Мережковский не святая русь кратко

Обновлено: 03.07.2024

  • ЖАНРЫ 360
  • АВТОРЫ 282 554
  • КНИГИ 671 254
  • СЕРИИ 25 846
  • ПОЛЬЗОВАТЕЛИ 621 637

Дмитрий Сергеевич Мережковский

НЕВОЕННЫЙ ДНЕВНИК. 1914–1916

Куда идет Россия? Великие русские писатели отвечают на этот вопрос — как бы вечные вехи указывают путь России.

Последняя веха — Толстой. За ним — никого, как будто кончились пути России. За Толстым никого — или Горький.

По сравнению с теми, великими, Горький мал. Мало все, что рождается; велико все, что выросло, достигло своего предела и конца. Великим кажется прошлое, малым — будущее. Вот почему Горький и те, великие, — младенец и взрослые, росток, из-под земли едва пробившийся, и дремучие, древние дубы. Но они кончают, а он начинает. Они — настоящее и прошлое, а он — будущее. Откуда идет Россия, можно судить по ним, а куда — по Горькому.

Сознание, идущее к стихии народной, воплотилось в тех, великих. Обратное движение — народная стихия, идущая к сознанию, — воплотилась в Горьком.

Нас пугает безличность множества. Но ведь всякий зародыш безличен, всякое семя безобразно, а между тем таит в себе возможность нового прекраснейшего образа, новой совершеннейшей личности. Если семя не умрет, то не оживет: надо умереть одному, чтобы ожить всем; надо умереть личности, чтобы ожить множеству.

Те, великие, слишком сложны; потому-то и стремятся так жадно к простоте, к всенародной или только простонародной стихийности. Горький слишком прост; потому-то и стремится так жадно к сознательной или только полусознательной сложности.

Как явление художественного творчества, Толстой и Достоевский неизмеримо значительнее Горького. О них можно судить по тому, что они говорят; о Горьком — нельзя: важнее всего, что он говорит, то, что он есть. Самая возможность такого явления, как он, как они — потому что он — многие или будет многими, — самая возможность эта, в смысле жизненном, не менее значительна, чем все художественное творчество Толстого и Достоевского.

Толстым и Достоевским наше религиозное сознание переполнено; никуда нам не уйти от них. Но вот Горький ушел. Он, первый и единственный, заговорил о религиозной жизни народа помимо Толстого и Достоевского и даже против них. У Горького все в этой области новое, неожиданное, непредвиденное, неиспытанное — целый религиозный материк неведомый.

Неужели человек, сам чуждый религии, мог бы это сделать? Неужели только случайность, что наиболее правдивое, сильное, вечное из всего, что написано Горьким, — наиболее религиозное?

Так было в детстве, в начале жизни. Когда круг замыкается, то начало его сходится с концом. Богом все началось у Горького — не Богом ли и кончится?

Бабушка вся, до последней морщинки, — лицо живое, реальное; но это не только реальное лицо, а также символ, и, может быть, во всей русской литературе, не исключая опять-таки Толстого и Достоевского, нет символа более вещего, образа более синтетического, соединяющего.

Седьмое сражение на Исокцо

1 сентября 1916 (14 сентября 1916 г. по н.ст.) Седьмое сражение на Исокцо (до 18 сентября). Итальянские войска до6иваются незначительного успеха.

1 сентября 1916 (14 сентября 1916 г. по н.ст.)
Седьмое сражение на Исокцо (до 18 сентября). Итальянские войска до6иваются незначительного успеха.

На Западном Фронте в ходе наступления на Сомме Великобритания впервые применяет танки.

2 сентября 1916 (15 сентября 1916 г. по н.ст.) На Западном Фронте в ходе наступления на Сомме Великобритания впервые применяет танки.

2 сентября 1916 (15 сентября 1916 г. по н.ст.)
На Западном Фронте в ходе наступления на Сомме Великобритания впервые применяет танки.

3 сентября М.А.Волошин пишет М.С.Цетлин

В.С.Миролюбов пишет А.А.Золотареву

11 сентября В.С.Миролюбов пишет А.А.Золотареву: «Теперь принято с легкой руки Горького ругать… русскую душу, хвалить еврейскую и западную душу… Написать статью о Марксе желающих сколько угодно, напишут статью и о Франциске Ассизском, а найдите-ка мне, кто …

В Румынии войска Австро-Венгрии и Германии проводят успешное контрнаступление против румынской армии

21 сентября 1916 (4 октября 1916 г. по н.ст.) В Румынии войска Австро-Венгрии и Германии проводят успешное контрнаступление против румынской армии (до декабря).

21 сентября 1916 (4 октября 1916 г. по н.ст.)
В Румынии войска Австро-Венгрии и Германии проводят успешное контрнаступление против румынской армии (до декабря).

К.Чуковский записал: «Заговорили [с Горьким] о Венгрове, Маяковском — лицо его стало нежным..

22 сентября К.Чуковский записал: «Заговорили [с Горьким] о Венгрове, Маяковском — лицо его стало нежным, голос мягким — преувеличенно,— он заговорил в манере Миролюбова: “Им надо Библию читать… Библию… Да, Библию. В Маяковском что-то происходит в душе… да …

Б.Л.Пастернак пишет С.П.Боброву

22…24 сентября Б.Л.Пастернак пишет С.П.Боброву: «Свист Центрифуги действительно оглушителен. Более всего меня радует, что Центрифуга уже и сейчас издательство серьезное, солидное, перворазрядное и передовое, и обещает преуспеть в этих отношениях еще и боль…

25 сентября А.Н.Бенуа записал в дневнике: «Вечером с Валечкой (Нувелем) у Мережковских

25 сентября А.Н.Бенуа записал в дневнике: «Вечером с Валечкой (Нувелем) у Мережковских. С Димой (Д.В.Философовым) ожесточенный спор на тему о войне из-за моего неприятия ее. Чета Мережковских как-то насторожилась. Оба гораздо менее определенно пацифичны “в…

25 сентября Иванов-Разумник пишет М.К.Лемке

25 сентября Иванов-Разумник пишет М.К.Лемке: «Патриоты на службе Союза Городов и социалисты в Земском Союзе, освобожденные от военщины и тепло пристроившиеся, литераторы — о победе взывающие и дома сидящие — все это омерзело мне с начала войны. В будущее н…

Восьмое сражение на Исонцо

27 сентября 1916 (10 октября 1916 г. по н.ст.) Восьмое сражение на Исонцо (до 12 декабря). Итальянские войска добиваются минимального успеха.

27 сентября 1916 (10 октября 1916 г. по н.ст.)
Восьмое сражение на Исонцо (до 12 декабря). Итальянские войска добиваются минимального успеха.

Последнее обновление сайта 10 апреля 2019 в 00:18

2012 — 2022 © Первая мировая война и русская литература. Все права защищены.
Копирование информации возможно только с разрешения администрации сайта

Вы ещё помните про разделение послевоенной Германии на ГДР и ФРГ? Лично я долгое время не интересовался историей, у меня были другие увлечения, и потому я не знал и даже не задумывался, почему собственно в 1945 году Советскому Союзу, главному победителю германского фашизма, отошла под полный контроль территория Восточной Германии, названная политиками Германской Демократической Республикой (ГДР).

Как оказалось, СССР по согласованию с другими странами-победителями взял под свой контроль именно ту часть территории побеждённой нацистской Германии, которая издревле считалась славянской, так как на ней долгое время проживали многочисленные славянские племена!


Цитата: «Сегодня Восточная Германия (территория бывшей ГДР) воспринимается как исконно-немецкая земля, однако всего 900 лет назад (по историческмм меркам не так много) в этих краях жили славянские племена. Сейчас о былом славянском господстве напоминают лишь многочисленные топонимы, сохранившиеся (в слегка изменённом виде) до наших дней.

Даже сам Берлин построен на месте нескольких славянских деревень.

Как славяне оказались в Восточной Германии?

Славяне расселялись племенными союзами, строили укреплённые пункты, занимались ремёслами, земледелием и торговлей.

Современным людям, мне кажется, будет интересно узнать, что не только с Германией, но и с территорией так называемой Украины не всё так просто и однозначно.


Сидик Афган известен не только как просто математик, но и как математик-предсказатель, способный с помощью своих математических расчётов по своим уникальным формулам узнавать прошлое и будущее людей, городов и стран. (Большая статья о Сидике).

Из фильма о Сидике: «. Покидая в 1993 году Россию Сидик спрогнозировал дальнейшую нелёгкую судьбу бывших союзных республик СССР и их граждан в условиях захватившего власть капитализма. Но обнадёжил тем, что Союз спустя какое-то время возродится, благодаря настойчивости обманутых граждан и появлению знаний, как устроить общесправедливую систему жизнеустройства. СССР таки возродится, правда уже на принципиально иной социально-экономической основе, с реальным, а не прописным народовластием. И новой истинной духовной идеологией. Он уточнял, что сделают это сами люди, а не фиктивные вожди. Мол, движение за это зародится спустя лет 20, а закончится победой лет через 30 или чуть позже. Новый Союз по его словам станет примером для всего остального мира. И его состав станет быстро пополняться другими странами. Вначале ближайшими соседями, а затем и все остальные народы мира заставят своих лидеров образовать истинно народные государства.

Самое удивительное, что Центром зарождения этого нового мира, по расчётам Сидика Афгана, предстоит стать многострадальной Украине. Из-за алчности и продажности политиков вначале её ждёт трагическая судьба противоборства всех против всех и даже кровавый раскол страны. Но всё окончится тем, что прозревший народ сметёт старую систему, и здравомыслящие лидеры направят её развитие по высшему духовно-социальному пути. При этом был упомянут город Чернигов, (который по математическим расчётам Сидика Афгана значительно древнее Киева, комментарий А.Б.) и которому в недалёком будущем предстоит стать духовным центром всего мира.

Это было сказано Сидиком Афганом в 2020 году. Я когда слушал эти слова, считал этот прогноз однозначно утопией. Где Россия, и где Украина?! И что в ней твориться! Всё тогда указывало, что в стране, которая заполонена неонацистами украинского разлива, о возрождении духовности и речи быть не может!

И коль сегодня это уже свершившийся факт, коль мы начали этот трудный процесс, есть повод снова вернуться к русской истории, связанной с так называемой Украиной.

Вот небольшая по объёму (всего 32 страницы), но очень умная книжица, изданная в СССР в 1958 году и хранившаяся в одной из библиотек Украины:


Ниже я хочу привести самую главную информацию, которую изложил в этой небольшой по объёму книжице историк В.В.Мавродин:






Что собою изначально представляла Украина, автор этой книжицы В.В.Мавродин тоже написал:


Так что, сейчас можно сделать два важных вывода:

1. То, что ещё совсем недавно казалось невозможным, стало уже возможным.

2. В ходе Специальной Военной Операции России наши солдаты и офицеры очищают Святую Русь, землю наших славных предков, от различной погани.

В этой связи можно надеяться, что пророчество Сидика Афгана о превращении древнего русского города Чернигова в русский духовный центр, открытый для всего мира, тоже скоро сбудется.

9 декабря 1941 года в Париже скончался один из самых известных в Европе русских писателей начала XX века Дмитрий Сергеевич Мережковский (1865—1941), неоднократно выдвигавшийся на Нобелевскую премию по литературе.

В 1920 году Мережковский покинул Россию. И в эмиграции активно принялся критиковать большевизм. Причем эта критика отличалась повышенным напряжением и осознанием того, что произошло.

В 1922 году Д. С. Мережковский пишет: «Мириться можно со злом относительным, с абсолютным – нельзя. А если есть на земле воплощение Зла Абсолютного – Дьявола, то это – большевизм.

Большевики – сыны дьявола, лжецы и человекоубийцы от начала. Лгут и убивают, убивают и лгут. Покрывают ложь убийством, убийство – ложью. Чем больше лгут, тем больше убивают. Бесконечная ложь – человекоубийство бесконечное.

Мережковский религиозно суров к большевикам: «Если богочеловечество – основной догмат христианства, то обратная сторона этого догмата – бесочеловечество. Можно отвергнуть все христианство вместе с его основным догматом; но, приняв одну половину его, надо принять и другую.

Таков ужасающий реализм моего утверждения: большевики – сыны дьявола.

Честных и добрых большевиков нет, а есть как будто честные и как будто добрые. Но эти еще хуже простых негодяев: чем лучше, тем хуже.

Большевиков писатель осуждает, но сам не кается. А ведь в дореволюционные годы своими трудами способствовал распространению идей, жертвой которых и стала Россия в 1917 году.

Мережковский трагикомичен в данной ситуации – протестовал против рабства и хамства, коих не было при самодержавной власти, а потом обнаружил их в изобилии после окончательной победы, столь им любимой революции. Февраль то предисловием и зачином был, а Октябрь революционным эпилогом.


В русской эмиграции, впрочем, Дмитрий Сергеевич – не одинок. К сожалению, от большевиков ушли за рубеж не только те, кто придерживался монархических и православных убеждений, но и те, кому деваться больше некуда было: советская власть страшила своими расправами с мало-малейшим инакомыслием.

Мережковские – это образы русских людей, порвавшие органическую связь с Россией задолго до революции, но так и не восстановившие ее.

Это уже не метафизическая реакция, а религиозная революция, из всех революций величайшая. Потому-то и срывались все революции в бездонный Ужас, Террор, что за ними не было этой религии.

В политике Ленина – стальной рычаг разрушения беспредельного, а в религии Толстого – Зеленая Палочка, веточка с Древа Жизни, магический жезл беспредельного творчества. Вот почему не метафизическая ложь, а религиозное кощунство – соединять Толстого с Лениным. И опять если мы это поймем, Толстой будет с нами.

Свят ли он? Нет, несмотря на все величие свое, он так же грешен, как мы. Не за это ли мы и любим его больше святых?

Когда умирают святые, то прямо идут в рай, а грешные проходят чистилище. Русский большевизм — толстовское чистилище. Огнем его грехов сейчас вся Россия горит, но не сгорит: спасет Зеленая Палочка. Только грехи сгорят в огне чистилища, и выйдет из него Святая Россия, Святой Лев.

Читайте также: