О назначении поэта кратко блок

Обновлено: 08.07.2024

Трактовка темы поэта и поэзии Блоком в определенные периоды его творчества сходна с пушкинской трактовкой этой темы.

В заботах суетного света

Молчит его святая лира,

Душа внушает хладный сон,

Быть может, всех ничтожней он…

Там — он на эшафоте черном

Слагает голову свою;

Здесь — именем клеймят позорным

Вследствие такого противоборства поэта и толпы опреде­ляются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:

Все сущее — увековечить,

Только тогда потомки скажут о нем:

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество.

Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью симво­листской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета…

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

Поэзии как рода художественной литературы. Поэзия не долж­на быть сиюминутной, она должна быть всеобъемлющей, ох­ватывать самые различные, пусть и незначительные, жизнен­ные проявления, находя в них красоту. В поэзии должны слы­шаться:

На торжественной реке,

С пароходом вдалеке —

И вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверж­дал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обраще­ния его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, яв­ляется объединяющим оба предыдущих этапа и как бы при­миряющим поэта и окружающий его мир.

Поэзия Блока

Александр Александрович Блок (1880-1921)

А. Блок — поэт переходной эпохи. Его творчество явилась своеобразным связующим звеном между русской классической поэзией и поэзией революционного мира рождается. И на этом пути он прошел через очень сложные поиски, через преодоление влияния идеалистических учений в философии и символизма в искусстве.

Основная категория искусства, художественный образ — это форма отражения действительности художником. Образ представляет собой конкретную и вместе с тем обобщенную картину жизни. Символ же в основе своей имеет переносное значение. Известны примеры традиционной символики: утренняя заря — символ молодости, хлеб-соль — символ гостеприимства. Образ выражает предмет конкретно, а символ — условно. Именно древнегреческое слово, что вызвало этот термин, переводится как знак, примета, пароль. Образ-символ передает в явлении определяющую его идею.

Характеристика творчества Блока

Во втором десятилетии 20 века Александр Блок стал воистину кумиром всей русской творческой интеллигенции того времени. Его признают одним из величайших поэтов России, который творил в самую загадочную и противоречивую эпоху – эпоху символизма. Внутри этого творческого течения Блок был одним из представителей второго поколения, которому было у кого поучиться, и который все еще мог привнести много нового и ранее неизведанного в это направление.
Раннее творчество Александра Блока – прямое свидетельство влияния со стороны романтической поэзии. Не секрет, что он был большим поклонником Жуковского и Лермонтова. Чистая поэзия Блока – это результат его увлечения Полонским и Фетом.

Взяв все самое лучшее от великих писателей и поэтов, Блок и сам навсегда вписал свое имя в число известных литераторов, тех, кто не только входит в обязательную программу по школьному курсу литературы, но и просто читается поклонниками во всем мире.

В заботах суетного света

Молчит его святая лира,

Душа внушает хладный сон,

Быть может, всех ничтожней он…

Там — он на эшафоте черном

Слагает голову свою;

Здесь — именем клеймят позорным

Вследствие такого противоборства поэта и толпы определяются и основные задачи поэта, цель его творчества. Она заключается в том, чтобы уйти от мира суеты в мир прекрасного. Только тогда поэт сможет реализовать свое предназначение:

Все сущее — увековечить,

Только тогда потомки скажут о нем:

Он весь — дитя добра и света,

Он весь — свободы торжество.

Такой подход к этой теме в ранние периоды творчества Блока был прежде всего связан с его приверженностью символистской школе, также пропагандировавшей уход поэта из мира реального в мир идеальный.

Моя свободная мечта

Все льнет туда, где униженье,

Где грязь, и мрак, и нищета…

Пускай зовут: Забудь, поэт!

Вернись в красивые уюты!

Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!

На торжественной реке,

С пароходом вдалеке —

и вообще все, что мило и дорого сердцу. Таким образом, тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир.

Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта перед народом и обществом, утверждает, что "единственное оправдание для писателя" - не суждения литературной среды и критики, а "неподкупное мнение читателя", "голос публики", "не голос, а как бы лёгкое дуновение души народной".
Блока волнует нравственная основа творчества писателя, его человеческое достоинство, потому что писатель для него "большего всего-человек ", "тот, кому дороже и выше всего звание человека". "Без человека стихи - один пар", пишет Блок в 1913 году.
Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. "Мы умираем, а искусство остается", - произносит Блок на торжественном собрании, посвященном годовщине смерти Пушкина.
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вслед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Александр Блок
О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА

Блок ровно в этот день - 13.02, но в 1921 году выступил в доме литераторатов с докладом на эту тему. Найти 'о назначении. ' не представляет никакого труда в инете-)

Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно все это!. .

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцей,
А вот у поэта - всемирный запой,
И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, -
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!
тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир. Звоны ледохода

Блок остро ставит вопрос о долге, великой ответственности художника, поэта перед народом и обществом, утверждает, что "единственное оправдание для писателя" - не суждения литературной среды и критики, а "неподкупное мнение читателя", "голос публики", "не голос, а как бы лёгкое дуновение души народной".
Блока волнует нравственная основа творчества писателя, его человеческое достоинство, потому что писатель для него "большего всего-человек ", "тот, кому дороже и выше всего звание человека". "Без человека стихи - один пар", пишет Блок в 1913 году.
Настоящий художник не уходит из жизни бесследно. "Мы умираем, а искусство остается", - произносит Блок на торжественном собрании, посвященном годовщине смерти Пушкина.
Пушкин! Тайную свободу
Пели мы вслед тебе!
Дай нам руку в непогоду,
Помоги в немой борьбе!
Не твоих ли звуков сладость
Вдохновляла в те года?
Не твоя ли, Пушкин, радость
Окрыляла нас тогда?

Александр Блок
О НАЗНАЧЕНИИ ПОЭТА

Блок ровно в этот день - 13.02, но в 1921 году выступил в доме литераторатов с докладом на эту тему. Найти 'о назначении. ' не представляет никакого труда в инете-)

Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности, есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно все это!. .

Ты будешь доволен собой и женой,
Своей конституцией куцей,
А вот у поэта - всемирный запой,
И мало ему конституций!

Пускай я умру под забором, как пес,
Пусть жизнь меня в землю втоптала, -
Я верю: то бог меня снегом занес,
То вьюга меня целовала!
тема творчества в лирике Блока прошла как бы три основных этапа, с которыми менялась трактовка поэтом данной темы. Первый период, связанный с влиянием символизма, утверждал необходимость отрыва поэта от суетного мира и обращения его к прекрасному. Для второго же этапа характерна прямо противоположная творческая концепция, требующая подчинения поэта законам времени. И наконец, последний этап, представленный фактически одним стихотворением, является объединяющим оба предыдущих этапа и как бы примиряющим поэта и окружающий его мир. Звоны ледохода

Выбрав категорию по душе Вы сможете найти действительно стоящие книги и насладиться погружением в мир воображения, прочувствовать переживания героев или узнать для себя что-то новое, совершить внутреннее открытие. Подробная информация для ознакомления по текущему запросу представлена ниже:

Александр Блок О назначении поэта

О назначении поэта: краткое содержание, описание и аннотация

Александр Блок: другие книги автора

Кто написал О назначении поэта? Узнайте фамилию, как зовут автора книги и список всех его произведений по сериям.

Александр Блок: Сборник стихов

Сборник стихов

Александр Блок: О назначении поэта

О назначении поэта

Александр Блок: Русь моя, жизнь моя…

Русь моя, жизнь моя…

Александр Блок: Стихи о прекрасной даме

Стихи о прекрасной даме

Александр Блок: Крушение гуманизма

Крушение гуманизма

Александр Блок: Король на площади

Король на площади

В течение 24 часов мы закроем доступ к нелегально размещенному контенту.

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

Борис Голлер: Лермонтов и Пушкин. Две дуэли (сборник)

Лермонтов и Пушкин. Две дуэли (сборник)

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

libclub.ru: книга без обложки

О назначении поэта — читать онлайн бесплатно полную книгу (весь текст) целиком

Александр Александрович Блок

О назначении поэта Речь, произнесенная в Доме литераторов на торжественном собрании в 84-ю годовщину смерти Пушкина

Наша память хранит с малолетства веселое имя: Пушкин. Это имя, этот звук наполняет собою многие дни нашей жизни. Сумрачные имена императоров, полководцев, изобретателей орудий убийства, мучителей и мучеников жизни. И рядом с ними – это легкое имя: Пушкин.

Пушкин так легко и весело умел нести свое творческое бремя, несмотря на то, что роль поэта – не легкая и не веселая; она трагическая; Пушкин вел свою роль широким, уверенным и вольным движением, как большой мастер; и, однако, у нас часто сжимается сердце при мысли о Пушкине: праздничное и триумфальное шествие поэта, который не мог мешать внешнему, ибо дело его – внутреннее – культура, – это шествие слишком часто нарушалось мрачным вмешательством людей, для которых печной горшок дороже Бога.

Мы знаем Пушкина – человека, Пушкина – друга монархии, Пушкина – друга декабристов. Все это бледнеет перед одним: Пушкин – поэт.

Поэт – величина неизменная. Могут устареть его язык, его приемы; но сущность его дела не устареет.

Сегодня мы чтим память величайшего русского поэта. Мне кажется уместным, сказать по этому поводу о назначении поэта и подкрепить свои слова мыслями Пушкина.

Что такое поэт? Человек, который пишет стихами? Нет, конечно. Он называется поэтом не потому, что он пишет стихами; но он пишет стихами, то есть приводит в гармонию слова и звуки, потому что он – сын гармонии, поэт.

Что такое гармония? Гармония есть согласие мировых, сил, порядок мировой жизни. Порядок – космос, в противоположность беспорядку – хаосу. Из хаоса рождается космос, мир, учили древние. Космос – родной хаосу, как упругие волны моря – родные грудам океанских валов. Сын может быть не похож на отца ни в чем, кроме одной тайной черты; но она-то и делает похожими отца и сына.

Хаос есть первобытное, стихийное безначалие; космос – устроенная гармония, культура; из хаоса рождается космос; стихия таит в себе семена культуры; из безначалия создаётся гармония.

Мировая жизнь состоит в непрестанном созидании новых видов, новых пород. Их баюкает безначальный хаос; их взращивает, между ними производит отбор культура; гармония дает им образы и формы, которые вновь расплываются в безначальный туман. Смысл этого нам непонятен; сущность темна; мы утешаемся мыслью, что новая порода лучше старой; но ветер гасит эту маленькую свечку, которой мы стараемся осветить мировую ночь. Порядок мира тревожен, он – родное дитя беспорядка и может не совпадать с нашими мыслями о том, что хорошо и что плохо.

Мы знаем одно: что порода, идущая на смену другой, нова; та, которую она сменяет, стара; мы наблюдаем в мире вечные перемены; мы сами принимаем участие в сменах пород; участие наше большей частью бездеятельно: вырождаемся, стареем, умираем; изредка оно деятельно: мы занимаем какое-то место в мировой культуре и сами способствуем образованию новых пород.

Читайте также: