Образ человека в первобытном искусстве кратко

Обновлено: 04.07.2024

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.




Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около 33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.

Подлинное возникновение искусства антропологи связывают с появлением homo sapiens, которого иначе именуют кроманьонским человеком. Кроманьонцы (так назвали этих людей по месту первой находки их останков — гроту Кро-Маньон на юге Франции), появившиеся от 40 до 35 тыс. лет тому назад, были людьми высокого роста (1,70—1,80 м), стройных, крепкого телосложения. У них был вытянутый узкий череп и отчетливый, чуть заостренный подбородок, который придавал нижней части лица треугольную форму. Почти во всем они походили на современного человека и прославились как отличные охотники. У них была хорошо развита речь, так что они могли согласовывать свои действия. Они мастерски изготовляли всевозможные орудия на разные случаи жизни: острые наконечники для копий, каменные ножи, костяные гарпуны с зубцами, превосходные рубила, топоры и т. д. Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты (например, то, что камень, раскаленный на огне, после остывания легче поддается обработке). Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.

В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.

И в живописи, и в скульптуре первобытный человек часто изображал животных. Склонность первобытного человека изображать животных именуют зоологическим или звериным стилем в искусстве, а за свою миниатюрность небольшие фигурки и изображения зверей получили название пластики малых форм. Звериный стиль — условное название распространенных в искусстве древности стилизованных изображений животных (либо их частей). Звериный стиль возник в бронзовом веке, получил развитие в железном веке и в искусстве раннеклассических государств; традиции его сохранились в средневековом искусстве, в народном творчестве. Первоначально связанные с тотемизмом изображения священного зверя со временем превращались в условный мотив орнамента.

Первобытная живопись представляла собой двухмерное изображение объекта, а скульптура — трехмерное или объемное. Таким образом, первобытные творцы освоили все измерения, существующие в современном искусстве, но не владели его главным достижением — техникой передачи объема на плоскости (кстати сказать, ею не владели древние египтяне и греки, средневековые европейцы, китайцы, арабы и многие другие народы, поскольку открытие обратной перспективы произошло только в эпоху Возрождения).

В некоторых пещерах обнаружены высеченные в скале барельефы, а также отдельно стоящие изваяния животных. Известны небольшие статуэтки, которые вырезались из мягкого камня, кости, бивней мамонта. Главным персонажем палеолитического искусства является бизон. Кроме них, найдено множество изображений диких туров, мамонтов и носорогов.

Наскальные рисунки и живопись разнообразны по манере исполнения. Взаимные пропорции изображаемых животных (горный козел, лев, мамонты и бизоны) обычно не соблюдались — огромный тур мог быть изображен рядом с крошечной лошадью. Несоблюдение пропорций не позволяло первобытному художнику подчинить композицию законам перспективы (последняя, кстати сказать, была открыта очень поздно — в XVI в.). Движение в пещерной живописи передается через положение ног (скрещивающиеся ноги например, изображали животное набегу), наклон тела или поворот головы. Неподвижных фигур почти нет.

Археологи так и не обнаружили в древнекаменном веке пейзажных рисунков. Почему? Может быть, это еще раз доказывает первичность религиозной и вторичность эстетической функции культуры. Животных боялись и им поклонялись, деревьями и растениями только любовались.

И зоологические, и антропоморфные изображения предполагали их обрядовое применение. Иными словами, они выполняли культовую функцию. Таким образом, религия (почитание тех, кого изображали первобытные люди) и искусство (эстетическая форма того, что изображалось) возникли практически одновременно. Хотя по некоторым соображениям можно полагать, что первая форма отражения реальности зародилась раньше второй.

Поскольку изображения животных имели магическое назначение, то процесс их создания представлял собой своего рода обряд, поэтому такие рисунки большей частью укрыты глубоко в недрах пещеры, в подземных ходах в несколько сотен метров длиной, причем высота свода нередко не превышает полуметра. В таких местах кроманьонский художник должен был трудиться лежа на спине при свете плошек с горящим животным жиром. Однако чаще наскальные рисунки расположены в доступных местах, на высоте 1,5—2 метра. Они встречаются как на потолках пещер, так и на вертикальных стенах.

При создании наскальной живописи первобытный человек использовал естественные красители и окиси металлов, которые он либо применял в чистом виде, либо смешивал с водой или животным жиром. Эти краски он наносил на камень рукой или кисточками из трубчатых костей с пучками волосков диких зверей на конце, а порой выдувал через трубчатую кость цветной порошок на влажную стену пещеры. Краской не только обводили контур, но закрашивали все изображение. Для выполнения наскальных изображений методом глубокого прореза художнику приходилось пользоваться грубыми режущими инструментами. Массивные каменные резцы были найдены на стоянке Ле Рок де Сер. Для рисунков среднего и позднего палеолита характерна уже более тонкая проработка контура, который передан несколькими неглубокими линиями. В такой же технике выполнены рисунки с росписью, гравюры на кости, бивнях, рогах или каменных плитках.

Таким образом, первобытное искусство представлено в следующих основных видах: графика (рисунки и силуэты); живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками); скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины); декоративное искусство (резьба по камню и кости); рельефы и барельефы.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Создание образа человека в первобытном искусстве.pptx

Мировая художественная культура « Культура-это то , что остается, когда все.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Мировая художественная культура « Культура-это то , что остается, когда все.

 Создание образа человека в первобытном искусстве..

Создание образа человека в первобытном искусстве..

ПЛАН: 1. Роль искусства в жизни человека. 2. Анализ памятника «Первобытная Ве.

Зачеркните каждую вторую букву в высказывании… «Каублвьгтдуержа – эзтио тко.

Древнейший период в истории человечества (каменный) делится на: Палеолит древ.

Древнейший период в истории человечества (каменный) делится на: Палеолит древнекаменный век (с 40 по 12 тысячелетие до н.э.) Мезолит среднекаменный век ( с 12 по 8 тысячелетие до н.э.) Неолит новокаменный век (с 8 по 4 тысячелетие до н.э.)

Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств.

Женская статуэтка из Виллендорфа. Верхний палеолит. Музей истории искусств, Вена. Палеолитические Венеры

 Живот-жизнь-дающий

Скульптуры из бивня мамонта, изображающие обнаженных женщин, - довольно расп.

Скульптуры из бивня мамонта, изображающие обнаженных женщин, - довольно распространенное явление в эпоху позднего палеолита. В них воплощалось представление о магической силе женщины как продолжательницы рода. Прослеживаются определенные черты канонизации: на плоском лице грубо намечены глаза и рот, волосы уложены валиком или спадают на плечи, руки плотно прижаты к бокам или сложены у пояса. Женские фигурки из Бурети входят в цикл широко известных "палеолитических Венер" Европы. При общем сходстве сибирские статуэтки отличаются в деталях. Судя по просверленному отверстию, одна из скульптурок использовалась как магическая подвеска. Женские статуэтки

 Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

Бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит.

 Рисунки из пещеры Ласко

Рисунки из пещеры Ласко

 Фрагменты росписи пещеры Ласко

Фрагменты росписи пещеры Ласко

 Сражающиеся лучники


Постепенно художники научились рассказывать о человеке посредством рисунков.

Постепенно художники научились рассказывать о человеке посредством рисунков и живописи. Что мы узнаем о древних людях из изображений?

 Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили

Женщины с детьми. Фрагмент наскальной росписи в Тассили

• волнистые узоры – течение реки • ромб – символ женского божества • крест –.

• волнистые узоры – течение реки • ромб – символ женского божества • крест – солнечный диск • зигзагообразная линия – змея, покровительница дома • ёлочка - растение

АНТРОПОМОРФИЗМ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БОЖЕСТВА В ОБРАЗЕ ЧЕЛОВЕКА Образ Богини-матери.

АНТРОПОМОРФИЗМ – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ БОЖЕСТВА В ОБРАЗЕ ЧЕЛОВЕКА Образ Богини-матери ИДОЛЫ С КИКЛАДСКИХ ОСТРОВОВ ИДОЛЫ С ОСТРОВА ПАРОС

Продолжите фразу, находящуюся на экране: «Художники конца XIX – начала XX об.

Вопросы для повторения: 1. Когда зародилось первобытное искусство? 2. На как.

Вопросы для повторения: 1. Когда зародилось первобытное искусство? 2. На какие периоды можно разделить первобытное искусство? 3. Какие особенности рисунка каждого периода можно выделить? 4. Назовите испанского археолога исследователя Альтамира? 5. Где находятся пещеры с рисунками первобытных людей? Назовите некоторые

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ ВЫУЧИТЬ

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ЗАПИСИ В ТЕТРАДИ ВЫУЧИТЬ

Выбранный для просмотра документ создание образа человека в первобытном искусстве.docx

Урок МХК по теме:

учитель истории, обществознания и МХК

Землянская Инна Геннадьевна.

8 декабря 2017 г.

ТЕМА: Создание образа человека в первобытном искусстве

Тип урока : урок усвоения новых знаний.

Форма проведения : урок с использованием ИКТ , работа по группам.

1. Роль искусства в жизни человека.

3. Анализ памятников эпохи мезолита и неолита

4. Особенности первобытного искусства.

5. Элементы первобытного искусства в современной культуре .

Проблема урока : проследить, как в первобытном искусстве изменялся художественный образ человека?

Цель - раскрыть учащимся сущность и специфику примитивного искусства через создание художественного образа человека первобытными людьми.

продолжить формирование знаний об искусстве и его отражении в жизни первобытного человека, о роли искусства в освоении человеком мира, познании природы;

познакомить учащихся с эволюцией в первобытном искусстве от палеолита до неолита через работу с наскальными рисунками, скульптурой и архитектурой;

проанализировать причинно – следственную связь между изображениями и условиями жизни наших далёких предков, осветить связь первобытного искусства с религией;

раскрыть особенности первобытного искусства через сопоставление их с произведениями искусства XIV - XX веков;

закрепить умение работать в группах, вербализовывать свои ощущения, эмоции, чувства, участвовать в дискуссиях, отстаивать и объяснять свою точку зрения.

1. Роль искусства в жизни человека.

3. Анализ памятников эпохи мезолита и неолита.

4. Особенности первобытного искусства.

5. Элементы первобытного искусства в современной культуре.

I . Организационный момент. 1. Приветствие.

1 пункт: Учитель : Сегодня мы продолжаем цикл уроков, посвященных искусству.

1.1.- какова роль искусства в жизни человека? Является ли оно инструментом познания мира?

Художник передает нам своё понимание мира, своё отношение к нему.

Искусство – это опыт личной жизни, рассказанный в образах и ощущениях.

Искусство создает свою модель мира через художественный образ.

Вобрав в себя опыт духовной жизни многих поколений, искусство помогает нам понять других людей, самих себя, помогает создать свой идеал, видеть и утверждать красоту.

Зачеркните каждую вторую букву в высказывании… (Слайд №4)

Это высказывание служит эпиграфом к нашему уроку.

1.2. Первобытное (или иначе примитивное) искусство территориально охватывает все континенты, кроме Антарктиды, а по времени – всю эпоху существования человека, сохранившись у некоторых народностей, живущих в отдаленных уголках планеты, до наших дней.

Обращение первобытных людей к новому для них виду деятельности – искусству – одно из величайших событий в истории человечества. Первобытное искусство отразило первые представления человека об окружающем мире, благодаря ему сохранялись и передавались знания и навыки, происходило общение людей друг с другом. В духовной культуре первобытного мира искусство стало играть такую же универсальную роль, как заострённый камень выполнял в трудовой деятельности.

Сегодня на уроке мы рассмотрим три основные периода первобытности: (Слайд №5)

Эпоха палеолита – Эпоха мезолита – Эпоха неолита

1. 3. Постановка проблемы урока:

Проблема урока : проследить, как в первобытном искусстве изменялся художественный образ человека?

Первые произведения первобытного искусства созданы около 30 тыс . лет назад, в конце эпохи палеолита , или древнего каменного века .

Перед вами изображения первобытной женщины, или как прозвали их археологии "палеолитические Венеры".

– Скажите, на чем в данной скульптуре останавливается ваш взгляд? (бедра, грудь)

– Правильно ли с точки зрения анатомии, соблюдены пропорции ее тела?

– Что хотел этим показать первобытный человек? Почему он выделил именно эти части тела? (Женское детородное начало имело для человека в тот исторический этап большое значение: природа была к нему очень сурова, многих ее законов человек не знал, а следовательно, надо было вымолить помощь и заручиться поддержкой у нее. Стали появляться богини плодородия, амулеты для привлечения удачи, они имели магическое значение.)

– Можем ли мы сказать, что это - портрет какой – либо женщины?

– Как вы думаете, почему первобытный человек делал именно такими скульптурки женщин? (Большинство скульптурок обладают общими чертами. Они решены обобщенно: руки едва намечены, черт лица нет совсем)

( Слайд № 8) Скульптуры из бивня мамонта, изображающие обнаженных женщин, - довольно распространенное явление в эпоху позднего палеолита. В них воплощалось представление о магической силе женщины как продолжательницы рода. Прослеживаются определенные черты канонизации: на плоском лице грубо намечены глаза и рот, волосы уложены валиком или спадают на плечи, руки плотно прижаты к бокам или сложены у пояса. Женские фигурки из Бурети входят в цикл широко известных "палеолитических Венер" Европы. При общем сходстве сибирские статуэтки отличаются в деталях. Судя по просверленному отверстию, одна из скульптурок использовалась как магическая подвеска.

Вывод: В обществе существовал культ женщины, воплощающий в себе идею материнства и продолжения рода . С женщиной также связаны идеи плодородия и охраны домашнего очага. Так что в палеолитических Венерах заключались не только магическое и культовое значения, но и эстетический идеал наших далеких предков. Каждое из подобных изображений- настоящий гимн женщине-матери, продолжательнице рода человеческого.

Учитель . Но до сих пор в его глухой пещере
Толпой теней, стремительно живой,
Летят по стенам яростные звери,
Свирепые противники его.
Глаз мамонта испуганно косится,
Бежит олень, погоней окрылен,
Упал и, умирая, шевелится
И кровь глотает раненый бизон.
Охотники бесшумно шли по следу,
И громким криком открывали бой,
И закрепляли трудную победу
Рисунком легким, тонкою резьбой.

А теперь подведите самостоятельно итог: особенности искусства эпохи палеолита.

Выдвижение гипотез в группах, обсуждение .

3 пункт: Учитель : В эпоху мезолита и неолита жизнь первобытного человека заметно динамизируется. Благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться обширные пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной. Изменения происходят и в изобразительном искусстве.

Разбор композиции . ( Здесь мы видим человека, а именно он занимает первое место в живописи этого периода. Но люди здесь напоминают знаки: тонкие черные силуэты. )

Появляется композиция, в данном случае это многофигурная композиция.

4 пункт . Учитель. Это был прогресс, но прогресс противоречивый и двойственный: что-то очень важное приобреталось, зато что-то утрачивалось — утрачивалась первозданная непосредственность видения, свойственная искусству охотников. Изображения приобретают условный характер, а правдоподобие отходит на второй план. На смену рисункам животных приходят рисунки людей в стремительном движении. Появляются драматические сцены столкновения между племенами .( Слайды № 13, 14) В некоторых случаях речь идет о казни. На смену большим произведениям пришли малые. Человеческие фигуры условны Изображения женщин встречаются редко – они статичны и безжизненны. (Слайд №15)

Немного позже появилась керамическая пластика , запечатлевшая жанровые сцены из жизни женщин. ( Слайды № 16,17) На Украине найдена керамическая посуда, не имеющая аналогов в мировом искусстве. Предназначенная для хранения жидкости, она изготавливалась без помощи гончарного круга. Сосуды украшались различными орнаментами, которые имели своё определённое значение:

• волнистые узоры – течение реки

• ромб – символ женского божества

• крест – солнечный диск

• зигзагообразная линия – змея, покровительница дома

Вспомните, какое задание было дано вам в начале урока?
(Проследить, как в первобытном искусстве изменялся художественный образ человека?)

5 пункт. Учитель (демонстрирует репродукции художников-примитивистов XX века и наскальные рисунки)(слайды) .

искусств республики Татарстан, Казань. Слайд №18

Что объединяет эти произведения искусства?

Можно ли найти в них общее?

( Учащиеся высказывают свои предположения)

Учитель . А ведь и на самом деле некоторые эти произведения в XX веке

Учитель . Почему художники XX века обратились к первобытному искусству, что было в нем такое, что спустя тысячелетия мы вновь обращаемся к творчеству первых художников земли?

Подумайте, пожалуйста, над этим вопросом, зная уже о том, что представляло собой первобытное искусство, и продолжите фразу, находящуюся на экране: (слайд № 21)

6. Этап рефлексии .
6.1.Вопросы для повторения: (слайд №22)

1. Когда зародилось первобытное искусство?

2. На какие периоды можно разделить первобытное искусство?

3. Какие особенности рисунка каждого периода можно выделить?

4. Назовите испанского археолога исследователя Альтамира?

Где находятся пещеры с рисунками первобытных людей? Назовите некоторые

6.2. Задания по выбору: карточки-группам.

1.Как вы считаете, почему животных в культуре палеолита, как правило, изображали достаточно реалистично (в отличие от людей, которые всегда обозначались схематично)? Аргументируйте свой ответ. 2. Изображения животных всегда занимали значительное место в первобытном искусстве. Среди них можно видеть разнообразных европейских животных того времени: бизона, северного и благородного оленей, шерстистого носорога, мамонта, пещерного льва, медведя, дикую свинью и т. п. Реже встречаются различные птицы, рыбы и змеи. Объясните, почему древние художники палеолита чрезвычайно редко изображали растения.

3. Перед вами несколько красок: красная, желтая, синяя, коричневая, белая, голубая, черная. Исключите те, которыми не пользовались древние художники, создавшие произведения наскальной живописи. Как вы думаете, чем обусловлен их выбор цветовой гаммы для росписи?

Первобытное искусство – это все творения, созданные в дописьменный период истории человечества. Искусство первобытного человека сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в современном мире, но от этого оно не становится менее интересным.

Содержание статьи

Первобытное искусство: краткая характеристика

  • Первобытное искусство: краткая характеристика
  • Почему появилось искусство
  • Как появилась культура

Когда появилось первобытное искусство

Считается, что первобытное искусство зародилось в каменном веке, около 40 тысяч лет назад, когда появился homo sapiens (разумный человек). Однако есть некоторые свидетельства о творческой деятельности человека, которые ученые датируют временем около 500 тысяч лет назад. Возможно, правильнее даже не обозначать начало появления искусства, ведь оно в каком-то роде существует столько же, сколько существует человек.

Дата завершения этого периода также условна и является причиной многих споров, но самое распространенное мнение ученых сходится на том, что первобытное искусство завершается примерно в 1 тысячелетии до н.э.

Работу историков, изучающих искусство первобытного общества, осложняет отсутствие следов. Не многие материалы способны пережить десятки и сотни веков, тем более при отсутствии современных технологий и специальной обработки. Кроме того, считается, что до появления письменности большая часть произведений искусств никак не фиксировались и существовали в виде танце, обрядов, музыки.


Первобытное искусство: орудия труда

Многие орудия труда в этот период изготавливались из камня путем скалывания. Самыми универсальными и распространенными орудиями стали ручные рубила – камни, обтесанные до остроты с одной из сторон. Этими заостренными орудиями обрабатывались костяные пластины или верхние части горных пород внутри пещер (они мягче камня и легко поддавались физическим воздействиям). Для придания цвета своему произведению первобытный человек использовал натуральные минеральные и растительные пигменты: уголь, охра, глина, шафран, краплак и т.д.


К первому тысячелетию до н.э. появляются произведения искусств из меди, золота и других металлов, скульптуры из камня обтесываются, становятся гладкими и принимают четкие формы. Многие ученые спорят, стоит ли относить эти произведения к первобытному искусству, ведь человек к этому времени явно овладел огнем и орудиями труда и довел некоторые ремесла до совершенства. Все-таки к первобытности в большей степени относятся наскальные рисунки и грубо вытесанные каменные скульптуры.


Более трех миллионов лет назад начался процесс формирования современного вида людей. Стоянки первобытного человека найдены в самых разных странах мира. Наши древние предки, осваивающие новые территории, сталкивались с незнакомыми явлениями природы и формировали первые очаги первобытной культуры.

Среди древних охотников выделялись люди с незаурядными художественными талантами, которые оставили множество выразительных произведений. В рисунках, сделанных на стенах пещер, не найти исправлений, поскольку у уникальных мастеров была очень твердая рука.

Первобытное мышление

Проблема происхождения первобытного искусства, отражающего образ жизни древних охотников, волнует умы ученых на протяжении нескольких веков. Несмотря на свою простоту, оно имеет огромное значение в истории человечества. В нем отражаются религиозная и социальная сферы жизни того общества. Сознание первобытных людей представляет собой очень сложное переплетение двух начал – иллюзорного и реалистического. Считается, что такое сочетание как раз и оказало на характер творческой деятельности первых художников решающее воздействие.

Выдающиеся памятники палеолита

В отличие от современного, искусство прошлых эпох всегда связано с обыденными сторонами жизни человека и кажется более земным. Оно в полной мере отражает первобытное мышление, которое не всегда имеет реалистическую окраску. И дело тут не в низком уровне мастерства художников, а в особых целях их творчества.

Возникновение искусства

В середине XIX века археолог Э. Ларте обнаружил в пещере Ла Мадлен изображение мамонта. Так, впервые была доказана причастность охотников к живописи. В результате открытий установлено, что памятники искусства появились намного позднее, чем орудия труда.

Представители homo sapiens изготовляли каменные ножи, наконечники для копий, и такая техника передавалась из поколения в поколение. Позднее люди использовали кости, дерево, камень и глину для создания своих первых произведений. Получается, что первобытное искусство возникло тогда, когда у человека появилось свободное время. Когда проблема выживания была решена, люди стали оставлять огромное количество однотипных памятников.

Виды искусства

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита (более 33 тысяч лет назад), развивалось по нескольким направлениям. Первое представлено наскальными рисунками и мегалитами, а второе – мелкой скульптурой и резьбой по кости, камню и дереву. К сожалению, деревянные артефакты встречаются крайне редко в археологических раскопках. Однако дошедшие до нас созданные человеком объекты очень выразительны и молчаливо повествуют о мастерстве древних охотников.

Росписи на скалах

Надо признать, что в сознании предков искусство не выделялось в отдельную сферу деятельности, а способности к созданию изображений были отнюдь не у всех людей. Художники той эпохи обладали настолько мощным талантом, что он сам вырывался, выплескивая на стены и свод пещеры яркие и выразительные образы, которые переполняли сознание человека.

Выдающиеся памятники палеолита

Древнекаменный век (палеолит) представляет собой самый ранний, но продолжительный период, в конце которого и появились все виды искусства, которому свойственны внешняя простота и реалистичность. Люди не связывали происходящие события с природой или собой, не чувствовали пространства.

Самыми выдающимися памятниками палеолита считаются рисунки на стенах пещер, которые признаны первым видом первобытного искусства. Они очень примитивны и представляют собой волнистые линии, отпечатки человеческих рук, изображения голов животных. Это явные попытки почувствовать себя частью мира и первые проблески сознания у наших предков.

Росписи на скалах выполнялись резцом по камню или краской (красной охрой, черным углем, белой известью). Ученые утверждают, что вместе с зародившимся искусством возникли и первые зачатки первобытного социума (общества).

В эпоху палеолита развивается резьба по камню, дереву и кости. Найденные археологами фигурки животных и птиц отличаются точным воспроизведением всех объемов. Исследователи заявляют, что они создавались как амулеты-обереги, которые защищали жителей пещер от злых духов. Древнейшие шедевры имели магическое значение и ориентировали человека в природе.

Разные задачи, стоявшие перед художниками

Главная черта первобытного искусства в эпоху палеолита – его примитивизм. Древние люди не знали, как передать пространство и наделить природные явления человеческими качествами. Визуальный образ животных изначально был представлен схематическим, почти условным, изображением. И только через несколько веков появляются красочные образы, достоверно показывающие все детали внешнего облика диких зверей. Ученые полагают, что это связано не уровнем мастерства первых художников, а с различными задачами, которые ставились перед ними.

Контурные примитивные рисунки использовались в ритуалах, создавались для магических целей. А вот подробные, очень точные образы появляются в период, когда животные превращаются в объект почитания, а древние люди таким образом подчеркивают свою мистическую связь с ними.

Расцвет искусства

По мнению археологов, высший расцвет искусства первобытного общества приходится на мадленский период (25-12 тысяч лет до нашей эры). В это время животные изображаются в движении, а простой контурный рисунок принимает объемные формы.

Первобытное искусство, появившееся в эпоху позднего палеолита

Духовные силы охотников, до мельчайших тонкостей изучивших повадки хищников, направлены на то, чтобы постичь законы природы. Древние художники убедительно рисуют изображения зверей, а вот сам человек не пользуется особым вниманием в искусстве. Кроме того, ни одного изображения пейзажа так и не было обнаружено. Считается, что природой древние охотники просто восхищались, а хищников боялись и поклонялись им.

Самые известные образцы наскальной живописи этого периода найдены в пещерах Ласко (Франция), Альтамиры (Испания), Шульган-Таше (Урал).

"Сикстинская капелла каменного века"

Любопытно, что еще в середине XIX столетия пещерная живопись не была известна ученым. И только в 1877 году известный археолог, попавший в Альмамирскую пещеру, обнаружил наскальные рисунки, впоследствии включенные в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Подземный грот неслучайно получил название "Сикстинской капеллы каменного века". В наскальной живописи видна уверенная рука древних художников, делавших очертания животных без всяких поправок, едиными линиями. При свете факела, рождающего потрясающую игру теней, кажется, что объемные изображения движутся.

Наскальная живопись пещеры Альтамир

Позднее во Франции были найдены более ста подземных гротов со следами пребывания первобытных людей.

В Каповой пещере (Шульган-Таш), расположенной на Южном Урале, изображения животных найдены сравнительно недавно – в 1959 году. 14 силуэтных и контурных рисунков зверей выполнены красной охрой. Кроме того, обнаружены и различные геометрические знаки.

Первые человекообразные изображения

Одной из основных тем первобытного искусства является образ женщины. Он был вызван особой спецификой мышления древних людей. Рисункам приписывалась магическая сила. Найденные фигурки обнаженных и одетых женщин свидетельствуют об очень высоком уровне мастерства древних охотников и передают главную идею образа – хранительницы домашнего очага.

Это фигурки очень полных женщин, так называемых венер. Такие скульптуры –первые человекообразные изображения, символизирующие плодородие и материнство.

Изменения, происходившие в эпохи мезолита и неолита

В эпоху мезолита первобытное искусство претерпевает изменения. Наскальные рисунки представляют собой многофигурные композиции, на которых можно проследить различные эпизоды из жизни людей. Чаще всего изображаются сцены сражений и охоты.

Но главные изменения в первобытном обществе происходят в период неолита. Человек учится строить новые типы жилища и возводит сооружения на сваях из кирпича. Главной темой искусства становится деятельность коллектива, а изобразительное творчество представлено наскальными рисунками, каменной, керамической и деревянной скульптурой, глиняной пластикой.

Древние петроглифы

Нельзя не упомянуть многосюжетные и многофигурные композиции, в которых основное внимание уделяется животному и человеку. Петроглифы (наскальные изображения, которые выбиты или нанесены краской), нанесенные в укромных местах, привлекают к себе внимание ученых со всего мира. Одни специалисты полагают, что они представляют собой обычные зарисовки бытовых сцен. А другие видят в них некую письменность, которая основана на символах и знаках, и свидетельствует о духовном наследии наших предков.

Петроглифы России

В России петроглифы получили название "писаниц", и чаще всего их находят не в пещерах, а на открытой местности. Выполненные охрой, они прекрасно сохранились, поскольку краска отлично впитывается в скальные породы. Тематика рисунков очень широка и разнообразна: героями выступают звери, символы, знаки и люди. Даже найдены схематические изображения звезд солнечной системы. Несмотря на весьма почтенный возраст, петроглифы, выполненные в реалистической манере, говорят о большом мастерстве наносивших их людей.

И сейчас продолжаются исследования, позволяющие приблизиться к расшифровке уникальных посланий, которые оставлены нашими далекими предками.

Бронзовый век

В эпоху бронзового века, с которой связаны главные вехи в истории первобытного искусства и человечества в целом, появляются новые технические изобретения, происходит освоение металла, люди занимаются земледелием и скотоводством.

Тематика искусства обогащается новыми сюжетами, возрастает роль образной символики, распространяется геометрический орнамент. Можно увидеть сцены, которые связаны с мифологией, а изображения становятся особой знаковой системой, понятной некоторым группам населения. Появляется зооморфная и атропоморфная скульптура, а также таинственные сооружения – мегалиты.

Зооморфная скульптура

Символы, с помощью которых передаются самые разные понятия и чувства, несут большую эстетическую нагрузку.

Заключение

На самых ранних этапах своего развития искусство не выделяется в самостоятельную сферу духовной жизни человека. В первобытном обществе существует только безымянное творчество, тесно переплетенное с древними верованиями. Оно отражало представления древних "художников" о природе, окружающем мире, и благодаря ему происходило общение людей друг с другом.

Если говорить об особенностях первобытного искусства, то нельзя не упомянуть, что оно всегда было связано с трудовой деятельностью людей. Только труд позволил древним мастерам творить настоящие произведения, которые волнуют потомков яркой выразительностью художественных образов. Первобытный человек расширял свои представления об окружающем мире, обогащая свой духовный мир. В ходе трудовой деятельности у людей развивались эстетические чувства и происходило понимание прекрасного. С самого момента зарождения искусство имело магический смысл, а позднее существовало с другими формами не только духовной, но и материальной деятельности.

Темы первобытного искусства

Когда человек научился создавать изображения, он обрел власть над временем. Поэтому без преувеличения можно сказать, что обращение древних людей к искусству является одним из самых важных событий в истории человечества.

Читайте также: