Нтр и культура кратко

Обновлено: 30.06.2024

Двадцатое столетие можно по праву назвать эпохой торжества научно-технического прогресса. Под его влиянием произошли большие изменения и в материальной культуре, и в сознании людей, и в окружающей нас природной среде. Технический прогресс практически полностью определяет развитие современного мира. Техногенная (индустриальная) цивилизация, контуры которой еще только наметились в XIX в., в течение XX столетия оформилась окончательно.
Основой для такого цивилизационного прорыва стало слияние науки и техники, науки и производства. Конечно, эти области в той или иной степени были связаны и раньше, но все-таки они существовали обособленно, сохраняя свою автономность. Современный технический прогресс осуществляется за счет внедрения новых идей, и в то же время прогресс науки невозможен без производства новых машин и приборов, которые в свою очередь дают возможность выйти на более сложный виток научных исследований.

Самостоятельная работа по Теме 3.1. Научно-техническая революция и культура.

1. Прочтите текст и, пользуясь дополнительным материалом из Интернета, ответьте на вопрос: Как вы думаете, с какими предпосылками связано появление в середине XX века молодежных движений (субкультур)?

2. Пользуясь дополнительным материалом из Интернета (Википедия – W), заполните сетку таблицы.

Культура молодежного бунта

Название молодежных субкультур Год и место возникновения Идеология Символика
Хиппи
Байкеры (рокеры)
Скинхэды
панки

НТР (расшифровка-научно-техническая революция) – это бурный скачок в развитии техники, науки, который радикально преобразовал производительные силы.

НТР

В ходе НТР наука превратилась в мощный производственный фактор. Это способствовало переходу индустриального общества в постиндустриальное.

Значение понятия и основные черты НТР

В эпоху научно-технической революции происходит скачкообразное развитие науки, техники, которые существенно меняет производственные силы. Начало этого процесса приходится на середину 20 века.

Характерные черты НТР

Основные черты (составные части) НТР такие:

Опережающее развитие науки и превращение ее в производительную силу. Особенно заметно это в развитых странах, где возрастают денежные траты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские виды деятельности. Наука является катализатором совершенствования производства и мощной социальной силой.

Изменения в технической базе промышленности. Для НТР характерно применение робототехники, ЭВМ, внедрение новейших технологий, применение нетрадиционных источников энергии. Производительность труда повышается за счет квалифицированных работников.

Изменения в структуре производства. В нем растет часть промышленного производства. Особое значение в развитии промышленности имеет наукоемкое машиностроение.

Усложнение управления производственными процессами.

Этапы НТР

Принято различать 2 этапа развития НТР.

ЭВМ

На первом этапе (с 1940 до конца 1960-х гг.) происходит бурное развитие индустриальных стран. В это время на Западе и в СССР распространяются транзисторы, телевизионные вычислительные машины, спутниковые системы и проч. Происходит освоение космоса.

Производственный робот

Промышленные роботы на заводе Mercedes-Benz

На втором этапе (с 1970-х гг. и до сегодняшнего дня) происходит стремительное развитие микропроцессоров, производственных роботов, оптоволоконных сетей и информационных технологий.

Этапы НТР

Некоторые исследователи выделяют третий этап НТР, который начался с массовым внедрением нанотехнологий в производство. Четвертого этапа НТР нет.

Робот

На сегодняшнем этапе прослеживаются такие основные направления:

сокращение энергоемкости и ресурсоемкости производства;

повышение производительности труда;

повышение наукоемкости производства;

освоение новых материалов и видов энергии;

образование новых отраслей промышленности;

изменение в структуре занятости.

БМВ

БМВ Vision next 100

Результаты научно-технической революции в XX веке

Все результаты НТР можно кратко представить в виде таблицы. Её особенно удобно использовать ученикам 10 - 11 классов.

Развитие логистики, расширение знаний о Земле.

Повышение мобильности человека.

Обострение экологических проблем.

Использование Интернета для проведения исследований.

Открытость и доступность информации.

Доступность и открытость научных теорий и идей.

Дифференциация знаний об обществе.

Изменения в социальной структуре населения, приводящие к девиантному (отклоняющемуся от общепринятого) поведению.

Использование достижений науки для исследования экосистем, их очищения.

Внедрение экологичных материалов, широкое использования вторичного сырья.

Развитие нетрадиционной энергетики из возобновляемых источников.

Загрязнение окружающей среды из-за бесконтрольного использования природных ресурсов.

Исчерпание запасов полезных ископаемых.

Исчезновение видов животных и растений.

Изменение климата из-за повышения выбросов парниковых газов.

Накопление токсичных отходов, пластика в окружающей среде.

Широкое распространение социальных сетей.

Повышение уровня социальной защиты благодаря внедрению цифровых и интернет-технологий.

Отрицательные социальные последствия - уязвимость человека в социальных сетях, связанная с приватностью, хранением личной информации.

Изменение социальной структуры, социальных связей и связанный с этим риск развития одиночества и возникновения суицидов.

Активное развитие глобализационных процессов, влияющих на воспроизводство населения.

Быстрое распространение городов и городского стиля жизни, упрощение доступа населения к основным достижениям научно-технического прогресса.

Стремительное увеличение количества и размеров городов, численности городского населения и связанное с этим обострение экологических проблем.

Депопуляция в развитых странах и в России.

Стремительное старение населения, снижение процентной доли молодежи.

Повышение производительности труда ведет к росту благосостояния населения.

Это улучшает уровень жизни, делает ее более интересной.

У человека появляется возможность работать на дому в сфере информационных технологий.

Автоматизация и роботизация производства неизбежно приводят к росту безработицы.

Глобализация приводит к уязвимости мирового хозяйства.

Рост благосостояния населения неизбежно приводит к истощению природных ресурсов.

Благодаря успехам НТР в области медицины отступили неизлечимые в прошлом заболевания - столбняк, полиомиелит, оспа.

Применение последних результатов научных исследований повышает результативность диагностики.

Развитие генной инженерии повышает риск возникновения смертельно опасных болезней, биоразнообразия, снижают резистентность организма к инфекциям.

Идея клонирования человека противоречит его сущности и нарушает главные нравственные принципы.

Научно-техническая революция в корне изменила жизнь человека, улучшив качество его жизни. Вместе с тем она привела к загрязнению окружающей среды, исчерпанию природных ресурсов. Разумное использование ее достижений снижает риски для человечества.


Одним из факторов, во многом определившим историю современного общества, стала научно-техническая революция (НТР).

Достижения науки и техники не только существенно изменили характер производственных процессов, но и коренным образом преобразовали всю человеческую жизнь.

Новейшие технологии проникли в самые отдаленные уголки планеты, сближая пути развития отдельных стран и народов.

Современная НТР началась в индустриально развитых странах мира сразу же после окончания Второй мировой войны.

Она предполагала широкое применение в промышленности новейших технологий, их внедрение не только в производственный, но и в управленческий процесс, использование новых видов энергии и материалов.

Важнейшей предпосылкой НТР стали научные открытия в области ядерной физики и квантовой механики, достижения кибернетики, микробиологии, биохимии.

Ее характерной чертой выступало превращение науки в непосредственную производительную силу.

Современная эпоха закономерно называется эпохой научно-технической революции. Это означает, что наука в наше время превратилась в решающий фактор развития не только производства, но и всей общественной жизни, стала непосредственной производительной силой общества.

Принято считать, что НТР прошла два этапа: первый – с середины 40-х – 60-е гг., второй – с 70-х гг. и по настоящее время.

НТР и социальные сдвиги в западном обществе.

Под воздействием НТР происходили существенные изменения в социальной структуре западного общества. Наряду с ускорением роста городского населения огромными темпами увеличивалась доля занятых в сфере обслуживания и торговли. Если число занятых в этой сфере в 1950 г. составляло 33% от всего самодеятельного населения в странах капитала, то в 1970 г. – уже 44%, превысив долю занятых в промышленности и на транспорте. Менялся облик рабочего, росли его квалификация, уровень общеобразовательной и профессиональной подготовки; уровень оплаты, а вместе с этим уровень и стиль жизни. Общественное положение промышленных рабочих все более сближалось с показателями жизни служащих и специалистов. На основе структурных изменений в народном хозяйстве менялся отраслевой состав рабочего класса. Шло сокращение занятых в отраслях с высокой тяжестью труда (горнодобывающая, традиционные отрасли легкой промышленности и т. д.) и увеличение занятых в новых отраслях (радиоэлектроника, ЭВМ, атомная энергетика, химия полимеров и т.д).

К началу 70-х гг. численность средних слоев населения колебалась от 1/4 до 1/3 самодеятельного населения. Наблюдался рост доли мелких и средних собственников.

Развитие образования.

Важные изменения происходили в области образования, призванного удовлетворить потребности научно-технической революции.

В развитых странах, включая СССР и Восточную Европу, осуществлялись реформы, расширялась сеть учебных заведений, шел процесс демократизации образования на всех уровнях обучения.

Больше внимания стало уделяться профессиональному образованию, изучению естественных и математических дисциплин.

За основу образовательной политики в настоящее время взята концепция непрерывного обучения, предполагающая обогащение человека знаниями в течение всей его жизни.

Для повышения качества образования правительства развитых стран вкладывали в эту сферу огромные средства.

Развитие и повышение научно-технического уровня общественного производства предъявляют все возрастающие требования к общеобразовательной и технической подготовке основной массы производителей. Эта объективная потребность обусловливает необходимость создания и развития школьной системы и ее постоянного совершенствования. Вот почему в более развитых в техническом отношении странах быстрее развивается сеть различных школ, раньше возникают и создаются новые типы учебно-воспитательных заведений. В настоящее время под влиянием научно-технического прогресса во всех странах мира значительно повышается роль среднего специального и высшего, особенно университетского, образования, интенсивно развивается сеть профессионально-технических учебных заведений для подготовки рабочих массовых профессий.

Стремительное развитие науки, превращения ее в непосредственную производительную силу, что привело к повышению сложности и эффективности труда, в свою очередь, требует высококвалифицированных рабочих. Поэтому большое внимание в развитых странах уделяется развитию образования.

В информационном обществе на базе современных технологий происходит непрерывное производство новых знаний, поэтому резко возросли требования к уровню образования и квалификации работников. Кроме того, происходит изменение характера отношений между людьми в процессе совместной производственной деятельности (например, вместо вертикальных связей, отношений долженствования и исполнительства, приходят связи горизонтальные, основанные на партнерском взаимодействии). Невиданная прежде скорость обновления информации привела к регулярному устареванию знаний, что породило новую образовательную концепцию, известную как непрерывное образование. Важнейшей тенденцией в развитии образования является компьютеризация процесса образования; использование новых современных технологий обучения.

Одной из серьезнейших проблем, порожденных научно-технической революцией, является проблема дальнейшего совершенствования системы образования. НТР требует постоянного образования, которая состоит из двух подсистем: базовой и дополнительной. Последняя должна осуществляться в основном путем постоянной самостоятельной образовательной деятельности.

Преемственность образовательно-воспитательных учреждений и непрерывность образования. Эта тенденция все более пробивает себе дорогу. Она обусловлена тем, что быстрое развитие науки и техники, коренные усовершенствования технологии и компьютеризации производства, появление его новых отраслей требуют от производителей более глубоких знаний, овладения новыми научными достижениями и непрерывного повышения своей профессиональной квалификации. Вот почему во всех странах мира принимаются меры к укреплению преемственных связей между различными типами образовательно-воспитательных учреждений, обеспечивая свободный переход от низших к высшим ступеням обучения, создаются колледжи и институты повышения квалификации для работников различных профессий и категорий, а также расширяется система кратковременной курсовой переподготовки специалистов.

Поскольку требования общества к повышению уровня образования и культуры населения постоянно возрастают, несомненно, что система образовательно-воспитательных учреждений будет и в дальнейшем расширяться и совершенствоваться.

Кризис традиционных и национальных культур и жанров.

Современный мир живет в эпоху глобальных перемен, масштабы которых растут день ото дня. Это – результат научно-технического прогресса прошедшего века, охватившего все пять континентов. Именно с научно-технической революцией связаны известные под именем глобализации достижения, как в экономике, так и в социальной и общественно-политической жизни.

Глобализация создает опасность национальной идентичности, культурной и осознанной связи наций со своими корнями. По мнению известного культуролога, М.Коридзе, глобализация – это то, что на протяжении веков в третьем мире мы называли колонизацией. Возможно, такая оценка исследователя может показаться слишком категоричной, однако сегодняшняя, когда влияние культурной глобализации на национальную культуру малых народов настолько высоко, опасения небезосновательны.

Процесс глобализации связан с западным образом жизни, экспансией масскультуры и типа мышления. Глобализация культуры приобретает форму вестернизации, а в развивающихся странах, американизации, что влечет за собой соответствующую реакцию в виде усиления разных форм национализации.

Американская массовая культура экспансирует настолько форсированными темпами, что, притесняет европейскую массовую культуру даже в самой Европе. Американизмы вторгаются как в культуры малых, так и больших европейских стран. Американизмы вторглись и в европейские языки. Американская манера танца распространилась среди европейской молодежи, особенно в странах восточной Европы и постсоветском пространстве. Влияние американской культуры заметно и в других сферах культуры.

Как правило, в традиционном обществе изменения протекают медленно. Оно имеет собственную богатую национальную культуру и обладает значительным опытом, который, не так уж и редко считают старомодным. Несмотря на это, влияние чужой культуры в странах традиционной культуры приобретает настолько масштабную форму, что вызывает опасения специалистов. Известный культуролог С.Хангтингтон требует от США проявить больше осторожности в культурных отношениях с остальным миром. От Запада он требует глубокого понимания фундаментальных религиозных и философских основ других цивилизаций, понимания того, как люди этих цивилизаций представляют себе собственные интересы. Запад в незначительной мере, или совсем не учитывает приоритетов и интересов национальных государств, что, по мнению Хантингтона, может повлечь за собой противостояние различных культур – войну цивилизаций.

Распространение западных ценностей и массовой культуры необратимый процесс, протекающий в эпоху глобализации ускоренными темпами. Иностранная массовая культура способствует ослаблению национальных традиций и культуры, особенно, понижению национального самосознания малочисленных наций. А это в конечном итоге может привести к потере самобытности.

По мнению известного американского политолога, Клаеса Рина, страна, желающая сохранить независимость и автономию, должна опираться на собственную традиционную культуру, защитив этим себя; а те, кто будет опираться на экспансивные силы, будут тем самым способствовать усилению тенденций, противостоящих своей же культуре. Заявление политолога, представителя страны, стоящей сегодня во главе мировой политики и диктующей остальному миру свою волю, должна быть примечательна для малочисленных стран с традиционной культурой.

Читайте также: