Нравственная проблематика пьес вампилова кратко

Обновлено: 04.07.2024

В наиболее значительных драматических произведениях 60-х годов проблемы быта, семьи, любви не отделяются от круга широких общественных проблем, от кардинальных вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести, от постижения характера современника во всем многообразии его духовного содержания. Вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха – они достигались лишь тогда, когда авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремились к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда , опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических характеров и конфликтов. В этом плане особенно показательно творчество А.Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным и предметным явлением в драматургии 60 - начало 70 годов.

Проблематика пьес А.Вампилова

В пьесах А.Вампилова обстоятельства социальной среды, окружающей героев, не играют решающей роли, люди показываются на внешне неглавных перекрестках жизненных судеб. Но достоинство его драматургии заключается в том, что в ней резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимается до уровня подлинно философского, художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к выявлению существенных социальных проблем, коллизий времени. Хотя драматургическое наследие писателя сравнительно невелико – всего четыре многоактных и три одноактных пьесы, но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать театром А.Вампилова. кроме того, его драматургия динамична, и каждая новая пьеса – движение не только вширь, но и вглубь. При всем том, что театр Вампилова со своим художественным миром и своей эстетической системы стоит несколько особняком, он выступает как естественное продолжение накопленного опыта , органично связан с кругом проблем, волнующих современную драматургию, что придает ему глубокую актуальность.

Главное достижение А.Вампилова

Главное достижение Вампилова – сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием. Характеры персонажей раскрывались им в различных жанровых драматургических формах - лирической комедии, фарсовосатирического представления, психологической драмы, но те бескомпромиссные, нравственные критерии, с которыми автор подходил к оценке своих героев, оставались неизменными и в значительной мере определяли острый драматизм любой сюжетной ситуации. Недаром драматург проявлял особый интерес к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое место в окружающем его многообразном и сложном мире.

Зритель, попадая в театр на Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля, - в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта. И когда говорят о "театре Вампилова", следует, очевидно, иметь в виду не только то, что предлагается зрителю, но и то, что случается с ним, сторону глубокого психологического воздействия его пьес.

По словам В.Распутина вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той , очевидно, убедительности и близости к зрителю. Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы все первые названия перешли в нем во вторые…




Но, читая произведения Вампилова, снова и снова с надеждой возвращаешься к старому убеждению Достоевского: "Мир спасет красота".

Темы творчества Вампилова

Одна из основных тем творчества Вампилова тема семьи и взаимоотношения людей. "Старший сын" - тема брошенных матерью детей, которых воспитывает скромный Сарафанов. Сейчас наша пресса буквально криком кричит о страшных последствиях материнского "кукушества", а ведь "Старший сын" был написан еще в 1965 году!

Теперь эта тема, чутко уловленная в свое время А.Вампиловым, стала ныне предметом специальных социологических исследований и темой многих публицистических статей. И этот перечень Вампиловских мини-открытий можно продолжать, потому что, едва зародившись в то время, расцвело ныне до того ярко и бурно, что борьба с этим явлением ведется уже на уровне правительственных постановлений и введения новых государственных законов…

Он не стремился "открывать Америку" в отношении формы и содержания своих произведений.

"Казалось бы, да, " - говорит В.Распутин, - и в рассказах и в пьесах старые, знакомые истины. Он не пытался выдумывать новые, их нет, он ставил лишь их в нынешние условия, и они начинали звучать по-новому. Вечные, как день и ночь, не тускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество, - жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг. Каждое новое время приносит в эти понятия свои отличительные признаки, они-то и метят время, но сами эти понятия при всей их сложности и хрупкости остаются неизменными…"

Драматургия 60-х годов

В наиболее значительных драматических произведениях 60-х годов проблемы быта, семьи, любви не отделяются от круга широких общественных проблем, от кардинальных вопросов морального и гражданского долга, человеческой совести, от постижения характера современника во всем многообразии его духовного содержания. Вместе с тем острота и актуальность социально-нравственной проблематики сами по себе не являлись гарантом творческого успеха – они достигались лишь тогда, когда авторы находили новые драматургические способы рассмотрения жизненных противоречий, стремились к обогащению и развитию эстетической системы драмы, когда , опираясь на традиции предшественников, они новаторски подходили к художественному осмыслению драматических характеров и конфликтов. В этом плане особенно показательно творчество А.Вампилова, чьи пьесы стали едва ли не самым значительным и предметным явлением в драматургии 60 - начало 70 годов.

Проблематика пьес А.Вампилова

В пьесах А.Вампилова обстоятельства социальной среды, окружающей героев, не играют решающей роли, люди показываются на внешне неглавных перекрестках жизненных судеб. Но достоинство его драматургии заключается в том, что в ней резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимается до уровня подлинно философского, художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к выявлению существенных социальных проблем, коллизий времени. Хотя драматургическое наследие писателя сравнительно невелико – всего четыре многоактных и три одноактных пьесы, но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать театром А.Вампилова. кроме того, его драматургия динамична, и каждая новая пьеса – движение не только вширь, но и вглубь. При всем том, что театр Вампилова со своим художественным миром и своей эстетической системы стоит несколько особняком, он выступает как естественное продолжение накопленного опыта , органично связан с кругом проблем, волнующих современную драматургию, что придает ему глубокую актуальность.

Главное достижение А.Вампилова

Главное достижение Вампилова – сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием. Характеры персонажей раскрывались им в различных жанровых драматургических формах - лирической комедии, фарсовосатирического представления, психологической драмы, но те бескомпромиссные, нравственные критерии, с которыми автор подходил к оценке своих героев, оставались неизменными и в значительной мере определяли острый драматизм любой сюжетной ситуации. Недаром драматург проявлял особый интерес к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое место в окружающем его многообразном и сложном мире.

Зритель, попадая в театр на Вампилова, невольно попадает под нелегкое нравственное испытание, своего рода исповедь – его, зрителя, исповедь, в которую он, один раньше, другой позже, так или иначе вовлекался еще во время спектакля и которая долго продолжается после спектакля, - в этом незаменимая, но удивительная сила и тихая страсть его таланта. И когда говорят о "театре Вампилова", следует, очевидно, иметь в виду не только то, что предлагается зрителю, но и то, что случается с ним, сторону глубокого психологического воздействия его пьес.

По словам В.Распутина вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и, как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той , очевидно, убедительности и близости к зрителю. Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы все первые названия перешли в нем во вторые…

Но, читая произведения Вампилова, снова и снова с надеждой возвращаешься к старому убеждению Достоевского: "Мир спасет красота".

Темы творчества Вампилова

Одна из основных тем творчества Вампилова тема семьи и взаимоотношения людей. "Старший сын" - тема брошенных матерью детей, которых воспитывает скромный Сарафанов. Сейчас наша пресса буквально криком кричит о страшных последствиях материнского "кукушества", а ведь "Старший сын" был написан еще в 1965 году!

Теперь эта тема, чутко уловленная в свое время А.Вампиловым, стала ныне предметом специальных социологических исследований и темой многих публицистических статей. И этот перечень Вампиловских мини-открытий можно продолжать, потому что, едва зародившись в то время, расцвело ныне до того ярко и бурно, что борьба с этим явлением ведется уже на уровне правительственных постановлений и введения новых государственных законов…

Он не стремился "открывать Америку" в отношении формы и содержания своих произведений.

"Казалось бы, да, " - говорит В.Распутин, - и в рассказах и в пьесах старые, знакомые истины. Он не пытался выдумывать новые, их нет, он ставил лишь их в нынешние условия, и они начинали звучать по-новому. Вечные, как день и ночь, не тускнеющие, нестареющие темы искусства, которые никогда не перестанут волновать человечество, - жизнь и смерть, любовь и ненависть, счастье и горе, совесть и долг. Каждое новое время приносит в эти понятия свои отличительные признаки, они-то и метят время, но сами эти понятия при всей их сложности и хрупкости остаются неизменными…"

Главное достижение Вампилова – сложная полифония живых человеческих характеров, цельных, завершенных, во многом диалектически продолжающих друг друга и вместе с тем отличающихся неповторимостью, ярко выраженным индивидуальным своеобразием. Характеры персонажей раскрывались им в различных жанровых драматургических формах — лирической комедии, фарсовосатирического представления, психологической драмы, но те бескомпромиссные, нравственные критерии, с которыми автор подходил к оценке своих героев, оставались неизменными и в значительной мере определяли острый драматизм любой сюжетной ситуации. Недаром драматург проявлял особый интерес к судьбе молодого героя, вступающего в жизнь и стремящегося найти себя, свое место в окружающем его многообразном и сложном мире.

По словам В.Распутина вместе с Вампиловым в театр пришли искренность и доброта – чувства давние, как хлеб, и , как хлеб же, необходимые для нашего существования и для искусства. Нельзя сказать, что их не было до него – были, конечно, но не в той , очевидно, убедительности и близости к зрителю. Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты человеком, человек? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы все первые названия перешли в нем во вторые…

Проблематика пьес А.Вампилова

В пьесах А.Вампилова обстоятельства социальной среды, окружающей героев, не играют решающей роли, люди показываются на внешне неглавных перекрестках жизненных судеб. Но достоинство его драматургии заключается в том, что в ней резко углубляется исследовательское начало, что ее социальная и нравственная проблематика поднимается до уровня подлинно философского, художественного мышления, что от анализа конкретных бытовых явлений драматург идет к выявлению существенных социальных проблем, коллизий времени. Хотя драматургическое наследие писателя сравнительно невелико – всего четыре многоактных и три одноактных пьесы, но, взятые вместе, они характеризуются внутренним единством и образуют художественное явление, которое можно назвать театром А.Вампилова. кроме того, его драматургия динамична, и каждая новая пьеса – движение не только вширь, но и вглубь. При всем том, что театр Вампилова со своим художественным миром и своей эстетической системы стоит несколько особняком, он выступает как естественное продолжение накопленного опыта , органично связан с кругом проблем, волнующих современную драматургию, что придает ему глубокую актуальность.

Традиции и новаторство в драматургии А.Вампилова

Вампилов писал о молодежи, о ее психологии, нравственности, но самое главное, он искал истоки психологии современного человека, рассуждал о жизненных идеалах и принципах. И пусть герои показаны в бытовой реальности, Вампилов глубоко исследует психологическое начало, поднимая социальную и нравственную проблему до философского мышления.

В своих произведениях Вампилов искусно использовал приемы и водевиля, и мелодрамы, и бытовой комедии, и даже высокой романтической драмы, но это не привело к смешению жанров. А напротив, выражало своеобразие его драматургического стиля.

Бусыгин

Вампилов Александр Валентинович (19.08.1937 г. - 17.08.1972 г.) - русский драматург.

Вампилов – человек задумывается над тем, что происходит с человеком при столкновении с жизнью, как происходит изменение его жизненных ценностей.

Вампилов - драматург исследует в своих пьесах извечную и никогда не потеряющую остроту проблему: человек и его социальное, нравственное окружение.

Как сын своего времени, Вампилов очень точно оценил атмосферу эпохи 60-70-х годов, атмосферу оттепели. Прошёл XX съезд, люди как бы сбросили с плеч непосильный груз, начались годы надежд и всеобщей эйфории. Но чем больше люди надеялись и верили, тем горше и страшнее было разочарование. Не заметно эпоху оттепели сменила эпоха застоя. Незаметно происходи замена истинных идеалов – фальшивыми. Надежды людей рушатся, они очутились в ситуации, когда невозможно что-либо изменить. Общечеловеческие извечные истины – понятие дружбы, верности, любви, свободы, чести, правды, ответственности – распадались на глазах.

В пьесах Вампилова постоянно звучит вопрос: что же нужно человеку для того, чтобы он остался человеком, сумеет ли он повернуться от материальных благ к извечным проблемам жизни и смерти, духовным и нравственным идеалам?

Зилов подтверждает выводы своего создателя: зачастую интеллигенты на поверку оказываются типичными обывателями без смысла жизни и без цели. Вампилов утверждает, что во многом именно от человека зависит атмосфера вокруг него.

2. Жанр произведения. Признаки жанра (жанров).

3. Название произведения и его смысл.

4. От чьего лица ведётся повествование? Почему?

Повествование в соответствии с родовой принадлежностью ведется с помощью реплик персонажей.

5. Тема и идея произведения. Проблематика.

Помимо нравственной проблематики, поднимается и семейная. Так, с этим связана тема отцов и детей, которая рассматривается нетрадиционно. Писатель поднимает семейные проблемы, которые рассматриваются не в контексте официальных отношений, а в контексте родства душ.

6. Сюжет (сюжетные линии) произведения. Конфликт. Ключевые эпизоды.

7. Система образов произведения.

Бусыгин сначала представлен в повествовании как нахальный молодой человек.

Сарафанов – человек, который не умеет притворяться, он всегда честен и искренен. Именно он способствует преображению Бусыгина. Герой открывается совершенно с новой стороны. Человек не только называет себя сыном Сарафанова, но и становится им. Бусыгин находит человека, которого может называть отцом. Он понимает, что не хочет оставлять дом его семейства.

8. Композиция произведения.

9. Художественные средства, приёмы, раскрывающие идею произведения.

Особенностью пьесы А.В. Вампилова является сюжетная напряженность. Нравственная проблематика соединяется с общечеловеческими и вечными вопросами. При характеристике Бусыгина автор использует прием психологизации, который позволяет герою эволюционировать.

10. Отзыв о произведении.

Читайте также: