Норма и патология дюркгейм кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Теория социальной дезорганизации дает объяснение преступности на социальном уровне, ставит в зависимость психологию преступника от процессов функционирования общества в целом. Пожалуй, эта теория оказала наиболее значительное влияние на развитие в XX столетии мировой криминологии. В ней, в частности, удачно сочетается абстрактная концепция с исследованием конкретного материала. Основоположником теории социальной дезорганизации является французский социолог Эмиль Дюркгейм (1858–1917); его идеи были развиты и дополнены американцем Робертом Мертоном и др.

Дюркгейм различает два типа социальной сплоченности (солидарности): механический и органический. Механическая солидарность доминирует в архаических обществах, органическая – в современных. Первый тип основан на сходстве индивидуальных сознаний, целиком поглощаемых коллективным. С развитием разделения общественного труда механическая солидарность уступает место органической, основанной на разделении функций и индивидуальных различиях. В успешно функционирующем, морально здоровом обществе, по Дюркгейму, всегда велика сплоченность, выраженная в том, что большинство солидарно в идеалах, представлениях о должном и порицаемом. Периодически при нарушении общественного равновесия, которое может происходить как вследствие экономического бедствия, так и при резком возрастании благосостояния страны, сплоченность между людьми ослабевает, общество дезорганизуется.

Последователи Дюркгейма рассматривают явление аномии в двух аспектах: как характеристику общества и как характеристику отдельного человека. Мертон (R. Merton, род. в 1910 г.) дополняет учение Дюркгейма тезисом о том, что причиной аномии может служить противоречие между целями, которые пропагандирует общество, и одобряемыми средствами, которые в нем считаются приемлемыми. Пропаганде общепринятых в американском обществе целям личного успеха и благосостояния противостоит ограниченность доступа к социально одобренным каналам обретения этого успеха, а именно к образованию, профессии, богатству и статусу. Тем самым для низших слоев общества остается практически только один выход – нарушение правовых норм. Положение о целях и средствах считается центральным тезисом Мертона, которым он обогатил теорию социальной дезорганизации.

Durkheim Е. 1) Education et sociologie. Paris, 1922; 2) Sociologie et philosophie. Paris, 1924; 3) L’e2ducation morale. Paris, 1923; 4) Le socialisme. Paris, 1928; 5) LeCons de sociologie. Physique des mbrurs et du droit. Paris, 1950; 6) Pragmatisme et sociologie. Paris, 1955.

Дюркгейм Э. Этюд о разделении общественного труда (этюд об организации высших обществ). Одесса, 1900. С. 63.

Merton R. 1) Mass persuasion, 1946 (совм. с М. Fiske and A. Curtis); 2) The focused interview, Glencoe, [1956] (соавтор); 3) Science, technology and society in seventeenth century England. 2 ed., New York, 1970; 4) Social theory and social structure. New York, 1968; 5) On the shoulders of giants. New York, 1965; 6) On theoretical sociology. London, 1967; 7) Contemporary social problems, ed. with R. Nisbet, 3 ed., New York, 1971.

Яковлев A. M. Теория криминологии и социальная практика. М., 1985. С. 221; Кайзер Г. Криминология. М., 1979. С. 199.

Fiber F. Die Kriminalitätsvermindernde Perspektive der Menschheitswerte. Progressive Kriminalsoziologie. Pfaffenweiler, 1996.

Файлы: 1 файл

khrobostov_tvorcheskaia_rabota.doc

Основные данные о работе

Содержание

Основные данные о работе

Основная часть

Отличительной чертой научных позиций Дюркгейма стала концепция социологизма. Согласно ей социальная реальность обладает своей спецификой, автономностью, несводимостью к другим разновидностям реальности (например, физической, психической). Ей, следовательно, присущи свои собственные законы, которые и должна выявлять и изучать социология. Отсюда вытекает одно из важных методологических требований Э. Дюркгейма - социальное надо объяснять социальным, исходя из социального. Остриём своим эта концепция направлена против бытовавшего во времена Дюркгейма психологизма в трактовке социальных явлений.

Примат, превосходство общества над индивидом обнаруживается в социальном принуждении. Социальные институты уже фактом своего существования предписывают людям определенные формы, способы и образцы поведения, оказывают на них давление, включают в себя негативные и позитивные санкции. Поведение человека в основном определяется не индивидуальными причинами и факторами, а совокупностью социальных фактов, толкающих индивида на те или иные поступки.

Проблема социального порядка и беспорядка, общественной нормы и социальной патологии была одной из основных для многих первых социологов, в том числе и для Дюркгейма. Разработка французским ученым проблемы коллективного сознания, социальной солидарности, методологии структурно-функционального анализа, разделения труда, а также исследование самоубийств - все это различные способы решения одной и той же проблемы общественной гармонии.

С точки зрения Дюркгейма, социальная солидарность - определенная целостность общественной жизни, коллективность и, одновременно, высший моральный принцип, высшая и универсальная ценность, которая признается всеми членами общества.

Отталкиваясь от типичной для социологии ХIХ века идеи конструирования двух идеальных типов общества, между которыми существует историческая преемственность, Дюркгейм выдвигает свою концепцию общества с механической и органической солидарностью.

Механическая солидарность, по мнению Дюркгейма, характерна для архаических, примитивных и неразвитых обществ. Эти общества характеризуются тем, что составляющие их элементы или компоненты мало зависят друг от друга, существуют почти автономно. Они самодостаточны, ибо выполняют одинаковые, или сходные функции. В качестве их модели можно рассматривать натуральное хозяйство.

Другая отличительная черта таких обществ - слабое развитие индивидуального, личного начала в человеке. В рамках таких обществ объединяющим, интегрирующим фактором может быть только коллективное, общее, надындивидуальное сознание, выраженное как в репрессивном праве, так и в религии.

Таким образом, единство общества, социальный порядок в примитивных обществах достигается через подавление всего того, что выходит за рамки, объем коллективного сознания, которое регламентирует всю жизнь индивидов без остатка.

Профессиональная специализация людей, выполнение ими особых строго определённых функций наносит ущерб сплоченности и единству общества. Она обусловливает также различия индивидов, развитие ими индивидуальных способностей и талантов. Но вследствие все увеличивающейся специализации труда индивиды вынуждены обмениваться своей деятельностью, выполнять взаимодополняющие функции, невольно составляя единое целое. Сознание этого, понимание того, что все связаны системой отношений, вне которой существовать не могут, вызывает чувство зависимости друг от друга, своей связи с обществом, т.е. солидарность. Не коллективное сознание, которое потеряло целостность, дифференцировалось, сократилось, стало более рациональным и ориентированным на индивида, а именно разделение труда, точнее - осознание его социальных следствий, восстанавливает целостность общества.

Проблеме самоубийств Э. Дюркгейм посвятил специальную монографию. Его исследование примечательно по нескольким причинам. Во-первых, эта работа стала социологической классикой. Во-вторых, на примере особого и весьма индивидуализированного социального феномена Дюркгейм показал эвристические возможности своих методологических установок. В-третьих, и это немаловажно, он продемонстрировал способности социологии вносить свой вклад в осмысление жгучих проблем современности.

Выделив три типа самоубийств, Э. Дюркгейм, указывал, что во многих конкретных случаях происходит сочетание аномии и эгоизма, эгоизма и альтруизма и т.п.

Задачи:
- рассмотреть утверждение Э. Дюркгейма, дать разъяснение почему он так считал;
- раскрыть понятие латентной преступности, пути и способы борьбы с искусственной латентной преступностью;
- рассмотреть чем отличается взяткополучатель от других типов личности преступника.
Вопросы контрольной работы актуальны в наше время, так как преступность и борьба с преступностью является неотъемлемой частью современного мира.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..…….3
1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное. 4
2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью. 8
3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника. 12
Заключение……………………………………………………………..…….…..15
Список используемой литературы……………………………………………. 16

Работа содержит 1 файл

титульник по криминологии.doc

Филиал НОУ ВПО

Юридический факультет

Кафедра Уголовного права и процесса

Контрольная работа

По дисциплине Криминология

1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?

2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?

3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника?

Выполнил студент 4 курса

Афандеева Дарина Ришатовна

Доцент Будкина Л.В.

1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное. . . ..4

2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью. . . . . 8

3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника. . . . 12

Список используемой литературы……………………………………………. 16

Введение

Вариант №1 Контрольной работы.

Вопросы этого варианта следующие:

1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?

2. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?

3. Чем отличается личность взяткополучателя от других типов личности преступника?

Целью контрольной работы является полное и четкое раскрытие вопросов.

- рассмотреть утверждение Э. Дюркгейма, дать разъяснение почему он так считал;

- раскрыть понятие латентной преступности, пути и способы борьбы с искусственной латентной преступностью;

- рассмотреть чем отличается взяткополучатель от других типов личности преступника.

Вопросы контрольной работы актуальны в наше время, так как преступность и борьба с преступностью является неотъемлемой частью современного мира.

Криминология – учение о преступлении, если иметь в виду буквальный перевод слова. Crimen – преступление, logos – учение. Однако фактическое содержание науки криминологии гораздо сложнее и многоаспектнее.

  1. Почему Э. Дюркгейм утверждал, что преступность явление не только нормальное, но и полезное?

Эмиль Дюркгейм (фр. - Emile Durkheim), один из крупнейших представителей классический социологии, родился в 1858 г. на северо-востоке Франции, в г. Эпиналь.

Его неординарные взгляды не могли не вызывать споров и критики. В 1895 вышла работа "Разделение общественного труда", потом "Социологический метод", "Самоубийство". Каждая книга вызывала широкий резонанс.

В своих трудах Э. Дюркгейм стремился раскрыть специфику детерминации (объективно существующая обусловность вещей, процессов) социального поведения, не сводимую ни к механическому материализму, ни к субъективному идеализму 1 .

Рассматривая социальный феномен преступности, Дюркгейм подчеркивает, что совершение преступлений является нормой для любого общества. Следует пояснить, что Дюркгейм называет нормальным то, что органически присуще обществу и широко распространено. Оценивать социальный факт как норму или патологию на абсолютном уровне нельзя: нормой или патологией его делает исторический тип общества, социальный контекст.

Существование преступности есть норма: ". всегда и везде существовали люди, которые поступали таким образом, что, навлекали на себя уголовное наказание". Более того, согласно Дюркгейму, наличие преступности свидетельствует о здоровье социального организма. Для нормального функционирования общества необходим определенный уровень преступности. Даже у примитивных народов, там, где индивидуальное начало развито очень слабо, существует преступность: отклонения от коллективной модели поведения есть в любом обществе. Э. Дюркгейм утверждал, что девиация (отклонение) играет функциональную роль в обществе, поскольку отклонения в поведении и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии (социальной безответственности) - общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. "Старые нормы" уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Рассматривая наказание в его историческом развитии, Дюркгейм объяснял его в духе функционализма как способ удовлетворить оскорбленное девиацией коллективное сознание. Изначально уголовное право и наказание были, отмечает Дюркгейм, тесно связаны с религией. Право и религия в архаическом обществе находятся в сращенном состоянии: наиболее тяжким преступлением считается осквернение религиозных святынь, кощунство, нарушение запретов. Постепенно право эмансипировалось от религии, господство коллективного сознания и механического типа солидарности уступило место индивидуализированному обществу и органической солидарности, и самым наказуемым стало преступление против личности. Величайшей ценностью индивидуализированного общества являются человеческая жизнь и неотъемлемые права каждого человека.

В своей работе "Метод социологии" Дюркгейм выдвигает категорическое требование – надо изучать социальные факты как вещи 2 . Он был уверен в том, что в процессе объяснения социального явления нужно отдельно исследовать порождающую его причину и выполняемую им функцию. Социальные явления обычно существуют не для достижения полезных результатов, к которым они приводят. Они существуют сами по себе (что и определяется выражением sui generis – особого рода ).

Но, признав реальность социальных явлений и независимость их от человеческой психики, необходимо обеспечить и способы исследования, которые дадут возможность подойти к этой реальности объективно. Дюркгейм приводит пример такого метода.

«Допустим, мы решили исследовать, что в обществе является нормальным, а что патологическим. Как решает этот вопрос обыденное сознание? Естественно то, что в обществе служит удовлетворению потребностей его членов, - обеспечивает им порядок, справедливость, спокойствие, безопасность и проч. Это нормальные элементы общества, а то, что порождает противоположные явления, - это патология. Но в одних случаях и состояниях общества этому служат одни элементы, в других - другие. Если исходить из заданного выше принципа, невозможно ничего понять в развитии общества как независимой реальности. Нужно задавать такие критерии, которые к пользе могут не иметь никакого отношения, но зато могут устойчиво и недвусмысленно прослеживаться в разных обстоятельствах и на разных обществах.

Таким образом, благодаря своим исследованиям и отождествляя развитие капитализма с социальным прогрессом, Дюркгейм 3 пришёл к выводу о том, что социальная функция преступности заключается в том, что её существование (в определённых пределах) есть проявление условий, необходимых для социального развития и изменения общества. 4 Преступность – один из факторов общественного здоровья, неотъемлемая часть всех здоровых обществ. Ненормальны лишь чрезмерная преступность либо её слишком низкий уровень. В первом случае обществу грозит распад, во втором – застой в социальном развитии.

  1. Каковы основные средства борьбы с искусственной латентной преступностью?

В течение последнего столетия в мире неоднократно предпринимались попытки сравнить количественные и качественные данные анализа преступности различных стран. В этих целях проводились многочисленные исследования, охватывающие, как правило, некоторые развитые страны по более или менее сопоставимым и выборочным формам преступного поведения.

Не отъемлимыми последствиями искусственной латентности является:

    1. Искажение представления о фактическом состоянии в уровне, в структуре, динамики преступности, о влечение и характера ущерба причиненного обществу преступными деяниями;
    2. Препятствие реализации, принципы неотвратимости ответственности за совершение преступления, рост преступности особенно рецидивной;
    3. Снижение достоверности прогнозов преступности затрудняющее определение основных направлений борьбы с ней;
    4. Снижение авторитета правоохранительных органов;
    5. Снижение активности граждан в борьбе с преступностью.

В латентной преступности выделяются 2 части:

1 часть - Скрытая преступность оказывает серьезное влияние и на социально-психологический климат в обществе. Она порождает у граждан недоверие в способность государственной власти гарантировать их безопасность, создать благоприятные условия для реализации конституционных прав и свобод, эффективно вести борьбу с преступностью, обеспечить неотвратимость ответственности виновных лиц за правонарушения.




Независимость социологии Дюркгейм обосновывает автономией ее предмета, самой социальной реальности. Главной опорой этой реальности являются человеческие действия, поступки, из которых и происходит все общественное в человеке и человечестве. Поскольку дюркгеймовский единственный и всемогущий бог и есть общество, то человеческие действия являются почвой, в которой этот бог рождается и живет.

Начнем с его концепции эволюции общества. Вслед за Контом можно сказать, что эта эволюция состоит в ограничении и искоренении природного человеческого эгоизма и распространении и усилении социальной солидарности. Дюркгейм стремится рассматривать солидарность объективно, т.е. показать, как работает механизм обеспечения солидарности, и он обнаруживает в обществе по сути два различных типа солидарности. Один опирается на сходство индивидов и групп друг с другом, по сути заставляет человека полностью раствориться в социальном целом, стать простым его атомом. Другой, напротив, основывается на усложняющемся многообразии общества, на дифференциации и специализации его частей, что приводит к взаимозависимости этих частей, переплетению их, соединению в единство разнообразного. В первом случае общество живет и действует согласованно, потому что оно является механическим единством одинаковых элементов и частей, во втором – потому что оно является органическим единством разнообразных органов, выполняющих различные, но согласованные друг с другом функции. Первый тип солидарности Дюркгейм называет механическим, второй – органическим.

Общее направление эволюции состоит в постепенном ослаблении господства механической солидарности и распространении солидарности органической. Это справедливо как для человеческого общества в целом, так и для всякого конкретного общества, цивилизации. То есть всякое новое общество неизбежно начинает с очевидного доминирования механической солидарности и также неизбежно в процессе своего развития движется к доминированию солидарности органической. Если сравнить более ранние общества с позднейшими на одних и тех же этапах их существования, например, раннее античное общество со средневековым западноевропейским, то, полагает Дюркгейм, очевидно, что и вся человеческая история эволюционирует подобным образом.

В противоположность механическому органический тип солидарности предполагает утрату коллективным сознанием обязательного характера. Оно сокращается в объеме, становится нормативным, ценностным, дает простор индивидуальной инициативе и поощряет массовое появление индивида. Область религиозного сознания съеживается, его место занимает рационализм и рефлексия. На место кары и наказания за проступки приходит возмещение за них. В этом обществе появляется массовый индивид, которого нет при господстве солидарности механической. Оно рационалистично и в нормальном периоде своего развития гармонично. Сходство людей в процессе труда заменяется органическим единством различных профессиональных корпораций, и усложнение этого единства в принципе не имеет границ. Высшим уровнем органического развития он считал гармоническое единство профессиональных корпораций.

Он был противником марксистского социализма и марксистского пути к социализму и полагал, что хотя современный капитализм производит патологические формы разделения труда и потому является больным обществом, но это болезни роста, которые должны и будут выправляться постепенно через ограничение классовых противоречий и обеспечение условий выравнивания возможностей, именно это сделает успех человека в обществе результатом его способностей и усилий.

Дюркгейма можно считать и одним из родоначальников прикладной социологии, поскольку он попытался реализовать завет Конта о полезности социологической науки. Первым он сформулировал болезненные проблемы общества, которые социология должна изучать и тем самым помогать их разрешению. Такова одна из главнейших функций социологии. На примере самоубийства он предложил метод социологического исследования этой проблемы. Он полагал, что, поскольку самоубийство считается совершенно несоциологическим объектом, не подлежащим социологическому исследованию, именно на нем можно впечатляюще продемонстрировать возможности социологии. Что и как должна изучать социология в обществе? Во-первых, что является предметом для социолога, когда он изучает самоубийство: статистические данные о числе самоубийств и динамика их изменения в соответствии с местом и временем. То есть социолог должен объяснить, почему в этом регионе такое число самоубийств, а в другом вдвое больше или меньше, почему в такие-то годы число их возросло, а в другие снизилось. Социолог имеет дело с человеком как с представителем общества, социальной группы, и его дело объяснить поведение людей в этой группе в сопоставлении с другими группами, либо в той же группе, но в различные периоды времени. Самоубийство Дюркгейм полагал удачным объектом для демонстрации своего метода объяснения также и потому, что существовала статистика самоубийств в ряде стран Европы за многие десятилетия.

В его время среди таких факторов рассматривались, во-первых, психические заболевания. Подверженными самоубийствам считались люди либо действительно психически больные, либо склонность к самоубийству сопровождает психическое заболевание. Другие причины, которые привлекались для объяснения, присущи были географическому направлению: местоположение, климат, его изменения, вплоть до лунных затмений. Также предлагались и расовые причины, то есть разные народы в разной степени склонны к самоубийству, и это лежит в их психической природе, характере. И, наконец, самое модное во Франции в то время объяснение Тарда, согласно которому самоубийства распространяются волнами подражания, разбегаясь от некоторых случаев. Тард предлагал для этого статистические обоснования.

Дюркгейм полагал своей заслугой, что исследованием самоубийства он неопровержимо продемонстрировал социальную обусловленность человеческого поведения. Эта книга, кроме того, представляет собой первую попытку написания теоретической социологической концепции в облике исследования, то есть она внешне построена как социологическое исследование. Правда, только внешне: он сначала сформулировал проблему, потом представил уже существующие факторы, объясняющие эту проблему, а затем осуществил анализ этих и других факторов на основе имеющихся эмпирических данных. На самом деле эмпирического исследования у него не получилось: анализ факторов, отбрасывание одних и принятие других как причин поведения совершалось на основе обычного для социологии XIX века философского рассуждения, где эмпирические данные уместно привлекаются потом для иллюстрации уже очевидных для автора утверждений.

Независимость социологии Дюркгейм обосновывает автономией ее предмета, самой социальной реальности. Главной опорой этой реальности являются человеческие действия, поступки, из которых и происходит все общественное в человеке и человечестве. Поскольку дюркгеймовский единственный и всемогущий бог и есть общество, то человеческие действия являются почвой, в которой этот бог рождается и живет.

Начнем с его концепции эволюции общества. Вслед за Контом можно сказать, что эта эволюция состоит в ограничении и искоренении природного человеческого эгоизма и распространении и усилении социальной солидарности. Дюркгейм стремится рассматривать солидарность объективно, т.е. показать, как работает механизм обеспечения солидарности, и он обнаруживает в обществе по сути два различных типа солидарности. Один опирается на сходство индивидов и групп друг с другом, по сути заставляет человека полностью раствориться в социальном целом, стать простым его атомом. Другой, напротив, основывается на усложняющемся многообразии общества, на дифференциации и специализации его частей, что приводит к взаимозависимости этих частей, переплетению их, соединению в единство разнообразного. В первом случае общество живет и действует согласованно, потому что оно является механическим единством одинаковых элементов и частей, во втором – потому что оно является органическим единством разнообразных органов, выполняющих различные, но согласованные друг с другом функции. Первый тип солидарности Дюркгейм называет механическим, второй – органическим.

Общее направление эволюции состоит в постепенном ослаблении господства механической солидарности и распространении солидарности органической. Это справедливо как для человеческого общества в целом, так и для всякого конкретного общества, цивилизации. То есть всякое новое общество неизбежно начинает с очевидного доминирования механической солидарности и также неизбежно в процессе своего развития движется к доминированию солидарности органической. Если сравнить более ранние общества с позднейшими на одних и тех же этапах их существования, например, раннее античное общество со средневековым западноевропейским, то, полагает Дюркгейм, очевидно, что и вся человеческая история эволюционирует подобным образом.

В противоположность механическому органический тип солидарности предполагает утрату коллективным сознанием обязательного характера. Оно сокращается в объеме, становится нормативным, ценностным, дает простор индивидуальной инициативе и поощряет массовое появление индивида. Область религиозного сознания съеживается, его место занимает рационализм и рефлексия. На место кары и наказания за проступки приходит возмещение за них. В этом обществе появляется массовый индивид, которого нет при господстве солидарности механической. Оно рационалистично и в нормальном периоде своего развития гармонично. Сходство людей в процессе труда заменяется органическим единством различных профессиональных корпораций, и усложнение этого единства в принципе не имеет границ. Высшим уровнем органического развития он считал гармоническое единство профессиональных корпораций.

Он был противником марксистского социализма и марксистского пути к социализму и полагал, что хотя современный капитализм производит патологические формы разделения труда и потому является больным обществом, но это болезни роста, которые должны и будут выправляться постепенно через ограничение классовых противоречий и обеспечение условий выравнивания возможностей, именно это сделает успех человека в обществе результатом его способностей и усилий.

Дюркгейма можно считать и одним из родоначальников прикладной социологии, поскольку он попытался реализовать завет Конта о полезности социологической науки. Первым он сформулировал болезненные проблемы общества, которые социология должна изучать и тем самым помогать их разрешению. Такова одна из главнейших функций социологии. На примере самоубийства он предложил метод социологического исследования этой проблемы. Он полагал, что, поскольку самоубийство считается совершенно несоциологическим объектом, не подлежащим социологическому исследованию, именно на нем можно впечатляюще продемонстрировать возможности социологии. Что и как должна изучать социология в обществе? Во-первых, что является предметом для социолога, когда он изучает самоубийство: статистические данные о числе самоубийств и динамика их изменения в соответствии с местом и временем. То есть социолог должен объяснить, почему в этом регионе такое число самоубийств, а в другом вдвое больше или меньше, почему в такие-то годы число их возросло, а в другие снизилось. Социолог имеет дело с человеком как с представителем общества, социальной группы, и его дело объяснить поведение людей в этой группе в сопоставлении с другими группами, либо в той же группе, но в различные периоды времени. Самоубийство Дюркгейм полагал удачным объектом для демонстрации своего метода объяснения также и потому, что существовала статистика самоубийств в ряде стран Европы за многие десятилетия.

В его время среди таких факторов рассматривались, во-первых, психические заболевания. Подверженными самоубийствам считались люди либо действительно психически больные, либо склонность к самоубийству сопровождает психическое заболевание. Другие причины, которые привлекались для объяснения, присущи были географическому направлению: местоположение, климат, его изменения, вплоть до лунных затмений. Также предлагались и расовые причины, то есть разные народы в разной степени склонны к самоубийству, и это лежит в их психической природе, характере. И, наконец, самое модное во Франции в то время объяснение Тарда, согласно которому самоубийства распространяются волнами подражания, разбегаясь от некоторых случаев. Тард предлагал для этого статистические обоснования.

Дюркгейм полагал своей заслугой, что исследованием самоубийства он неопровержимо продемонстрировал социальную обусловленность человеческого поведения. Эта книга, кроме того, представляет собой первую попытку написания теоретической социологической концепции в облике исследования, то есть она внешне построена как социологическое исследование. Правда, только внешне: он сначала сформулировал проблему, потом представил уже существующие факторы, объясняющие эту проблему, а затем осуществил анализ этих и других факторов на основе имеющихся эмпирических данных. На самом деле эмпирического исследования у него не получилось: анализ факторов, отбрасывание одних и принятие других как причин поведения совершалось на основе обычного для социологии XIX века философского рассуждения, где эмпирические данные уместно привлекаются потом для иллюстрации уже очевидных для автора утверждений.

Читайте также: