Обряды в буддизме кратко

Обновлено: 04.07.2024

Так называется "святильный обряд", совершающийся поздней осенью. Дацанские храмы освещаются снаружи и внутри множеством свечей, при свете которых верующие перед изображением богов каются во всех случаях плохого обращения с домашними животными.

Буддийские обряды

Плохой корм, побои, непосильная работа, которые заставляют животных страдать, - тяжелые грехи, вызывающие якобы дурное перерождение. Ведь в каждом домашнем животном, по ламаистским представлениям, может жить перевоплотившийся умерший родственник верующего. Покаяние должно избавить верующего от вины перед умершими. Возможно, что в своих истоках дзул-хурал восходит к индийскому культу "священных" животных.

Обряд, посвященный отшельникам (найданам), возведенным в ранг божеств. Совершается также осенью Вывешивая изображения найданов, подчеркивающие их дряхлость, безразличие ко всему окружающему, ламы рассказывают верующим, что найдены бы ли когда-то мирскими людьми, но уйдя в отшельничество, заслужили „спасение". Найдани-хурал подчеркивает опасность всякой привязанности к жизни, ибо эта привязанность ведет к дурным перерождениям.

Обо - обряд, перенятый ламаизмом у шаманизма. Обычно в Бурятии он совершается летом, перед началом сенокоса. Около кучи камней, сложенной на вершине холма, склоне горы, на перевале, ламы и верующие читают молитвы, в которых выпрашивают помощь у духов - "хозяев местности". На камнях оставляют жертву - пищу, монеты, шелковые платки (хадаки) Особенно усиленно молятся около обо во время засухи, так как ламы уверяют, что дождь посылается „хозяевами местности". Во время проведения обо нередко забивают скот.

Есть также обо, посвященные божествам ламаистского пантеона.

В Калмыцкой АССР изредка наблюдается проведение близкого к обо обряда усу тяялгн, т. е. жертвоприношения духу - „хозяину воды". Для увеличения лова рыбы при большом стечении членов рыболовецкой артели на специально сооруженном отогнанном в море плоту закалывается козленок, кровь которого под чтение заклинаний стекает в котел со свежесваренной ухой.

Поклонение святым местам

В ряде мест Бурятии, Калмыкии и Тувы имеются места, объявленные ламами "священными". К ним верующие совершают паломничества. Особенно славятся гора Алханай в Агинском автономном национальном округе Читинской области и Аршан в Тункинском аймаке БАССР. Обычно считается, что магическую целебную помощь оказывают источники (арша-ны), а также скалы и камни необычной формы. Так, на склоне Алханая есть скала с небольшим отверстием, через которое пролезают беременные женщины, считая, что это принесет им благополучные роды. Часто у „святых" мест ищут помощи от бесплодия, хронических болезней и т. д.

В каждом жилище верующего бурята, калмыка, тувинца на почетном месте помещается невысокий шкафчик с полочкой перед ним. Внутри стоят металлические, глиняные, деревянные скульптурные изображения божеств буддийского пантеона (бурханы), висят небольшие писанные на полотне, шелку или дереве иконы, лежат различные „священные" предметы. На полочке стоят бронзовые чашечки для жертвоприношений, курильные свечи, цветы. Изготовление икон и статуэток божеств было монополизировано ламами и приносило им большие доходы.

Молитвы, обращенные к бодисат-вам, обычно просто механически заучивались верующими, так как язык их .(тибетский) оставался непонятным. Кроме молитв верующим приходилось заучивать множество заклинаний (тарни) для того, чтобы уберечь себя от действия злых духов и всевозможных несчастий. Желающие могли вести „учет" произнесенным молитвам и заклинаниям с помощью специальных четок. Некоторые особо благочестивые верующие собирали эти четки в мешок и отдавали едущему на поклонение святыням Тибета, чтобы боги точнее узнали о его - верующего - благочестии.

Наряду с этим ламаизм ввел своеобразную „механизацию" молитвы. В так называемые хурдэ - полые, обычно металлические, цилиндры - закладываются молитвенные тексты. Цилиндры бывают самых различных размеров : диаметром и высотой от нескольких сантиметров до нескольких метров. Через центры крышки и дна цилиндра пропущена ось, вокруг которой все сооружение может вращаться. Считается, что один оборот цилиндра равнозначен прочтению всех заключенных в нем молитв и священных текстов.

Вера в талисманы

Бу - талисман - носится почти всеми ламаистами. Он состоит из куска бумаги или материи, на котором нанесены тексты молитв и заклинаний - для долгой жизни, для защиты от болезней или насильственной смерти и т. д. Сложенный текст обшивается кожей и носится на шнурке на шее. Более действенным считается гу -маленькая статуэтка Будды или часть одежды „живого бога", носимая тоже на шее в деревянном или серебряном, украшенном чеканкой футлярчике. После обряда, совершаемого при присвоении имени новорожденному, лама привязывает к шее, к рукам и ногам ребенка бумажные талисманы, которые должны отвратить от новорожденного болезни и несчастья.

Гурумы и абаралы

Любое событие в жизни ламаиста заставляет его обращаться за советом к ламе-зурхачину, т. е. гадателю-астрологу. Последний указывает верующему, какие обряды и заклинания надо провести для успешной перекочевки на другое место, при покупке скота или выдаче замуж дочери, при болезни и похоронах родственника и т. п. Немалую роль при этом играет принятый в буддизме индийский календарь. В нем годы называются по наименованию знаков зодиакального круга: мышь, бык, тигр, заяц, дракон, змея, лошадь, овца, обезьяна, курица, собака, свинья. Эти названия сочетаются с одним из пяти „элементов" -дерево, огонь, земля, железо, вода. В результате получаются шестидесятилетние циклы, ведущиеся от 1027 г. нашего летосчисления. Сейчас идет 16-й цикл. Именно этот календарь, обычно именуемый японским, лег в основу некоторых неомистических представлений, получивших распространение в последние годы. Месяцы именуются тоже знаками зодиака или просто порядковыми номерами. Дни недели - названиями семи светил. Рассчитав все „данные", лама-астролог составляет на новорожденного гороскоп, в котором, основываясь на качественных особенностях года рождения („огненный дракон", „водяная курица" и т. д.), дня и месяца появления на свет и т. п., „предсказывает", чего и когда надо опасаться вступающему на жизненный путь, какие заклинания произносить, на ком он может жениться и т. д.

В менее ответственных случаях гадают по трещинам, образующимся при опускании раскаленной бараньей лопатки в холодную воду, по игральным костям (шоо) и пр. Когда „установлена причина" болезни, кражи, стихийного бедствия, специальный лама-заклинатель (абаралчин, или гурумчин) совершает часто сложный и дорогостоящий обряд - гурум, или абарал. Особенно много гурумов связано с представлением о злых духах как причине болезни и смерти человека, падежа скота и т. д. Одним из популярных гурумов является аминзолик, который раньше в случае назначения ламой проводился верующим обязательно, хотя бы это вело к полному разорению. Лама изготовлял в юрте соломенное чучело, одевая его в лучшую одежду больного. Затем путем заклинаний „загонял" туда вызвавших болезнь злых духов, после чего увозил в степь чучело вместе с платой за гурум. Гурум "жалдой" требовал сооружения на специальном столике вылепленных из теста или глины изображений людей или животных, которым надо оказать „помощь". Они окружены оградой из палок, сабель и стрел. Сюда тоже загонялись злые духи. Во время гурума "ухедэл дараха" ламы якобы ловят чертей и могут даже победить смерть.

Многие обряды и суеверия связаны с представлением о том, что счастье — нечто полуматериальное, могущее быть .„приданным" или „отторгнутым" от данного дома. Для „удержания" счастья в доме при удалении из него части имущества (при продаже скота, молока) верующие оставляют в доме частицу удаляемого - клок шерсти овцы, несколько капель молока, проливаемых на пол.

Буддизм — одна из крупнейших религий в мире, имеющая немалое количество различных направлений. Тем не менее, основные культурные и религиозные традиции буддизма имеют единую основу, поскольку неразрывно связаны с вехами жизни основателя течения — Сиддхартхи Гаутамы (Будды). Эти традиции и ритуалы существенно отличаются от других крупных мировых религиозных течений и исполняются в строгой атмосфере аскезы — неукоснительного соблюдения предписаний, обычаев, обрядов и обетов.

Традиции буддизма

Монашеский образ жизни

Понятие монаха в буддизме не совсем соответствует обычному представлению. Это не священнослужители и не принявшие определенный постриг послушники, а рядовые ученики, проходящие общее обучение, изучающие священные писания, тексты, мантры и основы медитации. Живут они в общинах, которые называются сангха и располагаются на территории определенного храма Будды. Ограничений на вступление в общину практически нет, это может быть как мужчина, так и женщина.

У каждого направления буддизма имеется определенный свод правил, эти предписания должны соблюдаться монахами из числа последователей данного учения неукоснительно. К примеру, одни из них накладывают запрет на употребление мясной пищи, другие обязывают заниматься исключительно сельскохозяйственными работами, третьи сугубо запрещают участие в социальной и, тем более, политической жизни общества. Все, что нужно для жизни, последователи данного религиозного учения получают от подаяний.

Монахи

Традиционные праздники в буддизме

Праздники в Буддизме

На основании всего этого постепенно очищается сознание, уходит все наносное, восстанавливается особая тонкая структура человеческой души. В дни буддийских праздников считается необходимым посещение храма, кроме того, делаются подношения членам своей общины, храму, Учителю, Будде. Тем не менее, нет ничего страшного, если монах остается в праздник дома, если сочтет нужным и решит, что это поможет лучшему настрою его души. Считается, что, если он правильно ее настроит, то, независимо от местонахождения тела, сможет присоединиться к общему энергетическому полю торжества.

Список особых дней в буддизме достаточно широк, остановимся на основных и самых важных и знаковых из них.

Вишакха Пуджа

Данный праздник являет собой символ трех главных событий из земной жизни Будды. Это его рождение, последующее просветление или пробуждение и уход от земной жизни в нирвану. Во многих направлениях религии существует мнение, что даты этих событий совпадают. Празднование длится неделю. К этому времени на всех храмах развешивают украшения из бумажных фонариков и ярких цветочных гирлянд, а по их территории расставляют множество горящих лампадок. Приходящим мирянам рассказывают истории из жизни Великого Учителя и философские назидания, читают молитвы.

Вишакха Пуджа

Асалха

Асалха

Торжество приходится на июль и устанавливается в день полнолуния. Асалх посвящен Дхарме — учению о просветлении, а также указывает на основание общин. Самые первые и них были созданы из учеников Будды, которые шли за ним следом и исполняли то, что он говорил. Таким образом, праздник олицетворяет три эти понятия (Будда, Дхарма и Сангха) и их единство. С этого дня начинается обязательный период затворничества, в который принимать пищу позволительно только в первой половине дня — от восхода солнца и до полуденного часа. Начало периода затворничества совпадает с началом сезона дождей. В это время Будда запрещал монахам передвигаться, чтобы случайно не раздавить насекомое

Катхина

По устоявшейся традиции, миряне приносят для монахов новые одеяния, а также другие подношения, поскольку после окончания поста они снова выходят из стен монастыря и многие из них отправляются странствовать. В настоящее время многие буддийские храмы на территории Таиланда имеют в качестве земных покровителей влиятельных лиц страны, и те инициируют данную ежегодную церемонию. Сам Король или другое уполномоченное лицо Его Величества лично преподносит ткани настоятелям важнейших монастырей страны. Помимо Таиланда, Катхина также отмечается подобным образом в Бирме и Лаосе.

Катхина

Принесенные в общину одеяния, ткани и другие подарки распределяются между ее членами. В число подношений по традиции входят восемь предметов — это готовая одежда, ткани для нее, чаши для подаяний, бритвенные принадлежности, зонты для защиты от солнца и некоторая бытовая утварь. Богатые прихожане приносят полный набор, остальные — кто что может.

Семейные традиции в буддизме

Отношение к семье и браку у последователей буддизма особое. Прежде всего, оно основано на внутреннем осознании значимости и ответственности. С одной стороны, никто никого не осуждает, не принуждает к чему-либо и не ограничивает. С другой стороны, это крепкие браки, в которых практически не бывает измен и прочего разгула страстей. Традиции семейной культуры буддизма основываются не на запретах и предписаниях, а на рекомендациях основателя течения. Эти рекомендации описывают, что и как нужно делать мужу и жене отношении друг друга и детей, чтобы созданная семья стала счастливой и достойной. В рекомендациях сказано, что не стоит не только изменять супругу или супруге, но и флиртовать с другими мужчинами и женщинами во избежание разжигания своих собственных чувств и нарушения душевного покоя супруги (супруга) и заинтересованных особ.

Свадьба

Даная религия ничего не имеет против брака как такового, считая это личным делом и решением каждого. Точно также нет принуждения к сохранению созданного союза до конца жизни, если супругам по какой-то причине семейные узы становятся в тягость. Но расторжение брака должно также происходить по взаимному согласию. Кроме того, считается, что при строгом соблюдении предписанных правил и заповедей Учителя такой необходимости возникнуть просто не может, за исключением редких индивидуальных случаев. Разводы в буддизме, несмотря на разрешение, очень редки. Также принимается во внимание совет Буды не вступать в брак при значительной разнице в возрасте по вполне понятным причинам. Считается, что семья все же создается не для сексуального удовлетворения, а для совместного духовного роста, развития и взаимной поддержки. Это помогает избежать одиночества для тех, кому оно в тягость, и прочих жизненных трудностей и лишений.

Ритуалы в буддизме

Посвящая свою жизнь данной религии, человек принимает ее правила и ритуалы, многие из которых могут показаться европейскому человеку довольно странными. Тем не менее, все они имеют строгое обоснование и основаны на мистической подоплеке и понимании всего происходящего на планете и во Вселенной. Считается, что исполнение данных ритуалов помогает человеку повлиять на собственную карму и на судьбы всего человечества.

Мэнгын Засал

Проводится единожды в девять лет и предназначается для избавления от негативных последствий каждого девятого года жизни человека. Таким образом, они приходятся на 18 (9-летний возраст в расчет не берется), 27, 36 и каждый 9-й последующий год жизни. Считается, что в этом возрасте человек становится наиболее уязвимым, и ему нужна божественная помощь.

Мэнгын Засал

Тчаптуй

Представляет собой ритуальное омовение и проводится для тех, кого одолевают болезни или неудачи. Причина этого усматривается в загрязнении жизненной энергии, на устранение этой энергетической грязи и направлено омовение. Ритуал проводится в закрытой комнате, где помещается специальный сосуд. Над ним в течение длительного времени читается мантра, число ее повторов огромно, от 100 тысяч до миллиона раз. По вере монахов это приводит к схождению божества на воду и приданию ей целебной силы, способной устранить негатив.

Мандал Шива

Поводом для проведения ритуала может послужить рождение ребенка, заключение брака или начало какого-то значимого дела, например, закладки фундамента нового дома. Представляет собой подношение Таре — богине, которой приписывается способность устранять какие угодно препятствия. Ей подносят ароматизированную воду, благоухающие цветы, благословенную пищу, источники света и различные благовония. Все это сопровождается пением специальных мантр и преподнесением особой мандалы, состоящей из 37 элементов.

Мандал Шива

Новый год — традиции праздника

Буддистский Новый год носит называние Салаалган и является одним из немногих торжественных событий, отмечаемых в различное время в зависимости от конкретного религиозного направления. Этот день также традиционно посвящен Будде, однако при встрече Нового года особо вспоминается Шридеви — так в буддизме называют повелительницу времени и высочайшую хранительницу великих тайн жизни и смерти. В эту ночь принято не спать, а возносить молитвы, чтобы привлечь как можно больше успеха и удач в наступающем году. На стол принято ставить молочные продукты.

В некоторых регионах существует новогодняя традиция надевать на статуи, изображающие Будд, новые монашеские одежды. На другой день их снимают и отдают кому-то из монахов для ношения. Это считается великой честью и подразумевает повышение уровня кармы этого человека.

Буддистский Новый год

Особая интересная традиция существует в Лаосе. Здесь под Новый год буддисты стараются купить на рынках или у рыбаков живую рыбу с тем, чтобы выпустить ее в море. Это также дает возможность надеяться на улучшение кармы за проявленное сострадание к обреченному живому существу.

За свою длинную историю буддизм успел претерпеть множество изменений и трансформаций, однако, суть его самого и его традиций осталась прежней — сделать все для будущего счастья человечества и успеть самому за свою жизнь хотя бы на одну ступеньку приблизиться к тому просветлению и пробуждению, которого достиг основатель.

Культура и философия Востока давно занимала умы европейцев своим особым отношением к жизни, живым существам и миру в целом, но особенно манящим был буддизм: эта религия стала третьей самой массовой, после христианства и мусульманства. Буддийские праздники и обряды всегда отличались красочностью, помпезностью и особыми, специфическими ритуалами, уходящими корнями в древнейшие времена. В их основе – учение великого святого Будды Готамы (Гаутамы).

Коротко о буддизме

буддизм праздники

  1. Жизнь – это страдание.
  2. Причина страдания – желания.
  3. Избавление от страданий – в Нирване.
  4. Достигнуть Нирваны можно, следуя Восьмеричному пути.

Буддизм подразделяется на несколько основных и множество мелких школ, между которыми существуют незначительные, но все же различия во взглядах на свое учение:

Китайский буддизм и Дзен также считаются ответвлениями буддизма, но в них упор делается на достижения поздних мастеров, а не самого Будды Готамы.

В чем особенность буддийских праздников?

буддийские праздники

Другая особенность в том, что буддийское летоисчисление идет по лунному календарю, а так как лунный месяц короче солнечного, практически все даты праздников – переходящие, то есть скользящие по числам (христианская Пасха – тоже переходящий праздник). Также многие даты берут начало отсчета от некого определенного события, дня рождения Будды, например. Поэтому астрологи постоянно занимаются подсчетами будущих празднований, памятных событий и важных мероприятий.

Самые важные праздники в буддизме

Независимо от принадлежности к разным течениям буддизма, большая часть праздников – общая, а значит, отмечаются они одновременно во всех регионах и школах. Ниже приведенный список праздников в буддизме включает события, которые важны для всех приверженцев этого течения.

  • День рождения Будды Гаутамы: обычно выпадает на конец мая или начало июня по европейскому календарю.
  • День, когда Будда открыл свое учение первым ученикам – начало срока затворничества для бхикху, буддийских монахов. Приходится на полнолуние в июле.
  • Праздник Калачакры приходится на апрель - май и празднуется три дня, но самое торжественное действие приходится на 15-й лунный день третьего месяца по буддийскому календарю.
  • Круговращение Майтрейи (Майдари Хурал) – одно из почитаемых событий, на которое собирается многотысячная толпа. Из храма на колеснице вывозят огромную статую Будды Майтреи и объезжают территорию храма, двигаясь по ходу движения солнца. За колесницей следуют верующие, образуя живое колесо (оправдывая название), поют мантры, читают молитвы. Процессия продвигается медленно, часто останавливаясь, поэтому действие затягивается до глубокого вечера.
  • Праздник тысячи лампадок (Зула Хурал) – день ухода в нирвану Богдо Цзонхавы, боххдисаттвы, основавшего школу Гелуг в Тибете, которая считается на данный момент основной во всем мире. Празднование приходится на 25-й день луны первого месяца и продолжается целых три дня, на протяжении которых непрерывно зажигаются масляные лампадки и свечи в память о великом Учителе.
  • Нисхождение Будды с Неба на Землю (Лхабаб Дуйсэн) – в 22-й день 9 лунного месяца великий Будда спустился на Землю для своего последнего перерождения в теле человека (Сиддхартхи Готамы).
  • День Абхидхаммы – восхождение Будды на небо Тушита, отмечается в апреле по григорианскому календарю, в полнолуние седьмого лунного месяца – по буддийскому.
  • Сонгкран в разные годы отмечают между концом января и второй декадой марта.

Помимо основных, празднуется день рождения Далай-ламы – единственный фиксированный праздник, а также множество менее помпезных, но также важных для буддийских общин событий.

Весак

Один из главных буддийских праздников имеет несколько названий, которыми обозначается этот день в разных школах буддизма – день рождения, день ухода в Паранирвану и день достижения Просветления. Практически все школы этого учения уверены, что эти три важнейших события в жизни Будды произошли в один и тот же день, только в разные годы. Весак, Дончод-Хурал, Сага Дэва, Вишакха Пуджа - эти все названия означают одно и то же. Целую неделю последователи Будды отмечают Весак, рассказывая миру о жизни их гуру, зажигают в его честь фонарики, сделанные из бумаги, которые являются символом просветления, к которому ведет Учитель.

праздники буддизма асалха

В монастырях и храмах устраиваются торжественные молебны, шествия и всенощно читаются молитвы, поются мантры и зажигаются тысячи свечей вокруг священных ступ. Монахи рассказывают всем желающим интересные истории из жизни Будды Шакьямуни и его верных учеников, а гости могут принять участие в общей медитации или сделать подношение монастырю, показывающее их приверженность Дхамме.

Асалха, день Дхаммы

Асола Перахара

Празднование длится две недели. По улицам идут красочные шествия: разряженные слоны и танцующие люди в лучших нарядах, на одном из слонов установлен ларец с реликвией, которую проносят по всем улицам. Буддисты поют песни, запускают фейерверки, прославляя своего великого гуру.

Праздник слонов

В Индии этот праздник еще называют Шествием слонов, и имеет он больше мирское и общественное значение, нежели религиозное. В первооснове лежит история о том, как Будда однажды сравнил дикого необученного слона и домашнего, прирученного людьми: для того чтобы дикий слон понял, куда ему следует двигаться, его впрягают в одну упряжь вместе с обученным. Так и с человеком: чтобы постигнуть Учение Восьмеричного Пути, следует привязать себя к уже обученному, то есть достигшему Просветления.

праздники буддизма список

Как проходит буддийский праздник слонов, напоминающий последователям учения об этой проповеди Гаутамы? Массовое шествие разукрашенных слонов движется по улицам города под звуки музыкальных инструментов, ритуальных пений и восторженные приветствия жителей: более 100 животных всех возрастов участвуют в этом действии, даже малыши двух недель от роду.

Ритуалы в буддизме

Многие религиозные ритуалы отличаются специфичными верованиями и убеждениями (как для европейского человека), подчас немного странными, но при этом имеющими мистическую подоплеку всего происходящего на Земле. Именно поэтому буддисты всячески стараются своими благими деяниями повлиять на карму, причем не только свою, но и всего человечества.

2. Тчаптуй: ритуальное омовение для тех, кто подвержен болезням или неудачам. Считается, что если такое происходит с человеком – его жизненная энергия слишком загрязнена, и ее необходимо очистить специальным ритуалом. В закрытой комнате над специальным сосудом читается мантра в огромном количестве повторов (от 100 000 до 1 000 000 раз). Буддисты верят, что тогда в воду в сосуде нисходит божество и наделяет ее целебной силой, которая снимает с человека негатив.

один из главных буддийских праздников

3. Мандал Шива, или Четырехчастное подношение мандалы Таре - богине, которая устраняет любые препятствия на пути. Часто используют при рождении ребенка, бракосочетании или важном начинании нового дела, постройки дома, например. При проведении ритуала богине Зеленой Таре подносят ароматную воду, цветы, благостную пищу и благовония, а также светильники. Затем преподносится специальная мандала из 37 элементов и поются соответствующие мантры.

Новый год по-буддийски: Саагалган

Этот праздник в буддизме символизирует начало Нового года, который в буддийской традиции приходится на весну. Интересен тот факт, что в разных странах, исповедующих буддизм, праздник Нового года может приходиться на разные даты, ведь живут они по лунному календарю, который не совпадает с солнечным, поэтому астрологи заранее высчитывают все праздничные и важные даты, оповещая народ.

буддийские праздники и обряды

За три дня до наступления Саагалгана монахи в храмах проводят особенный молебен – Дхармапалам, который посвящают десяти божествам, охраняющим учение Будды, зажигают лампады, и колокола бьют 108 раз. Особо почитают богиню Шри-Дэви, которая, согласно поверьям, в канун Нового года трижды объезжает все владения, проверяя, готовы ли люди, достаточно ли чисто в их домах, не бедствуют ли домашние животные, довольны ли дети. Буддисты свято верят в то, что если не спать в эту ночь до шести утра и петь мантры и молитвы, посвященные богине, то удача в наступающем году будет на их стороне. Очень важно, чтобы в новогоднюю ночь на столе были молоко, сметана, творог, масло. Также рекомендовалось проводить первый день Саалагалгана в кругу семьи.

В некоторых провинциях юга приверженцы школ Тхеравады надевают на статуи Будд новые монашеские одежды, которые потом отдают монахам в пользование: считается, что такие действия повышают благостную карму человека. В Лаосе в этот день люди стараются купить живую рыбу и выпустить ее на волю, таким образом также улучшая карму путем сострадания к живому существу.

Катхина-Дана

как проходят буддийские праздники

В Китае несколько мировых религий, одной из которых является буддизм. Он смог распространиться по континентам и проник в жизнь народов, живущих в самых разных государствах мира. Приверженцы этой религии живут в Европе, Азии, Северной и Южной Америке, Австралии и Африке. В некоторых странах буддизм признан государственной религией, в других – является одним из основных религиозных течений.


Зарождение буддизма

Датой появления Буддизма считается смерть Будды, хотя часть историков говорят, что временем зарождения буддизма правильнее считать годы жизни Гаутамы Будды. ЮНЕСКО признало, что паринирвану он совершал в 544 г. до н. э. Таким образом, это одна из древнейших религий мира, которая существует уже больше 2,5 тысяч лет.

Жизнь и учение Гаутамы Будды

Мальчик, которого родители (а они были королями по преданию) назвали Сиддхартха Гаутама, был необычным. Его мама Махамайя сразу после зачатия увидела сон, который говорил, что у нее родится необычный ребенок, и он в будущем станет выдающимся человеком, который озарит мир познанием.

Король Шуддходана, отец Гаутамы, оберегал сына от болезней, несовершенства мира, несчастий. И так продолжалось много лет. Все это время принц жил во дворце, вдали от внешнего мира и людей. В 29 лет он женился на Яшодхаре, у пары родился сын Рахула. Через время Гаутама пошел за вороты дворца в город и там увидел, что люди живут бедно, они больны, у многих нет дома и работы. Сделанные открытия его расстроили.

Сиддхартха осознал всю бесполезность бытия. Принц встретил монаха, который сказал Гаутаме, что он обретет безмятежность и умиротворение, если откажется от мирских страстей. Так он и сделала. Ушел из дома родителей, бросил молодую жену и ребенка, отправившись на поиски истины.

В дороге он жил очень скромно, искал все время мудрецов, слушал их, разговаривал с ними. Это позволило ему найти идеальное решение, как избавиться от страданий. Гаутама открыл так называемую золотую середину, суть которой состояла в отрицании жесткой аскезы и отказа от больших излишеств в жизни.


В 35 лет Сиддхартха стал Буддой, то есть, Просветленным. С того самого времени он начал делиться знаниями с людьми, вернувшись домой к семье. Жена и сын выбрали путь монашества.

Только в 90 лет Будда обрел освобождение и покой, оставив людям наследие, которое называется Дхармой.

Страны, где распространен буддизм

В четырех азиатских государствах буддизм признан государственной религией. Это Таиланд, Лаос, Бутан и Камбоджа. Интересно, что в Индии, где жил и проповедовал Гаутама, буддистов всего 0,8% населения (около 7 млн. человек). При этом именно Индия считается мировой столицей буддизма.

Распространена религия и в таких государствах, как Китай, Южная Корея, Япония, Тайвань, Мьянма, Шри-Ланка, где она официально признана. В Тибете, Сингапуре и Малайзии также проповедуют буддизм.

В мире насчитывается больше 500 млн. человек, которые являются последователями буддизма. И эта цифра постоянно увеличивается, поскольку религия находит отклик у многих людей. Они ищут не только веру, но и объяснение многим вещам, которые не понимают. Объяснение дает философия, присутствующая в буддизме с момента своего возникновения.

Быстрое распространение учения, а потом и религии, связано с близостью к Индии азиатских государств.

Буддизм включает научные, философские, грамматические достижения Индии. Кроме того, она вобрала в себя лучшие результаты искусства, архитектуры, медицины, истории. В IX веке буддизм достиг пика развития, когда его влияние стало сильным в большинстве стран Азии. В то время в Индии усилились позиции индуизма, монастыри буддистов разрушались, страна была завоевана мусульманами.


В XII в. буддизм окончательно ушел из этого древнего государства и стал создавать тесные связи с культурой стран, куда успел проникнуть.

Суть и направления Буддизма

Буддизм – это не просто религия, а целая философская система, которая основывается на религиозном учении. В самом буддизме выделяют три направления:

  • Ваджраяна.
  • Махаяна.
  • Тхеравада.

Они отличаются между собой, что связано с разными школами, где буддисты по-своему трактуют детали учения. В основе тибетского, китайского, индийского, тайского буддизма истины очень похожи и сконцентрированы на любви, добре, отказе от излишеств и необходимости пройти идеальный путь, чтобы избавиться от страданий.

Направление Тхеравада распространена в Шри-Ланке, Таиланде, Лаосе, Камбодже, Мьянме. Махаяна и ваджраяна преобладают в КНР, Тибете, Вьетнаме, Японии, Корее, Монголии, Сиккиме (север Индии), Бутане.

На Филиппинах, в Пакистане, Индонезии и Индии буддистов всего 1% населения. В США последователей этого древнего учения около 10 млн. человек, в Канаде – 300 тыс., Южной Америке – 160 тысяч, в Европе – по разным оценкам от 1 млн. до 3 млн. человек. В основном, исповедуют буддизм выходцы из стран Азии, но есть и новообращенные.

Буддистские храмы существуют в каждой стране, как и общины, куда может придти каждый желающий, чтобы получить информационную, духовную, психологическую поддержку. В храмах и в общинах нет икон, а только статуи Будды и святых, которые были последователями веры. Присутствует собственная символика:

  • Чхатра (зонт).
  • Бумпа (ваза с сокровищами).
  • Матсья (золотая рыбка).
  • Падма (лотос).
  • Шанкха (раковина).
  • Двахья (знамя).
  • Дхармачакра (колесо Драхмы).
  • Шриватса (бесконечность).


Каждый символ обладает своим значением и обоснованием. В религии присутствуют традиции, идеи, развитие, смысл, духовная работа, которая помогает достичь просветления.

Главные идеи и принципы

Особенности учения Буддизма

Буддисты говорят, что мир никто не создавал, соответственно, им никто не управляет. Вера в бога – это подрыв закона морального, индивидуального воздаяния. Это называется кармой. Будда утверждал, что спасение от перерождений – смотреть внутрь себя, взывать к сознанию и воле.

Будда создал первую в мире религию, которая утверждает, что происхождение человека, социальный статус, род занятий, пол не являются основанием для возвышения над другими. По силе кармы люди отличаются друг от друга, но в другом плане – все равны.


Гаутама подчеркивал, что центр тяжести находится на внутренней природе человека, которая изменчива и конечна. Из-за этого появляется чувство нестабильности, зыбкости бытия.

Чтобы получить нужный уровень комфорта, гармонии и стабильности, человек начинает покупать вещи, устанавливает власть над другими людьми и существами. Но результат всегда печален – нет чувства устойчивости, целостности, появляется неудовлетворенность (духкха).

Достичь умиротворенности и безмятежности можно, когда будут сочетаться шила (культура поведения), читта (культура психики), праджня (культура мудрости).

Правила поведения перекликаются с христианством – не убий, не бери чужого, не пьянствуй, не лги, не прелюбодействуй. Будда взывал не к совести человека, а к его здравому смыслу, который всегда подводит к мысли о соблюдении заповедей. В результате можно создать условия для гармонии – личной и социальной.

Работать над собой, как говорил Гаутама, можно через йогу. Она помогает заглянуть во внутрь себя и встать на путь просветления. Использовать методику для того, чтобы развивать сверхспособности, запрещено. Успешная религиозная практика возможна при физическом и психическом здоровье.

Учение о человеке

На передний план у человека выходит закон кармы, т.е. ответственность за мысли и намерения, а только потом за конкретные действия.


Вечный атман перерождается, что противоречит моральному воздаянию и духовному совершенствованию.

Смерть – не конец существования человека. После атмана проходит процесс индивидуального потока дхарма, представляющий события соматического и психологического характера. Эти события стимулируют возникновение друг друга в конкретном порядке.

Таким образом, человек – это динамичная психосоматическая система, которая состоит из пяти дхарм, которые функционируют в четком согласовании друг с другом:

  1. Рупа отвечает за тело и органы чувств.
  2. Ведана отвечает за ощущение.
  3. Санджия отвечает за восприятие.
  4. Санскара – это факторы, которые определяют, насколько дхарма реализована через конфигурацию дхарм
  5. Виджняна – это шесть чувственных познаний (слышимое, видимое, осязаемое, обоняемое, вкушаемое и мыслимое).

Обряды в буддизме

В Буддизме самое главное – это чистота мыслей и успокоение, что поможет достичь просветления. С самого рождения и до смерти буддист выполняет специальные традиции, а когда он умирает, то его в мир иной провожают по особому ритуалу.

Приверженцы религии должны посещать храмы, заниматься медитацией, поклоняться, делать подношения, читать мантры.

Когда рождается человек, то приходит лама, ставит знак запрета, который не позволит посторонним входить к ребенку целый месяц. С того момента монах на всю жизнь становиться покровителем ребенка.


Отдельный обряд проводится, когда буддист желает жениться или выйти замуж. Бракосочетание обязательно проводиться в храме, где монахи читают мантры и жгут благовонии. Весь процесс длится несколько часов. Молодых ламы окутывают белыми гирляндами, которые соединяют молодоженов с монахами. Принято угощать в самом конце ритуала лам едой. Чем она вкуснее, тем лучше и крепче будут отношения в семье.

Особая традиционность соблюдается во время инициации и похорон. Когда молодой человек становится монахом, ему обязательно бреют голову и выдают красное одеяние.

После этого неофит произносит молитвы, очень похожие на клятву. Главный служитель монастыря задает новому монаху вопросы, которые обязательны для обряда инициации.

Буддийские храмы

В буддийских храмах проводятся службы строго по лунному календарю. Дни новой и полной луны обладают особой силой. Отдельно проводятся службы каждый день и неделю.

Верующий приходит в храм, где стоит статуя Будды. Есть и другие изображения богов и мифических существ. Прихожане обязаны снимать обувь, садиться, кланяться и общаться с божественным существом. Этот процесс индивидуальный, человек сам выбирает, как обращаться, что говорить, как молиться. Часто для молитв применяются специальные барабаны, которые усиливают слова и обращения к божественным созданиям.


Верующие читают мантры, а потом осуществляют подношения Будде и монахам. За пределами храма последователи религии занимаются обрядами по-другому. Например, медитируют, проводят ритуалы у домашнего алтаря, читают священную литературу, дают обеты. Это аналог постов, когда буддисты ограничивают себя в потреблении пищи, ведут аскетический способ жизни, чтобы максимально приблизиться к гармонии внутри и снаружи.

Один из главных праздников – Весак, который считается днем рождения, просветления и ухода Будды в нирвану.

В Махаяне эти три события из жизни Гаутамы отмечаются в разные дни, в других школах Весак приходится на один день.

Праздник отмечают в мае. Целую неделю верующие посещают храмы, где круглосуточно проходят молебны и настоятели рассказывают о жизненном пути Будды, его учениках и достижениях.


Кроме Весака, в буддизме есть и другие важные праздники:

  • Асол перахара – это торжество в честь Зуба Будды, которое отмечают только приверженцы тхеравада в храме, находящемся в Шри-Ланке. Там и хранится священная реликвия. Праздник продолжается две недели, включая уличное шествие с украшенными слонами. На одном из них везут ларец с Зубом Просветленного.
  • Сагаалган – это буддийский Новый год, который отмечают в первое новолуние весны. Накануне праздника ламы астрологи объявляют предсказания на будущий год. В монастырях проводятся молебни. Обязательным элементом праздника является застолье, включающее блюда из продуктов белого цвета.
  • Монлам – рассвет Нового года, молитва читается 15 дней подряд. Празднество посвящено воспоминаниям о 15 чудесах, которые сотворил Будда.
  • Майдари-хурал – воплощение Будды Майтрейи в конце времен. В монастыри, где стоят скульптуры такого Просветленного, приходит и приезжает огромное количество паломников. Процессия обходит несколько раз стены монастыря по направлению движения солнца. Церемония прерывается чтением сутр и чаепитием.
  • Мистерия ЦАМ – корни этого праздника ищут в обрядах китайских шаманов. В храмовую практику ввел учитель Падмасамбхава в 8 веке. Распространена эта мистерия в монастырях Тибета, Монголии, Бурятии. Обряд – это пантомима, которую исполняют ламы, надевающие маски докшитов, т.е. хранителей. Они разыгрывают ритуальные действия, танцуют и жестикулируют руками. ЦАМ должна устрашать и удалять злых духов, демонстрировать истинность буддизма, показать присутствие бога в видимом мире, подготовить человека в странствие после смерти. Мистерию ЦАМ поручают исполнять только монахам, прошедшим особое посвящение. За несколько дней до обряда они постятся и погружаются в глубокую медитацию.
  • Поворот колесницы Учения – один из важных праздников в буддизме, приходящийся на четвертый день шестого лунного месяца. Считается, что в этот день Будда прочитал свою первую проповедь, находясь в индийской провинции Сарнатх. Учение из уст Будды Шакьямуни услышали пять аскетов, которые стали его учениками. Праздник сопровождается процессией вокруг храма, где есть скульптура Будды Майтрейи. Обязательно читаются сутры и звучат ритуальные музыкальные инструменты.


Буддисты считают, что в это время все вокруг озаряется светом, и это символизирует просветление Будды. Монастыри, храмы, улицы и дома украшаются бумажными фонариками, возле ступ ставятся свечи.

Главные ритуалы

Без ритуальной части буддисты не проводят свои молитвы и празднества. Названия отличаются в разных направлениях, но суть остается одинаковой.

Важные ритуалы в буддизме:


Буддизм стал популярен среди индусов, поскольку отражал картину мира, к которой они привыкли. Религия смогла быстро распространиться в Юго-Восточной Азии и проникнуть в Европу и США благодаря глубокой философской концепции и различным практикам, входящим в состав буддизма. Основная цель веры – достичь просветления через глубокую медитацию и очищение.

Буддизм шаг за шагом.

Буддизм|Махаяна|Гелуг•
29 апр 2016 в 6:05
Перед приемом пищи благословите ее преобразовав в нектар, как это описывается ниже в благословении внутреннего подношения, в практике Ямантаки Ваджрабхайравы, или трижды произнеся: ОМ А: ХУНГ

1) Поднесите ее Трем Драгоценностям:

Несравненный Учитель - Драгоценность Будда,
Несравненное Прибежище - Драгоценность Дхарма,
Несравненный Проводник - Драгоценность Сангха,
Объектам Прибежища - Трем Драгоценностям я совершаю подношение.

ТОНПА ЛАМЕД САНГЕЙ РИНПОЧЕ
КЁБЛА ЛАМЕД ДАМЧОЙ РИНПОЧЕ
ДЕНПА ЛАМЕД ГЕНДУН РИНПОЧЕ
КЯБНЕЙ КОНЧОК СУМЛА ЧОДПА БУЛ

2) Поднесите её Буддам и Бодхисаттвам, а также посвятите:

Пусть благодаря подчтительному подношению Буддам и их сыновьям этой прекрасно подготовленной, исполненной сотен вкусов, очаровательных блюд, все эти скитальцы насладятся изобильной пищей самадхи.

ЩАЛСЕЙ РОГЯ ДЕНПИ ИДТРОК-ПА
ЛЕГДЖЯР ДИНИ ГЕЛВА СЕЙЧЕЙ-ЛА
ДЕДПЕЙ ПУЛБЕЙ ДОВА ДИДАГ-КУН
ДЖЁРДЕН ТИНГДЗИН СЕЙЛА ЧЕДПАР ЩОГ

3) Поднесите Цонкапе и его ученикам:

Совершаю подношение Цонкапе - прояснителю колесницы Страны Снегов, Гелцабдже - господину логического размышления, Кейдубже - властелину Учения сутр и тантр - Отцу и сыновьям вместе с [другими Учетилями] линии передачи.

ГАНЧЕН ЩИНТИ СОЛДЖЕД ЦОНКАПА
НГОЙТОБ РИКПИ ВАНЧУК ГЕЛЦАБДЖЕ
ДО-НГАК ТЕНПИ ДАКПО КЕЙДРУБДЖЕ
ЯБСЕЙ ГЮДПАР ЧЕЙЛА ЧОДПА-БУЛ

4) За едой, памятуйте о том, как следует воспринимать пищу и о цели ее приема:

Пищу как лекарство восприняв, без пристрастья и без злобы принимаю, не высокомерья ради и не для гордыни, не для полноты, а лишь чтоб тело жило.

Собрав сейчас тварей телесных [даянием] вещественного, Я в будущем [даянием] Дхармы соберу. Ради живых существ, чтоб Пробуждения достичь, воспользуюсь питьем и пищей.

КАСЕЙ МЕНДАНГ ДАБАР РИГПА-И
ДОДЧАК ЩЕДАНГ МЕДПАР ТЕНГИ-ТЕ
ГЯКЧИР МАЛАК НЕМПИ ЧИР-МАЛАК
ЦАКЧИР МАЛАК ЛЮНЕЙ БАЩИК -ЧИР

ЛЮГИ СИНБУ ДАТА САНГСИН-ГИ
ДУЙНЕЙ МАОНГ-ПАНА ЧОЙКИ-ДУ
СЕМЧЕН ДОНДУ ДЗОКПИ САНГЕЙ-КИ
ГОПАНГ ДУБЧИР САТУНГ ЛОНГЧАД-ДЖЯ

5) Если в пище присутствует мясо перед его употреблением прочтите 7 раз ментру: ОМ АБИРА КЕЦАРА ХУНГ. Посредством этого устраняется порок принятия мяса в пищу, а существо, мясо которого было съедено, таким образом обретает возможность переродиться в мирах благой участи.

Буддизм шаг за шагом.

Буддийские обряды-ритуалы.
4 июн 2015 в 8:58
Ритуал Тары Мандал Шива. Четырехчастное подношение мандалы.

Этот знаменитый ритуал Тары имеет великую силу устранять препятствия и трудности. Особенно, он помогает обрести благоприятные условия для создания и сохранения семьи, а также, для рождения детей. Во время исполнения подносят визуализируемую вселенную-мандалу 4 раза. Первая мандала подносится Учителям, Буддам и Бодхисаттвам. Вторая, третья и четвертая мандала богине Зеленой Таре. Поэтому этот ритуал и называется четырехчастным подношением мандалы. Это универсальный ритуал, обладающий многогранным действием. Его можно исполнять с разной целью. Для накопления заслуг-добродетелей, проводят в особые дни - 8, 15, 30 по лунному и в дни великих буддийских праздников. Если необходимо устранить препятствия в виде болезней, духов, демонов, воров, внешних противников, дурных сновидений и предзнаменований и прочего, то ритуал исполняют в период проявления этих проблем. Также, если необходимо осуществить какое либо дело или получить желаемое, то проводят ритуал с этой целью.
Подготовка включает установление четырех рядов подношений: воды, цветов, благовоний, светильников, ароматной воды и пищи, вместе с четырьмя Торма, в качестве которых можно использовать фрукты и прочие чистые съедобные субстанции. Ритуал начинается с самопорождения себя в виде Зеленой Тары, поэтому выполнять его предпочтительнее тем, кто имеет необходимое посвящение в это божество. Далее, благословляются субстанции подношения и призываются все Учителя, Будды, Бодхисаттвы, Божества и Защитники Дхармы. Совершают им семеричный ритуал почитания, через поклонение, подношение, раскаяние, сорадование, просьбу о вращении колеса Дхармы и пребывания на благо других до конца кальпы. В конце, все это завершается посвящением заслуг высшему просветлению. Затем следует поднести всю вселенную в виде мандалы из 37 элементов, сопровождая молитвой об осуществлении блага всех существ и завершая молитвой памятования о Трех Драгоценностях. Следующая часть ритуала Омовение-Туй. Это эффективный способ очищения от энергетической скверны и негативной кармы, через создания взаимосвязи между нами и действием омовения высших объектов. В словах текста есть высказывание: Хотя у Будд отсутствуют клеши-омрачения тела, речи и ума, но чтобы очистить скверну тела, речи и ума живых существ, испрашиваю дозволения омыть Победоносных. И пусть же очистятся загрязнения трех врат живых существ!

Буддизм шаг за шагом.

Буддизм шаг за шагом.

Кангсол – ритуал, привлекающий защиту богини Палден Лхамо (Шри Деви) – легендарной Хранительницы Дхармы и чрезвычайно гневной эманации богини Сарасвати, принявшей этот облик для защиты Учения от врагов. Наряду с Махакалой, Палден Лхамо является главной защитницей в тибетском буддизме. Она – единственное женское божество среди группы Восьми защитников Дхармы. Кроме того, она является особой защитницей столицы Тибета – Лхасы и линии Далай-лам. Искренняя молитва и подношения Палден Лхамо и другим защитникам помогают устранить преграды к достижению наших благих целей – как духовных, так и мирских, нейтрализовать вредоносное влияние внутренних и внешних препятствующих сил.

Ритуал омовения туйсол. Омовение помогает очистить кармические загрязнения, в том числе, связанные с осквернением, нанесенным духам местности. Во время омовения каждый участник через монахов делает подношение божествам и кармическим кредиторам. При должной силе визуализации, духи, связанные с нами кармической связью, получают подношение и насыщаются, тем самым мы очищаем свои кармические долги и избавляемся от болезней, порчи, осквернений ума и тела, болезней и препятствий, чинимых демонами, неудач и различных негативных воздействий. После очищения и удаления препятствий, в ходе мистерии создается ваджрная защита, которая призвана охранять человека от подобных видов воздействий в будущем. Многие люди отмечают благое воздействие этого ритуала на всех уровнях: как на духовном и эмоциональном, так и на физическом.

Буддизм шаг за шагом.

16 июля, суббота
Ритуал джаптуй. Если человека одолевают болезни, неудачи и упадок сил, это показатель ослабления или загрязнения его жизненной энергии. Общий метод преодоления подобной проблемы заключается в ее очищении и восстановлении.
Ритуал омовения и защиты джаптуй наиболее эффективен, это прямое очищение сиянием божеств через поднесение им торма, произнесение их мантр и дхарани. Он заключается в порождении определенного божества в сосуде с водой и наделении этой воды очистительной силой, с дальнейшим ее выливанием на очищаемого. Мастеру, совершающему обряд, необходимо иметь посвящение этого божества, а также передачу на произнесение его мантры: это может быть 100 000, 400 000 или 1 000 000 повторений мантры в затворничестве, что позволяет притягивать и концентрировать силу божества.

Существуют разные виды обряда джаптуй, связанные с разными божествами, так как помимо очищения энергетики, возникает необходимость устранения и других проблем. Избавиться от кармических загрязнений, провокаций и нападений духов местности помогает омовение с помощью Ваджравидараны (Дордже Намджом). Лама, совершающий ритуал, проводит порождение божества в сосуде, начитывание мантры, притягивание энергии из 10 сторон света и растворение ее в воде. После этого само божество в виде джнянасаттвы возвращается в свои обители, а его образ самаясаттва сливается с водой. Во время основной части обряда произносят мантру божества и наливают на макушку головы освященную воду

Буддизм шаг за шагом.

Существуют разные виды обряда джаптуй, связанные с разными божествами, так как помимо очищения энергетики, возникает необходимость устранения и других проблем. Избавиться от кармических загрязнений, провокаций и нападений духов местности помогает омовение с помощью Ваджравидараны (Дордже Намджом). Лама, совершающий ритуал, проводит порождение божества в сосуде, начитывание мантры, притягивание энергии из 10 сторон света и растворение ее в воде. После этого само божество в виде джнянасаттвы возвращается в свои обители, а его образ самаясаттва сливается с водой. Во время основной части обряда произносят мантру божества и наливают на макушку головы освященную воду из сосуда бумпы, дополняя словами очищения. Очищающийся должен представлять, что его тело заполняется нектаром и каждая клеточка его тела очищается от всей дурной энергетики и негатива, от воздействий извне, от энергетических блоков и болезней. В конце ритуала ставится защита, покрывающая тело нерушимым энергетическим панцирем. Произносятся слова истины и закрепления. На этом ритуал считается завершенным. Признаки успешного проведения ритуала – ощущение легкости в теле, ясности в уме; обретение спокойствия, уверенности; улучшение самочувствия, здоровья.

Разрушение мандалы Ваджрасаттвы. Разрушение мандалы – особый и глубоко символичный ритуал, помогающий нам осознать непостоянство всего сущего, устранить привязанность к внешней форме. Наблюдение за разрушением мандалы – это хорошая возможность задуматься о бренности бытия. Все составное в этом мире подвержено разрушению, и мандала не исключение. Осознание этого непостоянства на глубинном уровне призвано помочь нам не увлекаться разнообразными проявлениями сансары и, как следствие, ослабить наши разрушающие эмоции. Обретение понимания непостоянства может послужить толчком для устремления к истинному знанию. Прежде чем разрушить мандалу, монахи попросят Ваджрасаттву, которая пребывала в этом дворце с момента его освящения, вернуться в свою небесную обитель. Оставшийся песок, благословленный многодневными ритуалами, молитвами и пребыванием божества, обладает колоссальной благой силой. Эта мощная энергия, согласно буддизму Махаяны, должна быть направлена во благо всему живому. По традиции монахи отправятся к Москве-реке, чтобы поднести часть песка в дар духам воды с просьбой принять его и распространить благословение по всему миру – ведь вода поднимается ввысь в виде облаков, облака разносятся ветром по свету и проливаются благословенным дождем, очищая окружающий мир и всех его обитателей. Оставшаяся часть песка будет расфасована по пакетикам и роздана гостям, принимавшим участие в ритуале. Этот песок можно хранить дома на алтаре, в любом другом чистом и высоком месте для защиты и благословения дома, поднести его земле, чтобы были обильными урожаи или положить в фундамент при построении дома.

Буддизм шаг за шагом.

Буддизм шаг за шагом.

Дацан "Гандан Жамба Лин"
15 июн 2016 в 16:43

Читайте также: