Нравственный выбор героев романа белая гвардия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Роман – жанр, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени.

Деталь художественная – одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Символ – способность художественного образа соединять предметное значение с множеством переносных смыслов.

Список литературы

1. Журавлёв В. П. Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2015. С. 33-62

Дополнительная литература:

1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Чиндилова О. В. Литература. 11 класс. В 2 ч. Ч 2. Базовый уровень. М.: Баласс, 2015 С. 192-215

2. Кутузов А. Г. В мире литературы. 11 класс. М.: Дрофа, 2006. С. 275-295

Открытые электронные ресурсы:

(дата обращения 16.08.2018)

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Выбор Турбиных другой. Алексей Турбин, врач, идёт в мортирный дивизион полковника Малышева. Он не может быть в стороне от схватки. Турбины не прячутся от событий, но руководит ими не ненависть к красным, а осознание трагедии происходящего. Они не отступаются от своих принципов, не меняют убеждений в угоду времени. Даже если это будет стоить им жизни.

Самый младший Турбин – Николка. Он мечтает о подвиге во имя Отечества. Семнадцатилетний юноша готов стоять за Город до конца. Когда погибает его командир, полковник Най-Турс, для него делом чести становится найти и похоронить Ная, хотя для этого ему приходится побывать почти в преисподней.

Полковник Щёткин и другие командиры таинственно и необъяснимо исчезают вместе со штабами. Прапорщик Шполянский специально выводит из строя броневики гетмана, способные остановить, задержать Петлюру, а потом уходит оборотнем. Механики бронепоезда и сам командир дивизиона капитан Плешко тоже пропадают при невыясненных обстоятельствах. Возможно, если бы армия была объединена благородной целью защиты Города, России, если бы в ней не господствовали индивидуализм и эгоизм, судьба Города сложилась бы по-иному. Выбор многих белых офицеров, бежавших из Города, никак не назовешь нравственным.

Примеры и разборы решения заданий тренировочного модуля

Множественный выбор.

Кто из героев Булгакова спасает подчинённых, узнав о предательстве главнокомандующего?

Сергей Иванович Тальберг;

Разбор задания: вспоминаем, что Алексей Турбин – врач, вступивший в дивизион под командованием полковника Малышева, он не мог спасти подчинённых, т.к. сам подчинялся командиру. Сергей Иванович Тальберг – муж Елены, который бежит из Киева.

Работа в 11-м классе над романом М.А. Булгакова “Белая гвардия” открывает для учителя и учеников большие перспективы. Роман позволяет поставить перед учениками ряд нравственных вопросов, заставляет задуматься над историей страны, постичь позицию писателя-гуманиста. Нравственный выбор – это один из важнейших вопросов для человека в любой ситуации и в любые времена. Поэтому очень важным представляется при изучении романа проведение урока “Нравственный выбор героев романа”. Урок проводится в форме свободной дискуссии, для эффективного воздействия на эмоциональную сферу учеников и создания соответствующей атмосферы урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Беседа о семье Турбиных

Эта часть урока построена как повторение уже пройденного материала. Поэтому основная роль здесь отводится учащимся, в выступлениях которых звучит рассказ о мире семьи Турбинных.

Нравственный выбор Турбиных

Исторические события врываются в жизнь героев булгаковского романа. Разрушается мирная, привычная жизнь Города.

С помощью слайдов сравниваем две картины:

“Как многоярусные соты, дымился и шумел и жил Город. Прекрасный в морозе и тумане на горах, над Днепром…”

Каков нравственный выбор Турбиных?

Смена портретов (актер Андрей Сергеев)

Итак, мирная жизнь канула в безумии революции. И как же заманчиво было спрятаться в своем мирке, запереть дверь, повернуться лицом к окнам, уже задернутым кремовыми шторами, не слышать и не видеть того ужаса, что происходит в Городе и стране! Или бежать “крысьей побежкой на неизвестность от опасности”, как это сделал Тальберг! Выбор Турбиных другой.

Какая книга становится в эти дни настольной книгой Алексея? Почему он даже во сне спорит с одним из ее персонажей?

“Бесы” Достоевского; Алексей даже во сне пытается выстрелить в “кошмар”, который “глумливо” говорит: “…русскому человеку честь – только лишнее бремя”.

Объясните, почему Алексей идет в мортирный дивизион полковника Малышева. Какой поступок удивляет полковника?

Не может быть в стороне от схватки, стоять в стороне сейчас – это согласиться с кошмаром. Турбины не прячутся от событий, но руководит ими не ненависть к красным, а осознание трагедии своей родины. Они не отступаются от своих принципов, не меняют убеждений в угоду времени. Поэтому и удивляет полковника Малышева позиция Алексея Турбина: “Я… не социалист, а… монархист…”

Что тревожит и томит Алексея после ранения и болезни?

Портрет
(актриса Ольга Остроумова);

Как реагирует Елена на отъезд Тальберга?

“Ни звука не ответила Елена, потому что была горда”; она – хранительница очага, ее место – рядом с мужчинами, защищающими Город.

Как растолковать сцену ее молитву за брата?

“Мать-заступница… Пожалей нас… Отымаешь, отымай, но этого смертью не карай… Все мы в крови повинны, но ты не карай…”. Елена просит Божью Матерь и Её Сына спасти умирающего брата. И её молитва дошла по адресу: от неё протянулся “цепочный луч” прямо в сердце Елены, и Алексей Турбин, уже находившийся у порога смерти, выздоровел. Какие же проникающие слова произнесла эта женщина — слова, на которые не могли не откликнуться Мать и Сын? Она сказала: “. все мы в крови повинны”.

Каков выбор Николки?

Николка мечтает о подвиге во имя Отечества. В этом он похож на героев Л.Н. Толстого. Семнадцатилетний Николка готов стоять за Город до конца. “Повинуясь телефонному голосу, унтер-офицер Турбин Николай вывел двадцать восемь человек юнкеров и через весь Город провел их согласно маршруту…”

В чем он видит свой долг после гибели Най-Турса?

Когда погибает его командир, полковник Най-Турс, для Николки делом чести становится найти и похоронить Ная, хотя для этого ему пришлось побывать почти в преисподней.

Нравственный выбор полковника Малышева

Как вы относитесь к тому, что Малышев распускает мортирный дивизион?

К этому поступку нельзя отнестись однозначно: как-то не вяжется такой поступок с понятием об офицерской чести. Поэтому закономерной представляется реакция на подобный приказ группы юнкеров во главе со Студзинским: “Господин полковник. Вы арестованы”.

А если посмотреть на это с общечеловеческой точки зрения?

Для гуманиста Булгакова свойственно трактовать поступок своего героя в соответствии с пониманием, что ничего нет бесценнее человеческой жизни; вот почему с болью и трепетом воспринимаются слова полковника, по возрасту годившегося своим подчиненным “никак не в отцы, а лишь в старшие братья”: “Дети мои. на свою совесть беру и ответственность все. Вас посылаю домой!!” А ведь за этим поступком – мужество человека и трагедия офицера.

Как сам Малышев оценивает свои действия в разговоре с Алексеем Турбиным?

Нравственный выбор Най-Турса

Расскажите о Най-Турсе. Чьи традиции продолжает Булгаков, создавая его образ?

В разговоре о Най-Турсе, конечно, вспоминаем традиции Л.Н. Толстого.

Подводя итоги, попробуем определить позицию автора.

Булгаков ничего не упрощает в судьбах своих героев. При всем обилии офицеров, юнкеров оказалось невозможным собрать их в армию и дать достойный отпор Петлюре. Писатель показывает, что в “белой гвардии” царит бесчестие, разброд и предательство.

Полковник Щёткин, другие командиры таинственно и необъяснимо исчезают вместе со штабами. Прапорщик Шполянский специально выводит из строя броневики гетмана, способные остановить, задержать Петлюру, а потом уходит оборотнем. Механики бронепоезда и сам командир дивизиона капитан Плешко тоже пропадают при невыясненных обстоятельствах. Возможно, если бы армия была объединена благородной целью защиты Города (имея в виду широкое, масштабное обобщение, можно сказать и всей России), если бы в ней не господствовали индивидуализм и эгоизм, судьба Города сложилась бы по-иному. Выбор многих белых офицеров, бежавших из Города, никак не назовешь нравственным.

Как могла бы сложиться дальше жизнь булгаковских героев?

В финале романа мы видим, что в доме по Алексеевскому спуску собираются не только Турбины, но и Мышлаевский, Шервинский, там живет Лариосик. Как сложится их судьба? Ведь “велик был и страшен год по рождестве Христовом 1918, но 1919 был его страшней…” Возможно, судьба любимых булгаковских героев – это Перекоп… Что дальше – гибель, эмиграция? Этот вопрос остается открытым.

Каким образом в романе выражена авторская позиция?

Ох, грибок ты мой, грибочек, белый груздь!
То шатаясь причитает в поле – Русь.
Помогите – на ногах нетверда!
Затуманила меня кровь-руда!
И справа и слева
Кровавые зевы,
И каждая рана:
- Мама!
И только и это
И внятно мне, пьяной,
Из чрева - и в чрево:
- Мама!
Все рядком лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?
Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.
- Кто ты? – белый - не пойму! – привстань!
Аль у красных пропадал? – Ря-азань.
И справа и слева
И сзади и прямо
И красный и белый:
- Мама!
Без воли – без гнева –
Протяжно – упрямо –
До самого неба:
- Мама!

Из стихотворения “Гражданская война”

Одни идут освобождать
Москву и вновь сковать Россию,
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.
В тех и других вона вдохнула
Гнев, жадность, мрачный хмель разгула, -
А вслед героям и вождям
Крадется хищник стаей жадной,
Чтоб мощь России неоглядной
Размыкать и продать врагам!
Сгноить ее пшеницы груды,
Ее бесчестить небеса,
Пожрать богатства, сжечь леса
И высосать моря и руды.
И не смолкает грохот битв
По всем просторам южной степи
Средь золотых великолепий
Конями вытоптанных жнитв.
И там, и здесь между рядами
Звучит один и тот же глас:
- “Кто не за нас – тот против нас!
Нет безразличных: правда с нами!”
А я стою один меж них
В ревущем пламени и дыме
И всеми силами своими
Молюсь за тех и за других.

“Всё пройдёт. Страдания, муки, кровь, голод и мор. Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле. Нет ни одного человека, который бы этого не знал. Так почему же мы не хотим обратить свой взгляд на них? Почему?”

М.А. Булгаков отобразил в романе суровую, жестокую правду Истории, показал разные характеры, судьбы, нравственный выбор людей в тяжелейших обстоятельствах эпохи войн и разрушений. Одни герои (например, Турбины, Най-Турс, Малышев) оставались верны таким нравственным ценностям, как честное служение обществу и стране, бескорыстие, порядочность, патриотизм и мужество, и были готовы погибнуть, не изменяя своим принципам. Другие персонажи, как Лисович, накапливали богатства, третьи, как Козырь, делали военную карьеру, использовали войну для улучшения собственного благополучия. Или, например, штабной офицер Сергей Тальберг, который пренебрёг даже таким чувством, как любовь к близкому человеку. Он предаёт друзей, жену и, действуя в личных интересах, тайно готовится бежать за границу, делая свой выбор в соответствии с собственными убеждениями. Тальберг не страдает от угрызений совести по поводу долга или ответственности перед людьми и страной.

Вы, как всегда,- умничка. Попробуй-ка сопоставить и вычленить сугубое в жестокой борьбе, оставаясь при этом вне рамок пристрастий.Вам это, мне кажется, удаётся по одной простой причине: умничка вы.

Глеб, дорогой, вот благодаря таким людям, как Вы, мне и нравится общение на Прозе! Добрый и умный человек не станет высокомерно указывать на "ошибочность суждений", а если будет с чем-либо не согласен, то сумеет сказать об этом так, чтобы не оскорбить и не унизить автора.
Вы мне ДРУГ, и потому пожалуюсь Вам, что тут опять позлодействовали снобы, которые высмеивают меня за УВАЖЕНИЕ к великому человеку, дипломату и поэту А.С.Грибоедову. Есть тут две "писательницы", Александрова и Шувалова, которые причислили СЕБЯ к дворянам и потому издеваются над Чацким, критикуют декабристов. Причём, приписывают эту критику нашим классикам, то есть извращают слова Пушкина, Гоголя, Белинского путём выборочного и искажённого цитирования.

И чёрт бы с ними! С этими вульгарными особами общение никому не нужно.
НО две мои работы эти авторши сумели удалить с помощью своей подлости!
И получилось, что ликуют сейчас такие вот БЕЛЬЖО, пачкающие всё вокруг!

Глеб, я так давно не общалась с Вами, очень хочу выйти на Вашу страницу.
До завтра!
Всего доброго.

И у меня есть к вам одна тяжёлая претензия. А именно. Читая ваши талантливые критические статьи, я не решаюсь выудить из стола - свои. Опростоволоситься боюсь: высока планка, вами поставленная.
Что же касается недоброжелателей, так станьте верблюдихой. Пусть лают. А вы плюйте. И снова издайтесь. Если уж совсем достанут, то - поделитесь. Я с детства и по сей день дерусь не шуточно и виртуально, и реально.
Низкий поклон.

Глеб, ну, что Вы придумали?! Да я только порадуюсь, видя ещё одного единомышленника. И как можно не публиковать свои статьи только потому, что у кого-то ещё есть подобные?! Публикуйте и даже не думайте ни о каких снобах или "конкурентах".
Я с удовольствием почитаю и порадуюсь, что НАШИ люди любят читать и размышлять о прочитанном.
А по вопросу удаления работ я пока вынашиваю планы, как обойти коварство подлых "дворянок", и буду делать новую попытку. Эти "новые-старые" поклонники Запада всех объявляют сумасшедшими или смешными за разумные мысли, которые сильно отличаются от их собственной косности и невежества.
Спасибо за понимание и поддержку, Глеб!
Всего Вам наилучшего!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Творчество М. А. Булгакова — крупнейшее явление русской художественной литературы двадцатого века. Основной его темой можно считать тему "трагедии русского народа", так как писатель был современником всех тех трагических событий, которые происходили в России первой половины двадцатого века. Из этой темы вытекает другая немаловажная тема"нравственного выбора", которая четно рассматривается в романе "Белая гвардия".

В произведении Алексей и Николка Турбины, Малышев, Най-Турс-герои, которые следуют зову чести, защищают свой дом,родных и близких людей.

У каждого героя есть свои моральные ценности, убеждения, взгляды на то, как нужно правильно поступать, не вредить, а улучшать этот безжалостный мир. Полковник Малышев, сумев разведать, что гетман со своим окружением бежал за границу, спасает неопытных юнкеров от гибели: велит сорвать погоны и разойтись по домам. Най-Турс, так же как и Малышев, беспокоится и заботиться о своих солдатах: спорит с генералом, чтобы добиться тёплой одежды для людей ("Валенки сию минуту давайте"), прикрывает отход своих подчиненных юнкеров ценой собственной жизни. Он спас также от смерти Николку Турбина, который, в свою очередь, хотел помочь полковнику удержать Город. Когда умирает Най-Турс, Николка под прицелами орудий ищет на улицах Города родных погибшего, чтобы сообщить им о трагедии. Так же он похищает тело командира из подвала анатомического театра.

Алексей Турбин старший член своей семьи, не поддерживает революции, войны, но и не избегает их. Он становиться военным врачом, помогает людям. Алексей — за монархию, потому что он считает, что всё "новое" несёт только плохое. Его можно понять, ведь вокруг него и его близких происходит хаос.

М. А. Булгаков раскрывает читателю в романе и таких людей,для которых не существует никаких нравственных ценностей. Сергей Тальберг именно из таких людей. Он, пренебрегая любовью к близкому человеку, предаёт жену, родственников, сбегает за границу. Тальберг следует только личным интересам, не считает, что он несёт некую ответственность перед другими людьми. Ничего нравственного нет и в полковнике петлюровской армии Козыре. До участия в первой мировой войне он был сельским учителем и считал свою профессию ("лишь долгой и крупной ошибкой"). В военном деле Козыря волнует лишь собственная карьера, личное благополучие.

Таким образом, М. А. Булгаков в романе "Белая гвардия" говорит нам, что жизнь человека, любовь, честь, верность — высшие ценности человечества, которым характерна такая черта,как вечность. Произведение заканчивается словами: "Меч исчезнет, а вот звёзды останутся, когда и тени наших тел и дел не останется на земле"). Так, звёзды — это символ таких вечных ценностей, в служении которых видел свой дар писатель.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Читайте также: