Нищие духом значение кратко

Обновлено: 04.07.2024

Евангельские заповеди

Еще во времена Давида и Исайи, то есть, во времена Ветхого Завета, Бог довел до людей 10 заповедей. Они служили тому, чтобы оградить человека от зла, дать ему понять всю опасность, которую приносит людям грех.

Когда на земле появился Иисус Христос, он оставил евангельский закон, в основу которого положена любовь. Господь сам показывал непомерную любовь к людям и хотел, чтобы и они жили в любви.

Заповедь новую даю вам, да любите друг друга (Ин 13, 34)

Но Он хотел, чтобы люди не только не совершали зла, но и постоянно совершенствовались, уподоблялись Богу:

Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф 5, 48)

В Нагорной проповеди Иисус объяснял то, как христианин должен распоряжаться своей земной жизнью, относиться к ближнему и самому себе. Спаситель не отменял 10 ветхозаветных заповедей, но усовершенствовал их, дополнил божественной мудростью, поставил новую цель для каждого человека. Приближаясь к Богу, люди могут найти истинную радость.

Согласно 9 заповедям блаженства, недостаточно просто отказаться от греха. Нужно развивать в себе противоположные злу добродетели, творить добро и вести высоконравственную духовную жизнь. Вот эти заповеди, которые должны быть руководством для христианского образа жизни каждого православного:

  1. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
  2. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
  3. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
  4. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
  5. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
  6. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
  7. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
  8. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
  9. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

Первая заповедь

Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное

Что значит это выражение, и почему нищие духом являются блаженными, объясняет в своих трудах Святитель Иоанн Златоуст.

Нищие духом видят то, что все имеющееся не принадлежит им изначально, а дается только по Божьей воле. Как бедняк не имеет ничего своего, так и смиренный человек понимает – на все принадлежащие ему таланты, умения, знания, здоровье, он не мог бы рассчитывать самостоятельно. Они даны по воле Божьей.

А уж тем более – на материальные блага, которые посылаются людям чаще всего в испытание, чтобы увидеть, как человек распорядится богатством и другими дарами, посланными ему. И это испытание, поверьте, значительно сложнее, чем испытание бедностью. Недаром Иисус говорил, что легче верблюду пролезть в игольное ушко, чем богатому – попасть в Царствие Небесное.

И нищие люди, которые относятся к своей имущественной, материальной нищете, как к воле Божьей, не ропщут, не пытаются любой ценой стать богаче, такие люди в те времена были образцом для подражания.

Ведь если к ним придет богатство, то они будут относиться к нему, как будто не имеют его. Именно так Спаситель ответил на вопрос, как же быть тем, кому всё идет само в руки. То есть, не станут делать культа из денег и золота, а будут лишь иметь возможность распорядиться богатством для дел любви и милосердия. Они не утратят смирения, не обретут гордости из-за того, что стали богаты.

Именно нищим духом Господь обещает Царствие Небесное. Поэтому нужно равняться на этот идеал, данный в первой заповеди. Смирение и сожаление о своих грехах — вот что является признаком нищих духом.

Нищим в этом смысле может назвать себя и банкир, обнаруживший, что его расходы неумолимо превысили доходы во время кризиса. Жаждущим может оказаться и великий художник, убедившийся в том, что его полотна не запечатлели и десятой доли его вдохновения.

Духовная нищета – это присутствие в структурах человеческого бытия некоторого незаполненного сосуда: такова женщина, еще не ставшая женой и матерью; таков праведник, обнаруживший в своем житии не наполненный любовью закон; таков спартанец из числа трехсот, отправленный в Спарту с донесением от царя Леонида и потому упустивший возможность героически погибнуть в блистательной и трагичной битве при Фермопилах.

Во-первых, это сила, производящая культурообразующее движение. Ни духовно бедные архангельские рыбаки-односельчане, ни духовно богатые дворянские дети Москвы не поняли Ломоносова, пешком пришедшего из Архангельска в столицу, в Славяно-греко-латинскую академию. Никому из них, самодостаточных и статичных, не суждено было вдохновенно дерзать в науке и основывать первый русский университет. Понять ту страсть к познанию, которая двигала первым русским академиком до самой смерти, может лишь тот, кто и сам стоял перед величием Истины, ощущая собственную ущербность и нищету.

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился,

И шестикрылый серафим

На перепутье мне явился.

Врачи указывают на хороший аппетит как на один из основных признаков здоровья. Утрата способности жаждать оказывается внешним отражением патологии – так духовно болен фарисей с переполняющим его чувством сытости. Сотворив человеческую душу по образу Своему, Бог создал бытие, комплементарное только Себе, могущее быть до конца наполненным только божественной Бесконечностью и Полнотой. Потому, оторванный от Создателя человек, способный наполняться до сытости зрелищами, театром, литературой, искусствами, наукой или пустыми развлечениями, изменяет собственной природе. Он фальшив, болен, неправилен.

Духовную нищету было бы неправильно отождествлять с личной слабостью характера, а ее носителей – с маргиналами. Вне зависимости от количества талантов и добродетели, богатства и социального успеха, нищие духом – это всего лишь подлинные люди, способные ощущать свою несамодостаточность перед лицом божественного совершенства. Эта нищета выражается в силе жажды, с которой душа ищет упокоения в своем Создателе, до поры утешаясь творением культуры, словно великой Песней о Потерянном Рае.

Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

Алексей Ильич Осипов — заслуженный профессор Московской духовной академии, доктор богословия, педагог, публицист, писатель, проповедник.

Не случайно именно с этого начинается Нагорная проповедь Христа.

Святые отцы говорят, что подлинный смысл самих слов учения Христа мы можем найти только в описаниях святых отцов. Через свой личный опыт своей духовной жизни они раскрыли, что же такое — нищие духом. Что же это означает?

Если любой человек примет решение жить по заповедям Евангелие (а не по принципам общечеловеческой нравственности). Если жить по общечеловеческим законам, то достаточно придерживаться следующего: не убивай, не воруй, не развратничай, не делай другому того, чего не хочешь себе.

Евангельская жизнь отличается от общечеловеческой нравственности. Чем? Тем, что речь идёт не просто о нравственности, как таковой. Речь идёт о духовной жизни, то есть о том, что в моей душе творится. К чему я стремлюсь? Какова цель моей жизни? Какие у меня мысли? Каковы мои желания? Каковы мои настроения? Мои чувства?

Целый мир, который никто не видит, кроме меня самого. И этот мир может быть принципиально отличным от той нравственности, которой я придерживаюсь вовне. Внешне может выглядеть всё очень даже пристойно. А внутри? Каких только гадостей нет.

Если человек примет христианство, не по крещению, а примет осознанное решение жить по христианским заповедям, то с чем он столкнется? Что значит жить по-христиански? Не завидовать, не лукавить, не лицемерить, не тщеславиться, не гордиться и так далее. То есть придерживаться того, чего никто, кажется, и не видит, и не заметит.

Человек, который принимает такое решение, вдруг сталкивается с невероятными вещами. Оказывается, я не могу не осуждать, не могу не тщеславиться, не могу не завидовать, не могу не объедаться… Вот это да! А я думал, что я хороший человек. И вдруг я начинаю понимать, что, оказывается, я ничего не могу.

Я ничего не могу. Это первая ступень осознания нищеты духовной. Эту нищету духа святые отцы называют смирением. Оно имеет множество ступеней. Увидеть свою немощность — это начальная ступень.

Если человек обращается к Богу с молитвой, если он смиряется, осознаёт собственную нищету, то Бог по мере его смирения даёт ему возможность постепенно исправляться. Но только по мере смирения.

Нет и не может быть истинной любви в человеке без смирения. Мера смирения определяет и меру любви в душе человеческой.

Все святые отцы решительно говорят, что нищета духовная, которая приобретается опытом христианской жизни, является основанием всей духовной жизни человека. Только на её основании можно приобрести Царство Божье.

Всё язычество, всё иудейство, всё католичество пронизано мыслью, что мы можем заработать Царство Небесное. Поклонами, молитвами, посещениями храмов, добрыми делами, пожертвованиями.

Богу не нужны все наши дары. Царство Божье только там, где есть нищета духа. Где нет нищеты духа — там нет Царства Божьего.

Всё язычество направлено на зарабатывание Царства Божьего, Христово учение — на очищение души.

И что главное в этом очищении? Приобретение нищеты духа. Смириться. Тогда человек получает Царство Божье, не как заработок, а как естественное соединение с духом Божьим. Без нищеты духовной никакого царства Божия быть не может.

Если мы говорим о христианстве, то это — основание духовной жизни.

Друзья, если было полезно, ставьте лайк. Подписывайтесь на канал. Будет над чем подумать! Все статьи канала здесь смотри в себя

Выражение из Евангелия (Матф., 5, 3) употребляется в значении: смиренные, лишенные гордости, а также: нищие умом, лишенные духовных интересов.

Словарь крылатых слов . Plutex . 2004 .

Смотреть что такое "Нищие духом" в других словарях:

Нищие духом — крыл. сл. Выражение из Евангелия (Матф., 5, 3) употребляется в значении: смиренные, лишенные гордости, а также: нищие умом, лишенные духовных интересов … Универсальный дополнительный практический толковый словарь И. Мостицкого

Нищие духом — Книжн. Неодобр. 1. О смиренных, лишённых чувства собственного достоинства людях. 2. О людях, лишённых духовных интересов. /em> Выражение из Евангелия. БМС 1998, 174 … Большой словарь русских поговорок

Нищие духом — смиренные, которые сознают свое несовершенство и недостоинство перед Богом и никогда не думают, что они лучше и святее других; полнейшее духовное смирение и самоуничижение, т.е. качества противоположные гордости, тщеславию, самолюбию … Краткий церковнославянский словарь

блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное — Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d esprit. Ср. Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное. Матф. 5, 3. Лук. 6, 20. См. праведному закон не писан. См. нищий духом … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Блаженны нищие духом, ибо их есть царство небесное — Блаженны нищіе духомъ, ибо ихъ есть царство небесное. Ср. Armuth des Geistes Gott erfreut, Armuth und nicht Armseligkeit. M. Claudius. Ср. Bien heureux les pauvres d’esprit. Ср. Блаженны нищіе духомъ, ибо ихъ есть царство небесное. Матѳ. 5, 3.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

нищий духом — (иноск.) смиренный Ср. Нищета ума спасает (о смирении). Ср. Но ты. иной. взалкавший пищи, Ты, что молитвою влеком, Высокий сердцем, духом нищий, Живущий мыслью со Христом. Гр. Б. Толстой. Иоанн Дамаскин. 10. Ср. У них не было впечатлений и… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

ЕВАНГЕЛИЕ. ЧАСТЬ I — [греч. εὐαγγέλιον], весть о наступлении Царства Божия и спасении человеческого рода от греха и смерти, возвещенная Иисусом Христом и апостолами, ставшая основным содержанием проповеди христ. Церкви; книга, излагающая эту весть в форме… … Православная энциклопедия

Заповеди блаженства — Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства (макари … Википедия

Евангельские заповеди о блаженствах — Основная статья: Заповеди Иисуса Христа Заповеди Блаженств, православная икона Заповеди блаженства в христианском вероучении, заповеди, данные Спасителем в … Википедия

Среди евангельских заповедей блаженств эта заповедь неслучайно употребляется первой. Она задает камертон слушателю или читателю, потому что в самом начале Нагорной проповеди и изложения заповедей блаженств говорит о самой главной христианской добродетели – смирении или смиренномудрии. Без нее любые другие добродетели могут оказаться бесполезными и даже послужить причиной падения и духовной гибели, поскольку могут подтолкнуть к самомнению и гордости. Именно гордость погубила даже самого светлого и совершенного ангела, действительно обладавшего всеми возможными достоинствами кроме одного – смирения или нищеты духа.

Нищие духом: трепещущие и склонившиеся в Духе

Что касается трепета или страха, то страх Божий книга Притч зовет началом премудрости (Пр. 1.7). Человеческое сердце несовершенно, и если считать, что правильное отношение к заповедям с самого начала исчерпывается любовью, то легко отдаться на волю собственных непросветленных склонностей. Ведь одна из необходимых добродетелей – недоверие к собственным порывам и напрашивающимся чувствам, понимание того, что это чаще всего стремления все того же ветхого человека, в которых много самоугождения, скрытого под разными благовидными предлогами. Правильная любовь, по Евангелию, хотя бы отчасти – это только то, что может появиться лишь со временем, после долгого и трудного духовного пути, восхождения.

Вот что по поводу страха Божия говорил Сергей Иосифович Фудель:

Читайте также: