Томмазо кампанелла биография кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ранние годы

Томмазо Капманелла был крещён под другим именем — Джованни Доменико. Родился будущий выдающийся мыслитель 5 сентября 1568 года. Семья была бедной и неграмотной, однако мальчик уже с детства обладал незаурядным умом, благодаря чему успешно получил духовное образование.

Однако он не хотел следовать учениям, которые прославлялись в семинарии: Томмазо увлекался колдовством и мистицизмом. Вскоре он покинул родной город и с 1589 года отправился странствовать по Италии.

Тюрьма

Главный труд

Интересным фактом является то, что с 1620 по 1627 год Кампанелла свободно общался с испанскими и итальянскими аристократами, которые навещали его в тюрьме и слушали его проповеди. Его труды были популярны в книжных лавках Падуи, Рима и Неаполя и активно продавались, но были подвергнуты цензуре.

Освобождение

Давление на мыслителя постепенно ослабевало. Вначале ему назначили пенсию, с апреля 1628 года разрешили свободное передвижение в пределах Дворца инквизиции, а в июле того же года перевели в монастырь и вернули все написанные ранее труды. Вскоре его полностью реабилитировали, а книги удалили из списка запрещённой литературы. Кроме того, ему присвоили степень магистра римско-католического богословия. Некоторое время Кампанелла обучал учеников.

Тем не менее, для многих значимых персон Томмазо оставался неоднозначной личностью, к которой было весьма настороженное отношение. В 1630 году произошла его встреча с Галилеем, однако мыслители не сошлись во взглядах, и тесной дружбы между ними не сложилось.

Последние годы и смерть

После того как один из учеников Кампанеллы был арестован, а затем убит в тюрьме, Томмазо уехал во Францию. Там он обзавёлся влиятельными друзьями, в числе которых был сам кардинал Ришелье, пользующийся услугами мыслителя как астролога и оккультиста. 21 мая 1639 года Томмазо Кампанелла умер во сне.

Краткая биография Томазо Кампанелла

Монах-доминиканец, Кампанелла порвал с учением Римско-католической церкви, выступил с собственными религиозно-философскими доктринами и осуждался за ересь.

Увлекался астрологией и магией.

Тем не менее судебным преследованиям Кампанелла не подвергался до тех пор, пока в 1598 г. не организовал на юге Италии, в Калабрии, заговор против испанского короля (одновременно король Обеих Сицилий). Кампанелла намеревался поднять там восстание, призвать на помощь турок и при их поддержке разбить испанцев.

Но заговор был раскрыт, и в 1599 г. Кампанелла очутился в тюрьме.

Длительное заключение (до 1626 г.) стало для него временем создания многих произведений, ещё при жизни автора получивших известность в Европе.

Город Солнца — община равных. Здесь нет собственности и семьи. Детей воспитывает государство. Все жители города несут воинские обязанности, занимаются земледелием и скотоводством. Труду уделяется четыре часа в день; остальное время отдаётся физическим и умственным упражнениям. Правит городом высшая каста — учёные, жрецы Солнца.

Кампанеллу считают одним из основоположников утопического социализма и коммунистического учения.

В 1634 г. мыслитель бежал от возможных преследований инквизиции во Францию.

Умер 21 мая 1639 г. в Париже

Близкая тема:
Афоризмы и цитаты Томмазо Кампанелла


Томма́зо Кампане́лла (итал. Tommaso Campanella, при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico; 5 сентября 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальянский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

Родился в Калабрии в семье сапожника, денег на обучение в семье не было, и Джованни, влекомый жаждой познания в ранней молодости, вступил в доминиканский орден, где в 15 лет принял имя Томмазо (Фома — в честь Фомы Аквинского). Он много читает, изучает труды античных и средневековых философов. Он сам пишет труды на философские темы. Ещё будучи юношей, он с блеском выступает на богословских диспутах. Однако в стенах монастыря он впервые встречается и с доносами завистников. Против него было сфабриковано дело за то, что он пользовался монастырской библиотекой без разрешения, его арестовывают и отправляют в Рим. И хотя его вскоре отпускают, подозрения остались. Началась пора скитаний: Флоренция (библиотека Медичи), Болонья, Падуя, Венеция. Это время можно характеризовать как период его становления.

В своих странствиях он сталкивается с притеснениями и страданиями народа. Он приходит к выводу, что призван изменить существующий порядок, и организовывает заговор с целью освобождения Калабрии от испанского ига. Он убеждает в этом священников монастыря, и они поддерживают его. Также ему оказывает поддержку и местное дворянство. Более тысячи людей примкнуло к этому движению. Однако планам Кампанеллы о создании свободной республики не суждено было сбыться. Предательство срывает задуманные планы, и в 1599 году Кампанеллу арестовывают по обвинению в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. От смертной казни его спасает обилие грехов. Ибо он — не только преступник, но и еретик, а это уже компетенция не испанских властей, а церковного трибунала. Кампанелле сохраняют жизнь и обрекают его на длительные мучения. Подвергнутый неоднократным пыткам, он был приговорен инквизиционным трибуналом в 1602 году к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока, благодаря вмешательству папы Урбана VIII, не был выпущен на свободу в 1626 г. Несмотря на суровые условия содержания узника, в тех мрачных казематах этот одаренный и разносторонний человек сохранил присущую ему ясность ума и написал многие свои замечательные труды, в том числе — известный Город Солнца.

Последние годы Кампанелла жил во Франции, где кардинал Ришелье назначил ему пенсию. Последним произведением Кампанеллы стало латинское стихотворение в честь рождения дофина, будущего Людовика XIV.

Томмазо Кампанелла биография кратко – творчество и интересные факты о писателе

5 Сентября 1568 – 21 Мая 1639 гг. (70 лет)

Ранние годы

Томмазо Капманелла был крещён под другим именем — Джованни Доменико. Родился будущий выдающийся мыслитель 5 сентября 1568 года. Семья была бедной и неграмотной, однако мальчик уже с детства обладал незаурядным умом, благодаря чему успешно получил духовное образование.

Однако он не хотел следовать учениям, которые прославлялись в семинарии: Томмазо увлекался колдовством и мистицизмом. Вскоре он покинул родной город и с 1589 года отправился странствовать по Италии.

Тюрьма

Главный труд

Интересным фактом является то, что с 1620 по 1627 год Кампанелла свободно общался с испанскими и итальянскими аристократами, которые навещали его в тюрьме и слушали его проповеди. Его труды были популярны в книжных лавках Падуи, Рима и Неаполя и активно продавались, но были подвергнуты цензуре.

Освобождение

Давление на мыслителя постепенно ослабевало. Вначале ему назначили пенсию, с апреля 1628 года разрешили свободное передвижение в пределах Дворца инквизиции, а в июле того же года перевели в монастырь и вернули все написанные ранее труды. Вскоре его полностью реабилитировали, а книги удалили из списка запрещённой литературы. Кроме того, ему присвоили степень магистра римско-католического богословия. Некоторое время Кампанелла обучал учеников.

Тем не менее, для многих значимых персон Томмазо оставался неоднозначной личностью, к которой было весьма настороженное отношение. В 1630 году произошла его встреча с Галилеем, однако мыслители не сошлись во взглядах, и тесной дружбы между ними не сложилось.

Последние годы и смерть

После того как один из учеников Кампанеллы был арестован, а затем убит в тюрьме, Томмазо уехал во Францию. Там он обзавёлся влиятельными друзьями, в числе которых был сам кардинал Ришелье, пользующийся услугами мыслителя как астролога и оккультиста. 21 мая 1639 года Томмазо Кампанелла умер во сне.

Биографии Дмитрий Сергеевич Лихачев биография кратко – самое важное и творчество академика (4-5 класс)


Томмазо Кампанелла (итал. Tommaso Campanella , при крещении получил имя Джованни Доменико итал. Giovanni Domenico ; 5 сентября 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальянский философ-утопист и писатель, один из первых представителей утопического социализма.

Содержание

Жизнь

Родился в Калабрии, в ранней молодости вступил в доминиканский орден, но скоро обнаружил большое свободомыслие в религиозных вопросах, навлек на себя ненависть богословов и должен был оставить родину. В 1598 г., вернувшись в Неаполь, он был схвачен вместе с несколькими монахами и отдан под суд по обвинению в колдовстве и в составлении заговора для ниспровержения испанцев и всего существующего строя с целью провозглашения республики. Подвергнутый неоднократной пытке, он был приговорен инквизиционным трибуналом к пожизненному заключению и провёл в тюрьме 27 лет, пока благодаря вмешательству папы Урбана VIII не был выпущен на свободу в 1626 г. Конец своей жизни Кампанелла провёл во Франции, где получал пенсию от кардинала Ришелье. Последнее его сочинение — написанное на латыни стихотворение в честь рождения дофина, будущего Людовика XIV.

Творчество

Город Солнца

Философия

Однако основанное на ощущениях познание само по себе недостаточно и недостоверно:

  • недостаточно потому, что мы познаем в нём не предметы, каковы они на самом деле, а лишь их явления для нас, то есть способ их действия на наши чувства (ср. с Кантом);
  • недостоверно потому, что ощущения сами по себе не представляют никакого критерия истины даже в смысле чувственно-феноменальной реальности: во сне и в безумном бреду мы имеем яркие ощущения и представления, принимаемые за действительность, а затем отвергаемые как обман; ограничиваясь одними ощущениями, мы никогда не можем быть уверены, не находимся ли мы во сне или в бреду (ср. с Декартом).

Но если наши ощущения и весь основанный на них чувственный опыт не свидетельствует о действительном существовании данных в нём предметов, которые могут быть сновидениями или галлюцинациями, то и в таком случае (то есть даже в качестве заблуждения), он свидетельствует о действительном существовании заблуждающегося. Обманчивые ощущения и ложные мысли доказывают все-таки существование ощущающего и мыслящего (ср. с Декартовым cogito — ergo sum). Таким образом, непосредственно в собственной душе или во внутреннем чувстве мы находим достоверное познание о действительном бытии, опираясь на которое мы по аналогии заключаем и о бытии других существ (ср. с Шопенгауэром).

Внутреннее чувство, свидетельствуя о нашем существовании, вместе с тем открывает нам и основные определения или способы всякого бытия. Мы чувствуем себя: 1) как силу, или мощь, 2) как мысль, или знание и 3) как волю, или любовь. Эти три положительные определения бытия в различной степени свойственны всему существующему, и ими исчерпывается все внутреннее содержание бытия. Впрочем, как в нас самих, так и в существах внешнего мира, бытие соединено с небытием, или ничтожеством, поскольку каждое данное существо есть это и не есть другое, есть здесь и не есть там, есть теперь и не есть после или прежде. Этот отрицательный момент распространяется и на внутреннее содержание, или качество, всякого бытия в его трёх основных формах; ибо мы имеем не силу только, но и немощь, не только знаем, но и находимся в неведении, не только любим, но и ненавидим. Но если в опыте мы видим только смешение бытия с небытием, то наш ум относится отрицательно к такому смешению и утверждает идею вполне положительного бытия, или абсолютного существа, в котором сила есть только всемогущество, знание есть только всеведение, или премудрость, воля — только совершенная любовь. Эта идея о Божестве, которую мы не могли извлечь ни из внешнего, ни из внутреннего опыта, есть внушение, или откровение, самого Божества (ср. с Декартом).

Из идеи Бога выводится затем дальнейшее содержание философии. Все вещи, поскольку в них есть положительное бытие в виде силы, знания и любви, происходят прямо из Божества в трёх его соответственных определениях; отрицательная же сторона всего существующего, или примесь небытия в виде немощи, неведения и злобы, допускается Божеством как условие для полнейшего проявления его положительных качеств. По отношению к хаотической множественности смешанного бытия эти три качества проявляются в мире как три зиждительные влияния (influxus): 1) как абсолютная необходимость (necessitas), которой все одинаково подчинено, 2) как высшая судьба, или рок (fatum), которым все вещи и события определенным образом связаны между собой, и 3) как всемирная гармония, которой все согласуется, или приводится к внутреннему единству.

Приложение религиозно-мистической точки зрения к человечеству как общественному целому ещё в юности привело Кампанеллу к его теократическому коммунизму (см. выше).

Литература

Ссылки

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Читайте также: