О защите и поощрении капиталовложений в российской федерации кратко

Обновлено: 30.06.2024


Закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением инвестиций на основании соглашения о защите и поощрении капиталовложений.


Законом регламентируется порядок заключения, исполнения, изменения и прекращения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, устанавливается ответственность за нарушение условий соглашения, конкретизируются условия и объемы предоставляемой государственной поддержки инвестиционных проектов.


Соглашение о защите и поощрении капиталовложений заключается по результатам осуществления установленных процедур в рамках частной проектной инициативы (формируемой в заявительном порядке) или публичной проектной инициативы (формируемой в декларационном порядке).
Соглашение о защите и поощрении капиталовложений, стороной которого не является РФ или стороной которого является муниципальное образование, может быть заключено не ранее чем по истечении одного года со дня вступления в силу указанного закона.


Устанавливаются полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в указанной сфере.


В соответствии с положениями нового закона Правительство РФ устанавливает порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, утверждает типовую форму соглашения, утверждает порядок осуществления мониторинга этапов реализации инвестиционного проекта, утверждает форму декларации о реализации инвестиционного проекта при формировании публичной проектной инициативы федеральным органом исполнительной власти и т.д.; органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие условия и порядок заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений со стороны муниципальных образований; Федеральное казначейство ведет реестр соглашений, реестр мер государственной (муниципальной) поддержки.

СЗПК: Новый инструмент поощрения инвестиций в России

История вопроса

Уже в июле 2020 года должен быть запущен национальный план восстановления экономики. На момент подготовки статьи его текст не был опубликован, однако исходя из проекта плана, а также заявлений, сделанных чиновниками, теме инвестиций отводится серьезная роль.

В результате была принята компромиссная версия закона. Однако его опубликование 1 апреля текущего года на фоне разгоревшейся пандемии осталось во многом незамеченным. И вот теперь тема инвестиций вновь на повестке дня, правда, уже в несколько иных обстоятельствах.

Стабилизационная оговорка – основной предмет нового закона

Какие же меры поддержки инвестиций предусмотрены новым законом?

Основная новелла заключается в следующем: между организацией, реализующей инвестиционный проект (ОРП), с одной стороны, и одним или несколькими публично-правовыми образованиями, с другой стороны, может быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), в соответствии с которым публичная сторона гарантирует частной стороне неприменение актов, которые могут ухудшить реализацию инвестиционного проекта (стабилизационная оговорка).

Так, например, если основная ставка налога на прибыль на дату заключения СЗПК составляет 20%, то даже в случае ее повышения в отношении всех налогоплательщиков для ОРП она все равно останется на уровне 20% (в отношении прибыли, генерируемой инвестиционным проектом).

Не подлежат применению также акты, которые увеличивают сроки или количество процедур, необходимых для реализации инвестиционного проекта.

В данном случае важно понимать, что СЗПК – это не договор о совместном с государством ведении бизнеса, это, прежде всего, стабилизация законодательства. Как будет показано ниже, инвестор должен быть заинтересованным в реализации инвестиционного проекта и без такой стабилизации; однако если она предоставляется, это, безусловно, будет в помощь.

Требования к ОРП

В качестве ОРП может выступать любое российское юридическое лицо, в том числе проектная компания (за исключением государственных и муниципальных учреждений, а также государственных и муниципальных унитарных предприятий). При этом под проектной компанией понимается такая ОРП, которая была специально создана для реализации инвестиционного проекта и которая соответствует совокупности следующих требований:

а) в уставе организации содержится положение о том, что предметом ее деятельности является реализация инвестиционного проекта;

б) не менее 90 процентов всей выручки организации составляет выручка, полученная организацией от реализации инвестиционного проекта.

Иностранные инвесторы могут участвовать в СЗПК только через участие в капитале российского юридического лица.

Требования к инвестиционным проектам

Закон предусматривает, что инвестиционный проект должен считаться новым. Для этого должно соблюдаться одно из следующих условий:

  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) до дня вступления в силу закона, но не ранее 7 мая 2018 года и подала заявление о реализации такого проекта не позднее 31 декабря 2021 года; или
  • ОРП приняла решение об утверждении бюджета на капитальные расходы (без учета бюджета на расходы, связанные с подготовкой проектно-сметной документации, проведением проектно-изыскательских и геолого-разведочных работ) после дня вступления в силу закона и подала заявление о реализации такого проекта не позднее одного календарного года после принятия такого решения.

Если в уставе ОРП, являющегося хозяйственным обществом, отсутствует указание на то, какой орган уполномочен на принятие решения об утверждении бюджета проекта, достаточно решения единоличного исполнительного органа.

Инвестиционный проект не может осуществляться в следующих сферах деятельности:

  1. игорный бизнес;
  2. производство табачных изделий, алкогольной продукции, жидкого топлива (ограничение неприменимо к жидкому топливу, полученному из угля, а также на установках вторичной переработки нефтяного сырья согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ);
  3. добыча сырой нефти и природного газа, в том числе попутного нефтяного газа (ограничение неприменимо к инвестиционным проектам по сжижению природного газа);
  4. оптовая и розничная торговля;
  5. деятельность финансовых организаций, поднадзорных Банку России (ограничение неприменимо к случаям выпуска ценных бумаг в целях финансирования инвестиционного проекта);
  6. строительство (модернизация, реконструкция) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов), а также жилых домов.

Так, например, для того, чтобы Российская Федерация могла быть стороной СЗПК, должны соблюдаться следующие условия:

1. Акты, предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин

Не менее 10 миллиардов рублей

2. Акты, предусматривающие увеличение ставок платы (сбора) и (или) расширение платежной базы (объектов обложения), используемых при определении размера платы за негативное воздействие на окружающую среду, платы за пользование водными объектами, утилизационного сбора, экологического сбора, подлежащих уплате в бюджеты бюджетной системы РФ

3. Акты, предусматривающие увеличение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, а также изменение порядка определения и общего размера арендной платы, устанавливаемых при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов на арендуемом лесном участке

4. Акты, изменяющие сроки и (или) объемы предоставления:

1) субсидий и бюджетных инвестиций в соответствии с бюджетным законодательством РФ

2) субсидий кредитору по кредитному договору, предусматривающему предоставление ОРП кредитных средств по льготной ставке

- не менее 250 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов, относящихся к сферам здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта;

- не менее 500 миллионов рублей для новых инвестиционных проектов в сфере цифровой экономики, экологии, сельского хозяйства;

- не менее 1,5 миллиарда рублей для новых инвестиционных проектов в сфере обрабатывающего производства;

- не менее 5 миллиардов рублей для новых инвестиционных проектов в иных сферах экономики.

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки также зависит от объема капиталовложений:

Максимальный срок применения стабилизационной оговорки

Объем капиталовложений ОРП

До 5 млрд. рублей

От 5 до 10 млрд. рублей

От 10 млрд. рублей

Процедура заключения СЗПК

Помимо стандартной конкурсной процедуры, закон устанавливает, что при соблюдении ряда формальных требований СЗПК заключается в заявительном порядке. Иными словами, публичная сторона не может отказать в заключении СЗПК, если соблюдаются все предусмотренные законом условия.

Муниципальное образование может стать стороной СЗПК на добровольной основе; согласие уполномоченного органа местного самоуправления на заключение СЗПК может быть предоставлено в комплекте документов при подаче заявки ОРП на заключение соглашения.

Ответственность сторон и расторжение договора

Таким образом, законодатель дает инвестору право на предпринимательский риск. Государство тоже, по сути, ничего не теряет: если представить, что инвестиционный проект не был запущен, то не было бы и уплаченных от его реализации налогов. Таким образом, нельзя говорить о недоуплаченных налогах вследствие стабилизации законодательства.

Ответственность публично-правовых образований

Ответственность публично-правового образования, по общему правилу, ограничена реальным ущербом. Методика его определения должна быть определена Правительством РФ. При этом объем реального ущерба (в совокупности с объемом мер поддержки, предоставленных в соответствии с законом) не может превышать размера обязательных платежей, исчисленных ОРП для уплаты в соответствующие бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК, в связи с реализацией инвестиционного проекта.

Дополнительно закон ограничивает возможность взыскания с публично-правового образования реального ущерба, предусматривая, что условием предъявления соответствующего иска является фактичекски реализация инвестиционного проекта (например, одним из таких условий является введение в эксплуатацию всех объектов недвижимости, предусмотренных проектом).

Таким образом, как отмечалось выше, инвестор должен быть действительно заинтересован в реализации инвестиционного проекта и при отсутствии СЗПК. Как видим, перспектива взыскания ущерба с публичной стороны является несколько отдаленной. В то же время, сама возможность взыскания такого ущерба, тем не менее, будет сдерживать публичную сторону от нарушений условия соглашения.

Меры государственной поддержки

Закон предусматривает, что в предусмотренном бюджетным законодательством порядке, ОРП могут быть возмещены затраты:

  1. на создание (строительство), модернизацию и (или) реконструкцию объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности;
  2. на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для создания (строительства), модернизации и (или) реконструкции объектов обеспечивающей и (или) сопутствующей инфраструктур, необходимых для реализации инвестиционного проекта, в том числе на реконструкцию объектов инфраструктуры, находящихся в государственной (муниципальной) собственности.

Предельный объем возмещаемых затрат, указанных выше, не может превышать:

  • 50 процентов фактически понесенных затрат для объектов обеспечивающей инфраструктуры;
  • 100 процентов фактически понесенных затрат для объектов сопутствующей инфраструктуры.

Кроме того, как было указано выше, объем возмещаемых затрат в совокупности с объемом реального ущерба не может превышать размера вышеуказанных обязательных платежей, исчисленных организацией, реализующей проект, для уплаты в бюджеты публично-правовых образований, являющихся сторонами СЗПК.

Под капитальными вложениями в данном случае понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Авторы:


В рамках разработки плана действий по ускорению темпов роста инвестиций и их доли в валовом внутреннем продукте был разработан закон о защите и поощрении капиталовложений.

СЗПК заключается в отношении инвестиционных проектов реализуемых в разных сферах российской экономики за исключением: игорный бизнес; производство табачной, алкогольной продукции, жидкого топлива; добыча нефти и газа; торговля; деятельность финансовых организаций; строительство административно-деловых, торговых центров, жилых домов (кроме случаев строительства в соответствии с договором о комплексном развитии территории).

Преимущества СЗПК:

1) стабилизация налоговых условий реализации инвестиционных проектов на срок до 20 лет (не применяются положения последующих актов законодательства о налогах и сборах в части изменения порядка определения налоговой базы, налоговых ставок, налоговых льгот, порядка и сроков уплаты налогов);

2) основная стабилизационная оговорка: неизменность условий землепользования и градостроительной деятельности, не применяются акты (решения), ухудшающие условия ведения предпринимательской и иной деятельности; акты (решения), предусматривающие увеличение ставок вывозных таможенных пошлин; изменяющие решение о предоставлении меры государственной поддержки;

3) возмещение затрат на строительство и модернизацию инфраструктуры, необходимой для реализации инвестиционных проектов, в том числе на уплату процентов по кредитам и займам, привлеченным для ее создания или модернизации, за счет федерального и (или) регионального бюджетов в объеме уплаченных налогов в соответствующий уровень бюджета.

Минэкономразвития предложило поправки в закон о защите и поощрении капиталовложений: вместо субсидий за новую инфраструктуру инвесторы смогут рассчитывать на налоговый вычет. Это может быть связано с желанием сократить госрасходы

Андрей Белоусов и Максим Решетников (слева направо)

Министр экономического развития Максим Решетников предложил заменить механизм предоставления субсидий в рамках соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК) на налоговый вычет, сообщила пресс-служба Минэкономразвития в пятницу, 4 сентября.

Речь идет о возмещении затрат инвесторов на инфраструктуру, предусмотренном законом о СЗПК, который вступил в силу 1 апреля 2020 года. Минэкономразвития подготовит поправки в этот закон и Налоговый кодекс, следует из комментария ведомства.

Накануне, 3 сентября, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов (куратор нового механизма привлечения инвестиций) на встрече с первым вице-премьером Андреем Белоусовым сказал, что эти поправки, которые Минэкономразвития разрабатывает вместе с Минфином, планируется внести в течение двух недель и в середине сентября можно будет начинать работу по проектам.

Зачем понадобились поправки в новый закон

Как пояснили РБК в пресс-службе Минэкономразвития, разрабатываемый механизм предоставления налогового вычета предполагает, что часть затрат инвестора на инфраструктуру будет вычитаться из налогов от реализованного проекта.

Замена субсидий на налоговый вычет может быть связана с желанием властей максимально сократить расходы бюджета, поэтому они отказываются от прямой поддержки инвесторов и переносят выплаты на будущие периоды, предполагает руководитель InfraONE Research Александра Галактионова. По оценке Минфина, дефицит бюджета в 2020 году может составить до 5% ВВП, в связи с этим ведомство планировало увеличить объем валовых заимствований до 5 трлн руб., говорил в июле замминистра финансов Владимир Колычев.

Эксперты указывают на несколько особенностей такой замены компенсации затрат.

  • Замена субсидии на возмещение средств на налоговый вычет никак не меняет условия для бизнеса, указывает Галактионова. В законе уже говорится, что власти готовы возмещать затраты только из средств, которые генерирует сам проект, объясняет она. Нужно построить объект, заплатить налоги и только потом ждать возмещения. Согласно закону инвестору может быть в течение пяти лет возмещено до 50% понесенных затрат на объекты необходимой проекту инфраструктуры и в течение десяти лет — до 100% затрат на объекты сопутствующей инфраструктуры, необходимой не только проекту, но и иным потребителям, в том числе населению близлежащих территорий. Но не факт, что проект сгенерирует большой объем налогов, добавляет эксперт.

Как менялся закон о поощрении инвестиций

Путин подписал закон о защите и поощрении капиталовложений 1 апреля. Но пока заключить соглашения в рамках этого документа нельзя: к нему еще требуется принять ряд подзаконных актов.

Минфин начал работать над законом о поощрении инвестиций два года назад, после того как Белоусов, бывший на тот момент помощником президента, предложил изъять более 500 млрд руб. сверхдоходов экспортеров ненефтегазовых секторов для выполнения майских указов Владимира Путина.

Владельцам крупных компаний при участии Минфина и других ведомств удалось убедить правительство и Путина в необходимости вместо этого разработать механизмы для стимулирования инвестиций. Законопроект о поощрении капиталовложений готовил Минфин, одним из авторов документа был замминистра финансов Андрей Иванов, в июле 2020 года он перешел в Минэкономразвития. С тех пор документ неоднократно видоизменялся: его критиковали и РСПП, и Белоусов, и Дмитрий Козак, занимавший пост вице-премьера и курировавший промышленность.

После критики со стороны главы Сбербанка Германа Грефа в начале февраля 2020 года из документа исключили соглашения, которые заключаются на условиях государственно-частного партнерства, и концессии, широко используемые при реализации инфраструктурных проектов. Глава РСПП Александр Шохин предупреждал, что иначе принятие закона могло привести к остановке реализации 200 проектов.

Читайте также: