Ноам хомский биография кратко

Обновлено: 06.07.2024

Американский лингвист, политический публицист и теоретик. Институтский профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков, называемой иерархией Хомского. Его работы о порождающих грамматиках внесли значительный вклад в упадок бихевиоризма и содействовали развитию когнитивных наук. Член Национальной академии наук США, Академии гуманитарных и точных наук, других научных ассоциаций, почетный доктор Чикагского, Пенсильванского и ряда других университетов, лауреат многих престижных научных премий.

Ноам Хомский родился в еврейской семье. Его родители — известный гебраист, профессор Уильям Хомский (1896—1977) и Элси Симоновская — выходцы из…

Американский лингвист, политический публицист и теоретик. Институтский профессор лингвистики Массачусетского технологического института, автор классификации формальных языков, называемой иерархией Хомского. Его работы о порождающих грамматиках внесли значительный вклад в упадок бихевиоризма и содействовали развитию когнитивных наук. Член Национальной академии наук США, Академии гуманитарных и точных наук, других научных ассоциаций, почетный доктор Чикагского, Пенсильванского и ряда других университетов, лауреат многих престижных научных премий.

Ноам Хомский родился в еврейской семье. Его родители — известный гебраист, профессор Уильям Хомский (1896—1977) и Элси Симоновская — выходцы из Российской Империи. Первым языком его родителей был идиш, однако в семье на нем не разговаривали.

С 1945 года Ноам Хомский изучал философию и лингвистику в Университете Пенсильвании. Одним из его преподавателей был профессор лингвистики Зеллиг Харрис. Именно он посоветовал Хомскому составить систематическую структуру какого-либо языка. Политические взгляды Харриса также оказали сильное влияние на Хомского.

В 1947 году Хомский начинает встречаться с Кэрол Шац, с которой он познакомился еще в детстве, а в 1949 году они поженились. У них было трое детей; они оставались в браке до её смерти в 2008 году. В 1953 году они вместе с женой какое-то время живут в кибуце в Израиле. На вопрос было ли пребывание там разочарованием, он ответил, что ему там нравилось, однако он не мог выносить идеологическую и националистическую атмосферу.

Несмотря на преклонный возраст, Хомский по сей день активно высказывается о проблемах современности, он был одним из главных ораторов на Всемирном социальном форуме 2002 года.
Критика государства и, в частности, внешней политики США, начиная с книги о вьетнамской войне и кончая так называемой борьбой с терроризмом, принесла ему славу и поддержку среди левых и других оппозиционно настроенных сил. Непримиримый к любым формам государственного насилия, Хомский одинаково нетерпим к капитализму и социализму в их сегодняшних воплощениях. В книге "Государство будущего" Хомский рассматривает противостояние различных концепций государства и излагает суть либертарианского видения, идеологом которого является. В последние годы Хомского часто называют в числе духовных лидеров антиглобализма.

Связанные видео

Библиография

1951 - Морфонология современного иврита/Morphophonemics of Modern Hebrew
1957 - Синтаксические структуры /Syntactic Structures
1965 - Аспекты теории синтаксиса/Aspects of the Theory of Syntax
1966 - Лингвистика Декарта
1966 - Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли /Cartesian Linguistics a Chapter in the History of Rationalist Thought
1969 - Американская мощь и новые мандарины/American Power and the New Mandarins
1971 - Проблема знания и свободы
1978 - Права человека и американская внешняя политика/Human Rights and American Foreign Policy
1979 - Политэкономия прав человека, в 2-х томах/The Political Economy of Human Rights (с Э.Херманом
1980 - Правила и…

1951 - Морфонология современного иврита/Morphophonemics of Modern Hebrew
1957 - Синтаксические структуры /Syntactic Structures
1965 - Аспекты теории синтаксиса/Aspects of the Theory of Syntax
1966 - Лингвистика Декарта
1966 - Картезианская лингвистика. Глава из истории рационалистической мысли /Cartesian Linguistics a Chapter in the History of Rationalist Thought
1969 - Американская мощь и новые мандарины/American Power and the New Mandarins
1971 - Проблема знания и свободы
1978 - Права человека и американская внешняя политика/Human Rights and American Foreign Policy
1979 - Политэкономия прав человека, в 2-х томах/The Political Economy of Human Rights (с Э.Херманом
1980 - Правила и репрезентации
1986 - Знание и язык
1986 - Пираты и императоры: международный терроризм в реальном мире/Pirates and Emperors: International Terrorism in the Real World
1988 - Язык и политика
1989 - Необходимые иллюзии: контроль над мыслью в демократических обществах/Necessary Illusions: Thought Control in a Democratic Society
1992 - Сдерживающая демократия/Deterring Democracy
1993 - Год 501: Конкиста продолжается/Year 501 : The Conquest Continues
1994 - Язык и мысль
1995 - Минималистская программа/The Minimalist Program
1996 - Классовая война. Интервью с Дэвидом Барзамяном /Class Warfare. Interviews with David Barsamian
1998 - Как фабрикуется консенсус/ Manufacturing Consent (совместно с Херманом)
1999 - Новый военный гуманизм. Уроки Косова
1999 - Прибыль на людях. Неолиберализм и мировой порядок /Profit over People: Neoliberalism and Global Order
2000 - Государства-изгои. Право сильного в мировой политике /Rogue States. The Rule of Force in World Affairs
2002 - О природе и языке /On Nature and Language
2003 - Гегемония, или Борьба за выживание. Стремление США к мировому господству /Hegemony or Survival: America's Quest for Global Dominance
2006 - Несостоятельные Штаты Failed States: The Abuse of Power and the Assault on Democracy
2010 - Государство будущего (2012 в России) / Making the Future
2013 - Системы власти
2014 - Как устроен мир
2015 - Создавая будущее: Оккупации, вторжения, имперское мышление и стабильность
2016 - Ноам Хомский. Избранное

Ноам Хомский известен не только как лингвист, но и как критик, выступавший против внешней политики правительства США. В мире науки получила популярность разработанная ученым классификация формальных языков. Труды исследователя, основные идеи стали базой для развития когнитивистики и психолингвистики.

Детство и юность

Философ родился 7 декабря 1928 года в Филадельфии в еврейской семье. Родители появились на свет на территории Российской империи, а после иммигрировали в Америку. Оба оказались носителями идиша, однако для семейного общения этот язык не использовали. Отец занимался лингвистикой, преподавал в университете.

В молодости юноша поступил в Университет Пенсильвании, где изучал языки и философию. В этот период на становление научных, политических и анархистских взглядов молодого человека оказал влияние профессор Зеллиг Харрис. Получив блестящее образование, Ноам захотел посвятить себя науке.

Личная жизнь

Личную жизнь в биографии исследователя можно назвать спокойной и гармоничной. В 1947 году у молодого человека завязался роман с Кэрол Шац, подругой его детства. В 1949-м влюбленные сыграли свадьбу. В браке родились трое детей. Супруги жили неразлучно до смерти женщины в 2008 году. История сохранила фото счастливой семьи.

В начале 50-х ученый с женой отправился жить в кибуц — сельскохозяйственную коммуну, располагавшуюся в Израиле. В этой общине пропагандировались общность имущества и равенства в труде и потреблении. Через некоторое время пара вернулась в Штаты, так как на лингвиста давили царящие в кибуце идеологические и националистические идеи.

Научная деятельность

Сущность учения заключалась в анализе трансформационных и структурных правил. Ноам заметил, что, имея набор грамматических законов, люди могут создавать неограниченное число предложений. Способ построения языковых выражений является частью генетического кода. Субъекты, пользующиеся языком, не осознают, что используют в речи и письме структурные принципы, как и большинство собственных биологических и когнитивных характеристик.

Со временем теория дополнялась другими положениями. Хомский утверждал, что для освоения детьми других языков требуется запоминание лексических единиц (слов) и морфем. Идеи исследователя, представленные в теории, оказали влияние на научные течения, изучающие процессы обработки информации мозгом.

В работе над картиной участвовали три режиссера, а лента создавалась в течение четырех лет. В основе проекта — взгляды публициста на устройство общества и его перспективы. В мае 2019 года Хомский появился в передаче Владимира Познера. Главными темами выпуска стали демократия и свобода слова, угроза, искусственный интеллект и другое.

Ноам Хомский сейчас

В 2020 году мир охватила эпидемия коронавирусной инфекции. 91-летний ученый, находясь на самоизоляции в Аризоне, дал интервью, в котором обозначил две глобальные опасности для человечества — угрозу ядерного конфликта и глобальное потепление. По мнению лингвиста, сейчас COVID-19 — явление временное, с которым можно бороться, а с названными им двумя проблемами — нельзя.

Хомский — это такой Эйнштейн в лингвистике. Та же скандальная репутация и бунтарство, та же непримиримость во взглядах, тот же гений своей эпохи и главный интеллектуал современности.

В свои почти 90 лет Хомский продолжает активно преподавать науку о языке в знаменитом Массачусетском технологическом институте (чем он занимается уже более полувека), с готовностью даёт интервью, пишет дерзкие очерки и проводит открытые лекции.


Хомский — это не просто крупная фигура в современной лингвистике, это стиль мышления.

Вообще можно не кривя душой заявить, что всё языкознание делится на две эпохи: до Хомского и после Хомского.

Нет, мы до сих пор не узнали всю правду о появлении разных языков на нашей планете и вполне можем довольствоваться легендой о Вавилонской башне. Но именно благодаря Хомскому языкознание приобрело статус науки, а не инструмента классификации.

При поверхностном рассмотрении языки разительно отличаются друг от друга. Если сейчас кто-нибудь зайдёт в эту комнату и начнёт говорить на суахили, я не пойму ни слова. Тем не менее, я распознаю, что это язык.

Я не буду его понимать, но я буду знать, что это не просто шум… Основу языка составляет бесконечное количество структурированных высказываний с определённым смыслом. Всё это находится за границами той сферы, которую мы можем наблюдать, просто изучая тексты.

Хомский предложил радикально изменить наши представления о языке: он стал рассматривать его как часть генетической программы, заложенной в человеке.

Согласно этой теории, язык состоит из бесконечного числа интерпретируемых выражений. Эти выражения организуются с помощью грамматических правил и структур, количество которых как раз ограничено. Иными словами, говоря на языке, мы как будто орудуем кубиками Lego: разновидностей деталей не так и много, но они позволяют построить бесконечное количество конструкций. Мы не осознаём те алгоритмы, которые мы используем при генерации родной речи, пользуемся ими автоматически, и в этом — величайшая экономия наших мыслительных ресурсов.


Хомский, как преподаватель с пятидесятилетним опытом работы, много сил отдаёт развитию представлений об образовании и резко критикует существующую систему, в особенности систему тестирования и оценки знаний.

Если задуматься, многое в образовательной системе направлено на воспитание подчинения и пассивности. С самого детства человеку мешают проявлять независимый и творческий взгляд. Если ты позволяешь себе свободомыслие в школьные годы, будь готов к неприятностям.

Хомский — яркий представитель радикально настроенных крайних левых, поэтому его нападки на современное американское образование очень политически окрашены.

Мы теряем детство. Образовательные программы, созданные при Буше и Обаме, больше всего походят на подготовку к службе в военно-морском флоте. Учителей заковывают в рамки инструкций. Детей заковывают в рамки тестов и экзаменов.

Если всё обучение сводится к подготовке к экзамену и его сдаче, никто ничему не научится. Всё, что ты сказал на экзамене, забывается сразу после его окончания. Я абсолютно уверен, что такой подход диктуется сознательно, и что независимость и творчество считаются опасными на высшем уровне управления.

В приватизации многих государственных услуг (например, науки и образования) он видит стремление приватизировать чувства и разум человека, заполучить над ним полный контроль.

Свой вывод о том, что современный налогоплательщик не получает за свои отчисления никаких благ — ни в сфере образования, ни в сфере здравоохранения, ни в сфере социальной защиты, он иллюстрирует рассказом:

«В 50-х годах я работал в исследовательской лаборатории, которая полностью финансировалась Пентагоном. Лаборатория занималась созданием тех информационных технологий, которые сейчас стали привычными: интернет, компьютеры, микроэлектроника. Существовала она за счёт бюджетных денег. Что произошло через 30 лет? Она была передана в частную собственность.

А в 1977 г. Apple представила свой первый настольный компьютер. Через почти тридцать лет государственных изысканий за счёт денег своих граждан. В идеальной капиталистической системе работает принцип: долгосрочные инвестиции всегда окупаются. В этом случае инвестировали граждане, и этот принцип не сработал. Налогоплательщики сделали свой вклад и что они получили? Ничего. Деньги текут рекой в карманы Билла Гейтса и Стива Джобса, которые используют достижения десятилетий бюджетных изысканий.

Это не совсем так; скорее, это публичный образ, позволяющий наиболее эффективно донести свои идеи до широкой общественности. Сам он в шутку утверждает, что есть несколько Хомских — один занимается политикой, другой философией, третий — лингвистикой.

Известная панк-группа в 1990 г. Bad Religion использовала голос Хомского в качестве вступления к одному из треков альбома Generator, посвящённого действиям США в Персидском заливе.

На деле, конечно, никакого раскола личности у Хомского нет. Он с удовольствием общается с журналистами, поклонниками и студентами, тратит по несколько часов в день, чтобы ответить на все электронные письма, и вообще добрейший и скромнейший человек с тихим мягким голосом. Семьянин, трое детей, куча внуков. Кстати, именно поэтому в своих теоретических выкладках о структуре лингвистического сознания он так часто апеллирует к детям и их мышлению.

Как и любая известная персона, Хомский окружён легендами и историями, его личность обрастает анекдотами. Как-то пришедший к нему на встречу журналист наткнулся на швейцара, а тот ему говорит:

Сам Хомский с юмором относится к своей популярности. Год назад он стал звездой видеоклипа, снятого студентами Массачусетского университета, в котором сыграл самого себя. Клип стал видеоответом вирусному ролику того года — Gangnam Style. Профессор в своём кабинете отхлёбывает чай из кружки и провозглашает свой девиз: Oppan Chomsky Style.

[о последней образовательной реформе США No Child Left Behind] Эта реформа не даёт учителям учить. Она превращает учителей в дрессировщиков, которые скармливают детям материал и проверяют его усвоение. Это не учительство, это знак неуважения к учителям. Это значит, что учитель не может заниматься с детьми интересными вещами, потому что это отвлекает их от подготовки к экзаменам.

Больше материалов, эссе и интервью с Хомским на английском языке можно прочитать здесь.

Проводя различие между лингвистической компетенцией (знанием своего языка говорящим-слушающим) и реальным употреблением языковых выражений в конкретных ситуациях, Хомски видит задачу лингвиста не в том, чтобы просто описывать реальные способы словоупотребления, но в том, чтобы из собранных данных об этих способах словоупотребления вывести, какие последовательности слов носители языка считают грамматически правильными, а какие — неправильными, и затем построить грамматику, порождающую только грамматически правильные последовательности, выявив, таким образом, систему правил, которой владеют, по большей части неосознанно, носители языка и которая составляет их лингвистическую компетенцию. Таким образом, цель лингвистики состоит в построении теории лингвистической компетенции.

Читайте также: