Нравственные уроки сергия радонежского кратко

Обновлено: 05.07.2024

Летопись о Сергии Радонежском, которую написал его ученик Епифаний, учит многим важным вещам. В центре сюжета жизнеописание святого старца Сергия, который был высоконравственным и мудрым человеком. Проследив его духовный путь, можно наметить свои жизненные ориентиры и определить важные ценности.

Главные качества этого человека — смирение, кротость, доброта, любовь к людям и своей стране. Его отношение к материальному благу помогает осознать, что является главной ценностью в жизни. Это не деньги и богатая одежда, а доброта и благонравие. По мнению Радонежского, нужно заботиться не о теле, а о душе. Еще будучи младенцем, Сергий постился. Не ел молока, если перед этим мать поела мяса. Воздерживался от изобилия в пищи и напитках. При этом душа его оставалась чистой и милосердной. Пришедшим к нему людям он говорил, что если они хотят служить Господу, то должны быть готовыми к печалям, горестям и лишениям.

Еще Преподобный призывал трудиться, и собственным примером доказывал это. Он выполнял непосильную работу, и получал новые и новые обители, настолько прекрасные, что и сейчас мы восхищаемся ими.

Главной его заботой было прославление христианства на Руси, поэтому он создавал монастыри, игуменами которых назначал своих учеников, таких же как и он, богопочитаемых людей. Приобщение к Господу и соблюдение заповедей — именно этого добивался Преподобный Сергий Радонежский.

Жизненные ситуации, в которых оказывался игумен, учат читателей любить свою Родину и заботиться о мире. Анализируя встречу Дмитрия Донского и Сергия, становится понятно, насколько игумен переживал за судьбу Руси. Он воодушевлял Донского на победу, убеждал его в необходимости сражения. Чтобы укрепить воинский дух, перед самым боем, Радонежский отправляет гонца, который опять передает важные слова святого. Благодаря этому, победа над монголо-татарами была одержана. И в качестве благодарности Дмитрий возводит новый монастырь.

Летопись учит нас никогда не сдаваться, надеяться и верить в будущее. Его чудеса свидетельство этому. Даже умерший человек может воскреснуть, а смертельно больной выздороветь.

Отказавшись от архиерейского чина, Сергий учит нас быть бескорыстными. Ему не нужны почести и богатства, а помогать людям нужно всегда от чистого сердца.

Такой человек, как Сергий Радонежский, становится идеалом для целых поколений людей. Перечитывая житие, каждый выбирает для себя тот нравственный путь, который близок его душе. Летопись — это не только память о светлом человеке, это урок всем живущим сейчас.

Время жизни преподобного Сергия Радонежского пришлось на один из самых драматических периодов российской истории. Монголо-татарская оккупация сопровождалась не только физическим уничтожением населения, его обнищанием, разорением культурных и ремесленных центров, но и самое главное – нравственной деградацией и упадком духовной жизни. Иго разрушило духовный фундамент общества, состояние которого было, пожалуй, хуже, чем до Крещения Руси. Совершённый в этих условиях духовный подвиг Преподобного вряд ли может быть осмыслен и оценен со всей его полноте и величии. Однако его последствия останутся в истории и памяти потомков.



Из многообразного духовного и исторического наследия преподобного Сергия хотелось бы выделить те нравственные уроки, которые могут быть использованы в современном воспитании.

Любое воспитание не может существовать без идеала. Оно предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека. Выбранный эталон приобретает личностно значимый смысл, формируется позитивная программа самовоспитания.

Особенно велика педагогическая значимость нравственного идеала. Он есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он – ключ к пониманию смысла человеческой жизни. В православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека.

Какие же уроки нравственности дает современному человеку преподобный Сергий? Восхождение отрока Варфоломея к преподобию святого имело свои ступени – добродетели. Изучая их, мы извлекаем для себя духовные уроки.

Урок смирения преподобного Сергия – это понимание того, что если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьезных и важных делах и заботах. Поэтому каждое дело следует начинать и заканчивать молитвой к Богу.

Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям – праведным Кириллу и Марии, лишь только после упокоения которых Варфоломей считает возможным приятие монашества и давно задуманное уединение.

Урок терпения и верности мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу.

Урок трудолюбия – во всей жизни Преподобного, как в период пребывания с братом Стефаном в лесу, так и в последующее время – будучи уже игуменом основанного им монастыря.

Урок скромности проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершённых по его молитвам и т.д.

Урок любви к Отечеству – не только в широко известном благословении великому князю Димитрию на Куликовскую битву, но и в молитвах об упокоении душ погибших. Преподобный Сергий фактически стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи.

Урок миротворчества преподает он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской.

О.В. Розина, доцент МГОУ и АСУ,
кандидат исторических наук

Источник: Приход. вестн. храма Преображения Господня на Песках. – М., 2014. – Вып. № 7 (34).

Россию накрывает новая волна коронавируса – штамм "омикрон" добрал.

Сегодня в общественной жизни нашего Отечества можно выявить тенденцию, выражающуюся в появлении у людей более глубокого интереса к истории России, к ее культурному наследию, в принципиальном изменении отношения к роли церкви в деле воспитания подрастающего поколения. У педагогов-исследователей большой интерес вызывает культурно-историческое наследие Древней Руси, наследие, являющееся фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу народного воспитания.

Многие педагоги и общественные деятели всерьез обеспокоены резким увеличением числа учащихся, проявляющих весьма поверхностное отношение к процессу обучения. Такое легкомысленное отношение к знаниям, заразившее современную молодёжь, во многом вызвано отрывом нашего общества от национального духовного опыта, от лучших традиций, которыми с давних времён славились русские люди.

К сожалению, мы забыли о том, что ещё около ста лет назад тысячи российских учителей, гимназистов, студентов и школяров начинали свой день с молитвенного обращения к преподобному Сергию Радонежскому – покровителю учёности, приходящему на помощь всем, кто преподает и учится.

Обращение русского человека к Сергию как к наставнику и духовному пастырю – свидетельство того, что образование считалось на Руси делом огромной значимости, делом, осуществление которого немыслимо без смирения и веры. Отсутствие такого подхода к образованию в наши дни стало причиной целого ряда серьёзных социально-педагогических проблем, решение которых всецело зависит от восстановления просвещения в своём былом, ныне крайне заниженном статусе.

Мне представляется, что духовно-нравственное учение Сергия Радонежского может быть использовано в воспитательных целях. Для этого нужно определить культурно-исторические предпосылки, способствующие становлению и развитию духовно-нравственной концепции Преподобного Сергия Радонежского, показать значение его педагогического, распространить в детской среде информацию о подвижнической деятельности святого.

Преподобный Сергий Радонежский примирял враждовавших русских князей. Князья объединились перед битвой с татаро-монгольскими захватчиками. Преподобный благословил на битву великого князя Дмитрия Донского и сказал, что победа будет одержана. Послал с ним двух иноков - Александра Пересвета и Андрея Ослябя. В день битвы (а это День Рождества пресвятой Богородицы!) преподобный Сергий прислал Дмитрию богородичную просфору, чтобы укрепить благоверного князя. Силы ведь были неравными. Но с русскими - помощь Божия. Сам преподобный, пока шла битва, молился, называя по имени павших во время битвы - тех, кто привел на поле Куликово свои полки, свои дружины.

Известно, что кроме Троице-Сергиевой лавры под Москвой преподобный Сергий Радонежский основал еще несколько обителей. Через 30 лет после кончины его мощи были найдены нетленными. Его причислили к лику святых в 1452 году.

Оказалось, что читать молитву, понимая значения всех вначале сложных слов, очень просто. Разбирая смысл церковнославянских слов, мы пользовались толковыми словарями В. Даля и С. Ожегова.

Почему молитва к отцу Сергию помогает учащимся при постижении научных дисциплин, школьных предметов; повышает память, развивает быстрый и пытливый ум и сообразительность? Потому, что самому святому в отрочестве пришло через веру в Бога и молитву разумение к грамоте и чтению Святого Писания, и сейчас. Преподобный Сергий помогает именно этим даром – постигать науки.

Из жизнеописания подвижника нам известно, каким замечательным просветителем и педагогом был Сергий. Преподобный следил с неустанным вниманием затем. Чтобы каждый инок в его обители занимался тем делом, к которому он близок по характеру и по способностям. Ученики, ставшие монахами, получали благословение на самостоятельное подвижничество – книгописание, иконопись, храмостроительство, просветительскую деятельность.

Знаменитые имена учеников Троицкой обители – лучшая похвала Сергию как воспитателю и наставнику. Монах-книжник Афанасий Высоцкий, писатель-агиограф Епифаний Премудрый, просветители Андраник Московский, Савва Сторожевский, Ферапонт Можайский и Кирилл Белозерский – все они были учениками и собеседниками Сергия.

Великая Куликовская битва связана с именем преподобного Сергия. Именно он благословил московского князя Дмитрия Донского на сражение с Мамаем, предрёк победу в битве, послал на бой двух троицких иноков Пересвета и Ослябю, утверждая этим поступком мысль о том, что защита Отечества – святое дело, имеющее всенародную значимость.

Личность и образ отца Сергия – образ православной России, вот уже семьсот лет без малого, вне времени, вне пространства. Это образ духовно здорового бытия и неустанного служения Отечеству.

Соотнося идеи Преподобного Сергия Радонежского с задачами современного воспитания, я пришла к выводу о том, что наследие русского подвижника имеет вневременное значение, поскольку выражает в себе концепцию праведного, духовно здорового бытия, являющуюся нравственным ориентиром для тех, кто идет по пути совершенствования, стремясь к постижению идеалов добра, любви, жертвенности – всего, что составляет основу духовной культуры человечества.

Педагогические идеи Преподобного Сергия Радонежского могут эффективно использоваться в сфере современного воспитания. Наглядным подтверждением этого является опыт нашей школы. Основу образовательной программы школы составляют предметы, связанные с исследованием окружающей человека среды: природоведение, естествознание, биология, география, химия, физика. Мысль о необходимости охранять природу, рационально использовать ее богатства прививается учащимся и на таких уроках, как технология, изобразительное искусство, музыка, русский язык, литература, история, обществознание. Большая роль в учебно-воспитательном процессе отводится творческим формам обучения. Сочинение экологических стихов и сказок, изготовление поделок из природного материала, подготовка и проведение сезонных праздников (покорми птиц, масленица, встреча весны и т.д.), организация экологических экспедиций, проведение выставок творческих работ учащихся - таковы формы обучения, активно использующиеся учителями школы.

Проведение таких мероприятий способствует гармоничному, всестороннему развитию учащихся, яркому и плодотворному раскрытию их способностей. Таким образом в учебно-воспитательном процессе реализуется один из важнейших заветов Преподобного Сергия Радонежского.

Прочная взаимосвязь между классно-урочной и внеклассной деятельностью учащихся придает целостному педагогическому процессу непрерывный характер, что свидетельствует о реализации одной из важнейших идей Сергия Радонежского.

Анализ педагогической практики в этом направлении позволяет сделать следующий вывод: эффективное решение современных воспитательных задач возможно, если в своей практической деятельности педагоги будут опираться на духовный опыт народа; если педагогическое наследие прошлого, подвергаясь творческому переосмыслению, будет реализовываться в современной школьной практике, применяясь целостно и комплексно как в классно-урочной системе обучения, так во внеклассной и внешкольной работе педагогов с учащимися; если школьникам будет прививаться чувство преемственности, чувство неразрывной связи с Родиной, с ее историческим прошлым.

Литература

15. Кудрявцев М. Светильники Сергиевы. // Памятники Отечества. 1992. № 2-3.

18. Кураев А. Школьное богословие. М., 1999.

19. Кусков В.В. История древнерусской литературы. М., 1982.

20. Лествица Преподобного Иоанна. Сергиев Посад, 1908.

21. Лихачев Д.С. Культура Руси времени Андрея Рублева и Епифания Премудрого. М.-Л., 1962.

Зачем уходил он в дремучий радонежский лес? Зачем рубил келью подальше от людей и долгие годы жил один, с медведями и волками?

Зачем уходил он в дремучий радонежский лес? Зачем рубил келью подальше от людей и долгие годы жил один, с медведями и волками?


Люди, стоявшие в очереди, совсем не отличались красотой, были самыми обычными людьми. Но, подходя к Сергию, они становились красивыми. Это была особая красота. Ведь говоря о красоте лица, чаще всего имеют в виду черты лица. Так вот черты как раз-то оставались прежними. Менялся взор, менялось то, что обычно называют выражением лица.

Я знаю немало людей, чье вхождение в Церковь началось со встречи с преподобным Сергием. В их числе и автор этих строк. Поэтому мое слово о Сергии Радонежском будет носить очень личный характер. И хочется, чтобы оно было, прежде всего, благодарностью за то, что преподобный привел меня в тот мир, прекраснее которого нет ничего на свете. Открыл истины, не узнав которые, я прожил бы жизнь, не живя, жизнь, которая завершилась бы смертью в самом страшном смысле этого слова. Уверен, что к этой благодарности присоединятся очень многие.

Протоиерей Игорь Гагарин

Протоиерей Игорь Гагарин

Так случилось, что Лавра преподобного Сергия была одним из немногих живых монастырей, действовавших в нашей стране в годы массового атеизма. Монастырей и храмов-музеев было достаточно. Но действующие монастыри, те, где жили монахи, и шли службы, можно было пересчитать по пальцам.

С другой стороны, было интересно наблюдать за жизнью этого мира. Одно из таких наблюдений однажды поразило меня и заставило по-другому взглянуть на мир веры.

Как-то раз я оказался в Троицком соборе возле мощей преподобного Сергия. Люди подходили прикладываться к мощам. Подошел мужчина, сделал земной поклон и склонился над ракой с мощами, чтобы поцеловать ее. И тут мне показалось, что его лицо стало очень красивым. Показалось ли? Стал наблюдать за осталными. То же самое. Каждый, кто подходил к мощам, становился другим, преображался.

Люди, стоявшие в очереди, совсем не отличались красотой, были самыми обычными людьми. Но, подходя к Сергию, они становились красивыми. Это была особая красота. Ведь говоря о красоте лица, чаще всего имеют в виду черты лица. Так вот черты как раз-то оставались прежними. Менялся взор, менялось то, что обычно называют выражением лица.

Сейчас я понимаю, что это было. На лицах проступало то, что совершалось в душе человека. Насколько же сильно и прекрасно было то, что там, совершалось, если это так ярко преображало даже самое обычное лицо!

Служа священником более двадцати лет, я давно пришел к убеждению, что никогда не бывает человек так красив, как во время искренней молитвы. Мы, священники, знаем это лучше остальных верующих. Ведь в храме каждый молящийся видит обычно только затылки остальных, мы же часто видим из лица. И, может быть, то, что написано на этих лицах, – лучшее доказательство бытия Бога, истинности веры.

Впервые это открылось мне возле раки с мощами преподобного Сергия. А лучше сказать, сам Сергий открыл мне глаза и дал увидеть главное.


Прошу прощения, что так много говорю о себе, но делаю это потому, что знаю, подобное происходило со многими. Именно Сергий Радонежский тем или иным образом пробудил во многих душах вопросы, ответы на которые они нашли в Церкви Христовой.

Все мы хотим, чтобы этот мир стал лучше, добрее, чище. И каждый достойный человек желает что-то для этого сделать, что-то изменить в этом мире к лучшему. Но как? Тот ответ, который дает на этот вопрос христианство, вызывает резкое неприятие у многих. До встречи с преподобным Сергием среди них был и я.

Упрекают христианство в том, что оно зовет нас к личному совершенствованию, именно на нем фиксирует все усилия человека и, тем самым, уводит от борьбы со злом в этом мире, оставляет мир на произвол злых сил, не предполагая никаких действий по переустройству человеческих отношений на справедливых началах.

Но снова обратимся к памяти Сергия Радонежского. Его имя известно всем мало-мальски грамотным русским людям – и верующим, и неверующим. Любой, даже совсем далекий от Церкви, человек знает о преподобном из русской истории. Так что же о нем могут сказать люди неверующие?

Перед нами встает образ великого государственного и политического деятеля, организатора и духовного вождя. Правда ли это? Соответствует ли этот портрет действительности?

Правда! Соответствует! Только одно придется к этому добавить.

Никогда в жизни не собирался юноша Варфоломей становиться политиком, организатором, вождем. Одни были у него мысли, одно стремление – уединиться от мира и СПАСАТЬ СВОЮ ДУШУ.


Зачем уходил он в дремучий радонежский лес? Зачем рубил келью подальше от людей и долгие годы жил один, с медведями и волками? Затем ли, чтобы там стать политическим деятелем, собрать вокруг Москвы княжества, разгромить монголо-татар, основать великолепную лавру? Если бы кто-то предсказал ему его знаменитое будущее накануне ухода в пустынь, наверное, предсказание выглядело бы нелепейшим из нелепых.

Нет, не эгоизм проповедует христианство, а единственно возможный путь преображения мира. Преобрази себя – и преобразится все вокруг. Зажги свет в самом себе — и светлее станет во всей вселенной. Победи свою греховность – и мир восторжествует еще одну победу над злом.

Еще неизвестно, совершилась бы на Куликовом поле великая победа русских над монголами, если бы раньше в лесной глуши и уединении человек по имени Сергий не победил самого себя.

Спасет! Красота спасет! Но не та красота, к которой часто стремится человек, не внешняя и преходящая, а Та Красота, которую явил миру Иисус Христос, которую стяжал в себе преподобный Сергий Радонежский и которой он делится с каждым притекающим к нему.

Читайте также: