Образы ромео и джульетты в музыке кратко

Обновлено: 05.07.2024

«Чем чище музыка любви, тем громче музыка печали.

Б. Окуджава

Появилось и несколько музыкальных версий этой трагедии — произведений, написанных в самых разных жанрах: Увертюра-фантазия П. Чайковского, балет С. Прокофьева, мюзикл Л. Бернстайна, музыка из кинофильмов режиссеров Ф. Дзиферелли и Б. Лурманна.

Все произведения написаны в разных жанрах, но их объединяет одна общая тема. Борьба любви и ненависти. Любовь – главное, ради чего человек живет на земле.

Одной из наиболее известных постановок на шекспировский сюжет стал спектакль Театра им. Е. Вахтангова (1956). Музыку к нему написал известный отечественный композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (1904—1987) - советский композитор, дирижёр, пианист, педагог, публицист, общественный деятель.

Музыка явно выходила за рамки сопровождения к драматическому спектаклю, и композитор решил составить многочастный цикл — музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра, который часто называют симфонической сюитой.

Сюита - музыкальное произведение, состоящее из нескольких разнохарактерных пьес, объединенных единством замысла.

Жанр музыкальных зарисовок свидетельствует о живописности музыки, близости её к изобразительному искусству.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Каждый день человек, просыпаясь, окунается в необычайный мир музыкальных звуков. Мелодии слышатся из наших мобильных телефонов, льются с экранов телевизоров. Мало кто знает, что знакомая, казалось бы современная, музыка была написана композиторами 30, 50, 100, а может быть и 200 лет назад.

Возможно и я, как мои сверстники, не обратила бы на это внимание, если бы не мое увлечение классической музыкой. Я стала с приятным удивлением замечать в рекламах, в музыкальных композициях современных исполнителей знакомые фрагменты произведений известных композиторов – классиков. Я считала эту музыку современной, написанной специально для рекламы, для фильмов или телепередач и подумать не могла, что многие поколения людей слушают и восхищаются бессмертными произведениями композиторов прошлых веков.

Продолжение жизни и Любовь находятся в обратно пропорциональной зависимости. Чем слабее одно, тем сильнее другое. Любовь платоническая, как высший тип любви, на физическом уровне бесплодна. Жизнь и литература показывают нам примеры такой Любви. Некоторые из них нашли своё отражение и в музыке.

Моя работа лишь приоткроет дверь в многообразный, сложный и противоречивый мир музыкального искусства.

Цели и задачи моего проекта были:

- исследовать образы Ромео и Джульетты в музыке;

- заинтересовать учащихся 7 классов темой любви Ромео и Джульетты и привлечь их внимание к наследию композиторов-классиков;

- сформировать у автора проекта ряда компетенций, таких как:

коммуникативная – взаимодействие со сверстниками,

технологическая – для исполнения проекта потребовались навыки работы с некоторыми компьютерными программами, а также готовность к социально - творческому взаимодействию.

В ходе работы над темой проекта, был составлен план:

Идея создания исследовательского проекта. Определение необходимых условий для его воплощения.

Составление музыкальной викторины из фрагментов музыкальных произведений. Создание анкеты для записи названий музыкальных фрагментов и порядка заполнения данной анкеты.

Проведение музыкальной викторины. Анализ результатов викторины.

Вывод. Оценка творческого проекта.

Немного из истории создания Ромео и Джульетты

Композиторы неоднократно обращались к мифу об Орфее и Эвридике. В этот же ряд можно поставить истории о Тристане и Изольде, и о Филимоне и Бавкиде, рассказанные музыкальными средствами Рихардом Вагнером и Шарлем Гуно в одноимённых операх. Но наибольшую известность получила история о двух веронских влюблённых: Ромео и Джульетте.

Истоком этого сюжета можно считать мифологический рассказ Овидия о Пираме и Тисбе, юноше и девушке из двух враждующих семей Вавилона. Влюблённые друг в друга они долгое время общались только через отверстие в стене. Их первое свидание стало роковым для обоих. Тисба, придя в назначенное место, увидела у ручья льва, только что убившего телёнка. Убегая от него, она уронила свой плащ, на который и накинулся окровавленной пастью хищник. Пирам, подошедший позднее, видит плащ Тисбы со следами крови, следы зверя и решает, что его любимая погибла. От отчаяния юноша пронзает себя собственным мечом. Вернувшаяся назад Тисба находит бездыханное тело своего возлюбленного, и также закалывается.

В европейской литературе сюжет о двух влюблённых, разделённых враждебной силой получил весьма широкое распространение. Впервые история Ромео и Джульетты была описана в новелле Луиджи да Порто в 1524 году.

Наибольшую известность в музыке получила шекспировская интерпретация сюжета.
Именно произведение У. Шекспира впоследствии вдохновляло и вдохновляет сейчас композиторов разных стран на музыкальное прочтение великой трагедии.

Мое внимание привлекли два произведения, резко выделяющиеся из этого ряда. Особую весомость им придаёт тот факт, что в них отсутствуют слова. Это чисто инструментальные сочинения: симфоническая увертюра Петра Ильича Чайковского и балет Сергея Сергеевича Прокофьева.

Оба композитора из России и сделали очень весомый вклад в историю музыки.

У П.И. Чайковского шекспировская трагедия была одним из любимых его сочинений.

Увертюру-фантазию он посвятил М.А. Балакиреву.

Балет С. Прокофьева вошел в классику этого жанра.

В процессе исследования этих 2 музыкальных произведений, я выяснила наиболее популярные мелодии .

Следующим этапом было составление музыкальной викторины

Цель викторины: выяснить знают ли одноклассники композитора мелодии, его принадлежность к стране, названия известных фрагментов, названия произведений.

Для записи всех данных о музыкальных фрагментах понадобилась анкета в форме таблицы.

На уроках музыки я объясняла моим сверстникам цель данной викторины и порядок заполнения анкеты.

Результаты музыкальной викторины:

По результатам анкетирования можно подвести следующие итоги:

Считают эти музыкальные фрагменты знакомыми – 100%

Определили названия фрагментов - 37%

Знают автора произведения – 22%

Знают страну – 50%

Чтобы достичь цели моего проекта - привлечь внимание моих сверстников к великому наследию композиторов – классиков и теме моего проекта, кроме викторины, я также подготовила интересные факты.

Собранные мною биографические сведения о композиторах – классиках,

подобранные для музыкальной викторины фрагменты музыкальных произведений о Ромео и Джульетте заинтересовали моих сверстников.

Из предложенной презентации одноклассники почерпнули для себя интересные факты немало удивившие их. Даже отношение моих друзей ко мне несколько изменилось, ведь я, рассказала им так много интересного.

Некоторые решили закачать в свои мобильные телефоны эти же музыкальные фрагменты, но не в исполнении электронных инструментов, а в исполнении симфонического оркестра, поскольку оркестр более глубоко и насыщенно музыкальными тембрами передает всю прелесть этой музыки. На основании этого, я могу утверждать, что цель моего проекта достигнута.

Рассказы о музыке и музыкантах. Популярные очерки. Составитель М.Г. Арановский;

Дмитрий Кабалевский. "Ровесники". Беседы о музыке для юношества. Выпуск 1;

Аверьянова О.И. Отечественная музыкальная литература ХХ века: Учебник для ДМШ;

Вы должны записать в звуках эту радостно-трагическую историю.

Ал. Алтаев, "Чайковский"

Любовь Ромео и Джульетты живет в музыке прошлых времен и наших дней. Сменяются века, а люди не оставляют попыток выразить в звуках ее трагическую радость. Еще в 18 веке музыканты Германии и Франции посвящали свои произведения двум веронским влюбленным: Франц Бенда - 1778 г., Румлинг - 1790 г., Далайрак - 1792 г., Даниэль Стейбелт - 1793 г. Затем в Италии: Николо Дзингарелли - 1796 г., Гульельми и Никола Ваккаи - 1825 г., Мануэль Дель Пополо Гарсия - 1826 г.

В 1830 году итальянский композитор Винченцо Беллини (1801-1835) создает свою знаменитую оперу "Капулетти и Монтекки". Творчество Беллини имело большое значение в развитии музыкально-драматического искусства 19 века. За свою недолгую жизнь он написал 11 опер. Сила дарования Беллини состояла в его мелодиях, где раскрывалась сладость любви и страдания сердца, и в искренности выражения, нередко возвышающегося до глубокого драматического пафоса. Общий характер его музыки - мягкий, с оттенком грусти. Наиболее слабая сторона опер Беллини заключалась в их оркестровом аккомпанементе. Опера "Капулетти и Монтекки", впервые прозвучавшая в Венеции, тут же завоевала популярность во Франции и была поставлена в Парижской Опере. Всеобщее ликование по поводу произведения маэстро Беллини не разделил, однако, Гектор Берлиоз (1803-1869).

В записи опера существует по крайней мере в двух изданиях: с оркестром под управлением Клаудио Аббадо и с Маргеритой Ринальди и Лучано Паваротти в главных партиях (Melodram,1966); с оркестром и хором лондонского Ковент Гарден под управлением Рикардо Мути и с блистательной Эдитой Груберовой (Emi,1984).

В 1839 году Гектор Берлиоз создал великую драматическую симфонию для солистов и хора "Ромео и Джульетта". В записи произведение существует в нескольких вариантах. Примеры: Сейжи Озава с Бостонским симфоническим оркестром и Джеймс Левайн с Берлинской филармонией (Deutsche Grammophon). На музыку Берлиоза поставлены балетные спектакли с хореографией Мориса Бежара и Амедео Амодио (знаменательный спектакль 1987 года - Elisabetta Terabust в роли Джульетты). Екатерина Максимова, которая танцевала вместе с Владимиром Васильевым в спектакле Бежара "Ромео и Юлия", вспоминает: "Юлия была неожиданным подарком в моей артистической судьбе. И я безумно жалею, что станцевала ее всего два раза - это было так мало! Берлиоз иначе (чем Прокофьев) воспринял и выразил музыкой трагедию юных влюбленных - и спектакль Бежара не схож ни с одним другим. Однако, станцевав эту роль , я не разлюбила своих Джульетт - каждая из них по-своему интересна, и один образ обогащал красками и пластическими нюансами другой. Я танцевала Джульетту и в спектакле Лавровского, и у Касаткиной и Василева, и бежаровскую Юлию. Раньше считалось, что Шекспир и балет - несовместимы. Но оказалось, что балетные Ромео и Джульетта могут затронуть сердце зачастую сильнее, чем их двойники на драматической сцене. Шекспир для меня что-то бесконечное, бездонное. ".

В 1863 году появляется сочинение Филиппо Маркетти на ту же тему. Затем следует увертюра "Ромео и Джульетта" Иогана Свендсена - одного из видных представителей норвежской национальной музыки. Свендсен (1840-1911) примыкал в своем творчестве к европейской романтической школе, восприняв многие приемы Берлиоза и Вагнера.

Опера "Ромео и Джульетта" - произведение более сложное в гармоническом отношении, где Гуно не чуждается вагнеровских нововведений. Причины его длительного воздействия на вкусы широкого слушателя заключаются прежде всего в необычайной доступности его музыки, основанной на соединении всевозможных стилей, выработанных опытом французских, итальянских и немецких опер.

"Ромео и Джульетта" Гуно хорошо известна в мире и ставится до сих пор. Впервые опера была поставлена в театре Лирик в Париже. Либретто Барбье и Карре. Ромео - Мишо, Джульетта - Карвальо. В России впервые шла на итальянском языке в 1870 году с Джульеттой - Арто, так восхищавшей Чайковского (в 1872 году - с Джульеттой - Патти и Ромео - Николини). Маргарита Дезире Арто - знаменитая французская певица с голосом обширнейшего диапазона примирила Петра Ильича даже с музыкой Гуно, которую он до тех пор не любил. На советской сцене опера была поставлена 16 марта 1919 года в театре Оперы и балета в Петрограде. Режиссер - Боссе. Затем ставилась во многих городах. Среди выдающихся исполнителей: Ромео - Фигнер, Алчевский, Собинов, Смирнов, Юдин, Лемешев; Джульетта - Мравина, Больска, Нежданова, Барсова, Катульская, Масленникова. Если вы смотрели фильм "Антон Иванович сердится", то помните, как в начале фильма героиня Целиковской - Симочка репетирует с преподавателем к экзамену некую арию - это как раз ария Джульетты из оперы Гуно.

Существует запись оперы (Emi,1968) с Франко Корелли и Миреллой Френи, оркестр и хор Парижской Оперы.

В 1869 году Петр Ильич Чайковский (1840-1893) создает увертюру-фантазию "Ромео и Джульетта". Сюжет, подсказанный Балакиревым, настолько захватил композитора, что он пишет музыку буквально на одном дыхании. Это знаменитое произведение часто исполняется музыкантами разных стран, и мы не без гордости обнаружили диск с записью увертюры в сувенирном магазинчике у Дома Джульетты в Вероне. На музыку Чайковского Сергеем Лифарем был поставлен балет. Существует также цветной телевизионный фильм-балет (Экран,1968) с хореографией Н.Рыженко и В.Смирнова. Джульетта - Наталия Бессмертнова, Ромео - Михаил Лавровский. Теме любви, всесокрушающей, всепобеждающей - той, что сильнее смерти, Чайковский посвятил также симфоническую поэму "Франческа Да Римини" (1867 г.). Подобно истории Ромео и Джульетты, трагическая судьба Паоло и Франчески вдохновила немало музыкантов, поэтов и художников всех времен и народов.

Затем следуют произведения Фредерика Делиуса, Энрике Гранадоса, Константа Ламберта, Витторио Гуи и Виктора Де Сабата.

Еще о балетных версиях "Ромео и Джульетты". В 1920-х годах компания Niccodemi очень успешно осуществляла свои постановки. Первый балетный спектакль в России состоялся в 1921 году в Москве в постановке Ленинградского Большого театра. Другой балет на музыку Константа Ламберта с хореографией Брониславы Нижинской был поставлен в 1926 году в Монте Карло Опера и интерпретирован Русскими Балетами Сергея Дягилева.

В 1922 году итальянский композитор Рикардо Дзандонаи создает оперу "Джульетта и Ромео", которую в свое время высоко оценили и очень хвалили, но сейчас она практически не ставится. Наиболее известный фрагмент оперы Дзандонаи - "кавалькада" - Ромео, отчаянно скачущий из Мантуи в Верону, к гробу Джульетты. Существует редкая запись оперы с симфоническим оркестром Санремо под управлением Лориса Гаварини и исполнителями Атонеттой Мацца Медичи и Анжело Ло Форезе (1960 г.).

В сентябре 1935 года Сергей Прокофьев (1891-1953) завершает свою работу над музыкой к балету "Ромео и Джульетта". Это произведение признано гениальным и очень популярно во всем мире. Вот что рассказывает Сергей Прокофьев в своей "Автобиографии": "Меня интересовал лирический сюжет. Набрели на Ромео и Джульетту Шекспира. Договор заключил Большой театр. Весной 1935 года мы с Радловым разработали сценарий. В течение лета музыка была написана, но Большой театр нашел ее нетанцевальной и нарушил договор. В ту пору много разговоров возникло вокруг нашей попытки закончить "Ромео и Джульетту" благополучно. Причины, толкнувшие нас на это варварство, были чисто хореографические. После нескольких бесед с хореографами оказалось, что можно разрешить балетно конец со смертельным исходом, а затем родилась и музыка для этого конца."

Впервые балет Прокофьева был поставлен в Брно (Чехословакия): балетмейстер - Псота, Джульетта - Шемберова, Ромео - Псота. В 1939 году Прокофьев досочинил еще несколько номеров. В СССР первое представление балета состоялось в Ленинграде в Государственном театре оперы и балета им.Кирова 11 января 1940 года: балетмейстер - Л. Лавровский, дирижер - И. Шерман, художник - П. Вильямс, Джульетта - Г. Уланова, Ромео - К. Сергеев.

Существует две знаменитых киноверсии балета Прокофьева: наша - с Галиной Улановой и Юрием Ждановым (1954 г.) и английская - с Рудольфом Нуреевым и Марго Фонтейн (1966 г.) (см. в разделе КИНО). В последние годы балет был поставлен в Мариинском театре и в нескольких театрах Москвы: в Большом - в постановке Л. Лавровского под редакцией В. Гордеева; в театре Классический балет - в постановке Н. Касаткиной и В. Василева; в музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко - в постановке Владимира Васильева; в театре Кремлевский балет - в постановке Юрия Григоровича.

В наше время Ромео и Джульетта являются героями не только классической музыки, но также известных рок- и поп-композиций ( Dire Straits,1981 г.; Дитер Болен) и многих других музыкальных фантазий: "Вестсайдская история"- прославленный бродвейский мюзикл (Леонард Бернстайн,1957), "Ромео и Джульетта, хроника цыганской любви" в ключе фламенко (Луизилло,1990 г.), "Письма Джульетты" направления пост-рок (Элвис Кастелло и Бродски Квартет,1993 г.). Эмилиан Сичкин (сын известного актера Б.Сичкина), живущий в Америке, в 1993 году написал симфоническую трагедию "Ромео и Джульетта", задуманную им еще в 16-летнем возрасте во время учебы в Гнесинском училище в Москве. Одним из последних произведений, посвященных бессмертным влюбленным, является французский мюзикл "Ромео и Джульетта" (Gerard Presgurvic), поставленный в Париже в 2000 году.

Большой интерес обычно вызывает музыка из кинофильмов. Так, очень популярны в мире саунд-треки к фильмам Бэза Лурманна и Франко Дзеффирелли. Тема любви, написанная знаменитым композитором Нино Рота к картине Дзеффирелли 1968 года, признана классической и даже стала своего рода музыкальной визитной карточкой Ромео и Джульетты. В год выхода фильма на экраны песня с текстом Юджина Валтера "What is a Youth" в исполнении Глена Вестона заняла первое место в ряду популярности, потеснив даже хиты "Битлз". Композитор Генри Манчини аранжировал мелодию из фильма, и был создан еще один вариант песни со словами Ларри Кьюсика и Эдди Снайдера "A Time for Us". Таким образом песня и мелодия вошли в репертуар многих певцов и оркестров.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа представляет собой опорные таблицы, которые помогают учащимся сориентироваться в изучаемом материале по данной теме. В конце работы прописаны фразы из трагедии У. Шекспира. Их можно предложить учащимся для осмысления.

. 450 лет со дня рождения автора (23 апреля-2014г.)

(слушаем фрагменты )


Русский композитор



1-ое исполнение 4 матрта 1870г.-г.Москва, дирижер-

Антон Рубинштейн.


Основатель Петербургской консерватории.

Увертюра-фантазия

(сонатная форма-

вступление, экспозиция, разработка,

реприза и кода)

Схема построения увертюры

заполнить самостоятельно







Дуэт Ромео и Джульетты

(из незавершённой оперы)

Увертюра-фантазия

(Образ борьбы 2-х родов-

Монтекки и Капулетти.

Гимн красоте человеческого чувств.

П.И.Чайковский отказался от изображения отдельных сцен или персонажей, от иллюстративности ради воплощения что более всего доступно симфонической музыке - духа трагедии,


её эмоциональной атмосферы, её основной идеи --

Есть только конфликт любви и смерти, светлых человеческих устремлний.)

Посвящается –М. А. Балакиреву (М. Балакирев - русский композитор, он подал мысль П.Чайковскому о создании симфонической пьесы по трагедии У.Шекспира).


Две равноуважаемых семьи в Вероне,

где встречают нас событья,

Ведут междоусобные бои

И не хотят унять кровопролитья.

Друг друга любят дети главарей,

Но им судьба подстраивает козни,

И гибель их у гробовых дверей

Кладет конец непримиримой розни

Вступление- тема монаха-Лоренцо ( от его лица П.Чайковский ведёт рассказ о событиях)

Экспозиция-тема вражды и тема любви.

Разработка- звучит тема п.Лоренцо и гл. героя, + .т любви.

Реприза (3 раздел) - звучит тема гл. партии, тема вражды.

Кода (4 раз- это траурный марш, шествие или заупокойное песнопение?(звучат мерные скорбные аккорды оркестра).

Сергей Сергеевич


(Д. Кабалевский)


Ромео и Джульетта


(слушаем муз. фрагменты ):

1.Вступление

2.Мантекки и Капулетти

3.Джульетта-девочка

4. Патер Лоренцо

5. Похороны Джульетты

6.Смерть Джульетты

7. Смерть Тибальта

8. Улица просыпается

9. Приказ Герцога

Содержание трагедии раскрывается последрвательно, в конкретных событиях, ситуациях, на основе контрастных сопоставлений.

Сцены в балете - в них дается характеристика места, обстоятельств действия, раскрываются основные драматические столкновения.

Сцены-портреты (сольные)

Сцены-диалоги (сольные)

Каждый герой( действ. лицо) имеет свою музыкальную характеристику.

Первая исполнительница роли Джульетты (всемирно известная) - Галина Уланова (. ).

Дмитрий Борисович

Кабалевский


Страстный пропагандист музыки.

(Драматический спектакль)


Музыкальные зарисовки для большого симфонического оркестра


1.Утро в Вероне.

2.Шествие гостей

Ромео и Джульетты

(лирический танец)

4. Сцена на площади.

6.В келье Лоренцо

7. Весёлый танец.

8. Вражда и любовь.

9. Приготовление

10. Ромео и Джульетта.

Одной из наиболее известных постановок на сюжет стал спектакль Театра им. Вахтангова (1956)

Музыка явно выходила за рамки сопровождения к драматическому спектаклю, и композитор решил составить многочастный цикл

музыкальные зарисовки к трагедии Шекспира для большого симфонического оркестра, который часто называют симфонической сюитой.

Жанр музыкальных зарисовок свидетельствуют о живописности музыки, близости её к изобразительному искусству (!).

Кейдж Армстронг,

Мариус де Вриес

и Нелли Хупер

романтическая мелодрама 1996г.

режиссер-Бэз Лурмэн

Вокально-инструментальный.

Альтернативный поп и рок.

1-сцена на балконе

2-дуэт Ромео и Джульетты

3-песня Джульетты (!)

Действие перенесено в современность. Текст реплик пьесы полностью сохранён.

Леонард Бернстайн


американский композитор, дирижер XX века.

«Любовь-безумье мудрое: оно

(У. Шекспир)

2-сцена драки

3-дуэт Тони и Марии

4-песня и танец девушек

Вест-Сайд район в Нью-Йорке.

Одноименный Фильм

итальянский композитор


Франко Дзеффирелли


Вокально-инструментальный

Она затмила факелов лучи!
Сияет красота ее в ночи,
Как в ухе мавра жемчуг несравненный.
Редчайший дар, для мира слишком ценный!
Как белый голубь в стае воронья –
Среди подруг красавица моя


Песня менестреля


Он держится, как должно, и в Вероне

Единогласно признан, говорят,

Примером истинного благородства.

Что есть юнец? Быстрый огонь.

Что дева есть? И страсть, и бронь. Жизнь так идет.
Роза взойдет. И отцветет. То юношу,
То деву прекрасную самую ждет.
Грядет час: улыбка враз Отклик вдруг находит в нас.
Тогда любовь во мне.
Этим бы только жениться, Те будут медлить, дразниться.
Мне лучше не объясниться –Всеми рулит купидон.
Шутка за шуткой; Тешь меня песней. Смерть придет скоро нас остудить в сон. Слаще, чем мед, но и горче, чем желчь,
Скучной любви никогда стать не смочь. Слаще, чем мед, но и горче, чем желчь, - Всеми рулит купидон.

СЛОВА О ЛЮБВИ:

Каменные ограды остановить любовь не могут.

Бедна любовь, если её можно измерить.

Любовь придает благородство даже и тем, которым природа отказала в нем.

Опасней и вредней укрыть любовь, чем объявить о ней.

ПОЭТЫ О ЛЮБВИ РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТЫ:

Любовь есть гений и спасение сердца Не тех, кто был убит и кто убил,

И нет тому счастливее примера, А лишь на тех, кто любит и любил…

Чем повесть о Джульетте и Ромео. Любовь есть гений и спасенье сердца.

Род людской один, и он делим И нет тому счастливее примера,

Не на Монтекки и Капулетти, Чем повесть о Джульетте и Ромео. (Б. Ахмадулина).

Увертюра — это инструментальное произведение к крупному произведению (опере, балету, спектаклю), а также самостоятельное сочинение.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

Жанр – род музыки, музыкальных произведений, характеризующийся определёнными сюжетными, композиционными, стилистическими и другими признаками.

Сюжет – последовательность событий (музыкальных образов), выстроенных по смыслу.

Музыкальный стиль – совокупность признаков, характеризующих музыку определённого времени, направления или индивидуальную манеру композитора.

Обязательная литература

Дополнительная литература

1. Большой толковый словарьрусского языка / Под ред. С. А. Кузнецова. Первое издание. – СПб.: Норинт, 1998. Публикуется в авторской редакции 2014 года.

2. Азимов Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий(теория и практика обучения языкам) // Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М.: Издательство ИКАР, 2009. – 448 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Идея написать увертюру к знаменитой истории любви Ромео и Джульетты возникла у Петра Ильича Чайковского еще в юности, когда сам он пережил подобные чувства.

В 1868 году композитор был безнадёжно влюблен в певицу Дезире Арто, однако та вышла замуж за другого.

Петр Ильич Чайковский – великий русский композитор, дирижёр, пианист, автор десяти опер и трёх балетов. Его произведения входят в число самых часто исполняемых в мире.

Положив на музыку драматическую историю Ромео и Джульетты, которая случилась в Вероне, композитор отразил в ней и свою собственную душевную боль.

Эту музыкальную тему до сих пор считают одной из самых красивых мелодий в мире.

Уильям Шекспир – английский поэт и драматург, считается одним из лучших драматургов мира.

Увертюра – музыкальное вступление к оперному, театральному представлению.

Чаще увертюры пишутся как вступления к музыкальным произведениям (опере, оперетте, балету).

Однако иногда их можно услышать в драматических произведениях. А порой - в вокально-инструментальных. Таких, как оратории, кантаты, сюиты.

В увертюре развиваются три образа:

образ Добра в лице Лоренцо (хорал медленного вступления),

образ Вражды семейства Монтекки и Капулетти (главная партия),

образ Любви (побочная партия).

Музыкальный образ – это то комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора.

Он передаёт чувства, переживания, размышления, действия одного или нескольких людей, явления природы, события из жизни человека, народа, человечества.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли, носитель музыкального содержания.

Интонация бывает лирической, драматической, спокойной, тревожной, радостной, грустной, торжественной…

Главная идея сюжета произведения – любовь побеждает смерть.

Пётр Ильич Чайковский в своей увертюре-фантазии намеренно отказался от характеристик конкретных персонажей, сосредоточив внимание на центральной идее трагедии, лежащей в основе драматургического конфликта.

Драматический сценарий – полноценное художественное произведение, где с учётом зрительных и звуковых образов даётся описание эпизодов.

Музыкальный сценарий — это последовательность мелодий в соответствии с ходом основного действия, с сюжетом.

Сюжет – это основная идея музыкального произведения, краткое изложение главной темы. Увертюра-фантазия Чайковского написана в сонатной форме и состоит из вступления, экспозиции, разработки, репризы, коды.

Во вступлении – теме монаха Лоренцо, который благословил двух влюбленных Ромео и Джульетту, – мы с первых нот слышим интонации скорби, отчаяния и тревоги.

В экспозиции увертюры Чайковский отразил яростный конфликт враждующих семей.

Экспозиция звучит тревожно, вызывая у слушателя чувство страха и беспокойства.

Мы слышим литавры и тарелки, стремительные пассажи струнных инструментов, звуки духовых – всё это создаёт образы вражды между Монтекки и Капулетти на улицах Вероны.

В разработке основное развитие получают две темы: спокойная тема патера Лоренцо, которая постепенно приобретает грозное звучание, символизирующее злой рок, и главная партия, которая получает стремительное развитие.

Нарастает тревога, звучит труба – образ смятения, образ насилия.

Перейдём к Репризе.

Звучание темы Любви становится более торжественным, ей противопоставляется тема Вражды, нарастает волнение.

Конфликт получает новое драматическое развитие.

Главные герои погибают, о чём нам сообщают удары барабанов и последующая пауза.

В финале произведения мы снова слышим тему любви, но уже с настроением безысходности.

Мы слышим звуки траурной процессии. Так композитор показал слушателю, что сила любви безгранична и даже смерть не может победить ее.

К образам Ромео и Джульетты обращались многие композиторы, например, Винченцо Беллини, Гектор Берлиоз, Сергей Прокофьев.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

опера; балет; увертюра-фантазия.

Поскольку в названии уже заявлен жанр, мы можем с лёгкостью ответить на этот вопрос.

Читайте также: