Образ настены живи и помни кратко

Обновлено: 08.07.2024

Центральная фигура повести Настя - Настена.
Рано оставшись без родителей, она жила у тетки в работницах,
поэтому, когда посватался парень из соседней деревни Андрей,
не раздумывая, пошла в новую семью, где по хозяйству работать
пришлось еще больше. Мужа Настена не любит, но предана ему
всей душой, свекровь постоянно находит поводы для недовольства
невесткой, свекор сохраняет нейтралитет, Андрей оберегает супругу
от нападок матери.
Автор замечает: “. в обычае русской бабы устраивать свою жизнь
лишь однажды и терпеть все, что в ней выпадет”.
И Настена терпит.
Когда объявляется беглец, она даже вину мужа принимает на себя.
“Без вины, а повинна”, - говорит Распутин.
Настена “взяла” крест Андрея, который пока еще смутно понимает,
чем обернется его решение вернуться домой.
Но за этот проступок он будет злостно наказан судьбой.

Не прошел Андрей проверку на человечность, распадается его душа,
а Настена превращается в загнанное существо. Стыд, непроходящий
и жалящий, иссушает ее совестливую натуру. Двойная жизнь шаг за
шагом отбирает самые простые и нужные радости.
Уже нет сердечности, простоты и доверительности в общении с
подругами, она не может теперь ни говорить, ни плакать, ни петь
вместе с людьми.
Они по привычке принимают ее за свою, а она им уже чужая,
посторонняя.
Нет радости от любви, от материнства, которого так ждала, от Победы.
К великому празднику Победы “никакого отношения не имеет.
Самый последний человек имеет, а она нет”.
Ребенок тоже обернулся трагедией. Какая участь ждет его?
Как объяснить людям его появление? И не избавиться ли от него?
Выходит, что и любовь-то выпала Настене краденая, краденое
материнство,
краденая жизнь.
“Сладко жить, страшно жить, стыдно жить”, - замечает Распутин.
Усталое отчаяние затягивает Настену в стремительный водоворот.
И в одну из ночей, когда ей не удалось переплыть к Андрею, потому
что насторожившиеся ее беременностью односельчане стали
приглядывать за ней, она, заслышав невдалеке погоню, усталая,
истерзанная, бросается в воду, не спасая Андрея, а ставя точку
над своей долей. Чиста перед миром и людьми Настена, уходящая
в воды Ангары.
Своей способностью на жертву; - принятием на себя, неповинную,
вины мужа, она воплощает истинные ценности.
Даже страшный цивилизованный мир не сломал ее, не озлобил
нисколько.

Валентин Григорьевич Распутин

Действующие лица

Книга знакомит читателей с жизнью глухой сибирской деревни Атамановки в годы Великой Отечественной войны. Повествование ведется от третьего лица. В его основе лежит тема нравственного выбора в годы тяжелых испытаний. Основными героями повести являются:

  • сирота из-под Иркутска Настена — молодая женщина около 30 лет, работящая и терпеливая, с застывшим болезненным взглядом;
  • дезертир Андрей Гуськов — ровесник и супруг Настены, уроженец Атамановки, единственный ребенок в семье;
  • Федор Михайлович, отец Андрея, — конюх, открытый и простодушный человек;
  • Семеновна, мать Андрея, — хозяйка дома, женщина с непростым характером.

В произведении главные персонажи взаимодействуют с другими лицами. К второстепенным героям относятся:

Действующие лица повести

  • инвалид Нестор — председатель колхоза;
  • Надька, подруга Настены, — вдова погибшего на фронте, мать троих детей, простая и задиристая молодая женщина;
  • конь Карька — животное, на котором ездил Нестор;
  • счетовод колхоза Иннокентий Иванович — пожилой житель деревни, старается быть в курсе всех новостей;
  • фронтовик Максим Вологжин — односельчанин Гуськова, вернувшийся с фронта;
  • односельчане Гуськовых Лиза Вологжина, дед Матвей, Василиса Рогова;
  • уполномоченный из Карды (посетил деревню с целью подписки на государственный заем).

Анализ произведения

Ужасы кровавой бойни пробуждают в человеке инстинкт самосохранения – один из самых древних человеческих инстинктов. Чем меньше шансов на жизнь остаётся у человека, тем сильнее его желание остаться в живых.

Повесть Распутина “Живи и помни”: краткое содержание

4.3 (86.67%) 6 votes

В повести Распутина “Живи и помни” герои становятся жертвами войны, заложниками своих поступков. В произведении нет осуждения, оценки героев, автор подчёркивает, что виновница человеческих бед – война. Из-за своей привязанности к семье, к деревне Андрей Гуськов становится дезертиром – это страшнее смерти. Настёна оказывается и ни вдовой, и ни счастливой женой: она выбирает смерть как решение всех проблем. Главные герои “Живи и помни” люди без будущего, обречённые; в отличие от Андрея, Настя понимает это, она сильна духом и мудра.

Краткое содержание

В глухой сибирской деревне Атамановке жила семья Гуськовых. Андрей взял в жены Настену за 4 года до наступления войны. В 1941 г. его вместе с другими молодыми односельчанами забрали на фронт. Он служил около 3 лет, но летом 1944 г. получил тяжелое ранение в бою и был отправлен в Новосибирск на лечение.

Андрей стал дезертиром

Добраться до Атамановки дезертиру удалось только к середине января 1945 года — в пик морозов. В бане он украл топор и лыжи. Настена догадывалась, кто мог быть вором, и однажды ночью увидела в бане супруга. Он попросил женщину не рассказывать о встрече, не желая втягивать ее в свою тупиковую историю. Сам же укрылся в удаленной зимовке посреди тайги. Супруга продолжала навещать его.

В марте Настя и Андрей узнали о скором пополнении в семье. Радость омрачилась тем, что ребенка было необходимо выдать за незаконнорожденного. Весной отец Андрея обнаружил пропажу ружья. Невестка убедила его, что обменяла оружие на трофейные немецкие часы, чтобы продать их и сдать средства по государственному займу. На самом деле часы она получила от Андрея.

С таянием снега дезертир перебрался в дальнее зимовье. Пришел конец войне, а Настена продолжала навещать мужа, перебираясь в лодке на другой берег Ангары. Ее супруг думал покончить с собой, чтобы не испытывать позора. Свекровь заметила беременность невестки и выгнала молодую женщину из дома.

Будущую мать приютила подруга Надька, вдова с тремя детьми. Свекра терзала догадка, что отцом ребенка стал Андрей. Он просил женщину признаться, однако та молчала, поскольку была не в силах нарушить данную Андрею клятву. Но в деревне многие начали подозревать, что дезертир Гуськов укрывался рядом.

а Настеной организовали слежку. Однажды ночью она спешила к Андрею, чтобы предупредить о том, что его выслеживают, но заметила наблюдение и утопилась в Ангаре.

Смысл произведения

Автор неспроста ставит героев в условия военного времени, поскольку в этот период открывается истинное лицо человека, его моральные ценности и установки. Писатель поднимает темы долга, акцентирует внимание на том, что каждый должен нести ответственность за поступки. Кроме того, им затрагиваются общечеловеческие проблемы жизни и смерти, предназначения человека.

Сюжет повести показывает, что в тяжелую минуту для Родины граждане должны делить общее горе, взять на себя посильную ношу по ее защите. Дети, женщины и старики в тылу обязаны производить все необходимое для победы. Мужчины и девушки на фронте защищают страну и облегчают страдания раненых в бою.

Тех, кто позволил себе слабинку и малодушие, ждет всеобщее презрение и возмездие. У них нет шансов на счастье и продолжение рода. Оступиться может каждый, но нужно находить в себе силы признавать ошибки, отвечать за них перед людьми и собственной совестью.

Помимо основной сюжетной линии в произведении отведено место авторским размышлениям о судьбе русской деревни. Во время войны многие поселки практически опустели. Очерствели от горя души людей.

Помощь Андрею

Композиционная структура и анализ

Автор показывает, как из храброго бойца Гуськов постепенно опускается до трусливого дезертира. Скрываясь с лесу, он теряет нравственный облик, становится трусливым и эгоистичным, противным самому себе. В противовес ему представлен светлый образ Настены, которая испытывает по отношению к герою двойственные чувства. Она страдает от того, что не может простить Андрея, но и оставить его одного тоже не в силах. В композиции повести выделяются следующие части:

  • эпилог — знакомство с жизнью главных героев;
  • завязка — проводы Андрея на фронт;
  • развитие событий — ранение Гуськова, лечение в Новосибирске, известие о преждевременном возвращении в армию, решение героя о самовольном визите домой;
  • кульминация — самоубийство Настены, которая не смогла выдержать душевных мук в связи с предательством супруга;
  • развязка — дезертира Андрея ищут в деревне.

Героиня повести Настена

Раскрывая образы и внутренний мир главных героев, В. Г. Распутин использует прием психологизма. Показаны перемены в характере героев, причиной которых послужили определенные события в их жизни. Судьбой героини автор показал, что самопожертвование требует полной отдачи, самоотверженности. Писатель уверен, что это наиболее важное качество, обладатель которого может называться человеком.

Поступок молодой женщины, сознательно жертвующей жизнью, — проявление высшей справедливости. Он заслуживает нравственного оправдания. Преданность не избавила Настену от страданий.

Неразрешимый вопрос

В повести Распутина “Живи и помни” герои становятся жертвами войны, заложниками своих поступков. В произведении нет осуждения, оценки героев, автор подчёркивает, что главная виновница человеческих бед – война. Из-за своей привязанности к семье, к деревне Андрей Гуськов становится дезертиром – это страшнее смерти. Настёна оказывается и ни вдовой, и ни счастливой женой: она выбирает смерть как решение всех проблем. Главные герои “Живи и помни” люди без будущего, обречённые; в отличие от Андрея, Настя понимает это, она сильна духом и мудра.


Характеристика героев “Живи и помни”

Андрей Гуськов

Дезертир, деревенский житель, молодой мужчина.

Молодой парень, муж Настёны. До войны они прожили вместе 4 года, детей не было. Он, как и все, сражался на войне, не был предателем. После очередного тяжёлого ранения его, не долечив, отправляют не в отпуск, а обратно в часть. Андрей, истосковавшись по дому, не будучи по натуре борцом и настоящим патриотом, дезертирует. Позже он понимает, что натворил, но пути назад нет. Тайно встречается с женой, она кормит его, жалеет. Вместе они вспоминают свою жизнь до войны. Настя понимает, что беременна, но Андрей не думает ни о ней, ни о будущем ребёнке. Он деградирует, дичает, в нём остаётся мало человеческого.

Настёна

Жена Андрея, молодая женщина, сирота.

Вышла замуж не по любви, а чтобы уйти в другой дом, от своей тётки. Жизнь у мужа со свекровью ещё тяжелей. Замечая пропажу топора, Настя понимает, что Андрей где-то рядом. Она носит ему хлеб, ворует, прячется, тайно встречается с мужем. Не признаётся ни свёкру, ни свекрови в том, что их сын тут, близко. Она несёт свой женский крест, принимает всё, понимая, что будущего нет. Временами Настя ненавидит мужа за его поступок, он не даёт радоваться победе, открыто жить и растить детей. Совесть не даёт Настёне жить, как живёт Андрей, она мучится, страдает. Будучи беременной, устав от безысходности, Настя решает утопиться.

Михеич

Отец Андрея, конюх, пожилой мужчина.

Добрый, бесхитростный человек. Он, в отличие от жены, подозревает, что сын живёт недалеко, что он дезертир. Пытается поговорить с Настёной об Андрее, чувствует беду, переживает, но она не выдаёт Андрея, так как обещала ему. Михеич и так понимает, что сын сбежал. В конце повести, когда нужно забирать тело Насти, Михеич лежит при смерти.

Максим Воложин

Фронтовик, герой, сосед Гуськовых.

Сосед Гуськовых. Возвращается с войны живым. Он настоящий герой. Его жена гордится мужем, она счастлива. Соседи приглашают Гуськовых на праздник в честь возвращения Максима, Настя не выдерживает своих мыслей, ей становится невыносимо, она сбегает.

Семёновна

Жена Михеича, мать Андрея, женщина преклонных лет.

Свекровь Насти. Строгая, придерживается старых взглядов. Из-за отсутствия детей считает невестку неполноценной. Нагружает тяжёлой работой, контролирует, бранит. Заметив беременность Насти, выгоняет из дома.

Второстепенные персонажи

Надька

Вдова, мать троих детей, подруга Настёны.

Живёт одна с тремя детьми, так как осталась вдовой. Надька приютила Настю, когда свекровь, заметив беременность, выгнала её из дома.

Повесть Распутина – сильное, глубокое произведение, оно учит тому, что жизнь сложна и многогранна, правда бывает разная, и у каждого человека есть предел душевных сил. В списке произведений военной тематики – это лучшая повесть Валентина Распутина. Она глубоко философская, оригинальная, многоаспектная в плане тематики. Герои у Распутина очень реалистичные, “прорисованы” до мелочей, просты и понятны. Настёна, выбравшая смерть, оказывается сильнее и решительнее своего мужа, который искалечил её и свою судьбу. Трагичность финала неминуема, слишком сложной оказывается судьба двух людей, которые не смогли противостоять обстоятельствам. Характеристика героев может быть полезна при оформлении читательского дневника, написании тестовых работ, подготовке к уроку литературы.

В повести Распутина “Живи и помни” герои становятся жертвами войны, заложниками своих поступков. В произведении нет осуждения, оценки героев, автор подчёркивает, что виновница человеческих бед – война. Из-за своей привязанности к семье, к деревне Андрей Гуськов становится дезертиром – это страшнее смерти. Настёна оказывается и ни вдовой, и ни счастливой женой: она выбирает смерть как решение всех проблем. Главные герои “Живи и помни” люди без будущего, обречённые; в отличие от Андрея, Настя понимает это, она сильна духом и мудра.

Характеристика героев “Живи и помни”

Главные герои

Андрей Гуськов

Настёна

Отец Андрея, Михеич

Максим Воложин

Семёновна

Второстепенные персонажи

Надька

Повесть Распутина – сильное, глубокое произведение, оно учит тому, что жизнь сложна и многогранна, правда бывает разная, и у каждого человека есть предел душевных сил. В списке произведений военной тематики – это лучшая повесть Валентина Распутина. Она глубоко философская, оригинальная, многоаспектная в плане тематики. Герои у Распутина очень человечны, “прорисованы” до мелочей, просты и понятны. Настёна, выбравшая смерть, оказывается сильнее и решительнее своего мужа, который искалечил её и свою судьбу. Трагичность финала неминуема, слишком сложной оказывается судьба двух людей, которые не смогли противостоять обстоятельствам. Характеристика героев может быть полезна при оформлении читательского дневника, написании тестовых работ, подготовке к уроку литературы.

Читайте также: