Оборона петрограда картина кратко

Обновлено: 05.07.2024

Есть картина "оборона Петрограда" мне надо её описать предложением
Композиция картины, формат холста и размер изображения (зачем такой формат), точка зрения в композиции, композиционный центр, равновесие картины, контрасты в композиция, ритм, роль цвета.

Оборона Петрограда - Александр Александрович Дейнека. 1956 год. Холст, масло. 218x354

Укутанные в шинели согбенные фигуры раненых, вернувшихся с фронтов, являют собой зрелище тягостное. Но ближе к зрителю проходит колонна новых красноармейцев, смело шагающих навстречу судьбе, в рядах которых заметны и женщины, и даже раненый человек с перевязанной головой, не щадящий себя ради общей цели. Нужные типажи для написания картины художник искал среди заводских рабочих, участвовавших в Гражданской войне.


Краткая биография

Художник Александр Александрович Дейнека (1899-1969 гг.) – советский художник. Он получил звание народного художника СССР в 1963 году, действительный член Академии Художеств СССР с 1947 года, Герой Социалистического Труда (1969 г.).

А. А. Дейнека - преподаватель (с 1940 года профессор) в Вхутеине и других художественных Московских институтах.

Картина художника

Художник – автор мозаичных работ-плафонов, украшающих такие станции метро:

Его награды: Орден Ленина, орден Трудового Красного Знамени, медали.

дейнека оборона петрограда

Стиль и манера художника

Еще в 20-е годы у художника сложился свой круг тем и образов в живописи и рисунке, определивший характер творчества А. А. Дейнеки в целом. Это индустриальный труд, реже - труд сельчан, городская жизнь и спорт. Везде художник ищет и находит героику труда и героев, стремится выразить новые, социалистические и коммунистические настроения и взаимоотношения, определить особенности мировоззрения нового советского человека. Его произведения наполнены пафосом военных и трудовых героических будней Страны Советов.

дейнека художник оборона петрограда

Произведения А. А. Дейнеки в 20-е годы почти монохромные. Они очень выразительны, отличаются монументальностью форм. Их особенность - динамика композиций, которая обычно строится на резком противопоставлении плоскостей и объемов, черного и белого, разнообразия планов всего пространства и графически четкой, зачастую очень резкой, манерой письма.

александр дейнека оборона петрограда

оборона петрограда

Автор композиционно организует пространство как на античных фризах, избирая мотив шествия защитников города - солдат революции. Это придает картине плоскостность, регулярность, движение в двух направлениях. Композиция строится в трех планах, тремя лентами.

На первом плане идущие на фронт красноармейцы — мужчины и женщины - с винтовками на плечах, одетые по-будничному, их одежда – обычная, рабочая. Их целеустремленные лица решительны и суровы. Фигуры движутся слева направо напористо и неуклонно. Четко переданы художником их вера в будущее, величие их подвига

Вдали на третьей незначительной и узкой ленте картины изображен пейзаж: Нева с кораблями и часть набережной. Застывший от мороза, ледяной от балтийских ветров берег подчеркивает жесткость и суровость полотна, объединяет динамику напряженного ритма движения на двух других лентах.

Работа над картиной

Жанр произведения — историческая сцена, жанровая сцена. Сюжет картины посвящён событиям Гражданской войны 1919 года, когда красноармейцы Петрограда сражались с белогвардейцами Юденича.

Композиция многофигурная, динамичная, кольцевая. Полотно по горизонтали поделено конструкцией моста на две части. В каждой из них движутся друг за другом фигуры. Они отличны по ритму движения и по направлению. Внизу бойцы идут на фронт, слева направо, вверху (по мосту) возвращаются раненые, справа налево. Таким образом, возникает замкнутая композиция холста.

На переднем плане — фигуры нижнего яруса. Люди идут под геометрическими конструкциями моста по снегу. Они похожи на тёмные силуэты. Черты лица, детали одежды плохо различимы. Всем лицам свойственно одно выражение — суровость и решимость. Бойцы с винтовками идут твёрдым шагом, строем, плечи их развёрнуты, кулаки сжаты. Все как один смотрят вперёд. Среди них есть и две женщины, тоже вооружены, хотя в платках и юбках.

Второй план — фигуры верхнего яруса. Они идут по высокому мосту и смотрятся более отдалёнными. В их шаге нет твёрдости, строя, ритм движения совсем другой. Раненые идут с войны, с трудом передвигая ноги, согнув спины. Кто-то перевязан бинтами, кто-то поддерживает друг друга.

Как здоровые, так и раненые уходят за край картины, создавая впечатление цикличности, круговорота: одни идут на смену другим. Предполагается, что раненые излечатся и вновь встанут в строй, пойдут с такими же решительными и суровыми лицами биться с беляками за светлое царство социализма.

Задний план — на белом фоне замерзшей Невы виднеется Петроград, корабли. Дворцы изображены тоже схематично, скупой геометрией. Обширное сероватое небо сливается на горизонте с замёрзшей, покрытой снегом Невой, и Петроград кажется повисшим между небом и землёй.

Цветовая палитра картины не отличается разнообразием, она сводится к двум тонам: серо-белому и чёрно-коричневому. Светел только задний план, фон, на котором едва заметен серый Петроград с чёрными кораблями. Фигуры людей выписаны тёмными красками, на снегу и на фоне свинцового неба они выглядят чёткими силуэтами, как на плакате. Такой колорит соответствует идеологическому содержанию полотна.

Свет рассеян, нет никаких теней, только слабо отсвечивают связки моста, да заметен блик на крутом плече одного красноармейца, что даёт основание считать свет падающим со стороны зрителя. Отсутствие яркого солнца соответствует суровому духу картины.

Идея произведения — непобедимость Рабоче-Крестьянской Красной Армии, поскольку народ решительно и бесстрашно готов сражаться за молодую социалистическую республику, веря в её светлое будущее.

В Центральном музее Вооруженных Сил города Москвы экспонируется произведение А.А. Дейнеки " Оборона Петрограда". Вот уже, действительно, настоящая сюжетная картина! На уроках ИЗО всегда необходимо разбирать подробно наиболее значимые работы. Хотя бы для того, чтобы воспитать художественный вкус и достич глубины восприятия. А то, иногда, от просмотра на выставке через час не остается и следа.
Александр Александрович Дейнека (1899 - 1969), был настоящим мастером художественного образа, а потому все его картины сюжетны. В них много движения, ритма, жизни и яркости. Рассматриваемое нами полотно насквозь пропитано содержанием. Мастера, жившие и творившие в годы советской власти, искали и находили свою живописную манеру, свои выразительные средства, для того, чтобы, как можно ярче воспроизвести героику и романтику первых революционных лет. Дух и ритм новой жизни. В тематических картинах, тогда отметались повествовательные подробности, частные бытовые детали. Художники прибегали к лаконичности, четкой конструктивно-пространственной композиции, к скупому, сдержанному колориту, добиваясь этим монументальности художественного образа.
Колорит картины "Оборона Петрограда" (1928), включает по существу, два тона - серовато-белый и буро-черный. Светлыми красками написан дальний план, где сливаются небо и замерзшая Нева с черными силуэтами кораблей, темными красками - фигуры и предметы переднего плана, графически четко рисующиеся на фоне пейзажа. Похоже на плакат. Геометрически жесткие конструкции моста дклят композицию по горизонтали на две почти равные части, в которых одновременно развиваются движения, контрастные, противопоставленные друг другу и по направлению, и по ритму. В верхней части по мосту, возвращаются с линии обороны Петрограда от войск Юденича раненые. Ритм их движений медленный, прерывающийся, сбивчивый. Они идут небольшими неравными группами, устало согнувшись под ветром, спотыкаясь и поддерживая друг друга. В нижней части, под мостом, в сторону боевых позиций шагают вооруженные рабочие. Они идут сплоченным отрядом, в стройных шеренгах, по четыре человека в каждой, соблюдая дистанцию, чеканя шаг. Синхронные движения их ног, рук, грозно взметнувшиеся за их плечами штыки винтовок образуют бодрый, уверенный ритм. Одинаков их шаг, одинаково суровы их лица, словно отлитые из металла, что дает ощущение единства, монолитности их грозной силы. Через сопоставление ритмов движения - медленного, усталого и бодрого, маршевого - раскрывается содержание картины. По движению фигур, возвращающихся с линии обороны, мы догадываемся, что там трудно, но бодро шагающий рабочий отряд вносит оптимизм, вселяет уверенность в победе.
Картина Дейнеки по своему музыкальна, в ней звучит построенная на чеканных, строгих ритмах суровая музыка военной эпохи.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Дейнека – советский живописец, предпочитавший всем прочим жанрам жанровую сценку, а стилям – социалистический реализм, для которого характерна большая точность, некоторая угловатость, отсутствие лишних деталей и очевидное воспевание социалистического строя. Был партийным, в свое время участвовал в обороне Курска от белых. Его мозаики украшают некоторые станции московского метро – например, “Маяковскую” и “Новокузнецкую”.

“Оборона Петрограда” одно из его эпических полотен. Подготовка

к его написанию была долгой, однако на непосредственную работу с холстом и красками ушло всего две недели – концепция была уже готова, было создано множество эскизов и достаточно было только перенести задуманное на бумагу.

Картина поделена как бы на два яруса, и по обоим идут солдаты. Внизу – здоровые и сильные, только отправляющиеся на войну. Их командира Дейнека писал с настоящего военного командира, типаж которого ему очень понравился.

Фигуры их по-своему схематичны, чтобы различить в них живые краски, выражения лиц, детали костюмов нужно присмотреться – идут они по снегу, и художник писал,

что люди на снегу всегда представляются ему лишь силуэтами людей, что и нашло отражение в картине. Среди солдат идут и медсестры, все они при оружии, лица их суровые и выражают готовность сражаться до конца.

По верхнему же ярусу шагают раненные, вернувшиеся с войны. Ещё более схематичные, скомканные, перекошенные, они уже не создают ощущения силы и непреклонности, оставляя только жалость и какое-то глубинное непонимание смысла войны.

Поскольку здоровые уходят за край картины, как и раненые, создается своеобразная цикличность, тоскливый круговорот композиции, который показывает, насколько не имеет смысла всякая война и насколько она, по сути своей, бесконечна.

Читайте также: