Новая гармония оуэна кратко

Обновлено: 08.07.2024

Карлу Марксу было шесть лет, а Ленин еще не родился, когда в 1824 году Роберт Оуэн пересек Атлантику и высадился в устье реки Уобэш в штате Индиана. Целью путешествия британского промышленника было приобретение 12 тысяч гектаров земли за 150 000 долларов, на которой располагалось поселение под названием Гармония.

Будучи богатым человеком, заработавшим состояние в условиях капиталистической индустриализации, Оуэн придерживался достаточно радикальных взглядов. Одна из его базовых идей заключалась в том, что истинное счастье одного человека возможно только при благополучии всех остальных людей и единстве общества.

Иждивенцев было куда больше, чем работников. Когда оказалось, что община не в состоянии обеспечить себя продовольствием, Оуэн посоветовал возделывать частные участки около домов. Живя за его счет, члены общины не выработали ни социальных стимулов к общему труду, ни внутренней сплоченности.

Деньги Оуэна быстро таяли, и через год эксперимент подошел к концу. Оуэн истратил на Новую Гармонию, а также потерял из-за мошенников более 200 000 долларов. При том, что его собственность не достигала тогда и четверти миллиона, он добровольно отдал на этот великий эксперимент более четырех пятых того, что имел. В 1927 году проект прекратил свое существование.

Через 90 лет большевики в России учли этот опыт и не забыли о необходимости наличия собственной религиозной веры для построения общества без частной собственности. Идол этой веры до сих пор лежит в центре Москвы.

Идея частной собственности

Очевидно, что в то время восприятие собственности было другим, отличным от сегодняшнего, хотя бы потому, что права владения распространялись и на человека в том числе. Мощь и сила Римской империи во многом держалась на рабском труде. Рабы продавались, менялись, уничтожались, что, в конце концов, в какой-то мере и привело к падению империи.

Владение относительно небольшими участками земли и рабами времен Римской империи сменилось владением огромными феодальными поместьями. Официальных собственников стало меньше, размеры земельных участков существенно выросли, а использование труда рабов оказалось неэффективным. Человек, обрабатывающий землю, стал обладать определенными правами на собственность, например, на орудия производства. Тем самым институт частной собственности постепенно охватывал все большее количество людей. Конечно, Россия в этом вопросе опять соригинальничала: по меткому замечанию Ленина, состояние крепостных крестьян в нашей стране зачастую соответствовало статусу рабов.

В средние века в Европе основой системы собственности было феодальное земельное право: арендатор нанимал землю своего господина, тот, в свою очередь,– у владыки более высокого ранга, и так до самого верха феодальной иерархии, до короля – владельца всех земель. Переход права собственности осуществлялся крайне редко, так как целью производства было потребление, а не обмен. Арендные отношения закреплялись договором. Но именно в этот период в Европе, особенно в Британии, зарождается то, что позднее превратило западную цивилизацию в экономику процветания: развитие городов, рынков, капитала и покрывающая все это идеологическим покрывалом протестантская этика. И символом этого движения стал закон.

Удар Маркса

Сколь ужасно спасение, которое дает самообман!

Оправдание собственности

Главный орган человеческого тела, незыблемая основа,

на которой держится душа, – это кошелек.

Подъезд и лестничная площадка в вашем доме – скорее грязные, а ваша квартира – чистая. Общедомовой электрический счетчик накручивает показатели потребления без разбора, пользовались вы электричеством в течение месяца или нет, а индивидуальный счетчик считает по факту. Ваш земельный участок, находящийся за вашим забором, аккуратный и ухоженный, а общая улица, ведущая к нему, в отвратительном состоянии. Депутата, избранного по прямому голосованию, можно поймать за лацкан и спросить о работе в округе, а депутата из партийного списка схватить не за что, кроме партийной программы. Владелец магазина будет очень внимателен к покупателю, а его продавец может послать покупателя подальше. Город Тверь лишен права распоряжения землей, находящейся в границах города, следовательно, горожане не управляют ею, и мы имеем то состояние, которое есть. Мы готовы нести ответственность за поступки наших детей, которые являются продолжателями нас самих, но не терпим хамства чужих детей. Мы так устроены. Такова наша природа. И ни Платон, ни Руссо, ни Маркс не смогли изменить это состояние дел. Они не нашли способа избавить нас от гегемонии собственности.

В данном материале использовались следующие источники:

Новая гармония

Ни у кого не встречая сочувствия, Оуэн все же решил организовать колонию, все члены которой будут равноправными работниками, будут сообща владеть землей и машинами. В 1824 году он совершенно неожиданно получил деловое письмо из Америки, где его имя было хорошо известно. Ему предлагали купить земли, принадлежащие сектантам, захотевшим переселиться в другое место.

Оуэн тотчас же отправился в Америку и купил у сектантов десять тысяч десятин земли, чрезвычайно плодородной и находящейся на берегу судоходной реки в штате Индиана. Здесь были обжитые дома со всеми удобствами, распаханные и засеянные поля, прекрасные фруктовые сады и виноградники. На призыв Оуэна откликнулись тысяча человек, желавших стать членами новой колонии. Это были люди самых разнообразных взглядов, вкусов, привычек, стремлений. Были тут и выдающиеся ученые, и педагоги, и богатые филантропы, проникнувшиеся искренней любовью к страдающему человечеству. Пришли сюда и любопытные, которых прельщала новизна дела; приплелись бедняки, не знавшие, куда преклонить голову; явились и лентяи, хотевшие прожить счастливо без труда; и пройдохи, которые рассчитывали извлечь для себя выгоды из этой новой и необычной затеи.

Привычки и характеры людей создаются годами. Их нельзя, подобно старому изношенному платью, сбросить у преддверия новой жизни, как предполагал Роберт Оуэн. И он наконец должен был признать, что опыт ему не удался.

Оуэн вернулся в Англию. Здесь его ждал холодный прием со стороны крупных фабрикантов, лордов и других богатых и влиятельных людей. Они стали бояться этого неисправимого мечтателя, который истратил почти все состояние на свои безумные затеи. Но рабочие, получившие, наконец, в Англии право объединяться в союзы, встретили его с восторгом. Они могли теперь заявлять о своих требованиях, но еще смутно понимали, в чем должны заключаться эти требования. Забитые и голодные рабочие еще не знали, каким путем идти, чтобы добиться улучшения своей тяжелой жизни. Кто мог научить их? Кто, как не Роберт Оуэн, близко знакомый с положением трудящихся, мог. указать им выход из нищеты и горя? И везде, на всех митингах и собраниях, рабочие со страстной надеждой ждали его появления и жадно ловили каждое его слово.

Оуэн выступал с большим воодушевлением перед этой тысячной толпой трудящегося народа. Он горячо и страстно убеждал воздерживаться от каких бы то ни было насилий. Он говорил, что рай на земле наступит скорее, если все рабочие направят силы на организацию колоний на началах всеобщего равенства. Главной задачей было уничтожение частной собственности. Оуэн верил, что это время скоро наступит, что будет, наконец, понято преимущество системы с общественной собственностью, которая уничтожит все несправедливости в мире. Так проповедовал Оуэн идеи социализма, не зная настоящего пути к коренному преобразованию старого мира и отвергая всякую борьбу и насилие в надежде на мирные реформы. Он не понимал значения классовой борьбы и был далек от понимания роли политической борьбы пролетариата и организации рабочего класса.

Оуэн внушал рабочим, что они не хотят никому зла и не должны насильно отнимать что-либо у богатых, потому что богатые добровольно и с радостью сами придут к ним на помощь. Так мирно, без борьбы совершится великий переворот, замена старого мира новым и прекрасным. Так незаметно наступит царство социализма, где все будут счастливы.

Но царство социализма не наступало. Наоборот, положение рабочих становилось все тяжелее, и постепенно между Оуэном и его слушателями стала расти невидимая преграда, которую воздвигала сама жизнь, учившая совсем другому, толкая трудящихся на путь борьбы.

Как же относилась католическая церковь к идеям и планам социалистов-утопистов?

В то же время церковники пытались ослабить значение идей утопического социализма. Они лицемерно утверждали, что во взглядах утопистов нет ничего нового по сравнению с Евангелием и книгами так называемых отцов церкви, которые будто бы также призывали и к общности имущества и к осуждению богатства, заботились о бедняках и трудящихся людях.

Для борьбы с идеями утопического (да и не только утопического) социализма церковники специально подбирали доводы, с помощью которых объявляли невозможным осуществление коммунизма и социализма на земле.

Так, например, ссылаясь на Аристотеля — великого греческого мыслителя, учение которого церковники искажали и приспособляли к своим целям, — служители церкви утверждали, что если не будет частной собственности и все будут равны, то никто не станет работать и все захотят жить за чужой счет.

Ос­но­ва­но под названием Гар­мо­ния в 1814-1815 годы на р. Уо­баш (штат Ин­диа­на) при­вер­жен­ца­ми немецкой пие­ти­ст­ской сек­ты (см. Пие­тизм) И.Г. Рап­па (1757-1847 годы), прак­ти­ко­вав­ши­ми от­каз от ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и це­ли­бат.

Рапп про­дал зем­ли Гар­мо­нии в январе 1825 года Р. Оу­эну, стре­мив­ше­му­ся на прак­ти­ке реа­ли­зо­вать идею мир­но­го, эво­люционное пре­об­ра­зо­ва­ния ка­пи­та­ли­стического об­ще­ст­ва в ком­му­ни­сти­че­ское.

Исторические источники:

A documentary history of the Indiana decade of the Harmony Society 1814–1824. In­dianapolis, 1975–1978. Vol. 1–2;


В 1833 г. Оуэн публикует проект коммуны на 2000 человек.

*. Цит. по статье Н. Марковникова: Дом-коммуна в прошлом, настоящем и будущем // Строительная промышленность. - 1930. - № 1. - С 2.

Цитируется по изд.: Селим Хан-Магомедов. Архитектура советского авангарда. Книга вторая. Глава 1. Проблемы архитектуры и градостроительства в социальных утопиях. Параграф 11.

Читайте также: