Обряды в христианстве кратко

Обновлено: 05.07.2024

Таинствами в христианстве именуются культовые действия, с помощью которых под видимым образом верующим сообщается невидимая благодать Божия. Православная и католическая церкви признают семь таинств: крещение, миропомазание, причащение (евхаристия), покаяние (исповедь), священство, брак (церковный) и елеосвящение (соборование). Лютеране признают крещение и причащение, англиканская церковь – крещение, причащение, брак.

Крещение – таинство, которое символизирует принятие человека в лоно христианской церкви. При крещении человек умирает для жизни плотской, греховной и возрождается в жизнь духовную, святую. Ритуал крещения состоит либо в погружении новорожденных в наполненную водой купель (в православии), либо в окроплении их водой (в католицизме). В протестантских церквах, как правило, крестят уже совершеннолетних.

Миропомазание – таинство, целью которого является наделение человека божественной благодатью. Ритуал миропомазания состоит в смазывании лба, глаз, ушей и других частей лица и тела верующего ароматическим маслом – миррой.

Причащение (евхаристия) – таинство, состоящее в том, что верующих потчуют хлебом и вином, символизирующими тело и кровь Христа. Тем самым верующие, по учению церкви, становятся стелесниками Иисуса Христа, участниками божеского естества.

Покаяние (исповедь) – раскрытие верующим своих грехов священнику и получение от него прощения (отпущение грехов) именем Христа. При этом церковь гарантирует тайну исповеди.

Священство – таинство, посредством которого совершается возведение в сан священнослужителя. Согласно церковному вероучению, священство есть таинство наделения через епископское рукоположение (хиротонию) рукополагаемого особой благодатью, делающей его посредником между Богом и людьми. Священство имеет три степени: дьякона, пресвитера и епископа.

Брак – таинство, которое совершается при заключении церковного брака. Будущие супруги, давая перед алтарем обещание в верности друг другу, получают через совершение таинства брака благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей. Таким образом, сам Бог оберегает брачный союз людей. Церковь подчеркивает, что главным в браке является не юридический или экономический, а нравственный элемент, который тождествен религиозному.

Елеосвящение (соборование) – таинство, совершаемое над больным и заключающееся в произнесении определенных молитв, которые сопровождаются помазанием освященным елеем лба, щек, губ, груди и рук. Православная церковь учит, что елеосвящение исцеляет человека от телесных и душевных болезней и одновременно освобождает от тех грехов, в которых он не успел раскаяться сам. Католики не признают за елеосвящением исцеляющих функций, а усматривают в нем успокоительное напутствие умирающему.

Основные христианские праздники и посты.

Пасха – главный христианский праздник, установленный в честь чудесного воскресения распятого на кресте Иисуса Христа, о чем повествуется в Евангелиях. Отмечается в первое воскресенье после весеннего равноденствия и полнолуния. Для вычисления дат празднования составляются таблицы (пасхалии). У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта по 23 апреля по юлианскому календарю.

Рождество Христово – один из главных христианских праздников, установленный, согласно церковному вероучению, в честь рождения Иисуса Христа. Отмечается 25 декабря. Временное несовпадение празднования Рождества Христова различными церквами связано с тем, что ряд церквей (русская, болгарская, сербская и другие православные церкви) пользуются юлианским календарем, 25 декабря которого соответствует 7 января григорианского календаря.

Троица – праздник в честь сошествия Святого Духа на апостолов, которое трактуется церковью как начало широкого распространения христианства. Отмечается на 50-й день от Пасхи и обычно выпадает на последние дни мая или начало июня.

Сретение Господне – праздник в честь встречи (Сретенья) праведником Симеоном мессии – ребенка-Христа, которого родители принесли в храм для посвящения Богу. Отмечается 2(15) февраля.

Крещение Господне (Богоявление) – праздник в память крещения Иисуса Христа пророком Иоанном Крестителем в реке Иордан. Отмечается 6 (19) января церемония освящения воды (иордань).

Преображение – праздник в честь преображения Иисуса Христа, явившего ученикам незадолго до Голгофских страданий свою божественную природу. Отмечается 6 (19) августа.

Вознесение – праздник в честь вознесения Христа на небо. Празднуется на 40-й день после Пасхи.

Воздвижение – праздник в память так называемого воздвижения в IV в. в Иерусалиме над толпой верующих креста, на котором, по преданию, был распят Христос. Отмечается 14 (27) сентября.

Рождество Богородицы – праздник в честь рождения Девы Марии – матери Христа. Отмечается 8 (21) сентября.

Введение во храм Богородицы – праздник в память торжественного вступления трехлетней Марии (будущей матери Иисуса) в Иерусалимский храм, куда она была отдана родителями на воспитание. Отмечается 21 ноября (4 декабря).

Благовещение – праздник, связанный с христианским преданием о том, как архангел Гавриил сообщил Деве Марии благую весть о грядущем рождении у нее божественного младенца. Отмечается 25 марта (7 апреля).

Успение Богородицы – праздник в память кончины Девы Марии – матери Христа. Отмечается 15 (28) августа.

Покров Пресвятой Богородицы – праздник в память явления около 910 года во Влахернском храме в Константинополе Богородицы, простирающей свой покров над всеми верующими. Отмечается 1 (14) октября.

Посты – воздержание на определенный срок от приема всякой пищи или ее отдельных видов (особенно мяса). Посты занимают около 200 дней в православном церковном календаре. Каждый верующий должен поститься по средам и пятницам в течение всего года, в Крещенский сочельник, в день усекновения главы Иоанна Крестителя, в праздник Воздвижения Креста Господня. Помимо этого существуют четыре многодневных поста:

Весенний (Великий) – начинается с понедельника после сыропустной недели (Масленицы) и продолжается около 7 недель вплоть до Пасхи;

Летний (Петров) – начинается в первый понедельник после Духова дня и оканчивается 29 июня, в день святых Петра и Павла; осенний (Успенский) – 15 дней перед праздником Успения; зимний (Рождественский, или Филиппов) – 40 дней перед Рождеством Христовым.

Основные обряды в исламе.

Чтение Корана. В богослужебном ритуале чтению Корана уделяется очень большое внимание. Наличие в доме Корана, независимо от того, умеют в этом доме его читать или нет (лишь очень немногие из мусульман умеют читать Коран), считается весьма похвальным и понимается как хранение священной реликвии. Среди мусульман распространена клятва на Коране. В мусульманских странах все значительные общественные мероприятия, праздники, торжества открываются чтением Корана по радио и телевидению. Перед началом ежедневных радиопередач также читается Коран.

Намаз (молитва). Мусульманину предписано молиться (совершать намаз) пять раз в день – это одна из основных обязанностей верующих в исламе. Первая – утренняя молитва на заре (салят ассубх) совершается в промежуток времени от рассвета до восхода солнца и состоит из двух так называемых ракатов, т. е. поклонений, падений ниц; вторая – полуденная (салят асазухр) – из четырех ракатов; третья – во второй половине дня до заката солнца (салят аль-аср), называемая вечерней молитвой, – из четырех ракатов; четвертая – при заходе солнца (салят аль-магриб) – и пятая – в начале ночи (салят аль-иша) – состоят из трех ракатов. Кроме этих обязательных намазов наиболее правоверные и усердные мусульмане совершают еще и дополнительные молитвы с определенным числом сгибаний спины и касаний лбом пола, а в месяц рамадан (9-й месяц мусульманского лунного календаря) введена особая молитва – тарауих-намаз, совершаемая после проведенного днем поста. Совершать намаз можно в любом месте, но ему обязательно должно предшествовать ритуальное омовение. Лучшее место для молитвы – мечеть, молитвой там руководит имам. Полуденная молитва в пятницу должна совершаться в мечети.

Обрезание крайней плоти – относится к числу ритуалов, предписанных сунной – мусульманским Священным Преданием. Совершается в младенческом возрасте. Среди мусульман распространено ставшее традиционным мнение, будто обрезание полезно и даже необходимо мужчинам. Некоторые считают его целесообразной в гигиеническом отношении процедурой.

Хадж (паломничество). Паломничество в Мекку и Медину (места, где протекала деятельность Мухаммеда) не является непременной обязанностью, но каждый совершеннолетний мусульманин должен стремиться к совершению хаджа хотя бы один раз в жизни. Святость и благость хаджа беспредельны. Разрешается посылать вместо себя и других лиц. Совершившие паломничество пользуются в мусульманском обществе особым почетом и уважением, часто носят особую одежду, например зеленую чалму.

Главные мусульманские праздники.

Ураза-байрам – праздник по случаю окончания месячного поста (уразы). Отмечается 1-го шавваля (10-го месяца мусульманского лунного календаря) и в последующие дни. По случаю ураза-байрама в мечетях организуются богослужения, читаются проповеди, в домах верующих устраиваются угощения. До начала праздничного богослужения верующие раздают бедным и нищим милостыню окончания поста – закят аль-фитр.

Курбан-байрам – праздник жертвоприношения, главный ежегодный религиозный праздник у мусульман. Начинается 10-го числа месяца зуль-хиджжа (12-го месяца мусульманского лунного календаря) и длится три-четыре дня. Ислам предписывает верующим в этот день принести кровавую жертву (заколоть овцу или барана, быка, корову или верблюда) в память о том, как Ибрахим был готов принести в жертву Аллаху своего сына Исмаила. Мясо отдают бедным, а частично используют для праздничной трапезы семьи. В ритуал праздника входят специальная молитва, посещение могил предков, взаимные визиты к друзьям, обновление одежды.

Мирадж – праздник, установленный в честь фантастического путешествия Мухаммеда на белом сказочном животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда по световой лестнице на небо для беседы с Аллахом, совершенного, как утверждают богословы, в одно мгновение. Мирадж отмечается 27-го числа месяца раджаб (7-го месяца мусульманского лунного календаря). Вопрос о характере вознесения Мухаммеда (телесном или духовном) является предметом давних споров между богословами. В последние годы мирадж нередко трактуется как указание на возможность освоения человеком космоса.

Ашура – главная дата шиитского религиозного календаря, день поминовения шиитского имама аль-Хусейна ибн Али (внука пророка Мухаммеда), погибшего 10 мухаррама 61 года хиджры (10 октября 680 года). В течение первых десяти дней месяца мухаррам устраиваются мистерии, инсценирующие историю гибели аль-Хусейна, торжественные чтения сказаний о нем, вывешиваются траурные флаги и лозунги. 10 мухаррама – день торжественного шествия, плача по аль-Хусейну. Некоторые из участников шествия наносят себе кровоточащие раны, подчеркивая свою скорбь и напоминая о кровавой битве отряда аль-Хусейна с омейядскими войсками. На первые десять дней мухаррама приходится и празднование начала мусульманского Нового года (лунного).

Мавлюд – праздник по случаю дня рождения пророка Мухаммеда. Отмечается 12-го числа (в ряде мест – 9-го числа) месяца рабби аль-ав-валя (3-го месяца мусульманского лунного календаря).

Пятница – считается у мусульман днем отдыха и празднуется еженедельно, как у евреев суббота, а у христиан – воскресенье. В арабских странах пятница – официальный выходной день, а также день посещения мечети для совершения молитвы, обставляемой более торжественно, чем в обычные дни.

Основные обряды в иудаизме.

Мезуза и цицит. Иудаизм предписывает верующему в обязательном порядке развешивать мезузу и носить цицит. Мезуза – кусок пергамента, на котором написаны стихи из Второзакония; свернутый свиток помещается в деревянный или металлический футляр и прикрепляется к косяку дверей. Цицит – кисти из шерстяных ниток, прикрепленные к краям арбаканфота, т. е. к четырехугольному куску материи, одеваемому религиозными евреями под верхнюю одежду.

Капорес. Магический обряд капорес совершается в ночь накануне судного дня и состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина – курицу), произнося три раза специальную молитву. Затем птицу режут, а мясо поедают в ночь на исходе судного дня.

Лулав. Древний обряд лулав совершается во время молитвы в дни осеннего иудейского праздника кущей (суккот). Молящийся должен в одной руке держать лулав, состоящий из пальмовой ветви, перевязанной тремя миртовыми и двумя вербными ветками, а в другой – эсрог, особый сорт лимона, и ими потрясать воздух, что якобы служит магическим средством для вызова ветра и дождя.

Ташлих. В день иудейского Нового года (Рош-Гашана) верующие собираются у реки, читают отрывки из ветхозаветной книги Михея и распевают религиозные гимны. Во время чтения молитв верующие вытряхивают карманы и бросают в воду крошки хлеба, полагая, что тем самым освобождаются от грехов.

Кошер и треф. Согласно иудейскому вероучению, пища делится на дозволенную (кошерную) и недозволенную (трефную). Можно питаться мясом жвачных животных, домашних птиц, зарезанных по правилам шехиты (ритуального убоя). Запрещено одновременно употреблять мясную и молочную пищу. К табуированной пище относится свинина.

Обрезание. Исполнению этого обряда в иудаизме придается особое значение: исполнение этого великого завета Яхве считается залогом религиозной исключительности еврейского народа.

Омовение. Верующему предписано накануне субботы и других религиозных праздников совершать омовение в микве – специально оборудованном бассейне с дождевой или ключевой водой, предваряя каждую молитву омовением рук.

Иудейские праздники.

Пасха – весенний праздник, отмечается в честь исхода евреев из Египта. В празднование Пасхи привносится идея ожидания мессии.

Шебуот – праздник в память дарования Торы на горе Синае пророку Моисею через семь дней после исхода. Отмечается на 50-й день после второго дня Пасхи.

Новый год (Рош-Гашана) и судный день (Йом-Кипур) – праздники, в которые, согласно иудейскому вероучению, все жители мира как бы проходят перед Яхве и он, вникая во все дела людей, выносит приговор каждому человеку в отдельности по заслугам.

Буддийские обряды и обычаи.

Дзул-хурал – так называется святильный обряд, совершаемый поздней осенью. Верующие перед изображением богов каются во всех случаях плохого обращения с домашними животными. В каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими.

Найдани-хурал – обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается осенью. Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найданы были когда-то мирскими людьми, но, уйдя в отшельничество, заслужили спасение. Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям.

Поклонение святым местам. Верующие совершают паломничества к местам, объявленным ламами священными. Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники, а также скалы и камни необычной формы.

Семейный алтарь. В каждом жилище верующего на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие, писанные на полотне, шелке или дереве иконы, лежат различные священные предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы.

Христианство — одна из религий авраамического направления, базирующаяся на описанном в Еванге­лие акте искупления грехов человечества богочеловеком Иисусом Христом. По распространенности эта монотеистическая религия считается самой крупной в мире, на сегодняшний день число ее приверженцев, по данным ООН, достигает 1,5 млрд. Христианские традиции, основанные на Ветхом и Новом завете, и определяют церковную и домашнюю жизнь верующих.

Христианские традиции

Основные каноны направления в христианстве

Христианство как религия зародилось в I веке в среде палестинских иудеев и быстро получило распространение среди греко-римлян и других этнических групп. Уникальность этой религии в том, что она предполагает не только вечность души человека, но и воскресение тела после загробной жизни. Правда, не все воскресшие будут достойны пребывания в Царстве Небесном.

Основными направлениями в христианстве сегодня считаются католицизм, православие и протестантизм. И хотя древние христианские религиозные традиции и главные догмы христианства ― вера в грядущее воскресение и божественная сущность Иисуса Христоса ― являются для них общими, у каждого из направлений существуют свои особенности вероучения и различия в толковании некоторых религиозных канонов.

Традиции христиан

Принципиальное отличие между Католической и Православной Церквями состоит в понимании единства Церкви. Для православных достаточно разделять одну веру и таинства, они считают воплощением Вселенской Церкви каждую поместную Церковь епископата, католики в добавление к этому видят необходимость в едином руководстве всех церквей, которое осуществляет верховный правитель Святого Престола ― Папа.

Черты, отличающие протестантскую Церковь от католической и православной, многочисленнее. Так, протестанты признают Библию, но отвергают Священное Предание Церкви и церковные священнодействия. У них не принято молиться за умерших, веруя, что благодаря молитвам Господь облегчит их посмертную участь. Протестанты отрицают посты и считают, что признания Иисуса Христа Богом уже достаточно для спасения, и никаких дел для этого не нужно. Тогда как католики и православные христиане утверждают, что доказывать свою веру необходимо делами, исполняя заповеди Отца.

Религиозные традиции христиан

В большинстве религий существуют особые ритуальные действия ― таинства, через которые человеку невидимым образом передается спасительная Божия благодать. Первоначально в традициях христианской веры было два таинства – крещение и причащение.

Христианские таинства

В 1279 году на Вселенском соборе в Лионе в список таинств были включены еще пять церковных обрядов. Они признаются православной и католической церковью, протестанты трактуют церковные таинства как простой религиозный ритуал.

Венчание в христианстве

Посмертные обряды

Для христиан смерть — не конец существования, а переход в иной мир, к вечной жизни. Чтобы усопший предстал пред Господом в чистоте, его тело омывается водой, затем на него надевается крестик. Над гробом принято читать Книгу Псалмов, а перед преданием тела земле покойника отпевают в церкви. Отпевание и погребение у христиан обычно совершают на третий день после смерти. Гроб с телом располагается в могиле головой на запад, над могильным холмиком устанавливается крест.

Христианские праздники

Период формирования христианских праздников и традиций приходится на V-VI века. Самым важным праздником у христиан считается дата Воскресения Иисуса Христа, Пасха, которая отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния.

Пасха у христиан

Согласно общецерковному календарю, христиане празднуют:

  • Рождество (7 января),
  • Крещение (19 января),
  • Сретение (15 февраля),
  • Благовещение (7 апреля),
  • Вербное воскресенье (отмечается за неделю до Пасхи),
  • Вознесение Господне (отмечается на 40-й день после Пасхи),
  • Троицу (отмечается на 50-й день после Пасхи),
  • Преображение Господне (19 августа),
  • Успение Пресвятой Богородицы (28 августа),
  • Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября),
  • Воздвижение Креста Господня (27 сентября),
  • Введение во Храм Пресвятой Богородицы (4 декабря).

Все христианские духовные традиции опираются на церковные догматы, основной из которых ― уверенность, что после второго пришествия Христа умершие смогут воскреснуть плотью, а те, кто жил на Земле праведно, смогут войти в Царствие Небесное и получить вечную жизнь.

Условно все обряды делятся на три вида:

  1. Обряды бого­слу­жеб­ные— свя­щен­но­дей­ствия, совер­ша­е­мые во время цер­ков­ных бого­слу­же­ний: елео­по­ма­за­ние, вели­кое освя­ще­ние воды, вынос святой пла­ща­ницы в Вели­кую пят­ницу и так далее. Эти обряды пред­став­ляют собой часть хра­мо­вой, бого­слу­жеб­ной жизни Церкви.
  2. Обряды сим­во­ли­че­скиевыра­жают раз­лич­ные рели­ги­оз­ные идеи Церкви. К тако­вым, напри­мер, отно­сится крест­ное зна­ме­ние, кото­рое мы мно­го­кратно совер­шаем в вос­по­ми­на­ние крест­ных стра­да­ний Гос­пода нашего Иисуса Христа и кото­рое вместе с тем явля­ется реаль­ным ограж­де­нием чело­века от воз­дей­ствия на него злых демо­ни­че­ских сил и иску­ше­ний.
  3. Обряды, освя­ща­ю­щие житей­ские нужды хри­стиан: поми­но­ве­ние усоп­ших, освя­ще­ние жилищ, про­дук­тов, вещей и раз­лич­ных благих начи­на­ний: учебы, поста, путе­ше­ствия, стро­и­тель­ства и тому подоб­ное.

Зачем в Церкви так много обря­дов? Неужели нельзя слу­жить Богу просто, без лишних види­мых дей­ствий?

Каждый цер­ков­ный обряд воз­вы­шает нас над обы­ден­но­стью и помо­гает сопри­кос­нуться тем, что выше земных чувств и изме­ре­ний. Так, воз­жжен­ная свеча сим­во­ли­зи­рует наше молит­вен­ное горе­ние пред Богом и свет истин­ной веры, оза­ря­ю­щей сумерки мира. Как пре­красно молиться вече­ром при огне свечи или лам­пады! Окроп­ле­ние святой водой своего жилья есть при­об­ще­ние его к свя­тыни Церкви, известно, как после этого в домах, под­вер­жен­ных дей­ствию нечи­стой силы, все уми­ро­тво­ря­ется.

Обилие цер­ков­ных обря­дов сви­де­тель­ствует о богат­стве духовно-сим­во­ли­че­ской жизни Церкви. Види­мые бого­слу­жеб­ные дей­ствия и пред­меты цер­ков­ного быта заклю­чают в себе глу­бо­кие бла­го­дат­ные сим­волы, как выра­же­ние духовно совер­ша­ю­ще­гося в част­но­сти, каж­де­ние храма и моля­щихся людей святым лада­ном сим­во­ли­зи­рует обилие бла­го­дати Духа Свя­того, оби­та­ю­щего в храме и осе­ня­ю­щего моля­щихся. А пома­за­ние во время Все­нощ­ного бдения веру­ю­щих святым елеем озна­чает небес­ное бла­го­сло­ве­ние, пода­ва­е­мое на бого­слу­же­нии.

Ничто в бого­слу­же­нии не явля­ется слу­чай­ным — ни гим­но­гра­фия, ни види­мые дей­ствия. Ведь чело­веку свой­ственно стрем­ле­ние к твор­че­ству, и потому свои рели­ги­оз­ные чув­ства и мысли он выра­жает в молит­вах и пес­но­пе­ниях. А поскольку помимо души у нас есть тело (что нуж­да­ется в куда мень­шем обос­но­ва­нии, нежели бытие души), то свои рели­ги­оз­ные чув­ства мы выра­жаем посред­ством покло­нов, коле­но­пре­кло­не­ний и уже упо­мя­ну­того крест­ного зна­ме­ния. А если доста­точно только в душе слу­жить Богу, то зачем Бог даро­вал нам еще и тело? Не напрасно в Свя­щен­ном Писа­нии ска­зано: Про­слав­ляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, кото­рые суть Божий ( 1Кор. 6:20 ).

Соблю­дая уже сло­жив­шу­юся тра­ди­цию, напри­мер, посе­ще­нием храма в поло­жен­ной одежде, мы выра­жаем наше ува­же­ние к храму и к тем, кто освя­тил эту тра­ди­цию соб­ствен­ной бла­го­че­сти­вой жизнью. Эти обряды соблю­дали не только святые подвиж­ники, но и цари, и зна­ме­ни­тые обще­ствен­ные дея­тели, и вели­кие ученые — после­дуем же за ними.

Из кн. “Во что мы веруем”. — М. : Изд-во Сре­тен­ского мона­стыря, 2015

Каким должно быть наше уча­стие в цер­ков­ных обря­дах

Обря­до­вым формам их свя­щен­ное зна­че­ние сооб­щает молитва. Только через молитву дей­ствие ста­но­вится свя­щен­но­дей­ствием, а ряд внеш­них про­цес­сов — обря­дом. Не только свя­щен­ник, но и каждый из при­сут­ству­ю­щих должен внести свою лепту в совер­ше­ние обряда — свою веру и свою молитву.

В чём смысл освя­ще­ния

Освя­ще­нием пра­во­слав­ные хри­сти­ане назы­вают обряды, кото­рые вво­дятся Цер­ко­вью в хра­мо­вую и личную жизнь чело­века, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его дея­тель­ность и все окру­же­ние его жизни нис­хо­дило бла­го­сло­ве­ние Божие. В основе мно­го­об­раз­ных цер­ков­ных молеб­нов лежит жела­ние оду­хо­тво­рить чело­ве­че­скую дея­тель­ность, совер­шать ее с Божией помо­щью и по Его бла­го­сло­ве­нию. Мы просим Гос­пода так напра­вить наши дела, чтобы они были угодны Ему и при­но­сили пользу ближ­ним, Церкви, Оте­че­ству и нам самим; бла­го­сло­вить наши вза­и­мо­от­но­ше­ния с людьми, чтобы в них гла­вен­ство­вали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, при­над­ле­жа­щие нам вещи, овощи, выра­щен­ные на нашем ого­роде, вода из колодца через нис­шед­шее на них бла­го­сло­ве­ние Божие помо­гали нам в этом, защи­щали, укреп­ляли наши силы. Освя­ще­ние дома, квар­тиры, авто­мо­биля или какой-либо другой вещи есть сви­де­тель­ство, прежде всего, нашего упо­ва­ния на Бога, нашей веры в то, что ничего не про­ис­хо­дит с нами без Его святой воли.

Цер­ковь все необ­хо­ди­мое для чело­ве­че­ской жизни освя­щает молит­вой и бла­го­сло­ве­нием. Цер­ко­вью освя­ща­ется и вся при­рода, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.

Самые важные церковные обряды в православии

В жизни русских людей можно выделить две категории обрядов: православные и языческие. Одна от другой принципиально отличается. Примером могут послужить святочные гадания, которые не имеют никакого отношения к православию.

Верующие определяют церковный обряд как лестницу, которая помогает разуму человека осмыслить и достичь неба. Среди церковных православных обрядов есть такие, что проводятся единожды и такие, что повторяются. Подобные обряды предназначены для того, чтобы их посредством на христианина восходило Господнее благословение.

Церковные православные обряды подразделяются условно на три категории:

  • Первая категория обрядов связанная с Литургией (вынос плащаницы, освящение артоса, помазание елеем, освящение воды).
  • Второй вид обрядов – житейские (освящение благих начинаний, поминовение усопших).
  • Еще один вид обрядов – это символические, которые воспринимаются человеческим разумом как путь к общению с Богом.

Крещение

Одним из самых важных церковных обрядов является крещение. Сегодня его проводят над новорожденными, тем самых помогая им стать маленькой частицей Церкви и получить Божью благодать. Истинным христианином можно стать, только приняв крещение. Раньше крестили человека уже взрослого. Это объясняется тем, что он во взрослой жизни мог сам выбирать вероисповедание. Крещение проводится в несколько этапов: оглашение, покаяние и собственно крещение. Необходимым церковным обрядом, который проводится наряду с крещением, является также наречение имени. Младенца обычно нарекали на честь святых православной церкви.

Самые важные церковные обряды в православии

Священное Писание рассказывает о том, что после сорокадневного потопа голубь принес Ною масличную ветку. Она символизировала примирение и спасение. Так сейчас также используется освященный елей, как знак благодати Господней. Во время обряда крещения елеем помазывают руки, ноги, уши, междорамие, грудь и чело ребенка. Говорят, что елей освещает мысли и желания человека.

Вступление в ряды верующих нового члена завершается Таинством миропомазания, состоящее из двух этапов: освящения мира и помазания.

Обряд бракосочетания

Следующим очень важным обрядом в православии считается Таинство брака. Обычаи и традиции этого обряда берут свои корни еще из древности. Заключение брака символизирует вечную любовь, освященную свыше. В браке у мужчины и женщины создаются идеальные условия для продолжения рода. На протяжении веков укладывались обряды и традиции, сопровождающие брак.

Среди современных обрядов самые важные можно выделить такие: добровольное согласие молодоженов, благословение родителей, подарки, свидетели, брачный обед. Накануне свадьбы священник должен был объявить прихожанам о предстоящем браке, чтобы убедиться, что нет препятствий для его осуществления. Акт бракосочетания должен был быть занесен в специальные церковные документы. Рядом с брачным обрядом идет обряд венчания, который освещает связь между мужем и женой.

Самые важные церковные обряды в православии

Перед самим браком проводят обряд обручения. Он состоит в том, что священнослужитель должен освятить кольца жениха и невесты, чтобы они стали символом бесконечной любви, уважения и терпения друг к другу. Говорят, что кольца должны быть ровными и гладкими, тогда и жизнь семьи будет такой же. Короны, которые во время венчания надеваются на головы, говорят о том, что с сегодняшнего дня молодожены получают благословенный венец Господний, который должны достойно пронести через всю свою жизнь вместе.

Обряд погребения

Завершающим обрядом, который проводится на земном пути человека – это его погребение. Этот обряд сопровождает переход от жизни земной к загробной. В православной традиции смерть мыслится как рождение человека для вечной жизни. Человеческое сознание не может постичь тайну разлучения тела и души. Приготовления и молитвы за душу покойного помогают ему спокойно покинуть наш мир и перейти в другой. Обряд погребения несколько отличается в зависимости от того, кого хоронят: младенца, священника, инока или мирского человека.

Над умершим единожды совершается обряд отпевания. Такие заупокойные службы, как лития или панихида повторяются. Во время отпевания молятся за усопшего и просят отпущения грехов, совершенных ним за жизни.

Основная цель обряда – это обретение духовного покоя усопшим. Также отпевание помогает близким пережить утрату. Отпевания мирского человека происходит за три этапа. Так человека отпевают дома, в церкви и читают завершающие молитвы перед тем, как опустить гроб усопшего в яму.

Моление за усопших происходит во время панихид, которые по составу напоминают утреннюю. Совершают панихиду после смерти человека на 3-й, 9-й, и 40-й дни. Они могут быть общие и индивидуальные. Полную панихиду называют парастас. Когда тело покойного выносят из дома, то поют литию.

Согласно церковному обычаю в гроб усопшего кладут кутью. Эта пища наделена мистическим значением. Ведь семена, посаженные в землю, прорастают и набирают жизни, так и человеку нужно войти в землю, чтобы переродится для неба.

Самые важные церковные обряды в православии

Моления за усопших усиливаются с приближением церковных праздником. Христиане веруют, что душа усопшего после смерти попадает в чистилище, где огнем очищается от грехов, совершенных на земле. Молитвы, Литургии и панихиды за покойными помогают укоротить срок пребывания в чистилище и поскорее войти в небо. Кроме того, что заупокойные молитвы помогаю усопшим, они помогают и живим.

Кроме вышеперечисленных церковных обрядов существует еще ряд других. Однако крещение, венчание и погребение считаются самыми важными обрядами в жизни православного человека. Они наделены силой изменять в лучшую сторону материальную и духовную жизнь человека, приближая его тем самым к Господу.

Другие многочисленные обряды, которые берут начало своей истории еще с древности также предназначены приносить пользу человеку и охранять его дом, семью, здоровье и жизнь от дьявольских влияний.


Обряд — это внешнее выражение внутреннего значения религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание[1].

В Православной Церкви мы видим определенно обозначенное число таинств. Их семь: Крещение, Миропомазание, Елеосвящение, Евхаристия, Исповедь, Венчание, Священство.

Обряд, однако, не ограничивается по своей сути лишь тем, что окружает таинства, но в некоторой степени тоже является таинством Церкви. Так, не относящееся к числу семи таинств пострижение в монашество автоматически становится обрядом.

Монашество


Чин пострижения в монашество поистине является таинственным входом человека в мир высокодуховного ангельского чина, крещением в определенном смысле. Постриг или пострижение в монашество — таинственный ввод человека под иго Христа (см. Мф. 11, 28, 29), подобно миропомазанию.

Пострижение волос в дохристианские времена было символом рабства, либо связано с перенесением какого-либо горя. Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов — символом послушания и жертвы[5]. В наше время с постригом связано несколько действий обрядового характера: 1. пострижение волос совершается над новокрещеным после крещения в знак служения Христу; 2. пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения Церкви; 3. пострижение, совершаемое при принятии монашества.

Монашеский постриг соответствует трем степеням монашества. Так, существует постриг в рясофор, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму[6]. Основные элементы, присутствующие при чине пострига: произнесение обетов, монашеское одеяние и непосредственно сам постриг волос. Пострижение в рясофор не является само по себе, в буквальном смысле, принятием монашества, т.к. не даются монашеские обеты. Но при этом постриге читаются над постригаемым молитвы, и он вручается духовнику для жизни в монастыре. Постриг в мантию или малую схиму в настоящее время включает в себя по умолчанию и рясофорный. В этом постриге есть и обеты, и более торжественный обряд. Обеты, даваемые при постриге в мантию, следующие: послушание, постничество, целомудрие, нестяжание, благоговение. Постриг в великую схиму идет по тому же чину, что и в малую, но с гораздо большей торжественностью[7].

Погребение и отпевание


Пожалуй, тщетна вера наша, если Иисус Христос не воскрес (см. 1 Кор. 15, 12, 13), если мы не ждем жизни после смерти. Мы веруем в жизнь после смерти, в жизнь будущего века (Символ веры).

Посредством таинств мы воссоединяемся Церковью с Богом и миром. Посредством молитв за усопших мы можем умолить Бога и их (усопших) воссоединить с Собой.

Тело человека — это храм его души, а тело христианина — еще и храм живущего в нем Святого Духа (см. 1 Кор. 6, 19). Поэтому и отношение к телу в Православной Церкви не только как к клети души подобно отношению эпикурейцев. В своей земной жизни человек прибегает к различным благодатным таинствам Церкви, которые освящают не только его душу, но и тело. Как в ветхозаветной, так и в новозаветной Церкви к телу усопшего относились с любовью и почтением, поскольку тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). Поэтому его тело приготавливали к погребению определенными действиями. Такая подготовка включает в себя: омовение тела, облачение усопшего, положение тела в гроб, чтение и пение погребальных молитв[8].

На третий день после смерти над телом усопшего совершается отпевание. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин. Его совершает священник над членом Церкви, который преставился от временной жизни. В этом чине Церковь молится о прощении упокоившемуся всех его прижизненных грехов.

Отпевание может совершаться в храме или на дому, куда приглашается священник. Во время отпевания все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего[9].

Также в Русской Православной Церкви есть практика заочного отпевания, т.е. такого отпевания, которое совершается священником без тела покойного. Однако эта практика, вошедшая в общий обиход в дни гонения на Церковь из-за невозможности совершать отпевания традиционным методом, является производной от случаев, когда тела покойного нельзя было найти или в том случае, если усопший уже похоронен, а отпевание по какой-то причине не состоялось. Поэтому отпевание покойного заочно в наше время, за исключение вышеописанных случаев, является неприемлемым.

Церковное отпевание не совершается над лицами иной веры, некрещеными, а также самоубийцами (за исключением случаев умопомрачения).

Помимо отпевания, в третий, девятый и сороковой дни по смерти человека нужно совершать заупокойную службу, именуемую панихидой. Также панихиду совершают в день рождения покойного, в дни его тезоименитства и в день его смерти.

Панихида — это богослужение, за которым поименно поминаются усопшие, им испрашивается у Бога прощение согрешений, блаженная вечная жизнь и упокоение со святыми.

Молебен


Молебен, или молебное пение, — это особенное богослужение, на котором испрашивают благодатной помощи Господа Иисуса Христа, Преблагословенной Богородицы, Небесных Сил или святых Православной Церкви. Молебны служат не только чтобы испросить помощи в различных нуждах, но и для благодарения за полученные благодеяния Божии.

Молебны служатся не только в храмах, но и по домам верующих, на улицах, в поле (на бездождие), в школах (на начало учебы) и т. п.

Акафист


Во многих храмах и монастырях совершаются в наше время молебные пения с присоединением к ним акафистов. Такая практика получила распространение лишь на территории Русской Православной Церкви и только за последние полтора-два столетия[12].

Освящение воды

Святая вода употребляется верующими с благоговение и молитвой, во исцеление души и тела[16].

Освящение храма

Чин великого освящения храма, как правило, совершает правящий архиерей. Накануне освящения вечером в храме совершается служба Обновления храма, а непосредственно в день освящения до службы совершается водосвятный молебен. Во время освящения в основание престола влагается частица мощей какого-либо святого, что и составляет главную святыню освященного храма. С этой частицей мощей совершается крестный ход. Также частица мощей влагается в антиминс.

Сразу после великого освящения храма на только что освященном престоле служится первая Литургия — знак того, что храм освящен и будет служить для верующих Домом Спасения.

Освящение вещей

Все чинопоследования освящений сопровождаются кроплением освящаемых предметов святой водой. В молитвах на освящение испрашивается Божие благословение на пользование во славу Божию той или иной освящаемой вещи.

Читайте также: