Новые подходы в изучении восстания 1916 года в исторической науке казахстана кратко

Обновлено: 03.07.2024

Контент журнала ориентирован на студентов, магистрантов, докторантов, соискателей, молодых специалистов, преподавателей и научных работников различных стран, занимающихся проблемами истории Казахстана и Центральной Азии, Евразийского пространства.

ОТЕПОВА Г.Е.

НОВЫЕ АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ О СОБЫТИЯХ 1916 ГОДА В КАЗАХСТАНЕ

Теги: империя, История, Казахстана, Туркестанский, край, восстание, Царский, указ, 1916, г., мобилизация, инородцы, Российская, колониальная, политика, архивные, документы

Статья посвящена трагическим событиям 1916 года в Казахстане. На основе новых опубликованных архивных материалов, автор показывает, как в высших кругах власти обсуждался вопрос о привлечении местного населения к воинской повинности. Анализ архивных материалов помогает понять истинные причины восстания, его последствия. Автор обращает внимание на необходимость дальнейшего объективного изучения событий 1916 года на основе документальных материалов.

В этом году прогрессивное общество всего постсоветского пространства отмечает 100-летний юбилей событиям, которые произошли на территории Казахстанаи Средней Азии в 1916 году. В советский период об этом событии говорилось и писалось достаточно много, но в период распада СССР, становления независимых государств, интерес к теме потихоньку начал стихать. Здесь, скорее всего, сказалась сложность, неоднозначность, многоплановость, а порой и противоречивость оценки тех далеких событий, отсутствие достаточной документальной базы. Подходы в оценке событий 100-летней давности были различные: начиная от мятежа, бунта и заканчивая национально-освободительным движением, которое подготовило участие народных масс в Октябрьской революции. Эта мысль четко и ясно прозвучала в выступлениях многих участников научно-практической конференции, посвященной 100-летию Туркестанского восстания 1916 года, состоявшейся в Москве (сентябрь 2015 г.).В целом, участники конференции сошлись во мнении о том, что последствия восстания были катастрофическими для местных обществ. Война и последствия поражения восстания тяжело отразились как на социально-экономическом развитии общества, так и на численности населения. Многие аспекты данной тематики до сих пор остаются невыясненными. Такие как, например,как и кто готовил текст царского документа;какова роль мусульманского духовенства; почему, при всей неожиданности выступления повстанцев, видна их организованность и слаженность в действиях; какую помощь оказывали внешние силыв координации восстания.

Интерес вызывает вопрос: почему император подписал указ о мобилизации инородцев, если ему неоднократно сообщались сведения о положении дел в Туркестанском крае, писали о той сложной обстановке, которая там царила. Как любой законодательный документ, указ о мобилизации, прежде чем стать законом, должен былпройди все стадии своего утверждения. Из материалов архива видно, что вначале была выдвинута законодательная инициатива о необходимости привлечения инородцев к воинской повинности, затем в военных кругах шло всестороннее изучение и обсуждение этого вопроса. Для этого были привлечены многочисленные царские чиновники, военные губернаторы, свое мнение высказал и генерал-губернатор Туркестана А.Н.Куропаткин.

Из представленных документальных материалов, четко видно, что местная администрация была крайне обеспокоена положением дел в крае и, вследствие этого, отрицательно относилось к привлечению инородцев в воинские ряды империи. В документах отчетливо указаны все объективные причины недовольства народных масс: ущемление земельного вопроса, обострение национальных отношений, недовольство колониальной политикой царизма.

Анализ только некоторых документов показывает, что царское правительство не пыталось объективно оценить ситуациюи решить социально-экономические проблемына территории края. Не желание или не умение правительства ориентироваться в сложившейся ситуации, привели к восстаниюна обширной территории Казахстана и Средней Азии.Кровавое противостояние и зверства с обеих сторон привели к многочисленным жертвам, как среди коренного населения, так и русских переселенцев. Восстание было жестоко подавлено карательными отрядами по всей территории Туркестанского края. Опубликованныена сайте РГВИА,документальные материалы помогают читателям понятьистинные причины восстания, проанализировать его последствия,узнатьконтрмеры царской администрации, численность убитых с обеих сторон,проследить действия,как повстанцев, так и карателей.

Сегодня, задача историков заключается в том, чтобы с наибольшей объективностью, системно и комплексно, не подменяя исторические факты и события на политические, национально-территориальные тезисы, раскрыть и показать историческое значение восстания 1916 года.

Литература

5. Восстание 1916 года в Киргизстане. Документы и материалы. – М.: Соцэкгиз, 1937. – 168 с.

ПМПИ профессоры, т.ғ.д.

1916 ЖЫЛҒЫ ҚАЗАҚСТАНДАҒЫ ОҚИҒАЛАР ТУРАЛЫ ЖАҢА МҰРАҒАТТЫҚ МАТЕРИАЛДАР

Аннотация. Мақала 1916 жылғы Қазақстандағы қайғылы оқиғаларға арналған. Жаңадан жарияланған мұрағаттық материалдар негізінде автор жоғары билік органдар арасында жергілікті тұрғындарды әскери міндеткерліктерге тарту мәселесінің талқылану ерекшелігін көрсетеді. Мұрағаттық материалдарды талдау көтерілістің шынайы себептерін түсінуге және салдарын анықтауға мүмкіндік береді. Автор 1916 жылғы оқиғаларды құжат материалдары негізінде келешекте объективті түрде зерттеу қажеттілігін көрсетеді.

Түйін сөздер. Қазақстан тарихы, Түркістан өлкесі,көтеріліс, 1916 ж. патша жарлығы,мобилизация,бұратана халық, Ресей империясы,отаршылдық саясат,мұрағат құжаттары.

NEW ARCHIVAL MATERIALS ABOUT THE EVENTS OF 1916 IN KAZAKHSTAN

Article is devoted to tragic events of 1916 in Kazakhstan. On the basis of the new published archival materials, the author shows how the highest circles of the power discussed the question of attraction of local population to a compulsory military service. The analysis of archival materials helps to understand the true reasons of rebellion, its consequence. The author pays attention to need of further objective studying of events of 1916 on the basis of documentary materials.

Одним из важнейших исторических событий на пути к независимости нашей страны является национально-освободительное восстание 1916 года, которое сегодня требует всестороннего рассмотрения и осмысления.

Восстание охватило Казахстан и Центральную Азию, поэтому в историографии оно известно как Среднеазиатское восстание 1916 года. При этом существовало несколько очагов восстания. На территории Казахстана самыми крупными очагами восстания стали Жетысу и Торгай.



Поводом для восстания стал царский указ от 25 июня 1916 года о мобилизации мужского населения Центральной Азии в возрасте от 19 до 43 лет на тыловые работы в ходе Первой мировой войны. Указ стал лишь последней каплей народного терпения в череде притеснений и несправедливой колониальной политики царизма, десятилетия столыпинских реформ.

Национально-освободительное восстание в Казахстане и Центральной Азии 1916 года можно поставить в один ряд с такими историческими событиями как Пасхальное восстание в Ирландии и Великое арабское восстание, которые также имели место быть в 1916 году и также носили национально-освободительный характер.

В первые дни июля восстание вспыхнуло в различных городах нынешнего Таджикистана и Узбекистана - Худжанде, Ташкенте, Самарканде, Джизаке, в Ферганской долине.

11 июля 1916 года на жайлау Каркара в Алматинской области состоялся съезд 16 волостей, на котором было принято решение о неподчинении царскому указу.



29 июля в Райымбекском районе Алматинской области прошло мероприятие в честь 100-летия восстания 1916 года. В райцентре Кеген установлен памятник.

На месте начала восстания в местности Ереуилтобе был открыт музей.

Памятник на том месте был установлен в 1986 году. Так была воплощена в жизнь идея Ораза Жандосова, выдвинутая им еще в 1926 году.

Руководителями восстания в Жетысу стали Бекболат Ашекеев, Токаш Бокин, Али батыр.

В восстание были вовлечены Турар Рыскулов и Ораз Жандосов - впоследствии видные общественные деятели Казахстана. Восстание было подавлено с особой жестокостью, аулы разорялись карательными отрядами. Имя Семиреченского генерал-губернатора Куропаткина стало олицетворением жестокости царизма по отношению к народу. Бекболат Ашекеев был повешен карателями на сопке Боралдай недалеко от Алматы 9 сентября 1916 года. Токаш Бокин попал под суд, но был освобожден в связи с Февральской революцией. Февральская революция остановила преследования восставших. Руководитель федеративной демократической России Александр Керенский еще до Февральской революции и прихода к власти, будучи депутатом Госдумы критиковал царские власти за безжалостность к населению Центральной Азии в ходе восстания 1916 года, оправдывал мотивы и действия повстанцев.

В честь батыров Бекболата и Али в Алматинской области названы поселки. Имя Токаша Бокина носит одна из улиц Алматы, ему установлен памятник в центре города.



Восстание в Жетысу охватило не только юг Казахстана, но и Кыргызстан. В июле - августе 1916 года оно охватило территорию от Кара-Балты до Каракола, Чуйскую долину и Иссык-Куль. После подавления восстания, тысячи людей были вынуждены бежать в Китай. Проходя через высокогорные реки, перевалы, ущелья осенью 1916 года, люди погибали от голода, холода, болезней, срывались с обледеневших гор, тонули, попадали в руки карателей. В Китае беженцам тоже пришлось несладко, никто не ждал их с распростертыми объятиями. В истории Кыргызстана эта трагедия известна как Чон уркун - Великий исход. Бок о бок с казахами и кыргызами в восстании участвовали и уйгуры. Тохнияз батур, Муса Изиз, Аюп Абдулла и другие воевали вместе с Жанабай батыром.

Дольше всего восстание 1916 года продолжалось в Торгае - регионе на юге Костанайской области. Оно охватило не только 13 волостей Торгая, но и соседние с ним регионы - Карагандинскую (Улытау), Актюбинскую (Иргиз), частично Акмолинскую и Кызылординскую области. Изначально восстание возглавили Абдыгаппар Жанбосынов и Шолак Оспанов. Впоследствии Абдыгаппар был провозглашен амиром - предводителем, а Амангельды Иманов - сардаром, то есть полководцем, военным руководителем сарбазов - повстанцев. Благословение руководителям восстания дал бий Досай. В истории повстанцы Торгая известны именно как сарбазы Амангельды.

Восставшие создали свой совет - Кенес. Был организован сбор оружия, введены налоги на поддержку вооруженной борьбы. Большую роль в восстании сыграли кузнецы, которые снабжали повстанцев оружием. Абдыгаппару и Амангельды удалось привлечь под свои знамена 50 тысяч сарбазов. Активное участие в руководстве восстанием приняли Алиби Джангильдин, Кейки батыр и Айжаркын Канайулы.

Айжаркын и его соратники перенесли восстание на территорию Актюбинской области, Иргиза, Кызылординской области.

22 октября 1916 года сарбазы Амангельды окружили Торгай. Подавлять повстанцев был отправлен отряд во главе с генерал-лейтенантом Лавреньтьевым. Повстанцы отступили от Торгая, но им удалось уйти на зиму глубоко в степь, в хорошо вооруженный тыл. Амангельды удалось создать не только дисциплинированное войско, но и организовать крепкий тыл, хорошее снабжение. Поэтому восстание в Торгае было наиболее успешным.

Стоит отметить, что лидеры Алаш-Орды не хотели кровопролития народа. В отличие от старейшин Каркары они считали: пусть лучше мобилизованный отправится на прифронтовую зону, но народ спасется от карателей. После Февральской революции комиссаром Торгая стал Алихан Бокейханов, а после установления советской власти - Алиби Джангильдин. После Февральской и Октябрьской революций восстание в Торгае поменяло характер.

Часть повстанцев - в том числе Амангельды и Джангильдин стали воевать за установление советской власти, тогда как Кейки батыр, Абдыгаппар выступили против нее. В итоге лидеры восстания, кроме Джангильдина, стали жертвами гражданской войны. Многие из повстанцев впоследствии поднимут новое восстание - уже в 1929 году против коллективизации. Именно тогда и погиб Айжаркын Канайулы.

В этом году премьер-министром Казахстана Каримом Масимовым на встрече с российском коллегой Дмитрием Медведевым был поднят вопрос о возвращении черепа Кейки-батыра, погибшего в 1923 году от рук большевиков.



Если в одних регионах народ в ходе восстания выступал против волостных управителей, творивших несправедливость в ходе мобилизации, то в других местах волостные и старейшины сами становились во главе восстания. Так, в Карагандинской области во главе недовольных встал Нурлан Кияшев. Недовольство проявлялось в Павлодарской области, на востоке и западе страны. В ходе подавления восстания в Урджарском районе на востоке страны много народу погибло и было вытеснено в Китай. Среди них певец Асет Найманбаев, который так и умер на чужбине.

В советское время восстание 1916 года рассматривалось как предпосылка к Октябрьской революции, сегодня есть возможность рассмотреть эти события всесторонне. Это был поистине шаг на пути к независимости, забывать который мы не вправе.

Историки полагают, что для понимания народно-освободительного движения 1916 года в Казахстане его следует изучать вкупе с другими восстаниями того периода в Центральной Азии.

— С методологической и теоретической позиции, рассмотрение этого вопроса в узком плане оказалось ошибочным. Это явление необходимо рассматривать более широко, даже не в пространстве Центральной Азии, а в мировом контексте, вместе с историческими процессами. Потому что в этот период наблюдался процесс пробуждения Центральной Азии, — сказал Мамбет Койгельды в Астане в ходе международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию национально-освободительного восстания 1916 года.

ДАВЛЕНИЕ НА РЕЛИГИЮ И МОБИЛИЗАЦИЯ НА ТЫЛОВЫЕ РАБОТЫ

С этим мнением казахстанского историка согласен его коллега из Кыргызстана Толобек Абдырахманов. Ученый считает, что при перечислении причин восстания 1916 года зачастую остается в стороне фактор религии.

Историки на международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию национально-освободительного восстания 1916 года. Астана, 23 июня 2016 года.

Историки на международной научно-практической конференции, посвященной 100-летию национально-освободительного восстания 1916 года. Астана, 23 июня 2016 года.

— Религиозная ситуация также стала косвенной причиной восстания местного населения. К примеру, в то время приблизительно в 200 селах в Кыргызстане функционировали церкви. Никаких ограничений на строительство церквей не было. Между тем для строительства мечети нужно было специальное разрешение колониального генерал-губернатора, — говорит кыргызский ученый.

Толобек Абдырахманов придерживается мнения, что одной из причин восстания 1916 года в Кыргызстане стало давление российских властей на религию.

Татарский ученый заведующий кафедрой новой истории Института истории имени Марджани в Казани Ильдус Загидуллин говорит, что в некоторых странах Центральной Азии во время восстания 1916 года проблема религии также была одной из значимых.

— Османская империя выступила с обращением к мусульманам России, Англии, Франции выступить с джихадом против своего государства и власти. Российские власти в срочном порядке взяли в свои руки контроль над религиозной обстановкой в воинских частях, стали использовать мулл как идеологических работников. Потому что в армии было очень мало офицеров-мусульман, — отмечает он.

Ильдус Загидуллин говорит, что во время Первой мировой войны, когда народы Центральной Азии призывались на тыловые работы, татары и башкиры сражались как подданные императора.

Карта национально-освободительного восстания 1916 года на территории нынешнего Казахстана.

— Вначале на полях сражений мулл не хватало, поэтому погибших мусульман хоронили по христианским религиозным обрядам. Это отрицательно сказалось на боевом духе воинов, — говорит ученый.

Между тем казахстанские ученые говорят, что еще не выяснили, какой была роль религиозного фактора в восстании 1916 года.

— Религиозный вопрос в восстании 1916 года в Казахстане еще не изучен, — говорит президент Тюркской академии Дархан Кыдырали.

РАЗНОЕ ОТНОШЕНИЕ К СОБЫТИЯМ 1916 ГОДА

В ходе международной научно-практической конференции, посвященной национально-освободительному движению 1916 года, говорилось о том, что в странах Центральной Азии этим событиям придают разное значение.

— В Кыргызстане, несмотря на то что государством деньги не выделяются и сценарии не утверждаются, желающие своими силами снимают художественный фильм, — говорит кыргызстанский историк.

Согласно указу президента Алмазбека Атамбаева, в августе этого года Кыргызстан планирует отметить 100-летие восстания 1916 года.

Казахстанский писатель Турлыбек Мамесеит досадует по поводу того, что в Казахстане по сравнению с Кыргызстаном национально-освободительное движение 1916 года находит незначительное отражение в искусстве.

В изучении данного исследования дальнейший вклад, в период с 1985 года по настоящее время, внесли ученые Козыбаев М.К., Нурпеисов К.К., Есмагамбетов К.Л., Касымбаев Ж.К., Койгельдиев М.К., Алдажуманов К., Ермуканов Е.Н., Ибрагимов Ж.И. и другие.

Ермуканов Е.Н. в своей диссертации, посвященной проблемам истории восстания 1916 года (по материалам Семипалатинской, Акмолинской областей) показал колониальный характер переселенческой политики царского правительства, также участие в восстании не только простого народа, но и зажиточного населения, таким образом, с нового научного подхода дал анализ вопросу широкой социальной базы.

В 1996 году началась публикация статей, посвященных 80-летию восстания 1916 года. На международной конференции прошедшей в городе Алматы М. Козыбаев, К. Нурпеисов, К. Усенбаев, Н. Бекмаханова, К. Алдажуманов и многие другие ученые изложили основные положения о причинах, движущих силах восстания.




Читайте также: