Образ советского человека кратко

Обновлено: 07.07.2024

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Советское время выработало особый тип мышления и мировоззрения советского человека. Сплочённость народа в войне и послевоенном восстановлении страны окончательно сформировали и укрепили этот тип мировоззрения, привив его подавляющему большинству граждан СССР. В чём же особенности советского человека, какова система ценностей, какие преимущества и недостатки этого взгляда на мир?

Для советского человека имели ценность различные достижения, полученные собственным трудом. Будь то высокая квалификация на работе, научная степень, спортивный разряд, различные полезные навыки. Вызывали уважение люди, применяющие эти навыки по делу. То есть спортсмен, оставив карьеру, по мнению советского человека, должен был идти в тренеры, окончивший институт с красным дипломом — в аспирантуру, а отслуживший в ВДВ обладатель специфических военных навыков — в милицию или КГБ. Те же, кто зарывал свои таланты в землю, вызывали сожаление и попытки наставить на правильный путь. В точности как в христианской притче о талантах.

Приветствовалась скромность, хвастаться чем-либо было стыдно. Этого момента в воспитании очень не хватает сегодняшнему поколению. В советское время детей приучали с детского сада, что хвастаться нехорошо.

Уважение к старшим — этому учили с детства. Причём уважать учили не только древних стариков, но просто тех, кто значительно старше тебя. Грубость 30-летнего в отношении 50-летнего, мягко говоря, не приветствовалась в советском обществе.

Но советское воспитание имело и свои недостатки, которые проявились с крушением этой системы. Оказалось, что советские люди безоговорочно доверяют государству и неспособны уловить момент, когда государство их предало. Так миллионы русских, никуда не уезжая из своего дома, ВНЕЗАПНО и оказались в 1991 году в других государствах. Причём в некоторых из которых поклоняться Гитлеру не считалось чем-то плохим. Именно благодаря этому недостатку русских и вырезали в южных республиках — люди оказались неспособны самоорганизовываться, когда исчезли партия и правительство. Потом-то научились, но было уже поздно.

Из этого доверия к государству вылез и другой недостаток, активно эксплуатирующийся ельциноидами в первые годы после разрушения СССР — доверие к СМИ. Советский человек по инерции воспринимал кривляющегося на экране жулика как представителя государства, поэтому и несли люди деньги во всякие МММ.

В целом же советское воспитание — очень даже неплохой вариант, и когда встречается человек, сохранивший тот образ мышления, при этом не живущий иллюзиями и не впавший в маразм — общаться с таким человеком очень приятно. Он открытый, честный, ничем не понтуется, не пытается ставить себя выше других, не несёт ненужного негатива, всегда готов придти на помощь. К сожалению, таких людей в наше время осталось мало, девяностые прошлись по сознанию людей как танком.

Когда-то, в бытность автора студентом Санкт - Петербургского Государственного Университета, когда ночи были белее, цены ниже а Крым был украинским, один умный профессор так прокомментировал одну не особо сильную курсовую:

Вот чёрт его знает, что хотел он этим сказать. Может, просто обращал моё внимание на какие-то нотки идеализма в моей курсовой, может, наоборот, намекал на слишком материалистическое мировосприятие, - не знаю. Я тогда немного задумался да и забыл об этом. Поставили четвёрку, и ладно. Проходная работа была, в общем-то.

Прошло немного лет и я опять вернулся к этому вопросу, только уже сознательно. Советский человек - кто это?

Кто и как попадает под эту категорию и какие критерии при этом учитываются? Да, во времена СССР все люди в этом государстве были советскими. гражданами. Да, существовала определённая идеология (не будем говорить кто как к ней относился и относился ли вообще)

Но вот СССР ушёл и мы уже почти 30 лет живём в абсолютно другом мире. Изменилась не просто наша страна, изменился и мир вместе с нами . И уже больше нет советских граждан, нет единой стройной идеологической модели, наши граждане всё больше озабочены вопросами куда более обыденными и тривиальными, нежели строительство коммунизма в отдельно взятой стране.

А вот выражение советский человек осталось и приобрело множество значений и интерпретаций. Чтобы понять, что же это такое, давайте попробуем отметить для себя: "с чем у нас ассоциируется понятие советский" ?

Советские люди победили в самой тяжелой войне в истории человечества. Советские люди спасли мир от нацизма и фашизма. Советские люди запустили в космос первый спутник и первого космонавта. Советские люди установили двухполярный мир, закрепив паритетом в ВПК более менее мирное сосуществование крупнейших держав на планете.

Советские люди построили тысячи школ, больниц и предприятий, взяв под своё крыло всех соседей, все "братские народы". Советские люди помогали маленьким государствам противостоять гегемону США, сохранять свою независимость. Советские люди побеждали в олимпиадах и делали научные открытия.

Закладывали колоссальную научно-техническую базу на десятилетия вперед (в отдельных отраслях на столетия). Советские люди за короткий период существования СССР создали уникальную культуру, презентовали миру своё видение привычных вещей, создали шедевры в каждом из видов искусств. Академики, врачи, строители, генералы, космонавты, конструкторы, спортсмены, лётчики, моряки, шахтёры, скульпторы-монументалисты, художники, композиторы - всё советские люди.

А ещё советские люди продались за джинсы и жвачку. Советские люди разрушили все, что было заложено предыдущими поколениями строителей коммунизма. Советские люди стали наживаться на своих же гражданах, грабить, обворовывать убивать. Советские люди разрушили памятники своим вождям и вручили в руки вчерашних идеологических врагов ключи от ВПК, от рынка и от сберкассы.

Хамоватые продавщицы и буфетчицы - советские люди. Пьянствующие слесари и сантехники - советские люди. Мечущаяся интеллигенция во всем завидующая Западу и комично пытающаяся его скопировать - советские люди.

Дремучие темные бабки, щебечущие обо всех и вся на лавке перед подъездом - советские люди. Стукачи в каждом доме, сексоты КГБ среди всех слоёв населения - советские люди.

Безынициативное вялое, привыкшее во всем надеяться на государство общество, где каждому гарантированно находили работу и оплачивали образование, медицину и буквально за шкирку не давали окончательно свалиться в социальную яму.

Или это уже не советские люди?

Мы живём почти 30 лет без СССР. в то же время во многом мы опираемся на достижения именно этого государства и того общества. Да, у того общества были достижения, мне не нужно лишний раз их перечислять. Я просто хочу понять, кого вы считаете советскими людьми?

Когда я говорю "советский человек", я прежде всего вспоминаю персонажей Павку Корчагина и Василия Губанова, героев Ланового и Юматова ("Офицеры"), Тихонова ("17 мгновений весны")

В российском фильме 72 метра капитан Янычар - советский человек. В фильме Ю. Быкова "Дурак" главный герой - советский человек. Понимаете?

Я имею в виду приоритеты общего блага над частным, превосходство совести над наживой. Я подразумеваю сознательность, честность и готовность к самопожертвованию. Когда я говорю "советский человек" - я отметаю все национальности и предрассудки, все условности и классовое неравенство.

Субъектом истории всегда является человек, деятельность которого и приводит к развитию общества, государства, культуры. Поэтому социально - антропологические, цивилизационные и социокультурные характеристики человека влияют на исторический процесс, прежде всего, через соответствующие культурные модели и структуры самосознания, то есть идентичность, которую мы определяем как систему стереотипов самоопределения, генерализирующую социальную организацию и структурирующую культурное пространство.

Рассмотрим базовую характеристику культуры советского человека в аспекте отношения личности к надличностному, идеальному - духовность советской личности, утверждавшей подлинное, реальное бытие советского типа человека.

Проанализируем базовую характеристика культуры советского человека в аспекте отношения личности к обществу и межличностных отношений - ценности коллективизма в самосознании и образе жизни советских людей, коллективистскую над этническую солидарность.

- В историческом плане, когда формирование образа жизни выступало как процесс и результат изменения определенного способа человеческой деятельности, в ходе которого происходит ломка привычного, устоявшегося уклада жизни и возникает новая структура отношений и ценностей.

- В системном плане, когда образ жизни рассматривался как элемент функционирования и развития общественной системы на уровне групповой и индивидуальной жизни людей. Этот подход позволял раскрыть диалектику взаимодействия всеобщего и единичного в общественной жизнедеятельности советского социального организма.

Единодушие советских исследователей в обозначении основных параметров и показателей образа жизни - характер и содержание трудовой деятельности, жизненный уровень, способ распределения рабочего и свободного времени, уровень культуры и отношение к духовным ценностям - обусловлено спецификой методологических и идеологических возможностей решения теоретической проблемы социокультурной идентификации советского человека.

Р.А. Даль выделяет четыре критерия степени вовлечения в деятельность по управлению политической системой: интерес гражданина к происходящим событиям; озабоченность, то есть осознание гражданином степени важности политического решения; информированность - степень осведомленности гражданина в области политической жизни; активность - степень прямого участия гражданина в осуществлении политики. Использование советской властью элементов опоры на широкие социальные интересы, рационализация гражданского дискурса и континуальность коммунистической идеологии соответствовали потребностям прагматизации отношений власти и общества, стимулировав советскую гражданскую идентичность.

Таким образом, исторические, социокультурные и идеологические условия существования и развития советской над этнической общности и советского государства с неизбежностью выработали у советского человека понимание коллективной деятельности как деятельности на благо других представителей ныне живущего и будущего поколений людей, служения идее, народу и государству. Это предполагало оценку полезности и результатов общественно - полезного труда, в первую очередь, коллективом, и относительную сдержанность к индивидуальному вознаграждению за свой труд, что способствовало, в свою очередь, выработке у советского человека элементов уравнительности в понимании справедливости.

Исследование культуры и человеческого образа в переломный период в истории Советского государства. Анализ отношения к семейным и духовным ценностям, а также описание быта и нравов того периода. Образ советского гражданина в литературе 30-х годов.

Рубрика История и исторические личности
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 20.06.2017
Размер файла 26,6 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Актуальность: Актуальность работы заключается в необходимости исследования культуры и человеческого образа переломного период в истории Советского государства. Советский период - это сложное и противоречивое явление в развитии культуры. В настоящее время интерес к исследованию культуры 20-30 годов ХХ века, вызван появление огромного корпуса исторических источников из ранее закрытых архивохранилищ.

Задача: Использовать материалы проекта для пополнения знаний о своих предках и прошлого нашей страны.

1. Образ и духовные ценности советского человека

Период 1930-х годов в Советском Союзе было зарождение и формирование, нового идеального образа советского человека. Поскольку новое государство показывало себя как страну, в которой нет угнетения и эксплуатации человека, то и образ этого нового человека должен был состоять только из положительных характеристик. В первую очередь, образы советского человека начинают выстраиваться в произведениях искусства- литературных произведениях, в картинах и скульптурах, в кинофильмах. В них изображаются идеальные советские мужчины, женщины, дети. Их образы ярки и типичны - мудрые старцы, заботливые матери, великие воины, спортсмены. советский быт гражданин культура

2. Быт и нравы советского человека

3. Образованность советского человека

Индустриализация требовала повышения профессионального уровня населения. В начале 30-х гг. в стране начался переход к всеобщему обязательному четырехлетнему начальному обучению. В 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, расписание, оценки, строгая дисциплина и целая гамма наказаний, вплоть до исключения.

Были переработаны школьные программы, созданы новые учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание географии и истории. Широко развернулось строительство новых школ. Только в 1933-1937 гг. открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. По переписи 1939 г. грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Рост грамотности вызвал большой спрос на литературу. Книги выходили на 110 языках. Широкое развитие получили массовые библиотеки.

Советское искусство, подчиненное партийной цензуре, было обязано следовать одному художественному направлению - социалистическому реализму.

Политический смысл этого метода заключался в том, что мастера искусства должны были отображать советскую жизнь не такой, какая она была на самом деле, а такой, какой она должна быть при социализме.

Постановлением ЦИК и СНК СССР от 14 августа 1930 г. В стране вводится всеобщее обязательное обучение, а в городах - неполное среднее. К 1939 г. более 80% населения умело читать и писать. В систему профессионально-технического образования входили школы фабрично-заводского обучения (ФЗУ) на базе начальной школы и техникумы. Эта система в основном и в последующие годы. Бурное экономическое развитие страны требовало специалистов со средним и высшим образованием. Для их подготовки был создан Институт красной профессуры.

4. Советский человек в литературе 1930-х г

Отличительной чертой советского литературного процесса этого периода стала конфронтация писателей на две противоположные группы: одни литераторы поддерживали политику Сталина и прославляли мировую социалистическую революцию, другие всячески противостояли авторитарному режиму и осуждали антигуманную политику вождя.

Развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. С одной стороны, образование, наука, литература, художественная культура были взяты под строгий контроль, испытывали идеологическое давление. С другой стороны, культура достигла значительных успехов.

Русская литература 30-х годов переживала свой второй расцвет, и вошла в историю мировой литературы как период Серебряного века. В это время творили непревзойденные мастера слова: А. Ахматова, К. Бальмонт, В. Брюсов, М. Цветаева, В. Маяковский.

5. Семейные ценности советского человека

Брак обязательно должен был получить официальное благословение при церковном венчании. Только такой брак считался законным. Непременным было и крещение каждого ребенка уже в первые месяцы жизни. Отпевание умершего в церкви или на дому также относилось к числу главных обрядов.

После женитьбы сына родители и близкие родственники, как правило, помогали ему построить собственный дом и обустроить его. Выдача замуж дочерей сопровождалась передачей жениху приданого, которое начинали копить сразу после рождения будущей невесты. Многие его части создавались руками самой девушки в добрачный период. Особенно много было вышитых предметов одежды, белья и т. п.

Концепция материнского и супружеского долга женщины вошла в оборот идеологического и политического манипулирования (постоянно готовящейся к войне стране нужна была высокая рождаемость).. В 1936 был принят закон, затруднявший развод; через 8 лет разводиться разрешили вообще только через суд. Права женщин, как, впрочем, и права человека вообще, советское руководство 30-х годов особенно не беспокоили, и в 1930 году в стране были закрыты женотделы. И.В. Сталин объявил об окончательном разрешении женского вопроса.

Таким образом, ослабление влияния государственных структур на семейно - брачные отношения, с одной стороны, и внедрение образа нового советского человека, не обременённого семейными обязательствами, привело к негативным последствиям - увеличению числа разводов, сокращению рождаемости, разрушению института семьи. Подобные тенденции заставили руководство государства переосмыслить направление социальной политики, сменив курс на охрану семьи, поддержание материнства и детства. Исторический опыт нашей страны доказывает, что данное направление социальной политики всегда должно быть приоритетным для государства, поскольку формирование здорового поколения относится к числу стратегических задач любого государства.

В процессе написания работы мы достигли поставленную нами цель. При написании проекта нами была изучена специальная литература, включающая в себя статьи, учебники, исторические архивы, и раскрыты ключевой смысл темы. Тема проекта актуальна и по наши дни, потому что многие вещи постепенно возобновляются со временем. Процесс работы над проектом позволил побудить желание и сознательный интерес к изучаемому материалу.

1. А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. История России Xx - Начало Xxi В. 9 Класс - Стр. 181

2. Быт и нравы России: В. Г. Анишкин, Л. В. Шманева - Москва, Феникс, 2010 г.- 464 с.

3. Всеобщая история. В 2 томах. Том 1. Книги I - X: Полибий - Санкт-Петербург, АСТ, Мидгард, 2004 г.- 768 с.

5. Данилов А. А. История России, XIX век. 8 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - 10-е изд. - М. : Просвещение, 2009. - 287 c., л. ил., карт.

7. История России. 11 класс Измозик В.С., Рудник С.Н. 2-е изд., доработ. и доп. - М.: 2013. - стр. 180

13. Фицпатрик Ш. Повседневный сталинизм. - С. 173.

Подобные документы

Основные этапы создания Советского государства и права в первый период после Великой Октябрьской Социалистической революции, роль в нем коммунистической идеологии. Деятельность молодого государства в области экономики. Конституция РСФСР 1918 года.

курсовая работа [43,7 K], добавлен 05.01.2010

Формирование восточнославянских племен, принятие христианства и борьба с иноземными нашествиями. Становление централизованного государства. Россия в 16-20 вв. Развитие капитализма в пореформенный период. Особенности советского периода и современности.

шпаргалка [56,0 K], добавлен 17.01.2011

Воспоминания советского генерала о войне. Советский солдат как "винтик" в тоталитарной системе Советского Союза. Безразличное отношение Верховного Главнокомандования к человеческим потерям. Стереотипы психологического профиля советского солдата.

курсовая работа [46,4 K], добавлен 27.08.2009

Начало исторического пути И.С. Галкина. Великая Отечественная война и послевоенный период работы историка. Исследования по истории рабочего движения во Франции, по истории Германии нового времени. Историография советского периода.

реферат [18,0 K], добавлен 13.12.2006

Краткие сведения о жизненном пути И.С. Конева - советского полководца, Маршала Советского Союза и дважды Героя Советского Союза. Деятельность Ивана Степановича в период Великой Отечественной войны и в мирное время. Его основные награды и звания.

презентация [1,2 M], добавлен 14.09.2013

Партийная линия по отношению к религии и церкви в первые годы Советской власти. Идеологическая борьба против РПЦ и репрессии 1930-х г. Динамика открытия церквей и молитвенных домов в период потепления государственно-церковных отношений 1943-1948 г.

дипломная работа [178,4 K], добавлен 08.06.2017

Исследование советского общества и его истории. Славяноведческие центры и периодические издания. Общественное мнение об СССР и советологические исследования 20-х - 30-х годов в США и Великобритании. Диапазон исследований по истории России в Беркли.

Читайте также: