Нравственный поступок это кратко
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Маракасова Виктория Александровна
Населенный пункт: г. Вологда
Тема: Нравственный поступок
- учить прогнозированию последствий своих поступков;
- развивать готовность к социальному взаимодействию;
-воспитывать у детей саморегуляцию, самооценку и оригинальность мышления.
Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД
Актуализация знаний, целеполагание
-Ребята, послушайте рассказ и подумайте после обсуждения, какая будет тема нашего урока (см. Приложение 1).
-Ребята, поднимите руку те, кому понравился главный герой.
-С кем бы вы хотели дружить с Олей и с Игорем или со Славой?
-Как поступили по отношению к Славик Оля и Игорь?
-Как вы думаете, правильно ли поступили ребята?
-Можно ли их поступок назвать нравственным или нельзя?
- А почему это нравственный поступок?
-Можем ли мы дать определение нравственного поступка?
-Как вы думаете, что нам нужно будет узнать сегодня? Какая цель перед нами ставится?
- Я бы хотела дружить с Олей и с Игорем.
-Они старались помочь другу, пусть он этого и не понимал.
-Они старались ему помочь.
-Я думаю, что они поступили правильно.
-Если бы они дали опять ему списать слава бы сам ничему не научился.
-Я считаю, что этот поступок можно назвать нравственным.
Открытие новых знаний
-Для того, чтобы узнать, с чем мы сегодня познакомимся на уроке, давайте прочитаем в рубрике на странице 40. Откройте учебники, прочитай, пожалуйста, .
-Итак, наша цель узнать, что такое нравственный поступок и какие его признаки. Для этого мы познакомимся с текстом учебника. Итак, сейчас мы начнем читать по абзацам.
-Читай, пожалуйста, второй абзац
-Прочти третий абзац.
-Сколько признаков у нравственного поступка?
-Прочитай, Саша, про первый признак.
-Что такое мотив?
-Ребята, а в рассказе, который я вам читала в начале урока, у Оли и Игоря был мотив поступка?
-Хорошо. Прочитай второй признак нравственного поступка.
-Что же такое цель поступка?
-Какая цель поступка Оли и Игоря в рассказе?
-Прочит, пожалуйста, третий признак нравственного поступка.
-Что такое средства достижения цели?
-Почему Средства достижения цели важны?
-Какие средства достижения цели были у Оли и Игоря?
-Давайте прочитаем следующий признак. Миша, прочти, пожалуйста.
-Какое действие совершили Оля и Игорь?
-И последнее правило нам прочтет Катя.
-Что такое результат поступка?
-Какой результат был у поступка Оли и Игоря?
-Ребята, скажите еще раз что такое поступок?
-А чем от поступка отличается нравственный поступок?
-Какие признаки нравственного поступка мы изучили?
-Что такое мотив?
-А что такое цель поступка?
-Что такое средства достижения цели?
-Что происходит в самом действии?
-И что такое результат поступка?
-Поднимите руку, кому понятно, что такое нравственный поступок и его признаки.
- Нравственный поступок – это действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
-У нравственного поступка 5 признаков.
-Мотив – это то, зачем совершается поступок.
-Они хотели помочь Славе, чтобы он знал, как решать математику, не просто списывал у друзей.
-Цель поступка – это намеренья человека. (конечный итог, к которому он хочет прийти)
-Они хотят, чтобы Слава сам научился решать задания по математике.
-Это то, как люди добиваются поставленной цели.
- Они могут сделать поступок моральным, нравственным или аморальным и безнравственным.
-Они не давали списать славе и предлагали помочь с разбором заданий.
- Они сказали, что не будут давать ему списывать и предлагали объяснить ему материал.
-Результат поступка – это то, ради чего человек действовал.
-Слава понял, что Оля с Игорем ему желают добра.
-Поступок – это выражение морали.
-Нравственный поступок – это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
-Мотив, цель, средства достижения цели, само действие и результат действия.
- Мотив – это то, ради чего совершается поступок.
- Цель – это то, к чему человек хочет прийти в конечном итоге.
- Средства достижения цели - это то, как люди добиваются поставленной цели.
- В самом действии происходят действия человека.
- Результат поступка – это то, ради чего человек действовал.
Закрепление новых знания
-А сейчас мы с вами просмотрим фрагмент мультфильма и еще раз постараемся объяснить или закрепить, полученные знания.
- Ну, что, ребята, это нравственный поступок Жени?
-Хорошо. А какой у нее был мотив?
- А какая у нее была цель?
-Какие средства Женя использовала для того, чтобы вылечить ногу Вите?
-А что было самим действием?
-И каким был конечный результат?
- Я думаю, что, да, это нравственный поступок.
- Женя помогла Вите. Она вылегчила его ногу.
-Она хотела поиграть с Витей в салки.
-Женя хотела вылечить ногу Вите.
-У Жени остался один волшебный лепесток с Цветика-Семицветика.
- Витина нога выздоровела, и они с Женей стали играть вместе.
-Ребята, поднимите руку, кто знает, что такое басня? В чем заключается ее особенность?
-А теперь давайте посмотрим еще один небольшой видеофрагмент.
-Итак, ребята, над чем мы сегодня работали?
-Что такое нравственный поступок?
-Можно ли назвать поступок крокодил нравственным?
- Почему, чему учит данный мультфильм?
-Назовите признаки нравственного поступка.
-Что такое цель поступка?
-Что такое мотив поступка?
-Как называется то, ради чего человек действовал?
- Будете ли вы стараться поступать нравственно?
- В басне человеческие качества находят отражение в поведении животных.
- Нравственный поступок – это хороший поступок, который совершается, руководствуясь нравственными идеями и ценностями.
-Он учит тому, что, если хочешь воспользоваться чьей – то вещью, нужно попросить об этом.
- Мотив, цель, средства достижения цели, само действие и результат действия.
- Цель – это то, к чему человек хочет прийти в конечном итоге.
- Мотив – это то, ради чего совершается поступок.
Поднимите руку те дети, кому понятны признаки нравственного поступка, и кто в любой ситуации может их выделить.
-Поднимите руку те, кому еще нужно поработать над этим материалом.
-Спасибо за урок все свободны.
Приложение 1
Нашёл Павлик на дороге необычные очки. Одно стёклышко показалось ему светлым, а другое — тёмным.
Недолго думая, он надел их, закрыл один глаз и посмотрел на мир через тёмное стекло. Вокруг него по серым улицам куда-то спешили угрюмые и недовольные прохожие. Мальчик закрыл другой глаз — и словно выглянуло солнце: лица людей стали радостными, а их взгляды приветливыми. Он попробовал ещё раз — результат был тот же.
Павлик принёс домой свою находку, рассказал маме о чуде преображения и показал ей волшебные очки. Мама ничего странного в них не нашла и сказала:
— Это обычные очки. Вечно ты что-нибудь выдумаешь.
Павлик ещё раз проверил: действительно, очки как очки, без всяких чудесных превращений.
— Но я точно видел, как люди менялись. Что же с ними происходило?
— Это не с ними происходило, а с тобой. Если твоя душа добрая, ты и других будешь видеть добрыми.
На следующий день Павлик пришёл в школу и с ужасом вспомнил, что из-за этих очков он забыл математику сделать. Кинулся к соседке по парте:
— Оля, дай списать!
— В который раз списать просишь? Если ты чего-нибудь не понимаешь, спроси. Я тебе всё объясню.
“Вот вредина”,- подумал Павлик и бросился к Игорю, с которым он в спортивную секцию ходил. Тот тоже сказал:
— Хватит списывать! Сам научись решать. Я тебе сколько раз говорил: “Приходи — помогу”?
— Чего там — “приходи”! Мне сейчас надо.
“Вот тебе и друзья, в беде руки не подадут. Только о себе и думают. Ну ладно, я вам припомню”, — решил Павлик.
Тут прозвенел звонок, и вошёл учитель. Павлик сидит, трясётся: “Ох, вызовет он меня, как пить дать вызовет. Я его знаю. Сына родного не пожалеет. Сердца у него нет — вот и ищет, на ком отыграться”.
Но учитель неожиданно предложил тем, кто не смог решить домашнее задание, остаться после уроков и разобрать его. А сейчас — повторение пройденного.
“Пронесло! — ликовал Павлик. — Нет, математик всё-таки неплохой мужик, чувствует, когда людям трудно. Да и Оля с Игорем тоже мне добра желают. Напрасно я на них так…”
Как написать хороший ответ? Как написать хороший ответ?
- Написать правильный и достоверный ответ;
- Отвечать подробно и ясно, чтобы ответ принес наибольшую пользу;
- Писать грамотно, поскольку ответы без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок лучше воспринимаются.
Мореплаватель — имя существительное, употребляется в мужском роде. К нему может быть несколько синонимов.
1. Моряк. Старый моряк смотрел вдаль, думая о предстоящем опасном путешествии;
2. Аргонавт. На аргонавте были старые потертые штаны, а его рубашка пропиталась запахом моря и соли;
3. Мореход. Опытный мореход знал, что на этом месте погибло уже много кораблей, ведь под водой скрывались острые скалы;
4. Морской волк. Старый морской волк был рад, ведь ему предстояло отчалить в долгое плавание.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть
- способствовать воспитанию доброты и милосердия, нравственных качеств, выявлению правильного представления о добре и добрых делах.
- способствовать развитию у детей чувства самооценки, умения правильно оценивать свои поступки.
- развивать самостоятельность и оригинальность мышления;
- формировать способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
- учить прогнозированию последствий своих поступков;
- развивать готовность к социальному взаимодействию.
В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия ( анализ, сравнение).
-формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группе, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
Основные термины и понятия: Поступок. Нравственный поступок. Мотив. Цель поступка. Средства достижения цели. Действие. Результат.
I . Организационный момент
Учитель: Наш замечательный звонок позвал за парты на урок.
Нас ждет успех, мои друзья, общенье, труд, открытия!
Учитель: Ребята, я выражаю уверенность в том, что наше сотрудничество, как обычно, будет полезным и приятным. Пожалуйста, садитесь.
Учитель: Ребята, с какой интересной темой мы знакомились на прошлом уроке? ( Ответ: Род и семья – источник нравственных отношений)
Учитель: Кто хотел бы рассказать о своем семейном гербе?
(на доске выставка рисунков с родовыми гербами и родовыми древами).
II .Объявление темы урока.
Тему нашего урока вы можете назвать, разгадав ребус.
15 18 1 3 19 20 3 6 15 15 16 19 20 30
Н р а в с т в е н н о с т ь
Запись в тетради.
Нравственность ( мораль, добронравие, добродетель) – система норм и ценностей, которые регулируют поведение человека – на доске. (антонимы безнравственность, аморальность, злонравие, порок)
Капля воды. В.А.Сухомлинский
Был жаркий июльский день. К колодцу, что под высоким дубом, подошла группа школьников. Они возвращались из туристического похода. Детям очень хотелось пить. И чем ближе был колодец, тем быстрее они шли.
А с другой стороны к нему приближалась бабушка. Она шла издалека, очень устала. И бабушка, и школьники подошли к колодцу одновременно.
На срубе стояло ведро с холодной водой. Дети окружили его и по очереди пили воду. А бабушку оттеснили. Она отошла к дубу и стояла, печально прислонившись к дереву.
Когда школьники напились и пошли дальше, бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой.
-Как вы считаете, почему бабушка посмотрела им вслед и задумчиво покачала головой? (Ответ: Не предложили бабушке первой напиться, проявили неуважение к старшим)
-Почему бабушка ничего им не сказала? (Ответ: Скромный человек, добрый человек не будет конфликтовать, пожилой человек привык больше делать, чем говорит, бабушка не ожидала такого поведения, опешила.)
-А как поступили мальчики? ( Ответ: Нехорошо, неуважительно к пожилому человеку)
Как вы думаете, о чём мы будем с вами сегодня говорить на уроке? (Ответ:О поступках людей)
-Являются ли действия ребят поступком? (Ответ: Является)
Как вы понимаете слово поступок? (ответ: Поступок – это действие )
- Нас интересует поступок с этической точки зрения. (Чтение на стр. 40)
Любой поступок – это действие, но только то действие называют нравственным, когда его совершают по собственной воле, т.е. делают свой выбор, основываясь на нравственные принципы. (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его.)
-А можно ли этот поступок назвать нравственным?
-А что такое нравственный поступок?
- Как по- вашему должны были поступить ребята в данной ситуации? (уступить место у колодца бабушке, проявить уважение к старшим)
Работа по теме урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберемся, что же такое нравственный поступок? По каким поступкам люди судят о нас как о личности.
Пахарь пахал землю. Вылез из своей норы Крот и удивился: вспахано уже большое поле, а Пахарь всё пашет и пашет. Решил Крот посмотреть, сколько земли вспахал Человек. Пошёл Крот по вспаханному полю. Шёл до самого вечера, а до конца поля не дошёл. Вернулся в нору. Утром вылез из норы, сел на дороге, ждёт Пахаря с плугом, чтобы спросить его:
— Зачем ты вспахал такое большое поле и продолжаешь пахать ещё?
— Я пашу не только себе, но и людям.
— Почему ты пашешь людям? Пусть каждый работает на себя. Вот я рою нору себе, и каждый Крот роет нору тоже себе.
— Но ведь вы же кроты, а мы — люди, — ответил Пахарь и начал новую борозду.
Учитель: Какой можно сделать вывод? (Только человек может, в отличие от животного, добровольно, осознанно совершать нравственный поступок (действие) не только для пользы себе, но и для пользы других людей)
Как вы понимаете слово поступок? (Дети читают в своих пособиях стр. 40 абз. 2)
- Выделить особые признаки :
1. Мотив (почему я это делаю?)
2 . Цель (зачем я это делаю)
(мотив – как поступить, повод к действию: нет деревьев – надо посадить; стоит пожилой человек – надо уступить место; тонут люди – надо спасти.)
Только добровольный поступок говорит о его нравственности.
3. Средства достижения цели . ( как я делаю?)
4 . Само действие . (что я делаю?)
5 . Результат. (что получилось благодаря моим усилиям?) – то, ради чего действовал человек, но он может быть разный
Заполняя схему в тетради. (У каждого на парте)
- Какие составные части имеет нравственный поступок? ( 5 компонентов)
- Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным?
(Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая их)
Учитель. - Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и в разных странах. ( ромашка, на лепестках изречения)
1. Древнеиндийское изречение
Делать ближним добро — это делать то, что желаешь себе.
2. Аристотель (древнегреческий философ)
Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
3. Английская пословица
4. Туркменская пословица
Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.
6.Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ)
Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.
(Учащиеся анализируют изречение, доказывают их актуальность сегодня)
Я буду называть положительные и отрицательные качества человека. Если качество положительное, вы хлопаете в ладоши, если отрицательное – качаете головой:
Смелость Скромность Добросовестность
Открытость Лень Активность
Заносчивость Драчливость Общительность
Вежливость Грубость Трусость
Учитель. – В сказках, в которых рассказывается о добре и зле, есть герои: Баба- Яга, Золотая рыбка, Красная шапочка, Дюймовочка, такие же персонажи есть в русских былинах, например, Добрыня Никитич — богатырь при князе Владимире. Он умен и храбр, ловок. Именно Добрыня выручает из беды княжескую племянницу.
Я предлагаю группам выполнить следующее задание: придумать с этим корнем:
I ряд — слова — имена собственные, фамилии .
II ряд — имена существительные.
III ряд — имена прилагательные
Учитель. - А теперь следующая игра: группам раздаются цветные листы бумаги — черные и красные. На доске написан список различных нравственных понятий: (нежность, зависть, забота, внимание, предательство, верность, дружба, радость, месть, жадность, любовь, ложь, эгоизм, сострадание, ненависть, трусость, жалость, ласка, лень). За отведенное время группы на обороте чёрного листа выписывают безнравственные поступки, на обороте красного — нравственные поступки.
Учитель. - А теперь я предлагаю вам выбрать из списка определения и соотнести их с пожеланиями:
До добра не доведет
Определения : формула вежливой просьбы; приветствие гостю; пожелание благополучия при отправлении в путь или в каком-нибудь начинании; кто-либо (что-либо) не приводит к хорошему результату.
1 Не одежда красит человека
4 Доброе слово человеку
5 Кто добро творит
3 лучше красоты
4 что дождь в засуху
5 того Бог благословит
2 само себя хвалит
6 кто добра не делает никому
1 а добрые дела
Учитель: Какими же качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки?
Доброта, сочувствие, сопереживание, желание помочь другому, внимание к человеку, долг, уважение, сила воли, любовь к ближнему как к самому себе.
Учитель: Достаточно ли для развития личности развития одного из этих качеств?
- Вернемся к целям урока .
1Что такое нравственный поступок?
2.Что такое поступок?
3.Что такое нравственный поступок?
4.Какие признаки имеет нравственный поступок?
Итог урока (рефлексия)
- Основное назначения человека — творить добро. И чтобы этот призыв не забывался, я хочу вручить вам три завета. Пусть они служат вам ориентиром в жизни и отношениях с людьми по пути добра.
«Не обижай людей — придет расплата.
«Ты будешь ближними любим,
И радость доброты познаешь,
Не пожелав другим
«Без зла смотри на мирозданье,
А взглядом разума, добра, любви.
Жизнь — это море, из благих деяний.
(Стихотворение вручается каждому ученику)
Задание на дом : Выберите свой поступок или героя какого-либо произведения, фильма. Проанализируйте его с точки зрения признаков морального, нравственного поступка. Сделайте вывод, можно ли этот поступок считать моральным. При желании сделайте рисунок.
Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть
Тема: Нравственный поступок
- Поступок.
- Нравственный поступок.
- Мотив.
- Цель поступка.
- Средства достижения цели.
- Действие.
- Результат.
I. Организационный момент
1. Хочу прочитать вам слова замечательного любимого многими русского писателя Л.Н.Толстого:
Неужели может среди этой обаятельной природы удержаться в душе человека чувство злобы, мщения или страсти истребления себе подобных? Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования. Человек подобен дроби, числитель есть то, что он есть, а знаменатель – то, что он о себе думает. Чем больше знаменатель, тем меньше дробь.
– Сегодня на уроке мы поговорим с вами о поступках людей, а поступки мы совершаем каждый день, выделим и разберёмся, что же такоё нравственный поступок. По нашим поступкам люди судят о нас как о личности. Как вы понимаете слово поступок?
– Прочитайте в своих пособиях о поступке. (чтение вслух) Как вы думаете, какой поступок можно назвать нравственным? А безнравственным? (Дети приводят свои конкретные примеры, обосновывая его)
– Прочитайте высказывания великих людей, живших в разные века и в разных странах.
Человек от природы добр, и надо только не мешать развитию этого врождённого добронравия.
Омар Хайям (11 век, персидский поэт, математик, философ)
Благородство и Подлость,
Отвага и Страх –
Всё с рожденья заложено
В наших сердцах.
Древнеиндийское изречение
Делать ближним добро – это делать то, чего желаешь себе.
Аристотель (древнегреческий философ)
Не для того мы рассуждаем, что такое добродетель (нравственность), а для того, чтобы быть хорошими людьми.
Анализ изречений, доказать их актуальность сегодня.
IV. Самостоятельная работа
- Прочитайте статью в пособии.
- Заполните схему нравственного поступка( его пяти компонентов).Схема у каждого ученика
Обсудите в группах компоненты нравственного поступка.
VI. Чтение и обсуждение литературных произведений
– Как вы относитесь к поведению детей? А к предложению Марины? Чем оно было вызвано? Как бы вы поступили?
3. Ребята, какими качествами должен обладать человек, чтобы совершать нравственные поступки? (Ответы детей)
– Достаточно ли для развития личности развитие одного из этих качеств? (Hет)
– Какие качества не совместимы в человеке? (Дети отвечают)
Пять свойств не ладят с другими пятью.
Внимательно заповедь слушай мою:
С Надменностью Дружба не может сроднится,
От Грубости Вежливость не родится,
Величия мы у Злодейства не ищем,
Скупец не подаст убогим и нищим,
Для Веры и Верности Ложь не опора.
Всё это усвой – и храни от вора.
VII. Работа с иллюстрациями
– Ребята обсудите, что нарисовано на картинках, вырезках.
VIII.Задание на дом:
Урок закончим словами Л.Толстого (Слайд 10):
Читайте также: