Новая власть и отношение к ней казаков в романе тихий дон кратко

Обновлено: 05.07.2024

Михаил Шолохов дает нам возможность своими глазами увидеть жизнь казаков, увлекая читателей в такой далекий и невозвратимый мир.

В начале повествования перед нами предстают картины мирной жизни, неспешно течет время в тихом патриархальном мирке. Казаки заняты созидательным трудом, без которого немыслимо представить их жизнь. Разумный труд дорог казакам не только из-за необходимости пропитания, вовсе нет. Для казачества труд так же естественен, как смена времен года, как погодные явления, как сама жизнь. Но это не простые хлебопашцы, они чувствуют превосходство, гордясь своим сословием, пренебрегают простыми крестьянами, мужиками. Казаки не очень религиозны, больше подчиняются обрядовости. Хотя еще крепки нравственные устои, казаки не склонны обуздывать свои страсти. Падение Аксиньи не особо тревожит Григория Мелехова, и ответственность за ее судьбу он вовсе не чувствует. Убежать с любимой Мелехов не готов, привязанность к своему миру, казачеству, гораздо сильнее любовной.

Здесь Дон еще тихий, ведь казаки консервативны, революционные идеи не то что не привлекают, они смешат. Весь уклад царской России, все устои государственности кажутся простому казачеству незыблемыми. Аполитичность казаков, их ограниченность в районах собственных хуторских представлений, безусловно, повлияли на крах всей государственности. Невыносимое наказание понесли они за свою недалекость – разрушены миры и судьбы, не стало целого сословия.

В то же время, казаки чувствуют свою ответственность по отношению к выполнению воинского долга. Родители загодя приобретают для сынов обмундирование, оружие, растят лучших коней. Казачата с детства владеют шашкой, с детства готовятся к будущему служению Отечеству. Старик Мелехов привозит непутевому сыну все снаряжение перед отправкой на фронт, несмотря на то, что был сердит и с сыном не общался. Никто из казаков не отлынивает от исполнения воинской повинности. Ветераны рассказывают молодежи о доблести, проявленном ими героизме, встречах с представителями царской семьи. Все воспоминания бережно хранятся и передаются в семьях.

Революция и гражданская война страшным ударом, потрясением разбила казачество на два воюющих непримиримых лагеря. Разлом прошел по патриархальным огромным семьям, да он прошел по душам и сердцам людей. Лишь бедные матери не знали ненависти к белым и красным, к своим сынам. Кого ненавидеть – старшего или младшего, сына или мужа, брата или отца?!

Поражают картины жестокости, которые беспристрастно изображает Шолохов. Жуткие избиения жен мужьями, равнодушие окружающих, их расправы с воинскими противниками показывают звероподобность казаков.

Автор отобразил не только быт казаков, но и его особый язык. В донском диалекте нашли отображение род занятий казаков, его отношение к воинскому сословию.

Писатель показывает нам душу Григория Мелехова, как типичного представителя казачества в эпоху разлома. Его мировоззрение меняется, как меняется мир вокруг. Это искалеченная судьба человека, рожденного для труда и любви.

Произвол советской власти по отношению к казачеству приводит к уничтожению его как класса. Михаил Шолохов взывает к читателям: будьте людьми, имейте любовь к окружающим. Писатель показывает всю пагубность войны, те ужасные последствия, к которым она приводит. Новый мир оказался ничуть не добрее и справедливей разрушенного. Эта тщета и гордыня человеческая выливается в кровавые слезы целого народа. Лишь взаимоуважение, любовь, прощение могут созидать новое.

  • Автор: М. А. Шолохов
  • Произведение: Тихий Дон
  • Это сочинение списано 92 201 раз

Без труда донских станичников представить нельзя. На сенокос выходит весь хутор, одетый по-праздничному. Помолясь, начинают косить, работают дружно до самой темноты. А вечером собираются у костра, чтобы подкрепиться нехитрой похлебкой. И наши герои счастливы, потому что работа им не в тягость, а в радость.

В романе показано и то, как умеют веселиться казаки во время свадьбы. Шутки, прибаутки, поговорки сыплются как из рога изобилия, обряд проходит по всем правилам, как в старые времена.

Отношение к женщине, матери является нравственным мерилом казачества. Яркие женские героини в романе Аксинья и Наталья такие разные, но так похожа их судьба: безмерная любовь к Григорию, смерть детей, их гибель. Они яркое воплощение образа казачек, для которых главное – семья, дети, любовь. Такова и мать героя Василиса Ильинична, посвятившая свою жизнь сохранению семьи, воспитанию детей. Она согревает своим теплом разных людей, в ее сердце нет места ненависти ни к белым, ни к красным. Она против бессмысленной бойни, которая происходит на её глазах.

предки казаков бежали на Дон от власти помещиков и
государственных тягот еще в XVI веке.

Казачья вольность была оплачена сполна царской службой.
С XVIII века казаки активно участвуют во всех военных походах России.
Военная удаль была платой за земельный надел и право самим
выбирать станичных и окружных атаманов.
В спокойные времена казачество трудилось и богатело.
Поэтому у казаков легко могло возникнуть убеждение, что счастье -
дело рук человека.
Вот и оказалось, что казаки стали оплотом самодержавия.
На них возлагает надежды и Временное правительство.
По приказу Керенского в Петроград для защиты Зимнего дворца с
фронта направляются именно казацкие части.
Непросто было восстановить казаков против самодержавия.
Но казаки не поддержали Корнилова и не стали защищать Зимний.
Как и всему народу, казачеству был нужен мир.
Люди устали от войны, хорошим хозяевам хотелось домой, к семьям.
Лозунги социалистической революции вызывали не энтузиазм,
а недоумение, а затем беспокойство;
"У нас Войсковой круг, власть народная - на что нам Советы? -
спрашивали казаки.
Прежней власти они были верны беззаветно, а возникшая
новая еще не приобрела уважения у этих привыкших принимать
самостоятельные решения людей.
Казаки разошлись по своим хозяйствам.

И все же революция ворвалась на Дон и поставила казаков перед выбором.
Теперь уже не донцы ходили в далекий Петербург усмирять
рабочих и студентов, а рабочие и матросы Петрограда хлынули сюда.
Земля Войска Донского оказалась опорой Добровольческой армии
и интервентов.
Только с приближением красных начинается разделение столь
сплоченного ранее казачества.
Невидимая линия фронта прошла через каждую станицу,
через каждый хутор.
На донскую землю приходит гражданская война.
Если в первых книгах романа казаки сражались в Галиции и Австрии,
а затем, отказавшись идти на красный Петроград,
были лишь эпизодическими персонажами в громаде событий,
теперь они - главная опора белых и интервентов -
разыгрывают финал гражданской войны.
Казачество, сражающееся на своей земле, мятущееся и
колеблющееся между революцией и реакцией,
было одним из последних препятствий на пути революции.
Казакам пришлось выбирать, на чьей они стороне,
хотя автор все время показывает, что будь их воля,
всё осталось бы как есть. Они не хотели воевать за пределами
своего Донского округа и два раза оставляли войска,
как только боевые действия выходили за пределы их земли.
Но слишком свободолюбивы были эти люди,
слишком привыкли жить своим умом, а не по указке,
чтобы безропотно сносить как неумеренные притеснения
коммунистов, так и высокомерие кадетов.
Казаки были готовы сотрудничать с любой властью, к
оторая бы уважительно отнеслась к их жизненному укладу.
Но этого они не дождались ни от коммунистов, ни от кадетов.
Но безропотно подчиняться эти вольные люди тоже не привыкли.
Поэтому столь трудно и с такими большими жертвами устанавливалась
Советская власть на Дону.
После многих лет войны люди устали сопротивляться,
устали от войны, потерь близких.
Они увидели, что любая власть приносит с собой лишения и
приводит своих карателей.

Роман-эпопея М. А. Шолохова “Тихий Дон” охватывает значимый период русский истории. Произведение не только показывает различные слои российского общества начал ХХ века, но также рисует самые важные исторические моменты: Первая мировая война, Февральская и Октябрьская революция, гражданская война, иностранная интервенция, и другие не менее важные события начала XX века.

Многие из этих событий мы видим через глаза Григория Мелехова и его семьи — главных героев романа “Тихий Дон”. И одной из главных тем романа является взаимоотношения народа и революции. Как народ ее воспринял? Кто стоял у истоков нового порядка? А кто наоборот был его яростным противников? Для ответа на данные вопросы обратимся к тексту произведения М. А. Шолохова “ Тихий дон”.

Основной массой обычного населения в романе показаны казаки — свободные люди, которые имели землю, на которой они сеяли хлеб, воевали, когда приходит время, в общем, могли делать то, что они сами хотели. С приходом революции эти право в какой-то степени хотели у них отнять, поэтому они опасались новой власти. Однако не все казаки боялись прихода советов, те, у кого не было своей земли, были, наоборот, за установление советской власти. Мишка Кошевой, Валет и некоторые другие казаки, быстро занимают сторону красных. Их вдохновитель и главный “красный” агитатор — Иосиф Штокман. Человек, который всей свой душой был за свержение царского режима. Эта “красная” группа казаков во главе со Штокман с вдохновением приняли революцию, они ни сколько не сожалели о приходе новой власти.

Но есть и другая группа лиц, которые не понимает видение другой жизни, отличной от привычной. Такими в произведении представлены семья Коршуновых, помещики Листницкие, семья купцов Моховых. Все эти люди не хотели резких и стремительных перемен, поэтому не приняли, так называемый, переворот и вступили на сторону контрреволюционеров. Конечно же, это были люди, у которых была собственная земля и какой-то доход, и они не хотели терять собственное имущество на пользу незаконного “переворота”. Именно поэтому люди, имевшие землю, не хотели принимать революцию и отрицательно к ней относились.

Роман-эпопея “Тихий Дон” рассказывает о страданиях и боли простого народа в тяжелое и переломное время, о столкновениях разных идеологий. Произведение погружает читателя в мысли людей, которые не могут найти себе место в новом, быстро меняющем мире, которые ищут справедливости, когда на их глазах рушиться их многовековой уклад жизни.

Революция 1905-1907 гг. не оставили яркого следа в памяти казаков. Хотя их и использовали для подавления рабочего восстания, но в целом к тем событиям они отнеслись почти безразлично, ни особой симпатии, ни ненависти к большевикам у них не было. В 1917 году казаки, в общем-то, тоже сохранили нейтралитет к новой власти, хотя это было достаточно трудным: на Дон стали стекаться белогвардейские части. Думается, что у казаков, в общей массе, не было даже четких разграничений на "белых" и "красных". Сами воспоминания о них очень расплывчаты: "Как-то раз налетели всадники, забрали лошадей, быков, а кто – белые, красные, – не знаю", а фраза: "В гражданскую войну ушел отец, скорее всего, воевать за красных, хотя точно не известно"[21], – встречалась в нашей экспедиции, по-моему, чаще любой другой, так говорило большинство наших собеседников. Но если у донского населения представления о большевиках были довольно расплывчатыми, то у последних к казакам сложилось довольно холодное отношение, здесь сыграл роль стереотип, заставляющий воспринимать казачество как традиционный оплот царизма. К тому же недавнее участие казачьих подразделений для подавления крестьянских восстаний и рабочих забастовок привело к формированию точки зрения, что казаки – сила "антинародная", в общественных кругах того времени даже появилось такое понятия как "Дон-Вандея".

Однако на первом этапе власть попыталась найти с казаками общий язык. Так как Декрет о земле казаков не волновал, то решающую роль приобретали Декрет о мире и согласие на автономию Донской области, Ленин даже подписал телеграмму: "Против автономии Донской области не возражаю". Конечно, массы казаков, уставших от мировой войны, наряду со всем многомиллионным крестьянством России привлек на сторону большевиков желанный мир, но все же более дорогой оказалась казакам автономия. Мечта о создании самостоятельной республики на Дону, существовавшая еще со времен царей, готова была воплотиться в жизнь, вот оно – долгожданное самоуправление. Так в 1918 году была сделана попытка создать Донскую советскую республику. Предполагалось, что это будет автономное образование, во главе которого станут Подтелков и Кривошлыков. Однако гибель подтелковской экспедиции, начало интервенции и восстания казаков изменили отношение большевиков к данному вопросу. И если в начале в попытке найти компромисс существующие разногласия отступили на второй план, то теперь эти противоречия стали, фактически, определяющими. Они вместе со сложившимся стереотипом казачества и тем фактом, что на Дон стали стекаться белогвардейские части, заставили большевистскую верхушку воспринять казачество как "живую силу контрреволюции". От идеи автономной республики они переходят к идее о необходимости проведения жесткой политики по отношению к казакам, результатом которого стало появление 24 января 1919 года циркулярного секретного письма ЦК "Об отношении к казакам", известного как указ Калинина:

1. "Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против советской власти.

Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

Принять все меры по оказанию помощи пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

Уравнять пришлых иногородних к казакам в земельном и во всех других отношениях.

Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.

I. "ДОН-ВАНДЕЯ"

Революция 1905-1907 гг. не оставили яркого следа в памяти казаков. Хотя их и использовали для подавления рабочего восстания, но в целом к тем событиям они отнеслись почти безразлично, ни особой симпатии, ни ненависти к большевикам у них не было. В 1917 году казаки, в общем-то, тоже сохранили нейтралитет к новой власти, хотя это было достаточно трудным: на Дон стали стекаться белогвардейские части. Думается, что у казаков, в общей массе, не было даже четких разграничений на "белых" и "красных". Сами воспоминания о них очень расплывчаты: "Как-то раз налетели всадники, забрали лошадей, быков, а кто – белые, красные, – не знаю", а фраза: "В гражданскую войну ушел отец, скорее всего, воевать за красных, хотя точно не известно"[21], – встречалась в нашей экспедиции, по-моему, чаще любой другой, так говорило большинство наших собеседников. Но если у донского населения представления о большевиках были довольно расплывчатыми, то у последних к казакам сложилось довольно холодное отношение, здесь сыграл роль стереотип, заставляющий воспринимать казачество как традиционный оплот царизма. К тому же недавнее участие казачьих подразделений для подавления крестьянских восстаний и рабочих забастовок привело к формированию точки зрения, что казаки – сила "антинародная", в общественных кругах того времени даже появилось такое понятия как "Дон-Вандея".




Однако на первом этапе власть попыталась найти с казаками общий язык. Так как Декрет о земле казаков не волновал, то решающую роль приобретали Декрет о мире и согласие на автономию Донской области, Ленин даже подписал телеграмму: "Против автономии Донской области не возражаю". Конечно, массы казаков, уставших от мировой войны, наряду со всем многомиллионным крестьянством России привлек на сторону большевиков желанный мир, но все же более дорогой оказалась казакам автономия. Мечта о создании самостоятельной республики на Дону, существовавшая еще со времен царей, готова была воплотиться в жизнь, вот оно – долгожданное самоуправление. Так в 1918 году была сделана попытка создать Донскую советскую республику. Предполагалось, что это будет автономное образование, во главе которого станут Подтелков и Кривошлыков. Однако гибель подтелковской экспедиции, начало интервенции и восстания казаков изменили отношение большевиков к данному вопросу. И если в начале в попытке найти компромисс существующие разногласия отступили на второй план, то теперь эти противоречия стали, фактически, определяющими. Они вместе со сложившимся стереотипом казачества и тем фактом, что на Дон стали стекаться белогвардейские части, заставили большевистскую верхушку воспринять казачество как "живую силу контрреволюции". От идеи автономной республики они переходят к идее о необходимости проведения жесткой политики по отношению к казакам, результатом которого стало появление 24 января 1919 года циркулярного секретного письма ЦК "Об отношении к казакам", известного как указ Калинина:

1. "Провести массовый террор против богатых казаков, истребив их поголовно; провести беспощадный массовый террор по отношению ко всем вообще казакам, принимавшим какое-либо прямое или косвенное участие в борьбе с Советской властью. К среднему казачеству необходимо применять все те меры, которые дают гарантию каких-либо попыток с его стороны к новым выступлениям против советской власти.

Конфисковать хлеб и заставить ссыпать все излишки в указанные пункты, это относится как к хлебу, так и ко всем другим сельскохозяйственным продуктам.

Принять все меры по оказанию помощи пришлой бедноте, организуя переселение, где это возможно.

Уравнять пришлых иногородних к казакам в земельном и во всех других отношениях.

Провести полное разоружение, расстреливая каждого, у кого будет обнаружено оружие после срока сдачи.

Выдавать оружие только надежным элементам из иногородних.

Читайте также: