Объекты международного экологического права кратко

Обновлено: 04.07.2024

Международное экологическое право создало условия для рационального использования ресурсов и сохранения природных источников путем объединения возможностей и сил ряда стран. Какие нормативные источники создают базу для регулирования межгосударственных связей в этой области и какие принципы заложены мировым сообществом в целях создания мер для поддержания благоприятного экологического состояния земли, рассказано в этой статье.

Понятие и предмет международного экологического права

Международное экологическое право – это совокупность норм в области регулирования отношений по охране окружающей среды, сохранению и рациональному использованию природных ресурсов. Активное развитие международного экологического права отмечается с XIX века в связи с резким ухудшением состояния природы на Земле.

Объект отрасли составляет комплекс мер по поддержанию достойного уровня экологической безопасности на земле для сохранения здоровья каждого человека и населения в целом. На международном уровне подлежит контролю состояние Мирового океана, атмосферы, природных заповедников, парков и других комплексов, представителей растительной флоры и фауны, животного мира.

Принципы международного экологического права

Международная деятельность в области охране окружающей среды основана на следующих принципах:

  • Природа является достоянием и объектом защиты для всего человечества. Данное положение реализуется в том, что нормы международного права должны исполняться на всех уровнях, как интернациональном, так и в отдельном государствах.
  • Гарантия суверенитета страны по использованию ресурсов, находящихся на их территории. Каждое правительство вправе устанавливать собственный режим добычи, разработки месторождений, а также применение конкретных мер по защите окружающей среды.
  • Объекты окружающей среды, находящиеся в совместном пользовании, на которую не распространяется власть определенного государства и они находятся за пределами государственных границ, находится в распоряжении всего человечества. Это положение закреплено в ряде международных документов, например, Договоре о космосе (1967 г.) и Конвенции ООН по морскому праву (1982 г.).
  • Свобода на научные исследования. Принцип подразумевает, что дискриминация по проведению научной деятельности в мирных целях запрещена.
  • Рациональное использование природных ресурсов. Этот принцип закрепляет необходимость рационального управления природными источниками с учетом сохранения безопасной экологической обстановки.
  • Предотвращение причинения вреда окружающей среде.
  • Запрет на применение любыми государствами оружия, способного причинить существенный вред природе и здоровью людей.
  • Принцип ответственности за нанесение вреда окружающей среде на международном уровне путем привлечения к компенсации материального ущерба и восстановлению состояния экологии. Ответственность предусмотрена за нерациональное использование природных ресурсов, к примеру, в Конвенции о гражданской ответственности за ущерб, нанесенный окружающей среде опасными веществами (1993 г.).

Источники международного экологического права

Документальную основу международного регулирования в сфере охраны окружающей среды составляют: обычаи, сложившиеся на международном уровне, и договоры между несколькими странами. Также, существуют в мировой практике обычные нормы, возникшие в связи с применением решений международными трибуналами по делам о возмещении экологического ущерба.

Международные соглашения бывают следующих видов:

  • универсальные – в них принимает участие большинство стран мира или значительная их часть;
  • двух- и трехсторонние – регламентируют вопросы, затрагивающие интересы двух или трех стран;
  • региональные – характерны для определенных территорий, объединений или союзов, к примеру, стран ЕС.

Наибольшую значимость в международном экологическом праве приобрели:

  • Венская конвенции об охране озонового слоя (1985 г.);
  • Конвенция о биологическом разнообразии (1992 г.);
  • Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду (1977 г.).

Законотворчество ряда государств, ограниченного международными соглашениями, определяется организациями на мировом уровне. На конференциях, в которых участвуют большинство стран, принимаются решения по использованию объектов окружающей среды с целью недопущения негативного воздействия человечества на окружающую среду.

Результатом созыва подобных совещаний и конференций становится принятие деклараций. Важное значение для сохранения мировых природных источников имеют:

  • Декларация Конференции ООН по проблемам окружающей человека среды (1972 г.)
  • Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию (1992 г.)
  • Йоханнесбургская декларация по устойчивому развитию (2002 г.).

На региональном уровне действуют:

  • Конвенция о защите Черного моря от загрязнений (1992 г.);
  • Конвенция о защите реки Рейн от загрязнения химическими веществами (1976 г.).

Двухсторонние акты обычно регламентируют порядок пользования и осуществления мониторинга состояния природных ресурсов, находящихся в совместном владении. К примеру, это могут быть бассейны пресноводной воды, морские акватории и др. К ним относятся:

  • Соглашение о пограничных реках между Финляндией и Швецией 1971 г. и др.);
  • Соглашение между правительством России и правительством Канады о сотрудничестве в Арктике и на Севере (1992 г.).

С целью единообразного применения норм международного экологического права во всем мире предлагается упорядочить законодательство в этой сфере. Подобные предложения неоднократно поступали в рамках выполнения Программы ООН по окружающей среде. Объединенный документ позволил бы систематизировать действующие акты, регулирующие отношения государств, создать базу для принятия решений на национальном уровне, закрепить принципы защиты природы от пагубного воздействия человека, использующего ресурсы для удовлетворения жизненных потребностей.

Соотношение международного экологического права и национального права России

Согласно Конституции РФ международные нормы имеют приоритетное значение при реализации законных решений на территории России. Это положение реализуется следующим образом:

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ содержит норму об осуществлении международного сотрудничества в регулируемой области.

Федеральный закон от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" включает ссылки на международные источники. В законе установлен приоритет сохранения среды обитания для популяций и особое внимание уделяется охране указанных мест на территориях свободной экономической зоны.

Решения, принятые представителями мирового сообщества, реализуются на местном уровне. В частности, принимаются федеральные законы о введении в действие и применении норм международного права. В постановлениях Правительства РФ прописываются условия использования природных ресурсов, находящихся под международной защитой, порядок выдачи разрешении на их использование, перевозку, хранение, продажу и др. К примеру, в целях исполнения Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике установлены требования по ограничению порядка ведения деятельности гражданами и коммерческими организациями в районе распространения действия международного соглашения.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Существуют три группы объектов, имеющих международный статус (в международном праве окружающей среды существуют разные классификации).

Первая группа: международные объекты.

Вторая группа: объекты, имеющие международное значение.

Третья группа: объекты, международные по своему происхождению.

Международные объекты являются объектами общечеловеческого достояния.

Общечеловеческим достоянием являются следующие объекты:

2) Воздух (воздушный бассейн планеты).

3) Мировой океан.

4) Реки, проливы, др. природные ресурсы, расположенные или разделяемые 2 и более государствами.

6) Перелётные птицы и мигрирующие виды животных.

Эти объекты охраняются международным сотрудничеством, конференции по этому поводу проводятся.

Отличие: они расположены на территории конкретных государств, но в силу своей значимости, ценности, наблюдение за ними, сохранение за ними является интернациональной обязанностью.

В частности, в России таким объектом международного значения объявлен озеро Байкал.

Тут нет исчерпывающего перечня – любые объекты, представляющие собой определённую ценность для всего мира, могут быть объявлены объектами, имеющими международного значения. Биосферные заповедники, места перелётных птиц, участки тропических лесов…

Объявление и признание объектов таковыми происходит либо по решению международной организации, либо в силу заключения международного договора или конвенции на многосторонней основе.

К этой категории относятся природные ресурсы континентального шельфа и исключительной экономической зоны прибрежных государств. У них статус международный, но охраняются они посредством национального законодательства.

Экологические права и обязанности граждан

Под экологическими правами граждан понимают закрепленные в законодательстве права гражданина, которые обеспечивают удовлетворение его разнообразных потребностей при взаимодействии с природой.

Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право на:

— благоприятную окружающую среду;

— достоверную информацию о состоянии окружающей среды;

— возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Другими словами, гражданин РФ имеет право на среду обитания, факторы которой не оказывают на него негативного влияния.

Право на благоприятную окружающую среду — это одно из главных прав человека, возникающих с рождением и прекращающихся со смертью индивида, наряду с такими основополагающими правами, как право на жизнь, свободу слова, равенство и др.

Важнейшим способом реализации этого права является не только соблюдение всеми лицами экологических норм, правил и нормативов, но и получение достоверной информации о состоянии окружающей среды. Согласно действующим законодательным актам граждане имеют право требовать от соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц предоставления объективной информации о состоянии окружающей среды. Эта информация должна быть достоверной, т.е. заведомо не искаженной, своевременной.

Следует знать, что закон запрещает относить к подобного рода информации документы, содержащие данные о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, санитарно-эпидемиологическую, демографическую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасности граждан и населения в целом.

Одним из наиболее важных способов защиты права на благоприятную окружающую среду считается право на возмещение ущерба, понесенного гражданами в результате экологического правонарушения.

Помимо экологических прав, закрепленных в Конституции, существуют и иные экологические права, содержащиеся в других законах и кодексах.

— создавать общественные объединения, фонды и иные существенные формирования по охране окружающей среды;

— принимать участие в собраниях, митингах, шествиях, референдумах по вопросам охраны окружающей среде - выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении;

— предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Права и обязанности юр лиц в области охраны окружающей среды

В экологических правоотношениях юридические лица выступают в качестве: хозяйствующих субъектов, организаций, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды.

Права юридических лиц:

• Разрабатывать, пропагандировать и реализовывать в установленном порядке программы в области охраны окружающей среды

• За счет собственных и привлеченных средств осуществлять деятельность в обл. охраны окружающей среды

• Организовывать собрания митинги, пикетирование

• Участвовать в установленном порядке в принятии хозяйственных решений, реализация которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

• Организовывать и проводить общественную экологическую экспертизу

• Подавать в органы государственной власти, в органы местного самоуправления, в суд обращения об отмене решений о проектировании, об эксплуатации объектов, и иная деятельность которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду.

Обязанности юридических лиц:

• Соблюдать требования законодательства об охране окружающей среды

• Информировать государственные органы и население об аварийных ситуациях, которые могут нанести значительный вред окружающей среде и здоровью граждан

• Возместить причиненный вред в соответствии с действующим законодательством

Право природопользования

Право природопользования является одним из основополагающих прав граждан и юридических лиц в области охраны окружающей среды. Природопользование - использование полезных для человека свойств окружающей среды - экологических, экономических, культурных, оздоровительных. Природопользование подразделяется на общее и специальное. Для получения права специального природопользования необходимо получение разрешения соответствующего специального органа в форме лицензии. Этого не требуется для осуществления общего природопользования.

Право общего природопользования:

• Субъектами общего природопользования являются физические лица, осуществляющие природопользование для собственных нужд

• Не предполагает значительного воздействия на окружающую среду.

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесу и для собственных нужд осуществлять заготовку ягод, орехов, грибов, так же имеют доступ к водным объектам. Собственники земельных участков могут свободно добывать общераспространенные полезные ископаемые и строить подземные сооружения на глубину до 5 м, а так же эксплуатировать бытовые колодцы на первый водоносный горизонт.

Право специального природопользования. Возникает на основании решений о предоставлении в пользование природных ресурсов, заключенных с природопользователями договоров, а так же разрешений. Оно носит целевой характер и предполагает значительное воздействие на окружающую среду.

Защита экологических прав

Защита прав в области охраны окружающей среды представляет собой не только деятельность физических и юридических лиц, но и деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, так как защита прав и свобод человека является обязанностью государства.

Граждане вправе обратиться за защитой своих прав в этой области непосредственно в суд. В соответствии с ГПК споры с участием граждан, разрешают суды общей юрисдикции. Арбитражные суды рассматривают споры, связанные с осуществлением экономической и иной предпринимательской деятельности, с участием юридических лиц, а так же с участием РФ, ее субъектов, муниципальных образований (возмещение вреда предприятиями, организациями по искам: специально уполномоченных государственных органов РФ в области охраны окружающей среды о возмещении вреда, причиненного в результате нарушения природоохранного законодательства)

Требования, предъявляемые при защите прав:

• О возмещении вреда окружающей среде. Иски в суд вправе предъявлять граждане, некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.

• О возмещении вреда здоровью и имуществу граждан, имуществу юридических лиц. Иски могут быть предъявлены физическими и юридическими лицами, прокурором.

• Об обжаловании решений и действий органов государственной власти, органов местного самоуправления, в результате которых нарушены права и свободы гражданина. Заявление подается лицом чьи права нарушены.

• Об оспаривании НПА органов государственной власти, местного самоуправления, нарушающие права и свободы граждан в области охраны окружающей среды. НПА Президента, Правительства разрешает Верховный суд РФ, НПА субъектов - верховные суды республик, краевые, областные суды. НПА местного самоуправления - районные суды.

Объектом международно-правовой охраны является вся природа планеты Земля и околоземного космического пространства в пределах, в которых человек реально воздействует на материальный мир.

В природе как совокупности структурных подразделений (природные среды – атмосфера, гидросфера, геосфера) обычно выделяют отдельные элементы и ряд охраняемых объектов – мировой океан, материки, атмосферный воздух и др.

Под материками понимается весь природный комплекс, прочно связанный с сухопутной поверхностью Земли, т.е. почвы, недра земли, водные ресурсы, растительный и животный мир. В последние годы получили самостоятельное признание в качестве охраняемых объектов международные реки и другие материковые водоемы, мигрирующие животные, которые проводят отдельные периоды жизни на территории различных стран и в международных пространствах, другие природные богатства, принадлежащие двум или нескольким странам.

Атмосферный воздух — газообразная оболочка земного шара содержит кислород, азот, углекислый газ, благодаря чему обеспечивается одна из основных физиологических потребностей живых организмов — дыхание, а также ряд процессов обмена веществ в природе.

Космос — все материальное пространство, лежащее за пределами Земли и ее атмосферы. Космическое пространство бесконечно. При современном уровне развития производительных сил, который определяет характер проникновения человека в космос, в международно-правовой охране нуждается лишь часть космоса, а именно, околоземное космическое пространство, естественный спутник Земли — Луна, планеты Солнечной системы, поверхности которых достигают космические корабли.

Все природные объекты с учетом различий в их правовом режиме подразделяются на находящиеся под национальной юрисдикцией или контролем отдельных государств - внутригосударственные природные объекты и находящиеся вне национальной юрисдикции или контроля — международные, интернациональные природные объекты.

В системе объектов международного правового регулирования можно выделить несколько категорий: международные природные объекты и ресурсы, находящиеся за пределами национальной юрисдикции (открытое море, Антарктида, космическое пространство, морское дно за пределами континентального шельфа); природные объекты и ресурсы, разделяемые двумя и более государствами (пограничные реки и озера, пограничные природные комплексы или месторождения природных ископаемых, популяции мигрирующих животных); национальные природные объекты и ресурсы (например, озеро Байкал), которые имеют статус всемирного природного наследия в соответствии с Конвенцией об охране всемирного природного наследия.

Субъектом международных экологических правоотношений являются государства, международные правительственные и неправительственные организации, а также в предусмотренных международными правовыми нормами случаях юридические и физические лица, оказывающие воздействие на состояние окружающей среды в международных масштабах. В общем случае отдельные граждане государств не наделяются правами и обязанностями в рамках международного экологического права. Положения международного экологического права требуют переложения (трансформации) в национальное право, чтобы обрести непосредственное влияние на отдельных граждан. Обычно такая трансформация происходит на основе решений законодательных органов государств. Так, например, в Германии для этого необходимы санкции Бундестага.

Развитие и функционирование международного экологического права, как и любой отрасли международного права строится на определенных основополагающих положениях, которые являются своеобразными юридическими аксиомами в относительно подвижной материи международного права – принципах международного экологического права. Международное экологическое право имеет основные начала двух типов: основные и специфические принципы.

Основные принципы международного права изложены в Уставе ООН, Декларации о принципах ООН 1970 года, Заключительном листе Хельсинского саммита 1975 года.

Ряд общепризнанных принципов международного экологического права выработан международно-правовой практикой. Это прежде всего основополагающие принципы международного права: суверенного равенства, неприменения силы и угрозы силой, нерушимости государственных границ, территориальной целостности государств, мирного разрешения споров, невмешательства во внутренние дела, уважения прав человека и основных свобод, самоопределения народов, сотрудничества, добросовестного выполнения международно-правовых обязательств.

Специфические принципы международного экологического права – категория развивающаяся. Эти принципы еще не получили отражения в каком-либо полном кодифицированном виде, они отражены во многих международно-правовых актах, имеющих как обязательный, так и рекомендательный характер.

В декларации по окружающей среде и развитию, принятой в 1992 г. в Рио-де-Жанейро изложены ряд принципов не только чисто экологического характера, но и социально-экологического, которые определяют комплексный подход к решению экологических проблем не только внутри отдельных государств, но и на межгосударственном уровне. В Декларации изложены 27 таких принципов:

1. Предметом основной заботы и главными проводниками устойчивого развития являются люди. Они имеют право на здоровый и продуктивный образ жизни в согласии с природой.

2. В соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и принципами международного права государства имеют суверенное право использовать свои собственные ресурсы в осуществлении собственной политики в области окружающей среды и развития и несут ответственность за то, чтобы деятельность в пределах юрисдикции или контроля не наносила ущерба окружающей среде других государств или районов, находящихся за пределами национальной юрисдикции.

3. Право на развитие должно осуществляться таким образом, чтобы справедливо удовлетворять потребности нынешнего и будущих поколений в области развития и окружающей среды.

4. В целях достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

5. Все государства и все народы должны сотрудничать в осуществлении важнейшей задачи искоренения бедности как необходимого условия устойчивого развития, с тем чтобы сократить разрыв в уровнях жизни и лучше удовлетворять потребности большинства людей в мире.

6. Самое первоочередное внимание должно уделяться особому положению и потребностям развивающихся стран, в частности наименее развитых и наиболее уязвимых в экологическом отношении. Международные действия в области окружающей среды и развития должны также учитывать интересы и потребности всех стран.

7. Государства должны сотрудничать в духе глобального парт- нерства с целью сохранения, защиты и восстановления здоровья и целостности экосистемы Земли. С учетом различного вклада в ухуд­шение состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но дифференцированную ответственность. Развитые страны признают ту ответственность, которую они несут в международных условиях по обеспечению устойчивого развития, ввиду давления, ко­торое их общества оказывают на глобальную окружающую среду, и тех технологий и финансовых ресурсов, которыми они располагают.

8. В целях достижения устойчивого развития и более высокого качества жизни для всех людей государства должны сократить и ликвидировать нерациональные модели производства и потребле­ния и проводить в жизнь надлежащую демографическую политику.

9. Государства должны сотрудничать в целях укрепления эндо­генного потенциала для устойчивого развития путем улучшения на­учного понимания посредством обменов научно-техническими зна­ниями и путем содействия развитию, адаптации, распространению и передаче технологий, в том числе новых и новаторских.

10. Вопросы экологии лучше всего решаются при участии всех заинтересованных граждан на соответствующем уровне. На нацио­нальном уровне каждый человек должен иметь надлежащий доступ к информации, касающейся окружающей среды, которой распола­гают государственные органы, включая информацию об опасных материалах и деятельности, проводимой в их общинах, а также иметь возможность участвовать в процессе принятия решений.

Го­сударства должны содействовать информированности и участию населения путем обеспечения широкого доступа к информации. Должен быть гарантирован эффективный доступ к судебному и ад­министративному разбирательству, в том числе к внутренним сред­ствам правовой защиты.

11. Государства должны ввести в действие эффективное законо­дательство в сфере экологии. Экологические стандарты, цели и приоритеты в сфере управления должны отражать условия в области окружающей среды и развития, к которым они применяются. Стандарты, применяемые в одних странах, могут быть непригодны или сопряжены с чрезмерными социально-экономическими издержругих странах, в особенности в развивающихся.

12. Государства должны сотрудничать с целью содействия соз­данию поддерживающей и открытой международной экономической системы, которая вела бы к экономическому росту и устойчи­вому развитию во всех странах, в целях более эффективного реше­ния проблем ухудшения окружающей среды. Меры в области торговой политики, принимаемые в целях защиты окружающей среды, затрагивающие транснациональные или глобальные эколо­гические проблемы, должны быть по возможности основаны на ме­ждународном консенсусе.

13. Государства должны разработать национальный закон, ка­сающийся ответственности за загрязнение и другой экологический ущерб и компенсации жертвам этого. Государства должны также эффективно и решительно сотрудничать в целях дальнейшего раз­вития международного права, касающегося ответственности и ком­пенсации за неблагоприятные последствия экологического ущерба, причиненного деятельностью в пределах их юрисдикции или кон­троля районам, находящимся за пределами их юрисдикции.

14. Государства должны эффективно сотрудничать, с тем чтобы не поощрять или предотвращать перемещение или передачу в дру­гие государства любых видов деятельности и материалов, которые ведут к серьезному ухудшению окружающей среды или оказывают­ся вредными для здоровья человека.

15. В целях защиты окружающей среды государства должны в соответствии со своими возможностями широко применять меры предосторожности.

В случае угроз причинения серьезного или не­восполнимого ущерба отсутствие полной научной определенности не должно использоваться как предлог для отсрочки принятия рен­табельных мер для предотвращения экологической деградации.

17. В качестве национального инструмента следует использо­вать оценку экологических последствий предполагаемых видов дея­тельности, которые могут оказать значительное неблагоприятное воздействие на окружающую среду и осуществление которых под­лежит решению компетентного национального органа.

19. Государства предоставляют заблаговременно и своевременно потенциально затронутым государствам уведомление и информацию о деятельности, которая может иметь значительные неблагоприят­ные последствия для окружающей среды, и проводят консультации с такими государствами на ранней стадии и в духе доброй воли.

20. Женщины играют важнейшую роль в освоении окружающей среды и развитии. Следовательно, для достижения устойчивого раз­вития важное значение имеет их полное участие в этих процессах.

21. Для установления глобального партнерства в целях дости­жения устойчивого развития и обеспечения лучшего будущего для всех необходимо мобилизовать творческие возможности, идеалы и мужество молодежи мира.

22. Коренное население и его общины, а также другие местные общины играют жизненно важную роль в освоении окружающей среды и развитии в силу их знаний и традиционной практики. Госу­дарства должны признавать и должным образом поддерживать их самобытность, культуру и интересы и обеспечить их эффективное участие в деле достижения устойчивости развития.

23. Подлежат защите окружающая среда и природные ресурсы народа, живущего в условиях угнетения, господства и оккупации.

24. Война по своей сути пагубна для устойчивого развития. По­этому государства должны уважать международное право, преду­сматривающее защиту окружающей среды в период вооруженного конфликта, и сотрудничать в деле его дальнейшего развития по ме­ре необходимости.

25. Мир, развитие и защита окружающей среды взаимосвязаны и неделимы.

26. Государства разрешают все свои экологические споры мир­ными средствами и с помощью механизмов, предусмотренных Ус­тавом Организации Объединенных Наций.

27. Государства и народы сотрудничают в духе доброй воли и партнерства в осуществлении принципов, воплощенных в настоя­щей Декларации, и в дальнейшем развитии международного права в области устойчивого развития.

Подобное разнообразие вносит некоторую неопределенность в позиции юристов-международников по вопросу о количестве таких принципов. Обычно выделяют следующие принципы:

окружающая среда – общая забота человечества;

окружающая среда вне государственных границ является общим достоянием человечества;

свобода исследования и использования окружающей среды и ее компонентов;

рациональное использование окружающей среды;

содействие международно-правовому сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды;

взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод;

предосторожный подход к окружающей среде;

право на развитие;

предотвращение загрязнения окружающей среды;

отказ от иммунитета, от юрисдикции международных или иностранных судебных органов.

Международно-правовое регулирование охраны окружающей среды дифференцируется по компонентам окружающей среды: охрана вод; воздуха; почв; лесов; флоры; фауны и т.д. Соответственно в рамках международного экологического права выделяются международно-правовые институты: международно-правовая охрана воздуха, международно-правовая охрана животных и т.д.

По правовому и смысловому значению декларируемые принципы охраны окружающей среды можно подразделить на девять групп, во главу которых необходимо поставить те из них, которые утверждают право граждан на благоприятную окружающую среду, хотя еще двадцать лет назад приоритет отдавался суверенитету государств на использование природных ресурсов и охрану окружающей среды.

Первая группа включает принципы, закрепляющие приоритеты прав человека на благоприятную окружающую среду и устойчивое развитие. Забота о людях занимает центральное место в усилиях по обеспечению устойчивого развития. Люди имеют право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой. Право на развитие должно быть реализовано, чтобы обеспечить справедливое удовлетворение потребностей нынешнего и будущих поколений в области развития и защиты окружающей среды. Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него.

Вторая группа принципов провозглашает суверенитет государств на использование природных ресурсов. Государства имеют суверенное право использовать собственные ресурсы в соответствии со своей национальной политикой в подходе к проблемам окружающей среды, и именно на них лежит ответственность за то, чтобы деятельность в пределах их юрисдикции или контроля не причиняла ущерба окружающей среде в других государствах или районах, лежащих за пределами национальной юрисдикции.

Третья группа принципов характеризует обязанности граждан в области охраны окружающей среды.

Четвертая группа декларирует ответственность за охрану окружающей среды.

Пятая группа устанавливает приоритеты в использовании природных ресурсов.

Шестую группу составляют принципы, сориентированные на предотвращение загрязнения окружающей среды и других вредных воздействий на природу.

Седьмая, наиболее обширная группа принципов охраны окружающей среды предполагает тесное и эффективное международное сотрудничество в этой области. Государства сотрудничают в духе глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления здорового состояния и целостности экосистемы Земли. Вследствие своей различной роли в ухудшении состояния глобальной окружающей среды государства несут общую, но различную ответственность. Развитые страны признают ответственность, которую они несут, в контексте международных усилий по обеспечению устойчивого развития с учетом стресса, который создают их общества для глобальной окружающей среды, технологий и финансовых ресурсов, которыми они обладают.

Восьмая группа характеризует принципы, обеспечивающие право на информацию.

Девятая группа устанавливает обязательства охраны окружающей среды в случаях вооруженных конфликтов. Война неизбежно оказывает разрушительное воздействие на процесс устойчивого развития. Поэтому государства должны уважать международное право, обеспечивающее защиту окружающей среды во время вооруженных конфликтов, и при необходимости должны сотрудничать в деле его дальнейшего развития.

Международное экологическое право

Международное экологическое право — это совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих отношения субъектов международного права в области охраны окружающей среды, рационального природопользования, обеспечения экологической безопасности и защите прав человека на благоприятную среду обитания.

Международное экологическое право имеет два аспекта. Во-первых, оно является составной частью международного публичного права, которое на основе признанных международных принципов и специфических методов регулирует все формы международного сотрудничества государств. Во-вторых, оно является продолжением национального (внутригосударственного) экологического права.

Во второй половине XX века международное экологическое право выделилось в качестве самостоятельной и комплексной отрасли международного права со всеми присущими ей чертами, что свидетельствует о признании человечеством глобальности экологических процессов и уязвимости планетарных экосистем.

История международного экологического права.

В зависимости от преобладающих тенденций в решении экологических проблем история международного экологического права может быть условно разделена на четыре основных этапа:

Первый этап 1839—1948 гг. берет начало с двусторонней Конвенции о ловле устриц и рыболовстве у берегов Великобритании и Франции от 2 августа 1839 г. В этот период предпринимались разрозненные усилия на двустороннем, субрегиональном и региональном уровнях по защите и сохранению отдельных объектов живой природы. Усилия проводимых конференций не координировались и не пользовались эффективной поддержкой правительств. Хотя в этот период и было проявлено государствами определенное внимание к экологическим вопросам, выразившееся в заключении более 10 региональных соглашений, тем не менее удалось в какой-то мере решить лишь частные, локальные проблемы.

Второй этап 1948—1972 гг. характеризуется появлением многочисленных межправительственных и неправительственных организаций, прежде всего ООН и Международного союза охраны природы, прямо или косвенно связанных с международным природоохранением. Экологическая проблема приобретает глобальный характер, а к ее решению пытаются адаптироваться ООН и ряд ее специализированных учреждений. Заключаются первые универсальные международные договоры и соглашения, направленные на защиту и использование конкретных природных объектов и комплексов.

Третий этап 1972—1992 гг. связан с проведенной в 1972 году в Стокгольме первой универсальной Конференцией ООН по проблемам окружающей человека среды и учреждением по ее рекомендации Программы ООН по окружающей среде, призванной координировать усилия международных организаций и государств в сфере международного природоохранения. В этот период расширяется и углубляется международное природоохранное сотрудничество, заключаются конвенции по вопросам, в глобальном урегулировании которых заинтересовано все человечество, обновляются ранее принятые международные договоры и соглашения, активизируется работа по официальной и неофициальной кодификации отраслевых принципов международного экологического права.

Источники международного экологического права.

Основные источники международного экологического права — это международный договор и международный обычай. Их значение и характер взаимодействия различны для разных этапов развития данной отрасли международного права.

В настоящее время имеется около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Это многосторонние универсальные и региональные и двусторонние международные соглашения, регулирующие как общие вопросы защиты окружающей среды, так и отдельные объекты Мирового океана, атмосферы земли, околоземного космического пространства и т. д.

Источником международно-правовой регламентации охраны природной среды является также международный обычай. Ряд резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, принятых единогласно, вбирают в себя нормы международного обычного права. Так, Генеральная Ассамблея в 1959 году приняла резолюцию, которая объявила мораторий на разработку минеральных ресурсов международного Района морского дна. Эта резолюция признается всеми государствами и должна ими неукоснительно соблюдаться.

Международное право окружающей среды

Принципы международного экологического права.

Проанализировав большое число международных соглашений и других международно-правовых актов в сфере охраны и рационального использования окружающей среды, можно выделить следующие специфические принципы международного экологического права:

Принцип недопустимости нанесения трансграничного ущерба окружающей среде — государства должны принимать все меры, необходимые для обеспечения того, чтобы деятельность в пределах действия их юрисдикции и контроля не причиняла ущерба окружающей среде других государств или районов за пределами действия национальной юрисдикции.

Принцип превентивного подхода к охране окружающей среды — государствам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму рисков возникновения серьезного или необратимого вреда окружающей среде. В широком смысле, он запрещает любую деятельность, которая наносит или может нанести ущерб окружающей среде и ставит под угрозу здоровье человека.

Принцип международного правоохранного сотрудничества — международные проблемы, связанные с охраной и улучшением окружающей среды, следует решать в духе доброй воли, партнерства и сотрудничества всех стран.

Принцип единства защиты среды и устойчивого развития — защита среды должна быть неотъемлемой частью процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него. Данный принцип включает четыре элемента:

Принцип предосторожности в сфере охраны окружающей среды — государства должны с осторожностью и предусмотрительностью подходить к подготовке и принятию решений, выполнение которых может оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду. Данный принцип требует, чтобы любые виды деятельности и использование веществ, которые могут причинить ущерб окружающей среде, строго регламентировались либо полностью запрещались, даже если отсутствуют убедительные или неопровержимые доказательства их опасности для экологии.

Принцип общей, но дифференцированной ответственности — государства несут общую ответственность в контексте международных усилий по охране окружающей среды и признают необходимость учета роли каждого государства в возникновении конкретных экологических проблем, а также их возможности обеспечить меры по предотвращению, уменьшению и устранению угроз окружающей среде.

Охрана различных видов окружающей среды.

Со времени Стокгольмской конференции 1972 года было принято значительное количество международных документов, посвященных различным экологическим вопросам. Они включают: загрязнение морской среды, загрязнение воздуха, истощение озонового слоя, глобальное потепление и изменение климата, угроза исчезновения диких видов животных и растений.

Охрана морской среды.

Морская среда одной из первых стала объектом регулирования международного экологического права. Нормы по охране морской среды содержатся как в общих конвенциях международного морского права (Женевских конвенциях 1958 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.), так и специальных соглашениях (Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 г., Конвенция о рыболовстве в Северо-Западной части Атлантического океана 1977 г., Конвенция о рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря 1982 г. и др.).

В Женевских конвенциях и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. определяются режим морских пространств, общие положения по предотвращению их загрязнения и обеспечению рационального использования. Специальные соглашения регламентируют вопросы охраны отдельных компонентов морской среды, защиту моря от конкретных загрязнителей и т.д.

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. (и два Протокола 1978 г. и 1997 г.) предусматривают комплекс мер по предотвращению эксплуатационного и аварийного загрязнения моря с судов нефтью; жидкими веществами, перевозимыми наливом; вредными веществами, перевозимыми в упаковке; сточными водами; мусором; а также загрязнения воздушной среды с судов.

Международная конвенция относительно вмешательства в открытом море в случаях аварий, приводящих к загрязнению нефтью 1969 г. устанавливает комплекс мероприятий по предотвращению и уменьшению последствий загрязнения моря нефтью вследствие морских аварий. Прибрежные государства должны консультироваться с другими государствами, чьи интересы затронуты морской аварией, и Международной морской организацией, осуществлять все возможные действия для снижения риска загрязнения и уменьшения размера ущерба. К указанной Конвенции в 1973 г был принят Протокол о вмешательстве в случаях аварий, приводящих к загрязнению веществами иными, чем нефть.

В 1972 г. была подписана Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов (с тремя приложениями — Перечнями). Конвенция регулирует два вида преднамеренного захоронения отходов: сброс отходов с судов, самолетов, платформ и др. искусственных сооружений и затопление в море судов, самолетов и т.д. В Перечне I перечислены материалы, сброс которых в море полностью запрещен. Для сброса веществ, указанных в Перечне II, требуется специальное разрешение. Перечень III определяет обстоятельства, которые необходимо учитывать при выдаче разрешений на сброс.

Охрана окружающей среды

Охрана воздушной среды.

Центральное место среди норм международного экологического права в области охраны воздушной среды занимают Конвенция о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. и Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г.

Участники Конвенции о запрещении военного или любого иного враждебного использования средств воздействия на природную среду 1977 г. обязались не прибегать к военному или иному враждебному использованию средств воздействия на природную среду (преднамеренному управлению природными процессами — циклонами, антициклонами, фронтами облаков и т.д.), которые имеют широкие, долгосрочные или серьезные последствия, в качестве способов нанесения ущерба или причинения ущерба другому государству.

В соответствии с Конвенцией о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния 1979 г. государства пришли к соглашению о необходимых мерах по сокращению и предотвращению загрязнения воздуха, прежде всего в отношении средств борьбы с выбросами загрязнений воздуха. Предусматривается, в частности, обмен информацией по указанным вопросам, периодические консультации, осуществление совместных программ по регулированию качества воздуха и подготовке соответствующих специалистов. В 1985 г. к Конвенции был принят Протокол о сокращении выбросов серы или их трансграничных потоков, согласно которому выбросы серы должны быть сокращены на 30 процентов не позднее 1993 г.

Охрана озонового слоя.

С охраной атмосферного воздуха в международном экологическом праве связана еще одна проблема — охрана озонового слоя. Озоновая оболочка предохраняет Землю от пагубного влияния ультрафиолетового излучения Солнца. Под влиянием деятельности человека она существенно истощилась, над некоторыми районами появились озоновые дыры.

Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г. и Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой, 1987 г. дают перечень озоноразрушающих веществ, определяют меры по запрету ввоза и вывоза озоноразрушающих веществ и содержащей их продукции в договаривающиеся государства без соответствующего разрешения (лицензии). Запрещается также ввоз указанных веществ и продукции из стран, не являющихся участниками Конвенции и протокола, и вывоз их в эти страны. Протокол 1987 г. ограничил производство фреонов и других подобных веществ; к 1997 г. их производство должно было прекратиться.

Охрана космического пространства.

Нормы международного экологического права, касающиеся загрязнения и засорения космического пространства, содержатся в основополагающих документах международного космического права – Договоре о космосе 1967 г. и Соглашении о Луне 1979 г. Государства-участники при изучении и использовании космического пространства и небесных тел обязаны избегать их загрязнения, принимать меры для предотвращения нарушения сформировавшегося на них равновесия. Небесные тела и их природные ресурсы объявлены общим наследием человечества.

Охрана климата.

Охрана флоры и фауны.

Отношения в области охраны и использования животного и растительного мира, регулируется рядом универсальных и множеством двусторонних международных соглашений.

Среди конвенций международного экологического права, посвященных защите и сохранению флоры и фауны, следует выделить Конвенцию об охране всемирного культурного и природного наследия 1972 г., призванную обеспечить сотрудничество в охране имеющих особое значение природных комплексов, мест обитания исчезающих видов животных и растений. Защите растительного мира посвящено Соглашение о тропических лесах 1983 г. Общее значение имеет Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения, 1973 г., определившая основы контроля за такой торговлей.

Литература.

  1. Международное право. Особенная часть: учеб. для студентов юрид. фак. и вузов / И.И. Лукашук. – М.: Волтерс Клувер, 2005.
  2. Международное право: учебник / отв. ред. В. И. Кузнецов, Б. Р. Тузмухамедов. – М.: Норма: ИНФРА-М, 2010.
  3. Международное публичное право в вопросах и ответах: учеб. пособие / отв. ред. К. А. Бекяшев. – М.: Проспект, 2015.
  4. Международное экологическое право: Учебник / Отв. ред. Р. М. Валеев. – М.: Статут, 2012.
  5. Экологическое право России. Том 2. Особенная и специальная части: учебник для академического бакалавриата / Б. В. Ерофеев; Л. Б. Братковская. – М.: Издательство Юрайт, 2018.
  6. Guide to International Environmental Law / A. Kiss; D. Shelton. – Leiden/Boston: Martinus Nijhoff Publishers, 2007.
  7. Principles of International Environmental Law / P. Sands. – Cambridge: Cambridge University Press, 2018

Похожие записи

Международно-правовая система охраны морской среды основана на двух отдельных, но взаимозависимых и взаимодополняющих сводах

Историю происхождения международного экологического регулирования можно проследить до девятнадцатого века, тем не менее в

Читайте также: