Объективные элементы конфликта кратко

Обновлено: 05.07.2024

Структура конфликта - это совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамически взаимосвязанная целостная система и процесс .

При проведении структурного анализа конфликта выделяют его объективные и субъективные составляющие.

К объективным составляющих относят участников, объект и предмет конфликта, проблему, инцидент, условия его протекания (социально-психологическая среда). Субъективными (психологическими) составляющими конфликта считают мотивы, потребности, цели, позиции, интересы и ценности его участников. Предмет конфликта как объективно имеющаяся или кажущаяся проблема является основой конфликта.

Объективную составляющую конфликта сложнее выделить, чем конфликтную проблему. Под объектом конфликта понимают то, на что претендует каждая из сторон конфликта, что вызывает противоречия между ними или частично лишает другую сторону возможности добиться своих целей (ресурсы, право собственности, право принимать решения, новая должность и т. п.). Основными движущими силами любого конфликта являются люди, т.е. участники конфликта. Участники конфликтного взаимодействия, интересы которых нарушены непосредственно определяются как субъекты конфликта. Ими могут выступать отдельные лица, группы, подразделения, организации.

В зависимости от степени участия в конфликтных отношениях выделяют следующие категории субъектов: основные участники, группы поддержки и другие участники.

Основные участники непосредственно осуществляют активные действия друг против друга во время конфликта.

Среди основных участников выделяют:

  1. оппонента (участник конфликта, который считает свои проблемы нерешенными);
  2. противника (оппонент, который пытается реализовать свои интересы за счет нейтрализации интересов другого);
  3. агрессора (противник, который проявляет агрессивность);
  4. врага (противник, интерес которого заключается в уничтожении противоположной стороны).

Группы поддержки представлены силами, которые стоят за оппонентами, и активными действиями или моральной поддержкой могут влиять на развитие конфликта. В группу поддержки могут входить друзья, коллеги и т. п.

К другим участникам конфликта относятся такие категории, которые влияют на ход событий: подстрекатели, организаторы, медиаторы конфликта. Подстрекатель подталкивает участников к началу конфликтных действий. Организатор планирует, организует конкретные действия и контролирует ход конфликта. Медиатор (посредник, судья) решает задачу прекращения конфликта.

К объективным составляющих относятся также условия течения, т.е. макро и микро окружение, в котором возникает конфликт. При анализе условий в первую очередь учитывают социально-психологическую среду, в частности, ближайшее окружение человека, социальные группы, представителем которых он является. Учет условий позволяет глубже понять содержательную сторону конфликта и его психологические составляющие.

Изучение субъективных (психологических) составляющих представляет значительный интерес во время проведения структурного анализа конфликта. К основным психологическим составляющим относят мотивы участников конфликтного взаимодействия.

Мотивы определяют, как принуждение к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента как совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта. В большинстве случаев истинные мотивы поведения участников конфликта сложно определить, потому что декларируемые ими в ходе взаимодействия потребности зачастую серьезно отличаются от глубинного, тщательно спрятанной мотивации их поступков. Основными причинами повышения активности оппонентов в конфликте считаются их потребности, обусловленные чувством нужды в чем-нибудь (ресурсам, власти, духовных ценностях, безопасности и т.д.).

Позиции и интересы участников относятся к важным психологических обстоятельств конфликта. Несоответствие позиций является необходимым (но не достаточным) условием для возникновения конфликта. Причины поведения участников конфликта сводятся к желанию удовлетворить свои интересы.

Интересы представляют собой осознанные потребности, которые обеспечивают направленность на объект конфликта и способствуют реализации конфликтного поведения оппонента. В перечень интересов могут входить: постоянная работа, которая приносит удовольствие, уважение со стороны коллег; удобное рабочее место и др. На наш взгляд, при проведении структурного анализа конфликта особое внимание следует уделять изучению опасений - негативных мнений его участников (снижение в должности, возможность невыплаты заработной платы, неинтересная работа и т.п.).

К психологическим составляющим конфликта относят ценности, которые отстаивают оппоненты. Ценности делят на общечеловеческие (истинность суждения, справедливость решения и т.п.) и личностные (честь, чувство собственного достоинства и др.).

Поведение участников конфликта определяется их целями - представлением о конкретном конечном результате конфликтного взаимодействия. В конфликте выделяют стратегические (овладение объектом конфликта) и тактические (временные - компромиссные) цели. В некоторых случаях основная стратегическая цель может деформироваться или заменятся целью наподобие нанесения максимального ущерба противнику.

Под структурой любого объекта понимается совокупность его частей, элементов и связей, отношений между ними, обеспечивающих его целостность. Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

1. Объект конфликта. Всякий конфликт имеет свою причину, возникает по поводу необходимости удовлетворения какой-либо потребности. Та ценность, которая способна удовлетворить эту потребность и из-за овладения которой возникает конфликт, и является его объектом. В качестве объекта конфликта могут выступать материальные, социальные и духовные ценности.

2. Участниками конфликта могут быть отдельные индивиды, социальные группы, организации, государства, коалиции государств. Главными участниками конфликта являются противодействующие стороны или противники. Они образуют стержень конфликта. При выходе из противоборства хотя бы одной из главных сторон конфликт прекращается. В зависимости от характера этих сторон конфликты могут быть подразделены на четыре типа:

1) внутриличностный, при котором один аспект личности противостоит другому ее аспекту; таков конфликт, переживаемый шекспировским Гамлетом;

4) и наконец, конфликт группа – группа, носителями которого могут быть как малые, так и большие социальные образования, например, нации, классы, государства.

Роли участников конфликта неодинаковы. Они различаются как с социологической, так и с психологической точек зрения.

Неодинакова роль отдельных участников конфликта и с психологической точки зрения; в этом отношении она может быть возвышенной, даже героической, а может быть и низменной, неприглядной. Каждый участник может руководствоваться в ходе развития противоборства своими мотивами, целями, интересами, ценностями и установками.

3. Но кроме участников конфликта, совокупность которых составляет как бы его микросреду, важную, а иногда и решающую роль в его развитии играет и макросреда, те конкретно-исторические социально-психологические условия, в которых он развертывается. Понятием социальной среды определяется та почва, на которой возникает и развивается конфликт. В это понятие включается не только ближайшее, но и дальнее, более широкое окружение конфликтующих сторон, те большие социальные группы, к которым они принадлежат, национальные или классовые, а также общество в целом.

4. Но характер конфликта зависит не только от объективных условий в данной стране, большой или малой группе, но и от субъективного восприятия или образа конфликта, который создается у действующих в данной конфликтной ситуации лиц или групп. Этот образ или восприятия не обязательно соответствуют истинному положению дел, действительной ситуации. Эти образы, восприятия людей могут быть трех видов:

1) представления о самих себе,

2) восприятие других участников конфликта,

3) образы внешней среды, большой и малой, в которой развертывается конфликт.

Именно эти образы, идеальные картины конфликтной ситуации, а не сама объективная реальность являются непосредственной основой поведения конфликтантов.

Конечно, в целом эти образы и картины порождаются объективной реальностью. Однако, как заметил еще Иммануил Кант, наше познание отражает не только объективную природу, но включает в себя в качестве своей неотъемлемой составной части и нашу собственную человеческую природу. Поэтому отношения между нашими образами, представлениями и реальностью очень сложны и не только никогда ей полностью не соответствуют, но и могут с ней весьма серьезно расходиться, что служит еще одним из источников конфликтов.

При этом следует иметь в виду, что каковы бы ни были наши образы, восприятия, представления о конфликтной ситуации, конфликт все же не начнется пока они не реализуются в соответствующих обоюдных действиях. Объективные и субъективные причины конфликта, возникающие как на его ближних, так и на дальних подступах, а также состав участников определяют и набор возможных способов действий, поведения сторон. Поскольку каждое действие одного из участников конфликта вызывает соответствующее противодействие, они влияют друг на друга, взаимодействуют.

Определение временных, пространственных и системных границ конфликта является важной предпосылкой успешного регулирования, предотвращения его деструктивного результата.

Вызревание причин, формирование состава участников конфликта, их взаимодействие и тот или иной исход конфликта требуют времени. Поэтому всякий реальный конфликт представляет собой не единовременный акт, а процесс, нередко весьма длительный. В связи с этим анализ конфликта предполагает не только рассмотрение его структуры, статики, но и исследование динамики, стадий и этапов его развития [37].

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

2.2. Сущность и структура музыкальности

Структура речевого экспромта

Структура речевого экспромта Многие ораторы, выступая с подготовленной речью, следуют составленному заранее плану – и обходятся без него, отвечая на вопросы из зала. Если у выступления нет хоть сколько-нибудь четкой структуры, слушатели потеряют нить повествования.

Структура шутки

Структура шутки Любая шутка состоит из двух принципиальных составляющих: контекста и кульминации. Контекст в данном случае – это базовая информация, которую необходимо знать аудитории, чтобы ей был понятен смысл шутки.Кульминация – это юмористическая составляющая;

Структура долговременной памяти

Структура долговременной памяти Долговременная память является не статическим хранилищем, а широко разветвленной, динамической и модулируемой сетью в головном мозге. Сегодня ведутся бурные дебаты о четырех различных типах долговременной памяти, отвечающих за

2.1. Понятие конфликта

2.1. Понятие конфликта Наиболее широкое распространение получили два подхода в понимании конфликта. При одном из них конфликт определяется как столкновение сторон, мнений, сил, т. е. весьма широко. При таком подходе конфликты возможны и в неживой природе.Другой подход

2.4. Динамика конфликта

2.4. Динамика конфликта Каждый конфликт имеет начало и конец, т. е. временные и пространственные рамки (границы). Начало конфликта – перерастание конфликта из возможности к действительности. Окончание конфликта – прекращение враждебных действий, независимо от

2.5. Функции конфликта

2.5. Функции конфликта Функции конфликта имеют двойственный характер. Один и тот же конфликт может играть положительную и отрицательную роль в жизни противоположных, конфликтующих сторон, от может быть конструктивен и деструктивен в разные моменты своего развития.

3.1. Понятие внутриличностного конфликта

3.3. Причины и последствия внутриличностного конфликта

Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта,обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от другихявлений социальной жизни, без которых он не может существовать как динамическивзаимосвязанная целостная система и процесс. В структуру конфликта входит несколько основных элементов.

1) Участники конфликта — лица, чья степень участия в конфликте различна: от

непосредственного противодействия до опосредованного влияния на ход конфликта.

Выделяют несколько групп участников.

Основные участники конфликта,-это те субъектыконфликта, которые непосредственно совершают активные (наступательные илизащитные) действия друг против друга. Некоторые авторы вводят такое понятие, как

Не основные участники -это,группы поддержки, инициаторы.

2) Информационные модели конфликтной ситуации у основных и второстепенных

3) Предмет конфликта — это объективно существующая или воображаемая проблема,

лежащая в основе конфликта. Это то противоречие, из-за которого стороны вступают в противоборство.

4) Объект конфликта — его рассматривают как причину, повод к конфликту.

5) Микро- и макросреда. При анализе конфликта необходимо выделять условия, в

которых находятся и действуют участники конфликта, то есть микро-и макросреду, в

которых возник конфликт. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как

изолированную систему, а как социальную ситуацию.

Объективные элементы конфликтного взаимодействия.

К объективным элементам конфликта относятся такие его составляющие.которые не зависят от воли и сознания человека, от его личностных качеств (психологических, нравственных, ценностных ориентации и т.д.). Такими элементами являются:

1) объект конфликта;

2) участники конфликта;

3) среда к-та.

1.Объект к-та - та ценность, по поводу которой возникает столкновение интересов участников к-та (материальные, духовные, объективные, субъективные, статусные, ресурсные, религиозные, политические и тд ценности), объект всегда связан с интересами участников к-та, причем эти интересы находятся в противоречии; он носит релятивистский характер,объект к-та может быть явным и латентным.

2.Участники к-та(УК): основные и косвенные. Основные УК – те стороны, непосредственно участвующие в к-тном противоборстве, отстаивая свои интересы. Ранг оппонента-та мощь, с которой участники к-та могут отстаивать свои интересы и тд. Он опр по разлоснованиям:физ.сила, полит, эконом мощь, ресурсные, административ и тд. Неосновные(косвен) УК, им принадлежит второстепенная роль в возникновении и развитии к-та. Роль неосновных УК может быть как конструктивной (положительной), так и деструктивной (отрицательной) – они могут способствовать не только разрешению или предупреждению конфликта, но и его обострению и дальнейшему развитию.Группы неосновных УК: группы поддержки(родственники, друзья), инициаторы(зачинщики), пособники(помогают УК в организации развития к-та, медиатор(нейтральная сторона).

3.Среда конфликта-совокупность объект.условий, в которых происходит к-т. В зависимости от у-ня организации соц.системы, выделяют макро- и микро среду. Микро-совокупность условий, взаимодействие людей на межлич у-не малой группы. Макро-условия, влияющие на развитие к-та меж большими соц.группами. Можно разделить и в зависимости от природы, составляющих ее компоненты:1)физ.среда-совокупность физ, географ, климат и эколог условий, в которых протекает к-тное взаимодействие(чистота воздуха, освещенность, шум итд) 2) общественно-психол среда-совокупность настроений, чувсвт переживаний, в которых развивался к-т.(чувства, настроение, царящие в целов в период к-та) 3)Соц.среда-совокупность общ условий, в которых возникает и развивается к-т(общ-эконом условия, соц-полит устройство общества и тд).

Психологические аспекты конфликтного взаимодействия

Социально-психологические причины конфликтов обусловлены непосредственным взаимодействием людей, фактором их включенности в социальные группы. К их числу относят следующие варианты.

1. Возможные значительные потери и искажения информации в процессе межличностной и межгрупповой коммуникации..

2. Несбалансированное ролевое взаимодействие двух людей. В ситуации межличностного общения партнеры могут играть не те роли, которых ожидает от них противоположная сторона.

3. Непонимание людьми того, что при обсуждении проблемы несовпадение позиций может быть вызвано не принципиальным расхождением во взглядах, а подходом к проблеме с различных сторон.

4. Различия в способах оценки результатов деятельности и личности друг друга. 5. Психологическая несовместимость.

6. Напряженные межличностные отношения. Конфликты в организациях чаще возникают между работниками, отношения которых характеризуются напряженностью, взаимными негативными установками и т. п. 7. Внутригрупповой фаворитизм, то есть предпочтение членов своей группы представителям других социальных групп.

8. Конкурентный характер взаимодействия с другими людьми и группами.

9. Ограниченные способности человека к децентрации, то есть к умению поставить себя на место другого человека и понять его интересы, к изменению собственной позиции в результате сопоставления ее с позициями других людей.

10. Стремление к власти.

Среда конфликта:понятие и виды

Еще один объективный элемент конфликта – его среда, включающая совокупность объективных условий конфликта. Среда конфликта оказывает существенное влияние на причины его возникновения и всю динамику.

С точки зрения уровней социальной системы различают микро– и макросреду конфликта.

Микросреда конфликта – это совокупность условий взаимодействия людей, непосредственно влияющих на межличностный и межгрупповой конфликт. Масштаб микросреды – это малая социальная группа.

Макросреда конфликта включает в себя те условия, которые влияют на развитие конфликтов между большими социальными группами и государствами. Хотя опосредствовано макросреда влияет, конечно, и на развитие конфликтов на уровне отдельных личностей и малых групп.

По природе составляющих ее компонентов можно выделить три вида среды конфликта: I) физическую, 2) общественно психологическую и 3) социальную. Все они проявляются как на микро , так и на макроуровнях социальной системы и могут служить не только условиями протекания конфликта, но его объектом. Так, борьба может вестись за чистый воздух, улучшение социально психологического климата на предприятии или социальных условий жизни людей.

Физическая среда конфликта

Это совокупность физических, географических, климатических и экологических условий и факторов, в которых протекает противоборство.

На микроуровне физическая среда конфликта включает совокупность таких внешних условий взаимодействия людей, как чистота воздуха, уровень освещенности и шума на рабочем месте.

На макроуровне физическая среда представлена географическими, климатическими и экологическими факторами, которые могут оказывать существенное влияние на развитие конфликта.

Общественно психологическая среда конфликта

Это совокупность тех настроений, мнений, забот, чувств и переживаний, в которых развивается конфликт. На микроуровне, нав рамках организации, общественно психологическая среда – это психологический климат данного коллектива, его общий настрой,

На макроуровне социальной системы, то есть на уровне всего общества, общественно психологическая среда определяется господствующими в обществе настроениями, чувствами и эмоциями, которые проявляются на уровне больших социальных групп и всего народа.

Социальная среда конфликта

Социальная среда представляет совокупность общественных условий, при которых возникает и развивается противоборство сторон.

Под структуройлюбого объекта понимается совокупность его частей, устойчивых связей и всего того, что составляет его целостность.

Основные элементы конфликтного взаимодействия:

1) объектконфликта не всегда лежит на поверхности, чаще он скрыт от участников конфликта, но является центральной составляющей конфликтного взаимодействия. Конфликт может быть разрешен, только если объект четко определен.

Неверное понимание объекта конфликта или его подмена усугубляют конфликтную ситуацию. Конфликт имеет причину и возникает по поводу не удовлетворения какой-то потребности, иногда эту причину или повод считают объектом конфликта.

Человек будет стремиться удовлетворить эту потребность через ценности. Ценность –это объект конфликта. Выделяют социальные, материальные, духовные ценности, к обладанию которыми стремятся конфликтующие стороны;

2) предметомконфликта выступает противоречие, которое присутствует на протяжении всей конфликтной ситуации. Наличие противоречия заставляет оппонентов вступать в борьбу. Противоречие конфликта бывает объективным и воображаемым и проблемным для конкретного субъекта;

3) участники конфликта– это люди, которые вовлечены в конфликтную ситуацию. Виды участников по форме:

Выделяют основных и второстепенных участников. Среди основных противоборствующих сторон можно определить инициатора. Среди второстепенных – подстрекателей, организаторов. Эти лица не участвуют в конфликте напрямую, но способствуют развитию конфликта, вовлекают новых участников. От того, какую поддержку у окружающих имеет участник конфликта, какими связями, ресурсами, возможностями обладает, зависит степень его влияния и силы в конфликте. Индивиды, поддерживающие ту или иную конфликтующую сторону, образуют группу поддержки. На этапе разрешения конфликта могут появиться третьи лица – независимые посредники, которые помогают устранить противоречие. Привлечение судей, профессиональных медиаторов способствует ненасильственному разрешению конфликта;

4) социальнопсихологические условияи социальная среда,в которой разворачивается конфликт. Среда выступает помогающим или мешающим фактором для оппонентов и для медиаторов, так как способствует пониманию целей, мотивов, зависимостей, движимых участниками.

Характер конфликта зависит от субъективного восприятия конфликта (или образа конфликта). Выделяют три уровня субъективного отношения:

1) представление о самих себе;

2) восприятие других участников конфликтной ситуации;

3) понимание образа внешней среды

Основные участники конфликта (оппоненты или субъекты конфликта) – непосредственные стороны, участвующие в противоборстве.

Кнеосновным (косвенным)относятся все остальные участники конфликта.

Роли косвенных участников конфликта:группы поддержки;пособники и подстрекатели ; организаторы; третья сторона (посредники, судьи).

При проведении структурного анализа конфликта выделяют его объективные и субъективные составляющие.

К объективным составляющих относят участников, объект и предмет конфликта, проблему, инцидент, условия его протекания (социально-психологическая среда). Субъективными (психологическими) составляющими конфликта считают мотивы, потребности, цели, позиции, интересы и ценности его участников. Предмет конфликта как объективно имеющаяся или кажущаяся проблема является основой конфликта.

Динамика конфликта. Циклический конфликт.

Возможные этапы (или стадии) конфликта:

1) предконфликтная стадия (латентный этап);

2) стадия открытого конфликта;

3) стадия завершения конфликта;

4) послеконфликтная стадия (этап нормализации отношений).

На латентном этапе возникает противоречие между субъектами или проблемная ситуация, которая после осознания сторонами вызывает определенные действия. Эти действия направлены на бесконфликтное разрешение проблемной ситуации. Участники аргументируют свои цели, определяют свое положение по отношению к другому участнику в возникшей ситуации. Если проблемная ситуация не разрешается, то предконфликтная стадия завершается возникновением объективной предконфликтной ситуации.

Стадия открытого конфликта– это непосредственные действия противоборствующих участников, составляющих конфликтное взаимодействие. Этап начинается со столкновения сторон – инцидента, а затем продолжается взаимным обменом конфликтных действий. Каждое новое действие, направленное на оппонента, увеличивает эмоциональную составляющую взаимодействия, затрудняет рациональное восприятие действий и позиции другого участника. Это приводит к усилению столкновения и делает взаимодействие более агрессивным – наступает эскалация конфликта. На стадии завершения конфликта степень противоборства ослабевает, взаимодействие становится не столь интенсивным и негативно окрашенным. Участники конфликта видят, что все их действия не приводят к поставленным целям и не разрешают противоречия, поэтому ищут другие способы урегулирования конфликтной ситуации. После чего конфликт разрешается. Форм разрешения конфликтов может быть достаточно много, но основными считают: затухание, разрешение, устранение проблемы, видоизменение конфликта в другой конфликт.

Послеконфликтная стадия необходима, чтобы восстановить разрушенные конфликтом межличностные отношения между участниками. Если конфликт разрешен способом, не полностью удовлетворяющим индивида, могут оставаться условия, которые мешают построить прежние отношения. В этом случае на послеконфликтной стадии происходит частичная нормализация отношений. Если участники завершенного конфликта видят необходимость совместной конструктивной деятельности и обоюдно стремятся восстановить прежние отношения, наступает полная нормализация межличностного взаимодействия.


16. Динамика конфликта. Латентная стадия.

Латентная– стадия формирования недовольства по какому-либо вопросу, накопления негативных моментов по отношению к определенному человеку или группе людей;

Латентная стадия, включает в себя следующие этапы:

1. осознание объективной проблемной ситуации, когда реальность воспринимается как проблема, существует необходимость;

2. возникновение объективной проблемной ситуации. Конфликт зарождается путем определения объективной проблемной ситуации. Суть такой ситуации заключается в том, что возникают противоречия между субъектами, так как еще нет конфликтных действий и противоречий, и именно поэтому такую ситуацию принято называть проблемной;

3. понимание того, что конфликтная ситуация не всегда может возникнуть из-за противодействия сторон;

4. предконфликтная ситуация. Конфликтная ситуация, как правило, воспринимается как спокойствие и безопасность одной стороны конфликта и небезопасность другой.

17. Динамика конфликта. Инцидент.

Инцидент — всегда последняя, крайняя стадия конфликта. И если во время развития конфликтной ситуации какие-либо меры по ее разрешению не были приняты или оказались безрезультатными, наступает время инцидента. Этот этап отличается крайней агрессивностью, перерастающей в откровенный скандал, когда оппоненты уже не стесняются в выражениях и даже могут наброситься друг на друга с кулаками.

Для появления инцидента обязательны три условия. Во-первых, конфликтная ситуация, входящая в свою заключительную фазу развития, когда по спорному вопросу существуют противоположные позиции, есть лидеры — носители этих позиций и инициаторы, которые хотят и способны вывести конфликт на стадию открытого столкновения интересов. Во-вторых, повод для инцидента. Толчком может стать что угодно: неосторожное слово или резкое замечание, какое-либо действие одного из участников событий. Повод — это не причина конфликта, которая порой значительно глубже. В-третьих, это некоторое количество участников — инцидент редко происходит между двумя людьми. Как правило, в нем участвует большее число сотрудников. И если все три условия наличествуют одновременно, инцидент начинается автоматически.

18. Динамика конфликта. Причины и формы эскалации конфликта.

Эскалация (от лат. scala – лестница) – это самый интенсивный по эмоциональному фону и быстро развивающийся этап конфликтного взаимодействия.

Читайте также: