Образ чингисхана в романе жестокий век кратко

Обновлено: 30.06.2024

Роман состоит из двух книг. Первая часть повествует о детстве, юности и приходу к власти Тэмуджина, будущего Чингисхана. Вторая часть рассказывает об укреплении власти хана, завоевательных походах и создании империи.

За минуту

Монголия, 12 век. Оэлун становится женой тайчиутского вождя Есугея. У них рождается четверо сыновей, старшего зовут Тэмуджином. Есугей отравлен татарами, Оэлун с детьми выживают, брошенные всеми родными. Тэмуджин попадает в плен к Таргутаю, но через некоторое время ему удается сбежать.

Тэмуджин женится на девушке Борте начинает собирать вокруг себя все больше сторонников. Он понимает, что разобщенным степным народам нужен верховный хан.

Джамуха, побратим хана, собирает вокруг себя союзников против Тэмуджина, которого теперь ненавидит. Тесть молодого хана предупреждает того о готовящемся нападении. Войско Джамухи разбито, тот бежит. Тэмуджин готовит обученное войско. Он легко побеждает давних врагов — татар.

С каждой победой могущество Тэмуджина растет. Скоро он становится известен в Китае как непобедимый Чингисхан. В 1214 году Чингисхан уходит из Китая, захватывает Хорезм и устремляется к русским землям. Перед смертью хан завещает сыновьям продолжать завоевания.

Войско Чингисхана подобно вулканической лаве сметало на своем пути все живое: истребляло племена и народы, превращало в пепел цветущие цивилизации. Вершитель этого жесточайшего абсурда Чингисхан - чудовище и гениальный полководец. Молниеносные степные переходы, дымы кочевий, необузданная, вольная жизнь, где неразлучны опасность и удача.

Исторический роман "Жестокий век" - самое значительное произведение Исая Калашникова - Выдержан в традициях русской реалистической прозы. В романе воссоздана картина жизни монголов в конце XII - начале XIII веков.
В центре романа образ легендарного завоевателя Тэмуджина - Чингисхана. 1978 год. Войско Чингисхана подобно вулканической лаве сметало на своем пути все живое: истребляло народы, превращало в пепел цветущие цивилизации. Вершитель этого жесточайшего абсурда — Чингисхан — и чудовище и гениальный полководец. "Жестокий век" — это молниеносные степные переходы, дымы кочевий, необузданная, вольная жизнь, где неразлучны опасность и удача.

Чингис-ха́н (монг. Чингисхаан, собственное имя — Темуджи́н, Темучи́н, монг. Тэмүүжин; 11.. — 18 августа 1227) — монгольский хан, объединивший Монголию, великий полководец, основатель Монгольской Империи (с 1206), организатор завоевательных походов в Китай, Среднюю Азию и Восточную Европу. Прямые потомки и наследники Чингис-хана и его первой жены Бортэ по мужской линии — чингизиды.

В 28 лет он занял трон Хамаг Монгол Улуса и возглавил борьбу за единое государство монголов. Титул Чингис-хан был присвоен Тэмучжину в возрасте 41год. В Китае его считают великим императором, в честь которого там воздвигнут мавзолей. Чингис-хан не оказывал предпочтения ни одной религии, проводя политику веротерпимости. При этом он сам оставался шаманистом и поклонялся Вечному Синему Небу. При нём в Центральной Азии был принят буддизм. Чингис-хан установил в государстве строгиеправила поведения, которые позволили поддерживать порядок, в том числе он ввёл правила степного гостеприимства. Было запрещено есть одному человеку в присутствии другого, не пригласив его разделить пищу. Вместе с тем, было предоставлено право брать пищу у тех, кто ест, не спрашивая на то позволения. Вероятно, этот закон был постановлен для того, чтобы бедные, в случае недостатка пищи, могли кормиться у богатых (этот обычай соблюдается и ныне, не случайно Монголия – очень гостеприимная страна).

После пятого класса школы начал работать — сначала пастухом, затем в тракторной бригаде, с 1950 года работал в бригаде вальщиков леса в Итанцинском леспромхозе, на сплаве леса, плотником, токарем .

С 1963 года по 1965 год по направлению Союза писателей Бурятии Калашников учился на Высших литературных курсах в Москве . В 1965 году был избран ответственным секретарем правления Союза писателей Бурятской АССР.

Тяжелые испытания и беды легли на плечи маленького монгола еще не достигшего совершеннолетия. Этот периоды жизни произвел на Тэмуджина неизгладимое впечатление, и повлияли на формирование личности. Основной отпечаток на формирование его характера наложила мать — святыня, центр притяжения в семье, она одна воспитывала детей, она героическими усилиями спасла детей и семью от голодной смерти. Он осознал, что значит быть лишенным всего и бороться за свое существование. Он стал большим реалистом и трезво оценивал ситуацию. Долг отца лег на сына, а жена отвечает за мужа. Тэмуджин, который родился в эпоху взаимного истребления различных степных племен, не унаследовал от отца не скот, не слуг, неверных ему людей. Зато в наследство ему осталась вражда, посеянная его предшественниками и те, кто искал расплаты, сеяли новые семена вражды, которая могла быть смыта лишь кровью…

Он молод и дерзок, но не безрассуден. Никто другой не смог бы подняться из нищеты в ханы, сокрушая на своем пути к власти людей могущественных и сильных. Он предавал их жестокой казни только за то, что они хотели жить по обычаю отцов и дедов. Главные задачи, стоящие перед ним: найти сильных покровителей, чтобы их не уничтожили недоброжелатели, для этого необходимо привлечь на свою сторону как можно больше людей и вернуть могущество роду Борджигинов, потомкам славного Хабула. Его цель — объединить все существующие племена монголов…

Это была самая крупная империя, включавшая в себя самую большую в мировой истории смежную территорию. Она простиралась от современных Польши на западе до Кореи на востоке, и от Сибири на севере до Оманского залива и Вьетнама на юге.

Предлагаю окунуться в эпическую сагу, вернувшись к истокам, когда было положено начало для масштабных захватнических войн в то неспокойное жестокое время, как с монгольской стороны все было устроено. Это психологический роман о борьбе за власть и разрушении личности путем усиления степени мстительности, злости и жестокости, перед нами жизнь, обычаи, традиции монголов — истории монгольского народа, родителей и семьи будущего завоевателя — Сотрясателя Вселенной. На глазах читателя происходит разрушение личности. Мстительность и злоба, которая с годами проявляются все острее. Желание стать единственным правителем вселенной толкает к новым и новым кровавым завоевательным походам. Населив роман многими героями, писатель значительное место отвел людям из народа, ярко показал страдания, которые принес им жестокий век, и в то же время подчеркнул их силу, их волю к свободе и к созиданию, широко раскрыв нравы, обычаи и характеры людей проживающих на данных территориях.

Исай Калашников очень точно и, возможно, даже дотошно подошёл к исторической канве повествования — все значимые повороты биографии Тэмуджина (Темучин, Темучжин, монг. Тэмүжин) из рода Борджигин, ставшего впоследствии Чингисханом, в романе отражены с нужной степенью достоверности и соответствия официальной биографии. Т.е. тут подвохов нет, с историей всё в порядке.

Наиболее значимым и интересным мне показалось последовательное сопровождение автором внутреннего мира Тэмуджина. Мы сводим своё знакомство с будущим Великим ханом ещё когда его самого нет и в помине роман начинается с похищения будущим отцом Тэмуджина Есугеем его матери Оэлун.

Тэмуджин по мере взросления закаляется в противостояниях с многочисленными недругами и даже личными врагами, выкручивается из самых сложных жизненных коллизий, и сила его духа такова, что каждый раз он выходит из этих реальных или чисто военно-политических схваток и сражений победителем, каждый раз он в конце-концов выворачивает самое неудобное и порой едва ли не пагубное своё положение на пользу себе. Однако его амбиции простираются значительно шире личного богатства и благополучия, и потому Тэмуджин всё больше обретает военно-политический вес и всё больше народов склоняются к повиновению ему и его племени и роду.

Пересказывать ход исторических событий и биографических сведений нет смысла, лучше всего прочитать всё это в романе, потому что Исай Калашников сделал это отличным литературным стилем: богатый образный язык, череда чисто повествовательных моментов и эпизодов с проникновениями внутрь мыслей и чувств героев и персонажей романа делают книгу богатой и достоверной ещё и не только с позиции совпадения с официальными историко-биографическими сведениями, но и с психологической стороны тоже.

И знаете, после прочтения романа я понимаю монголов, поставивших Великому монгольскому хану памятник и почитающего Чингисхана как великого монгольского правителя.

страшный монгольский каган, половину обитаемого мира поставивший под свой туг, не дает покоя писателям уже не первый век.

даже люди, чья историческая память никак не связана с Чингисханом и его деяниями, часто бывают заворожены этой фигурой, потому пишут про великого полководца и французы и американцы.

но кто напишет про уроженца южной Сибири лучше, чем бурят?

конечно, при условии, что бурят наделен литературным даром и исторически подкован?

в Исае Калашникове сошлись все три условия.

писатель досконально изучил историю жизни Чингисхана, связанные с ним легенды и предания.

а еще он знал степь.

в юности трудившийся пастухом, живший в тех же самых местах, где разворачивалась почти тысячу лет назад кровавая история становления Потрясателя Вселенной, Калашников сумел сделать далекий, в общем-то чуждый для большинства своих читателей мир, таким настоящим, таким одушевленным и овеществленным, что в него не просто веришь, в нем начинаешь жить.

мы узнаем, как пахнет раскаленная солнцем бесконечная равнина и как заливаются в синем небе птицы, и как искать укрытия от пронизывающих ветров в тени гор, как не замерзнуть в буран, как добывать съедобные растения, если ты брошен на погибель.

перед читателем долго будет разворачиваться панорама жизни Великой Степи.

как жили ее обитатели, что ели, что пили, как говорили с другом и как с врагом, чего боялись и что ненавидели.

и как воевали, убивали, грабили, изводили под корень, равняли по тележную чеку, заковывали в дубовые канги, варили живьем в котлах, рвали конями, ломали хребты.

герои кажутся совершенно живыми, а из-за продолжительности книги с ними сживаешься, и они становятся если не родными, то уж точно хорошо знакомыми.

нойоны и ханы беспречь заключают вечные договора, которые нарушают уже через год, люди то попадают в плен, то сами становятся пленниками.

один хан разбил другого, и забрал его людей и кочевья.

третий хан разбил его, и забрал его людей и кочевья.

первый заключил союз со вторым и разбил третьего, и забрали они его людей и кочевья.

нойоны откочевали, вернулись, откочевали снова и снова вернулись.

а простолюдины все мнут кожи, валяют войлоки и пасут овец.

такой она была сотни лет до Темуджина, и такой же оставалась сотни лет после него.

Великая Степь с ее суровой природой и жестокими людьми, едва ли не главный герой книги, порой оттесняющий в сторону самого Темуджина, и в этом есть определенная историческая справедливость — хан был великим человеком, но совершенное им не было бы возможно, не опирайся он на дремавшую до этого дикую силу и жестокость Степи.

выходит так, будто бы парень по молодости хлебнул горя и оттого сердцем очерствел.

почему-то думается, что сжиравший его огонь честолюбия и властолюбия был много сильнее, иначе так и закончил бы он жизнь нойоном племени, даже сумев подняться из рабов.

да мир его жесток, и веселый Джамуха варит пленников в котлах заживо, симпатичный Кучулук свергает тестя, распинает мусульман на воротах мечети и убивает, не моргнув глазом, жену.

но так было всегда, Чингисхан же стирал с лица земли целые народы, и тем вошел в историю.

не каждый до того очерствеет сердцем, если его заставят мять кожи.

и Субудая, лучшего ханского полководца, а возможно и лучшего военачальника всех времен, в книге как будто нет, хотя он там и есть.

но так критиковать можно, только если готов написать книгу не хуже, а это вряд ли кто-то сделает.

действие начинает пересекаться с трилогией Яна и оттого яркость восприятия чуть теряется, трудно читать о тех же событиях, изложенных чуть иначе, с участием других вымышленных героев.

Чингисхан стареет, становится все более жестоким, боится смерти.

смерть придет за ним так же, как и за всеми, и уравняет отмеченного Небом с людьми обыкновенными.

и еще многие века жизнь множества народов будет зависеть от воли ханов из войлочных юрт.

большая и жестокая книга о великом и жестоком времени и о великом и жестоком человеке.

несколько старомодная, порой тяжеловесная, порой слишком уж ударяющаяся в этнографию.

но ничего лучше про монголов я не встречал.

книга закончилась, но с ней некоторое время еще живешь, и видишь — выжженная солнцем, иссушенная ветрами равнина, которой нет конца.

и от края до края идет войско, тумен за туменом.

низкие лохматые кони, туго натянутые луки, кривые мечи, копья с крюками.

звериный оскал на скуластых, тоже опаленных солнцем и ветрами лицах.

не будет пощады.

так повелел Чингисхан.

Все это идет во многом от европейских историков, которым элементарно завидно, что великие дела в ту эпоху вершились на Востоке, а борьба пап с императорами и крестовые походы напоминали возню в песочнице. А скажи им, что Чингис по масштабу превосходит Цезаря и Карла Великого — заколдобятся.

Монголы побеждали за счет нетипично четкой для феодальной эпохи структуры власти, закона и армии, а также важнейшего для того времени козыря в виде веротерпимости. Религия тогда стояла выше национального самосознания, и то, что монголы признавали всех богов, привлекало к ним больше, чем к правителям типа Кучулука или крестоносцев.

Также очень хорошо показано, как власть меняет человека даже против его воли. Чингис может взять в жены любую красавицу, но прежние друзья становятся все дальше и даже сыновья не могут их заменить. Одиночество — его трагедия как правителя, как и невозможность обеспечить себе вечную жизнь, о чем ему поведал китайский мудрец.

Смелой родилась наша мать-Учжин.

Чад своих благословенных вот как растила:

С лыковым лукошком в степь уйдет,

На варево деткам корней накопает,

Корней судун да корней кичигина.

Черемухой да луком вскормленные

Доросли до ханского величия.

Роман Исая Калайшникова прекрасно дополняет великолепную трилогию Василия Яна, показывая, как началось то, что закончилось пожарами Рязани, Владимира, Киева.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты



Исследовательская работа по историческому краеведению "Летопись Базарного Карабулака"

Работа содержит материал по краеведению начиная с образования первых поселений 17 века и заканчивая нашим временем. В работе краткий фактический материал по историческому развитию малой Родины-Базарно.


Исследовательская работа по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" на тему "Опыт современного прочтения романа Достоевского "Преступление и наказание"

Федор Михайлович Достоевский – пиФедор Михайлович Достоевский – писатель чрезвычайно индивидуальный. У негосвое , очень отличное от других классиков русской литературы от.

Донравственные формы социальной регуляции. Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального регулирования коренится в действиях объективных закон.


Образы Макара Девушкина и Варвары Доброселовой в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди».

В последнее время интерес к личности Чингисхана заметно возрос. Многие считают его злодеем, воплощением жестокости, кровавым варваром. На самом деле личность Чингисхана намного интереснее. Можно с уверенностью сказать, что Чингисхан был одним из величайших завоевателей в истории Земли. Ему, неграмотному изгою удалось превратить раздираемые междуусобными войнами племена монголов в мощную нацию, собрать монгольские орды в дисциплинированную и беспощадную боевую машину. Захваченные им территории измерялись не в тысячах, а в миллионах квадратных километров, и простирались от азиатских степей до самого сердца Европы. Захват и порабощение – вот главные цели Чингисхана. Он покорял народы, потому что видел в этом своё предназначение. Исторические факты о Чингисхане являются ценным наследием его эпохи. Но большое значение имеет и взгляд людей на личность Чингисхана, их оценка, представление об этом человеке.

Эта личность находит воплощение не только в истории, но и в различных видах искусства: литературе, живописи, театре, киноискусстве и т.д. Причём, каждая эпоха вносит свой взгляд на историческую личность Чингисхана. Именно это и стало проблемой нашего исследования.

Образ Чингисхана неоднократно становился предметом внимания исследователей в изучении тех или иных проблем. Но, как собирательный образ эпохи XX – XXI вв. на основе источников художественной культуры, личность Чингисхана подробно не изучена, что делает актуальным наше исследование.

Исследовательская новизна работы состоит в том, что впервые делается попытка создать целостный образ Чингисхана на основе художественных интерпретаций.

Цель работы: проанализировать, изучить личность Чингисхана в художественной культуре XX – XXI вв.

В соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи:

Предмет исследования: художественные интерпретации исторической личности.

Объект исследования: концепции личности Чингисхана.

Методы исследования: В работе были использованы принципы сопоставительного и сравнительно-типологического методов исследования.

Этапы исследования:

- изучение специальной литературы по теме исследования

- выявление общей концепции личности Чингисхана

Структура работы: Работа состоит из оглавления, введения, двух параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Беспомощные утки летают стаей, а орёл всегда один

Век действительно жесток, побеждает в нём сила, хитрость, коварство, всадники на быстрых конях, способность к безжалостному истреблению побеждённых, - это лежит в самом времени, в неписанном уставе степной, кочевой жизни. И Тэмуджин, нисколько по началу не выдающийся коварством или жестокостью, вместе с тем сын своего времени и живое порождение жестокого века.

После смерти отца Тэмуджина Есугея, им всей семьёй пришлось очень трудно. Враг Тэмуджина Таргутай хотел избавиться от него, взяв его в плен, надев на него колодку и заставив его работать как раба. Именно в этот период у Тэмуджина формируется чувство жестокости не только к своему врагу, но и к своим родственникам, потому что они предали не только семью Тэмуджина, но и их род. Он же в свою очередь говорил, что никогда не унизит свой род.

Через весь роман И.Калашников ведёт своего Тэмуджина человеком живым, непосредственным, вполне историческим, а не модернизированным, подогнанным под нужды сегодняшнего дня. И оказывается, что именно такой, справедливый, научно-объективный взгляд художника самым лучшим образом служит для современности. Именно потому, что Тэмуджин-Чингисхан у И.Калашникова не воплощённый дьявол, не исчадие ада, а живой и достоверный человек своего времени, его перерождение, превращение в палача целых народов заключает в себе самый важный урок истории.

Исай Калашников изображает долгие десятилетия жизни Тэмуджина вплоть до его смерти. Тэмуджин-хан сделал то, чего не успел сделать его отец и его враг Таргутай. Он прошёл по пути, уготовленному злой войной людей, через страх, горе, унижение. Брать, но не давать – главный лозунг Тэмуджина. Он не с кем не намерен делить свою власть, даже с названым братом Джамухой. Он мог околеть в зимней степи, но поднялся над всеми. Все силы и души, и ума он отдавал войнам, битвам, разрушениям…

Писатель не делал особого нажима на плохие или хорошие черты характера Чингисхана. Напротив, события, изображаемые автором с глубоким психологизмом, острым драматизмом, органично приводят нас к глубоким философским обобщениям. И.Калашников чётко выявляет несостоятельность самого стремления к мировому владычеству, приведшего жестокого завоевателя к утрате ценностных ориентаций, лучших человеческих качеств и к моральному одиночеству среди людей.

Значение этого романа выходит далеко за пределы избранного Калашниковым сюжета, как ни значителен он сам по себе, и за рамки той исторической действительности, которая наполняет всё действие книги. Многие герои этой книги, важны и сами по себе, составляют как бы образ Человечества, его стремление к мирной, естественной судьбе, к разумным началам и братству. Именно Тэмуджин-Чингисхан, всесильный владыка, привыкший повелевать всеми, обречён самой страшной казни. Именно ему, могущественному, с каждой новой победой – злодеянием всё меньше и меньше дано ощутить радость земного существования, его истинную полноту. Он жаждет обрести физическое бессмертие, мечтает об этом с поднимающейся в душе яростью, - хочет победить саму смерть, как побеждал доселе слабых и трусливых правителей.

Итак, проанализировав образ Чингисхана в романе, мы выделили следующие черты этой личности:

глубокое уважение к своему роду

любовь к родным

боевая тактичность и грамотная военная политика

Не презирай слабого детёныша, он может оказаться сыном тигра

Смерть отца переворачивает всю его жизнь. Люди отворачиваются от их семьи. Таргутай видит в нём соперника, который может помешать ему стать ханом.

Вся жизнь его с детства посвящена вынашиванию чувства мести: он должен отплатить врагам и вернуть то, что принадлежит ему по праву.

Бодров изображает его человеком спокойным, уравновешенным, но очень гордым и упрямым. Его обострённая гордость не позволяет ему склонять голову даже перед людьми, которые идут на жертвы ради него. Он всё равно испытывает к ним чувство презрения за их старания перед другими людьми. Как воин он не прощает унижения. Кроме того, он показан как человек очень мудрый, справедливый. Именно поэтому воины его кровного брата Джамухи переходят на его сторону. Он прекрасный стратег и в отношениях с людьми, и в сражениях. Благодаря этому он может победить мощную армию врага с небольшой группой людей. Он вырабатывает свою тактику ведения боя и доверяется во всём богам. Чингисхану в этом фильме присуще ещё одно важное качество – любовь к своему народу.

Режиссёр С.Бодров-старший видит Чингисхана как человека с душевными качествами и душевными ранами. Он проходит путь от слабого, беззащитного Тэмуджина до великого и сильного воина, которого узнает весь мир, Чингисхана.

Тот образ, который мы видим на экране, - воплощение авторского взгляда на личность Чингисхана. Как мы считаем, автор в большей степени оправдывает действия Чингисхана.

Фильм вызвал у современного человека большую популярность. Людей заинтересовала новая история о Чингисхане, то, как её видит человек нашего времени. В фильме люди видят каждый что-то своё: кто-то видит заботливого отца и любящего мужа, кто-то – сильного воина и владыку мира.

Спокойствие, душевное равновесие

почитание всего святого

любовь к своему народу

огромная сила воли

сверхчувство собственного достоинства

Итак, на основе двух художественных источников нашего времени, мы выделяем следующие черты личности Чингисхана:

сознание своего превосходства

любовь к своей семье, роду, людям

владение военной политикой и боевой тактикой

верность слову и делу

непобедимость, внутреннее бессмертие.

Тема, исследуемая нами, останется актуальной во все времена, т.к. интерес людей к великим личностям мирового масштаба никогда не угаснет.

К Чингисхану относятся как к чудовищу, я так не думала. Его жизненный путь, детство, закалили его характер, он рано познал цену предательству, обману, он мог не выжить в любой день до восхождения на трон. Но его действия, которые и стали его судьбой привели и позволили стать одним из величайших завоевателей мира, гениальным полководцем.

В своем объёмном романе автор прослеживает весь жизненный путь своего героя, от знакомства его родителей, результатом чего стало рождение первенца Тэмуджина, впоследствии получившего имя Чингисхан, до смерти великого и жестокого хана и воина.

Есть и другие имена Тимуджина (Темучин), но я буду использовать это. Тем самым читателю предоставляется возможность увидеть из чего формировался его характер, движущие мотивы и жизненные обстоятельства, повлиявшие на то, что он навсегда вошел в историю как основатель самой крупной в истории человечества континентальной империи.

В начале романа герой предстает обычным человеком, вынужденным бороться за собственное место под солнцем, отстаивать свои права и права своей семьи, в результате подлого предательства оставшейся без мужа и отца, подвергшейся унижениям и разорению, скитаниям и голоду, что не могло не наложить отпечатка на его характер. Все-таки любому делу что-то предшествует.

Рассказывая о жизненном пути своего героя, автор тем самым знакомит читателя с жизнью и обычаями племен, населяющих эту территорию. Получается своего рода облегченный вариант этнографического путешествия и кочевники с их юртами, кумысом и другими диковинными вещами становятся в чем-то ближе и понятнее.

Роман изобилует различными поговорками, притчами и присказками многочисленных народов, населяющих степь, что придает ему особое звучание, помогает проникнуться атмосферой тех лет и событий. Название романа отлично иллюстрирует происходящее на его страницах, когда жестокость в отношении любого живого существа была обычным делом. Отрезанные уши и языки или залитые расплавленным серебром, уничтожение целых народов во избежание дальнейшего сопротивления, устрашение ближних, чтобы дальние боялись, кровь рекой в буквальном смысле слова, становятся обыденностью, из которой куются империи.

Чем выше поднимается Чингисхан, тем все больше ощущается его одиночество. Возможно ли быть на вершине, удерживать огромную власть в своих руках и не чувствовать усталости от всего Вместе с героем читателю невольно предоставляется возможность поразмыслить над этим и другими важными вопросами, всегда сопровождающими жизнь и деяния великих людей, не просто оставивших заметный след в истории человечества, но и повлиявших на его дальнейшие судьбу и развитие, испытать разнообразные эмоции при чтении от жалости до негодования, но только не равнодушие к людским слабостям, и сполна окунуться в жестокий век.

Где был захоронен Чингисхан, до сих пор точно не установлено, источники приводят разные места и способы погребения.

Чингисхан был невольником мести, являвшейся по сути дела, пружиной его поступков. Кем был этот человек, в детстве панически боявшийся собак, затем – собственного верховного шамана; человек, в критические моменты жизни искавший как поддержки Вечного Неба, так и советов жены, которым следовал неукоснительно?

Он пытался учиться, дал образование своим детям, понимая, что удержать такое количество народу кровью невозможно. В его государстве существовало три официальных религии шаманизм, христианство, мусульманство. Он уважал принципа даосизма. Ему достались в наследство разрозненные племена, люди, которые сеяли семена вражды. Воистину Жестокий век. Порядок, установленный им в империи, отмечали все. За ее рубежами царил хаос. Сама же она просуществовала более ста лет.

Основа могущества Чингисхана - солидарность. В "Сокровенном сказании монголов", единственном эпосе о монголах времен хана, который сохранился до наших дней, написано: "Не разрушайте своего согласия, не развязывайте того узла единодушия, который вы завязали. Не обрезайте своего собственного ворота".

Кто же написал роман, перевернувший отношение к Великому Хаану, или о странных совпадениях в жизни и смерти двух писателей – Исая Калашникова и Даширабдана Батожабая.

В этом году общественность Бурятии отметила два юбилея – 95 лет со дня рождения Даширабдана Отбоевича Батожабая, и 85 лет со дня рождения Исая Калистратовича Калашникова.

Оба они родились с разницей в десять лет, в один месяц. Калашников – 9-го, Батожабай – 25-го августа. При жизни получили почёт и уважение, считались одними из лучших писателей Бурятии. Их именами названы городская (им. Калашникова) и детско-юношеская библиотеки. Их самые известные произведения печатались во всесоюзных журналах.

В соцсетях есть такие комментарии:

- Писать дозволялось только на аграрные и производственные темы, становление бурятской интеллигенции, дружбу народов, - отмечают комментаторы.

В принципе, это можно понять, поскольку роману Исай Калистратович отдал десять лет, и за это время, возможно, попросту выдохся, исписался.


- Исай, когда учился в Москве, на Высших литературных курсах, приезжал на каникулы в Улан-Удэ, покупал пластинки с песнями на бурятском языке, и слушал постоянно. У него была бурятская душа.

Немного иная точка зрения у писателя Алексея Гатапова, также писавшего о Тэмуджине в одноимённом романе. Не умаляя заслуг Калашникова, Гатапов признаёт его авторство, в том числе по той причине, что Исай Калистратович не всегда в полной мере понимал менталитет кочевника.

- В самом начале романа Чиледу везет свою молодую жену - Оэлун - домой и они останавливаются на ночь, на берегу Онона. Чиледу приказывает ей приготовить ужин, а та - в слёзы. Такое поведение жены у монголов, у бурят, даже в наше время считается недопустимым, позорным, а тем более, в XIII веке…

- Но заслуга Калашникова перед нами, бурятами и перед всем любознательным миром огромна. Если бы не этот роман, мы вообще ничего не узнали бы о великих монголах еще в 80-е годы, - подчёркивает Гатапов.

Так или иначе, Батожабай внёс определённый вклад в произведение Калашникова.

Но опять же, в её словах, проскальзывает возможный мотив передачи рукописи Калашникову – не дали бы писать…

Мистические совпадения, или карма?

Именно Исай Калашников повёз друга в больницу, когда тому стало плохо. Диагноз – рак пищевода. Калашников часто проводит время у постели смертельно больного. В 1977 году Батожабай скончался.

Если предположить, что умирающий Батожабай наказал Калашникову закончить роман, то вряд ли даже такой выдающийся писатель смог бы сделать это менее чем за год. А ведь надо перед выходом в свет пройти редактуру, цензуру, различные литкомиссии и прочее. Это сейчас издавай почти всё – были бы деньги.

Но всё-таки, мистические совпадения в биографиях Батожабая и Калашникова не закончились их годами и месяцами рождения. Причина их скоропостижного ухода тоже была схожей.

- Каково же было узнать в 1980 году о его неожиданной смерти. Сказалось курение. Он умер в 49 лет! – писал Владимир Бараев, - жизнь Исая оборвалась в самом плодотворном возрасте. Сколько написал бы он, если бы не преждевременный уход!

Конечно, можно всё списать на вредные привычки. Дескать, Батожабай был не дурак выпить, Калашников дымил, как паровоз. Но, наверное, не зря рак порой называют кармической болезнью. И слишком уж многовато совпадений, не так ли? Может, действительно существует проклятие Чингисхана?

Читайте также: