Образ райского в романе обрыв кратко

Обновлено: 05.07.2024

Краткое содержание

Действие романа происходит сначала в Петербурге, а затем переносится в российскую глубинку. Чтобы понять, каков в книге Обрыв смысл сюжета, нужно начать с характеристики персонажей.

  1. Борис Райский – молодой человек, не лишенный талантов, но из-за лени не способный ничего довести до конца. Большую часть времени отдает созерцанию и размышлению о высоких материях.
  2. Марк Волохов – революционно настроенный юноша, нигилист, отвергающий традиционные ценности.
  3. Татьяна Марковна – бабушка, незаурядная, яркая личность, придерживается патриархального уклада семьи. Но так как в юности сама пережила любовную драму, лучше всех понимает Веру, поддержав ее и простив ошибки.
  4. Вера – молодая девушка со сложным характером, живо интересующаяся взглядами Волохова, что отразилось на ее чувствах к нему.
  5. Марфа (Марфинька) – сестра Веры, юная, наивная девушка, во всем слушается бабушку, занимается домашним хозяйством.

Знакомство с Райским

Начинается повествование с описания жизни главного героя в Петербурге. Райский мучается бездельем и со скуки начинает писать роман, параллельно ухаживая за овдовевшей Софьей Пахотиной. Но молодая вдова, влюбленная в итальянского графа, отвергает Райского.

Райский приезжает на лето в родное имение, где всем заправляет бабушка Татьяна Марковна. Обрадованная бабушка пытается приобщить внука к ведению хозяйства, но Борис совершенно не интересуется делами имения.

Происходит ряд событий:

  • приезжает друг Марфиньки – помещик Викентьев;
  • Райский знакомится с Марком Волоховым;
  • возвращается домой Вера, гостившая у попадьи.

Борис, сначала увлекшийся Марфинькой, переключается на старшую сестру – Веру.

Жизнь в Малиновке

Райский постоянно думает о Вере, но девушка избегает его. Постепенно отношения между молодыми людьми налаживаются, но девушка равнодушна к Райскому.

Борис, застав однажды Веру за чтением письма, подозревает, что она влюблена. Райский пытается выяснить через бабушку имя возлюбленного Веры. Татьяна Марковна предполагает, что это помещик Тушин, с которым девушка издавна дружит. Но героиня отвергает это предположение.

Марфинька получает предложение руки и сердца от Викентьева, начинается подготовка к свадьбе.

Выбор Веры

Избранником Веры оказывается Марк Волохов, с которым она тайно встречается. Но Марк не собирается жениться на Вере, брак не входит в его планы.

Девушка от отчаяния обращается к Райскому, прося помочь ей. Но стоило ей услышать условный сигнал от возлюбленного, как она сбегает к нему на обрыв.

Борис подсматривает за девушкой, чтобы узнать имя ее избранника.

Развязка

Вера рассказывает Борису о своих отношениях с Марком, прося передать обо всем бабушке.

Во время именин Марфиньки Тушин делает предложение Вере, но девушка отказывает, признавшись в своем падении.

Татьяна Марковна, узнав от Райского историю Веры, тяжело заболевает. Вслед за ней падает в горячке и Вера. Бабушка, поднявшись с постели, сама ухаживает за внучкой.

Марк присылает два письма Вере, где сообщает о своей готовности обвенчаться. Но в записке, переданной через Тушина, узнает о разрыве отношений. Через время приходят известия об отъезде Марка на Кавказ.

По городу ползут нехорошие слухи о Вере. Чтобы пресечь их, Тушин готов рассказать всем, что сделал девушке предложение, но получил отказ. Помещик действительно мечтает о женитьбе на Вере, но Татьяна Марковна советует ему немного повременить.

После свадьбы Марфиньки имение пустеет. Уезжает и Райский, так и не закончив свой роман о Вере. Теперь он мечтает заняться лепкой в Италии.

Борис путешествует по загранице, но ностальгирует по родным – Вере, Марфиньке и бабушке.

Объяснение сюжета

Но рвется не только привычная жизнь героев. Изменения ждут всю Россию. На смену старому, патриархальному укладу идет новый строй.

Конфликт старых ценностей с новыми показан писателем через образ Веры. Старый образ жизни для нее уже неприемлем. Девушка, обладающая пытливым умом, стремится к личной свободе и независимости. Но в то же время, она не готова принять новые идеи Марка Волохова.

Увлечение Марком привело героиню к обрыву. Но поняв бесперспективность этого пути, девушка раскаялась.

В чем суть концовки

История, описанная в романе, заканчивается роковой ошибкой Веры, едва не приведшей к позору. Но девушке удается найти силы для сохранения духовной, нравственной чистоты и отказаться от опасных отношений с Волоховым.

Дальнейшая судьба Веры остается неопределенной. Автор не показывает, состоялась ли свадьба героини с Тушиным.

По мнению самого автора в романе наличествует три главных действующих лица: бабушка, Райский и Вера.


Борис Павлович Райский

Райский – человек возвышенный, с тонкой душевной организацией, наделен разного рода талантами и не меньшей ленью. Его любимое занятие – коротать время за наблюдением, он любит созерцать все, что его окружает, особенно восхищаясь красотой женского тела и лица. Действовать он любит и стремиться намного меньше, чем размышлять о высоких материях. Он ничего не может довести до конца, нигде не достигает успеха. Вообще, стоит отметить, что Райский является прямым развитием образов Обломова и Адуева-младшего, появившихся в остальных частях трилогии Гончарова. Райский – еще один типичный представитель лишнего человека в отечественной литературе. Созерцание окружающего мира его любимое занятие.


Татьяна Марковна Бережкова или бабушка

Бабушка, как все называют героиню Бережков, - типичный представить старого сословия, консервативной и патриархальной России. Она на удивление гармоничная личность, точно знающая, чего она хочет от жизни. В ней сочетается и присущая ее семье дворянская гордость, некоторый деспотизм, и чувство глубокого уважения к мнению других людей. Тогда как она завышено строга к окружающим, требуя беспрекословного выполнения всех правил и норм, внучек она буквально боготворит, любит их трепетно и нежно. Гончаров явно отождествляет образ бабушки с образом старой патриархальной России, уже отжившей свое.


Вера

· Марк Волохов— молодой человек, одержимый нигилистическими идеями, то есть отрицающий опыт предков и их традиции, откровенно не уважающий чужого мнения, чувств и личного пространства. Пользы от таких людей нет — сплошной шум, злые шутки и революционные волнения на пустом месте. В самой юности Марка выгнали из университета за развязное поведение и фамильярность с преподавателями. Затем случилась нехорошая любовная история с дочерью влиятельного лица Марфа Васильевна, и неугодный ловелас ушёл служить Родине в полк.

· Марфа Васильевна или Марфенька— сестра Веры и полная её противоположность. В облаках эта девица не летает, во всём послушна бабушке, погружена с головой в хозяйственные работы при имении.

· Иван Иванович Аянов — приятель Райского.

· Софья Пахотина— дочь Пахотина в доме, которого частенько встречаются друзья Райский и Аянов, чтобы поиграть в карты. Софья недавно овдовела.

· Вдова Крицкая кокетка, безрезультатно флиртующая с Райским.

· Леонтий Козлов— университетский приятель райского, сын дьяка.

· Викеньтьев— ухажер Марфы.

· Нил Тычков— важный старик. Председатель в отставке.

Цитаты

2.Страсть – это море. Сегодня буря, завтра штиль

3.– Мудрость… это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни… – определил Райский, – это гармония идей с жизнью!

4.Страстно! Страсти мешают жить. Труд – вот одно лекарство от пустоты: дело, – сказал Аянов внушительно.

5.Что фантазия создает, то анализ разрушает, как карточный домик.

6. Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство.
7. Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь — не сад, в котором растут только одни цветы.

8. Что фантазия создает, то анализ разрушает, как карточный домик.

10. Страсть – это постоянный хмель, без грубой тяжести опьянения, – продолжал он, – это вечные цветы под ногами. Перед тобой – идол, которому хочется молиться, умирать за него.
11. Ее нет – вот моя болезнь! Я не болен, я умер: и настоящее мое, и будущее – все умерло, потому что ее нет! Поди, вороти ее, приведи сюда – и я воскресну. А он спрашивает, принял ли бы я?

12. Да так: сильный сильного никогда не полюбит; такие, как козлы, лишь сойдутся, сейчас и бодаться начнут!

13. А мне и умереть нельзя: у меня на руках две внучки, давно невесты. Пока не пристрою их, буду молить Бога продлить мне веку, а там – его святая воля!

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.




Судьба Райского, вослед Адуеву и Обломову, — это неминуемая череда разочарований и неудач: «Что фантазия создает, то анализ разрушает,

в. Обреченность на дилетантизм

г. Сюжет: Пигмалион и Галатея

Судьба Райского, вослед Адуеву и Обломову, — это неминуемая череда разочарований и неудач: «Что фантазия создает, то анализ разрушает,

в. Обреченность на дилетантизм

г. Сюжет: Пигмалион и Галатея

гончаров обрыв

Замысел

Роман Гончарова "Обрыв" создавался почти двадцать лет. Замысел книги возник у писателя в 1849 году, когда тот в очередной раз посетил родной Симбирск. Там на Ивана Александровича нахлынули воспоминания детства. Ему захотелось сделать местом действия нового произведения дорогие сердцу волжские пейзажи. Так началась история создания. "Обрыв" Гончарова, между тем, еще не был воплощен на бумаге. В 1862 году Ивану Александровичу довелось познакомиться на пароходе с интересным человеком. Это был художник - натура пылкая и экспансивная. Он легко менял жизненные планы, вечно пребывал в плену своих творческих фантазий. Но это не помешало ему проникнуться чужим горем и оказать в нужный момент помощь. После этой встречи у Гончарова возникла мысль создать роман о художнике, его артистической сложной натуре. Так, постепенно на живописных берегах Волги возникал сюжет знаменитого произведения.

Публикации

гончаров обрыв краткое содержание

Образ Райского

Софья Беловодова

роман гончарова обрыв

Провинциальная Русь

Жизнь и любовь

обрыв гончарова анализ

Марфенька

иван гончаров обрыв

Бабушка и Россия

история создания обрыв гончарова

Поклонники Веры

Однако, как узнает читатель из третьей части романа, избранником Веры становится апостол нигилистической морали Марк Волохов. В городке о нем говорят страшные вещи: он входит в дом исключительно через окно, никогда не отдает долги и собирается затравить собаками полицмейстера. Лучшие черты его натуры – независимость, гордость и привязанность к друзьям. Нигилистические взгляды кажутся Гончарову несовместимыми с реалиями русского быта. Автора отталкивает в Волохове глумление над старыми обычаями, вызывающее поведение и проповедь свободных половых отношений.

гончаров иван александрович обрыв

Падение Веры

Просветление героев

Подлинную картину воззрений и нравов дворянской России середины 19 века нарисовал в романе "Обрыв" Гончаров. Отзывы литературных критиков свидетельствуют о том, что писатель создал настоящий шедевр русской реалистической прозы. Размышления автора о преходящем и вечном актуальны и в наши дни. Каждому стоит ознакомиться с этим романом в оригинале. Приятного прочтения!

Читайте также: