О марийском языке кратко

Обновлено: 02.07.2024

В марийском языке отсутствует понятие о грамматическом роде имен существительных (мар. лӱм мут).

Имена существительные изменяются по числам, падежам и лицам.

Образование множественного числа

Множественное число имен существительных образуется путем прибавления к форме единственного числа суффикса множественности.

К существительным с конкретным предметным значением прибавляется суффикс -влак (в горном диалекте -влӓ , в некоторых говорах -шамыч ), например:

Суффиксы -влак и -шамыч пишутся через дефис, -влӓ — слитно.

С топографическими названиями употребляется суффикс -ла , который пишется слитно, например:

С некоторыми именами существительными, выражающими групповую множественность людей, употребляется суффикс -мыт , например:

В марийском языке нет существительных, выступающих лишь в форме множественного числа, но есть существительные, имеющие только форму единственного числа и обозначающие как множественное, так и единственное число предметов (частей тела, парных предметов одежды), например:

Склонение имен существительных

В марийском языке имеется девять падежей:

Примечание.

Вопросы: кӧ? , кӧн? , кӧлан? , кӧм? ; относятся лишь к существительным, обозначающим людей; к существительным, обозначающим прочие существа, а также предметы, явления и др. относятся вопросы мо? , мон? , молан? , мом?

Падежные окончания

Различают две группы падежных окончаний:

  • 1-я группа для слов, оканчивающихся на гласный звук, и
  • 2-я группа для слов, оканчивающихся на согласный звук.

Таблица падежных окончаний

1 группа
Существительные, оканчивающиеся
на гласный звук
2 группа
Существительные, оканчивающиеся
на согласный звук
Им.
Род. -ын
Вин. -ым
Местн. -ште ( -што , -штӧ ) -ыште ( -ышто , -ыштӧ )
Напр. -шке ( -шко , -шкӧ ), -ш -ышке ( -ышко , -ышкӧ ), -ыш
Обст. -ш , -еш ( -эш ) -еш ( -эш )
Но:
Дат. -лан -лан
Ср. -ла -ла
Совм. -ге -ге

Значение падежей

Именительный падеж

Является исходной формой имени. В предложении выступает в качестве следующих членов:

а) подлежащего, например:

б) именной части сказуемого, например:

в) определения, например:

г) приложения, например:

Родительный падеж:

а) по преимуществу выражает принадлежность, при этом слово в предложении выступает в роли определения и, реже, в роли косвенного дополнения, например:

б) обозначает целое, определяющее что-либо, как часть этого целого, например:

Дательный падеж:

в) служит для выражения именного сказуемого при глаголах-связках и указывает на должность, положение, какие-либо качества и т. п., например:

г) служит для выражения времени, срока, например:

д) выражает причину, например:

Винительный падеж

Обозначает прямой объект при переходных глаголах, например:

Винительный падеж без окончания иногда употребляется при неопределенной форме глагола или с отглагольными существительными, например:

Местный падеж

Направительный падеж

Направительный падеж может иметь усеченные формы окончаний: -ш ( -ыш ) вместо -шке , -шко , -шкӧ ( -ышке , -ышко , -ышкӧ ), например:

Обстоятельственный падеж

Обстоятельственный падеж может иметь значение времени, например:

Иногда указывает на предмет, который явился причиной какого-либо действия, например:

Таблицы склонения имен существительных

Единственное число

Примечание.

    1. Слова, обозначающие живые существа (людей, животных и др.) могут иметь формы только первых шести падежей.
    2. Как видно из таблиц, конечный гласный, находящийся под ударением ( книга́ , кӱтӱ́ ), сохраняется, а неударяемый конечный гласный переходит в ы .

    Множественное число

    Во множественном числе падежные окончания присоединяются не к склоняемому слову непосредственно, а к суффиксу множественности.

    Притяжательные формы

    Таблица притяжательных суффиксов

    Число и лицо обладателя Притяжательные суффиксы Соответствует русскому местоимению
    Для гласных основ Для согласных основ
    Конечный ударяемый гласный Конечный неударяемый гласный
    1-е л. ед. ч. -ем -ем мой
    2-е л. ед. ч. -ет -ет твой
    3-е л. ед. ч. -же ( -жо , -жӧ ) -же ( -жо , -жӧ ) -ше ( -шо , -шӧ ),
    –ыже ( -ыжо , -ыжӧ )
    его (её)
    1-е л. мн. ч. -на -на -на наш
    2-е л. мн. ч. -да -да -да ваш
    3-е л. мн. ч. -шт -шт -ышт их

    Примеры присоединения притяжательных суффиксов

    Как видно из таблицы, признак множественности присоединяется после суффикса принадлежности.

    Склонение существительных с притяжательными суффиксами

    При склонении существительных с притяжательными суффиксами в первых шести падежах притяжательный суффикс ставится перед падежным окончанием или перед суффиксом множественности, а в трех последних падежах после падежных окончаний (как в единственном, так и во множественном числе).

    Падеж Единственное число Множественное число
    Им. книгам книгам-влак
    Род. книгамын книгам-влакын
    Дат. книгамлан книгам-влаклан
    Вин. книгамым книгам-влакым
    Ср. книгамла книгам-влакла
    Совм. книгамге книгам-влакге
    Местн. книгаштем книга-влакыштем
    Напр. книгашкем книга-влакышкем
    Обст. книгашем книга-влакешем

    Притяжательные суффиксы употребляются со всеми частями речи, выступающими в значении существительного: с прилагательным, числительным, местоимением, причастием, например:

    Принадлежит к финно-пермской группе этих языков (наряду с прибалтийско-финскими, саамскими, мордовскими, удмуртским и коми языками). Помимо Марий Эл распространён также в бассейне реки Вятки и восточнее, до Урала. В марийском (лугово-восточном марийском) языке выделяют несколько диалектов и говоров: луговой, распространённый исключительно на луговом берегу (у Йошкар-Олы); а также примыкающие к луговому т. н. восточные (уральские) говоры (в Башкортостане, Свердловской области, Удмуртии и др.); на северо-западном наречии лугового марийского языка разговаривают в Нижегородской и некоторых районах Кировской и Костромской областях. Отдельно выделяется горномарийский язык, распространённый преимущественно на горном правом берегу Волги (около Козьмодемьянска) и отчасти на луговом правом её берегу — на западе Марий Эл.

    Содержание

    Численность

    Лугово-восточный марийский

    (% от общей численности)

    Горномарийский

    История языка

    История марийского языка сравнительно мало известна. Достоверно известно лишь то, что он сформировался в Поволжье, но на территориях гораздо более западных, чем современные территории его распространения. Некоторую опору в деле установления хронологических дат дают заимствования. Так, можно утверждать, что переход старого /с/ в /ш/ произошёл в марийском языке позднее начала татарского влияния, то есть не раньше XIII века.

    Грамматический строй

    Словообразование построено на словосложении и суффиксации.

    В области синтаксиса характерны отсутствие согласования, кроме согласования глагола с существительным в лице и числе, и употребление отрицательного глагола, при котором знаменательный глагол заменяется особыми отглагольными восполнительными формами.

    Словарный состав



    В словаре марийского языка обычно устанавливают много наслоений. На время до н. э. падают заимствования из речи ариев юго-восточной Европы. На время с VII века падают заимствования из речи волжских булгар. Число этих заимствований колоссально. Причина проникновения в марийский язык такого числа волжско-булгарских заимствований заключается несомненно в том, что марийцы в течение многих веков жили в сфере напряженного экономического, политического и культурного воздействия волжских булгар.

    На более позднее время падают заимствования из татарского и русского языка.

    Фонетика марийского языка

    В настоящее время литературные марийские языки (горномарийский и луговомарийский) пользуются письмом, построенным на основе т. н. русской гражданской азбуки. Построение письма рационально, принцип его — фонетический. Состав буквенных знаков следующий:

    1. Гласные: а, о, у, ӧ, ӱ, э, и, также ы̆ и (горн.) ӹ; ӧ, ӱ — это передние гласные, соответствующие задним о, у; ы̆ — это редуцированный (ослабленный) задний гласный; ӹ — это редуцированный (ослабленный) передний гласный; й — это гласный в функции согласного (неслоговой)
    2. Согласные:

    Сингармонизм

    По своему фонетическому строю марийский язык весьма своеобразен, и в этом отношении он резко отличается от других финно-угорских языков. И гласные и согласные подчиняются сингармонизму. Особенно полно развит сингармонизм в горном наречии.

    Если в каком-либо слоге имеются а, о, у или ы̆, то в последующих слогах выступают кроме э и и только а, о, у или ы̆; если же в каком-либо слоге имеются ӧ, ӱ или ӹ, то в последующих слогах выступают кроме э и и только ӧ, ӱ или ӹ. В слогах с ӧ, ӱ, ӹ, а также э и и согласные (кроме ль и нь, которые всегда мягки) звучат полумягко. В луговом наречии сингармонизм действует несколько более ограниченно.

    Числительные

    Количественные числительные в марийском языке имеют краткую и полную форму.

    1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 20
    Ик, и́кте (и́кыт, и́ктыт) Кок, ко́кыт (ко́ктыт) Кум, ку́мыт Ныл, ны́лыт Виз (вич), ви́зыт Куд, ку́дыт Шым, шы́мыт Канда́ш, канда́ше Инде́ш, инде́ше Лу Лати́к, лати́кыт Ко́ло
    30 40 50 60 70 80 90 100 1000 10000 1000000 1000000000
    Ку́мло Ны́лле Ви́тле Ку́дло Шы́мле Кандашле Индешле Шӱдӧ Тӱжем Тӱмем Амион Камысыр

    Местоимения

    Правописание Местоимение
    Мый Я
    Тый Ты
    Тудо Он, она, оно
    Ме Мы
    Те Вы
    Нуно Они

    История исследований языка

    Первые исследования марийского языка появляются в начале XVIII века.

    В настоящее время существует два в достаточной мере оформленных литературных марийских языка: марийский луговой и марийский горный. Некоторые вопросы строительства этих литературных языков до сих пор однако не являются вполне разрешёнными. Не вполне благополучно обстоит, например, дело со словарём реконструктивного периода.

    Письменность

    Примечания

    Источники

    • Троицкий В. П., Черемисско-русский словарь, Казань, 1894 (горн. и лугов.);
    • Васильев В. М., Записки по грамматике народа мари, Казань, 1918 (горн. и лугов.);
    • Шорин В. С., Маро-русский словарь горного наречия, Казань, 1920;
    • Кармазин Г. Г., Материалы к изучению марийского языка, Краснококшайск, 1925 (лугов.);
    • Его же, Учебник марийского языка лугово-восточного наречия, Йошкар-Ола, 1929;
    • Васильев В. М., Марий Мутэр (словарь горн. и лугов.), Центриздат, М., 1929;
    • Castrén M. A., Elementa grammaticae tscheremissicae, Kuopio, 1845 (горн.);
    • Wiedemann F., Versuch einer Grammatik der tscheremissischen Sprache, SPB, 1847 (горн.);
    • Budenz J., Erdei és hegyi cseremisz szótár, Pest, 1866 (мар., венг., лат. словарь, горн. и лугов.);
    • Szilasi M., Cseremisz szótár, Budapest, 1901 (мар., венг., нем. словарь горн. и лугов.);
    • Ramstedt C., Bergtscheremissische Sprachstudien, Helsingfors, 1902 (кроме текстов мар., нем. словарь, горн.);
    • Beke О., Cseremisz nyelvtan, Budapest, 1911 (грам. горн. и лугов.);
    • Räsänen M., Die tschuwassischen Lehnwörter im Tscheremissischen, Helsinki, 1920;
    • Lewy E., Tscheremissische Grammatik, Lpz., 1922 (лугов.);
    • Wichmann Y., Tscheremissische Texte mit Wörterverzeichnis und grammatikalischem Abriss, Helsingfors, 1923 (кроме текстов словарь и грам. очерк, горн. и лугов.);
    • Räsänen, Die tatarischen Lehnwörter im Tscheremissischen, Helsinki, 1923.

    Ссылки

    См. также

    • Языки и диалекты по алфавиту
    • Языки России
    • Марийский язык

    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Полезное

    Смотреть что такое "Марийский язык" в других словарях:

    Марийский язык — один из финно угорских яз. Принадлежит к финской группе этих яз. (наряду с прибалтийско финскими, лопарским, мордовским, удмуртским и коми яз.). Распространен в Марийской авт. обл., а также по соседству, особенно в бассейне р. Вятки и восточнее,… … Литературная энциклопедия

    МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК — относится к финно?угорским языкам (волжско финская группа). Имеет 2 разновидности литературного языка: лугово восточный марийский язык и горно марийский язык. Письменность на основе русского алфавита … Большой Энциклопедический словарь

    марийский язык — относится к финно угорским языкам (волжско финская группа). Имеет 2 литературных языка: лугово восточный Марийский язык и горно марийский язык. Письменность на основе русского алфавита. * * * МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК, относится к финно… … Энциклопедический словарь

    Марийский язык — (устар. черемисский язык) один из финно угорских языков. Распространён в Марийской АССР, Татарской АССР, Удмуртской АССР, Башкирской АССР, Горьковской, Кировской, Свердловской, Пермской областях РСФСР. Число говорящих около 539 тыс. чел. (1979 … Лингвистический энциклопедический словарь

    Марийский язык — черемисский язык, язык марийцев (См. Марийцы), живущих в Марийской АССР, Башкирской АССР, Удмуртской АССР, Татарской АССР и некоторых других районах. Число говорящих на М. я. свыше 546 тысяч чел. (1970, перепись). Относится к финно… … Большая советская энциклопедия

    Лугово-восточный марийский язык — Марийский язык Самоназвание: Марий йылме Страны: Россия Регионы: Марий Эл Официальный статус: Марий Эл Общее число носителей … Википедия

    Лугово-марийский язык — Марийский язык Самоназвание: Марий йылме Страны: Россия Регионы: Марий Эл Официальный статус: Марий Эл Общее число носителей … Википедия

    Горно-марийский язык — … Википедия

    Марийский — язык Самоназвание: Марий йылме Страны: Россия Регионы: Марий Эл Официальный статус: Марий Эл Общее число носителей … Википедия

    МАРИЙСКИЙ — МАРИЙСКИЙ, марийская, марийское. прил. к мари. Марийский язык. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    МАРИЙСКИЙ ЯЗЫК (старое название – черемисский язык), относится к волжским языкам финно-угорской семьи уральских языков. Самоназвание народа, говорящего на данном языке, – мари, что означает 'муж'. Распространен на территории республики Марий Эл, в некоторых районах Удмуртии, Башкирии, Татарии, Кировской, Пермской, Свердловской и Нижегородской областей Российской Федерации. Численность марийцев (по переписи 1989) – 670 868 человек. Родным считают марийский язык 86,7% марийцев. 69,9% марийцев двуязычны (владеют также русским языком), многие знают удмуртский, татарский и башкирский.

    В финно-угроведении утвердилось деление марийского языка на четыре диалекта: луговой, восточный, северо-западный и горный; известны и более дробные классификации. У лугово-восточных марийцев, с одной стороны, и горномарийцев – с другой имеются отличные друг от друга варианты литературного языка, в связи с чем в последнее время принято говорить о двух марийских языках: лугово-восточном (или просто марийском) и горномарийском.

    Первый памятник марийского языка (список слов) датируется концом 17 в., первый связный текст – 18 в. Ранние сведения о языке мари имеются в трудах Н.К.Витзена (17 в.), Ф.И. фон Страленберга, Г.Ф.Миллера и др. (18 в.). Зарождение письменности (на основе русской графики), сложившейся на базе религиозных текстов, относится к началу 19 в. Светская литература сложилась на рубеже 19–20 вв.

    В истории марийского языка выделяют четыре периода: 1) прамарийский (4–7 вв.), характеризующийся относительным единством марийского языка; 2) период тюркского влияния, когда марийцы входили в состав Булгарского (7–13 вв.) и Казанского (13–16 вв.) ханств и когда начали формироваться основные различия между луговым и горным диалектами; 3) период углубления диалектных различий и формирования под тюркским влиянием восточного диалекта (16 – начало 20 вв.; 4) период формирования в 1960-е годы северо-западного диалекта и развития литературных норм марийских языков. В результате тесных контактов с тюркскими языками в марийском произошли разного рода изменения: под влиянием татарского и чувашского языков развилась губная гармония и появились сходные тенденции в расстановке словесного ударения; были заимствованы типы спаренных глаголов, многие суффиксы и аналитические формы прошедшего времени. Русский язык дал марийскому (особенно в его горномарийском варианте) множество слов, вытеснивших ранее бытовавшие там тюркские заимствования, и повлиял на формирование сложноподчиненных предложений.

    Галкин И.С. Историческая грамматика марийского языка, ч. 1–2. Йошкар-Ола, 1964–1966
    Казанцев Д.Е., Патрушев Г.С. Современный марийский язык. Лексикология. Йошкар-Ола, 1972
    Лаврентьев Г.И. Состав слова и словообразование в современном марийском языке. Йошкар-Ола, 1984
    Хайду П. Уральские языки и народы. М., 1985
    Васильев В.М., Саваткова А.А., Учаев З.В. Марла-рушла мутер (Марийско-русский словарь). Йошкар-Ола, 1991
    Коведяева Е.И. Марийский язык; Горномарийский вариант литературного марийского языка. – В кн.: Языки мира. Уральские языки. М., 1993
    Андуганов Ю.В. Марийский язык. – В кн.: Государственные языки в Российской Федерации. М., 1995
    Тужаров Г.М. Грамматические категории имени существительного в марийском языке. Йошкар-Ола, 1998

    Марийцы, ранее известные, как черемисы, в прошлом славились своей воинственностью. Сегодня же их называют последними язычниками Европы, поскольку народ сумел пронести сквозь века национальную религию, которую до сих пор исповедует значительная его часть. Этот факт удивит еще больше, если знать, что письменность у народа мари появилась лишь в XVIII столетии.

    Название


    Где живут

    Более 50% марийцев проживает на территории Республики Марий Эл, где составляет 41,8% ее населения. Республика является субъектом Российской Федерации и входит в состав Приволжского федерального округа. Столица региона — город Йошкар-Ола.
    Основная зона проживание народности — зона междуречья Ветлуги и Вятки. Однако в зависимости от места расселения, языковых и культурных особенностей выделяют 4 группы марийцев:

    1. Северо-западные. Живут за пределами Марий Эл, на территории Кировской и Нижегородской областей. Их язык существенно отличается от традиционного, однако собственной письменности у них не существовало вплоть до 2005 года, когда вышла первая книга на национальном языке северо-западных марийцев.
    2. Горные. В современности малочисленны — порядка 30-50 тысяч человек. Обитают в западной части Марий Эл, преимущественно на южном, частично на северном берегах Волги. Культурные отличия горных марийцев стали формироваться еще в X-XI веках, благодаря тесному общению с чувашами и русскими. Имеют собственный горномарийский язык и письменность.
    3. Восточные. Значительная по численности группа, состоящая из переселенцев луговой части Волги в Приуралье и Башкортостан.
    4. Луговые. Самая значительная по численности и культурному влиянию группа, проживающая в Волго-Вятском междуречье в Республике Марий Эл.

    Две последние группы часто объединяют в одну из-за максимальной схожести языковых, исторических и культурных факторов. Они образуют группы лугово-восточных марийцев с собственным лугово-восточным языком и письменностью.

    Численность


    Оставшаяся часть марийцев населяет в основном регионы Поволжья и Урала, живет по всей Россией и за ее пределами. Значительная часть проживает в Челябинской и Томской областях, Ханты-Мансийском АО.
    Наиболее крупные диаспоры:

    • Кировская область — 29,5 тыс. чел.
    • Татарстан — 18,8 тыс. чел.
    • Удмуртия — 8 тыс. чел.
    • Свердловская область — 23,8 тыс. чел.
    • Пермский край — 4,1 тыс. чел.
    • Казахстан — 4 тыс. чел.
    • Украина — 4 тыс. чел.
    • Узбекистан — 3 тыс. чел.

    Лугово-восточный марийский язык, являющийся, наряду с русским и горномарийским, государственным в Республике Марий Эл, входит в большую группу финно-угорских языков. А также наряду с удмуртским, коми, саамским, мордовским языками входит в малую финно-пермскую группу.
    Точных данных о происхождении языка нет. Считается, что он сформировался в Поволжье еще до X столетия на базе финно-угорских и тюркских диалектов. Значительные изменения он претерпел в период вхождения марийцев в состав Золотой Орды и Казанского каганата.
    Марийская письменность возникла достаточно поздно, лишь во второй половине XVIII века. Из-за этого нет никаких письменных свидетельств о быте, жизни и культуре марийцев на всем протяжении их становления и развития.
    Алфавит был создан на основе кириллического, а первый сохранившийся до наших дней текст на марийском относится к 1767 году. Его создали учившиеся в Казани горномарийцы, а посвящен он был приезду императрицы Екатерины Второй. Современный алфавит был создан в 1870 году. Сегодня на лугово-восточном марийском языке издается ряд национальных газет и журналов, его изучают в школах Башкирии и Марий Эл.

    История

    Предки марийской народности начали освоение современной Волго-Вятской территории в начале первого тысячелетия новой эры. Они мигрировали из южных и западных областей на Восток под давлением агрессивных славянских и тюркских народов. Это привело к ассимиляции и частичной дискриминаций пермян, исконно обитавших на этой территории.


    Внешность

    Антропология марийцев восходит к древнеуральской общности, которая сформировала отличительные черты внешности народов финно-угорской группы в результате смешения с европеоидами. Генетические исследования показывают наличие у марийцев генов гаплогрупп N, N2a, N3a1, которые есть также у вепсов, удмуртов, финнов, коми, чувашей и прибалтийцев. Аутосомные исследования показали родство с казанскими татарами.


    Антропологический тип современных марийцев — субуральский. Уральская раса является промежуточной между монголоидной и европеоидной. У марийцев же наблюдается больше, по сравнению с традиционной формой, монголоидных признаков.
    Отличительными чертами внешности являются:

    • средний рост;
    • желтоватый или более темный, чем у европеоидов, цвет кожи;
    • миндалевидные, чуть раскосые глаза с опущенными вниз внешними уголками;
    • прямые, плотные волосы темного или русого оттенка;
    • выступающие скулы.

    Одежда

    Мужские и женские традиционные костюмы были схожими по комплектации, однако женский украшался более ярко и богато. Так, повседневный наряд состоял из похожей на тунику рубахи, которая у женщин была длинной, а мужчин не доходила до колен. Под нее надевали просторные штаны, сверху кафтан.


    Нательная одежда шилась из домотканой материи, которую производили из конопляных волокон или шерстяных нитей. Женский костюм дополнялся расшитым передником, орнаментами украшали рукава, манжеты и ворот рубахи. Традиционные узоры — кони, солярные знаки, растения и цветы, птицы, бараньи рога. В холодное время года поверх нее надевали сюртуки, тулупы и шубы из овечьей шкуры.
    Обязательный элемент костюма — пояс или поясная обмотка из полотняного куска материи. Женщины дополняли ее подвесками из монет, бисера, ракушек, цепочек. Обувь изготавливали из лыка или кожи, в болотистой местности ее снабжали специальными деревянными платформами.
    Мужчины носили высокие шляпы с узкими полями и накомарники, поскольку большую часть времени проводили вне дома: на поле, в лесу или на реке. Женские головные уборы славились большим разнообразием. От русских была заимствована сорока, популярностью пользовался шарпан, то есть повязанное вокруг головы полотенце, скрепленное очельем — узкой полоской ткани, расшитой традиционными орнаментами. Отличительный элемент свадебного костюма невесты — объемное нагрудное украшение из монет и металлических декоративных элементов. Оно считалось семейной реликвией и передавалось из поколения в поколение. Вес такого украшения мог доходить до 35 килограммов. В зависимости от места проживания, особенности костюмов, орнаментов и расцветок могли значительно различаться.

    Мужчины

    У марийцев бытовал патриархальный уклад семьи: мужчина был главным, однако в случае его смерти во главе семьи вставала женщина. В целом отношения были равноправными, хотя все общественные вопросы и ложились на плечи мужчины. Долгое время в марийских поселениях существовали пережитки левирата и сорората, притеснявшие права женщин, однако большая часть народности их не придерживалась.


    Женщины

    Женщина в марийской семье играла роль хранительницы домашнего очага. В ней ценились трудолюбие, смирение, хозяйственность, добродушие, материнские качества. Поскольку за невесту выставлялось солидное приданое, а ее роль помощницы по хозяйству была значительной, замуж девушки выходили позже, чем юноши. Часто случалось так, что невеста была на 5-7 лет старше. Парней же старались женить как можно раньше, часто в возрасте 15-16 лет.


    Семейный уклад

    После свадьбы невеста уходила жить в дом мужа, поэтому семьи у мари были большими. Часто в них соседствовали семьи братьев, вместе проживали старшие и последующие поколения, число которых доходило до 3-4. Во главе хозяйства стояла старшая женщина, жена главы семьи. Она раздавала детям, внукам и невесткам поручения по хозяйству, следила за материальным благополучием.
    Дети в семье считались наивысшим счастьем, проявлением благословения Великого Бога, поэтому рожали много и часто. Воспитанием занимались матери и старшее поколение: детей не баловали и с детства приучали к труду, однако никогда не обижали. Развод считался позором, а разрешение на него надо было просить у главного служителя веры. Пары, которые изъявляли подобное желание, привязывали спинами друг к другу на главной деревенской площади, пока те ждали решения. Если развод происходил по просьбе женщины, ей срезали волосы, в знак того, что она больше не является замужней.

    Жилище

    Мари с давних пор жили в типичных старорусских срубах с двускатной крышей. Они состояли из сеней и жилой части, в которой отдельно огораживалась кухня с печкой, к стенам прибивались лавки для ночлега. Особую роль играла баня и гигиена: перед любым важным делом, особенно молитвой и проведением ритуалов, нужно было помыться. Это символизировало очищение тела и мыслей.


    Жизнь

    Основным занятием народа мари было земледелие пашенного типа. Полевые культуры — полба, овес, лен, конопля, гречиха, овес, ячмень, рожь, репа. В огородах сажали морковку, хмель, капусту, картофель, редьку, лук.
    Животноводство было меньше распространено, однако для личного пользования разводили птицу, лошадей, коров и овец. А вот козы и свиньи считались нечистыми животными. Среди мужских ремесел выделялась резьба по дереву и обработка серебра для изготовления ювелирных украшений.
    С древности занимались бортничеством, а позднее и пасечным пчеловодством. Мед использовали в кулинарии, делали из него хмельные напитки, а также активно экспортировали в соседние регионы. Пчеловодство распространено и сегодня, являясь хорошим источником дохода для деревенских жителей.

    Культура

    Из-за отсутствия письменности марийская культура сосредоточена в устном народном творчестве: сказках, песнях и легендах, которым с детства учит детей старшее поколение. Аутентичный музыкальный инструмент — шувыр, аналог волынки. Его делали из вымоченного мочевого пузыря коровы, дополненного бараньим рогом и трубкой. Он имитировал природные звуки, наряду с барабаном аккомпанировал песням и танцам.


    Существовал и специальный танец-очищение от злых духов. В нем принимали участие тройки, состоящие из двух парней и девушки, иногда в гуляньях участвовали все жители поселения. Один из его характерных элементов — тывырдык, или дробушка: быстрое синхронное движение ногами на одном месте.

    Религия


    Всего в пантеоне насчитывается порядка 140 богов и духов, однако особо почитают лишь некоторых:

    • Илыш-Шочын-Ава — аналог Богоматери, богиня рождения
    • Мер Юмо — управляет всеми мирскими делами
    • Мланде Ава — богиня земли
    • Пурышо — бог судьбы
    • Азырен — сама смерть

    Массовые ритуальные моления происходят несколько раз в год в священных рощах: всего их насчитывается от 300 до 400 по всей стране. Одновременно в роще могут происходить служения одному или нескольким богам, каждому из которых приносят жертвы в виде еды, денег, частей животных. Алтарь сделан в виде настила из еловых веток, установленного возле священного дерева.


    Пришедшие в рощу в больших котлах готовят принесенную с собой еду: мясо гусей и уток, а также особые пирожки из крови птиц и крупы. После под руководством карта — аналога шамана или священника, начинается молитва, которая длится до часа. Заканчивается обряд употреблением приготовленного и уборкой рощи.

    Традиции

    Наиболее полно древние традиции сохранились в свадебных и похоронных обрядах. Свадьба всегда начиналась с шумного выкупа, после молодые на телеге или санях, покрытых медвежьей шкурой, направлялись к карту для совершения обряда венчания. Всю дорогу жених щелкал специальной плеткой, отгоняя злых духов от будущей жены: этот хлыст затем оставался в семье на всю жизнь. Кроме того, руки их связывали полотенцем, что символизировало связь на всю оставшуюся жизнь. До сих пор сохранилась и традиция печь на утро после свадьбы блины для новоиспеченного мужа.


    Особый интерес вызывают похоронные обряды. В любое время года умершего доставляли на погост на санях, а в домовину клали в зимней одежде, снабжая набором вещей. Среди них:

    Известные марийцы



    Особое очарование марийцев состоит в мягком характере и менталитете, основанном на принятии всего сущего. Толерантность к другим, вкупе с умением отстаивать собственные права, позволили им сохранить свою аутентичность и национальный колорит.

    Читайте также: