, кислородная потребность полностью не удовлетворяется, и в каждый момент работы образуется и постепенно нарастает кислородный долг. Необходимость усилить доставку кислорода к тканям резко повышает требования к органам кровообращения. Частота ЧСС и минутный объем крови при кажущемся устойчивом состоянии близки к предельным величинам. Кислородная недостаточность ведет к усилению анаэробных процессов. В результате в мышцах, а затем и в крови нарастает концентрация молочной кислоты и происходят значительные сдвиги рН в кислую сторону. При кажущемся устойчивом состоянии внутренние органы работают в режиме близком к пределу, но не могут полностью обеспечить кислородную потребность. О наличии устойчивого состояния в этих случаях говорят лишь потому, что потребление кислорода, постепенно нарастая в периоде врабатывания, достигает определенного уровня, который сохраняется в течение относительно длительного времени (до 20-30 мин.).

Утомление. При мышечной деятельности может возникать утомление, характеризующееся комплексом изменений в состояниях различных функций организма. Степень выраженности этих изменений, в том числе чувство усталости, тем больше, чем интенсивнее и продолжительнее была проделанная работа.

Утомлением называется особое состояние, возникающее как следствие работы и проявляющееся в ухудшении двигательных и вегетативных функций и их координации, понижении работоспособности и появлении чувства усталости. Это состояние имеет временный характер и исчезает через некоторое время после прекращения работы, т.е. во время отдыха.

Внешние проявления мышечного утомления разнообразны. Они зависят от характера выполняемых физических упражнений, особенностей внешней среды и личных индивидуальных особенностей спортсмена. К внешним проявлениям утомления, часто встречающимся в спорте, относятся: нарушение координации движений, падение производительности работы, одышка, чрезмерная потливость, покраснение кожных покровов и др.

Несмотря на то, что утомление приводит к временному снижению работоспособности, оно имеет важное биологическое значение, являясь сигналом о частичном истощении ресурсов.

Общая и специальная физическая подготовка

Физическая подготовка осуществляется с целью укрепления здоровья, повышения функциональной готовности организма, улучшения физического развития, совершенствования физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, а также достижения высоких спортивных результатов.

Физическая подготовка может носить как общий характер (общая физическая подготовка ), так и направленный на определенный вид деятельности (специальная физическая подготовка).

Это процесс воспитания физических качеств и формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Способствует повышению общей работоспособности. Она подготавливает человека к любому виду деятельности и является основой для специальной физической подготовки, которая способствует достижению высоких результатов в избранном виде спорта или трудовой деятельности.

Значение общей физической подготовки для достижения намеченной цели можно проиллюстрировать на следующем примере. В 2004 году 7 энтузиастов летом прошли 550 км через Каракумы. Днём песок нагревался до 80° , поэтому шли они ночью. частники перехода выработали следующие тесты для определения степени своей физической подготовленности: отжимание от пола – 60 раз, подтягивание – 25 раз, приседание на двух ногах – до 300 раз, приседание на одной ноге – до 40 раз.

Общая и специальная физическая подготовка

В рамках базового физического воспитания необходимо обеспечить гармоничное развитие всех мышечных групп двигательного аппарата человека. Большое внимание уделяется и воспитанию общей выносливости. Для оценки общей выносливости используется тест, разработанный американским физиологом Купером. Критерием является преодоленная дистанция за 12 минут. Чем большее расстояние пробежит (возможны переходы на ходьбу) человек, тем он выносливее.

Хорошими показателями для лиц студенческого возраста является преодоление расстояния 2,4–2,7 км для юношей и 1,9– 2,3 км для девушек.

Общую физическую подготовку необходимо строить таким образом, чтобы полностью использовать положительный перенос и исключить отрицательный.

Например, спортсмены скоростно-силовых видов (метатели, прыгуны и т.д.) в общей физической подготовке намного шире используют упражнения с отягощениями, чем спортсмены циклических видов, например, бегуны-стайеры или велосипедисты-шосейники.
– это процесс воспитания физических качеств и формирования двигательных умений и навыков, отвечающих специфике избранного вида спорта или деятельности.

По своей направленности все виды специальной физической подготовки можно свести к двум основным группам – спортивная подготовка и профессионально – прикладная подготовка.

Специальная физическая подготовка должна осуществляться в единстве с общей физической подготовкой. Причем на начальном этапе базовая физическая подготовка должна преобладать независимо от вида спорта. Такая тренировка не только способствует разностороннему развитию, но и позволяет полнее раскрыться способностям человека.

Общая и специальная физическая подготовка

Примерные тесты, отражающие уровень развития физических качеств:

Читайте также: