Обобщение данных бухгалтерского учета кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как работаем и отдыхаем в 2022 году ?

Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.

Элементы методов

Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:

  • Наблюдение. Актуально в отношении операций по исполнению функций различными подразделениями. Наблюдение обеспечивает проверку корректности заполнения форм, соблюдения внутренних норм.
  • Измерение. В процессе обнаруживаются числовые значения, которые относятся к финансово-хозяйственным операциям. Если при наблюдении во внимание принимается соблюдение норм, то при измерении главным показателем являются цифры. Объектом при этом являются денежные значения.
  • Обобщение и детализация. Процедуры могут быть статическими или аналитическими. Выбор инструмента определяется задачами компании. Обобщение и детализация могут применяться как в комплексе, так и по отдельности.

Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.

Методы бухучета

При ведении учета используются следующие методы:

  • Документирование. Рассматриваемый метод применяется в том случае, если нужно зафиксировать сведения, необходимые для ведения и анализа финансово-хозяйственной деятельности. В рамках документирования применяются стандартизированные формы, которые утверждены на локальном или государственном уровне.
  • Инвентаризация. Подразумевает осуществление мониторинга числа имущества, находящегося в распоряжении компании. В процессе также определяется статус предметов (к примеру, необходимость его передачи сторонним лицам), перспективы эксплуатации имущества. Нужно отметить, что инвентаризация является составляющей калькуляции.
  • Оценка. Обеспечивает формирование статистики. Кроме того, нужна для интерпретации данных, составления прогноза касательно степени их влияния.

К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.

Калькулирование

Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.

Метод начисления

Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.

Кассовый метод

Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.

Методы амортизации

Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:

  • Нахождение в собственности компании (то есть оборудование не должно быть в аренде или лизинге).
  • Основная цель эксплуатации – извлечение прибыли.
  • Срок эксплуатации больше 12 месяцев.
  • Начальная стоимость собственности равна более 40 000 рублей.

Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.

Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.

Методы группировки сведений

Существуют различные методы обобщения учетных сведений:

Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.

Особенности использования методов

Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:

  • Оптимизацию отчетности для нужд ФНС.
  • Увеличение рентабельности за счет разумного соотношения прибыли и дохода.
  • Повышение эффективности бизнес-модели.
  • Простой анализ деятельности компании.

Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.

Цель – изучение системы счетов бухгалтерского учета и уяснение понятия и сущности двойной записи.

Задачи:

  • изучить понятия счетов, их строение и правила отражения хозяйственных операций;
  • выяснить понятие и сущность двойной записи;
  • изучить способы классификации счетов по различным признакам;
  • рассмотреть действующий План счетов бухгалтерского учета;
  • выявить порядок обобщения данных текущего бухгалтерского учета.

Оглавление

Текущее наблюдение и контроль хозяйственных операций и их изменений в составе хозяйственных средств и их источников осуществляют с помощью системы счетов бухгалтерского учета.

В теории и методологии бухгалтерского учета системе счетов бухгалтерского учета принадлежит особая роль, так как с их применением реализуется проблема двойственного отражения информации, ее накапливания и обобщения. Запись на счетах производится с использованием метода двойной записи.

Счет бухгалтерского учета – это способ группировки, текущего контроля и отражения хозяйственных операций, которые совершаются с имуществом, источниками его формирования, хозяйственными процессами. Таким образом, счет – это накопитель информации, которая затем обобщается и используется для составления разных сводных показателей и отчетности.

По внешнему виду счет представляет собой таблицу Т-образной формы (Т-счет), состоящий из двух частей.

Левая часть счета называется дебетом (сокращенно Д-т, ), а правая кредитом (сокращенно К-т, ). Следовательно дебет, кредит счета соответствуют его сторонам.

Схема счета имеет следующий вид.

Счет (наименование счета)

Дебет

Кредит

Счета открываются на каждую статью баланса. Открыть счет – это значит дать ему название (оно, как правило, соответствует названию статьи баланса) и по соответствующей стороне счета записать начальное состояние объекта.

Для отражения хозяйственных операций на счетах необходимо документальное подтверждение, в качестве которого могут быть бумажные и электронные носители, причем любой из них должен иметь юридическую силу.

В соответствии с балансом все счета бухгалтерского учета делятся на активные и пассивные.

Активные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются различные виды имущества, их наличие, состав, движение. На активных счетах сальдо только дебетовое.

Пассивные – это счета бухгалтерского учета, на которых учитываются источники формирования имущества, их наличие, состав, движение, а также обязательства. На пассивные счетах сальдо только кредитовые.

При отражении хозяйственных операций на счетах необходимо руководствоваться следующими правилами.

Суммы, увеличивающие начальный остаток записывают на стороне остатка, а суммы, уменьшающие начальный остаток – на противоположной стороне. Если сложить суммы всех операций, записанных на сторонах счета, то получится сумма оборота. Итоговая сумма, записанная по дебету счета, называется дебетовым оборотом, по кредиту – кредитовым. При подсчете оборотов начальный остаток не учитывается.

Конечный остаток (конечное сальдо) по счету определяют, прибавляя к начальному остатку оборот той же стороны счета и вычитая из полученного итога оборот противоположной стороны. Конечный остаток записывают на той же стороне счета, что и начальный.

Схема записей на активном счете имеет следующий вид.

Активный счет (наименование счета)

Дебет

Кредит

– остаток на начало проведения операции

Увеличение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Уменьшение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Оборот по дебету счета (сумма всех хозяйственных операций

Оборот по кредиту счета (сумма всех хозяйственных операций)

– остаток на конец проведения операции

Таким образом, по активному счету отражаются:

  1. По дебету счета – сальдо на начало и конец проведения операций и хозяйственные операции, влекущие за собой увеличение наличия средств.
  2. По кредиту счета – хозяйственные операции, влекущие за собой уменьшение наличия средств.

Если обозначим оборот по дебету счета Об Д , а оборот по кредиту – Об К , то тогда сальдо конечное или остаток на конец проведения операции можно подсчитать по следующей формуле:

Ситуация 1: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету должны быть больше суммы, показываемой по кредиту счета. В этом случае имеется сальдо на конец проведения операции, которое определяется по формуле (1).

Ситуация 2: сумма начального остатка и сумма оборота по дебету равны сумме оборота по кредиту. В этом случае сальдо конечного не будет.

Схема записей на пассивном счете имеет следующий вид.

Пассивный счет (наименование счета)

Дебет

Кредит

– остаток на начало проведения операции

Уменьшение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Увеличение остатка, происходящее в результате хозяйственных операций

Оборот по дебету (сумма всех хозяйственных операций)

Оборот по кредиту (сумма всех хозяйственных операций)

– остаток на конец проведения операции.

Таким образом, по пассивному счету отражаются:

  1. По кредиту – сальдо на начало и конец проведения операции и хозяйственные операции, влекущие за собой увеличение источника.
  2. По дебету – хозяйственные операции, влекущие за собой уменьшение источника.

Используя ранее приведенные обозначения, для определения остатка по пассивному счету на конец периода составим формулу:

При записях хозяйственных операций в пассивные счета могут быть только 2 ситуации:

Ситуация 1: сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета должны быть больше суммы, отраженной по дебету счета. В этом случае имеется кредитовое сальдо на конец проведения хозяйственных операций.

Ситуация 2: сумма начального остатка и сумма оборота по кредиту счета равна сумме, отраженной по дебету счета. В этом случае сальдо на конец отчетного периода не будет.

Остатки по активным счетам, на которых отражается имущество предприятия, и по пассивным счетам, на которых показывается источники формирования этого имущества, затем увязываются и соответственно отражаются в активе баланса.

Помимо активных и пассивных счетов в бухгалтерском учете существуют так называемые активно-пассивные счета.

Активно-пассивные счета бывают 2 видов: с односторонним сальдо (дебетовое либо кредитовое) и с двусторонним сальдо (дебетовое и кредитовое одновременно).

В данном активно-пассивном счете записи по дебету могут иметь разное значение: либо увеличение дебиторской задолженности, либо уменьшение кредиторской. Разное значение имеет и запись по кредиту счета, либо увеличение кредиторской задолженности, либо уменьшение дебиторской задолженности.

На практике пользуются счетами более сложной формы, чем указанная выше.

Счета открывают и ведут в книгах, карточках и свободных листах. Рассмотрим самую распространенную форму счета.

Счет (наименование счета)

Дебет

Кредит

Развернутое сальдо в активно-пассивных счетах в обычном порядке определить невозможно, для этого необходимы данные аналитического учета. Аналитический учет дает информацию о состоянии расчетов с каждым дебитором и с каждым кредитором, то есть выводится сальдо по каждому покупателю и поставщику отдельно, а затем подсчитывается общая сумма дебиторской и кредиторской задолженности.

Каждая хозяйственная операция исходя из ее экономического содержания, обязательно затрагивает 2 объекта учета, т. е. 2 счета.

Двойственное отражение хозяйственной операции заключается в том, что она должна быть записана по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Двойная запись обеспечивает взаимосвязанное отражение хозяйственной деятельности предприятия в бухгалтерском учете. Кроме того, ее использование имеет большое контрольное значение, т. к. требует обязательной сбалансированности (равенства) итогов записей на счетах. Это осуществляется по окончании каждого отчетного периода, когда подсчитываются суммы объектов по дебету и кредиту всех счетов независимо от их видов. Они должны быть равны между собой, неравенство свидетельствует об ошибке, допущенной в записях или подсчетах.

Таким образом, суть двойной записи состоит в том, что каждая хозяйственная операция отражается на счетах дважды: по дебету одного счета и кредиту другого счета в равновеликих величинах.

Взаимосвязь между счетами бухгалтерского учета называется корреспонденцией счетов. Составление корреспонденции счетов называется бухгалтерской проводкой. Бухгалтерская проводка выражается записью хозяйственной операции по дебету одного счета и кредиту другого на одинаковую сумму.

Проводка будет иметь следующий вид:

Различают простые и сложные бухгалтерские проводки. Простой проводкой является запись, в которой один счет дебетуется, а другой ровно настолько кредитуется.

Сложной бухгалтнрской проводкой называется запись, при которой один счет дебетуется, а два или несколько кредитуются, и наоборот.

ПРИМЕР. Перечислены с расчетного счета в погашение задолженности поставщикам: 10 тыс. руб. и в погашение задолженности бюджету по налогам и сборам – 12 тыс. руб., всего 22 тыс. руб.

В этом случае бухгалтерская проводка имеет вид:

Чтобы составить корреспонденцию счетов по каждой хозяйственной операции и отразить ее методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета, необходимо выполнить следующие 4 процедуры. Например, приобретены за наличные деньги у поставщика материалы на 100 тыс. руб.

1 процедура:

2 процедура:

Устанавливаем, как эти объекты учета связаны с балансом, т. е. что они характеризуют: актив баланса (имущество) или пассив (источники формирования).

В нашем случае это что счета активные и остатки по этим счетам отражаются в активе баланса.

3 процедура:

Определяем, как данная хозяйственная операция повлияла на валюту баланса. В данном случае это первый тип балансовых изменений, при которой валюта баланса не изменилась, так как произошел перелив средств из одной статьи в другую (запасы материалов увеличились, а денег в кассе стало меньше).

4 процедура:

В результате будет составлена следующая бухгалтерская проводка:

Следует иметь в виду, что в финансово-хозяйственной деятельности на практике имеют место операции, которые отражаются по дебету одного и по кредиту нескольких счетов, т. е. составляются сложные корреспонденции счетов.

Все счета бухгалтерского учета по способу группировки и обобщения учетных данных делятся на синтетические и аналитические.

Синтетические счета предназначены для укрупненной, обобщающей группировки и учета состава и движения средств предприятия, и источников и хозяйственных процессов в едином денежном выражении.

Учет, осуществляемый на этих счетах, называется синтетическим. Его данные используются при заполнении форм бухгалтерской отчетности и прежде всего баланса, а значит, для анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Однако, для оперативного управления и руководства работой предприятия, контроля и планирования объема материально-технического снабжения, контроля за сохранностью всех видов собственности, учета затрат на производство, для организации расчетов с рабочими и служащими, с поставщиками, с бюджетом требуются детальные сведения по каждому поставщику материалов, по каждому покупателю, по видам вырабатываемой продукции, по каждому работнику предприятия и т. д., т. е. детальные сведения, характеризующие подробно все стороны деятельности предприятия.

Поэтому в развитие синтетического счета в разрезе его видов, частей, статей открываются аналитические счета.

Аналитические счета – детализированные счета, учет на которых осуществляется как в денежном, так и натуральном выражении.

Аналитические счета раскрывают, детализируют содержание данного синтетического счета.

Учет, осуществляемый на этих счетах называются аналитическим.

Не все синтетические счета требуют ведения аналитического учета. Счета, не требующие такого учета, называются простыми (касса, расчетный счет), счета, которые требуют ведения аналитического учета называются сложными (расчеты по оплате труда, расчеты с подотчетными лицами).

Однако такое простое построение аналитического учета не всегда обеспечивает получение необходимых показателей. Некоторые синтетические счета состоят из нескольких групп аналитических счетов.

Промежуточным учетным звеном между синтетическими и аналитическими счетами является субсчет. Субсчета еще называют счетами II порядка после синтетических счетов, аналитические счета могут быть III, IV, V и т. д. порядка в зависимости от поставленной цели.

План счетов представляет собой систематизированный перечень счетов бухгалтерского учета и инструкцию по его применению.

Наименования и номера синтетических счетов и субсчетов приведены в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утвержден приказом МФ РФ от 31.10.2000 г. № 94н.)

Аналитические и синтетические счета взаимосвязаны, т. к. на аналитических счетах отражаются те же виды имущества и источники их формирования, хозяйственные операции, что и на синтетических счетах, но по более дробным группировкам.

Это означает, что общие итоговые данные аналитических счетов должны быть равны итоговым данным соответствующего синтетического счета.

Это счета II порядка. В свою очередь к каждому субсчету открывают аналитические счета.

Одним из способов обобщения данных бухгалтерских счетов в балансе предприятия является составление оборотной ведомости.

С помощью оборотных ведомостей осуществляется контроль полноты и правильности отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций на синтетических и аналитических счетах.

Различают оборотные ведомости по синтетическим и оборотным ведомостям по аналитическим счетам. На практике оборотную ведомость по синтетическим счетам называют оборотным балансом.

В оборотной ведомости по синтетическим счетам записываются все используемые на предприятии счета, при этом на каждый счет отводится одна строка. В этой ведомости имеется 3 пары колонок, в которых по каждому счету показывают начальные сальдо, обороты по дебету и кредиту счета, конечное сальдо.

Каждый счет в оборотной ведомости имеет не только наименование, но и цифровое обозначение, т. е. шифр. Для удобства работы с оборотной ведомостью синтетического счета расположены в ней в порядке возрастания.

При правильной организации бухгалтерского учета обязательно должно быть парное равенство итогов в колонках, т. е. должно быть 3 пары, равные между собой:

  1. Итог дебетовых начальных сальдо должен равняться итогу кредитовых начальных сальдо.
  2. Итог дебетовых оборотов по ведомости – итогу кредитовых оборотов по ведомости.
  3. Итог дебетовых конечных сальдо – итогу кредитовых конечных сальдо.

Такое равенство имеет следующее обоснование:

  • равенство итогов в 1-й колонке подтверждается строением бухгалтерского баланса, т. к. итог дебетовых сальдо по счетам показывает сумму имущества, а итог кредитовых сальдо – сумму источников образования этого имущества;
  • равенство итогов дебетовых и кредитовых оборотов по всем счетам вытекает из сущности метода двойной записи;
  • итоги сальдо, конечного по дебету и кредиту, равны между собой вследствие того, что их определяют на основании равных между собой начального сальдо и оборотов.

Кроме того, итоги дебетовых и кредитовых оборотов должны обязательно совпадать с итогом журнала регистрации хозяйственных операций (хронологической). Это равенство объясняется тем, что сумма каждой хозяйственной операции находит отражение, как в журнале регистрации хозяйственных операций, так и в счетах бухгалтерского учета.

Оборотная ведомость по синтетическим счетам (Оборотный баланс)

Информация в системе бухгалтерского учета - источник данных о деятельности предприятия в целом, она характеризует его текущее финансовое положение и перспективы развития. Чтобы принимать управленческие решения, руководителям нужны цифры, а сотрудники эти цифры могут предоставить в виде финансовых отчетов. Информация, проходящая через отдел бухгалтерского учета обладает слишком большими объемами для ее детальной обработки, поэтому имеет место быть обобщение информации в учете.

Шахматная ведомость

Шахматная ведомость, форма N В-9, являясь элементом синтетического учета, предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной выверки правильности произведенных записей по счетам бухгалтерского учета. В ней записываются данные по дебету и кредиту каждого счета, и она открывается на каждый месяц календарного года. В шахматную ведомость попадают операции по кредиту синтетического счета в корреспонденции с дебетом всех проичх счетов и подсчитывают обороты по дебету счетов. Совпадение дебетовых и кредитовых оборотов говорит о корректности отражения операций в ведомостях бухгалтерского учета.

Образец данной ведомости представлен на рисунке.

Шахматная ведомость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Оборотная ведомость

Следующий документ обобщения информации в бухгалтерском учете – оборотная ведомость, которая строится на основании разобранной ранее шахматной ведомости. Оборотная ведомость обобщает данные учета, иными словами, включает комплекс оборотов, сальдо на начало и конец периода. Она может составляться и для аналитических и для синтетических счетов. Образец представлен внизу.

Готовые работы на аналогичную тему

Оборотная ведомость. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

НА практике часто используется такое понятие, как оборотный баланс, которым называют сальдовую оборотную ведомость по синтетическим счетам. Так как она содержит почти все показатели баланса, отражая остатки и обороты по счетам, а также показывает состояние и изменение в составе и величине активов и источников их образования.

Бухгалтерский баланс

Пожалуй, самым главным обобщением информации в бухгалтерском учете проявляется в составлении формы № 1 бухгалтерской отчетности – бухгалтерском балансе. В бухгалтерском учете и финансово-хозяйственном анализе деятельности предприятия для обоснования и принятия целесообразных управленческих решений, применяется балансовое обобщение информации. Данное обобщение отличается двойственным характером отражения в бухгалтерском учете любого факта хозяйственной деятельности, он же принцип двойной записи – основополагающий в бухгалтерском учете.

Двойственный характер объясняется тем, что объекты отражаются в балансе дважды, подразумевая наличие операции в активе и пассиве. Балансовое обобщение подтверждается равенством друг другу двух отделов бухгалтерского баланса актива и пассива.

Ну, и, конечно, нельзя не отметить автоматизированные системы бухгалтерского учета, которыми бухгалтера в массе свой пользуются последние 20-30 лет. Совмещая аналитический и синтетической учет, программы предоставляют своевременные корректные обобщенные данные обо всех фактах хозяйственной деятельность предприятия.







Mozilla/5.0 (Windows NT 6.2; WOW64) AppleWebKit/537.36 (KHTML, like Gecko) Chrome/27.0.1453.93 Safari/537.36

Читайте также: