Обеспечивающие подсистемы ис кратко

Обновлено: 07.07.2024

Дать представление об информационной системе (ИС), о ее структуре и назначении. Рассмотреть определения информационной системы, используя различные подходы к трактовке ее архитектуры и выполняемых ею функций. Дать представление об автоматизированных информационных системах (АИС).

Задачи:

Оглавление

1.1. Понятие информационной системы

Обычно под системой понимается совокупность объектов и связей между ними. В процессе изучения информационных систем применяется системный подход, заключающийся в том, что система рассматривается как совокупность взаимосвязанных объектов, функционирование которых направлено на достижение общей цели.

Назначение информационной системы (ИС) – это производство нужной для организации информации с целью обеспечения эффективного управления всеми ее ресурсами, а также создание информационной и технической среды для осуществления управления организацией. Это назначение информационной системы реализуется с помощью технических устройств и программных средств, которые осуществляют хранение, обработку и передачу информации.

Понятие информационной системы, как и понятие информации, в настоящее время следует считать интуитивным. В связи с этим рассмотрим несколько определений информационной системы, принятых в соответствии с тем или иным подходом к ее изучению.

Все перечисленные действия представляют собой информационные процессы. Поэтому можно утверждать, что информационная система – это система, в которой реализуются информационные процессы.

    Не уточняя особенностей аппаратной и программной реализации ИС с точки зрения использования элементной базы для ее реализации и рассматривая ИС на уровне архитектуры, можно уточнить определение ИС.

Подобный подход к определению ИС используется в современных стандартах. В международном стандарте ISO 12207 информационная система определена как объединение одного или более процессов, аппаратных и программных средств, оборудования и людей для обеспечения возможности удовлетворения определенных потребностей или целей.


В этом определении следует обратить внимание на включение в систему помимо естественных технических элементов (аппаратные средства и оборудование, программное обеспечение), людей как пользователей, так и сопровождающих ее в процессе эксплуатации. Важным моментом в определении служит понятие целей, ради которых разрабатывается и затем используется система.

Такое определение используется в комплексе стандартов ГОСТ 34, который ориентирован на разработку и эксплуатацию автоматизированных систем. В ГОСТ 34.603-90, система – это персонал и средства автоматизации его деятельности, реализующие информационную технологию выполнения установленных функций.

И вновь в определении связываются вместе техника (средства автоматизации), люди (персонал) и решаемые задачи (функции) (рис. 2.2).

1.2. Функциональные и обеспечивающие подсистемы

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами. Подсистема – это часть системы, выделенная по функциональному или структурному признаку.

Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. Структурный признак позволяет рассматривать подсистему как составляющий элемент общей структуры информационной системы независимо от сферы применения. В этом случае подсистему называют обеспечивающей. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем:

  • информационное обеспечение (ИО) – средства организации данных при их хранении;
  • техническое обеспечение (ТО) – технические универсальные и специальные устройства ввода-вывода и обработки данных;
  • программное обеспечение (ПО) – набор программ для выполнения требуемых функций системы;
  • математическое обеспечение (МО) – методы и алгоритмы решения задач в системе;
  • организационное обеспечение (ОО) – набор руководств пользователю;
  • правовое обеспечение (ПО) – правовые нормы, определяющие юридический статус системы;
  • лингвистическое обеспечение (ЛО) – языковые средства системы для общения средств автоматизации с пользователем и разработчиком.

Информационное обеспечение – это совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных. Информационное обеспечение предназначено для своевременного формирования и выдачи достоверной информации при принятии управленческих решений.

Техническое обеспечение – это комплекс технических средств, обеспечивающих работу информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы. Техническое обеспечение предназначено для реализации технологических процессов хранения, обработки и передачи информации в системе.

Комплекс технических средств составляют:

  • компьютеры любых моделей;
  • устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
  • устройства передачи данных и линий связи;
  • оргтехника и устройства автоматического съема информации;
  • эксплуатационные материалы и др.

Математическое и программное обеспечение рассматриваются вместе, т. к. они оба предназначены для поддержки решения задач информационной системы. Математическое и программное обеспечение – это совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования технического обеспечения.

К средствам математического обеспечения относятся:

  • средства моделирования процессов управления в фирме;
  • типовые задачи управления организацией, фирмой;
  • методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация к ним.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения часто встречающихся задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его в состав входят пакеты прикладных программ, реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, тестовый и контрольный примеры.

Организационное обеспечение – это совокупность документов, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе решения задач управления фирмой, где будет использована информационная система.

Организационное обеспечение предназначено для упорядочивания всех технологических процессов в информационной системе, что особенно необходимо в связи с наличием в ней человеческого фактора: пользователей, разработчиков, обслуживающего персонала и др.

Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регулирующих создание и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации, а также юридический статус ее функционирования.

Правовое обеспечение предназначено для определения юридического статуса информационной системы, который должен определить порядок и правила работы с информацией в системе.

Лингвистическое обеспечение – это совокупность средств и правил для формализации естественного языка, которые используются при общении пользователей и эксплуатационного персонала ИС с комплексом средств автоматизации при функционировании ИС.

Таким образом, информационная система – сложный объект, включающий разнообразные элементы. Объединение их в указанные обеспечения позволяет систематизировать понятие информационной системы и получить правильное представление о составе ИС и ее архитектуре. На рис. 2.3 приведена структура ИС, отдельные блоки которой соотнесены с перечисленными выше обеспечивающими подсистемами.

Рис. 2.3
ВхД – входные данные; ВыхД – выходные данные; СА – средства автоматизации

1.3. Автоматизированные информационные системы

Информационные системы могут быть поделены на два класса: неавтоматизированные (традиционные, без применения технических средств) и автоматизированные, реализованные на компьютере в виде некоторого программного продукта. Необходимость автоматизации обусловлена тем, что современные крупные проекты ИС характеризуются рядом особенностей, из которых можно выделить следующие:

  1. необходимость ускорения обработки информации;
  2. сложность описания (достаточно большое количество функций, процессов, элементов данных и сложные взаимосвязи между ними), требующая тщательного моделирования и анализа данных и процессов;

Моделирование сложных систем необходимо потому, что человек не в состоянии охватить и понять проект системы целиком. Существуют пределы в понимании сложных вещей. Это можно продемонстрировать на примере архитектуры. Если вы хотите построить сарай во дворе, вам достаточно просто начать строительство. Когда вы планируете построить новый дом, вам наверняка потребуется чертеж. А для возведения небоскреба он будет просто необходим. Этот же пример можно привести и для разработки системы и ее программного обеспечения. Изучая работу отдельного фрагмента, невозможно представить схему всего проекта целиком, а создание модели системы позволяет представить общую картину взаимодействия ее узлов без углубления в детали реализации отдельных элементов;

    разобщенность (в пространстве) и разнородность отдельных групп разработчиков по уровню квалификации и сложившимся традициям использования тех или иных инструментальных средств;

Необходимость решения двух последних проблем требует стандартизации описания ИС и создания специальных инструментов автоматизации разработки самих ИС. Поскольку использование компьютера является определяющим моментом при определении автоматизированной ИС (АИС), ее можно определить как компьютерное средство обработки информации .

1.4. Преимущества использования автоматизированных информационных систем

Применение автоматизированных информационных систем в экономике обеспечивает:

  • сбор и хранение важной экономической информации;
  • получение информации в кратчайшие сроки;
  • выполнение сложных экономических расчетов при планировании деятельности предприятий, прогнозировании спроса и предложения, подведении балансов;
  • ведение документации и т. д.

Вместе с тем применение АИС в экономике позволяет:

  • вовремя получать качественную информацию,
  • принимать обоснованные решения,
  • выполнять разнообразный экономический анализ.

Значение и преимущества использования АИС трудно переоценить, поскольку в этом случае наблюдается рост эффективности компании за счет появления новых возможностей. Например, анализ информации о посетителях аттракционов одного из французских курортов вызвал срочную переориентацию рекламы аттракционов на обслуживание семейных заездов из числа местных жителей вместо привлечения туристов из других регионов. После этого доходы владельцев аттракционов резко возросли.

Использование АИС позволяет также повысить внутриорганизационную производительность и улучшить управление бизнесом. Например, используя информацию из кассовых аппаратов, АИС учитывает темпы продажи отдельных видов продукции. Проведенный учет и последующий анализ позволяют запускать в производство очередную партию изделий, определенного наиболее продаваемого типа.

И, наконец, применение автоматизированных информационных систем способствует улучшению обслуживания клиентов. Например, информация для клиентов может поощрять дальнейшие сделки или покупки, а может отпугивать потенциальных партнеров или покупателей, а анализ и обработка результатов производятся с помощью АИС.

1.5. Примеры построения и применения автоматизированных информационных систем

По принципу построения информационные системы можно разделить на три вида:

  • текстографические;
  • расчетные, основанные на электронных таблицах;
  • основанные на базах данных.

Текстографические ИС – это системы, в которых осуществляются хранение, обработка и передача текста, графики и звука. Такие системы реализуются в виде электронных учебников, тестеров, проверяющих знания, Web-сайтов и др.

Примером служит почтовый сайт mail.ru, с помощью которого решаются следующие задачи:

Расчетные ИС с таблицами ориентированы на табличные процессоры. Применение таких систем ограничено рамками одной организации, где удобно и просто реализован обмен документами в табличной форме. Рассматриваемые информационные системы представляют собой совокупности файлов, которые выполняются в среде табличного процессора.

Схема информационной системы, использующей расчетные таблицы, показана на рис. 2.5.

Таблицы системы делятся на справочные таблицы и связанные с ними с помощью ссылок результирующие таблицы. Последние таблицы связаны тоже ссылками с таблицами для печати, которые позволяют получить распечатки результатов расчетов. Их можно оформить в виде диаграмм. Пользователь работает с таблицами с помощью Формы ввода данных. Примером расчетных информационных систем служит небольшая система БизнесПланМ.

ИС может разрабатываться в двух вариантах: интерпретирующем и исполняемом.

При интерпретирующем варианте используется Табличный процессор (Excel), который находится в активном состоянии и позволяет вводить новые данные, выполнять расчеты с использованием справок и получать выходную форму и графики.

Обычно такая АИС открыта для изменений, при которых может производиться дополнение справочными таблицами, дополнение расчетными таблицами, корректировка входной и выходной форм и изменение вида графиков.

При исполняемом варианте АИС готовый ЕХЕ-файл закрыт для изменений. Такой вариант более компактный и более быстродействующий.

Информационные системы, основанные на базах данных, имеют наиболее широкое применение и выполняются в виде:

  • исполняемых файлов для непосредственного использования на компьютерах,
  • одного или нескольких файлов для использования в среде какой-либо СУБД.

Схема такой информационной системы показана на рис. 2.6.

База данных системы общается с приложениями Приложение 1. Приложение N. Приложением в такой информационной системе считается набор запросов к базе данных, форм для просмотра результатов поиска, макросов и отчетов. Пользователь через меню формирует задания приложениям, задает исходные данные, получает выходные данные в виде отчетов.

При интерпретирующем варианте используется СУБД, которая находится в активном состоянии и позволяет пополнять БД, редактировать записи БД и получать ответы на запросы. Обычно такая АИС является открытой и дает возможность модифицировать структуру БД и корректировать приложения (формы, модули с запросами, отчеты).

При исполняемом варианте АИС имеется готовый ЕХЕ-файл, который реализует все запрограммированные действия. Обычно такая АИС является закрытой и не позволяет никому производить изменения в ее структуре.

Информационная система это- Совокупность организационных, технических, программных и информационных средств, объединенных в единую систему с целью сбора, хранения, обработки и выдачи информации.

Принципы системного подхода к созданию ИС.

соответствии с которым любая система представляет собой совокупность взаимосвязан-

ных объектов (элементов), функционирующих совместно для достижения общей цели.

Для системы характерно изменение состояний объектов, которые с течением вре-

мени происходят в результате взаимодействия объектов в различных процессах и с внеш-

ней средой. В результате такого поведения системы важно соблюдение следующих прин-

эмерджентности, то есть целостности системы на основе общей структуры, ко-

гда поведение отдельных объектов рассматривается с позиции функционирования всей

гомеостазиса, то есть обеспечения устойчивого функционирования системы и

достижения общей цели;

адаптивности к изменениям внешней среды и управляемости посредством воз-

действия на элементы системы;

обучаемости путем изменения структуры системы в соответствии с изменением

Система управленияпредставляет собой совокупность взаимодействующих

структурных подразделений экономической системы (например, на промышленном пред-

приятии: дирекция, финансовый, производственный, снабженческий, сбытовой и др. отде-

лы), осуществляющих следующие функции управления:

• планирование– функция, определяющая цель функционирования экономиче-

ской системы на различные периоды времени (стратегическое, тактическое, оперативное

• учет– функция, отображающая состояние объекта управления в результате вы-

полнения хозяйственных процессов;

• контроль– функция, с помощью которой определяется отклонение учетных дан-

ных от плановых целей и нормативов;

• оперативное управление– функция, осуществляющая регулирование всех хо-

зяйственных процессов с целью исключения возникающих отклонений в плановых и

• анализ– функция, определяющая тенденции в работе экономической системы и

резервы, которые учитываются при планировании на следующий временной период.

Структура информационной системы.

Данная структура охватывает жизненный цикл программных средств от концепции замыслов через определение и объединение процессов для заказа и поставки программных продуктов и услуг. Кроме того, данная структура предназначена для контроля и модернизации данных процессов.

Процессы, определенные в настоящем стандарте, образуют множество общего назначения. Конкретная организация, в зависимости от своих целей, может выбрать соответствующее подмножество процессов для выполнения своих конкретных задач. Поэтому настоящий стандарт следует адаптировать для конкретной организации, проекта или приложения. Настоящий стандарт предназначен для использования как в случае отдельно поставляемых программных средств, так и для программных средств, встраиваемых или интегрируемых в общую систему.

Основные процессы жизненного цикла . 7

5.1 Процесс заказа. . 7

5.2 Процесс поставки . 9

5.3 Процесс разработки . 12

5.4 Процесс эксплуатации . 18

5.5 Процесс сопровождения . 19

Функциональные и обеспечивающие подсистемы ИС.

Обычно выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функцио-

нальные подсистемы ЭИС информационно обслуживают определенные виды деятельно-

сти экономической системы (предприятия), характерные для структурных подразделений

экономической системы и/или функций управления. Интеграция функциональных под-

систем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечи-

вающих подсистем таких, как информационная, программная, математическая, техниче-

ская, технологическая, организационная и правовая подсистемы.

Функциональные и обеспечивающие подсистемы ИС

Автоматизированная информационная система имеет функциональную и обеспечивающую подсистемы.

Функциональная подсистемаобеспечивает выполнение задач и назначение информационной системы. Обычно в информационной системе функциональная часть разбивается на подсистемы по функциональным признакам:

— уровень предметной деятельности, например управления (высший, средний, низший);

— вид управляемого ресурса (материальные, трудовые, финансовые и т. п.);

— сфера применения (банковские, фондового рынка и т. п.);

— функции управления и период управления.

С точки зрения реализации функций управления выделяют подсистемы:

- регулирование (оперативное управление);


Состав обеспечивающих подсистем ИС.

Обеспечивающие подсистемы ЭИС являются общими для всей ЭИС независимо от

конкретных функциональных подсистем, в которых применяются те или иные виды обеспечения. Состав обеспечивающих подсистем не зависит от выбранной предметной области. В состав обеспечивающих подсистем входят подсистемы организационного, правового, технического, математического, программного, информационного, лингвистического и

В составе организационного обеспечения можно выделить четыре группы компонент.

Первая группа включает важнейшие методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования системы:

• общеотраслевые руководящие методические материалы по созданию ЭИС,

• типовые проектные решения,

• методические материалы по организации и проведению предпроектного обследования на предприятии,

• методические материалы по вопросам создания и внедрения проектной документации.

Второй компонентой в структуре организационного обеспечения ЭИС является совокупность средств, необходимых для эффективного проектирования и функционирования ЭИС (комплексы задач управления, включая типовые пакеты прикладных программ,

типовые структуры управления предприятием, унифицированные системы документов,

общесистемные и отраслевые классификаторы и т.п.)

Третьей компонентой подсистемы организационного обеспечения является техническая документация, получаемая в процессе обследования, проектирования и внедрения

системы: технико-экономическое обоснование, техническое задание, технический и рабочий проекты и документы, оформляющие поэтапную сдачу системы в эксплуатацию.

Четвертой компонентой подсистемы организационного обеспечения является

Модель Захмана.

используемые данные (что?)

процессы и функции (как?)

места выполнения этих процессов (где?)

организации и персоналии–участники (кто?)

управляющие события (когда?)

цели и ограничения, определяющие работу системы (зачем?)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.006)

Структуру информационной системы составляет совокупность отдельных ее частей, называемых подсистемами.

Подсистема — это часть системы, выделенная по какому-либо признаку.

Общую структуру информационной системы можно рассматривать как совокупность подсистем независимо от сферы применения. В этом случае говорят о структурном признаке классификации, а подсистемы называют обеспечивающими. Таким образом, структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем (рис. 3).

Рис. 3. Информационная система как совокупность обеспечивающих подсистем

Среди обеспечивающих подсистем обычно выделяют информационное, техническое, математическое, программное, организационное и правовое обеспечение.

Информационное обеспечение

Назначение подсистемы информационного обеспечения состоит в современном формировании и выдаче достоверной информации для принятия управленческих решений.

Информационное обеспечение — совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков, циркулирующих в организации, а также методология построения баз данных.

Унифицированные системы документации создаются на государственном, республиканском, отраслевом и региональном уровнях. Главная цель — это обеспечение сопоставимости показателей различных сфер общественного производства. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

  • к унифицированным системам документации;
  • к унифицированным формам документов различных уровней управления;
  • к составу и структуре реквизитов и показателей;
  • к порядку внедрения, ведения и регистрации унифицированных форм документов.

Однако, несмотря на существование унифицированной системы документации, при обследовании большинства организаций постоянно выявляется целый комплекс типичных недостатков:

  • чрезвычайно большой объем документов для ручной обработки;
  • одни и те же показатели часто дублируются в разных документах;
  • работа с большим количеством документов отвлекает специалистов от решения непосредственных задач;
  • имеются показатели, которые создаются, но не используются, и др.

Поэтому устранение указанных недостатков является одной из задач, стоящих при создании информационного обеспечения.

Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации и ее объемы, места возникновения первичной информации и использования результатной информации. За счет анализа структуры подобных схем можно выработать меры по совершенствованию всей системы управления.

В качестве примера простейшей схемы потоков данных можно привести схему, где отражены все этапы прохождения служебной записки или записи в базе данных о приеме на работу сотрудника — от момента ее создания до выхода приказа о его зачислении на работу.

Построение схем информационных потоков, позволяющих выявить объемы информации и провести ее детальный анализ, обеспечивает:

  • исключение дублирующей и неиспользуемой информации;
  • классификацию и рациональное представление информации.

При этом подробно должны рассматриваться вопросы взаимосвязи движения информации по уровням управления. Следует выявить, какие показатели необходимы для принятия управленческих решений, а какие нет. К каждому исполнителю должна поступать только та информация, которая используется.

Методология построения баз данных базируется на теоретических основах их проектирования. Для понимания концепции методологии приведем основные ее идеи в виде двух последовательно реализуемых на практике этапов:

1-й этап — обследование всех функциональных подразделений фирмы с целью:

  • понять специфику и структуру ее деятельности;
  • построить схему информационных потоков:
  • проанализировать существующую систему документооборота;
  • определить информационные объекты и соответствующий состав реквизитов (параметров, характеристик), описывающих их свойства и назначение.

2-й этап — построение концептуальной информационно-логической модели данных для обследованной на 1-м этапе сферы деятельности. В этой модели должны быть установлены и оптимизированы все связи между объектами и их реквизитами. Информационно-логическая модель является фундаментом, на котором будет создана база данных.

Для создания информационного обеспечения необходимо:

  • ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
  • выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленной для анализа в виде схем информационных потоков,
  • совершенствование системы документооборота;
  • наличие и использование системы классификации и кодирования;
  • владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
  • создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.

Ремонт ноутбуков в Ялте

Техническое обеспечение

Техническое обеспечение — комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующая документация на эти средства и технологические процессы

Комплекс технических средств составляют:

  • компьютеры любых моделей;
  • устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
  • устройства передачи данных и линий связи;
  • оргтехника и устройства автоматического съема информации;
  • эксплуатационные материалы и др.

Документацией оформляются предварительный выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение. Документацию можно условно разделить на три группы:

  • общесистемную, включающую государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
  • специализированную, содержащую комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
  • нормативно-справочную, используемую при выполнении расчетов по техническому обеспечению.

К настоящему времени сложились две основные формы организации технического обеспечения (формы использования технических средств): централизованная и частично или полностью децентрализованная (см. одноранговые и клиент-серверные сети).

Централизованное техническое обеспечение базируется на использовании в информационной системе больших ЭВМ и вычислительных центров.

Децентрализация технических средств предполагает реализацию функциональных подсистем на персональных компьютерах непосредственно на рабочих местах.

Практика показывает, что наиболее востребованным является частично децентрализованный подход к организации технического обеспечения. В основе этого подхода - использование сетевых технологий. Корпоративная сеть, состоящая из персональных компьютеров и одного или нескольких серверов, общих для любых функциональных подсистем, может быть легко расширена путем подключения новых рабочих мест и/или серверов.

Математическое и программное обеспечение

Математическое и программное обеспечение — совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

К средствам математического обеспечения относятся:

  • средства моделирования процессов управления;
  • типовые задачи управления;
  • методы математического программирования, математической статистики, теории массового обслуживания и др.

В состав программного обеспечения входят общесистемные и специальные программные продукты, а также техническая документация.

К общесистемному программному обеспечению относятся комплексы программ, ориентированных на пользователей и предназначенных для решения типовых задач обработки информации. Они служат для расширения функциональных возможностей компьютеров, контроля и управления процессом обработки данных.

Специальное программное обеспечение представляет собой совокупность программ, разработанных при создании конкретной информационной системы. В его состав входят пакеты прикладных программ (ППП), реализующие разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта.

Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.

Организационное обеспечение

Организационное обеспечение — совокупность методов и средств, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Организационное обеспечение реализует следующие функции:

  • анализ существующей системы управления организацией, где будет использоваться ИС, и выявление задач, подлежащих автоматизации;
  • подготовку задач к решению на компьютере, включая техническое задание на проектирование ИС и технико-экономическое обоснование ее эффективности;
  • разработку управленческих решений по составу и структуре организации, методологии решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.

Организационное обеспечение создается по результатам предпроектного обследования на 1-м этапе построения баз данных, с целями которого вы познакомились при рассмотрении информационного обеспечения.

Правовое обеспечение

Правовое обеспечение — совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использования информации.

Главной целью правового обеспечения является укрепление законности.

В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.

Правовое обеспечение этапов разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.

Правовое обеспечение этапов функционирования информационной системы включает:

По характеру использования информации ИС делятся на три группы:

v информационно-поисковые системы;

v управляющие информационные системы;

v интеллектуальные информационные системы.

Информационно-поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации без преобразования данных. Два примера ИС, приведенных выше являются примерам именно этого класса ИС.

Управляющие ИС вырабатывают информацию, на основе которой человек может принять конкретное решение. Для этих систем характерна обработка большого объема информации, сложные расчеты. Например, система бухгалтерского учета, планирование выпуска продукцию.

Интеллектуальные ИС вырабатывают информацию, которая принимается потребителем к сведению, но не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, т.к. для них характерна обработка знаний, а не данных. Например, различные медицинские диагностические системы.

Классификация ИС по сфере применения включает:

¨ информационные системы управления технологическими процессами (ИСТП);

¨ ИС автоматизации проектирования (САПР);

¨ ИС организационного управления;

ИСТП предназначены для автоматизации функций производственного персонала; широко используются при организации поточных линий, изготовления микросхем, на сборке, для поддержания сложных технологических процессов в металлургии, машиностроении и др. отраслях.

САПР используются для автоматизации работы инженеров-проектировщиков, конструкторов, архитекторов, дизайнеров при создании новой техники или технологии. Основные функции САПР: инженерные расчеты, создание графической документации (чертежей, схем, планов, проектной документации), моделирование проектируемых объектов.

ИС организационного управления предназначена для автоматизации функций управленческого персонала. Основные функции подобных систем: оперативный контроль и регулирование, оперативный учет и анализ; перспективное и оперативное планирование; бухгалтерский учет и другие экономические и организационные задачи.

Корпоративные ИС предназначены для автоматизации любых функций компании и охватывают весь цикл работ от стадии проектирования до выпуска и сбыта продукции. В состав этих систем, как отдельный модуль, входит информационная система организационного управления. В основе создания корпоративных ИС лежит системный подход Неотъемлемым условием на начальной стадии создания такой системы становится определение главной цели – например, получение максимальной прибыли, завоевание рынка сбыта и т.п. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, изменению функциональных обязанностей сотрудников, внедрению новых информационных технологий и прочих инноваций.

Типовые обеспечивающие подсистемы ИС

Структура любой ИС может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем:

Информационное обеспечение определяет всю совокупность данных, которые хранятся в источниках: базы данных; унифицированные системы документации, которые создаются на государственном, отраслевом или республиканском уровне. Разработаны стандарты, где устанавливаются требования:

А) к унифицированным формам документов,

Б) к составу и структуре реквизитов и показателей;

В) к порядку внедрения, ведения и регистрации форм документов.

К информационному обеспечению относятся также схемы, где отражены маршруты движения информации и ее объемы.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы ИС, а также документацию на эти средства:

· компьютеры любых моделей;

· устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;

· устройства передачи данных и линии связи;

· оргтехника и устройства автоматического съема информации (датчики и пр.);

· эксплуатационные материалы и т.д.

Документацией оформляется выбор технических средств, структура, организация эксплуатации, технологиеский процесс обработки данных, технологическое оснащение.

Математическое и программное обеспечение подразумевает совокупность математических методов, моделей, алгоритмов и программ для реализации задач ИС. В состав программного обеспечения входят системные и специальные (прикладные) программные продукты, а также техническая документация.

Организационное обеспечение содержит совокупность документов, регулирующих отношения внутри трудового коллектива, а также устанавливающих правила взаимодействия персонала с техническими средствами.

Правовое обеспечение представлено правовыми нормами. Главной целью правового обеспечения является соблюдение законов. В составправового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции министерств, ведомств, организаций, местных органов власти.

Читайте также: