Образ урала в творчестве мамина сибиряка кратко

Обновлено: 04.07.2024

Реферат "Уральская природа в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка"

Министерство общего и профессионального образования

Реферат

Уральская природа в творчестве Д. Н. Мамина-Сибиряка.

Исполнитель: ученица 9 класса

Руководитель: Коровина Н.В.

с. Клевакинское. 2010 г.

Содержание.

1) Родина Мамина-Сибиряка 4

2) Начало творческого пути 6

3) Мастерство в изображении пейзажа 7

4) Природа в произведениях малых жанров 9

4.Список использованной литературы 17

Введение.

Цель моей работы: рассмотреть особенности изображения уральской природы в произведениях Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Задачи:

1.Прочитать произведения Мамина-Сибиряка.

2.Подобрать литературно-критические статьи, посвященные творчеству писателя; иллюстративный материал.

4.Познакомить с данным материалом учащихся 9, 11 классов.

Родина Мамина-Сибиряка.

Д.Н.Мамин-Сибиряк родился в поселке Висимо-Шайтанского завода, раскинувшем свои дома на берегах пруда, образованного горными речками Висимом и Шайтанкой. Стоял поселок на границе владений Демидовых, обладавших Нижнетагильскими заводами, и таких же богачей Строгановых, земли которых отделяла всего лишь речка Межевая Утка. Шел 1852 год.

До четырнадцати лет Мамин-Сибиряк почти безвыездно жил в Висиме – так называется сейчас бывший Висимо-Шайтанский завод. Но и во время учебы сначала в Екатеринбургском духовном училище, а потом в Пермской семинарии он летом приезжал на родину. Удалось побывать ему в Висиме и после первого курса медико-хирургической академии в 1873 году.

С ранних лет все шире становился круг его интересов к природе. Лес и горы манили своей незнакомой жизнью. Он уходил ближними наезженными дорогами, и те уводили в тень леса, постепенно переходили в едва обозначенную в буйном разнотравье колею, чтобы стать простой тропинкой, которая наконец оставляла один на один с лесом, светлыми полянами, с незатейливыми цветами, с лесными шорохами, голосами пернатых и журчанием ручьев. Дальние горы вели на шиханы величественных гор, и оттуда до горизонта видны были лишь голубизна неба да зелень и синева лесов, и душа ощущала, как широка жизнь, как много в ней воли и волнующего простора.

Этот дьячок нес в себе народное отношение к природе, и оно было возведено у него в степень прочувствованной и потому красивой и покоряющей убежденности. Позднее писатель тоже встречался с такими поэтами в душе, способными заплакать, созерцая оживающую весной природу, полную хлопотливого многоголосья прилетевших с юга птиц. Этими поэтами были простые люди.

Юноша Мамин ходил по горам, поднимался на каменные кручи, припадал к холодной воде родников, вдыхал густой запах нагретой солнцем хвои, прислушивался к ропоту леса, ощущал волнующую прелесть весенней грозы. В походах рождалась любовь к природе, чувство слитности человека с ней.

Начало творческого пути.

Первые литературные опыты Мамина-Сибиряка относятся еще к годам его учебы в семинарии. Он описывал свое путешествие на лодке по Чусовой от пристани Усть-Утки до Кыновского завода.

В сохранившейся рукописи видна любовь к пейзажу, к живописи словом, которое с тонкостью передавало оттенки состояния бурливой Чусовой – говор струй, шепот осоки, омываемой водой, и причудливого освещения притихшего леса.

В 1875- 1876 годах, когда он учился сначала в Петербургской медико-хирургической академии, а потом на юридическом факультете, ему удалось напечатать несколько рассказов в тонких журнальчиках, даже без подписи. Он рассматривал эти рассказы как средство заработать на жизнь. Но и в них начинающий писатель самым тщательным образом отрабатывает пейзаж. Под влиянием Гоголя его пейзажи подчеркнуто поэтичны, музыкальны. Порой в описаниях природы он переходил на ритмизированную прозу. Такими были первые опыты.

Мастерство в изображении пейзажа.

Сам писатель обладал такими достоинствами художника-пейзажиста. Своеобразие же его в том, что описания природы самым тесным образом слиты у него с рассказом о людях, их судьбах, их духовной жизни.

Природа в произведениях малых жанров.

Читая Мамина-Сибиряка, можно легко заметить, что в романах он скупее на пейзажную живопись. Картины природы здесь – лишь детали отдельных мотивов эпического сюжета, повествования о жизни в целом. Зато в очерках и рассказах, как правило, описание природы, ее стихий, ликов, состояний представляет органическую часть картины. Почти все события в малых жанрах маминской прозы развертываются не в замкнутых рамках комнаты, дома, двора, а вынесены в открытое пространство природного мира.

Частое обращение к широким, размашистым зарисовкам горных панорам, уводящих взгляд наблюдателя за горизонт, способствует утверждению великолепной мысли о том, что человек познает себя, свои масштабы через

природу. Писатель ведет своего читателя от картин быта, от показа скованности человека тяжелыми условиями труда в другой, бесконечно расширяющийся мир предметного живого пространства, и временность угнетенного состояния становится очевидной, а ценности свободы выступают убеждающе.

Однако ориентация на сопоставление природных состояний с душевным миром личности могла иметь и имела разные корни, а отсюда и различающие художников установки. Мамина-Сибиряка привлекала не душа отдельного человека, а, можно сказать, наша общая душа, формы проявлений которой рождаются в глубинах народной жизни.

Одинокий созерцатель, углубляющийся в природу, старается как можно больше вникнуть в ее поэтические, говорящие сердцу детали. Маминский же наблюдатель природы – персонаж или сам автор, что встречается чаще, - стремится прежде всего ощутить динамичность природных явлений, их ритм, упорядоченность, организованность, видит природу, ее содержание и значение взглядом трудового человека.

Утро радует Мамина-Сибиряка чистотой красок, мягкостью линий, новым рождением жизни, на время притихшей ночью. Но ночь при этом остается в памяти как пора тишины и покоя. Писатель избегает резких границ между ночью и днем – его увлекает созерцание самого движения пробуждающегося живого, активности природы.

Любит писатель и весну, несущую с собой радостно-хлопотливое оживление, и лето с его зрелой полнотой, свободным и легким движением белых облаков, и дни осени, когда пылают листья осины, становятся прозрачнее леса, в криках собирающихся к отлету птиц слышна тревога. Меньше внимания он уделяет зимнему состоянию природы. Видимо, не столь часто приходилось бывать писателю в зимнем, строго заснувшем лесу. Оставались только впечатления декабрьских каникулярных дорог от Екатеринбурга до Висима через Таватуй, Карпушиху, Веселые горы…

Рассматривая степные просторы, ощущая, что там, за горизонтом, все продолжается степь, и нет ей конца и края, писатель высказывает несколько парадоксальную мысль, что не случайно философия степных народов своеобразно эгоцентрична, так как ставит созерцателя в равной удаленности от всего, что его окружает.

Внимание писателя к тем или иным формам жизни природы, описанию ее состояний и перемен лежит в основе эмоциональных переживаний, определяемых контактами: человек – природа, природа – человек. Эти переживания не только заложены в характере пейзажной живописи, но часто вынесены на поверхность, описываются впрямую, от автора – рассказчика. Он все время напоминает, что созерцание природы и соучастие во всей ее жизни играет громадную роль в духовном состоянии личности, увеличивает разнообразие эмоциональных переживаний, проявлений ума, тонкости в общении с другими.

Возникает доброе чувство сопричастности к тому, что делается вокруг.

Этот союз с миром живого на земле принимает у героев произведений писателя форму заботы о веточке, деревце, птице, ее гнезде, сознания ответственности за сохранность и развитие живого вокруг. Люди не растворяются в окружающем их мире. Они хозяева здесь – рачительные, разумные, понимающие язык природы, ее внутреннюю законосообразность.

Материал данной экскурсии может быть использован на уроках внеклассного чтения, а также во внеурочной деятельности по предмету.

ВложениеРазмер
Виртуальная экскурсия 23.46 КБ

Предварительный просмотр:

3. Целая галерея строго и просто написанных горно-лесных пейзажей разбросана во всех произведениях писателя. Цель нашей работы – показать самые прекрасные места Южного Урала в рассказах Мамина-Сибиряка.

4. Наше путешествие начнется с уральского леса .

13. Тема малой родины стала для писателя Мамина-Сибиряка главной в его творчестве. Дмитрий Наркисович замечательно описал суровую и величественную природу Урала. Видео В восприятии природы, в жанровой повествовательности пейзажа он близок к русским художникам-передвижникам.

Читайте также: