Нравственный конфликт в профессиональной этике юриста кратко

Обновлено: 08.07.2024

1. Тема № 4 Моральный выбор, разрешение конфликтных ситуаций в юридической деятельности

2. Учебные вопросы

Понятие морального выбора
Спор
Конфликт
Виды конфликтов
Нравственные конфликты в
юридической деятельности
Соотношение цели, средств в
юридической деятельности

3. Моральный выбор – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или

4. Необходимость морального выбора появляется тогда, когда

обстоятельства вынуждают человека
принять одно решение из
нескольких, каждое из которых имеет
нравственное содержание, т.е. может
быть оценено с позиций добра и зла

5. Условия морального выбора

Объективные
Наличие вариантов
поведения,
обусловленных
внешними
обстоятельствами
Дают возможность
выбрать либо
нравственный, либо
безнравственный
поступок, и в силу
своей моральной
позиции человек
выбирает свой варант
Субъективные
возможность
совершения поступков
не под воздействием
принудительной силы
(страх наказания,
общественного
осуждения,
физического
принуждения), а под
влиянием внутренних
убеждений

6. Моральный выбор характеризуется

Наличием объективных условий,
представляющий различные варианты
поведения
Возможностью оценки с позиций добра
или зла
Нравственной необходимостью, т.е.
обусловленностью поведения человека
действующими в обществе моральными
нормами и ценностями

7. Выбор зависит от целей, которые встают перед человеком, группой, обществом

Для того, чтобы выбор наиболее
эффективным , человек должен
познать все варианты возможных
действий, чтобы определить
наилучший

8. Типы поведения

9. Типы поведения

Важнейшую роль в выборе варианта
поведения играет нравственная
мотивация.
Почему этот поступок наиболее
предпочтителен?
Чем обосновывается такой выбор?
В одних случаях обоснование выбора
и сам выбор не вызывает
затруднений, в других они связаны с
острейшей борьбой мотивов

11. Нравственный конфликт

12. Особенность нравственного конфликта

состоит в том, что в сложившейся ситуации
выбор любого поступка как следование той
или иной норме морали ведет к нарушению
другой нормы
Пример: обыск в квартире подозреваемого или
обвиняемого в совершении преступления. В
квартире находится больной человек,
находящийся при смерти, возникает дилемма:
либо провести осмотр постели больного, либо,
руководствуясь гуманными соображениями,
отказаться от этого.

13. Внешние конфликты

Острые нравственные противоречия
между людьми.
Выражают расхождение
направленности ценностных
ориентаций отдельных личностей,
социальных групп и общества.
(личность-общество, личность-группа,
личность-личность, группа-группа,
группа-общество).

14. Внутренние конфликты

Источником является сложность,
разнохарактерность самих
мотивов личности, находящихся в
подчинении и соподчинении друг
другу.
Выбор поведения зависит от
направленности личности, ее
ориентации или ценности.

15. Типы личности по критерию ценностных ориентаций

Личность, ориентирующаяся на правовые ценности,
будет исходить из требований законов.
Личность, ориентирующаяся на нормы
нравственности - на соблюдение принципов
справедливости и гуманизма.
Личность, ориентирующаяся на профессиональные
ценности – профессиональный долг, служение
государству
Личность, ориентирующаяся на исполнительные
черты – ориентируется на указание руководства
При любой направленности юрист должен исходить
из интересов личности, общества, государства.
Приоритеты добра, справедливости,
профессионального долга должны служить основой
при разрешении любых служебных ситуаций.

16. Соотношение цели и средств

Решение, принятое в ситуации
выбора , требует определенных
средств достижения поставленной
цели
Средства выступают
промежуточным звеном между
собственно выбором и целью

17. Соотношение цели и средств Концепция макиавиаллизма (иезуитизм)

18. Соотношение цели и средств Абстрактный гуманизм

19. Критерием ценности поступка или поведения может быть признан

нравственно допустимым считается
поступок, совершение которого повлекло за
собой меньшие материальные, физические,
нравственные или иные издержки, нежели
его несовершение.
Или иначе: если результат, достигнутый с
помощью данных средств, окажется по
своему значению выше, чем ущерб,
нанесенный применением этих средств.
Этот критерий положен в основу
юридической ответственности в ситуации
крайней необходимости, что говорит о
единстве нравственной и правовой норме

20. Побочные последствия

Не связаны непосредственно с полученным
результатом, но влияют на последующие
действия
Безнаказанность при совершении
противоправного деяния сотрудником,
снижают авторитет правоохранительных
органов, приводит к недоверию к правовой
системе, неверие в справедливость
Напряженные отношения между начальником
и подчиненным, сказываются на
взаимоотношениях в коллективе
Оказание помощи людям, повинуясь
требованиям долга (спас ребенка на пожаре)

21. Выбор средств достижения цели может быть признан верным при соблюдении следующих условий:

полного изучения предполагаемых
последствий от достижения цели и от
использования каждого из имеющихся в
распоряжении средств;
изучение возможностей наступления этих
последствий;
соотнесения предполагаемых последствий от
избранного средства с последствиями
использования других средств или отказа от
достижения цели.

23. Конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на

24. Под личной заинтересованностью государственного служащего понимается возможность получения государственным служащим при

исполнении должностных (служебных)
обязанностей доходов в виде денег,
ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для
третьих лиц

25. Конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на

26. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла,

должного, справедливого и
т.д.
В отличие от права, исполнение
требований морали санкционируется
лишь формами духовного воздействия
(общественной оценки, одобрения или
осуждения).

27. Конфликтная ситуация должна регулироваться нравственными средствами и способами, путем формирования соответствующих кодексов и

создания
реальных механизмов их внедрения в
повседневную деятельность юристов,
которые должны принимать моральные
решения.

28. Моральное решение 1. обусловлено достаточно высокой степенью развитости нравственных качеств личности. 2. анализ моральной

ситуации, выявление ее
проблематичности, сравнение возможных
вариантов поступка, оценка последствий
принятого решения.
3. развитых волевых качеств, определенного
мужества, верности своему долгу и самому
себе, умения мобилизовать все свои силы на
достижение общественно необходимого
результата.

29. Моральное решение есть интеллектуальная фаза морального выбора

Способность сделать правильный моральный
выбор и принять правильное моральное
решение являются показателями целостности
духовной культуры личности, основанной на
стремлении к общему благу, сознательном
выборе направления деятельности, чувстве
ответственности перед своей совестью и перед
общественным мнением за последствия и
результаты своей деятельности

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности, особенностями его нравственного и социального положения. "Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности".

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства

долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли

профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону.

Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.




Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на ее нравственное содержание.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Открытое разбирательство уголовных дел во всех судах — правило, а закрытое — редкое исключение. Приговоры же во всех случаях провозглашаются публично. Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в открытых судебных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюдение ими нравственных норм или

же отступления от них, справедливость или несправедливость принимаемых решений контролируются общественным мнением.

В гласном, открытом судебном процессе по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение перед судом. Он действует в этих случаях в присутствии публики, дающей нравственные оценки его позиции и поведению. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия. Но все, что собрано им по уголовному делу, становится затем достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидетели, другие лица, вызванные в суд, нередко сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго соблюдал следователь правовые и нравственные нормы.

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда — правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.

Юридическая этика обусловлена спецификой профессиональной деятельности, особенностями его нравственного и социального положения. "Необходимость повышенных моральных требований, а следовательно, и особой профессиональной морали, как показывает исторический опыт, проявляется прежде всего во врачебной, юридической, педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т. е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и удовлетворением потребностей личности".

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора, следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их влияния на нравственное содержание этой деятельности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный характер, так как они являются должностными лицами, представителями власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так, приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся именем государства.

Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.

Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от представителей власти повышенного чувства

долга. Люди, решающие судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за свои решения, действия и поступки.

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной деятельности судьи, следователя и прокурора является особенностью этой профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли

профессиональной деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны строго соответствовать закону.

Для профессиональной этики юриста характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих его профессиональную деятельность.

В этой формуле правильно определено соотношение правового и нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его, искаженное, превратное толкование и применение по сути своей безнравственны. Они противоречат не только правовым нормам, но и нормам морали, профессиональной этики юриста. При этом безнравственны не только сознательные нарушения закона, но и неправильные, противозаконные действия и решения, обусловленные нежеланием глубоко овладеть необходимыми знаниями, постоянно их совершенствовать, неряшливостью, неорганизованностью, отсутствием внутренней дисциплины и должного уважения к праву, его предписаниям.

Таким образом, профессиональная этика юриста формируется на основе взаимосвязи и взаимообусловленности правовых и нравственных принципов, норм, правового и нравственного сознания.

Независимость и подчинение только закону образуют важнейший принцип деятельности органов юстиции, оказывающий существенное влияние и на ее нравственное содержание.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации судьи независимы и подчиняются только Конституции и закону. Органы прокуратуры в пределах их компетенции осуществляют свои полномочия независимо от органов государственной власти и управления, общественных и политических организаций и движений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.

Независимость и подчинение только закону предполагает строжайшее их соблюдение судьями, прокурорами, следователями. Здесь к юристам всегда предъявлялись повышенные требования. Выступая в глазах общества в роли блюстителей законности, они должны показывать образец неукоснительного ее соблюдения. Нарушения закона его защитниками подрывают веру в его незыблемость и авторитет.

Из принципа независимости и подчинения только закону вытекают важные требования нравственного характера. Судья, прокурор, следователь не вправе уступать местным влияниям, руководствоваться не требованиями закона, а указаниями, советами, просьбами и т. д. отдельных лиц или учреждений, какими бы высокими правами те не обладали. Осуществляя свои функции в интересах всего народа во имя исполнения его воли, выраженной в законе, судья, прокурор, следователь руководствуются законом, своими нравственными принципами, своей совестью.

Судья, прокурор, следователь несут личную ответственность за законность или незаконность своих действий и решений, их справедливость или несправедливость, пользу или вред, причиняемый ими, совет. Они морально ответственны как перед государством, обществом, другими людьми, так и перед своей совестью.

Особенностью профессиональной деятельности юриста является гласность ее осуществления или результатов, контроль общественности, общественного мнения, оценка ими справедливости, нравственности или безнравственности деятельности профессиональных участников судопроизводства. Конституция устанавливает, что разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Открытое разбирательство уголовных дел во всех судах — правило, а закрытое — редкое исключение. Приговоры же во всех случаях провозглашаются публично. Судьи выполняют свои обязанности по осуществлению правосудия в открытых судебных заседаниях, публично, в присутствии граждан. Соблюдение ими нравственных норм или

же отступления от них, справедливость или несправедливость принимаемых решений контролируются общественным мнением.

В гласном, открытом судебном процессе по уголовному делу прокурор поддерживает государственное обвинение перед судом. Он действует в этих случаях в присутствии публики, дающей нравственные оценки его позиции и поведению. Следователь ведет расследование в условиях неразглашения данных следствия. Но все, что собрано им по уголовному делу, становится затем достоянием гласного суда. Подсудимый, его защитник, потерпевший, свидетели, другие лица, вызванные в суд, нередко сообщают о том, как проводилось предварительное следствие, о том, насколько строго соблюдал следователь правовые и нравственные нормы.

Деятельность юриста осуществляется в сфере социальных и межличностных конфликтов. Например, при производстве по уголовным делам она ведется по поводу преступления в целях привлечения к ответственности виновного, восстановления нарушенных преступлением прав. Деятельность суда — правосудие затрагивает интересы многих людей, нередко прямо противоположные. Судебная власть призвана справедливо решать разнообразные и сложные вопросы не только тогда, когда кто-либо нарушил уголовный закон и должен быть наказан, но и тогда, когда конфликтная ситуация возникает в любой другой сфере, регулируемой правом. Это и законность забастовки, и правомерность закрытия печатного издания, и законность акта исполнительной или командной власти, и споры об имуществе, и отсутствие согласия между родителями по поводу того, с кем остаются дети при разводе, и т. д.

Люди, которым доверено в соответствии с законом разрешение социальных и межличностных конфликтов, несут повышенную нравственную ответственность за свои действия и решения. Нравственные проблемы всегда сопровождают людей юридической профессии. Из сказанного следует, что особенности профессии юриста обусловливают необходимость существования юридической этики.


педагогической, научной, журналистской и художественной деятельности, т.

е. в тех сферах, которые непосредственно связаны с воспитанием и

Особенности профессиональной деятельности судьи, прокурора,

следователя настолько своеобразны и так существенно затрагивают права и

интересы людей, что требуют отдельной характеристики с точки зрения их

влияния на нравственное содержание этой деятельности.

Деятельность судьи, следователя, прокурора носит государственный

характер, так как они являются должностными лица ми, представителями

власти, осуществляют властные полномочия. Они наделяются этими

полномочиями для защиты интересов общества, государства и его граждан от

различных посягательств и в своем служебном общении с другими людьми

представляют государственную власть. Закон в ряде случаев прямо

определяет государственный характер принимаемых ими решений. Так,

приговоры по уголовным делам и решения по гражданским делам выносятся

именем государства. Прокурор осуществляет надзор за исполнением законов

и поддерживает государственное обвинение. Все постановления следователя,

вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве

уголовным делам, обязательны для исполнения всеми, кого они касаются.

5 Кокорев Л. Д., Котов Д. П. Этика уголовного процесса: Учебное пособие. Воронеж, 2001. С. 8–9.


Действия и решения суда, прокурора, следователя затрагивают

коренные права и интересы граждан. Поэтому она должна соответствовать

принципам и нормам морали, охране авторитета государственной власти и ее

представителей. Выполнение государственных обязанностей требует от

представителей власти повышенного чувства долга. Люди, решающие

судьбы других, должны обладать развитым чувством ответственности за

Подробное и последовательное регулирование законом всей служебной

деятельности судьи, следователя и прокурора является особенностью этой

профессии, накладывающей глубокий отпечаток на ее нравственное

содержание. Нет, пожалуй, другой такой отрасли профессиональной

деятельности, которая столь детально была бы урегулирована законом, как

процессуальная деятельность, осуществляемая судьей, прокурором или

следователем. Их действия и решения по существу и по форме должны

строго соответствовать закону. Для профессиональной этики юриста

характерна особо тесная связь правовых и моральных норм, регулирующих

Реализуя правовое и нравственное требование справедливости, ю рист

опирается на закон. Подчеркивая неразрывное единство справедливости и

законности, М. С. Строгович писал, что всякое решение, принимаемое

органами государства, "д олжно быть законно и справедливо; более того,

законным может быть только справедливое решение, несправедливость не

В этой формуле правильно определено соотношение правового и

нравственного в деятельности любого юриста. Всякое решение, всякое

действие следователя, прокурора, судьи, если оно соответствует закону, его

правильно понимаемой сущности, будет соответствовать нравственным

нормам, на которых зиждется закон. Отступление от закона, обход его,

6 Проблемы судебной этики. Учебное пособие/ под ред.М.С.Строговича, М.-2003, С.28.

Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста.

Объективной основой специфики морали и этики юриста являются особенности его профессиональной деятельности. Юристы относятся к представителям власти, должностных лиц, осуществляющих соответствующие полномочия. Они имеют особые полномочия по защите интересов государства, общества и граждан от различных посягательств. Все это требует от них большой ответственности Закон нередко прямо определяет государственный характер решений, принимающих юристы.

Правовое регулирование деятельности человека в обществе и государстве осуществляется в сложнейших условиях, характеризуется разнообразием моральных и правовых отношений, возникающих в сфере судопроизводства, и остротой конфликтов, сопровождающих правоохранительную деятельность.

В этих ситуациях возникают вопросы о защите жертвы преступления, о виновности или невиновности человека, подвергнутого уголовному преследованию, а стало быть, о его чести, свободе, имуществе, а в иных случаях - и о жизни. Уголовно-процессуальная деятельность, пожалуй, единственная сфера общественных отношений, где возможно столь острое вторжение государства в личную жизнь человека, где любое действие следователя, дознавателя или прокурора (независимо от того, правомерно оно или неправомерно) связано для него с тем, что принято называть моральным ущербом.

Цель работы – анализ нравственного конфликта в профессиональной деятельности юриста.

1) рассмотреть нравственность личности юриста;

2) проанализировать нравственные конфликты в деятельности юриста.

1. Нравственность личности юриста

Неоспорим тот факт, что авторитет закона напрямую зависит от людей, олицетворяющих собой справедливость и профессионализм. В настоящее время эти обстоятельства потребовали повышенного внимания к формированию личности современного юриста. Задача высшего образования состоит в том, чтобы студенты не только приобрели глубокие знания в юриспруденции, но и стали настоящими юристами, людьми с высокой общей и профессиональной культурой, подлинными гуманистами, сознательно принимающими решения и несущими ответственность за свои поступки.

Установление соответствия свойств и качеств личности требованиям профессии является главной задачей профессионального отбора, который должен осуществляться при приеме кандидатов на службу в правоохранительные органы. Необходимость их обусловливается, во-первых, повышенными требованиями к личности работника, включенного в сложные социально-правовые отношения; во-вторых, тяжестью последствий от ошибок, допускаемых в сфере правосудия и правозащиты, в результате которых могут ущемляться законные права, интересы граждан, государственных, общественных организаций, подрываться авторитет правоохранительных органов. Об остроте этой проблемы свидетельствует анализ деятельности прокурорско-следственных работников.

Значительная часть выпускников юридических вузов, направляемых по распределению в органы прокуратуры, оказывается далеко не всегда профессионально пригодной. Как отмечают многие ученые, специально изучавшие труд юриста (прежде всего следователя, прокурора, судьи), профессиональная пригодность к работе в правоохранительных органах в большей мере зависит от высокого уровня общего развития личности, нежели от каких-то специальных способностей.

Согласно определению Большого энциклопедического словаря "личность - это общежитейский и научный термин, обозначающий: 1) человека как субъекта отношений и сознательной деятельности; 2) устойчивую систему социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности".

Личность - понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств.

Оценка человеческого потенциала, социальный заказ на подготовку юристов как истинных носителей и защитников правовых норм являются стратегическими задачами в сохранении физического и духовного здоровья российского общества.

Отсутствие у определенной части представителей правопорядка нравственных качеств негативно отражается на общественном сознании, и следствием этого становится неверие в правовые нормы и правосудие. Обоснованным является утверждение С.В. Лаптинской: "Между нормами права и личностями, представляющими закон и должными служить законности, существует прямая зависимость. Поведение служителей закона влияет на правовой нигилизм простых граждан больше, чем правовая безграмотность или историческая память".

В современной философской, социологической, этической, психолого-педагогической науке разработаны многие аспекты воспитания будущего специалиста в системе высшего образования. В современном обществе личностные качества индивида начинаются с его деловой характеристики, отношения к труду, уровня профессиональной пригодности. Подлинный профессионализм опирается на такие моральные нормы, как долг, честность, требовательность к себе и своим коллегам, ответственность за результаты труда. А вопросы воспитания профессионально значимых личностных качеств будущих юристов рассматриваются у О.В. Афанасьевой, А.Р. Васильева, М.И. Еникеева, А.Э. Жалинского, А.С. Кобликова, А.П. Коренева, Е.А. Красниковой и др.

Вместе с тем справедливо указывает Е.Г. Шрайбер: "Однако следует заметить, что в исследованиях. не уделяется особого внимания выявлению некоего "ядра" профессионально значимых личностных качеств будущих юристов как целостного образования".

Парадигмальная установка сегодняшней жизни такова, что мы стремимся дать обществу такое молодое поколение, которое относилось бы к праву как к системе нормативно-обязательного регулирования поведения личности. Система образования стремится к тому, чтобы социальная активность личности полностью раскрывалась в самом широком использовании права, а не только при соблюдении законов в повседневной жизни.

Новые социально-экономические условия, которые переживает Россия, существенно обостряют вечную проблему образования - поиск идеалов и ценностей.

В основу содержания образовательных ценностей должна быть положена идея, исходящая из самой сущности человеческого бытия в цивилизованном обществе. Эта идея может быть сконцентрирована в двух основных понятиях - профессионализма и нравственности.

Безнравственный профессионал более опасен, чем просто непрофессионал. Вряд ли возможно построить правовое общество, если профессионалы правовой сферы не будут иметь нравственного принципа гражданственности и социального чувства, не преодолеют правовой нигилизм, не сформируют определенных качеств личности.

На наш взгляд, профессионализм в структуре личности юриста должен быть всегда "закреплен" нравственностью. Для подавления в личности "Ид" (бессознательного) необходим "Супер-Эго" (нравственное качество - совесть).

Согласно требованиям времени, новому поколению государственных образовательных стандартов, основным положениям компетентностного подхода вместе с необходимостью овладения глубокими теоретико-правовыми знаниями и профессиональными навыками их применения будущим специалистам необходимо обладать еще и высоким уровнем воспитанности профессионально значимых личностных качеств (Е.В. Бондаревская, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, Г.Б. Корнетов, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков), составляющих, наряду со знаниевым компонентом, основу их профессиональной компетентности.

В структуре базового понятия "профессионально значимые качества" будущих специалистов в трактовке Э.Ф. Зеера, Н.В. Кузьминой, В.Д. Шадрикова и др., под которым понимают индивидуальные свойства субъекта деятельности, являющиеся необходимыми и достаточными для ее успешной реализации, и учитывая анализ исследований в области профессиональной этики юриста, кодексов чести судьи, нотариуса, сотрудника полиции, кодекса профессиональной этики адвоката и др., требований государственного образовательного стандарта специальности. и квалификационной характеристики специалиста (юриста), структурными компонентами профессионально значимых личностных качеств будущих юристов являются: совесть, справедливость, ответственность.

Какова диалектика этих нравственных качеств личности?

В основе всей нравственной сущности личности специалиста-юриста лежит именно чувство совести (системообразующее качество), являющееся его нравственным стержнем, способностью личности к нравственному самоконтролю. "И как ни громко кричат страсти, - писал Л.Н. Толстой, - они все-таки робеют перед тихим, спокойным и упорным голосом совести".

Справедливость, проявляющаяся в способности устанавливать правильное соотношение между деянием и воздаянием (преступлением и наказанием), по праву считается одним из основных качеств, которыми должен обладать юрист, т.к. все решения и действия должны быть беспристрастными и объективными, т.е. справедливыми. Чувство же ответственности, как способность человека осознанно выполнять профессиональные и моральные требования, замыкает данную триаду, характеризуя личность с точки зрения выполнения ею правовых норм.

Признавая природоопределенность совести (Аристотель, И. Кант, А. Маслоу, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков и др.), "через призму" которой рассматриваем два других качества, полагаем, что справедливость и ответственность базируются на совести и образуют, как две "чаши весов", наряду с совестью, основу для гармоничного развития нравственной личности специалиста-юриста. Очень важно отметить, что моральные противоречия, возникающие между справедливостью (стремлением установить правильное соотношение между преступлением и наказанием) и ответственностью (соответствием закону), связанные с разрешением той или иной моральной дилеммы в работе юриста, призваны разрешаться при участии совести как внутреннего механизма оценки и самооценки человеком своих поступков.

Поэтому, учитывая особенность юридической профессии, заключающуюся в обнаружении противоречия между знанием и внутренней нравственной оценкой нормы закона специалистом-юристом (В.И. Букреев, И.Н. Римская), чувство совести лежит в основе поиска оптимального соотношения между справедливостью и ответственностью: моралью и правом. Полагаем, что именно данные качества, проявляясь в целостности, как некое интегративное свойство личности юриста, способствуют разрешению данного внутриличностного конфликта в процессе принятия им профессиональных решений.

Таким образом, профессионально значимые личностные качества будущего юриста - это развившееся интегративное свойство его личности, проявляющееся в разрешении противоречия между моралью и правом в опоре на совесть при принятии профессиональных решений.

Признаками целостного проявления совести, справедливости и ответственности являются:

1) знание правовых норм, законов;

2) способность не поддаваться влиянию извне или устойчивость к искушениям;

3) способность предвидеть последствия своих поступков, решений;

4) степень независимости и самостоятельности;

5) способность учитывать социальные, нравственные и правовые обстоятельства дела.

Во всех этих признаках совесть выступает в форме самоконтроля и самооценки своего поведения; справедливость требует неуклонного стремления к борьбе с неправдой, бездушием, несправедливостью; чувство ответственности помогает человеку управлять своей деятельностью самостоятельно, отвечать за свои поступки и совершать правильный выбор, достигая намеченного результата.

Воспитание профессионально значимых личностных качеств будущих юристов в вузе есть целенаправленная, системная педагогическая деятельность администрации вуза, педагогов и студентов, основанная на согласованном гуманно ориентированном взаимодействии, цель которого - способствовать развитию интегративного свойства личности, основанного на представлениях о соотношении совести, справедливости, ответственности при принятии профессиональных решений; а также направлять на дальнейшее самосовершенствование и развитие духовности в образовательном процессе вуза.

Критериями измерения уровня воспитанности профессионально значимых личностных качеств будущих юристов являются: осведомленность и сознательность (точность и полнота знаний и представлений о совести, справедливости и ответственности как правовых и этических категориях, как качествах, необходимых юристу в его профессиональной деятельности; убежденность в правоте собственных трактовок усвоенных знаний и представлений), действенность (активность студентов в проявлении устойчивого позитивного отношения к совести, справедливости, ответственности в индивидуальной интерпретации исполнения профессиональных компетенций), продуктивность (опора на триединство совести, справедливости, ответственности при принятии профессиональных решений в ситуациях морального выбора).

1. Ахметова Н.А. Роль профессиональной этики в профилактике коррупции // Власть. 2009. № 6. С. 106-109.

3. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норин, 2009. С. 653.

4. Конфликтология: учеб. для вузов /В.П. Ратников, В.Ф. Голубь, Г.С. Лукашова и др.; Под ред. проф В.П. Ратникова. – М .: ЮНИТИ – ДАНА, 2009-512 с.

5. Корнеев С.В. Этика – кредо профессиональной деятельности адвоката // Бизнес в законе. 2009. № 5.С. 263-266.

6. Лаптинская С.В. Формирование личности специалиста-юриста: Автореф. дис. . докт. педагог. наук. М., 2006. С. 28.

7. Трунов И.Л. Этика юриста: нравственные аспекты юридической деятельности // Право и политика. 2008. № 4. С. 984-987.

8. Цыбулевская О.И. Правоприменение: нравственные проблемы // Правовая политика и правовая жизнь. 2009. № 3 (20). С. 72-83.

10. Шрайбер Е.Г. Воспитание профессионально-значимых личных качеств будущих юристов в вузе: Автореф. дис. . канд. педагог. наук. Челябинск, 2009. С. 3.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!

1. Тема № 4 Моральный выбор, разрешение конфликтных ситуаций в юридической деятельности

2. Учебные вопросы

Понятие морального выбора
Спор
Конфликт
Виды конфликтов
Нравственные конфликты в
юридической деятельности
Соотношение цели, средств в
юридической деятельности

3. Моральный выбор – это осознанное предпочтение человеком того или иного варианта поведения в соответствии с личными или

4. Необходимость морального выбора появляется тогда, когда

обстоятельства вынуждают человека
принять одно решение из
нескольких, каждое из которых имеет
нравственное содержание, т.е. может
быть оценено с позиций добра и зла

5. Условия морального выбора

Объективные
Наличие вариантов
поведения,
обусловленных
внешними
обстоятельствами
Дают возможность
выбрать либо
нравственный, либо
безнравственный
поступок, и в силу
своей моральной
позиции человек
выбирает свой варант
Субъективные
возможность
совершения поступков
не под воздействием
принудительной силы
(страх наказания,
общественного
осуждения,
физического
принуждения), а под
влиянием внутренних
убеждений

6. Моральный выбор характеризуется

Наличием объективных условий,
представляющий различные варианты
поведения
Возможностью оценки с позиций добра
или зла
Нравственной необходимостью, т.е.
обусловленностью поведения человека
действующими в обществе моральными
нормами и ценностями

7. Выбор зависит от целей, которые встают перед человеком, группой, обществом

Для того, чтобы выбор наиболее
эффективным , человек должен
познать все варианты возможных
действий, чтобы определить
наилучший

8. Типы поведения

9. Типы поведения

Важнейшую роль в выборе варианта
поведения играет нравственная
мотивация.
Почему этот поступок наиболее
предпочтителен?
Чем обосновывается такой выбор?
В одних случаях обоснование выбора
и сам выбор не вызывает
затруднений, в других они связаны с
острейшей борьбой мотивов

11. Нравственный конфликт

12. Особенность нравственного конфликта

состоит в том, что в сложившейся ситуации
выбор любого поступка как следование той
или иной норме морали ведет к нарушению
другой нормы
Пример: обыск в квартире подозреваемого или
обвиняемого в совершении преступления. В
квартире находится больной человек,
находящийся при смерти, возникает дилемма:
либо провести осмотр постели больного, либо,
руководствуясь гуманными соображениями,
отказаться от этого.

13. Внешние конфликты

Острые нравственные противоречия
между людьми.
Выражают расхождение
направленности ценностных
ориентаций отдельных личностей,
социальных групп и общества.
(личность-общество, личность-группа,
личность-личность, группа-группа,
группа-общество).

14. Внутренние конфликты

Источником является сложность,
разнохарактерность самих
мотивов личности, находящихся в
подчинении и соподчинении друг
другу.
Выбор поведения зависит от
направленности личности, ее
ориентации или ценности.

15. Типы личности по критерию ценностных ориентаций

Личность, ориентирующаяся на правовые ценности,
будет исходить из требований законов.
Личность, ориентирующаяся на нормы
нравственности - на соблюдение принципов
справедливости и гуманизма.
Личность, ориентирующаяся на профессиональные
ценности – профессиональный долг, служение
государству
Личность, ориентирующаяся на исполнительные
черты – ориентируется на указание руководства
При любой направленности юрист должен исходить
из интересов личности, общества, государства.
Приоритеты добра, справедливости,
профессионального долга должны служить основой
при разрешении любых служебных ситуаций.

16. Соотношение цели и средств

Решение, принятое в ситуации
выбора , требует определенных
средств достижения поставленной
цели
Средства выступают
промежуточным звеном между
собственно выбором и целью

17. Соотношение цели и средств Концепция макиавиаллизма (иезуитизм)

18. Соотношение цели и средств Абстрактный гуманизм

19. Критерием ценности поступка или поведения может быть признан

нравственно допустимым считается
поступок, совершение которого повлекло за
собой меньшие материальные, физические,
нравственные или иные издержки, нежели
его несовершение.
Или иначе: если результат, достигнутый с
помощью данных средств, окажется по
своему значению выше, чем ущерб,
нанесенный применением этих средств.
Этот критерий положен в основу
юридической ответственности в ситуации
крайней необходимости, что говорит о
единстве нравственной и правовой норме

20. Побочные последствия

Не связаны непосредственно с полученным
результатом, но влияют на последующие
действия
Безнаказанность при совершении
противоправного деяния сотрудником,
снижают авторитет правоохранительных
органов, приводит к недоверию к правовой
системе, неверие в справедливость
Напряженные отношения между начальником
и подчиненным, сказываются на
взаимоотношениях в коллективе
Оказание помощи людям, повинуясь
требованиям долга (спас ребенка на пожаре)

21. Выбор средств достижения цели может быть признан верным при соблюдении следующих условий:

полного изучения предполагаемых
последствий от достижения цели и от
использования каждого из имеющихся в
распоряжении средств;
изучение возможностей наступления этих
последствий;
соотнесения предполагаемых последствий от
избранного средства с последствиями
использования других средств или отказа от
достижения цели.

23. Конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на

24. Под личной заинтересованностью государственного служащего понимается возможность получения государственным служащим при

исполнении должностных (служебных)
обязанностей доходов в виде денег,
ценностей, иного имущества или услуг
имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для
третьих лиц

25. Конфликтом интересов должна считаться ситуация, связанная с влиянием личной заинтересованности государственного служащего на

26. В отличие от простого обычая или традиции, нравственные нормы получают ценностное обоснование в виде идеалов добра и зла,

должного, справедливого и
т.д.
В отличие от права, исполнение
требований морали санкционируется
лишь формами духовного воздействия
(общественной оценки, одобрения или
осуждения).

27. Конфликтная ситуация должна регулироваться нравственными средствами и способами, путем формирования соответствующих кодексов и

создания
реальных механизмов их внедрения в
повседневную деятельность юристов,
которые должны принимать моральные
решения.

28. Моральное решение 1. обусловлено достаточно высокой степенью развитости нравственных качеств личности. 2. анализ моральной

ситуации, выявление ее
проблематичности, сравнение возможных
вариантов поступка, оценка последствий
принятого решения.
3. развитых волевых качеств, определенного
мужества, верности своему долгу и самому
себе, умения мобилизовать все свои силы на
достижение общественно необходимого
результата.

29. Моральное решение есть интеллектуальная фаза морального выбора

Способность сделать правильный моральный
выбор и принять правильное моральное
решение являются показателями целостности
духовной культуры личности, основанной на
стремлении к общему благу, сознательном
выборе направления деятельности, чувстве
ответственности перед своей совестью и перед
общественным мнением за последствия и
результаты своей деятельности

Читайте также: