О природе эгоцентрической речи выготский кратко

Обновлено: 05.07.2024

Эгоцентрическая речь – это форма речи, которая обычно наблюдается у маленьких детей и включает в себя использование речи, не обращаясь ни к кому конкретно. В следующих разделах статьи будет рассказано больше об этой речи и ее компонентах.

Эгоцентрическая речь – это разновидность речи, которая осуществляется с самим собой, не обязательно обращаясь к кому-либо конкретно.

Этот вид речи встречается у очень маленьких детей, как правило, в возрасте от 3 до 5 лет, и она используется в качестве средства обучения речи, так как дети не знают, как мыслить внутренне, а затем говорить.

Для примера – стоит понаблюдать за маленьким ребенком во время игры. Можно обнаружить, что ребенок имеет склонность говорить с самим собой и буквально комментировать то, что он делает.

По мере того, как ребенок растет, этой речи становится все меньше и меньше, а через год или два она полностью исчезает. Это происходит потому, что ребенок учится усваивать свои мысли, думать о том, что он хочет сказать, а затем говорить.

Выводы Жана Пиаже

Выводы Жана Пиаже

Впервые эгоцентрическую речь выделил Жан Пиаже. Он предполагал, что по анализу детской эгоцентрической речи можно понять образ мыслей ребенка. Также он выявил, что взрослая и детская речь имеют несколько функций, при этом донесение своих мыслей до собеседника – лишь одна из них. В результате экспериментов Ж.Пиаже сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая – для себя и социализированная – для общения с окружающими.

Что такое монолог?

Монолог как эгоцентрическая речь представляет собой разговор ребенка с самим собой, подобный громким мыслям вслух. Данный вид речи не направлен к собеседнику. В такой ситуации слово для ребенка сопряжено с действием. Автор выделяет следующие следствия из этого, важные, чтобы правильно понять монологи ребенка:

  • действуя, ребенок (даже наедине с собой) должен говорить и сопровождать игры и различные движения словами и криками;
  • сопровождая словами определенное действие, малыш может видоизменить отношение к самому действию или произнести то, без чего бы оно осуществиться не могло.

Виды эгоцентрической речи

В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.

Эхолалия

Эхолалия

По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.

Монолог

Коллективный монолог

Коллективный монолог

Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.

О чем может рассказать данное явление?

Эгоцентрическая речь проявляется в том, что, говоря, ребенок совсем не интересуется, кто его слушает и слушает ли его кто-то вообще. Эгоцентрической эту форму языка делает, прежде всего, разговор только о себе, когда ребенок даже не пытается понять точку зрения своего собеседника. Ему достаточно лишь видимого интереса, хотя иллюзия того, что его понимают и слышат, у ребенка, скорее всего, присутствует. Он также не пытается своей речью оказать какое-либо воздействие на собеседника, разговор ведется исключительно для себя.

Пиаже эгоцентрическая речь

Исследования Выготского

Отечественный психолог Лев Семенович Выготский с Ж. Пиаже был не согласен. По его теории о природе эгоцентрической речи, это – часть процесса интериоризации действий, то есть – перемещения их из внешней среды в умственную речь. На примере процесс интериоризации происходит следующим образом:

  1. Ребенок слышит от взрослого: нельзя трогать розетку – там тебя дядя Ток укусит.
  2. Увидев розетку, малыш проговаривает себе сам, без необходимости быть услышанным: трогать нельзя, там дядя Ток.
  3. При виде розетки, кроха уже во внутренней речи говорит себе, что розетку трогать нельзя.

Противоречивое мнение психолога

феномен эгоцентрической речи


Как считает Ж. Пиаже, речь для маленького ребенка, в отличие от взрослого человека, является не столько орудием общения, сколько вспомогательным и подражательным действием. С его точки зрения, ребенок в первые годы жизни представляет собой обращенное на себя замкнутое создание. Пиаже, основываясь на самом факте того, что эгоцентрическая речь ребенка имеет место, а также на ряде экспериментов, приходит к такому выводу: мышление малыша эгоцентрично, а значит, он думает только для себя самого, не желая, чтобы его поняли, и не стремясь понимать образ мышления собеседника.

Мое мнение об эгоцентрической речи

Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.

Глава II. Основные формы и виды речевых расстройств

Расстройства речи— собирательный термин для обозначения отклонений от речевой нормы, принятой в языковой среде, которые частично или полностью препятствуют речевому общению, ограничивают возможности познавательного развития и социокультурной адаптации.

Расстройства (нарушения) речи носят многообразный характер в зависимости от их степени, от локализации пострадавшей функции, от времени поражения, от выраженности вторичных отклонений, возникающих под воздействием ведущего дефекта.

Основные виды речевых нарушений:Дислалия— (от греч.dis — приставка, означающая частичное расстройство, и laliо — говорю) нарушение звукопроизношения при нормальном слухе. Дислалия яляется одним из самых распространенных дефектов речи (искаженное произнесение звуков, замена одних звуков другими, смешение звуков, реже — пропуски).

Известны две основные формы дислалии: функциональная и органическая. Функциональная дислалия — отсутствие органического нарушения в строении артикуляционного аппарата. Органическая (механическая) дислалия – наличие анатомических дефектов органов артикуляции (зубов, челюстей, языка, нёба).

5 стр., 2411 слов

ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ У ДЕТЕЙ

Оглавление Введение Глава 1. Теоретические основы изучения особенностей нарушений свистящих звуков у детей дошкольного возраста. 1.1. Понятие о дислалии 6 1.2. Акустическая и артикуляционная характеристика свистящих звуков в норме и патологии 12 1.3. Обзор методик по выявлению нарушений произношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста 18 Глава 2. Опытно — экспериментальная работа по …

Также существуют дыхательные судороги, при которых нарушается дыхание и возникает ощущение нехватки воздуха.Афазия(от греч. a – отрицат. частица и phasis – высказывание) утрата речи – системные нарушения речи, которая уже была развита. Афазия возникает при локальных органических поражениях коры левого полушария (у правшей) в результате перенесенных травм, опухолей и т.д. Афазия затрагивает фонематическую, морфологическую и синтаксическую структуры активной и пассивной речи. Выделяется семь форм афазии: сенсорная афазия (нарушение фонематического слуха); акустико–мнестическая афазия (нарушение слухоречевой памяти); оптико–мнестическая афазия (нарушение зрительной памяти); семантическая афазия (дефекты симультанного анализа и синтеза); афферентная моторная афазия (нарушение кинестезической афферентации, идущей при произнесении слов); эфферентная моторная афазия (нарушение кинетической организации речевых актов ); динамическая афазия (нарушения сукцессивной организации речевого высказывания, дефекты внутренней речи, связанные с планированием речи.

Афония- (а + греч. phone — голос) — потеря голоса. В силу органических поражений центральной нервной системы или функциональных нарушений в гортани (голосовых связках, гортанных мышцах) больной теряет звучность голоса, хотя сохраняется шепотная речь. То есть афонию можно определить как потерю громкого голоса. Характерно неполное смыкание голосовых связок при слабом их напряжении, однако во время аффекта может внезапно появиться громкий, звучный голос. Афония может быть следствием болезненных процессов голосовых связок (острый катар, туберкулёз, опухоль, сифилис), профессионального утомления голоса, у здоровых людей – при внезапных и сильных волнениях. Афония — нередкий симптом истерических психозов и неврозов. Наблюдается, в частности, при перенапряжении голосовых связок у лекторов, учителей, актеров, при внезапных и сильных волнениях. Также может быть последствием операций на щитовидной железе при повреждении возвратного нерва.Дисфония- (dysphonia; греч. dys- + phone звук, голос) — расстройство голосообразования, нарушение высоты, силы, тембра голоса. Голос становится хриплым, слабым, вибрирующим, фальцетным, дрожащим, срывающимся, монотонным, с металлической окраской и т.п. Среди причин вызывающих голосовые расстройства можно назвать грипп, ОРВИ, ангину, трахеит, бронхит. Особое место среди голосовых расстройств можно уделить перенапряжению голоса, особенно когда люди стараются перекричать других в компании, в шумном помещении или, несмотря на недомогание, отправляются читать лекцию и преподавать предмет. Микроклимат в помещении, в котором человек проводит много времени, также может служить причиной дисфонии. Сырость, пыль, температурные перепады могут оказывать негативное воздействие на голосовой аппарат. Может возникать в результате различных заболеваний гортани, глотки, языка или полости рта, а также вследствие психогенных расстройств .Дизартрия(от греч. dys – приставка, означающая расстройство, arthroo – членораздельно произношу) нарушение произносительной стороны речи, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. При дизартрии больной не может выговаривать не отдельные звуки, а страдает вся произносительная сторона речи. У страдающих дизартрией ограничена подвижность речевой и мимической мускулатуры (мягкого неба, языка, губ).

4 стр., 1941 слов

Развитие воображения у детей с нарушениями слуха

Дизартрия возникает при поражениях заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Эти поражения могут произойти во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты), в момент рождения (затяжные или стремительные роды, вызывающие кровоизлияние в мозг младенца) и в раннем возрасте (инфекционные заболевания мозга и мозговых оболочек: менингит, менингоэнцефалит и др.).

В детском возрасте при дизартрии могут нарушаться чтение и письмо . Во взрослом возрасте дизартрия сопровождает, как симптом, афазию (последствие кровоизлияния в мозг).Ринолалия(от греч. rhinos – нос, lalia-речь) — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, по причине анатомо-физиологических дефектов речевого аппарата. Ринолалия по своим направлениям отличается от дислалии наличием измененного назализованного (от лат. nasus — нос) тембра голоса. При ринолалии артикуляция звуков, фонация существенно отличаются от нормы. В зависимости от характера нарушения функции нёбно-глоточного смыкания выделяются различные формы ринолалии. При патологическом выдохе воздушная струя либо направляется в нос при всех звуках речи — открытая ринолалия.( целом речь при ринолалии мало разборчива, монотонна).

5 стр., 2348 слов

Неврологические синдромы поражения коры больших полушарий

Строение Кора большого мозга (плащ) представлена серым веществом, расположенным по периферии полушарий большого мозга. Площадь поверхности коры одного полушария у взрослого человека в среднем равна 220 000 кв. мм, причем на выпуклые (видимые) части извилин приходится 1/3, а на боковые и нижние стенки борозд — 2/3 всей площади коры. Толщина коры в различных участках неодинакова и колеблется от 1,5 …

Либо проход в носовую полость всегда закрыт, даже при произнесении носовых звуков — закрытая ринолалия. При этом страдает произношение носовых согласных и гласных звуков. Причины возникновения ринолалии можно разделить на органические (функциональные центрального или периферического характера) и врожденные (приобретенные)Аграфия- (a-grapho-не пишу; лат.) нейропсихологическое нарушение, расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полной утрате способности письма при сохранении двигательных функций руки. Аграфия в большинстве случаев возникает совместно с афазией, при поражении левой височной коры. При тяжелой степени аграфии больной абсолютно не может писать, а при легкой — грубо искажает написание слов, пропускает и переставляет буквы (литеральная параграфия), пропускает и переставляет слова (вербальная параграфия), неспособен соединять буквы и слоги. При афатической аграфии проявляются дефекты фонематического слуха и слухоречевой памяти. Возможна также чистая аграфия, не связанная с другими синдромами и обусловленная поражением задних отделов второй лобной извилины доминантного полушария. Патологический процесс при чистой (оптической) аграфии локализуется в угловой извилине, у правшей слева .Алексия– (от греч. а – отрицат. частица и lexis – слово) неспособность овладения процессом чтения. Существует несколько форм алексии. Оптическая алексия, при которой не определяются либо буквы, либо целые слова. Возникает при поражении коры затылочных долей. Слуховая алексия, при которой нарушаются фонематический слух и звукобуквенный анализ слов. Возникает при поражении коры височной области левого полушария (у правшей).

Кинестезическая моторная алексия определяется нарушением кинестезической основы речевого процесса. Возникает при поражении нижних отделов постцентральной области коры левого полушария (у правшей).

Кинетическая (эфферентная) моторная алексия, при которой нарушается кинетическая, сукцессивная организация речевого акта. Возникает при поражении нижних отделов премоторной области коры левого полушария (у правшей).

И особая форма алексии, при которой нарушается целенаправленный характер чтения, отключено внимание. Возникает при поражении коры лобных долей мозга. Также существуют два вида нарушения темпа речибрадилалия- патологически замедленный темп речи,и тахилалия- патологически ускоренный темп речи.

Из этого понимания природы эгоцентрической речи вытекает воззрение Пиаже на структуру, функцию и судьбу этого вида речи. В эгоцентрической речи ребенок должен приспособляться к мысли взрослого: поэтому его мысль остается максимально эгоцентрической, что находит свое выражение в непонятности эгоцентрической речи для другого, в ее сокращенности и других ее структурных особенностях. По своей функции эгоцентрическая речь речь в этом случае не может быть ничем иным, как простым аккомпанементом, сопровождающим основную мелодию детской деятельности и ничего не меняющим в самой этой мелодии. Это скорее сопутствующее явление, чем явление, имеющее самостоятельное функциональнее значение. Эта речь не выполняет никакой функции в поведении и мышлении ребенка. И наконец, поскольку она является выражением детского эгоцентризма, а последний обречен на отмирание в ходе детского развития, естественно, что ее генетическая судьба есть то же умирание, параллельное умиранию эгоцентризма в мысли ребенка. Поэтому развитие эгоцентризма ребенка идет по убывающей кривой, вершина которой расположена в начале развития и которая падает до нуля на пороге школьного возраста.

Таким образом, естественно, что эта речь, является прямым выражением степени недостаточности и неполноты социализации детской речи.

Согласно противоположной теории, эгоцентрическая речь ребенка представляет собой один из феноменов перехода от интерпсихических функций к интрапсихическим. Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности. Речь для себя возникает путем дифференциации изначально-социальной функции речи для других. Не постепенная социализация, вносимая в ребенка извне, но постепенная индивидуализация, возникающая на основе внутренней социальности ребенка, является главным трактом детского развития. В зависимости от этого изменяются и наши воззрения на вопрос о структуре, функции и судьбе эгоцентрической речи. Структура ее, представляется нам, развивается параллельно обособлению ее функций и в соответствии с ее функциями. Иначе говоря, приобретая новое название, речь, естественно, перестраивается и в своей структуре сообразно с новыми функциями.

Функция эгоцентрической речи представляется нам в свете наших экспериментов родственной функции внутренней речи: это — менее всего аккомпанемент, это — самостоятельная мелодия, самостоятельная функция, служащая целям умственной ориентировки, осознания преодоления затруднений и препятствий, соображения и мышления, это — речь для себя, обслуживающая самым интимным образом мышление ребенка. И наконец, генетическая судьба эгоцентрической речи представляется нам менее всего похожей на ту, которую рисует Пиаже. Эгоцентрическая речь развивается не по затухающей, но по восходящей кривой. Ее развитие есть не инволюция, а истинная эволюция. С точки зрения нашей гипотезы, эгоцентрическая речь представляет собой речь внутреннюю по своей психологической функции и внешнюю по своей структуре. Ее судьба — перерастание во внутреннюю речь.

Эта гипотеза имеет ряд преимуществ в наших глазах по сравнению с гипотезой Пиаже. Она лучше согласуется с найденными нами в эксперименте фактами возрастания коэффициента эгоцентрической речи при затруднениях в деятельности, требующих осознания и размышления, — фактами, которые являются необъяснимыми с точки зрения Пиаже. Но ее самое главное и решающее преимущество состоит в том, что она дает удовлетворительное объяснение парадоксальному и не объяснимому иначе положению, вещей, описанному самим Пиаже. В самом деле, согласно теории Пиаже, эгоцентрическая речь отмирает с возрастом, уменьшаясь количественно по мере развития ребенка. Но мы должны были бы ожидать, что ее структурные особенности должны также убывать, а не возрастать вместе с ее отмиранием, ибо трудно себе представить, чтобы это отмирание охватывало только количественную сторону процесса и никак не отражалось на его внутреннем строении. При переходе от 3 к 7 годам, т. е. от высшей к низшей точке в развитии эгоцентрической речи, естественно ожидать, что эти структурные особенности, находящие свое суммарное выражение в непонятности этой речи для других, будут так же стушевываться, как и сами проявления этой речи.

Что же говорят факты на этот счет? Чья речь является более непонятной — трехлетки или семилетки? Самым решающим по своему значению результатом нашего исследования является установление того факта, что структурные особенности эгоцентрической речи, выражающие ее отклонения от социальной речи и обуславливающие ее непонятность для других, не убывают, а возрастают вместе с возрастом, что они минимальны в 3 года и максимальны в 7 лет, что они, следовательно, не отмирают, а эволюционируют, что они обнаруживают обратные закономерности развития по отношению к коэффициенту эгоцентрической речи.

Что означает в сущности факт падения коэффициента эгоцентрической речи! Структурные особенности внутренней речи и ее функциональная дифференциация с внешней речью растут вместе с возрастом. Что же убывает? Падение эгоцентрической речи не говорит ничего больше, кроме того, что убывает только одна-единственная особенность этой речи — именно ее вокализация, ее звучание.

Считать падение коэффициента эгоцентрической речи до нуля за симптом умирания эгоцентрической речи совершенно то же самое, что считать отмиранием счета тот момент, когда ребенок перестает пользоваться пальцами при перечислении и со счета вслух переходит к счету в уме. В сущности, за этим симптомомотмирания, негативным, инволюционным симптомом скрывается совершенно позитивное содержание. Падение коэффициента эгоцентрической речи, убывание ее вокализации по сути дела являются эволюционными симптомами вперед идущего развития. За ними скрывается не отмирание, а нарождение новой формы речи.

На убывание внешних проявлений эгоцентрической речи следует смотреть как на проявление развивающейся абстракции от звуковой стороны речи, являющейся одним из основных конституирущих признаков внутренней речи, как на прогрессирующую дифференциацию эгоцентрической речи от коммуникативной, как на признак развивающейся способности ребенка мыслить слова, представлять их, вместо того чтобы произносить; оперировать образом слова — вместо самого слова. В этом состоит положительное значение симптома падения коэффициента эгоцентрической речи.

Таким образом, все известные нам факты из области развития эгоцентрической речи (в том числе и факты Пиаже) согласно говорят об одном и том же: эгоцентрическая речь развивается в направлении к внутренней речи, и весь ход ее развития не может быть понят иначе, как ход постепенного прогрессивного нарастания всех основных отличительных свойств внутренней речи.

Но для того чтобы наше гипотетическое предположение могло превратиться в теоретическую достоверность, должны быть найдены возможности для критического эксперимента. Напомним теоретическую ситуацию, которую призван разрешить этот эксперимент. Согласно мнению Пиаже, эгоцентрическая речь возникает из недостаточной социализации изначально-индивидуальной речи. Согласно нашему мнению, она возникает из недостаточной индивидуализации изначально-социальной речи, из ее недостаточного обособления и дифференциации, из ее невыделенное. В первом случае речь для себя, т. е. внутренняя речь, вносится извне вместе с социализацией — так, как белая вода вытесняет красную. Во втором случае речь для себя возникает из эгоцентрической, т. е. развивается изнутри.

Для того чтобы окончательно решить, какое из этих двух мнений является справедливым, необходимо экспериментально выяснить, в каком направлении будут действовать на эгоцентрическую речь ребенка двоякого рода изменения ситуации — в направлении ослабления социальных моментов ситуации, способствующих возникновению социальной речи, или в направлении их усиления. Все доказательства, которые мы приводили до сих пор в пользу нашего понимания эгоцентрической речи и против Пиаже, как ни велико их значение в наших глазах, имеют все же косвенное значение и зависят от общей интерпретации. Этот же эксперимент мог бы дать прямой ответ на интересующий нас вопрос. Если эгоцентрическая речь ребенка проистекает из эгоцентризма его мышления и недостаточной его социализации, то всякое ослабление социальных мотивов в ситуации, всякое содействие его психологической изоляции и утрате психологического контакта с другими людьми, всякое освобождение его от необходимости пользоваться социализованной речью необходимо должны привести к резкому повышению коэффициента эгоцентрической речи за счет социализованной, потому что все это должно создать максимально благоприятные условия для свободного и полного выявления недостаточности социализации мысли и речи ребенка. Если же эгоцентрическая речь проистекает из недостаточной дифференциации речи для себя от речи для других, из недостаточной индивидуализации изначально социальной речи, из необособленности и невыделенности речи для себя из речи для других, то все эти изменения ситуации должны сказаться в резком падении эгоцентрической речи.

Таков был вопрос, стоявший перед нашим экспериментом; отправными точками для его построения мы избрали моменты, отмеченные самим Пиаже в эгоцентрической речи, и следовательно, не представляющие никаких сомнений в смысле их фактической принадлежности к кругу изучаемых нами явлений.

Хотя Пиаже не придает этим моментам никакого теоретического значения, описывая их скорее как внешние признаки эгоцентрической речи, тем не менее нас с самого начала не могут не поразить три особенности этой речи: 1) то, что она представляет собой коллективный монолог, т. е. проявляется не иначе, как в детском коллективе при наличии других детей, занятых той же деятельностью, а не тогда, когда ребенок остается сам с собой; 2) то, что этот коллективный монолог сопровождается, как отмечает сам Пиаже, иллюзией понимания; то, что ребенок верит и полагает, будто его ни к кому не обращенные эгоцентрические высказывания понимаются окружающими; 3) наконец, то, что эта речь для себя имеет характер внешней речи, совершенно напоминая социализованную речь, а не произносится шепотом, невнятно, про себя.

В первой серии наших экспериментов мы пытались уничтожить возникающую при эгоцентрической речи у ребенка иллюзию понимания его другими детьми. Для этого мы помещали ребенка, коэффициент эгоцентрической речи которого был нами предварительно измерен в ситуации, совершенно сходной с опытами Пиаже, в другую ситуацию: либо организовали его деятельность в коллективе неговорящих глухонемых детей, либо помещали его в коллектив детей, говорящих на иностранном для него языке. Переменной величиной в нашем эксперименте являлась только иллюзия понимания, естественно возникавшая в первой ситуации и. наперед исключенная во второй ситуации. Как же вела себя эгоцентрическая речь при исключении иллюзии понимания? Опыты показали, что коэффициент ее в критическом опыте без иллюзии понимания стремительно падал, в большинстве случаев достигая нуля, а во всех остальных случаях сокращаясь в среднем в восемь раз. Эти опыты не оставляют сомнения в том, что иллюзия понимания не является побочным и не значащим придатком, эпифеноменом по отношению к эгоцентрической речи, а функционально неразрывно связана с ней.

Во второй серии экспериментов мы ввели в качестве переменной величины при переходе от основного к критическому опыту коллективный монолог ребенка. Снова первоначально измерялся коэффициент эгоцентрической речи в основной ситуации, в которой этот феномен проявлялся в форме коллективного монолога. Затем деятельность ребенка переносилась в другую ситуацию, в которой возможность коллективного монолога исключалась или тем, что ребенок помещался в среду незнакомых для него детей, или тем, чти ребенок помещался изолированно от детей, за другим столом, в углу комнаты, или тем, что он работал совсем один, или, наконец, тем, что при такой работе вне коллектива экспериментатор в середине опыта выходил, оставляя ребенка совсем одного, но сохраняя за собой возможность видеть и слышать его. Общие результаты этих опытов совершенно согласуются с теми, к которым нас привела первая серия экспериментов. Уничтожение коллективного монолога в ситуации, которая во всем остальном остается неизменной, приводит, как правило, к резкому падению коэффициента эгоцентрической речи, хотя это снижение в данном случае обнаруживалось в несколько менее рельефных формах, чем в первом случае. Коэффициент резко падал до нуля. Среднее отношение коэффициента в первой и во второй ситуации составляло 6:1.

Наконец, в третьей серии наших экспериментов мы выбрали в качестве переменной величины при переходе от основного к критическому опыту вокализацию эгоцентрической речи. После измерения коэффициента эгоцентрической речи в основной ситуации ребенок переводился в другую ситуацию, в которой была затруднена или исключена возможность вокализации. Ребенок усаживался на далекое расстояние от других детей, также рассаженных с большими промежутками, в большом зале; или за стенами лаборатории, в которой шел опыт, играл оркестр, или производился такой шум, который совершенно заглушал не только чужой, но и собственный голос; и наконец, ребенку специальной инструкцией запрещалось говорить громко и предлагалось вести разговор не иначе, как тихим и беззвучным шепотом. Во всех этих критических опытах мы снова наблюдали с поразительной закономерностью то же самое, что и в первых двух случаях: стремительное падение кривой коэффициента эгоцентрической речи вниз (соотношение коэффициента в основном и критическом опыте выражалось 5,4 : 1).

Во всех этих трех сериях мы преследовали одну и ту же цель: мы взяли за основу исследования те три феномена, которые возникают при всякой почти эгоцентрической речи ребенка: иллюзию понимания, коллективный монолог и вокализацию. Все эти три феномена являются общими и для эгоцентрической речи, и для социальной. Мы экспериментально сравнили ситуации с наличием н с отсутствием этих феноменов и видели, что исключение этих моментов, сближающих речь для себя с речью для других, неизбежно приводит к замиранию эгоцентрической речи. Отсюда мы вправе сделать вывод, что эгоцентрическая речь ребенка есть выделившаяся уже в функциональном и структурном отношении особая форма речи, которая, однако, по своему проявлению еще не отделилась окончательно от социальной речи, в кедрах которой она все время развивалась и созревала.

С точки зрения развиваемой нами гипотезы речь ребенка является в функциональном и структурном отношении эгоцентрической речью т.е. особой и самостоятельной формой речи, однако не до конца, так как она в отношении своей психологической природы субъективно не осознается еще как внутренняя речь и не выделяется ребенком из речи для других; также и в объективном отношении эта речь представляет собой отдифференцированную от социальной речи функцию, но снова не до конца, так как она может функционировать только в ситуации, делающей социальную речь возможной. Таким образом, с субъективной и объективной стороны эта речь представляет собой смешанную, переходную форму от речи для других к речи для себя, причем — и в этом заключается основная закономерность в развитии внутренней речи _ речь для себя становится внутренней больше по своей функции и по своей структуре, т. е. по своей психологической природе, чем по внешним формам своего проявления.

    Мы организовали поведение ребенка таким же образом, как и Пиаже, с той только разницей, что мы ввели целый ряд затрудняющих поведение ребенка моментов. Например, там, где дело шло о свободном рисовании детей, мы затрудняли обстановку тем, что в нужную минуту у ребенка не оказалось под рукой необходимого ему цветного карандаша, бумаги, краски и т. д. Короче говоря, мы вызывали экспериментально нарушения и затруднения в свободном течении детской деятельности.

При подсчете тех же самых случаев, но без экспериментально вызванных нарушений деятельности мы получили даже несколько более низкий коэффициент, чем у Пиаже. Таким образом, мы приобретаем право полагать, что затруднения или нарушения гладко текущей деятельности являются одним из гласных факторов, вызывающих к жизни эгоцентрическую речь.

Эгоцентрическая речь – это разговор ребенка, который обращен к самому себе и сопровождает любую его деятельность. Она характерна для малышей в возрасте 5-7 лет. По мнению ученых, она считается нормальным явлением в развитии ребенка: разговаривая с собой, ребенок размышляет. Малыш не нуждается в слушателях, он просто обсуждает выполняемые действия сам с собой.

Пиаже

С точки зрения Жана Пиаже, эгоцентрическая речь связана с тем, что ребенок направлен на себя, а не на социум, поэтому он разговаривает сам с собой, а не с окружающими. Также он считал, что по тому, как формируется эгоцентрическая речь, можно судить о формировании детского мышления, после 5-6 лет она бесследно исчезает.

Через время сам процесс сравнения и вывод о том, какое колечко нужно надеть сначала, а какое потом, уходит во внутренний план: ребенок сравнивает их мысленно и выполняет действие молча. Эгоцентрическая речь, по мнению отечественного психолога, переходит во внутреннюю и остается с человеком на всю жизнь.

Выводы Жана Пиаже

Выводы Жана Пиаже

Впервые эгоцентрическую речь выделил Жан Пиаже. Он предполагал, что по анализу детской эгоцентрической речи можно понять образ мыслей ребенка. Также он выявил, что взрослая и детская речь имеют несколько функций, при этом донесение своих мыслей до собеседника – лишь одна из них. В результате экспериментов Ж.Пиаже сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая – для себя и социализированная – для общения с окружающими.

Виды эгоцентрической речи

В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.

Эхолалия

Эхолалия

По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.

Монолог

Коллективный монолог

Коллективный монолог

Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.

Исследования Выготского

Лев Семенович Выготский

Отечественный психолог Лев Семенович Выготский с Ж. Пиаже был не согласен. По его теории о природе эгоцентрической речи, это – часть процесса интериоризации действий, то есть – перемещения их из внешней среды в умственную речь. На примере процесс интериоризации происходит следующим образом:

  1. Ребенок слышит от взрослого: нельзя трогать розетку — там тебя дядя Ток укусит.
  2. Увидев розетку, малыш проговаривает себе сам, без необходимости быть услышанным: трогать нельзя, там дядя Ток.
  3. При виде розетки, кроха уже во внутренней речи говорит себе, что розетку трогать нельзя.

Мое мнение об эгоцентрической речи

Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.

Заключение

Эгоцентрическая речь – это нормальное явление в развитии ребенка. В дошкольном возрасте она не должна вызывать беспокойства у родителей. Проговаривая мысли вслух, малыш думает, и со временем эти размышления становятся его внутренней речью, оставаясь с ним на всю жизнь.

Эгоцентрической можно назвать речь ребенка, которая направлена на внутренний разговор с самим собой. Подобное поведение характерно для детей дошкольного и школьного возраста, примерно 6-7 лет. Специалисты в области психологии считают подобные разговоры нормальными, ведь таким образом малыш просто размышляет и проговаривает свои действия.

Ученый Жан Пиаже объясняет детский эгоцентризм тем, что ребенок в этом возрасте слышит исключительно себя и минимально реагирует на социум. Концепция Выготского предполагает, что эгоцентричная речь является переходным этапом ребенка от внешних действий к внутренней речи. В качестве примера можно привести сбор пирамидки, когда малыш вслух рассуждает о том, какое из колечек является больше и какое следует надевать вначале. Со временем ребенок перестает проговаривать очевидные для него вещи вслух и продолжает сравнивать колечки молча, продолжая собирать пирамидку.

Выводы Жана Пиаже

Жан Пиаже считал, что благодаря эгоцентрической речи можно максимально хорошо понять мысли ребенка. Ученый утверждал, что речь взрослых людей и детей — многофункциональное умение, а донесение мыслей — всего лишь одна из функций. В ходе проделанных экспериментов Пиаже выявил 2 вида речи у детей — эгоцентрическая и социализированная. Первая предназначена для общения с самим собой, а вторая — с окружающими.

Какой бывает эгоцентрическая речь?

Согласно проведенным историческим экспериментам, Пиаже выделил 3 основных вида эгоцентрической речи, каждая из них является вполне приемлемым для дошкольников:

  1. При эхолалии малыш старается повторять слова, которые он ранее услышал, при этом даже не понимая значения. Такой вид эгоцентрической речи характерен для двухлетнего возраста.
  2. Во время монолога ребенок общается с самим собой, не думая о том, что его может кто-то слушать. Если присмотреться к чаду, то можно увидеть, что его действия и речь связаны. Когда малыш начинает что-то делать, он активно проговаривает свои действия.
  3. Ученые также выявили коллективный монолог, когда 2 сверстника пытаются наладить диалог, но по-прежнему каждый из них проговаривает все для себя. Они не ждут, что собеседник станет отвечать на вопросы. По мнению Пиаже, данный тип эгоцентрической речи является наиболее социализированным.

Исследования Выготского

В отличие от Жана Пиаже, Лев Выготский считал, что эгоцентрическая речь является процессом переноса действия от внешней среды в умственную речь. Так, например, ребенок от взрослого слышит историю, что в розетке есть ток, и ее трогать нельзя. Увидев розетку, малыш сам себе начинает проговаривать, что ее нельзя трогать. В дальнейшем детское сознание воспринимает розетку как что-то запрещенное.

Таким образом, согласно Выготскому, эгоцентрическая речь является некой линией перехода от внешнего действия к внутренней речи. Развитие эгоцентрической речи можно наблюдать даже в сюжетно-ролевой детской игре. Так, например, раньше мышление малыша работало несколько иначе, и он подробно проговаривал все действия при варке каши. Однако с возрастом детская игра становится не такой подробной, так как малыш перестаёт проговаривать каждое свое действие.

Эгоцентризм в речи

Случаются ситуации, когда и у взрослых людей можно наблюдать эгоцентрическую речь. Чаще всего такое происходит, когда индивид начинает заниматься новым для себя ремеслом. Например, эгоцентричным можно назвать вязание чего-либо крючком, особенно когда данное занятие для женщины является полностью новым.

После того как определенные действия станут выполняться чисто на интуитивном уровне и дойдут до автоматизма, человеку не придется проговаривать про себя. Кроме того, у взрослых данный период происходит гораздо быстрее, чем у детей. Часто экспрессивный характер ребенка может очень обеспокоить родителей, однако, следует помнить, что подобное поведение является нормой в развитии. В данном случае соотношение информации и развития мозга не позволяют ребенку удерживать все в голове, поэтому помимо мыслей, он старается проговаривать новые действия. Спустя определенное время, когда ребенок начинает подрастать, эгоцентрическая речь становится внутренней, и малыш начинает уже мыслить самостоятельно, а не вслух. К тому же, его рассуждения становятся более осознанными и взрослыми. Именно поэтому нельзя назвать эгоцентрическую речь чем-то ненормальным и неправильным.

Но какое же место занимает эгоцентрическая речь в мышлении ребенка? В психоанализе принято выделять два типа мысли: направленную, или разумную(имеющую цель, приспособленную к действительности) и мысль ненаправленную (подсознательную, не приспособленную к действительности), которую Блейлер предложил называть аутистической мыслью. Эти две формы наделены различными чертами и отличаются, прежде всего, по своей природе, поскольку одна из них социализирована, направлена на приспособление двух субъектов друг к другу, а другая остается несообщаемой, индивидуальной. Между аутистическим и разумным мышлением существует много разновидностей по уровню и степени коммуникативности. Именно эгоцентрическую мысль Пиаже называет основной на шкале из этих промежуточных форм. По своей структуре она остается аутистической, но ее интересы уже не направлены на удовлетворение организменных потребностей или потребностей игры, а обращены на умственное приспособление так же, как и у взрослого [6].

В своем первом исследовании, посвященном выяснению функции речи у детей, Пиаже приходит к выводу, что все разговоры детей можно разделить на две группы, которые называет эгоцентрической и социализированной речью. Произнося фразы первой группы, ребенок не интересуется тем, понятно ли его объяснение собеседнику и слушает ли он его. Он говорит для себя, ради удовольствия приобщиться к делу, не пытаясь встать на точку зрения собеседника и не испытывая желания воздействовать на него [4].

Пиаже разбивает эгоцентрическую речь на три категории: повторение (эхолалия) — речь ребенка исключительно ради удовольствия; монолог — слово не служит для выражения мысли, но служит для сопровождения, углубления или вытеснения действия; монолог вдвоем (коллективный монолог) — ребенок приобщает другого к своей мысли, но не заботится о том, чтобы быть услышанным или понятым.

Согласно результатам исследования Пиаже, уровень коэффициента эгоцентрической речи ребенка может быть разным. Пиаже выделил закон, применительно к которому коэффициент вербального эгоцентризма в спонтанной речи возрастает там, где присутствует непрекословное господство авторитета взрослого и снижается в среде сверстников, где возможны дискуссии и споры. Однако, независимо от среды, с возрастом, после семи лет, коэффициент эгоцентрической речи уменьшается: как эгоцентризм уступает место децентрации, так и эгоцентрическая речь уступает место социализированной. Таким образом, развитие эгоцентрической речи идет по убывающей кривой.

Данная концепция развития речи связана с общей концепцией Пиаже, согласно которой эгоцентризм является исходным фактом, определяемым природой ребенка, а дальнейшее его развитие совершается путем происходящей извне социализации, вытесняющей первично заложенный в природе ребенка эгоцентризм [3; 4].

Выготский подверг глубокой теоретической и экспериментальной критике положение об эгоцентризме детского мышления и эгоцентрической речи. Пиаже откликнулся на критику Выготского и дал ей высокую оценку ввиду того, что Выготский не просто критиковал, а высказывал личную позицию и экспериментально доказывал ее. Отвечая на критические замечания Л.С. Выготского, Ж. Пиаже признавал их в значительной степени справедливыми, что мотивировало его пересмотреть сходство между аутизмом и эгоцентризмом и согласиться в том, что аутистическое мышление не является первичным, а эгоцентрическая речь идентична внутренней речи взрослого человека.

Позиция и аргументация Л.С. Выготского

С точки зрения Выготского, Пиаже не оценил подлинное значение эгоцентрической речи ребенка, ее родства и связи с внутренней речью и, вследствие этого, ложно истолковывает ее собственную природу — структурную, функциональную и генетическую [1].

Л.С. Выготский дает феномену эгоцентрической детской речи во многом противоположную интерпретацию. Его исследования привели к выводу о том, что эгоцентрическая речь в деятельности ребенка с ранних лет играет важную роль. Он попытался понять, какие причины лежат в основе рождения эгоцентрической речи. Для решения поставленного вопроса, Выготский взял за основу эксперимент, проводимый Ж. Пиаже для исследования детской речи, однако усовершенствовал его, внеся ряд затрудняющих моментов в деятельность ребенка (например: при рисовании у ребенка под рукой не оказалось нужного ему цветного карандаша, или другого инструмента) [1].

Отправными точками построения нового эксперимента стали моменты, отмеченные самим Пиаже. Пиаже описывает их как внешние проявления эгоцентрической речи, не придавая этим фактам особого теоретического значения. В логике рассуждения Л.С. Выготского служат следующие утверждения: эгоцентрическая речь представляет собой коллективный монолог, проявляется в детском коллективе, где дети занятых той же деятельностью; этот коллективный монолог сопровождается иллюзией понимания; и, наконец, речь для себя имеет характер внешней речи, напоминающую в какой-то степени социализированную речь, но произносится про себя, невнятно, шепотом.

Эгоцентрическая речь возникает не из недостаточной социализации изначально-индивидуальной речи, как утверждает Пиаже, а из недостаточной индивидуализации изначально-социальной речи, его недостаточного обособления и дифференциации, из ее невыделенности.

Природа и развитие эгоцентрической речи по Выготскому находятся в такой последовательности: сначала социальная речь, затем, эгоцентрическая, на основе которой вырастает внутренняя.

Таким образом, Выготский категорично выступает против обоснования природы эгоцентрической речи Ж. Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь первична и ее постепенно вытесняет социализированная речь, тем самым первая обречена на умирание. Выготский же осмелился предположить, что речь ребенка изначально социальна!

Смотря на теории двух ученых, хочется найти точку прикосновения, которая могла бы объединить их, сделать оба положения справедливыми. Можно предположить, что, несмотря на связь эгоцентрической речи с внутренней, эгоцентрическое мышление влияет на эгоцентрическую речь. Но опыты Выготского показали, что между рассматриваемыми явлениями никакой связи существовать не может, так как речь, как уже было упомянуто выше, выполняет прямо противоположную функцию эгоцентрическому мышлению — функцию реалистического мышления, сближаясь с логикой разумного действия.

Итак, проанализировав две концепции Л.С. Выготского и Ж. Пиаже соотношения социализированной и эгоцентрической речи можно выделить основные группы различий:

Во-вторых, различны функции речи. Если в концепции Пиаже эгоцентрическая речь не выполняет особо значимой функции, а лишь является сопровождением детской деятельности, то у Л.С. Выготского она несет самостоятельную функцию: рассуждение, осмысление ситуации.

В-третьих, природа и место в системе развития эгоцентрической речи различна. Эгоцентрическая мысль и речь с генетической точки зрения образует переходную ступень в развитии мышления от детского аутизма к логическому мышлению взрослых — таков взгляд Пиаже. Выготский же имеет на этот счет свои доводы: речь ребенка изначально социальна, лишь затем она дифференциируется на эгоцентрическую и коммуникативную (социализированную), а эгоцентрическая затем трансформируется во внутреннюю.

И, в-четвертых, судьба речи. С точки зрения Пиаже, эгоцентрическая речь развивается по убывающей кривой, она обречена на умирание вслед за эгоцентризмом детской мысли, но Выготский доказывает, что развитие речи происходит по восходящей кривой, она эволюционирует в более совершенную речь, во внутреннюю, падает лишь вокализация, что опять же говорит о прогрессе.

Виды речи.

-экспрессивная речь – звучащая, связана в большой степени с коммуникацией; Это может быть речь, обращенная к собеседнику, имеющая форму говорения. Речь, обращенная к самому говорящему – автономная речь.

- импрессивная речь –состоит в восприятии и понимании слышимого от окружающих.

-внутренняя речь – связана с мышлением; в нее включены процессы и механизмы, обеспечивающие осмысленность речи, ее связь с сознанием и личностью человека, мотивацией, эмоциями, прошлым опытом, языком и т.д. Современные представления связаны с внутренней речью как звеном переработки информации.

Функции речи:

- мыслительная (сигнификативная – обозначающая).

Схематический контур речевого взаимодействия: элементами схемы являются блоки речевого механизма. Произносительный блок включает органы артикуляции и голосообразования (на схеме А), восприятие и понимание речи осуществляется при посредстве воспринимающего блока, в устной речи – органы слуха. Блок С – звено внутренней речи.


Структура общения по Б.Ф.Ломову:

- макроуровень (сложная развивающаяся сеть взаимодействий индивида с другими людьми и группами); темы: развитие форм общения и их связь с социально-культурными нормами, традициями, взаимосвязи общественного и индивидуального сознания; возрастные особенности психики, формирование жизненных планов, развитие мотивов, способностей.

- мезауровень (сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия); темы: динамика общения, используемые средства, этапы, конфликты.

- микроуровень (элементарные единицы общения как сопряженные акты и транзакции); темы: механизмы формирования единиц общения, сопряженные эмоциональные реакции, невербальные компоненты, динамика экстериоризации и интериоризации психического.

Функции общения по Б.Ф. Ломову:

-Информационно-коммуникативная (обмен информации, обязательно предполагающий взаимное воздействие на мысли, чувства и поведение партнеров);

- Регуляторно-коммуникативная (интерактивная) функции (регуляция поведения и непосредственной организации совместной деятельности);

- Аффективно-коммуникативная (регуляция эмоциональной сферы человека; в процессе общения происходит либо сближение эмоциональных состояний субъектов, либо их поляризация, взаимное усиление).

Группа авторов (Андреева, Знаков) выделяет функцию познания, формирования межличностных отношений и организации совместной деятельности.

В процессе общения осуществляется процесс социальной перцепции – восприятие социальной действительности и человека человеком, а также межличностное познание. В этом процессе важную роль играют социально-коммуникативная компетентность– свойство личности, позволяющее ей успешно улавливать в поведении человека существенные для его понимания особенности, учитывать социкультурный и ситуативный контекст и действовать адекватно ему. Это интегративная характеристика личности, связанная с наличием опыта общения, ситуативной адаптивностью, а также владением вербальными средствами общения и умением понимать невербальные знаки и сигналы.

Невербальное общение.

Это область коммуникации (общения) посредством невербальных знаковых систем. Эта часть коммуникации не всегда осознается субъектами. Невербальная коммуникация имеет несколько форм: кинесика (жесты, мимика, пантомимика), паралингвистика (система вокализации голоса, паузы, хезитации), проксемика (нормы организации пространства и времени общения), визуальное общение (глазной контакт). Облик партнера по коммуникации тоже несет невербальную информацию о его состоянии, важную для интерпретации его поведения и речи в ходе коммуникативного взаимодействия (антропологические особенности – пол, возраст, раса; физиологические особенности – дыхание, кровообращение; функциональные особенности – поза, походка; внешний облик – одежда, материальный уровень; особенности совершаемых действий – имульсивность, темперамент, уровень сформированности навыков, компетентности и т.п.).

Невербальная коммуникация фило- и онтогенетически наиболее ранняя форма взаимодействия. Человек воспринимает все виды НК вне зависимости от семантического значения слова (т.е. происходит верная идентификация эмоционального состояния говорящего), но из-за того, что невербальная коммуникация обусловлена не только эволюцией, но и культурой, собеседники разных культур не всегда адекватно распознают невербальные знаки и сигналы друг друга. Знак – это элемент ненамеренного невербального поведения, несущий определенную психологическую информацию. Сигнал – это намеренный знак (глазной контакт, например, как признак интереса или опасности).

Функции невербальных способов общения связаны с передачей разнообразной информации. Во-первых, она показывает эмоциональное состояние воспринимаемого человека и его отношении к чему/кому-либо. Во-вторых, невербальная информация помогает прогнозировать поведение человека исходя из конкретной ситуации (с учетом культуры, расы, внешнего вида и т.п.). В-третьих, невербальная информация от одного человека помогает выносить суждение о психологическом климате в группе и даже состоянии общества.

Современные исследования невербальной коммуникации (общения) в отечественной психологии связываются с именем В.П.Морозова (Владимир Петрович), а также разработками в смежной с психологией области когнитивной лингвистики.

В.П. Морозов: изучал создание психологического портрета личности по невербальным особенностям его речи (2008). Психологический портрет понимается как субъективное отражение объективных свойств говорящего в сознании слушателя. Теоретической основой возможности построения психологического портрета по голосу является отражение многих психических и физических свойств и состояний в акустических характеристиках его речи (Морозов, 1991, 1998). Структуру психологического механизма распознавания слушателем личностных свойств говорящего по его голосу можно представить в виде 4х блоков (1 – объективные, реальные физические и психологические свойства говорящего, 2 –объективные, реальные акустические характеристики речи и голоса говорящего – интонационно-тембровые, темпоритимческие, 3-субъективный образ речи и голоса говорящего у слушателя ; этот образ существенно зависит от жизненного опыта, языковой и общей культуры, а также эмоционального слуха, еще одного предмета исследования В.П.Морозова; 4 блок – субъективный образ самого говорящего, т.е. совокупность его индивидуально-личностных и типологических свойств). Исследования показали высокую адекватность оценки по голосу, особенно биофизических и эмоциональных характеристик говорящего. Оценка личностных свойств говорящего тем лучше, чем выше его уровень экстраверсии по Айзенку (т.е. экстраверты точнее оцениваются).

В.П.Морозов ввел понятие эмоционального слуха – в некоторой степени обособленная функциональная система, составляющая перцептивную часть канала невербальной (экстралингвистической) коммуникации. Установил, что умение понимать эмоцию по голосу выше у представителей творческих профессий (артисты, музыканты), чем у представителей технических профессий.

Когнитивная лингвистика. Каталогизация и выяснение семантики жестов – Е.А.Гришина, мультимодальное (учет всех каналов –в т.ч. жестов, просодии: паузы, тоны, акценты) описание речи - А.А. Кибрик.

Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано.

Читайте также: