Гиппократ о природе человека кратко

Обновлено: 04.07.2024

Интересна ее клиническая сторона. Первоначальные врачебные наблюдения разбили прежде всего материал на две группы фактов, соответственно наиболее резко бросающимся в глаза особенностям в поведении больных: на процессы, протекающие тихо, и на процессы, протекающие бурно. Древняя медицина дала это основное, практически важное подразделение на спокойных и беспокойных больных.

Интересны отдельные замечания и психопатодогические намеки, рассеянные в различных местах гпппокра-товского собрания.

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России

Гиппократ о здоровом образе жизни и профилактике болезней

Журнал: Профилактическая медицина. 2018;21(3): 70-73

ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России






ФГБУ "Государственный научно-исследовательский центр профилактической медицины" Минздрава России

Имя Гиппократа за прошедшие века и тысячелетия обрастало такими мифами и легендами, что некоторые ученые-историки начали сомневаться, существовал ли на самом деле такой человек. Но скрупулезный анализ дошедших до нас достоверных исторических источников и трудов философов Платона и Аристотеля точно подтверждает историческое существование Гиппократа, его семейные и географические связи, общеизвестность его учения при жизни и величие его славы после смерти [1].

В то время медицинские знания передавались от отца к сыну, поэтому первым учителем Гиппократа был его отец — врач Гераклид. Мать Гиппократа Фенарета была повитухой [2].

В этой главе подчеркнуто, что человек сам должен устроить свой образ жизни таким образом, чтобы укреп-лять и сохранять свое здоровье, и даны рекомендации, что для этого нужно делать. Спустя два с лишним тысячелетия мы даем практически те же рекомендации и также хотим, чтобы наши пациенты научились сами отвечать за свое здоровье, научились укреплять и сохранять его.

1. Никто не должен преступать меры: мудрость жизни — знать во всем меру.

2. Наши пищевые вещества должны быть лечебным средством, а наши лечебные средства должны быть пищевыми веществами.

3. Как суконщики чистят сукно, выбивая его от пыли, так гимнастика очищает организм.

4. Действия диетических средств — продолжительны, а действия лекарств — скоропреходящи.

5. Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь.

6. Сон и бессонница — то и другое сверх меры проявляющееся — дурной знак.

7. Страх и печаль, надолго овладевшие человеком, располагают к болезням.

8. Труд и покой врачуют тело и душу.

9. Пьянство отцов и матерей — причина слабости и болезненности детей.

10. Если ты не в силах изменить свой образ жизни, то тебе никто и ничто не поможет.

Не зная истинных причин болезни, великий врач Древнего Мира Гиппократ еще в доисторическую эпоху выработал своеобразные принципы здорового образа жизни. Они основаны на наблюдениях за возникновением и развитием болезней в связи с человеком, его поведением, привычками, окружающей природой, местностью, в которой он жил, пищей, которую он потреблял, трудом, которым он занимался. Связь болезней с образом жизни несомненна для всех врачей всех времен и народов.

Пожалуйста, авторизуйтесь

Вы можете добавить книгу в избранное после того, как авторизуетесь на портале. Если у вас еще нет учетной записи, то зарегистрируйтесь.

Ссылка скопирована в буфер обмена

Вы запросили доступ к охраняемому произведению.

Это издание охраняется авторским правом. Доступ к нему может быть предоставлен в помещении библиотек — участников НЭБ, имеющих электронный читальный зал НЭБ (ЭЧЗ).

Если вы являетесь правообладателем этого документа, сообщите нам об этом. Заполните форму.

Монета с изображением Гиппократа. Иллюстрация из Illustrerad verldshistoria utgifven av E. Wallis

Клятва Гиппократа

Гиппократ был античным философом, философом медицины, который жил в первой половине V - первой половине IV века до нашей эры. Родился он на острове Кос и принадлежал к древнему роду жрецов-целителей Асклепиадов, являлся потомственным врачом, но в отличие от своих предков, которые в основном пользовались методами сакральной медицины, он решил поставить это дело на научную основу.

Ἀσκληπιός - это греческая форма божества, которое было покровителем прежде всего медицинского дела и считалось тем самым богом, которому должны во время болезни возносить молитвы для благополучного исхода. Статуи Асклепия стояли во всех основных святилищах, или храмах отдельно посвященных ему. Нам известна латинская форма этого имени Эскулап (широко используемая, например, во французском языке).

При святилищах Асклепия обычно находились особые жрецы асклепиады (Asklēpiadēs), которые, помимо священнеческих жреческих функций приношения жертв божеству, занимались еще и врачеванием. Люди приходили, приносили жертвы богу и одновременно получали медицинскую помощь. То есть именно в этих святилищах накапливался, как бы мы сейчас сказали, клинический опыт. Главная заслуга Гиппократа заключалась как раз в том, что он сделал следующий шаг к систематизации опыта жрецов и превратил его из сакрального в научный.

Он был не только великий врач, но и великий путешественник. Как какой-нибудь чеховский персонаж или как сельский врач, который с саквояжем ездит по всем окрестным деревням, так он ездил по всем островам и по городам, лечил всех, кого просили. В результате долгой практики, Гиппократ сформулировал некие принципы, которыми должен руководствоваться врач. Некоторые из них впоследствии были сведены в так называемый текст, который и получил по-гречески название ὄρκος, то есть клятва, или iusiurandum по-латински.

В средние века в Византии к тексту прибавили вводную часть с упоминанием Христа и Троицы, и эта клятва была обязательной для всех византийских врачей, а впоследствии, когда в высокое средневековье началось развитие медицины, и на западе. Даже современная клятва российского врача восходит через ряд посредующих звеньев к этому "оркосу".

Этот текст включает несколько очень важных постулатов. Прежде всего, врач должен лечить традиционно, именно так как учили наставники - преемственность медицины. Гиппократ пишет: τὸν διδάξαντά με τὴν τέχνην ταύτην ἴσα γενέτῃσιν ἐμοῖσι, я должен считать научившего меня этому искусству равным родителям!

Затем, важным принципом этой клятвы было, что врач не должен, не может навредить пациенту. В латинской поговорке, к которой причастен один из важнейших комментаторов и популяризаторов Гиппократа римский врач Клавдий Гален, звучит она как noli nocere - не навреди, а в греческом тексте говорится о "пользе больных" (ἐπ' ὠφελείῃ καμνόντων). Это установка вненаучная, установка мировоззренческая. Например, думать о том, чтобы лишить пациента жизни, даже если тот находится в страдании (то, что сейчас называется эвтаназия), врач не может (οὐ δώσω δὲ οὐδὲ φάρμακον οὐδενὶ αἰτηθεὶς θανάσιμον: "никому не дам яда").

В-третьих, эта клятва предполагала запрет на чрезмерно близкие отношения врача и пациента. Врач не должен в интересах врачевания чрезмерно сближаться и уж тем более входить в интимные отношения со своими пациентами. Это запрещено. Как раз Гиппократ сформулировал, что врач не должен быть ни слишком близко, ни слишком далеко, не должен быть ни слишком веселым, ни слишком серьезным, потому что и то, и другое будет мешать врачеванию. Если он будет слишком веселым, его не будут воспринимать всерьез. Если он будет слишком серьезным или слишком строгим, то больной может испугаться.

Ну и наконец, детали о болезни пациента нельзя разглашать - это "врачебная тайна", "то, что нельзя говорить" (ἄῤῥητα ἡγεύμενος εἶναι τὰ τοιαῦτα).

Передача медицинских знаний

Так греческая религия стала ограничиваться с одной стороны философией, а с другой стороны социальными ограничителями. То, что мы имеем сейчас гиппократовскую традицию живой и впоследствии переданную нам во многом через арабов, через сирийцев - это заслуга последователя Гиппократа, Клавдия Галена.

Гален развил и в каком-то смысле адаптировал учение своего великого предшественника. Он откомментировал "Гиппократовский корпус", перевел его на латинский язык и уточнил многие вещи. Например, на основе гиппократовских учений он уточнил понятие агенса, или действующего вещества.

Переводы Галена оказались востребованы, в большой степени сирийцами (особым народом, говорившим и писавшим на арамейском языке), которые в истории выполнили функцию передачи античности арабам на восток. А затем под влиянием сирийцев возникла арабская медицина (например, Ибн Сина, Avicenna) и другие.

Медицинская практика и аборты в древней Греции

Во времена Гиппократа стояло две проблемы. Первая проблема – это разграничение научной компетенции и компетенции лекарской, медицинской. Вторая - социальное положение или благоденствие, выживание самого врача, то есть то, что эта самая деятельность составляет его профессию, благодаря которой он живет.

Гиппократ считал, что задача врача - помогать фюсис (природе), которую мы сейчас называем "здоровье" или "организм". Но здоровье - это отвлеченный философский концепт. Если мы попытаемся сформулировать, что такое "здоровье", то мы поймем, что это вещь, которая не описывается в рамках неких позитивных определений, потому что в одном случае это будет одно, в другом - другое, а в третьем - третье.

Природа (φύσις) знает сама, как лучше, считал Гиппократ. И эта природа особым образом выражается через душу человека, к душе относится эмоциональная сфера, реакции, речь человека и так далее. За этими душевными вещами, которые проявлялись через тело и должен наблюдать врач, например, он должен смотреть: нет ли у человека каких-то патологических проявлений, подергивания членов и так далее.

До сих пор врачей в медицинских институтах учат внимательно наблюдать за пациентом, смотреть на кожу, на склеры, на волосы, на моторику движений, на то, как человек реагирует. И это все идет от Гиппократа. Гиппократ довольно подробно описывал случаи из практики, что вот у такого-то человека поверглась рука, а потом отнялась вся правая часть, а потом он от этого помер. Понятно, что мы бы сегодня, при всей известной нам терминологии сказали иначе, что у человека парез, правосторонний инсульт и так далее.

В ряде случаев в организме человека происходит нарушение природного действия, в результате чего происходят болезни. Задача врача - помочь природе самой придти в свое естественное состояние здоровья. И поэтому известная максима Гиппократа в латинской версии звучит как Medicus curat, Natūra sanat. Латинское слово curat (curare) - лечить, которое имеет значение заботы, а соответственно английское cure, которое прямо имеет слово значение "лечить", обозначает именно заботу о том, чтобы природа могла sanare. А sanare - это уже лечить в чистом виде, откуда sanitas (здоровье). Иначе говоря, медик помогает природе вылечить человека. И поэтому он считал, что врач вправе применить все медицинские средства известные ему.

В те времена практически не существовало как лекарств, так и диагностических средств. Основные препараты, употреблявшиеся в гиппократовской медицине - слабительные и рвотные средства, которые должны были выводить из организма нечто чуждое.

Хирургия была тогда только внешней и разрезы, составляющие 80 процентов современной хирургии, как и манипуляции внутри тела были запрещены греческим законодательством. И только Гален в Риме впервые применил sectio in vivo - рассечение тела.

Важным моментом в помощи природе являлось применение ванн и окуриваний. О ваннах было представление как о термическом воздействие на организм, а окуривание благодатно влияло на дыхательную систему. У Гиппократа была целая теория плохих и хороших воздухов: разные воздуха, разные атмосферы по-разному влияют на самочувствие человека.

Он отдельно отмечал употребление алкоголя. Вино, разведенное в разных пропорциях, было важным медицинским средством. Понимание того, что и этиловый спирт - это исключительно медицинское средство просуществовало вплоть до ХV-ХVI века, пока не изобрели водку и не стали употреблять перорально совсем в других целях.

Природа болезни по Гиппократу

Гиппократ делил все на причины болезни и то, что ускоряет заболевание.

Климат, питание - вещи, которые ускоряют или ограничивают заболевание. Что касается самих заболеваний, то Гиппократ считал, что заболевания ( по-гречески nosos, morbus на латыни), болезнь, вызывается неправильным соотношением частей тела. К частям тела он относил не члены и не органы, которые мы сейчас относим, а часто под этим понятием у него фигурирует теория так называемых темпераментов или теория различных жидкостей.

В античной традиции, еще со времен досократической философии, было представление, что в человеке перемешаны в разной пропорции четыре жидкости - это кровь (αἷμα или sanguis), это желчь (χολή или bile по-латински), это белая слизь (φλέγμα) и это черная желчь, так называемая μέλαινα χολή. Из них берут начало все четыре разных известных нам темперамента.

Так, неправильное соотношение, преобладание какого-то элемента может быть причиной болезни. Это было одно из диагностических представлений Гиппократа. Затем он утверждал, что причиной болезни может быть неправильный теплообмен и понимал это примерно в таком смысле, что переохлаждение или перегревание организма может быть причиной заболевания, которое либо таится (как мы называем, латентное заболевание), либо наоборот находит каким-то образом свое начало.

Гиппократ также обосновал теорию кризиса. Некоторые дни он считал критическими и это совсем не то, что сейчас называют критическими днями. Это были дни, в которые человек мог заболеть какой-то болезнью. С точки зрения современной медицины такая концепция выглядит, мягко говоря, сомнительной, но Гиппократ вполне всерьез считал, что в определенные дни человеку нужно беречься, чтобы не заболеть.

Есть также в другом оформлении: 1 наименование . - 1043 руб.

Другие издания: 1 наименование . - 499 руб.

О природе человека. Пер. с греч. Изд. стереотип. Гиппократ. Мягкая обложка Уценка. Состояние: 5- . Блок текста: 5. Обложка: 5-.

Книги того же автора(ов): 1 наименование .

Также рекомендуем: 56 наименований .

Прометеев огонь: Размышления о происхождении разума. Пер. с англ. Ламсден Ч.Дж., Уилсон Э.О. Твердый переплет

Биофилия: Врожденная тяга к живому как связь человека с другими биологическими видами. Пер. с англ. Уилсон Э.О. (Дважды лауреат Пулитцеровской премии). Твердый переплет

Мир человека: неопределенность как вызов №88 Белкина Г.Л. (отв.ред.), Фролова М.И. (сост.), Фролов И.Т., Хакен Г., Пригожин И., Курдюмов С.П., Лекторский В.А., Малинецкий Г.Г., Князева Е.Н., Буданов В.Г., Эбелинг В., Файстель Р., Романовский Ю.М., Плат П., Хасс Э.-К., Хëрц Г., Гнатик Е.Н., и др. Твердый переплет

Проекты покорения человека против проекта покорения природы: К реконструкции новоевропейской рациональности Изд. стереотип. Беляев В.А. Мягкая обложка

Отношения между ФИЗИЧЕСКОЙ И НРАВСТВЕННОЙ природой человека. Пер. с фр. Т.1-2. Изд. 2 Кабанис П. Мягкая обложка

О природе человека Уилсон Э.О. (Дважды лауреат Пулитцеровской премии). Твердый переплет Букинист. Состояние: 5- .

Дух и тело: Действие психики и воображения на физическую природу человека. Пер. с фр. Изд. стереотип. Тьюк Д.Х. Мягкая обложка

Биологические грани социальности: Очерки о природных предпосылках социального поведения человека Изд. стереотип. Шмерлина И.А. Мягкая обложка

О зрении человека. Новейшие успехи теории зрения. Пер. с нем. Изд. стереотип. Гельмгольц Г. Мягкая обложка

Иван Михайлович Сеченов: 1829-1905. Путь создателя российской физиологической школы и логика развития науки № 121 . Изд. 2 Ярошевский М.Г. Мягкая обложка

Жизнь Ильи Ильича Мечникова: Подробная биография выдающегося биолога, второго российского лауреата Нобелевской премии по физиологии и медицине № 99 . Изд. стереотип. Мечникова О.Н. Мягкая обложка

Руководство участкового и семейного врача-педиатра. В 4-х томах Румянцев А.Г. (Академик РАН), Картелишев А.В. (Ред.). Твердый переплет Увеличенный формат (175мм x 265мм). Цветные иллюстрации. Мелованная бумага.

Чтения по ВРАЧЕБНОЙ ИСТОРИИ России: Очерк истории русской медицины от первых времен до единодержавия Петра I Изд. 2 Змеев Л.Ф. Мягкая обложка

Откровенная наука: Беседы с корифеями биохимии и медицинской химии. Пер. с англ. Изд. 2, доп. Харгиттаи И. Мягкая обложка

История медицины: С приложением очерка истории русской медицины. Пер. с фр. Изд. 2 Менье Л. Мягкая обложка

Иван Петрович Павлов: Жизнь. Научное творчество. Современное состояние учения № 147 . Изд. 3 Асратян Э.А. Мягкая обложка

Очерки нашей народной медицины. (Причины и происхождение заболеваний и их профилактика. Лечебные средства и их применение. Русская баня) Изд. стереотип. Высоцкий Н.Ф. Мягкая обложка

Международная анатомическая терминология с грамматикой латинских терминов. (С эквивалентом на русском и английском языках) Петрова Г.В. Твердый переплет Энциклопедический формат (202мм x 262мм).

ВЕЛИКАЯ МЕДИЦИНА. От знахарей до роботов-хирургов. 250 основных вех в истории медицины Пиковер К.А. Твердый переплет Увеличенный формат. Полный цвет; мелованная бумага.

Праведный и Чудесный доктор Николай Пирогов: врач, ученый, педагог, философ и религиозный мыслитель (материалы к канонизации) Шевченко Ю.Л. (Ред.). Твердый переплет Увеличенный формат (170мм x 240мм). Цветные фотовклейки, мелованная бумага.

Драматическая медицина: Опыты врачей на себе. Пер. с нем. Изд. 5, стереотип. Глязер Г. Мягкая обложка

Российские научные приоритеты в исследовании физиологии и экспериментальной хирургии желудка в XIX - начале XX в. Изд. 2 Балалыкин Д.А. Твердый переплет

Водка и чеснок в народной медицине. История. Из секретов русских знахарей и врачевателей. Простые пути к исцелению Изд. 3, испр. и доп. Мягкая обложка

Гален. Сочинения. Том I Т.1 Балалыкин Д.А., Щеглов А.П., Шок Н.П. (Ред.). Твердый переплет Букинист. Состояние: 5- .

Российский центр судебно-медицинской экспертизы: страницы истории Клевно В.А. (Ред.). Твердый переплет Букинист. Состояние: 5 .

Лопаткин Н.А. 1924—2013. Юбилейный выпуск Лопаткин Н.А. Твердый переплет Альбомный энциклопедический формат (290мм x 208мм). Полноцветная печать. Плотная мелованная бумага.

Московские клиники: Избранные главы: Учебное пособие по истории медицины МГУ имени М.В. Ломоносова Логинов В.А., Иваницкий Л.В. Твердый переплет

Исторические очерки о медицинском образовании Изд. 2, испр. и доп. Эрнандэс-Хименес Е.Н., Логинов В.А. Твердый переплет

История медицины (Материалы к курсу истории медицины) Т.1 Заблудовский П.Е., Рубакин А.Н., Якубова Е.Н. и др. Твердый переплет

Прошлое, настоящее, будущее человека. Эволюция организма человека на основании изучения истории его скелета Изд. 2 Быстров А.П. Твердый переплет

Доисторическое человечество: Общий очерк доисторического периода. Пер. с фр. Изд. стереотип. де Морган Ж. Мягкая обложка

Предшественники. Предки? Ч.VII: НЕОАНТРОПЫ верхнего палеолита (Австралия и Америка) Ч.VII Дробышевский С.В. Мягкая обложка

Происхождение человеческих рас. Книга 1: Закономерности расообразования. Африка Кн.1. Изд. 4, испр. и доп. Дробышевский С.В. Твердый переплет

Предшественники. Предки?: Часть III: Архантропы Ч.III. Изд. 3, испр. и доп. Дробышевский С.В. Мягкая обложка

Предшественники. Предки?: Часть IV: Гоминиды, переходные от архантропов к палеоантропам Ч.IV. Изд. 3, испр. и доп. Дробышевский С.В. Мягкая обложка

Предшественники. Предки? Ч.VIII: НЕОАНТРОПЫ верхнего палеолита (Европа) Ч.VIII Дробышевский С.В. Мягкая обложка

Предшественники. Предки?: Ч.VI: НЕОАНТРОПЫ верхнего палеолита (Африка, Ближний Восток, Азия) Ч.VI. Изд. 2, перераб. и доп. Дробышевский С.В. Мягкая обложка

Происхождение человеческих рас. Книга 2: Австралия и Океания Кн.2. Изд. 3, стереотип. Дробышевский С.В. Мягкая обложка

Предшественники. Предки?: Ч.I: Австралопитеки. Ч.II: "Ранние Ноmо" Ч.I-II. Изд. 4, перераб. и сущ. доп. Дробышевский С.В. Твердый переплет

Клятва
О природе человека
О здоровом образе жизни
О семени и природе ребенка
О внутренних страданиях
О священной болезни
О зрении
О женских болезнях
О прорезывании зубов
О переломах
Афоризмы

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении -- а также и без лечения -- я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастие в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому.

Клятва, jusjurandum, представляет собой ценный документ, освещающий нам врачебный быт медицинских школ в эпоху Гиппократа. Здесь, как и в других сочинениях Гиппократова сборника (а также у Платона), никакого отношения врачей к храмовой медицине усмотреть нельзя; врачи хотя и асклепиады, в том смысле, что ведут происхождение от Асклепия и клянутся им, но не жрецы асклепейона.

В древние времена медицина была семейным делом; она культивировалась в недрах определенных фамилий и передавалась от отца сыну. Затем рамки ее расширились, врачи стали брать учеников со стороны. Так свидетельствует Гален. И у Платона есть указания, что врачи в его время обучали медицине за плату; для примера он берет как раз Гиппократа (см. Введение). Правда, об этой стороне дела в "Клятве" не упоминается; там ученик должен войти как бы в семью учителя и помогать ему в случае, если он будет нуждаться, но денежный договор мог составляться особо. Вступая в врачебный цех, или корпорацию, врач должен был вести себя соответственным образом: воздерживаться от всяких предосудительных действий и не ронять своего достоинства. Формулированные в "Клятве" правила врачебной этики оказали большое влияние на все последующие времена; по образцу ее составлялись факультетские обещания, которые произносили доктора медицины при получении степени в Парижском университете и еще недавно у нас, в старой России. Несомненно, Гиппократова клятва была вызвана необходимостью отмежеваться от врачей одиночек, разных шарлатанов и знахарей, которых, как мы узнаем из других книг, в те времена было немало, и обеспечить доверие общества врачам определенной школы или корпорации асклепиадов.

О "Клятве" писали немало: см. Литтре, IV, 610; в последнее время Кернер (Korner O., Der Eid des Hippocrates, Vortrag. Munchen u. Wiesbaden, 1921); у него же приведена литература.

1. Кто привык слушать рассуждающих о человеческой природе с точки зрения более высокой, чем она относится к медицинскому искусству, для того, конечно, настоящая речь совершенно не представит интереса. И в самом деле, я не буду говорить, что человек всецело есть воздух, или огонь, или вода, или земля, или что-либо другое, что не представляется очевидным образом в человеке. Я предоставляю это говорить желающим. Но мне кажется, что утверждающие такие вещи не имеют правильного познания, потому что хотя все они мыслят одно и то же, однако говорят не одно и то же, но к мысли своей привносят одно и то же заключение, ибо они говорят, что то, что есть, есть одно и что оно является единым и всем, но в наименованиях они не согласны: один из них утверждает, что воздух есть это единое и целое, другой -- что огонь, третий -- вода, а иной -- земля; при этом всякий доказывает свою речь свидетельствами и доводами, не имеющими ровно никакого значения, ибо, когда все они мыслят одно и то же и однако говорят не одно и то же, то очевидно, что они не знают этого. И присутствующий при их диспутах лучше всего узнает это из того, что в спорах друг с другом одних и тех же лиц в присутствии одних и тех же слушателей никогда не является победителем один и тот же три раза сряду, но побеждает то один, то другой, то третий, у кого язык наиболее бойкий и влияющий на толпу. Между тем, справедливость требует, чтобы тот, кто заявляет себя правильно познающим что-либо о вещах, всегда оказывался победителем в споре, раз он знает то, что истинно, и это правильно выражает. Но те люди, как мне кажется, собственными своими словами, которыми пользуются при споре, сами же себя по своему неразумию опровергают и подкрепляют мнение Мелисса. Но довольно говорить о них.

2. И из врачей также одни утверждают, что человек есть только кровь, другие -- желчь, а некоторые, что он есть слизь. И все они привносят одно и то же умозаключение. Ведь они утверждают, что есть нечто одно, которое всякий из них хочет назвать, и оно, будучи единым, вынужденное теплом и холодом, меняет свою форму и силу и делается сладким и горьким, белым и черным или чем-нибудь иным в том же роде. Но мне кажется, что и это все обстоит иначе. Итак, весьма многие проповедуют нечто такое или весьма близкое к этому. А я утверждаю, что если бы человек был единое, то он никогда не болел бы, ибо, раз он единое, ему не от чего будет болеть. А если даже и будет болеть, то необходимо, чтобы и исцеляющее средство было единым. А между тем их много, так как много есть в теле таких вещей, которые, действуя друг на друга против природы, разогреваются или охлаждаются, высушиваются или увлажняются и производят через это болезни. Существуют таким образом многие виды болезней, а также многообразное лечение их. Я считаю, что говорящий, будто человек есть одна кровь и ничто иное, должен показать, что человек не меняет вида и не бывает многообразным, и указать какое-либо время года или возраст человека, когда очевидно, что в человеке существует одна только кровь; естественно, ведь, чтобы было одно какое-либо время, в которое было бы очевидно, что кровь сама по себе одна в нем. То же самое я скажу и о том, кто настаивает, что человек есть одна слизь, или кто говорит, что одна желчь. А я покажу, что то, чем человек по моему мнению является, и по обычному представлению, и сообразно с природой вещей всегда существует одинаково и в юноше, и в старике, и в холодное время года, и в теплое; и я представлю доказательства и раскрою необходимость, благодаря которым всякая составная часть тела получает увеличение и уменьшение.

3. Итак, прежде всего необходимо, чтобы рождение происходило не от одного, ибо каким образом нечто, будучи одним, родит что-нибудь, если оно не соединится с другим чем-либо? И затем, если не будут одного рода те, что соединяются, и не будут обладать одною и тою же способностью, то и в таком случае рождение для нас не осуществится. И опять, если соразмерно и в равной степени не будут соответствовать между собою теплое с холодным, сухое с влажным, но одно будет брать верх над другим, более сильное над более слабым, то и в таком случае не будет никакого рождения. Поэтому каким образом будет, согласно с природой, чтобы что-либо рождалось от одного, когда даже и от многих не рождается, если только нет взаимного хорошего между собой смешения? Необходимо, следовательно (раз уже такова природа как всего прочего, так и человека), чтобы человек не был что-нибудь единое, но чтобы каждое из того, что содействует рождению, имело в теле такую силу, какой оно содействовало. И опять, когда тело человека умирает, необходимо, чтобы каждое из этих начал возвращалось в свою природу, именно: влажное к влажному, сухое к сухому, теплое к теплому, холодное к холодному. Такова же природа животных и всего прочего: все одинаково рождаются и одинаково умирают, ибо природа их слагается из всех вышесказанных начал, и наконец, как сказано прежде, каждое из них уходит к тому же, из чего было составлено.

4. Тело человека содержит в себе кровь, слизь и желчь, желтую и черную; из них состоит природа тела, и через них оно и болеет, и бывает здоровым. Бывает оно здоровым наиболее тогда, когда эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества и когда они наилучше перемешаны. Болеет же тело тогда, когда какой-либо из этих частей будет или меньше, или больше, или она отделится в теле и не будет смешана со всеми остальными, ибо, когда какая-либо из них отделится и будет существовать сама по себе, то по необходимости не только то место, откуда она вышла, подвергается болезни, но также и то, куда она излилась, переполнившись, поражается болями и страданием. И если какая-нибудь из них вытекает из тела в количестве большем, чем требует переполнение, то опорожнение ее причиняет боль. А если, напротив, произойдет опорожнение, переход и отделение от прочих частей внутри тела, то, как выше сказано, она по необходимости возбуждает двойную болезнь -- и в том месте, откуда вышла, и в том, где преизобилует.

5. Я сказал, что я покажу, что все те начала, которые, по моему мнению, составляют человека, суть одни и те же и по установленному обычаю, и по природе; и я утверждаю, что это есть кровь, слизь и желчь, желтая и черная. Но я утверждаю прежде всего, что имена их по установленному обычаю различны и что ни одному из них не дано одного и того же имени; затем, что по природе виды их различны и ни слизь никоим образом не похожа на кровь, ни кровь на желчь, ни желчь на слизь, ибо какое может быть естественное сходство их между собою, когда они не представляются похожими ни по цвету для глаза, ни по осязанию для руки, когда они не бывают сходны ни в отношении тепла, ни холода, ни сухости, ни влажности? Необходимо, следовательно, если они настолько различаются между собою и по виду и по способности, не быть им одним и тем же, если только огонь и вода не одно и то же. Из этого ты познаешь, что все они не суть одно, но каждое из них имеет собственную свою силу и природу: ведь если ты дашь человеку лекарство, которое выводит слизь, то он посредством рвоты извергает слизь, а если дашь лекарство, которое выводит желчь, его вырвет желчью. Таким же образом очищается черная желчь, если ты дашь лекарство, которое гонит черную желчь, и если в какой-либо части тела сделаешь у него рану, то из нее будет течь кровь, И все это обычно будет происходить у тебя всегда, как днем, так и ночью, зимою и летом, до тех пор, пока человек будет в состоянии втягивать в себя дыхание и обратно возвращать его; будет же в состоянии до тех пор, пока не будет лишен какого-либо из тех начал, которые ему врождены. Эти начала, как мы сказали, врождены ему, ибо каким образом они могли бы быть не врождены? Ведь прежде всего человек, пока пользуется жизнью, явно содержит в себе все эти начала, а затем он родился от человека, имеющего все это, и вскормлен в утробе человека, имеющего все это, о чем я теперь говорю и что доказываю.


117602.jpg" />
Гиппократ

Великий древнегреческий врач, реформатор античной медицины. Родился на острове Кос. Первоначальное медицинское образование получил от отца — врача Гераклида. С целью научного усовершенствования в молодости много путешествовал и изучил медицину в разных странах по практике местных врачей и по таблицам, которые всюду вывешивались в стенах храмов Асклепия (Эскулапа). Побывал в Малой Азии, Африке, в странах Причерноморья, у скифов, ознакомился с медициной Передней Азии и Египта. Имя Гиппократа сделалось впоследствии собирательным именем, и как выяснилось в новейшее время, из примерно семидесяти приписываемых ему сочинений многие принадлежат другим авторам, в том числе его сыновьям.

Читайте также: