Обоснование гуманистической методологии педагогики кратко

Обновлено: 03.07.2024

Гуманизм является целой концепцией человека, как самой большой ценности в мире. Основное положение такой концепции – защита личностного достоинства, права человека на счастье, свободу, развитие и проявление своих возможностей.

Гуманизм – это система идей и ценностей, которые подтверждают значимость существования человека как личности и его бытия. Гуманизм считается общественным идеалом, выступая в качестве системы ценностных ориентиров и установок.

Гуманистическая педагогика – это комплекс научных фактов, который представляет ученика как сознательного, равноправного, активного участника учебного и воспитательного процесса. Каждый ученик развивается в зависимости от своих возможностей.

Каждый ребёнок является на этот свет не похожим на других, особенным. Педагоги созданы для того, чтобы этот ребёнок получил развитие по своим возможностям, достиг его максимально возможного уровня и определил своё место в жизни. Гуманистическая педагогика требует приспособления к ребёнку и ставит его в центр отношений. При этом процесс проходит так, чтобы ребёнок получил максимальное развитие.

Также гуманистическую педагогику называют инновационной, так как является инновацией для нашей страны. Что касается западных систем, то они намного раньше начали движение гуманистического подхода в педагогике и сформировали систему новых отношений педагога и ученика в несколько этапов.

С точки зрения гуманизма, главная цель воспитания – это возможность каждого ребёнка стать полноправным субъектом познания, деятельности, общения и просто свободной личностью. Уровень гуманизации процесса воспитания представлен тем, насколько такой процесс предоставляет возможность для формирования личности, раскрытия природных задатков и создания творческих начал, ответственности.

Признаки гуманистической педагогики

Главный ориентир гуманистической педагогики – это личность. Выделяют такие признаки гуманистической педагогики:

  • Изменение ценностей с овладения информацией на формирование навыков и развитие психических, интеллектуальных, нравственных, физических и других сторон личности.
  • Формирование действующей, самостоятельно думающей, свободной личности.
  • Создание организационных условий, которые способствуют успешной смене ориентации учебного и воспитательного процесса.

Роль педагога в гуманистической педагогике

Гуманизация в педагогике – это переход от авторитарной педагогики и её давления на личность человека на личностно-ориентированную педагогику, которая больше значение придает свободе личности и деятельности воспитанников. Гуманизировать такой процесс предполагает создание таких условий, в которых легко учиться и нельзя остаться в стороне от воспитательного процесса или сторонним наблюдателем жизни.

Для создания правильных условий гуманистической педагогики следует приспособиться учителю и образовательным учреждениям к ученикам, обеспечить психологическую безопасность и полный комфорт.

Учителя в гуманистической педагогике должны пробудить внутренние силы человека для решения любых проблем, а не их избегания. Не стоит навязывать ученику уже готовую идею, а стимулировать находить решение самому. Главная цель воспитания и обучения – это не приобретение знаний, как просто набора фактов и теорий, а формирование личности в результате самостоятельного обучения. Значимое для человека учение – это такое учение, в котором заинтересован сам ученик, когда идёт не просто накопление теорий, а формирование личности, изменение его поведения и Я-концепции.

Основные признаки гуманного воспитания – это обсуждение ситуаций, дискуссии, анализ, решение конфликтов и ролевые игры. Используются такие приёмы и методы в общении с ребёнком:

Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее "врастания" в педагогическую теорию и практику. Обращение к педагогическим трудам европейских ученых (XVIII -XIX вв.) также демонстрирует, что передовые достижения образовательной практики связаны с уровнем развития философии в целом и философии образования в частности. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ф.Фребелем, И. Г. Гербартом, Ф.А.Дистервегом, Дж.Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX-XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь, тем не менее, неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.

Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подверглись острой критике. Среди этих идей оказалась трактовка идеала образованности. Образованный - значит знающий и умеющий использовать знания. Знаниевая парадигма свела содержание образования к знаниям основ наук, а представление о научении и развитии - к процессу и результату усвоения знаний в обучении. В основу способов построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система преподавания.

Именно на эти педагогические идеи, их обоснование и реализацию старательно работали человековедческие дисциплины - от физиологии высшей нервной деятельности до педагогической психологии, прибавившей к ним ведущие психологические концепции: зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), интериоризации, или усвоения (С.Л.Рубинштейн), социальной ситуации развития (Л. И. Божович), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), формирования психики в обучении (В.В.Давыдов).

Начиная с 1960-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности, ее прав, обусловленности жизни со стороны высших трансцендентальных начал, которые не были транслированы педагогикой в образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель образования перестала отвечать требованиям, предъявляемым обществом и современным производством. Возникла потребность в философско-педагогических идеях, которые могут стать методологией новой педагогики и интеллектуальной реконструкции традиционного образовательного процесса.

Развитие философии образования выступает как условие теоретического осмысления альтернативной традиционному пониманию педагогической практики. Система сложившихся в педагогической науке представлений и понятий, основанная на философских идеях классического образования, не пригодна для описания современных педагогических инноваций. Их теоретическое осмысление предполагает иные мировоззренческо-философские понятия об образовании. Этим объясняется и тот факт, что попытки реформирования школы в последнем десятилетии оказались малопродуктивными (Э.Д.Днепров).

Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных знаний в области человековедения, интеграция которых в педагогике осуществляется именно через философию образования. Сегодня можно говорить о том, что время глобальных философских систем (например, марксизм, персонализм, неотомизм и др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, стало лишь достоянием истории. Современные философские учения признают свою обусловленность определенной культурой, традициями и допускают включение в диалоговый режим иных философских взглядов на мир, иных культур, при взаимодействии которых становятся видимыми и понятными особенности каждой отдельно взятой культуры.

Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, "возвращение" к личности. Эта же тенденция характеризует и современную педагогическую практику. Переориентация педагогики и практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее решение требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.




Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования. Преждевременным было бы утверждать, что такая методология педагогики сегодня уже разработана.

Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными, подходами - практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания закономерностей действительности.

Однако, как известно, научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира], или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом" между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

- равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;

- экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных аспектов философско-педагогического познания, его "человеческого измерения", принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

Сравнение успехов в образовании в различных странах показывает, что они есть следствие развития философии образования в этих странах, а также степени ее "врастания" в педагогическую теорию и практику. Обращение к педагогическим трудам европейских ученых (XVIII -XIX вв.) также демонстрирует, что передовые достижения образовательной практики связаны с уровнем развития философии в целом и философии образования в частности. Современная европейская школа и образование в своих основных чертах сложились под влиянием философско-педагогических идей, которые были сформулированы Я. А. Коменским, И. Г. Песталоцци, Ф.Фребелем, И. Г. Гербартом, Ф.А.Дистервегом, Дж.Дьюи и другими классиками педагогики. Их идеи легли в основу классической модели образования, которая в течение XIX-XX вв. эволюционировала и развивалась, оставаясь, тем не менее, неизменной в своих основных характеристиках: целях и содержании образования, формах и методах обучения, способах организации педагогического процесса и школьной жизни.

Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подверглись острой критике. Среди этих идей оказалась трактовка идеала образованности. Образованный - значит знающий и умеющий использовать знания. Знаниевая парадигма свела содержание образования к знаниям основ наук, а представление о научении и развитии - к процессу и результату усвоения знаний в обучении. В основу способов построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система преподавания.

Именно на эти педагогические идеи, их обоснование и реализацию старательно работали человековедческие дисциплины - от физиологии высшей нервной деятельности до педагогической психологии, прибавившей к ним ведущие психологические концепции: зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), интериоризации, или усвоения (С.Л.Рубинштейн), социальной ситуации развития (Л. И. Божович), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), формирования психики в обучении (В.В.Давыдов).

Начиная с 1960-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности, ее прав, обусловленности жизни со стороны высших трансцендентальных начал, которые не были транслированы педагогикой в образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель образования перестала отвечать требованиям, предъявляемым обществом и современным производством. Возникла потребность в философско-педагогических идеях, которые могут стать методологией новой педагогики и интеллектуальной реконструкции традиционного образовательного процесса.

Развитие философии образования выступает как условие теоретического осмысления альтернативной традиционному пониманию педагогической практики. Система сложившихся в педагогической науке представлений и понятий, основанная на философских идеях классического образования, не пригодна для описания современных педагогических инноваций. Их теоретическое осмысление предполагает иные мировоззренческо-философские понятия об образовании. Этим объясняется и тот факт, что попытки реформирования школы в последнем десятилетии оказались малопродуктивными (Э.Д.Днепров).

Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных знаний в области человековедения, интеграция которых в педагогике осуществляется именно через философию образования. Сегодня можно говорить о том, что время глобальных философских систем (например, марксизм, персонализм, неотомизм и др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, стало лишь достоянием истории. Современные философские учения признают свою обусловленность определенной культурой, традициями и допускают включение в диалоговый режим иных философских взглядов на мир, иных культур, при взаимодействии которых становятся видимыми и понятными особенности каждой отдельно взятой культуры.

Ведущая тенденция современной педагогической науки - ее обращение к своим мировоззренческим основаниям, "возвращение" к личности. Эта же тенденция характеризует и современную педагогическую практику. Переориентация педагогики и практики на человека и его развитие, возрождение гуманистической традиции, которая, впрочем, никогда и не угасала в культуре человечества и сохранялась наукой, является важнейшей задачей, поставленной самой жизнью. Ее решение требует, в первую очередь, разработки гуманистической философии образования, выступающей в качестве методологии педагогики.

Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования. Преждевременным было бы утверждать, что такая методология педагогики сегодня уже разработана.

Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными, подходами - практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания закономерностей действительности.

Однако, как известно, научное познание, в том числе и педагогическое, осуществляется не только из любви к истине, но и с целью полного удовлетворения социальных потребностей. В этой связи содержание оценочно-целевого и действенного аспектов жизнедеятельности человека определяется направленностью активности личности на осмысление, признание, актуализацию и создание материальных и духовных ценностей, составляющих культуру человечества. Роль механизма связи между практическим и познавательным подходами выполняет аксиологический (Аксиология (от греч. axia - ценность и logos - учение) - философское учение о природе ценностей и структуре ценностного мира], или ценностный, подход, выступающий своеобразным "мостом" между теорией и практикой. Он позволяет, с одной стороны, изучать явления с точки зрения заложенных в них возможностей удовлетворения потребностей людей, а с другой - решать задачи гуманизации общества.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

- равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;

- равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;

- экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Согласно этой методологии, одной из первостепенных задач является выявление гуманистической сущности науки, в том числе и педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Это ведет к рассмотрению ценностных аспектов философско-педагогического познания, его "человеческого измерения", принципов, а через них и гуманистической, человеческой сущности культуры в целом. Именно гуманистическая ориентация философии образования создает прочную основу будущего человечества. Образование как компонент культуры в этой связи приобретает особую значимость, так как является основным средством развития гуманистической сущности человека.

Методология педагогики – это совокупность теоретических положений, рассматривающих педагогическое познание и его преобразование в действительности, отражающих сущность гуманизации образования.

На сегодняшний день нет точного определения понятия гуманистической методологии педагогики. Это связано с тем, что гуманизация образования находится на этапе своего развития. Гуманизм только начинает внедряться в учебно-воспитательный процесс образовательных организаций.

Основы гуманистической методологии педагогики

Создание и развитие гуманистической методологии педагогики заключается в том, что ученые-педагоги постоянно находятся в поисках оптимального пути воспитания детей, который бы способствовал развитию многогранной и самостоятельной личности. В процессе мировоззренческой оценки окружающего мира и его взаимодействия с детьми, педагоги пришли к выводу, что наиболее приемлемой системой воспитания и обучения детей является система, основанная на гуманизме.

Гуманистическая педагогика предполагает организацию и реализацию учебно-воспитательного процесса, во главе угла которого стоит личность ребенка. Взамен существовавшей многие годы авторитарной педагогики, в настоящее время осуществляется переход к педагогике гуманистической направленности.

Основой гуманистической методологии педагогики являются ее приемы и конкретные установки:

  • Работа с детьми основана на взаимном доверии, заботе и уважении. Каждый ребенок является равноправным членом воспитательно-образовательного процесса. Взаимное уважение, забота и доброта устанавливаются не только между педагогом и ребенком, но и между детьми коллектива (группы, класса и т.д.). Основная роль, на установление благоприятных взаимоотношений, ложится на педагога, который в первую очередь должен создать комфортную психологическую атмосферу для работы и общения с детьми и между детьми.
  • Гуманистическая педагогика предусматривает формирование и развитие у каждого ребенка такого качества как ответственность. Ребенок должен научиться нести ответственность за свои поступки и слова, а также давать им оценку и предусматривать последствия.
  • Формирование у ребенка здравомыслия. Под здравомыслием в гуманистической педагогике понимают здравый смысл, которым руководствуется ребенок при совершении поступков.
  • Гуманизация процесса обучения и воспитания ребенка находится в зависимости от формирования нравственных качеств и компетенций. Нравственно воспитанная личность является по своей сути гуманной по отношению к окружающим людям, животным, природе и т.д. Нравственные качества и компетенции позволяют видеть прекрасное в окружающем вокруг.
  • Процесс гуманистического воспитания, осуществляется посредством обучения решению практических жизненных задач и проблем, а также методами творческого подхода к решению.

Готовые работы на аналогичную тему

Общим для всех приемов и установок является то, что педагог не заставляет ребенка учиться, принуждая или навязывая ему различные теории, пути решения, мнения и т.д., он только направляет и побуждает его, прививая ребенку такие чувства как ответственность при выполнении поручения или просьбы, доверие к другу в различных жизненных ситуациях и т.д.

Принципы методологии гуманистической педагогики

Основу гуманистической методологии педагогики составляют принципы, которые основаны на аксиологическом подходе к смыслу гуманизации процесса обучения и воспитания.

Аксиологические принципы гуманистической методологии педагогики заключаются в следующем:

  1. Принцип равноправия различных взглядов на гуманизацию педагогики. Все существующие взгляды на систему гуманистических ценностей имеют равное значение для существования и дальнейшего развития гуманистической педагогики, так как каждый из них несет в себе разнообразные культурные и этические особенности.
  2. Принцип равнозначности традиций и творчества в процессе обучения и воспитания. Гуманистическая методология образования предусматривает использовать в воспитательно-образовательном процессе не только инновационных технологий, но и традиций прошлого. Использование в обучении и воспитании традиций способствует приобщению к духовному, обогащению знаний о прошлом, взаимовыгодному диалогу между традициями и современностью.
  3. Принцип равенства всех людей. Данный принцип предусматривает равноправие всех людей, уважение прав и свобод каждого человека. Применительно к методологии гуманистической педагогики принцип предусматривает уважение каждого ребенка и его мнения, недопустимость какого-либо насилия (физического или морального) в процессе воспитания и обучения. В воспитательно-образовательном процессе все участники имеют равное положение. Педагог не просто уважительно относится в личности ребенка, но и к его точке зрения, уважает его мнение и решение по различным вопросам.

Таким образом, одной из первостепенных задач гуманистической методологии является проявление гуманистической сущности педагогики, ее отношения к человеку как к субъекту познания, общения и творчества. Все это ведет к рассмотрению человеческих ценностей как основы педагогического познания, сущности культуры в целом.

Именно подобное восприятие педагогического знания представляет собой обоснование гуманистической методологии педагогики как науки.

Известно, что человек всегда пребывает в состоянии нравственной, социокультурной, политической или мировоззренческой оценки различных фактов и явлений в жизни, поиска ответа на встающие перед ним вопросы и поиска путей решения возникающих перед ним проблем. При этом подобная оценка, и в том числе самооценка, имеет двойственную природу: с одной стороны, она связана с теоретически познавательным подходом, с другой – с практическом. В первом случае следует говорить о заложенных обществом, социальной или профессиональной средой, конфессиональной принадлежностью или этнокультурными факторами установками, предубеждениями или даже иногда – стереотипами, во втором – человеку свойственно изменять свое мнение и отношение к различным событиям и явлениям под влиянием полученной информацией или нравственной переоценки жизненных ценностей и явлений.

Однако педагогическая наука ставит своей задачей не только раскрытие личности и получение представления о различных ее аспектах, но и удовлетворение социальных потребностей, в частности – получение общего, а позднее – и профессионального образования, которое могло бы нравственно и культурно обогатить личность обучающегося и сделать его достойным членом общества. Образование также должно помочь человеку определиться с выбором любимого рода деятельности, который должен трансформироваться в качественную профессиональную компетенцию. Безусловно, при этом важную роль играют такие факторы, как социальный заказ, востребованность той или иной профессии или области знаний на рынке труда или в конкретно взятой стране (регионе) в принципе. По этой причине в процессе педагогической деятельности должно быть связующее звено между двумя описанными аспектами развития личности – теоретически-познавательным и практическим. Таким звеном является ценностный, или аксиологический подход в педагогике, получивший в современном научном мире наиболее широкое распространение.

Аксиологический подход в педагогике

Сущность аксиологического подхода базируется на следующих принципах:

  • Равноправие философских взглядов при сохранности мировоззренческого, культурного и этнокультурного многообразия,
  • Равной степени значимости устоявшихся традиций и творчества, нового и старого, уважения к прошлому и его ценностям и построения на их основе нового,
  • Равенство всех людей перед лицом общекультурных и нравственных ценностей, отказ от иллюзорных споров об основах традиций в пользу диалога культур, основанного на их взаимоуважении.

Таким образом, именно гуманистический подход к человеку как личности должен занимать ведущее место в современной педагогике. Описанное нами обоснование гуманистической методологии педагогики в настоящее время составляет основу для многих педагогических инноваций. Примером этому служит распространение инклюзивного подхода в обучении и постепенный отказ от сегрегации учеников и студентов с особыми потребностями.

Отечественная педагогика первой половины XX в. имела в своем основании ряд идей, которые в настоящее время утратили свое значение, почему и подверглись острой критике. Среди этих идей оказалась трактовка идеала образованности. Образованный — значит знающий и умеющий использовать знания. Знаниевая парадигма свела содержание образования к знаниям основ наук, а представление о научении и развитии — к процессу и результату усвоения знаний в обучении. В основу способов построения учебных предметов была положена идея последовательного накопления знаний. Среди форм обучения приоритет приобрела классно-урочная система преподавания.

Именно на эти педагогические идеи, их обоснование и реализацию старательно работали человековедческие дисциплины — от физиологии высшей нервной деятельности до педагогической психологии, прибавившей к ним ведущие психологические концепции: зоны ближайшего развития (Л.С.Выготский), интериоризации, или усвоения (С.Л.Рубинштейн), социальной ситуации развития (Л. И. Божович), поэтапного формирования умственных действий (П.Я.Гальперин), формирования психики в обучении (В.В.Давыдов).

Начиная с 1960-х гг. отечественная культура обогатилась идеями диалога, сотрудничества, совместного действия, необходимости понимания чужой точки зрения, уважения личности, ее прав, обусловленности жизни со стороны высших трансцендентальных начал, которые не были транслированы педагогикой в образовательную практику. В этой связи стало очевидным, что классическая модель образования перестала отвечать требованиям, предъявляемым обществом и современным производством. Возникла потребность в философско-педагогических идеях, которые могут стать методологией новой педагогики и интеллектуальной реконструкции традиционного образовательного процесса.

Развитие философии образования выступает как условие теоретического осмысления альтернативной традиционному пониманию педагогической практики. Система сложившихся в педагогической науке представлений и понятий, основанная на философских идеях классического образования, не пригодна для описания современных педагогических инноваций. Их теоретическое осмысление предполагает иные мировоззренческо-философские понятия об образовании. Этим объясняется и тот факт, что попытки реформирования школы в последнем десятилетии оказались малопродуктивными (Э.Д.Днепров).

Успехи в сфере образования в значительной мере обеспечиваются синтезом научных знаний в области человековедения, интеграция которых в педагогике осуществляется именно через философию образования. Сегодня можно говорить о том, что время глобальных философских систем (например, марксизм, персонализм, неотомизм и др.), претендующих на единственную истину и нормативное руководство, стало лишь достоянием истории. Современные философские учения признают свою обусловленность определенной культурой, традициями и допускают включение в диалоговый режим иных философских взглядов на мир, иных культур, при взаимодействии которых становятся видимыми и понятными особенности каждой отдельно взятой культуры.

Исходя из этого, методологию педагогики следует рассматривать как совокупность теоретических положений о педагогическом познании и преобразовании действительности, отражающих гуманистическую сущность философии образования. Преждевременным было бы утверждать, что такая методология педагогики сегодня уже разработана.

Человек постоянно находится в ситуации мировоззренческой (политической, нравственной, эстетической и др.) оценки происходящих событий, постановки задач, поиска и принятия решений и их реализации. При этом его отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе) связано с двумя различными, хотя и взаимообусловленными, подходами — практическим и абстрактно-теоретическим (познавательным). Первый вызван приспособлением человека к быстро изменяющимся во времени и пространстве явлениям, а второй преследует цель познания закономерностей действительности.

Смысл аксиологического подхода может быть раскрыт через систему аксиологических принципов, к которым относятся:

  • равноправие философских взглядов в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия их культурных и этнических особенностей;
  • равнозначность традиций и творчества, признание необходимости изучения и использования учений прошлого и возможности духовного открытия в настоящем и будущем, взаимообогащающего диалога между традиционалистами и новаторами;
  • экзистенциальное равенство людей, социокультурный прагматизм вместо демагогических споров об основаниях ценностей; диалог и подвижничество вместо мессианства и индифферентности.

Читайте также: