Норбер рулан юридическая антропология кратко

Обновлено: 05.07.2024

Самые дальние путешествия — это путешествия в свой внут­ренний мир. От песков Сахеля до девственных пространств Арк­тики антропология без конца обращается к самой себе как бы со стороны. Ибо антропологи изучает не только общества, отличные от нашего. Она, подобно схлынувшей волне, обращается к само­анализу наблюдателя и его общества. Универсальность ее подхода определяют два замысла. С одной стороны — изучение человека в его целостности, в архитектуре его тела (биологическая антропо­логия, которая соотносит во времени и в пространстве разновид­ности биологических характеристик человека); с другой — изуче­ние условий жизни человека в обществе, форм использования им своего интеллекта и своей эмоциональности (социальная и куль­турная антропология).

Очерчивая себе это первое ограничение и таким способом кон­кретизируя свой предмет, юридическая антропология тем не ме­нее не суживает своего исследовательского поля, поскольку ее

определение подчиняется второму императиву, который характе­ризует антропологию: изучать человека во всем его многообразии, во всех его хронологических, географических измерениях, во всех типах общностей.

По традиции общества прошлого изучает история; социоло­гия и этнология изучают общества настоящего, подразделяемые на современные и традиционные общества. Эти перегородки не ис­чезли и по сей день, но они беспрерывно теряют свою исключи­тельность. Размах и глубина задачи исследователя делают это необходимым.

Нам известен почти десяток тысяч различных правовых сис­тем. Даже если мы располагаем относительно точными сведения­ми лишь о нескольких сотнях из них, первым впечатлением оста­ется чрезмерное разнообразие этих систем. Человеческое сущест­во отмечено культурным разнообразием, поскольку чтобы выко­вать свою сущность, человек должен творить различие. Человек существует только в отношении к другим, расположенным на не­прерывной линии, идущей от схожего к различному. Перед лицом такого многообразия социальных и правовых систем антропология развертывает усилия по их классификации, перед тем как пред­принять сравнительное исследование. Что же касается природы и конечной цели сравнительной систематизации, здесь существуют различные подходы и школы.

посвященная юридической антропологии современных обществ, где мы сравниваем первые со вторыми.

Выйдя из недр социальной антропологии, юридическая антро­пология имеет тем не менее отличительные черты. Как и соци­альная антропология, она имеет своей целью понять правила по­ведения в различных обществах, но отдает предпочтение юриди­ческому аспекту, заявляя при этом о невозможности изолировать право как таковое, поскольку оно является лишь одним из эле­ментов общей культурной и социальной системы, свойственной любому обществу и различным образом воспринимаемой и реа­лизуемой каждой из подгрупп общества.

Открытость права в отношении антропологии позволила бы ему обрести немного скромности, хотя бы потому, что побудила бы добывать исходный материал в полевых исследованиях. Начи­ная с Б. Малиновского (1884—1942) антропология развивается не только в успокоительной тиши библиотек: антрополог должен на время погружаться в общество, которое он наблюдает. О юристах этого не скажешь: всем известно, насколько оторваны друг от дру­га теоретики и практики. Но ведь ни практика, ни теория, взятые отдельно, недостаточны для построения реальности. Если бы юри­сты более конкретно исследовали свое собственное общество, они,

несомненно, лучше поняли бы, что правовые явления бесконечно богаче тех представлений, к которым они слишком часто сводят свое знание.

Возможно, в XXI в. история антропологии и история права сблизятся. Но сегодня юридическая антропология своим теорети­ческим развитием больше обязана социальной антропологии, чем праву, разрабатываемому юристами, поэтому в первой части ра­боты мы считаем более чем необходимым рассмотреть эту про­блему в ее развитии.

Наша работа, таким образом, делится на три части: рассмот­рение меняющегося состояния западной юридической антрополо­гии; исследование основных правовых механизмов традиционных обществ так, как нам их описывает юридическая антропология; первые попытки создания общей юридической антропологии с уче­том опыта изучения как традиционных, так и современных об­ществ.

Делая такую заявку, автор осознает, что в рамках данной ра­боты он лишь частично может сдержать свои обещания. В работе в действительности неизбежны свои пределы.

Первый связан с тем, что данная работа не является тракта­том для специалистов, поэтому многие специалисты останутся не до конца удовлетворенными.

Второй — педагогического свойства: данная работа предна­значена прежде всего для студентов юридического профиля, по­этому можно заранее предвидеть, что очень немногие из них ра­нее изучали антропологию, поэтому были необходимы упроще­ния, которыми, надеюсь, мы не злоупотребили.

на общества Черной Африки 1 и инуитов (часто именуемых эски­мосами). Многие другие общества в Северной Африке, Азии, в частности в Индонезии, могли бы в равной степени быть упомяну­тыми в нашей работе, ибо были исследованы специалистами по юридической антропологии. Но сложилось так, что исторически именно Черной Африке было посвящено много работ, и она про­должает оставаться основным полем исследования многих авто­ров. Инуиты же, народ охотников и собирателей, стали предме­том наших собственных исследований на протяжении десятиле­тия, и поэтому в этой области автор может считать себя более компетентным.

Вынужденный налагать определенные ограничения на выбор географии исследования, автор пошел на такие же ограничения с точки зрения удовлетворения читательского интереса. Юриди­ческая антропология часто ставит вопросы, на которые сейчас нет окончательного ответа. Но любая наука развивается, стиму­лируемая собственными сомнениями. Именно поэтому, не огра­ничивая юридическую антропологию изучением давно ушедших обществ или обществ, уходящих в глубь истории, мы считаем, что у этой науки есть будущее, которое данная работа стремится предугадать.

Наконец, хотелось бы поблагодарить тех, кто читал работу в рукописи и дал ценные советы. Это прежде всего относится к Ж. Карбонье.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПОДМЕНЕ ПОНЯТИЙ: ВИДЕНЬЕ ЗАПАДА

Рулан Норбер. Юридическая антропология

Перевод с французского. — Учебник для вузов. — М.: Норма, 1999. — 310 с. — ISBN 5-89123-303-7.

Настоящий учебник представляет собой перевод (с небольшими сокращениями) с французского оригинала (Париж, 1988), уже переведенного на многие европейские языки. Его автор Норбер Рулан — известный французский ученый-юрист, основатель Французской ассоциации юридической антропологии, всемирно признанный специалист в данной области науки. Учебник содержит систематическое изложение основных проблем юридической антропологии. Общетеоретические положения этой дисциплины опираются на результаты конкретных юридико-антропологических исследований правовых систем различных обществ (архаических, традиционных, современных). Подробно освещены история формирования и развития юридической антропологии, юридико-антропологические характеристики различных народов и обществ прошлого и современности, место и значение юридической антропологии в процессе изучения и совершенствования права и государства в современном мире.
Для студентов, аспирантов, преподавателей юридических и других гуманитарных вузов, а также для читателей, интересующихся вопросами культурологии, антропологии и этнологии.

Введение
Размышление о подмене понятий: виденье Запада
Развитие представлений о реальном
Эволюция проблематики юридической антропологии
Мысли о многообразии: юридическая антропология традиционных обществ
Традиционная юридическая система
Основные юридические отношения
Урегулирование конфликтов
Результаты влияния одних культурно-правовых систем на другие
Юридическая антропология современного западного позитивного права
Сравнение традиционных и современных систем права
Юридическая антропология позитивного права
Общее заключение. Юридическая антропология и метафизика

Читайте также: