Образы и судьбы в романе белая гвардия кратко

Обновлено: 04.07.2024

Андреевский спуск - одна из самых живописных киевских улиц, особенно если идти сверху – от прелестной, как бы от плывущей в небо Андреевской церкви, которую киевляне по традиции называют собором, к Подолу.

Улица петляет, пытаясь умерить свою крутизну, зажатая между возникающими слева и справа холмами, и приводит нас к дому №28 по Воздвиженской улице, в котором молодые супруги Булгаковы снимали квартиру, и в котором 3 мая по старому стилю (15 мая по новому) 1891 года родился их первенец, будущий писатель Михаил Афанасьевич Булгаков.

Отец писателя, Афанасий Иванович Булгаков, родился 21 апреля (17) 1859 года, обучался в Орловской духовной семинарии, затем в Киевской духовной академии. Знал языки – и древние, и новые. У него был живой, лёгкий слог, он много и с увлечением писал. В Духовной академии Афанасий Иванович работал до конца жизни, за 2 месяца до кончины получил звание ординарного профессора академии, что помогло обеспечить пенсией семью. По совместительству он служил в Киевской цензуре, получил чин статского советника, благодаря чему Булгаковы сделались потомственными дворянами.

Мир семьи был прочен и радостен. И знакомые очень любили бывать у Булгаковых, а родственники – гостить. Но 14 марта 1907 года семью постигло несчастье: от наследственного гипертонического нефросклероза, не дожив до 50 лет, умер Афанасий Иванович.

Образование.

Варвара Михайловна все-таки сумела дать своему первенцу образование.

До осени 1900 года Михаил учился дома, затем поступил в 1 класс Александровской гимназии, в которой учился и будущий писатель Константин Паустовский. Уже здесь Булгаков проявил свои способности: писал стихи, рисовал карикатуры, играл на рояле, пел, сочинял рассказы, увлекался театром. 1905 год – это извещения, прокламации в коридорах гимназии.. На улицах – стачки… Революция…

Т.Н.Лаппа.

А в 1910 году Михаил Афанасьевич знакомится с юной Татьяной Лаппа, приехавшей из Саратова в Киев к своей тётке. В 1913 году молодые поженились.

Разразившаяся в 1914 г. Первая мировая война развеяла надежды Булгакова на мирное и благополучное будущее. Он вместе с женой работает в госпитале. Михаил научился так быстро ампутировать ноги, что Таня еле успевала переходить от одного больного к другому.

В апреле 1924 года Булгаков разошёлся с Татьяной Николаевной Лаппа. В жизни Михаила Афанасьевича появляется другая женщина – Любовь Евгеньевна Белозёрская. Она происходила из старинной аристократической семьи. Закончила знаменитую Демидовскую гимназию с серебряной медалью, а также частную балетную школу. Хорошо знала английский язык. В обыденной жизни была смела, решительна, находчива. На брак с Белозёрской пришлось самое лучшее время Булгакова – драматурга и писателя.

ЕЛЕНА СЕРГЕЕВНА ШИЛОВСКАЯ.

В феврале 1929 года Михаил Афанасьевич познакомился с Еленой Сергеевной Шиловской. Женщина в это время состояла во втором браке и была матерью двух сыновей – Евгения (1921) и Сергея (1926).

Осенью 1936 года Булгаков переходит на службу в Большой театр. Он пишет либретто для опер, но и их судьба оказывается неудачной. Весной 1937г. он долго размышлял над новым письмом к Сталину, но в атмосфере всё усиливавшегося террора так и не решился написать его.

Известие о запрете постановки пьесы, ожидание последствий, мучительные расчёты с самим собой – всё это, по-видимому, спровоцировало быстрое развитие наследственной болезни – гипертонического нефросклероза.

Михаил Афанасьевич безумно любил жизнь. Он никогда не претендовал на первое место, но невольно так получалось благодаря его остроумию, благодаря необычайной жизненной силе, бурлящей в нём. Характеризуя личность Булгакова, можно выделить такие качества, как независимость суждений, жизнестойкость в тяжёлых испытаниях, высокоразвитое чувство собственного достоинства, первоклассный юмор, искусство быть самим собой во всех ситуациях.

Ныне всё булгаговское до последней строчки опубликовано. Однако не всё осмыслено и освоено, поэтому именно вам предстоит открыть новые ценности, таящиеся в глубинах произведений Михаила Афанасьевича Булгакова.

История создания

Роман был опубликован в журнале Россия № 4,5 за 1925 г., но только 13 глав. В 1927 г. первая книга была издана в Париже, а в 1929 вторая книга в Париже и в Риге. На родине писателя роман опубликован в 1966 г.

ЖАНР

Булгаков балансирует на грани трагедийности и фарса, он ироничен и акцентирует внимание на провалах и недостатках, упуская из виду не только положительное (если оно было), но и нейтральное в жизни человека в связи с новыми порядками.

Проблематика

Булгаков в романе уходит от социальных и политических проблем. Его герои – белая гвардия, но к этой же гвардии принадлежит и карьерист Тальберг. Симпатии автора не на стороне белых или красных, а на стороне хороших людей, которые не превращаются в бегущих с корабля крыс, не меняют под влиянием политических перипетий своего мнения.

Таким образом, проблематика романа философская: как в момент вселенской катастрофы остаться человеком, не потерять себя.

Сюжет и композиция

Зато второй эпиграф из Апокалипсиса предостерегает: все будут судиться по делам. Если ты выбрал неверную дорогу, заблудившись в жизненных бурях, это тебя не оправдывает.

В начале романа 1918 г. называется великим и страшным. В последней, 20 главе Булгаков отмечает, что следующий год был ещё страшней. Первая глава начинается с предзнаменования: высоко над горизонтом стоят пастушеская Венера и красный Марс. Со смерти матери, светлой королевы, в мае 1918 г. начинаются семейные несчастья Турбиных. Задерживается, а потом уезжает Тальберг, появляется обмороженный Мышлаевский, приезжает из Житомира нелепый родственник Лариосик.

Катастрофы становятся всё более разрушительными, они грозят уничтожить не только привычные устои, покой дома, но и сами жизни его обитателей.

Николка был бы убит в бессмысленном сражении, если бы не бесстрашный полковник Най-Турс, сам погибший в таком же безнадёжном бою, от которого защитил, распустив, юнкеров, объяснив им, что гетман, которого они собираются защищать, ночью убежал.

Ранен Алексей, подстреленный петлюровцами, потому что ему не сообщили о роспуске защитного дивизиона. Его спасает незнакомая женщина Юлия Рейсс. Болезнь от ранения переходит в тиф, но Елена вымаливает у Богородицы, Заступницы жизнь брата, отдавая за неё счастье с Тальбергом.

Горе приходит и к Николке. И оно не в том, что бандиты, подсмотрев, как Николка прячет кольт Най-Турса, воруют его и им же угрожают Василисе. Николка сталкивается со смертью лицом к лицу и избегает её, а бесстрашный Най-Турс погибает, и на Николкины плечи ложится обязанность сообщить о гибели его матери и сестре, найти и опознать тело.

Роман заканчивается надеждой на то, что и новая сила, вступающая в Город, не разрушит идиллии дома на Алексеевском спуске 13, где волшебная печка, которая грела и растила детей Турбиных, теперь служит им взрослым, а единственная оставшаяся на её изразцах надпись сообщает рукой друга, что для Лены взяты билеты на Аид (в ад). Таким образом, надежда в финале смешивается с безнадёжностью для конкретного человека.

Выводя роман из исторического пласта во вселенский, Булгаков даёт надежду всем читателям, потому что пройдёт голод, пройдут страдания и муки, а звёзды, на которые и нужно смотреть, останутся. Писатель обращает читателя к истинным ценностям.

ГЕРОИ РОМАНА

Он слабый человек, а на его плечи ложится забота обо всех членах семьи. Он не имеет хватки военного, хотя и принадлежит к белой гвардии. Алексей – военный врач. Его душу Булгаков называет сумрачной, такой, которая любит больше всего женские глаза. Этот образ в романе автобиографичен.

Елене 24 года. Мышлаевский называет её ясной, Булгаков зовёт рыжеватой, её светящиеся волосы подобны короне. Если маму в романе Булгаков называет светлой королевой, то Елена больше похожа на божество или жрицу, хранительницу домашнего очага и самой семьи. Булгаков писал Елену со своей сестры Вари.

Николке Турбину 17 с половиной лет. Он юнкер. С началом революции училища прекратили своё существование. Их выброшенные ученики называются искалеченными, не детьми и не взрослыми, не военными и не штатскими.

Най-Турс представляется Николке человеком с железным лицом, простым и мужественным. Это человек, который не умеет ни приспосабливаться, ни искать личной выгоды. Он умирает, исполнив свой долг военного.

Гражданская война началась 25 октября 1917 года, когда Россия раскололась на два лагеря: “белых” и “красных”. Кровавая трагедия перевернула представления людей о морали, чести, достоинстве, справедливости. Каждая из воюющих сторон доказывала свое понимание правды. Для многих людей выбор цели стал жизненной необходимостью. “Мучительные поиски” изображены в романе М. Булгакова “Белая гвардия”. Ведущей темой этого произведения стала судьба интеллигенции в обстановке гражданской войны и окружающего хаоса.
Семья Турбиных является представителем русской интеллигенции, которая тысячами нитей (родовых, служебных, воспитанием, присягой) связана с монархической Россией. Семья Турбиных — это семья военных, где старший брат Алексей — полковник, младший Николай — юнкер, сестра Елена — замужем за полковником Тальбергом. Турбины — люди чести. Они презирают ложь, корысть. Для них верно, что “честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что иначе нельзя будет жить на свете”. Так говорил шестнадцатилетний юнкер Николай Турбин. А людям с такими убеждениями сложней всего было вступать во времена обмана и бесчестия. Турбины вынуждены решать: как жить, с кем идти, кого и что защищать. На вечеринке у Турбиных разговоры ведутся об этом же. В доме Турбиных мы можем найти высокую культуру быта, традиций, человеческих отношений. Обитатели этого дома начисто лишены высокомерия и чопорности, ханжества и пошлости. Они радушны и сердечны, снисходительны к слабостям людей, но непримиримы ко всему, что за порогом порядочности, чести, справедливости. Турбины и часть интеллигенции, о которой в романе сказано: армейские офицеры, “сотни прапорщиков и подпоручиков, бывших студентов”, выметены из обеих столиц метелью революции. Но именно они и принимают на себя самые жестокие удары этой метели, именно им “при дется мучиться и умирать”. Со временем они поймут, какую неблагодарную взяли на себя роль. Но то будет со временем. А пока убеждены, что иного выхода нет, что смертельная опасность нависла над всей культурой, над тем вечным, что растилось веками, над самой Россией. Турбиным преподан урок истории, и они, делая свой выбор, остаются с народом и принимают новую Россию, они стекаются под белые знамена, чтобы драться насмерть.
Большое внимание вопросу о чести и долге уделил Булгаков в романе. Почему Алексей и Никол-ка Турбины, Най-Турс, Мышлаевский, Карась, Шервинский и другие белогвардейцы, юнкера, офицеры, зная, что все их действия ни к чему не приведут, шли защищать Киев от превосходивших в несколько раз по численности войск Петлюры? Их заставила это делать офицерская честь. А честь, по мнению Булгакова, есть то, без чего невозможно было бы жить на земле. Мышлаевский с сорока офицерами и юнкерами, в легких шинелях и сапогах на морозе оберегал город. Вопрос о чести и долге связан с проблемой предательства и трусости. В самые критические моменты положения белых в Киеве эти страшные пороки проявились у многих военных, находившихся во главе белой армии. Их Булгаков называет штабной сволочью. Это и гетман Украины, и те многочисленные военные, которые при первой опасности “крысьей пробежкой” удалились из города, в числе которых был и Тальберг, и те, из-за которых на снегу около Поста замерзали солдаты. Тальберг — белый офицер. Окончил университет и военную академию. “Это же лучшее, что должно было быть в России”. Да, “должно было . ” Но “двухслойные глаза”, “крысиная пробежка”, когда уносит он ноги от Петлюры, оставляя жену и ее братьев. “Чертова кук ла, лишенная малейшего понятия о чести!” — вот что такое этот Тальберг. Белые юнкера Булгакова — это обыкновенные юнцы из определенной классовой среды, терпящим крушение со своими дворянско-офицерскими “идеалами”.
В “Белой гвардии” события бушуют вокруг турбинского дома, который, несмотря ни на что, остается островком красоты, уюта и покоя. В романе “Белая гвардия” дом Турбиных сравнивается с вазой, которая незаметно разбилась и из которой потихоньку вытекла вся вода. Дом для писателя — это Россия, и потому процесс гибели старой России во время гражданской войны и гибели дома Турбиных как следствие гибели России. Молодые Турбины, хоть их и затягивает водоворот этих событий, до конца сохраняют то, что особенно дорого писателю: неистребимое жизнелюбие и любовь к прекрасному и вечному.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Главные герои “Белой гвардии” – семья Турбиных – люди чистые, душевные, с высокими моральными принципами. Они пытаются выжить в тяжёлые для родины годы, остаться людьми, не идя вразрез с совестью и принципами. Роман Булгакова во многом автобиографичен, поэтому персонажи изображены особенно живо и трепетно. В “Белой гвардии” герои проходят свой личный путь становления в период гражданской войны, они теряют близких, учатся понимать жизнь и принимать её сюрпризы терпеливо и достойно. Таблица характеристик героев будет полезна при более детальном изучении произведения Булгакова.


Характеристика героев “Белая гвардия”

Главные герои

Алексей Турбин

Старший в семье Турбиных, врач, дворянин, 28 лет.

Предан своим принципам, тяжело переживает перемены в обществе, государстве. Поступает в полк, однако власть меняется уже на следующий день. В погоне его ранят. Последствия этой раны приводят к тяжёлым осложнениям. Алексей находится на грани смерти, благодаря молитве сестры случается чудо. После выздоровления он навещает женщину, которая спасла ему жизнь — Юлию. Его жизнь меняется, Алексей понимает, что прошлое безвозвратно ушло, а впереди — неизвестность.

Елена Турбина

Родная сестра Алексея и Николки, красивая девушка, 24 года.

Красивая молодая женщина, ей 24 года. Она становится “мамой” и хозяйкой своей семьи, состоящей из двух братьев и других родственников. Быт заставляет её отвлечься от личных переживаний. Елена часто видит пророческие сны, переживая за братьев в неспокойное время. Она заботится о них и сохраняет уют в доме, лечит родных и молится за них.

Николка

Младший из Турбиных, юнкер, 18 лет.

Честный, смелый, бесстрашный молодой человек. Командует отрядом юнкеров, хотя слишком юн и неопытен. Получив приказ полковника срывать погоны и бежать, он продолжает стрелять. Умирающий Най-Турс просит Николая убегать и не геройствовать. Несмотря на опасность, он помогает родным найти тело генерала и достойно похоронить. Николай раним, он стремительно взрослеет из-за всего пережитого.

Второстепенные персонажи

Василиса (Лисович)

Хозяин дома, в котором живут Турбины.

Най-Турс

Полковник, в его отряде сражается Николай Турбин.

Сильный, умный, бесстрашный мужчина, который добивается всего благодаря своей харизме, непреклонности, чувстве ответственности за других. Он заставляет генерала выдать своим бойцам 200 пар валенок, угрожая оружием. Это спасает бойцов от болезней и обморожений. Честно говорит бойцам о предательстве штабного начальства и отправляет спасаться. Сильный духом, высоко моральный, достойный человек. Николай восхищается им.

Тальберг

Супруг Елены Турбиной, мужчина средних лет.

Скрытный человек, карьерист и приспособленец. Трусость заставляет его бежать из страны, он фактически бросает жену, объясняя это тем, что отправляется в неизвестность. У него нет привязанности к семье, чувства долга. Елена понимает, что видит супруга последний раз, хотя он не говорит об этом прямо. Алексею никогда не нравился муж Елены, он не похож на других членов семьи. Позже Елена узнаёт, что супруг сбежал в Париж с другой женщиной, он оказался трусом и предателем.

История создания

  • Николка Турбин, например — это младший брат Булгакова Николай
  • Доктор Алексей Турбин – сам писатель,
  • Елена Турбина-Тальберг — младшая сестра Варвара
  • Сергей Иванович Тальберг — офицер Леонид Сергеевич Карум (1888 – 1968), который, однако, не уехал за границу как Тальберг, а в конечном итоге был сослан в Новосибирск.
  • Прототип Лариона Суржанского (Лариосика)— это дальний родственник Булгаковых, Николай Васильевич Судзиловский.
  • Прототип Мышлаевского, по одной из версий — друг детства Булгакова, Николай Николаевич Сынгаевский
  • Прототип поручика Шервинского — другой друг Булгакова, служивший в войсках гетмана — Юрий Леонидович Гладыревский (1898 – 1968).
  • Полковник Феликс Феликсович Най-Турс — образ собирательный. Он состоит из нескольких прототипов — во-первых, это белый генерал Фёдор Артурович Келлер (1857 – 1918), убитый петлюровцами во время сопротивления и приказавший юнкерам бежать и срывать погоны, осознав бессмысленность боя, во-вторых — это генерал-майор Добровольческой армии Николай Всеволодович Шинкаренко (1890 – 1968).
  • Был прототип и у трусливого инженера Василия Ивановича Лисовича (Василисы), у которого Турбины снимали второй этаж дома — архитектор Василий Павлович Листовничий (1876 – 1919).
  • Прототип футуриста Михаила Шполянского — крупный советский литературовед, критик Виктор Борисович Шкловский (1893 – 1984).
  • Фамилия Турбины — это девичья фамилия бабушки Булгакова.

О чём?

Алексей и Николка Турбины — офицеры, готовые защищать родину и прежнюю власть, но перед жестоким механизмом политической системы они (и такие, как они) оказываются бессильными. Алексея тяжело ранят, и он вынужден бороться уже не за родину и не за оккупированный город, а за свою жизнь, в чём ему помогает женщина, спасшая его от смерти. А Николка в последний момент бежит, спасённый Най-Турсом, которого убивают. При всём желании защищать отечество герои не забывают о семье и доме, о сестре, оставленной мужем. Образ-антагонист в романе — капитан Тальберг, который, в отличие от братьев Турбиных, покидает отечество дом и жену в тяжёлое время и уезжает в Германию.

Главные герои и их характеристика

Тематика

Христианские символы

Проблематика

Смысл

Обычные граждане, не участвующие в военных действиях, в романе тоже оцениваются по этим же критериям: честь, храбрость – трусость, бесчестье. Например, женские образы — Елена, ждущая оставившего её мужа, Ирина Най-Турс, не побоявшаяся вместе с Николкой идти в анатомический театр за телом убитого брата, Юлия Александровна Рейсс — это олицетворение чести, смелости, решительности — и Ванда, жена инженера Лисовича, скупая, жадная до вещей, — олицетворяет трусость, низменность. Да и сам инженер Лисович — мелочный, трусливый и скаредный. Лариосик, несмотря на всю свою неуклюжесть и нелепость ,— человечный и мягкий, это персонаж, который олицетворяет если не отвагу и решимость, то просто добронравие и мягкосердечие — качества, которых так не хватает в людях в то жестокое время, описанное в романе.

Образы белых офицеров в романе Булгакова “Белая гвардия” вырисованы четко и правдиво. “Настоящие люди и герои” – такая трактовка врагов большевистского движения, конечно, не могла удовлетворить официальную цензуру. Роман был запрещен к печати.
В произведении противопоставлены две группы белых офицеров. Во-первых, это те, кто “ненавидели большевиков ненавистью горячей и прямой, той, которая может двинуть в драку”. А во-вторых, это “вернувшиеся с войны в насиженные гнезда с той мыслью, как и Алексей Турбин, – отдыхать

Зная результаты гражданской войны, Булгаков был, как мне кажется, на стороне вторых.
Кроме того, в романе офицеры противопоставляются и по чисто человеческим качествам. Одни до конца остаются людьми, не потерявшими офицерской чести и достоинства. Другие сдаются перед обстоятельствами, ломаются.
К последним относится, в частности, капитан Сергей Тальберг, сбежавший еще до начала военных действий и бросивший свою жену. Тальберг бежит, как крыса с тонущего корабля. Неслучайно он и похож на крысу: гетманская серо-голубая

кокарда, щетки “черных подстриженных усов”, редко расставленные, но крупные и белые зубы”, “желтенькие искорки” в глазах.
Гетман Украины позорно покидает город под видом майора фон Шратта, бегут и генерал армии Белоруков и Полковник Щеткин.
Неоднозначна в этом отношении фигура подполковника Малышева, собравшего мортирный дивизион из юнкеров. Он проявил себя как чрезвычайно гуманный человек и распустил гарнизон, предвидя исход: “…разбитые части несчастных офицеров и юнкеров, брошенные штабными мерзавцами и этими двумя прохвостами, которых следовало бы повесить, встретятся с прекрасно вооруженными и превышающими их в двадцать раз численностью войсками Петлюры”. Вместе с тем, поняв развязку, Малышев смалодушничал и позорно бежал, уговаривая себя, что “своих он всех спас” и теперь его ничего не касается.
Верными офицерской чести в романе остаются друзья Турбинных: Мышлаевский, Степанов-Карась и Шервинский, а также полковник Най-Турс.
Прототипом поручика Мышлаевского стал друг детства Булгакова Николай Николаевич Сынгаевский. Черты Мышлаевского сознательно соединены с приметами сатаны – разными глазами, мефистофелевским носом с горбинкой, косо срезанными ртом и подбородком. Позднее эти же приметы обнаружатся у Воланда в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”: “…И оказалась над громадными плечами голова поручика Виктора Викторовича Мышлаевского.

Голова эта была очень красива, странной и печальной и привлекательной красотой давней настоящей породы и вырождения”. Некоторые детали портрета этого героя указывают на его внутреннюю слабость, какую-то “червоточину”, которая не позволит ему счастливо жить (маленький, женский подбородок).
Мышлаевский – настоящий офицер, в том, во многом забытом сегодня, классическом значении этого слова. Необходимость защищать свое отечество у него в крови. Именно поэтому поручик записывается в мортирный дивизион, где оказывается самым подготовленным и жестким офицером.
Мышлаевский лишен ненужной сентиментальности. После роспуска дивизиона он хочет поджечь старое здание родной и такой дорогой его сердцу гимназии только для того, чтобы врагу не досталось оружие. Таким образом, этот герой проявляет себя первоклассным военным.
Полковник Най-Турс – также настоящий патриот. Этот картавый военный при полной неразберихе, творящейся в умах людей, понимает, что обязан выполнить свой долг и защищать отечество до конца. Он буквально под дулом пистолета заставляет начальника отдела снабжения выдать юнкерам валенки. Най-Турс заботится о них, как о собственных детях.

Поняв весь ужас сложившейся ситуации, поняв, что он подставляет юнцов под пули, что армии нет, что штабы сбежали, Най-Турс отдает неслыханный приказ. Он велит бежать, прятаться, отступать, срывать погоны и бежать. Но такой приказ, как мне кажется, – это совсем не малодушие.

Ведь сам полковник погиб, прикрывая отступающих юнкеров. Нет, его приказ – это желание спасти хоть кого-нибудь из молодых, необстрелянных студентов.
В финале романа, во сне Елены Турбиной, Булгаков предсказал два варианта судьбы участников белого движения: либо служба красным с целью самосохранения (Елена видит Шервинского, вешающего на грудь красную звезду), либо гибель, которая суждена Николке Турбину.
Очевидно, что Булгаков остается на стороне тех, кто не сбежал от опасности, кто не запятнал честь офицера и навсегда остался для себя и для истории честным человеком.

Читайте также: