Ногайцы и адыги на кубани в 16 17 вв кратко

Обновлено: 06.07.2024

Ногайцы принадлежат к тюркской группе народностей, издавна проживающих на территории Северного Кавказа. Как показывают последние данные, сегодня в России насчитывается более 103 тысяч человек, что причисляют себя к этой национальности. История ногайцев богата и крайне интересна.

Этот народ знал и великие трагедии, и не менее яркие эпохи свершений. Много веков назад ногайцы сумели создать своё государство, что стало одним из могущественнейших образований в их краях. Однако сегодня они живут на территории самых разных стран - России, Румынии, Болгарии, Украины, Турции и Узбекистана. Как же происходило формирование народа? И куда исчезло его государство?

Ногайцы в древности

На территориях, где сегодня проживают ногайцы, в далёкой древности царствовали самые разные племена. Именно поэтому историки не выделяют одного предка ногайского этноса, а указывают, что их основой стали сираки, уйгуры, булгары, кипчаки, мажары и прочие племена, что в большинстве своём вели кочевой образ жизни.

Чаще всего история народа начинает прослеживаться с той поры, когда соседние племена используют его название в своих документах. Как ни странно, но слово “ногайцы” использовалось преимущественно русскими и европейскими авторами, а вот восточные путешественники и историки давали им определение “мангытов”. Причиной было сложное разделение кипчакских племён, произошедшее после завоевания их земель другими народами.

Происхождение названия

Но что значит слово “ногайцы”? Его неразрывно связывают со знаменитым политическим деятелем Золотой Орды, Ногаем. Именно ему принадлежит заслуга группировки своих соплеменников, благодаря чему выявились некоторые этносы и, в первую очередь, ногайцы, названные в честь “прародителя”.

В XIII веке, когда жил Ногай, основная часть монгольского населения приняла сторону его противника, Токтая. Именно поэтому Ногай сплотил кипчакские, половецкие, узо-печенежские и родственные им племена. Смешение общин стало основой для появления нового народа - ногайцев.

“Можно согласиться в некоторой степени с мнением Р. Г. Кузеева, что «основное на­селение Ногайской Орды составляли племена, некогда (в XIII в.) входившие в состав войск Ногая — золотоордынского темника из рода Джучи”.

Появление Ногайской Орды

Времена становления ногайцев и расцвета их культуры приходятся на период распада Золотой Орды. Тогда на “руинах” некогда могущественного государства появляется Ногайская Орда. Она стала последним из поистине великих государств кочевых племён, оказала огромное влияние на различные тюркские народности.

Ногайская Орда стала не просто государственным образованием, но и местом слияния самых разных племён. Исследователь М. Ахмедзянов в своём историческом очерке указывает следующее:

“Во времена Чингизхана племя Муйтан по собственному желанию присоединилось к Золотой Орде и перемещалось вместе с татарскими племенами Орды Чингизхана”.

Эти процессы продолжались и в период существования Ногайской Орды.

Укрепление Ногайской Орды и усиление государства во многом базировалось на высоком экономическом потенциале. Кроме того, через один из главных городов, Сарайчик, проходил основной караванный путь, ведущий из Западной Европы в Среднюю Азию. В XVI веке ногайцы налаживают меновую торговлю с русскими. Более того, многие воины Ногайской Орды несли службу в приграничных районах России.

Крайне напряжёнными отношения ногайцев были с Крымским ханством. В 1546 году многотысячное войско ногайцев отправилось в военный поход против крымцев. В районе Перекопа крымский хан нанёс сокрушительный удар окружённой ногайской армии. В этом бою погибли все ногайские воины, поскольку было приказано умерщвлять даже пленных.

После распада государства

Середина XVI века становится катастрофической для Ногайской Орды. Внутренние распри и борьба за власть, внешнее давление воинственных племён привели к распаду государства.

Орда была разделена на Большую, Малую и несколько отдельных частей. О былом могуществе уже не могло быть и речи. Многие ногайцы вынуждены были покинуть родину, расселяясь по югу России или уход в Турцию.

В 1783 году императрицей Екатериной II был издан манифест о присоединении Крыма, Тамани и Кубани к России. В составе указанных регионов были и ногайские земли, однако их жители не спешили признавать себя подданными русских.

С ногайцами долгое время велась борьба, руководил которой А. В. Суворов. Часть ногаев признала власть России, часть предпочла скрыться в районе Кумы и Терека, что тогда стал спасительным для беглецов.

До начала прошлого века основным занятием ногайцев оставалось разведение скота, а сам народ вёл кочевой образ жизни. Основным местом в поисках пастбищ для животных являлась Ногайская Степь. Однако постепенно ногайцы начали приобщаться к оседлости, перенимая навыки земледелия у других племён. На военную службу в России ногаев не призывали, взаимен взимая с них особый налог.

Сегодня большая часть ногайцев проживает в Дагестане, Ставропольском крае, Кабардино-Балкарии. Многие из них слились с местным населением, ассимилировавшись и исчезнув как народ. К примеру многие ногайцы Турции в наше время идентифицируют себя как турки. Несмотря на это, культура и память о прошлом этого народа по-прежнему живы. И пусть сегодня у ногайцев нет собственного великого государства - они верят будущее, что станет не менее славным, чем жизнь их предков.


Процесс образования ногайского конгломерата на Северо-Западном Кавказе длился несколько столетий. Появление и пребывание ногайцев на Кубани и Восточном Причерноморье во многом связано с их военно-политической историей.

На формирование ногайцев оказали влияние тюркские племена: уйсуны, уйгуры, найманы, керейты, канглы, конгырат, мангыт, катаган, асы, кьтай, байата, кобан ( VI – VIII вв.), а также тюрки Печенежского ( IX – XI ) и Кыпчакского ( XI – XIII ) союзов племен. Решающее значение в этногенезе ногайцев принадлежало кыпчакам и мангытам [23, c .13-23; 25, с.19-20]. Ногайский Улус появился в Приазовских степях в 1260 году и сначала он существовал в качестве административной единицы Золотой Орды. В 1277 году Ногай во главе войск хана Мангу-Тимура покорил территорию от Дона до Днепра и Дуная, а так же население Тамани и Кубани. При Токте хане власть Ногая распространилась и над Крымом [1, c .3-5; 18, 245; 30, 75]. В Крыму и на Кавказе, где до этого господствовали аланы, зихи и кыпчаки, стали властвовать Чингизиды, которые объединили и возглавили массу тюркских племен и родов. Так в составе Золотой Орды и появился Крымский улус, который охватывал и часть Северо-Западного Кавказа. Крымское ханство в целом включало территорию Крымского полуострова, Причерноморской низменности, Приазовской возвышенности, Северо-Восточного Причерноморья и Кубано-Приазовской низменности [7, 117; 15, с. 49-51, 86-89, 104-105; 29, с.6; 35, с.12-13; 37, 97-98; 39, 36; 41, с.31-100; 45, 64-65]. В 1297 году Ногай нанес поражение хану Токтаю и тем самым завоевал право именоваться правителем особого самостоятельного государственного образования – Ногайского Улуса. В его состав вошли некоторые земли Крымского ханства. В 1300 году произошло второе сражение между Ногаем и ханом Токтаем. Ногай погиб. Владения, приобретенные и управляемые Ногаем, был разделены между двумя сыновьями хана Токтая. Сын Ногая – Чока вместе с тысячным войском ушел в Болгарию, где на время воцарился (1299 – 1301). А улусные люди Ногая были рассеяны по другим улусам. Потомки Ногая вместе со своими людьми заняли просторы Предкавказья.

В Крымском ханстве было четырех санджака (Ширин, Барын, Аргын, Кыпчак). Со временем название Кыпчак вытесняется наименованием Седжеут. Выделяется род Мангыт, под которым подразумеваются ногайцы. Некоторые исследователи выделяют Мангыт наравне с Барын, Аргын и Ширин. Постепенно Мангыт подменяется названием Мансур. Все это было связано с возрастанием значения тех или иных бейликов и событиями XIII – XV веков. Первым в родословной Мансуровых с титулом бей отмечен Эдиге-бей, вторым – Мансур-бей, затем – Темир-бей и т.д. [7, c .352; 10, с.16, 22-24; 18, с.245; 41, 170, 323]. К концу XIV века произошло объединение тюркских племен белоордынским эмиром Эдиге в Мангытский Улус, именуемый позже Ногайской Ордой. Почти до конца XV века мангыты ведут борьбу за свое независимое существование в степях Дешт-и Кыпчака, стремясь к созданию собственного государственного образования и к управлению своей правящей династией.

С конца XIII века Османский эмират активно расширяет свои владения, превращаясь в мощную тюркскую империю. В 1478 году Крымское ханство (бывшее владение Золотой Орды) признало сюзеренитет Османской империи. В XV веке Русь освободилась от Золотой Орды. Набирающие силу Османская империя, Московское государство и Сефевидское государство вступили в политическую гонку за наследство ослабевшей и раздробленной Золотой Орды.

Крымский хан Мухаммед Гирей I (1514 – 1523) переместил ногайцев из окрестностей Азова за Волгу (1515). Во время похода некоторые подразделения ногайцев, живущие в Астраханском ханстве, присоединились к войску хана и он затем поселил их на Кубани по соседству с черкесами [4, с.6, 52; 20, с. 199, 206, 234; 24, с.117-119; 32, с.27, 76-86 ; 45, 66]. Ногайцам придавалось особое значение как к родственному тюркскому Крымскому ханству этносу, который мог стать опорой Крымского ханства в восточных провинциях – на Северо-Западном Кавказе – среди кавказских народностей. С начала XVI века ногайцы становятся привилегированным этносом в регионе: тюркский язык – основной язык общения во владениях Крымского ханства; ногайцы упрочивают свое влияние среди знатных татарских родов Крымского ханства; зачастую из их числа назначались местные военачальники.

Ногайцы Северо-Западного Кавказа официально признаются подданными Крымского ханства со времени правления крымского хана Сагиб Гирея I (1532 – 1551). Он разместил ногайцев преимущественно на самом Крымском полуострове, местах сопредельных с Буджаком, на перешейке, соединяющем Крымский полуостров с материком (крымская крепость Перекоп). К четырем знатным родам Ширин, Барын, Арын (Аргып) и Кипчак Сагиб Гирей I прибавил еще один – Седжеут. Эти роды обладали одинаковыми правами и привилегиями в ханстве. Возрастает значение ногайского рода Мансур. К нему было присоединено племя Ходжа-Атай.

Ногайские поселения имелись так же в Кафинском эйалете. Ногайцы, жившие в пределах Крымского ханства со временем переходили в ведение султана и освобождались от уплаты налогов в пользу крымского хана. Крымские власти использовали их как надежный оплот в борьбе Османской империи с соседними государствами [34, c .1-6; 36, с.32; 41, с.412-413].

Дети Юсуфа, два сына Измаила и их сторонники – Кошумовы, Шигимовы, Уразлыевы признали протекцию крымского хана. Под власть крымского хана перешли племена Большой Орды – Мансур, Урак, Мамай, Ор-Мамбет, Касай, Едигек и Джембойлук, кочевавшие по реке Волге. Они составили главную опору крымского хана Саадет Гирея (1524 – 1532) [31, с.36; 41, с.442-443].

К первой трети ХVII века на Северо-Западный Кавказ прибывают отдельные роды Большой Ногайской Орды, чьи мурзы в 1613 году порвали отношения с Москвой и приняли османское подданство. Те обстоятельства, при которых Малая Ногайская Орда была принята на Северо-Западном Кавказе и расселена в наиболее благоприятных местах, обусловили личную преданность мурз Малой Ногайской Орды по отношению к крымскому хану. Общие интересы, взаимозаинтересованность позволяли мурзам Малой Ногайской Орды и крымским властям строить взаимные расчеты. Воинственность ногайцев и их непоколебимость вернуть утраченные позиции использовались крымскими ханами. Ногайцы завоевали для себя полицейско-боевой статус, участвуя в военных операциях не только в приграничье и на международном театре военных действий, но и в решении внутренних дел собственно кубанского сераскирства (санджака), а иногда даже проблем самих крымских ханов. Ногайские владетели имели родственные отношения со знатным крымским родом Гиреев. Возвышение ногайцев, во многом связанное с привилегированностью положения этого народа, заслуженный авторитет и само происхождение все вместе ставило ногайцев в особый ранг.

В 1643 году под Астрахань возвратились ногайские мурзы Иштереков, Салтанаш и другие со своими людьми (10 тысяч человек). После антироссийского восстания, вспыхнувшего около Астрахани в 1654 году, ногайцы, принявшие в нем участие, ушли на р. Кубань [27, c . 68, 70, 80-83].

Итак, появление и присутствие части ногайского народа на Северо-Западном Кавказе обуславливались их непримиримостью с потерей самостоятельности Ногайской Орды и победой сторонников российской ориентации. К ХVIII веку ногайцы, живущие на Северо-Западном Кавказе, наряду с черкесами, населяли Восточное Причерноморье, побережье Азовского моря, бассейн реки Кубани.

Начало российской экспансии на Северный Кавказ (Кубанский поход), русско-турецкие войны, российско-крымское противостояние, завершившееся ликвидацией Крымского ханства в 1783 году привело изменению этнополитической карты Кавказа, выселению и перемещению ногайцев. Для ногайцев война против российского присутствия в регионе началась с 1737 года. С 1737 по 1783 годы ногайцы пережили свою Кавказскую войну, свое мухаджирство, свою историю выселения в отличие от своих остальных кавказских соседей, испытавших силу русского оружия лишь через сотню лет.

Российское правительство умело использовало противоречия между крымскими и ногайскими властями. Ногайцы не поддержали крымского хана в решающей для Крымского ханства и Османской империи войне 1768 – 1774 годов. Однако, их отложение от Крымского ханства, означало не только гибель Крымского ханства, для которых ногайцы были боеспособным контингентом на всех: западных, северных, восточных и южных рубежах, но и для самих ногайцев, не сумевших соорганизоваться и выжить самостоятельно. Ногайские орды, кочующие от Дуная до Кубани, изъявив желание отторгнуться от Османской империи, хотели избрать себе собственного хана — Шагин Гирея — едисанского сераскира. Но для царского двора тогда больший интерес представляло скорейшее удаление ногайцев из Крыма для высвобождения дороги российским войскам. Все это завершилось трагедией ногайского народа. Некогда мощный ногайский массив был истреблен, а незначительная часть выживших — рассеяна по свету.

Итак, ногайцы Северо-Западного Кавказа жили вместе с другими местными народами, но в результате российской внешней политики и российско-османских войн сильно пострадали, погибли, либо переселились в другие места.

Список литературы.

1. Александров Н.А. Ногайцы. М., 1900.

2. Бларамберг И. Кавказская рукопись. Ставропольское книжное издание, 1992.

3. Борисенко И.В. Очерки исторической географии Калмыкии (дореволюционный период). Элиста, 1991.

4. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе, собранные и пополненные Семеном Броневским. М., 1823.

5. Брун Ф. Крым в половине XVIII столетия . Одесса, 1867.

6. Брун Ф. Черноморье. Сборник исследований по исторической географии Южной России (1852 – 1877). Ч. 1. Одесса, 1879.

7. Брун Ф. Черноморье. Сборник исследований по исторической географии Южной России Ф.Бруна (1852 — 1877). Часть II. Одесса, 1880.

8. Бутков П.Г. Материалы для Новой истории Кавказа с 1722 по 1803 год П.Г. Буткова. Ч. 1. СПб., 1869.

9. Венюков М. Население Северо-Западного Кавказа в три эпохи его колонизации в 1841, 1860 и 1863 гг. Б.м., б.г.

10. Вишневский В.А. Феодализм в Крымском ханстве. М., 1930.

11. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа в XVIII – начале XX в. М., 1974.

12. Гербер И.Г. Записки о находящихся на западном берегу Каспийского моря, между Астраханью и рекою Кура, народах и землях и об их состоянии в 1728 году// АБКИЕА.

13. Главани К. Описание Черкесии// АБКИЕА.

14. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследований трех царств природы. Часть вторая. Путешествие от Черкаска до Астрахани и пребывания в сем городе: с начала августа 1769 по пятое июня 1770 года. СПб., 1777.

15. Греков Б.Д., Якубовский А.Ю. Золотая Орда и ее падение. Л., 1950.

17. Дженкинсон. Путешествие в Среднюю Азию 1558 – 1560 гг.// Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. М., 1937.

18. Д-р Эренжен Хара-Даван. Чингиз-хан и его наследие. Белград, 1929.// На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распада империй X – XVI в. М., 1996.

19. Зденка Весела. Турецкий трактат об османских крепостях Северного Причерноморья в начале XVIII в.// Восточные источники по истории народов Юго-Восточной Европы. Вып. 2. М., 1969.

20. ЗООИД. Т. 5. Одесса, 1863.

21. ЗООИД. Т. 2. Одесса, 1848.

22. Кабардино-русские отношения в XVI – XVIII вв.

23. Калмыков И.Х., Керейтов Р.Х., Сикалиев А.И. Ногайцы. Черкесск, 1988.

25. Керейтов Р.Х. Этническая история ногайцев (к проблеме этногенетических связей ногайцев). Ставрополь, 1999.

26. Кидирниязов Д. Западные ногайцы// Половецкая луна. № 3/7. 1993.

27. Кичиков М. Исторические корни дружбы русских и калмыцких народов. Образование ими государства в составе России. Элиста, 1966.

28. Книга Большому Чертежу. М. — Л., 1950.

29. Колли Л. Хаджи-Гирей и его политика (по генуэзским источникам). Взгляд по политические отношения Кафы к татарам в XV веке. Симферополь, 1913.

30. Коновалова И.Г., Русеев Н.Д. Золотая Орда в жизни городов Днестровско-Дунайского региона (по сведениям письменных источников)// Uvulmediu Tumpurie in Moldova . Chisinau Stiintd , 1994.

31. Королев В.Н. Азакский Санджак (вторая половина XVI – первая треть XVII в.)// Итоги исследований Азово-Донецкой экспедиции в 1986 году. Азов, 1987.

32. Кузнецов А.Б. Дипломатическая борьба России за безопасность южных границ (первая половина XVI в.). Т. 1. XVI век. Вып. 94. М., 1946.

  1. Кушева Е.Н. Народы Северного Кавказа и их связи с Россией (вторая половина ХVI — 30-е годы ХVII века). М., 1963.

34. Лашков Ф. Архивные данные о бейликах в Крымском ханстве. Б.м., б.г.

35. Лашков Ф. Исторический очерк крымско-татарского землевладения. Симферополь, 1897.

36. Лашков Ф. Памятники дипломатических сношений Крымского ханства с Московским государством в XV – XVII вв. Симферополь, 1891.

37. Нарушевич А. Таврикия или Известия древнейшие и новейшие о состоянии Крыма, и его жителях до наших времен. Киев, 1788.

38. Николай Витсен. Северная и Восточная Татария или сжатый очерк нескольких стран и народов..// АБКИЕА…

39. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, так же их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч. 2. О народах Татарского племени. СПб., 1776.

40. Описание перекопских и ногайских татар, черкесов, мингрелов и груз Жана де Люка// ЗИООИД. Одесса, 1879. Т. II .

41. Смирнов В.Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты до начала XVIII века. СПб., 1887.

42. Смирнов Н.А. Россия и Турция в XVI – XVII вв. Т. I . М., 1946.

  1. Cтатейный список И.П. Новосильцева (Турция)// Путешествия русских послов ХVI — ХVII вв./ Статейные списки. М., Л., 1954.

44. Стрейс Я.Я. Три путешествия. М., 1935;

45. Тунманн. Крымское ханство. Б.м., 1909.

46. Фарфровский С.В. Народное образование ногайцев Северного Кавказа… С. 181 – 182.

47. Ферран. Путешествие из Крыма в Черкесию через земли ногайских татар, в 1709 г.// АБКИЕА.

48. Челеби Э. Книга путешествия. М., 1979.

[1] Казыев Улус – так называли Малую Ногайскую Орду по имени внучатого племенника Исмаила. Малая Ногайская Орда появилась на Северном Кавказе в 1557 – 1559 годы.

Данная презентация о ногайском народе, его истории, традициях, образе жизни.

ВложениеРазмер
nogaytsy_na_kubani.pptx 2.79 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ногайцы на Кубани

Большие и Малые Ногаи - северокавказские степи становятся основным районом обитания Ногайцев. Восточные районы Северного Кавказа были освоены выходцами из Малой Ногайской Орды, а низовья Сулака и Терека - из Большой Ногайской Орды.

Из ремёсел развиты были изготовление сукна, обработка кожи, овчины, дерева, выделка войлока, из которого делали бурки, сапоги, головные уборы, ковры-арбабаши . Через Ногайские степи проходили важнейшие на Восточном Кавказе торговые пути, в том числе Великий Шёлковый путь, что обусловило значительную роль торговли у Ногайцев.

Женский костюм по покрою близок к мужскому; он включал платье-рубаху ( ич коьйлек ), различные типы платьев ( зыбын , къаптал и др.), шубы (тон), шапочки из меха или ткани, платки, косынки, обувь из шерсти, кожи, сафьяна, а также пояса и различные виды украшений. В настоящее время молодое и среднее поколение женщин носит городскую, старшее, особенно сельские,- нередко традиционную одежду.

Традиционная мужская одежда состояла из нательной рубахи туникообразного покроя, штанов с широким шагом, верхней рубахи, куртки-безрукавки ( къыспа ), кафтана ( еленъ ), бешмета и черкески (у богатых), бурки ( ямышы ), обуви из шкур, сафьяна, хрома, папахи, шляпы из войлока, ткани, меха ( борьк ), поясного ремня. Зимой надевали шубы из овчины (бедные) или из волчьих, лисьих, беличьих шкур и каракуля (богатые). Мужскую одежду дополняли оружие и воинские доспехи: лук и стрелы, топор, копьё, латы, шлем, щит, кольчуга, кинжал, шашка, а с середины 17 века огнестрельное оружие: ружьё и пистолеты различных видов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Разработка урока качества для 4 класса.

Материальная и духовная культура астраханских ногайцев


Кроссворды 10 класс "Ногайцы и адыги на Кубани в 16-17 вв"

Кроссворды на уроках кубановедения.

Тест "Адыги и ногайцы на Кубани".

Тесты по кубанвоедению для 7 класса.


Меодическая разработка (ЦОР) к уроку кубановедения "Ногайцы на Кубани"_6 класс

Презентация к уроку кубановедения "Ногайцы на Кубани"_6 класс.


Кубанские ногайцы

Тема. Кубанские ногайцы. Цели: формирование у учащихся навыков сравнивать, анализировать и самостоятельно работать с различными источниками информации; воспитание уважения к истории своего Отечес.


Племена ногайцев в Прикубанье

Племена ногайцев в Прикубанье Цель.Познакомить учащихся с племенами ногайцев в Прикубанье.Задачи.1.Обучающая: познакомить учащихся с жизнью ногайцев на территории Прикубанья.2.Развивающая: продол.

НЕОНОМАДЫ - Великая Степь. ДУХ ЕДИНЕНИЯ.

НЕОНОМАДЫ - Великая Степь. ДУХ ЕДИНЕНИЯ.

НЕОНОМАДЫ - Великая Степь. ДУХ ЕДИНЕНИЯ. запись закреплена

КРАТКАЯ ИСТОРИЯ НОГАЙСКОЙ ОРДЫ И НОГАЙЦЕВ

Флюра Адаменко

Тагир Бикташев

Флюра Адаменко

Тагир, последний абзац статьи для внимательного читателя ". Едиге, воспользовавшись вакуумом власти, дает распоряжение мангытам, а также др союзным племенам, с юга Казахстана переселиться на Запад Казахстана. ". Связано ли это переселение с изменением русла Сырдарьи?

Флюра Адаменко

Разорить Мангытский юрт, заставить переселиться ногаев могло лишь что-то неординарное. Как то исчезновение великой реки несшей свои воды к Каспийскому морю. Итог, занесенные песком города, пустыня вместо оазисов.

Nurlan Kazak

Вот это правдивая история. Беклярбек Крыма Ногай к поздним Ногайцам никого отношения не имел, как хотят выставить ногайцы с Кавказа, типа там они местные кавказцы-горцы.
Они на Кавказ и Крым пришли только в 16-17 веках из Западного Казахстана.

Флюра Адаменко

Адай Нугуманов

Тагир Бикташев

Ильдар Муртазин

Рамиль Сеитов

МЕСТО ИСХОДНОГО КОМПАКТНОГО ПРОЖИВАНИЯ МАНГЫТОВ-СЕВЕРОКАВКАЗСКИЕ СТЕПИ

Трепавлов В.В. История Ногайской Орды стр.67

Рамиль Сеитов

Интересны представители ногайских родов, имеющих гаплогруппу R1a.

Названия некоторых ногайских кланов: ас, кара-сирак. Это названия подразделений скифо-сарматских племён. По фенотипу и антротипу - ногайцы из этих родов, представители смешанного типа, с большим преобладанием компонентов европеоидной расы: светлые волосы и глаза.
Показать полностью. Ногайцы из этих кланов очень интересно выглядят, словно ископаемые древние скифы (прим. адм.), в 4-м томе серии "ЭиД", проекта "Суюн" есть их фенотипы, желающие могут заказать.

У кубанских ногайцев самый высокий процент гг. R1a среди народов Кавказа, около 50%. Ногайские R1a+Z280 не связаны ни с карачаевскими-балкарскими R1a+Z2124, ни с кавказскими R1a+M458.

Кубанские ногайцы R1a+Z280 наиболее близки по субкладам и аутосомам к башкирским и татарским R1a+Z280. У башкир субклад R1a+z280 составляет около 30% из всей гг. R1a у башкир, и также не связан по происхождению ни со славянами, ни с балтами, и не является следом генетических туристов от русских.

Сколько неверных книг было ранее написано по этногенезу кубанских ногайцев, кем их только не делали - чуть ли не монголами, а они оказались большей частью потомками автохтонов - скифо-сарматских племён Кубани - асов и сираков.

Некоторые рода ногайцев кубани:

-Ак-ас (белый ас)
-Кара-ас (чёрный (могучий) ас)
-Бут-ас (бут - тотемное - волк, Волк-ас)
-Берк-ас (Твердый-ас)
-Бёри-ас (Волк-ас)
-Сирак
-Булгар

Антропологически асские рода ногайцев не будут отличны от остальных кубанско - ногайских родов, с незначительными фамильными особенностями. Ногайцы кубани в абсолютном большинстве своем европеидны.

Кубанские ногайцы, исходя из данных ДНК-генеалогии - оказались по Y-DNA - преимущественно потомками скифских племён и автохтонов Кавказа, вот такой вот неожиданный результат получился при тестировании ногайцев Кубани. Среди МТ-ДНА и аутосом у ногайцев присутствуют азиатские линии.

Рамиль Сеитов

Рамиль Сеитов

НОГАЙЦЫ И СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ

Мы – ногайцы, и наши предки, начиная печенежским и половецким и заканчивая настоящим временем, оставили уже свой след здесь. И след этих степей остался в нас. Мы не горцы и не жалеем об этом, но мы потомки тех гуннских, хазарских, булгарских, половецких воинов – народов, кто жил здесь, в этих степях (которые составляли одно целое с Крымом, нынешним Югом России и Украины, Поволжьем тысячелетиями. Мы не должны самоустранятся. Мы должны здесь же жить и развиваться.

Осетины помнят о ногайцах, которые соседствовали с ними в 14 веке.

Опятьтаки народы Кавказа сохранили память о великом переселении ногаев из Крыма.(в 14в. те же данные в башкирских шеджере).В.В.Трепавлов также связал ранние этапы истории ногайцев со степями Кавказа.Ногайских названий много в кавказской топонимике.

Рамиль Сеитов

Рамиль Сеитов

НОГАИ В ОСЕТИИ XIV ВЕКА

Некоторые осетинские исследователи отмечают, что в Дигорском ущелье жили также ногайцы. Следы пребывания ногайцев на территории современной Северной Осетии - Алании подтверждаются данными топонимики и этнонимики. По мнению известного кавказоведа Г.А. Кокиева, ногайцы появились в горах Дигории одновременно с асами-дигорцами после распада золотой Орды и продвижения кабардинцев к предгорьям Центрального Кавказа (в XIV–XVвв.). Г.А. Кокиев также указывает название населенных пунктов и мест, где обитали ногайцы. К ним, в частности, относятся Уаллагком и с. Стыр-Дигора.

Источник: Кидирниязов Д. С. "Расселение ногайцев на территории Северного Кавказа в XV–XIX вв."

Рамиль Сеитов

НОГАИ НА ТЕРЕКЕ

Трепавлов В.В. История Ногайской орды с.80-81

Рамиль Сеитов

Рамиль Сеитов

Рамиль Сеитов

Р.Х.Керейтов подтверждает связь этнонима ногай с именем хана Ногая:

Рамиль Сеитов

О МАМАЕ АЛАШЕ И ПЕРЕСЕЛЕНИИ НОГАЕВ ИЗ КРЫМА

(Из книги Умархана Сеитова "Народ Ногая")

Рамиль Сеитов

ЭВОЛЮЦИЯ НОГАЙСКОЙ ОДЕЖДЫ
(шепкен -половецкое,наборный пояс- древнетюркское, папаха- огузское ,башлык -асское изобретения,все эти народы участвовали в этногенезе ногайцев,костюм ногайцев отражает преемственность всем им- ред.)
Показать полностью.

Читайте также: