Нравственные нормы ислама кратко
Обновлено: 05.07.2024
Ислам как всеобъемлющий феномен включает в себя и всеобъемлющую систему морали, которая является весьма важной составляющей. Мы живем в эпоху, когда добро и зло часто рассматриваются как понятия относительные. Ислам, однако, считает, что моральные нормы не являются относительными, и вместо этого задает универсальный стандарт, согласно которому действия могут считаться моральными или аморальными.
Исламская система морали поражает тем, что она не только определяет моральные нормы, но и указывает как их достичь, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.
Основные принципы исламской морали
Исламская нравственная система опирается на основополагающее вероучение в Единого Бога как Создателя и Вседержителя. Ислам рассматривает человеческую расу как часть Божьего творения и как Его подданных.
С точки зрения Ислама, цель человеческой жизни состоит в том, чтобы поклоняться Богу, ведя эту мирскую жизнь в гармонии с Божественной Волей и тем самым достигая мира в этой жизни и вечного успеха в жизни следующей. Мусульмане имеют Досточтимый Коран и Традицию Пророка в качестве своих моральных наставников.
В Священном Коране говорится:
Этот аят подчеркивает исламскую позицию, что праведность и благочестие основаны, прежде всего, на истинной и искренней вере. Ключом к добродетели и правильному поведению является сильная личная связь с Богом, который видит все, во всякое время и всюду. Он знает секреты сердец и намерения всех действий. Поэтому Ислам предписывает нравственное поведение при любых обстоятельствах; Бог знает истину о каждом, чего не знает никто другой. Вероятно, можно обмануть весь мир, но невозможно обмануть Творца.
Любовь и непрерывающаяся вера в Бога и в Судный День позволяют человеку быть нравственным в своём поведении и искренним в своих намерениях, преданным Богу и самоотверженным.
В Досточтимом Коране также говорится:
Поэтому исламские моральные принципы естественным образом апеллируют к человеческому разуму, одновременно доводя стремление к морали до уровня поклонения. Это связано с тем, что всякое действие человека, направленное на достижение Божьего довольства, Ислам признает актом поклонения.
Мораль и индивидуальность
Руководящим принципом в поведении мусульманина является то, что Коран называет Аль-Амаль Ассалих или добродетельные дела. Это понятие охватывает все дела человека, а не только исполнение религиозных обрядов.
Наиболее значимыми чертам характера, которыми должен обладать мусульманин, являются благочестие, смирение и глубокое чувство ответственности перед Богом. Ожидается, что мусульманин будет смиренным перед Богом и скромным с другими людьми. Ислам также предписывает каждому мусульманину контролировать свои страсти и желания.
Ислам предостерегает от тщеславия и чрезмерной привязанности к эфемерным удовольствиям этого мира. Несмотря на то, что материальный мир легко наполняет наши сердца, Ислам призывает людей удерживать Бога в своих сердцах и использовать материальные блага в меру и в соответствии с руководством Бога. В Досточтимом Коране говорится:
Благотворительность является одним из самых похвальных деяний в Исламе. И мы знаем, что Закят, ежегодное пожертвование, которое обязательно для каждого мусульманина, накопившего богатства свыше определенного объема, является одним из столпов ислама.
Благодарность в достатке, терпение в невзгодах и мужество отстаивать правду, даже когда это невыгодно для себя, — вот лишь некоторые из качеств, которые следует развивать в себе каждому мусульманину.
Мораль и общество
Как для человека, так и для общества мораль является одним из основных источников силы, точно так же, как безнравственность является одной из основных причин упадка. Помимо уважения прав человека в рамках всеобъемлющего Исламского учения, Ислам также заботится о моральным здоровьем общества.
Таким образом, все, что ведет к благополучию личности и общества, считается морально хорошим в Исламе, а все, что вредит, является морально плохим.
Учитывая значение морали для становления здорового и справедливого общества, Ислам поддерживает моральность и все, что приводит к укреплению нравственности, но препятствует разложению и тому, что приводит к распространению безнравственности. Вопрос преступлений и запретов в Исламе следует рассматривать в этом контексте.
Вывод
Мораль в Исламе охватывает всякий аспект жизни мусульманина, от слова приветствия до международных отношений. Исламский моральный кодекс универсален по своему охвату и по своей применимости.
Ожидается, что всякий мусульманин будет не только добродетелен сам, но и станет предписывать добродетель другим. Он/она должны не только воздерживаться от зла и порока, но также активно способствовать своим примером и действиями, чтобы другие люди избегали этого. Другими словами, мусульмане должны быть не только морально здоровыми сами, но и способствовать моральному оздоровлению общества в целом.
Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) резюмировал нормы поведение мусульманина, сказав:
Путь нравственного совершенствования для каждого правоверного мусульманина предписан в шариате. Шариат - это сводная часть мусульманского права, представляющего собой всеобъемлющий свод правил поведения и запретов, охватывающий имущественные отношения, налоги, торговлю, семейно-брачные отношении и обряды. Он содержит множество вытекающих из анализа Корана советов и рекомендаций, касающихся человеческих взаимоотношений.
Предписания шариата многочисленны, строги и обязательны для Правоверного мусульманина. Основа шариата - функция социального контроля и базовое представление, что правильные поступки (сони, ни. но заметные и подлежащие контролю и исправлению) важнее, чем чувства, испытываемые при этом правоверным. Тем более что за отклонение от норм были определены соответствующие наказания. Так, в шариате действия людей подразделяются на пять категорий: обязательные, за невыполнение которых следует наказание; рекомендуемые, т.е. желательные, но не обязательные; дозволенные; предосудительные, т.е. осуждаемые, но не наказуемые, и запрещенные - наказуемые.
В отличие от других религий, где нравственные идеалы были столь высоки, что практически недостижимы, в исламе существовала возможность реального исполнения нравственного закона своей религии в личной и общественной жизни. Мухаммад считал, что совершенная вера на деле выражается в полном самопожертвовании, а низшая ступень - в исполнении необходимых предписаний религии и нравственности. На этой ступени нормы нравственности были не только выполнимыми, но и простыми, и понятными.
Важным мерилом при оценке религиозного поведения мусульманина, как отмечает P.M. Грановская, является учет эгоистического или лицемерного мотива любых его поступков.
Мухаммад призывал к порядочности в отношениях с простыми людьми. Он говорил, что существуют три пагубных свойства, от которых не может отделаться человек: скупость, следование страстям и восхищение самим собою. Поэтому ко всякому человеку надо быть добрым, не гордиться перед другими и свято исполнять свои обещания. Основные требования к мусульманину звучат так:
- Повиноваться Аллаху, Его посланнику и обладателям власти.
- Воздавать добром и за зло с тем, чтобы и враг превратился в покровителя и друга.
- Верно исполнять договоры, ведь за них спросят.
- Не ходить по земле горделиво. Аллах не любит всяких гордецов, хвастливых.
- Пусть одни из вас не поносят за глаза других.
- Когда слышите злословие в свой адрес, то не спешите разоблачить известные пороки хулителя.
- Примирение двух врагов стоит выше молитвы, поста и милостыни.
- Беречься многих мыслей! Ведь некоторые мысли - грех (P.M. Грановская, с. 333).
Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:
- Правдивость (ас-сидк).
- Надежность и верность (аль-амана).
- Искренность (аль-ихлас).
- Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы н спора (адаб аль-хадис).
- Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
- Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
- Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
- Скромность (аль-хайя).
- Достоинство и самоуважение (аль-изза).
- Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
- Желание посвятить всю свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
- Щедрость (аль-джуд валь-карам).
- Терпение (ас-сабр).
- Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
- Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
- Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
- Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).
Согласно исламской традиции, к грешнику надо проявлять терпение, надеясь, что он исправится. Ведь известно, что каждый добрый поступок 10 раз заносится ангелом в книгу судьбы. В этом же смысле звучит призыв Мухаммада - не злословь ни о ком. Недостойно позорить чью-либо честь, недостойно проклинать кого-либо, недостойно всякое пустословие.
Благодаря простоте норм, как считает P.M. Грановская, мусульмане могли по Корану вершить судебное разбирательство, воевать по Корану, относиться к побежденным в соответствии со священным законом и т.д.
К простым нормам относятся такие требования, как почитание родителей, забота о воспитании детей, уважение к старшим, дружба с соседями, осуждение воровства, лени, тунеядства, пьянства, высокомерия, супружеской неверности и браков между ближайшими родственниками. Как уже отмечалось, нравственные предписания включают хорошее отношение к родителям, особенно к престарелым, и почитание сирот. Но главная нравственная обязанность по Корану - это, прежде всего, доброта к ближнему. Не следует накапливать средства - лучше расходовать их на бедных. В Коране не только провозглашалась необходимость подачи милостыни беднякам, но и говорилось о предпочтительности ее анонимности. Тем самым утверждалась не показная, а глубинная нравственность.
Коран говорит о равной ответственности людей перед Богом, но мужчины имеют преимущества перед женщинами.
Супружеская неверность так же, как и ростовщичество, пьянство, азартная игра, относилась к наиболее тяжким грехам.
Ислам – не только религия, это образ жизни . Ислам предписывает не только веру, но и устанавливает правила поведения человека в семье, обществе. Уважение этих многочисленных правил обязательно, вне зависимости от обстоятельств. Приведем некоторые нормы нравственности , обеспечивающие благоденствие как отдельного человека, так и общества:
К семейным нравственным нормам можно отнести почитание родителей, заботу о детях и стариках, религиозное воспитание детей, заботу о сиротах.
Доброта к ближнему как основа нравственности в исламе
По Корану главной обязанностью всех мусульман является забота о ближнем. Расход своих средств на бедных предпочтительнее, чем накопительство. В Коране говорится, что давать милостыню желательно анонимно , что свидетельствует о том, что искренняя нравственность ценнее, чем показная.
Ислам отвергает все признаки неравенства , основанные на территориальных различиях, расе или языке. Признается лишь превосходство людей друг над другом по степени их нравственности, которую может достичь любой.
Все поступки человека условно можно разделить на плохие и хорошие. Плохие деяния, в свою очередь, следует также разделить на те, за которые предусмотрено наказание при жизни и после смерти, и те, наказание за которые предусмотрено лишь после смерти. Остерегаться следует и тех, и других. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что начало мудрости – богобоязненность. Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, будет остерегаться всего греховного и следовать предписаниям Корана.
Вот лишь несколько выдержек из Корана , которые учат нас нравственности:
Поделитесь ссылкой с друзьями в соц.сетях, сделайте, пожалуйста репост!
Читайте также: