О к антонов достижения кратко

Обновлено: 19.05.2024

Нынешняя Украина всячески отрицает своё советское и российское прошлое. Наглядно показываем это на примере прославленного КБ Антонова, за 30 лет превращённого властями Украины из жемчужины советского транспортного авиастроения просто в небольшую грузовую авиакомпанию.

1. Антонов родился в России

Олег Константинович Антонов родился 7 февраля 1906 года в деревне Троица в семье потомственных дворян. Деревня располагалась в Подольском уезде Московской губернии Российской империи.

2. Антонов получил образование в России

С 1915 по 1922 год Олег Антонов учился в школах Саратова. В 1924 году поступил на путейский факультет Саратовского университета, который был закрыт в том же году. В 1925 году Антонов поступает на отделение гидроавиации корабельного факультета Ленинградского политехнического института, который благополучно окончил в 1930 году.

3. Первый летательный аппарат Антонова построен в России

4. Первый конструкторский опыт получен в России

В 1933 году Антонов по рекомендации другого выдающегося авиаконструктора Сергея Ильюшина назначен главным конструктором планерного бюро авиационного завода в Тушино (Москва). В 1938 году переведён на работу в конструкторское бюро Александра Яковлева на должность ведущего инженера.

5. Конструкторское бюро Антонова создано в России

После окончания Великой Отечественной Войны Яковлев предложил Антонову возглавить филиал своего КБ в Новосибирске. В 1946 году там было создано опытно-конструкторское бюро ОКБ-153, которое возглавил Олег Антонов, и преобразованное в дальнейшем в КБ Антонова.

6. Большую часть жизни Антонов прожил в России

С рождения до 1952 года Олег Антонов жил и работал в России. В 1952 году 46-летний Антонов переезжает в Киев вместе со своим КБ. По сведениям некоторых источников такому переводу поспособствовал Леонид Ильич Брежнев. В Киеве Антонов прожил 32 года.

7. Самый популярный самолёт КБ Антонова создан в России

Самый популярный отечественный самолёт Ан-2 (Аннушка, Кукурузник) был создан и испытан в России в 1947 году. Самолёт выпускается до сих пор.

8. Многие самолёты Антонова производились в России

На российских авиазаводах выпускались следующие самолёты Антонова:


  • Ан-2 с 1966 по 1971 год производились в Долгопрудном (Московская область);
  • Ан-12 производили в Иркутске и Воронеже;
  • Ан-14 выпускался в Арсеньеве (Приморский край);
  • Ан-24 выпускали в Иркутске и Улан-Удэ;
  • Ан-38 выпускался в Новосибирске;
  • Ан-74 выпускали в Омске;
  • Ан-124 "Руслан" производился в Ульяновске;
  • Ан-140 собирали в Самаре;
  • Ан-148 выпускали в Воронеже.

9. Неудобные для нынешней Украины звания, титулы и награды Антонова


  • С 1945 года состоял в ВКП(б), затем в КПСС;
  • Герой Социалистического Труда (1966);
  • 3 ордена Ленина, орден Октябрьской революции, орден Отечественной войны 1-й степени, орден Трудового Красного Знамени.
  • лауреат Сталинской премии (1952) за самолёт Ан-2;
  • лауреат Ленинской премии (1962) за самолёт Ан-12;
  • Почётный гражданин г.Саратова (1981).

10. Разрыв связей с Россией привёл к остановке производства

Россия всегда была и остаётся основным эксплуатантом самолётов Антонова, чего уже нельзя с уверенностью сказать о будущем. Полный разрыв кооперационных связей, случившийся после майдана, привёл к полной остановке производства Анов в России и на Украине. После 2014 года Антоновцы выпускают для заказчиков менее 1 самолёта в год. Все совместные проекты с Ираном, Индией, Саудовской Аравией, Европой провалились.

Последней каплей деградации прославленного КБ можно считать унизительную попытку продаться Боингу. Вот заявление украинского посла в США:

Мы недавно передали в компанию Boeing проектные предложения по самолетам "Антонов". Американская компания может быть заинтересована если не в общем производстве, то, по крайней мере, в частичном участии на территории США, или же в инвестициях в нашу авиационную отрасль. Я думаю, что будущее концерна "Антонов" сильно зависит от сотрудничества с США и именно с компанией Boeing.

Истоки рода Антоновых теряются в затуманенной толще времен. Достоверно известно лишь то, что прадед гениального авиаконструктора жил на Урале и был весьма знатной персоной – главноуправляющим местными металлургическими заводами. Дед Олега Константиновича, Константин Дмитриевич, получил инженерное образование и всю жизнь строил мосты. Покинув Урал, он обосновался в Торопце, небольшом городке Псковской губернии, где у Антоновых было крохотное имение. Супругой его стала Анна Александровна Болотникова – дочь отставного генерала, по воспоминаниям современников женщина с чудовищно тяжелым характером, изводившая всех, кто, так или иначе, соприкасался с ней. Она родила мужу трех ребятишек: Александру, Дмитрия и Константина. Константин Константинович пошел по стопам отца и стал известным инженером-строителем. Среди коллег он слыл человеком активным, прекрасно фехтовал, участвовал в конных соревнованиях, занимался альпинизмом. Женился он на Анне Ефимовне Бикорюкиной – доброй и обаятельной женщине, подарившей ему двух детей: Ирину и Олега, родившегося 7 февраля 1906 года.

В 1912 году Константин Константинович вместе со всей семьей переехал в Саратов. Произошло это по ряду причин. Во-первых, там жили влиятельные родственники, пообещавшие молодой семье помощь. Второй причиной отъезда был невыносимый характер бабушки, Анны Александровны. К слову, несмотря на сложный нрав, бабушка обожала Олега и постоянно баловала его.

Учеба молодого Олега в Саратовском реальном училище, куда он поступил, чтобы изучить точные науки, не принесла ему особых успехов — он был далеко не первым учеником в классе. Зато Антонов прекрасно выучил французский язык, что в будущем неоднократно выручало его во время встреч с заграничными делегациями. Когда началась Первая мировая война, мать Олега, следуя обычаям русской интеллигенции, устроилась сестрой милосердия. Работа в госпитале закончилась для Анны Ефимовны трагически. Перевязывая раненых, она получила инфекцию через царапину на руке и в расцвете сил скончалась в муках от заражения крови. Случилось это в 1915 году, после этого семья Антоновых переехала на Грошевую улицу, а воспитанием Олега занялась бабушка.

Когда Антонову исполнилось четырнадцать лет, Саратовское реальное училище закрылось. В единую школу ребят принимали только с шестнадцати, его старшая сестра Ирина уже училась в ней на законном основании. Мальчик принял смелое решение – стал ходить в школу вместе с сестрой. Он незаметно садился в задних рядах и жадно впитывал все, что могло дать учебное заведение. Постепенно к нему привыкли и спустя два года выдали свидетельство об окончании. После этого Олег попытался поступить в летную школу. Однако туда брали только крепких, опытных людей из рабочего класса. Антонову же на вид было 12-13 лет, сказывался перенесенный сыпной тиф и голод. Не отчаявшись, будущий авиаконструктор подал заявление в Саратовский университет на путейское отделение. Его приняли, однако через некоторое время факультет в ходе реорганизации ликвидировали. Поступать на строительный Олег наотрез отказался.

Пока тушинский завод не был достроен, планерное КБ было вынуждено воспользоваться мастерской, предложенной Осоавиахимом и расположенной на Садовом кольце в подвале многоэтажного дома. Эти подвалы раньше использовались для хранения вин, а теперь были отданы двум объединившимся организациям – реактивщикам и планеристам. Планеростроителей возглавлял Олег Антонов, а группу, изучающую реактивное движение, – Сергей Королев.

За несколько лет Антоновым было сконструировано более двадцати различных моделей планеров. Своей главной цели – создать массовый летательный аппарат для различных слоев населения страны – Олег Константинович добился. Восемь лет завод производил по две тысячи планеров в год – невероятная цифра для того времени. Невероятна была и их стоимость – в старом исчислении не больше одной тысячи рублей. Что любопытно, несмотря на адскую загруженность, Антонов успевал заниматься спортом. Его страстью на протяжении всей жизни оставался теннис. Играл авиаконструктор почти как профессиональный теннисист. На Петровку, где располагались столичные корты, ему приходилось ездить рано утром, до работы. В эти же годы Антонов в первый раз женился. Его супругой стала Лидия Сергеевна Кочеткова, подруга сестры Иры. Все произошло очень быстро. Познакомившись в начале лета на теннисном корте, молодые уже в сентябре отправились в Коктебель в свадебное путешествие.

В середине октября, когда немцы вырвались на Ленинградское шоссе и оказались в восемнадцати километрах от столицы, группа Антонова погрузилась на поезд и отправилась в Западную Сибирь. Две недели она добиралась до Тюмени. Олег Константинович оказался в незнакомом ему городе, где предстояло жить и работать, запускать сложнейшие механизмы завода и конструкторского бюро, не обладая достаточным количеством людей и материалов, тепла и воды. Однако опыта в подобных делах Антонову было не занимать.


Строить самолеты АН-2 было решено в Киеве. Конструкторское бюро Антонова переехало из Новосибирска на Украину. Все усилия не пропали даром, 6 сентября 1949 года в небо взлетел первый серийный АН-2. Много позже, подводя итоги своей деятельности, конструктор говорил, что это была его самая большая удача.




Казалось, годы были не властны над возрастом Олега Константиновича. Внешне Генеральный конструктор выглядел гораздо моложе своих лет, молодым он оставался и по духу. Элегантный, подчеркнуто интеллигентный, обходительный в обращении, всегда хорошо одетый Антонов нравился женщинам. На протяжении жизни он был трижды женат. От каждой жены у него были дети. Вторая супруга, Елизавета Аветовна Шахатуни, родила ему дочь Анну, а третья жена Эльвира Павловна – сына Андрея и дочку Лену. К слову, Эльвира Павловна была моложе мужа на тридцать один год. С бывшими супругами Олег Константинович не разрывал дружеских и деловых связей. Все его дети дружили между собой, а жены периодически общались. Как Антонову удавалось сохранять столь сложный баланс взаимоотношений, до сих пор остается тайной.

Олег Константинович умер в Киеве в результате инсульта 4 апреля 1984 года. 6 числа состоялись его похороны со всеми почестями. Траурный митинг, посвященный гениальному авиаконструктору, прошел в Большом зале АН Украины. Рядом с гробом покойного на подушечках лежали награды, полученные Антоновым при жизни, – медаль Героя Социалистического Труда, три ордена Ленина, ордена Октябрьской революции, Отечественной войны 1-й степени, Трудового Красного Знамени, медали лауреата Государственной и Ленинской премий и многие другие. Огромное количество простого народа провожало Олега Константиновича в последний путь на Байковское кладбище.

Отец транспортной авиации. Олег Константинович Антонов

[center]
Установлена на здании Харьковского авиационного института (ныне Национальный аэрокосмический университет
им. Н. Е. Жуковского ). Фото Дмитрия Храмова
/center]

Российский авиаконструктор. Академик. Доктор технических наук. Профессор. Герой Социалистического Труда. Лауреат государственных премий. Создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Автор нескольких книг, сотен научных трудов и статей. Ему принадлежат семьдесят два авторских свидетельства на изобретения.

В 1930 году, после окончания Санкт-Петербургского политехнического института имени Калинина, Олега Константиновича направили в Москву для организации конструкторского бюро по планерам. Когда завершилось строительство планерного завода в Тушино, Антонова назначили его главным конструктором. Здесь создал более 30 типов планеров самого разнообразного назначения, часть из них строилась серийно, на некоторых были поставлены мировые рекорды.

В 1952 году Олег Константинович и ведущие специалисты бюро переехали в украинский город Киев, где создали новую производственную базу. В последующие годы под его руководством сконструировали целый ряд самолетов самого разного назначения. Это специальные транспортные самолеты: Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26, Ан-32, Ан-72, Ан-124; многоцелевые: Ан-14, Ан-28; пассажирские: Ан-10, Ан-24; планеры: Ан-11, Ан-13, Ан-15 и дельтапланы.

Генеральным конструктором стал в 1962 году, а его ОКБ прочно заняло место в ряду ведущих самолетостроительных фирм страны. Создал более ста типов летательных аппаратов и основал оригинальную школу конструирования. Под его руководством разработали систему автоматизированного проектирования самолетов, внедрили новейшие материалы.

С 1977 года Антонов заведовал кафедрой Харьковского авиационного института, воспитывая достойных продолжателей своего дела. Защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора технических наук. Академик Академии наук СССР и Украины. Избирался депутатом Верховного Совета СССР. Всю свою жизнь занимался спортом, особенно любил теннис. Автор нескольких книг, сотен научных трудов и статей, ему принадлежат 72 авторских свидетельства на изобретения. Также стал прекрасным художником и в тонкостях знал живопись.

Олег Константинович Антонов скончался 4 апреля 1984 года в городе Киев, Украина. Похоронен великий авиаконструктор на Байковом кладбище украинской столицы.

Три ордена Ленина (12.7.1957, 5.2.1966, 3.4.1975)

Орден Октябрьской революции (26.4.1971)

Орден Отечественной войны I степени (2.07.1945)

Орден Трудового Красного Знамени (2.11.1944)

Академик АН УССР (1968)

Академик АН СССР (1981)

Заслуженный деятель науки и техники УССР

Золотая медаль имени А. Н. Туполева АН СССР (1979)

Грамота Центрального Исполнительного Комитета за создание учебных и рекордных планеров (1933)

Почетный гражданин г. Саратова (1981)

В Киеве именем О. К. Антонова названа улица. На доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска. Также имя О. К. Антонова носит грузовой аэропорт.

Его имя присвоено киевскому авиационному научно-техническому комплексу - Киевскому механическому заводу.

В Ульяновске имя О. К. Антонова носит проспект.

В Виннице его имя носит улица.

В Саратове его имя носит улица.

В Улан-Удэ его имя носит улица.

ЦБ РФ в 2006 году выпустил памятную монету.

В 2006 году выпущена почтовая марка Украины, посвященная Антонову.

В 2006 году выпущены почтовые марки России, посвященные Антонову и самолетам его конструкции.

Прадед - Дмитрий Антонов, главноуправляющий казенными металлургическими заводами Урала, чиновник по особым поручениям, действительный статский советник. Покинув Урал, обосновался в Торопце, Псковской губернии, где у Антоновых было имение.

Дед - Константин Дмитриевич Антонов, строил мосты.
Бабушка - Анна Александровна Болотникова, дочь отставного генерала.

Отец - Константин Константинович Антонов, известный в Российской империи инженер-строитель.
Мать - Анна Ефимовна Бикорюкина.

Первая жена - Елена Сергеевна Кочеткова, авиаконструктор.
Сын - Ролан.

Вторая жена - Елизавета Аветовна Шахатуни, авиаконструктор
Дочь - Анна, профессор математики, преподаватель Национального авиационного университета в Киеве.

Третья жена - Эльвира Павлова, инженер-программист.
Сын - Андрей, художник-дизайнер.
Дочь - Елена, авиаконструктор.


Родился 25 января (7 февраля) 1906 года в селе Троицкое ныне Подольского района Московской области.

С 1912 года жил в городе Саратове. В 1915—1922 годах учился в Саратовском реальном училище (окончил 2 класса) и средней школе (ныне — СШ № 23).

С юных лет увлекался авиацией, занимался в школьном кружке любителей авиации; в 1921 году подал заявление в Красный Воздушный Флот с просьбой принять его в авиационную школу, однако получил отказ по причине возраста и приема только командиров Красной Армии.

В 1924 году во время обучения на путейском факультете Саратовского университета, в который он поступил, чтобы быть ближе к авиации; построил свой первый планёр, организовав местный Кружок любителей авиации. В том же году учебное заведение было закрыто, и Антонову пришлось искать новое место учебы.

В 1924 году принял участие во II Всесоюзных Планерных испытаниях в Коктебеле.

В 1962 году присвоено звание Генерального конструктора ОКБ.

Член КПСС с 1945 года. Депутат Совета Союза Верховного Совета СССР 5-11 созывов от Киевской области.

Разработки

Под руководством Олега Константиновича Антонова были созданы:

Награды и звания

Память

  • В Киеве именем О.К. Антонова названа улица. На доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.
  • Его имя присвоено киевскому авиационному научно-техническому комплексу.
  • В Ульяновске имя О.К. Антонова носит проспект .
  • В Саратове его имя носит улица.
  • ЦБ РФ в 2006 году выпустил памятную монету.
  • В 2006 году была выпущена почтовая марка Украины, посвященная Антонову.



Примечания

  1. ↑ Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Председатель науч.-ред. совета Ю. С. Осипов. Отв. ред С. Л. Кравец. Т. 2. Анкилоз — Банка. — М.: Большая Российская энциклопедия, 2005. — 766 с.: ил.: карт.

Ссылки

А • Б • В • Г • Д • Е • Ж • З • И • К • Л • М • Н • О • П • Р • С • Т • У • Ф • Х • Ц • Ч • Ш • Щ • Э • Ю • Я
Дважды Герои • Трижды Герои

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Антонов, Олег Константинович" в других словарях:

АНТОНОВ Олег Константинович — (1906 84) авиаконструктор, академик АН СССР (1981) и АН Украины (1967), Герой Социалистического Труда (1966). Под руководством Антонова создан ряд самолетов, в т. ч. Ан 124 ( Руслан ). Ленинская премия (1962), Государственная премия СССР (1952) … Большой Энциклопедический словарь

Антонов Олег Константинович — [р. 25.1(7.2).1906, с. Троицы Московской губернии], советский авиаконструктор, доктор технических наук, академик АН УССР (1968), Герой Социалистического Труда (1966). Член КПСС с 1945. В 1930 окончил Ленинградский политехнический институт им.… … Большая советская энциклопедия

Антонов, Олег Константинович — (07.02.1906 04.04.1984) советский авиаконструктор, Герой Социалистического Труда, заслуженный деятель науки УССР, академик АН СССР, академик АН УССР, лауреат Ленинской (1962), Сталинской (1952), Государственной УССР (1976) и им. М. Янгеля (1984)… … Большая биографическая энциклопедия

АНТОНОВ Олег Константинович — Портрет … Энциклопедия Кольера

Читайте также: