Нравственность в литературе это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики [1] . В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида [2] . Этика же — название науки о морали.

Содержание

Нравственность и мораль

Именно с нравственностью связано различение добра и зла при условии, что индивидуумом признаются эти категории. В отличие от пользы и вреда, добро и зло связаны с намеренностью некоторой свободной воли.

Нравственность и мораль изучается специальной философской дисциплиной — этикой.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 19 октября 2012.

В марксизме

Эволюционное появление нравственности

Научные исследования позволяют сделать вывод, что нравственность является продуктом эволюции человека как биологического вида. Она помогала человеческим сообществам выживать. Марк Хаузер, профессор антропологии и эволюционной психологии Гарвардского университета, в 2006 году опубликовал работу, в которой он обосновал врожденность человеческой морали. Он использовал следующий тест, который выявляет существование у людей универсальных принципов.

Другой пример. Те же пути и пять человек на рельсах, над которыми расположен путепровод. Стоящий на нём Фрэнк думает, что остановить трамвай можно, бросив на пути что-то очень крупное. Но единственное, что есть под рукой — это очень толстый человек, который стоит рядом с Фрэнком. Должен ли Фрэнк столкнуть его на рельсы?

Независимо от вероисповедания, национальности, профессии и возраста подавляющее большинство людей (90 %) отвечают, что Дениз следует повернуть рычаг, и половина испытуемых считает, что Нед должен перевести стрелку. Однако то же большинство полагает, что Фрэнку сталкивать толстяка на рельсы непозволительно. Тем, кто давал нестандартные ответы, на ответ требовалось в два раза больше, чем большинству, что означает, что эмоциональные и логические центры затратили у таких людей в два раза больше времени на переговоры и взаимные убеждения. Люди с нарушениями вентромедиальной префронтальной коры головного мозга, которая отвечает за эмоциональные реакции, связанные с сопереживанием, чувством вины, не понимали, чем различаются ситуации Дениз и Фрэнка: Фрэнк, по их мнению, должен был столкнуть толстяка на рельсы. [4] [5]

Однако существует и критика теории Марка Хаузера о врожденности нравственности. [6]

Предполагается, что многие морально-нравственные установки человечества выросли из чувства отвращения, которое у человека, по сравнению с животными, очень развилось и усложнилось. [8]

Можно выделить те нравственные проблемы, на которые литературы ориентируется чаще всего. Все знают о вечности вопроса добра и зла, о вопросе человеческого достоинства и о совести, художественная литература всех времен и народов поднимает вопрос справедливости, чести и добродетели.

Острой всегда остается проблема жизненного выбора, которая дается литературным героям нелегко — так же, как и людям в реальной жизни. Нравственные искания того или иного народа всегда отображаются в литературе определенной нации, и поэтому идеалы человека могут раскрываться с совершенно разны нравственных сторон.

К какому бы временному периоду не принадлежала литература, она всегда насыщена решением проблем именно нравственного характера. И проблема любого характера – социального или психологического – рассматривается именно с такой стороны. Нравственные искания главных героев отображают основные нравственные проблемы того или иного периода.

Проблема нравственности в современной литературе

Сегодняшний мир установил определенные мерки, по которым оцениваются достоинства человека ХХI века. Критерии эти условно можно разделить на две категории: духовные и материальные.

К первым относятся доброта, порядочность, готовность к самопожертвованию, жалость, и другие качества, опирающиеся на мораль и духовность. ко вторым, в первую очередь, материальное благосостояние.

К сожалению, материальные ценности современного общества существенно преобладают над духовными. этот дисбаланс стал угрозой нормальным человеческим отношениям и ведет к обесцениванию многовековых ценностей. поэтому неслучайно проблема бездуховности стала лейтмотивом творчества многих писателей современности.

Неслучайно именно «Матренин двор

Рассказ был внешне непритязателен. от лица сельского учителя математики, (за которым легко угадывается сам автор: Игнатич — Исаич), вернувшегося из заключения в 1956 году (по требованию цензуры время действия было изменено на 1953 год, дохрущевское время), описывается среднерусская деревня, (впрочем не глубинка, всего 184 км от Москвы), какой она была после войны и какой осталась 10 лет спустя. рассказ не был наполнен революционными настроениями, не обличал ни систему, ни уклад колхозной жизни. в центре повествования была безрадостная жизнь пожилой крестьянки Матрены Васильевны Григорьевой и страшная её смерть на железнодорожном переезде. тем не менее именно этот рассказ был подвергнут критической атаке.

Жадность к «добру

Жизнь милиционера Леонида Сошнина показана с двух сторон — его работа: борьба с преступностью и жизнь на пенсии, казалось бы мирная и тихая. Но, к сожалению, грань стерта и каждый день жизнь человека находится под угрозой.

Астафьев рисует четкие образы из которых состоит общество, от хулиганов и убийц, до труженицы тёти Грани. Противопоставление характеров, идеалов помогают определить отношение героев к миру, к людям; их ценности.

Главные герои повести — два цыпленка-бройлера по имени Затворник и Шестипалый, которых выращивают на убой на комбинате (птицефабрике) имени Луначарского. Как выясняется из повествования, сообщество цыплят имеет довольно сложную иерархическую структуру в зависимости от близости к кормушке.

Завязка сюжета повести — изгнание Шестипалого из социума. Будучи отторгнутым от общества и кормушки, Шестипалый сталкивается с Затворником, цыпленком-философом и естествоиспытателем, странствующим между разными социумами внутри комбината. Благодаря незаурядному интеллекту он самостоятельно смог освоить язык людей, научился читать время по часам и понял, что цыплята вылупляются из яиц (хотя сам этого не видел).

Острым, саркастическим языком пишется роман , цель которого — показать бедственное положение бездуховного общества, изобразить мутацию человека, но не физическое уродство, а убогость душевную у духовную. Отношение людей друг к другу, их равнодушие к чужой смерти и боязнь собственной — ставшее нормой двуличие. Главный герой романа размышляет о людях, о чужих и близких, о тех кого жаль и кого не жаль. В одном из эпизодов он размышляет о соседе:

Описанное с юмором, занятным, стилизованным под время языком, отношение к людям — на самом деле крик автора о ставшем нормой хамстве. Воровство, пьянство, дебоширство — всё это нормально для общества, описываемого в романе. А как итог — Кысь — воплощение людских страхов, возможно и не существующая вовсе. Но эта самая Кысь — предупреждение, предостережение автора, о том что кроме страха и хаоса ничего не способны породить безнравственность, цинизм и равнодушие.

Был ли взрыв или не было его — не важно. Читая роман, понимаешь, что практически все стороны вымышленного общества видим мы сейчас вокруг себя.

Собрав воедино опыт писателей XX века, читатель четко видит, что ось человеческих пороков идет по нарастающей. Имея теперь ясное представление о безнравственности, хотелось бы обратиться к нравственности непосредственно.

Нравственность— есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали, которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность — есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Чтобы оставаться честным перед своей совестью не нужно многого — достаточно не быть равнодушным. Именно этому учит современная литература.

Герой художественного произведения, его характер, поступки

Раскрывая и обращая наше внимание на особенности характера литературного героя, автор показывает главный замысел произведения, и акцентирует определенную тематику, которых в произведении может быть несколько. Таким образом, нам становятся понятными главные уроки нравственности, которые автор заложил в свое творение, на примере героя мы лучше осознаем их.

Приемы создания характера в эпосе, лирике и драме

То, какими приемами раскрывается личность и характер главного героя в произведении, зависит от жанра. В эпосе человек изображается в большей мере через свои поступки и поведение. В таком жанре уместна и характеристика героя самим автором. Для драмы это не так характерно, драма раскрывает характер через поступки и речь героя, через его отличия от других людей.

В этом она сильно отличается от эпоса, который формирует характер совершенно по-иному. В центре драмы может стоять лишь одна проблема, которая и раскрывает нравственное дно героя. И его выбор говорит сам за себя, именно один определенный поступок или решение будет показывать истинный характер главного персонажа.

А в лирике героя чаще всего показывается через чувства и переживания, через наполнение его внутреннего мира. Понимая, что именно испытывает герой, какие эмоции он проявляет, читатель осознает его истинную натуру и узнает его настоящее лицо.

Введение

Литература — совершенно уникальный вид искусства. Она является одним из самых простых для понимания и при этом самым близким для души искусством. С самого своего зарождения она сопровождала человека, отражая все самые важные исторические события и являясь настоящим зеркалом души каждого народа.
Многие писатели обращались к литературе, чтобы выразить свои мысли и взгляды относительно сложившейся в современном им обществе ситуации. Когда-то это были слова восторга, когда-то — острая критика.

Ещё со времён Древней Руси литература использовалась не только как способ влияние на людей, но и как способ влияния на общественно-политическое развитие страны.

Писатели и поэты, обращаясь к литературе как к способу выразить свои мысли и чувства относительно всего того, что предлагал им для осмысления окружающий мир, запечатлели на страницах своих произведений исторический процесс, но, что более важно, они запечатлели самого человека. Как он жил, как менялся, что ценил, какие ставил цели — всё это поймано авторами и помещено на страницы книг.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Проблемы русской литературы 410 руб.
  • Реферат Проблемы русской литературы 260 руб.
  • Контрольная работа Проблемы русской литературы 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В литературе всегда появлялись самые нужные, самые жизненные герои, которые в своей жизни сталкивались с проблемами, похожими на проблемы реальных людей.


1 Вольский военный институт материального обеспечения (филиал) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва Министерства обороны Российской Федерации

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Нравственность – моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда – этики [1]. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины; тем, что изучается этикой [2]. В ряде философских систем понятие нравственности обособляется от морали, хотя такая концептуализация носит авторский характер и не всегда соответствует обыденному словоупотреблению [1]. В таком, более узком смысле, понятие нравственности используется для обозначения части или уровня морали в целом [1], при этом под нравственностью в ряде случаев подразумевают внутреннюю или интериоризированную сторону морали, в то время как последняя рассматривается как внешняя по отношению к индивиду.

Нравственность – это система правил поведения личности, прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо; что добро, а что зло. В основу этой системы входят ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как правило, среди таких ценностей – жизнь человека, счастье, семья, любовь, благосостояние и другие. В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для себя, определяется, какими будут поступки человека – нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – самостоятельный выбор человека.

Героизм как понятие современной русской культуры импортировано в русскую речь из Франции, досл.: фр. héros [Текст] / Н.С. Арапова. – М.: Изд-во Московского университета, 2000. – 319 с.

8. Объяснение 25 000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней [Текст] / сост. А.Д. Михельсон. – СПб., 1865.

9. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Текст] / сост. Ф. Павленков. – Пг., 1907.

10. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке [Текст] / сост. М. Попов. – Пг., 1907.

11. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка [Текст] / сост. А.Н. Чудинов. – Пг., 1910.

12. Словарь русской идиоматики. Сочетания слов со значением высокой степени [Текст]. – М.: Academic, 2011.

13. Словарь военных терминов [Текст] / [Сост. А.М. Плехов]. – М.: Воениздат, 1988. – 335 с.

14. Маркс, К., Энгельс, Ф. Полное собрание сочинений [Текст] / К. Маркс, Ф. Энгельс; изд. 2; т. 20, соч., написанные с 1873 по 1883 гг.; Анти-Дюринг; Диалектика природы. – М.: Издательство политической литературы, 1955-1974.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского Мне кажется, иногда в одиночестве виновен сам человек, отделивший себя, подобно Родиону Раскольникову, герою романа Достоевского, гордыней, стремлением к власти или преступлением. Надо быть открытым, добрым, тогда найдутся люди, которые избавят тебя от одиночества. Искренняя любовь Сони Мармеладовой спасает Раскольникова, дает надежду на будущее.

Проблема одиночества в романе Ф.М. Достоевского

Проблема милосердия, гуманизма.

Проблема милосердия, гуманизма в

Проблема чести, совести

Проблема чести и бесчестия

Проблема чести, совести

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблема нравственного выбора между добром и злом, ложью и правдой

Проблемы жестокости, предательства в современного мире

Проблема жестокости современного мира, людей.

Проблема истинных и ложных ценностей.

Проблема доброты, искренности в творчестве Л.Н. Толстого

Проблема нравственной души, внутреннего духовного мира

Проблема самопожертвования, сострадания, милосердия

Проблемы самопожертвования, любви к людям; равнодушия, жестокости

Проблемы верности, любви, преданности, самопожертвования.

Проблемы сострадания, милосердия, веры в себя

Проблема сострадания, милосердия, верности, веры, любви

Проблема Черствого и бездушного отношения к человеку

Проблема человеческой духовности

Проблемы взяточничества, мещанства

Проблема скупости, жадности

Проблема верности, преданности

проблема нравственной ответственности человека за судьбу мира

Понтий Пилат, считавший себя жестоким и могущественным, проявил свою слабость и трусость , отправив на казнь Иешуа. Пилат понимал, что Иешуа нес людям высшую правду, видел в нем спасителя своей души. Но из боязни потерять свою власть и карьеру Пилат идет против себя, против своей совести. Он увидел в подсудимом свет истины и, потеряв его, мучается не только духовно. У Пилата была возможность спасти Иешуа - он ею не воспользовался, и потому ответствен за свой выбор и наказан за него вечными муками. Иешуа, наоборот, является воплощением ответственности . Он остаётся верен своей философии даже перед лицом смерти. Пилат предлагает ему отказаться от своей правды - но Иешуа предпочитает умереть, чем изменить своим убеждениям.

Читайте также: