Нравственные нормы ислама кратко

Обновлено: 05.07.2024

Ислам как всеобъемлющий феномен включает в себя и всеобъемлющую систему морали, которая является весьма важной составляющей. Мы живем в эпоху, когда добро и зло часто рассматриваются как понятия относительные. Ислам, однако, считает, что моральные нормы не являются относительными, и вместо этого задает универсальный стандарт, согласно которому действия могут считаться моральными или аморальными.

Исламская система морали поражает тем, что она не только определяет моральные нормы, но и указывает как их достичь, как на индивидуальном, так и на коллективном уровне.

Основные принципы исламской морали

Исламская нравственная система опирается на основополагающее вероучение в Единого Бога как Создателя и Вседержителя. Ислам рассматривает человеческую расу как часть Божьего творения и как Его подданных.

С точки зрения Ислама, цель человеческой жизни состоит в том, чтобы поклоняться Богу, ведя эту мирскую жизнь в гармонии с Божественной Волей и тем самым достигая мира в этой жизни и вечного успеха в жизни следующей. Мусульмане имеют Досточтимый Коран и Традицию Пророка в качестве своих моральных наставников.

В Священном Коране говорится:

Этот аят подчеркивает исламскую позицию, что праведность и благочестие основаны, прежде всего, на истинной и искренней вере. Ключом к добродетели и правильному поведению является сильная личная связь с Богом, который видит все, во всякое время и всюду. Он знает секреты сердец и намерения всех действий. Поэтому Ислам предписывает нравственное поведение при любых обстоятельствах; Бог знает истину о каждом, чего не знает никто другой. Вероятно, можно обмануть весь мир, но невозможно обмануть Творца.
Любовь и непрерывающаяся вера в Бога и в Судный День позволяют человеку быть нравственным в своём поведении и искренним в своих намерениях, преданным Богу и самоотверженным.

В Досточтимом Коране также говорится:

Поэтому исламские моральные принципы естественным образом апеллируют к человеческому разуму, одновременно доводя стремление к морали до уровня поклонения. Это связано с тем, что всякое действие человека, направленное на достижение Божьего довольства, Ислам признает актом поклонения.

Мораль и индивидуальность

Руководящим принципом в поведении мусульманина является то, что Коран называет Аль-Амаль Ассалих или добродетельные дела. Это понятие охватывает все дела человека, а не только исполнение религиозных обрядов.

Наиболее значимыми чертам характера, которыми должен обладать мусульманин, являются благочестие, смирение и глубокое чувство ответственности перед Богом. Ожидается, что мусульманин будет смиренным перед Богом и скромным с другими людьми. Ислам также предписывает каждому мусульманину контролировать свои страсти и желания.

Ислам предостерегает от тщеславия и чрезмерной привязанности к эфемерным удовольствиям этого мира. Несмотря на то, что материальный мир легко наполняет наши сердца, Ислам призывает людей удерживать Бога в своих сердцах и использовать материальные блага в меру и в соответствии с руководством Бога. В Досточтимом Коране говорится:

Благотворительность является одним из самых похвальных деяний в Исламе. И мы знаем, что Закят, ежегодное пожертвование, которое обязательно для каждого мусульманина, накопившего богатства свыше определенного объема, является одним из столпов ислама.
Благодарность в достатке, терпение в невзгодах и мужество отстаивать правду, даже когда это невыгодно для себя, — вот лишь некоторые из качеств, которые следует развивать в себе каждому мусульманину.

Мораль и общество

Как для человека, так и для общества мораль является одним из основных источников силы, точно так же, как безнравственность является одной из основных причин упадка. Помимо уважения прав человека в рамках всеобъемлющего Исламского учения, Ислам также заботится о моральным здоровьем общества.

Таким образом, все, что ведет к благополучию личности и общества, считается морально хорошим в Исламе, а все, что вредит, является морально плохим.

Учитывая значение морали для становления здорового и справедливого общества, Ислам поддерживает моральность и все, что приводит к укреплению нравственности, но препятствует разложению и тому, что приводит к распространению безнравственности. Вопрос преступлений и запретов в Исламе следует рассматривать в этом контексте.

Вывод

Мораль в Исламе охватывает всякий аспект жизни мусульманина, от слова приветствия до международных отношений. Исламский моральный кодекс универсален по своему охвату и по своей применимости.

Ожидается, что всякий мусульманин будет не только добродетелен сам, но и станет предписывать добродетель другим. Он/она должны не только воздерживаться от зла ​​и порока, но также активно способствовать своим примером и действиями, чтобы другие люди избегали этого. Другими словами, мусульмане должны быть не только морально здоровыми сами, но и способствовать моральному оздоровлению общества в целом.

Пророк Мухаммед (да благословит его Аллах и приветствует) резюмировал нормы поведение мусульманина, сказав:

Путь нравственного совершенствования для каждого правоверного мусульманина предписан в шариате. Шариат - это сводная часть мусульманского права, представляющего собой всеобъемлющий свод правил поведения и запретов, охватывающий имущественные отношения, налоги, торговлю, семейно-брачные отношении и обряды. Он содержит множество вытекающих из анализа Корана советов и рекомендаций, касающихся человеческих взаимоотношений.

Предписания шариата многочисленны, строги и обязательны для Правоверного мусульманина. Основа шариата - функция социального контроля и базовое представление, что правильные поступки (сони, ни. но заметные и подлежащие контролю и исправлению) важнее, чем чувства, испытываемые при этом правоверным. Тем более что за отклонение от норм были определены соответствующие наказания. Так, в шариате действия людей подразделяются на пять категорий: обязательные, за невыполнение которых следует наказание; рекомендуемые, т.е. желательные, но не обязательные; дозволенные; предосудительные, т.е. осуждаемые, но не наказуемые, и запрещенные - наказуемые.

В отличие от других религий, где нравственные идеалы были столь высоки, что практически недостижимы, в исламе существовала возможность реального исполнения нравственного закона своей религии в личной и общественной жизни. Мухаммад считал, что совершенная вера на деле выражается в полном самопожертвовании, а низшая ступень - в исполнении необходимых предписаний религии и нравственности. На этой ступени нормы нравственности были не только выполнимыми, но и простыми, и понятными.

Важным мерилом при оценке религиозного поведения мусульманина, как отмечает P.M. Грановская, является учет эгоистического или лицемерного мотива любых его поступков.

Мухаммад призывал к порядочности в отношениях с простыми людьми. Он говорил, что существуют три пагубных свойства, от которых не может отделаться человек: скупость, следование страстям и восхищение самим собою. Поэтому ко всякому человеку надо быть добрым, не гордиться перед другими и свято исполнять свои обещания. Основные требования к мусульманину звучат так:

  • Повиноваться Аллаху, Его посланнику и обладателям власти.
  • Воздавать добром и за зло с тем, чтобы и враг превратился в покровителя и друга.
  • Верно исполнять договоры, ведь за них спросят.
  • Не ходить по земле горделиво. Аллах не любит всяких гордецов, хвастливых.
  • Пусть одни из вас не поносят за глаза других.
  • Когда слышите злословие в свой адрес, то не спешите разоблачить известные пороки хулителя.
  • Примирение двух врагов стоит выше молитвы, поста и милостыни.
  • Беречься многих мыслей! Ведь некоторые мысли - грех (P.M. Грановская, с. 333).

Нравственные нормы, предписываемые исламом, весьма многочисленны. Ниже приводится перечень некоторых норм нравственности, которые мусульманину надлежит блюсти:

  • Правдивость (ас-сидк).
  • Надежность и верность (аль-амана).
  • Искренность (аль-ихлас).
  • Вежливость, корректность и другие правила ведения беседы н спора (адаб аль-хадис).
  • Изгнание злобы, ненависти, зависти и других пороков из сердца (салямат ас-садр).
  • Сила нравственная и физическая (аль-кувва).
  • Терпимость и умение прощать (аль-хильм и ас-сафх).
  • Скромность (аль-хайя).
  • Достоинство и самоуважение (аль-изза).
  • Поиск мудрости и знаний, стремление к самообразованию и интеллектуальному самосовершенствованию (аль-ильм).
  • Желание посвятить всю свою жизнь добрым делам (аль-хирс аля аль-вакт).
  • Щедрость (аль-джуд валь-карам).
  • Терпение (ас-сабр).
  • Разумное управление своими средствами (аль-иктисад).
  • Общительность, доброе отношение к окружающим (ат-тааруф).
  • Пристрастие к чистоте и красоте (ан-назафа ваттаджммуль).
  • Отвращение к злу и греху (таджаннуб аль-аатам валь шубухат).

Согласно исламской традиции, к грешнику надо проявлять терпение, надеясь, что он исправится. Ведь известно, что каждый добрый поступок 10 раз заносится ангелом в книгу судьбы. В этом же смысле звучит призыв Мухаммада - не злословь ни о ком. Недостойно позорить чью-либо честь, недостойно проклинать кого-либо, недостойно всякое пустословие.

Благодаря простоте норм, как считает P.M. Грановская, мусульмане могли по Корану вершить судебное разбирательство, воевать по Корану, относиться к побежденным в соответствии со священным законом и т.д.

К простым нормам относятся такие требования, как почитание родителей, забота о воспитании детей, уважение к старшим, дружба с соседями, осуждение воровства, лени, тунеядства, пьянства, высокомерия, супружеской неверности и браков между ближайшими родственниками. Как уже отмечалось, нравственные предписания включают хорошее отношение к родителям, особенно к престарелым, и почитание сирот. Но главная нравственная обязанность по Корану - это, прежде всего, доброта к ближнему. Не следует накапливать средства - лучше расходовать их на бедных. В Коране не только провозглашалась необходимость подачи милостыни беднякам, но и говорилось о предпочтительности ее анонимности. Тем самым утверждалась не показная, а глубинная нравственность.

Коран говорит о равной ответственности людей перед Богом, но мужчины имеют преимущества перед женщинами.

Супружеская неверность так же, как и ростовщичество, пьянство, азартная игра, относилась к наиболее тяжким грехам.

Что такое нравственность в исламе?

Ислам – не только религия, это образ жизни . Ислам предписывает не только веру, но и устанавливает правила поведения человека в семье, обществе. Уважение этих многочисленных правил обязательно, вне зависимости от обстоятельств. Приведем некоторые нормы нравственности , обеспечивающие благоденствие как отдельного человека, так и общества:

К семейным нравственным нормам можно отнести почитание родителей, заботу о детях и стариках, религиозное воспитание детей, заботу о сиротах.

Доброта к ближнему как основа нравственности в исламе

По Корану главной обязанностью всех мусульман является забота о ближнем. Расход своих средств на бедных предпочтительнее, чем накопительство. В Коране говорится, что давать милостыню желательно анонимно , что свидетельствует о том, что искренняя нравственность ценнее, чем показная.

Ислам отвергает все признаки неравенства , основанные на территориальных различиях, расе или языке. Признается лишь превосходство людей друг над другом по степени их нравственности, которую может достичь любой.

Все поступки человека условно можно разделить на плохие и хорошие. Плохие деяния, в свою очередь, следует также разделить на те, за которые предусмотрено наказание при жизни и после смерти, и те, наказание за которые предусмотрено лишь после смерти. Остерегаться следует и тех, и других. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Всевышнего!) говорил, что начало мудрости – богобоязненность. Тот, кто верит в Аллаха и Судный день, будет остерегаться всего греховного и следовать предписаниям Корана.

Вот лишь несколько выдержек из Корана , которые учат нас нравственности:

Поделитесь ссылкой с друзьями в соц.сетях, сделайте, пожалуйста репост!

Читайте также: