Никон радонежский житие кратко

Обновлено: 02.07.2024

Преподобный Никон, игумен Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергея Радонежского († 1392; память 25 сентября и 5 июля), родился в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому († после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. Когда он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в сан священника.

Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с Преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, Преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.

После преставления Преподобного Сергия († 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с Преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (†1407, память 3 декабря). В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр († 1326; память 21 декабря) и Алексий († 1378; память 12 февраля) с Преподобным Сергеем и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления Преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца Преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа). Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея (Рублева) и Даниила (Черного). Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто Преподобному Сергию. До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с Преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки Преподобного Сергия.

При святителе Ионе (1448 - 1461) иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона, а в 1547 году ему было установлено повсеместное празднование. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.

В 1976 году в Троице-Сергиевой Лавре торжественно отмечалось 550-летие преставления преподобного Никона.

Преподобные Никон и Сергий Радонежские

Преподобные Никон и Сергий Радонежские

Вот почему одним из важнейших свидетельств о Преподобном становятся жития его ближайших учеников, из которых наиболее известен, пожалуй, преподобный Никон Радонежский – первый преемник Сергия в сане игумена. Что известно о нем? Что говорит о нем его житие? Почему Сергий избрал в наследники своему достоянию именно его, несмотря на его (относительно) молодой возраст, несмотря на то, что рядом были монахи более опытные, рядом были маститые старцы, знавшие Маковец еще утлой пустынькой, некогда терпевшей недостаток почти во всем и почти всегда? Действительно, если подумать, Никон пришел на все готовое в году, этак, 1368–1370 (житие не указывает точную дату, однако, учитывая отроческий возраст преподобного на момент его прихода в Троицкий монастырь, надо полагать, что это случилось приблизительно в эти годы), то есть к той поре, когда обитель прошла критический момент своей истории и вполне встала на ноги. Так почему же именно Никон стал преемником Сергия?

Для того чтобы вполне точно ответить на этот вопрос, необходимо внимательно проанализировать поэтику Никоновских Жития и Службы, написанных известным книжником XV века Пахомием Сербом. Какие черты характера преподобного особенно выделяются и подчеркиваются Пахомием? Как развивается сюжет его Жития? Какие образы и мотивы становятся ключевыми в его Службе?

Что же уравняло Сергия с его, как ясно, гораздо менее духовно одаренным учеником, что поставило их на равных в предстоянии Святой Троице? Ответ Пахомия в целом прост и однозначен: это, в первую очередь, талантливое ученичество Никона, его умение воспроизводить заданный духовный образец, подражать тому примеру, который видел он непосредственно перед своими глазами, и, во-вторых, беспрекословное послушание, послушание, возведенное в статус дара, таланта, исключительной способности, умение отречься от себя и от своей воли, подчинив себя благой воли старца, умение быть таким, каким хочет тебя видеть твой духовный наставник. Иными словами, Никон, прежде чем воспринять жезл управления обителью, долгое время – в течение многих лет – окормляется у Преподобного и, как видно, преуспевает в этом более, нежели другие. Как видим, Никон отнюдь не Колумб, не пионер, не первооткрыватель – он талантливый последователь Колумба, можно сказать, Америго Веспуччи, но именно от умения закрепить достижения первооткрывателя, застолбить найденную им дорогу, суметь провести по ней первые поколения конквистадоров зависит успех всей кампании.

Впрочем, другие вполне могли следовать ко Господу своим собственным путем, в той или иной мере сверяя свои часы, карты и компасы с Сергиевыми. Надо полагать, что сам Преподобный этому всячески способствовал. Сказать, что Сергий требовал от своих учеников послушания или так или иначе искал его в них, значило бы, конечно, исказить духовный облик игумена земли Русской. Однако Сергий, конечно, не отвергал путь послушания как один из кратчайших в Царствие Небесное. Насколько об это позволяют судить слова его Жития и самые поступки Преподобного, он принимал послушание как несомненную добродетель, однако всегда настаивал на том, что послушание должно быть добровольным, добровольной должна быть установка на воспроизведение образца как жизненный принцип, исключающий претензию на оригинальность. И именно таковым было послушание его ближайшего ученика.

Вот почему Никон – это в первую очередь послушник. Кстати, еще один близкий Сергиев ученик, взявший бразды правления в то время, когда Никон, удрученный тяжестью игуменской должности и сопряженных с нею забот, отошел от дел и предался безмолвию, – Савва, впоследствии ставший игуменом Сторожевского монастыря, – также отличался в первую очередь добродетелью послушания и был одним из ближайших Сергиевых учеников, ведь именно добродетель послушания была более всего востребована в поколении духовных детей Преподобного.

Главная роль Никона – это роль духовного проводника, передающего благодать Сергия новым поколениям иноков

Итак, на кон было поставлено слишком многое – дело всей жизни Преподобного, наследие трудов и молитв, поэтому действовать надлежало решительно и твердо. Между прочим, было бы интересно предположить, чьи шансы на возможный успех подвигли Сергия привлечь Троицкую братию к своего рода негласной присяге Никону…

Игуменство, возложенное на Никона преподобным Сергием, было важной миссией: надлежало спасать многих

Так, однажды, увидев явившегося ему Сергия с двумя святителями, Петром и Алексием, в тонком сне, Никон, очнувшись, восстает с постели и с поспешностью раскрывает двери своей кельи: три фигуры, мелькнув в отдалении, растворяются в предрассветной дымке. Сергий был близко, неизреченно близко, теперь, быть может, даже ближе, чем перед смертью. Вот почему Никон решается на уход с игуменского места лишь потому, что знает о наличии достойной себе замены – именно той, которую одобрил бы сам Преподобный: еще одного гения послушания – преподобного Саввы. Решение об уходе с занимаемой должности было отнюдь не спонтанным, напротив – перед нами продуманная рокировка, осуществляя которую, Никон получил все залоги того, что его место займет именно Савва; и, конечно, своим авторитетом, полученным в первую очередь в Сергиевом благословении, Никон поддерживал кандидатуру именно этого давнего Сергиева ученика, которому сам Преподобный еще при жизни вручил духовничество над всем монастырем.

Но что же было главным мотивом ухода Никона с игуменской должности? По всей видимости, именно тяготы этого многомятежного послушания, нежелание вовлекаться в рутину повседневных невзгод. По мысли одного талантливого, но необыкновенно идеологически ангажированного историка древнерусской агиографии И.У. Будовница, отказ преподобного [1] принять игуменство – лицемерный спектакль, который тот разыгрывает, прежде чем взять в руки настоятельский жезл. Однако уже скупые сведения Никонова Жития позволяют задуматься над тем, какая титаническая внутренняя борьба сомнений и долга (если не я, то кто?) проходила в душе преподобного в тот момент, когда он соглашался принять игуменский сан.

Преставление Преподобного Сергия

Преставление Преподобного Сергия

Поход Едигея на Москву. Миниатюра из Лицевого свода

Поход Едигея на Москву. Миниатюра из Лицевого свода

Поднятие из руин Троицкой обители осмысляется как мистическая победа Никона над силами зла


Церковь была выстроена в 1422 году, незадолго до смерти Никона (в 1426 году): преподобный видимо торопился и – успел. Успел пригласить Андрея Рублева вместе с Даниилом Черным, которые после росписи Троицкого собора успели расписать еще лишь один храм – собор Андроникова монастыря, после чего оба с миром отошли ко Господу.

Удивительно, однако все это могло и не случиться: ни устроение храма, ни многолетнее игуменство, ни долгосрочная жизнь в Сергиевой келье.

Отрок упорно стоял на своем: он должен, непременно должен стать монахом!

Преподобные Сергий и Никон Радонежские

Преподобные Сергий и Никон Радонежские

Преподобный Никон Радонежский. Икона месячной минеи. (Государственный Эрмитаж)

Преподобный Никон Радонежский. Икона месячной минеи. (Государственный Эрмитаж)

Преподобный Никон, Игумен Радонежский, чудотворец (+ 1426)

Память его празднуется 17 нояб. в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых,6 июля вместе с Собором Радонежских святых и 16 июля вместе с Собором Российских чудотворцев, прославленных свт. Макарием в 1547 и 1549 гг.


Троице Сергиев монастырь, который был передан в управление прп. Никону Сергием Радонежским, после ухода его на покой

Прп. Никон родился в 1350 г. в городе Юрьеве-Польском, недалеко от Радонежа. С детства ему много приходилось слышать о радонежском подвижнике, и сильно горело в нем желание видеть его и подвизаться под его руководством. Со слезами просил он у Господа этой милости. В ранней юности оставил он родительский дом, пошел к прп. Сергию (память его 25 сент.) и умолял принять его в число своих учеников. Но потому ли, что преподобный игумен счел, что рано юноше, требующему особого руководства, вступать в общество старцев подвижников, потому ли, что, провидя в нем своего преемника, желал, чтобы он явился этому обществу уже в зрелом возрасте, облеченный в сан пресвитера, — но только прп. Сергий не принял юношу, а отослал его в Серпухов к любимому ученику своему, прп. Афанасию, игумену серпуховского Высоцкого монастыря (память его 12 сент.), имевшему дар руководства.

Лишь когда прп. Никону было лет 30 и он был уже рукоположен в сан пресвитера, Афанасий благословил его идти в Радонежскую пустынь. Теперь прп. Сергий принял его с любовью и для начала благословил ему служить братии, а когда он явил им свои великие духовные достоинства, то взял его в свою келью, под свое неусыпное прозорливое руководство, и поставил его вторым после себя. А когда за шесть месяцев до кончины прп. Сергий удалился на безмолвие, то поручил ему весь монастырь, причем завещал твердо соблюдать устав и не оставлять трудов, но быть в них всегда первым примером для братии.

По кончине прп. Сергия прп. Никон был поставлен игуменом на место его. Горько оплакал прп. Никон кончину своего великого наставника и в точности исполнил волю его, заботясь о братии с любовью. Но вскоре и сам ушел на безмолвие, поручив монастырь прп. Савве, третьему игумену Сергиевой пустыни.
Через 6 лет прп. Савва (память его 3 дек.) по просьбе звенигородского князя Юрия Димитриевича переселился на Сторожевскую гору под Звенигородом для основания там монастыря, и прп. Никон оставил свое уединение и опять принял на себя настоятельство. В 1408 г., во время нашествия хана Едигея, ему явились святители Петр и Алексий с прп. Сергием и сказали, что по воле Божией обитель его будет разорена, но потом еще более процветет. Когда они стали незримы, прп. Никон поспешно вышел из кельи и увидел, что явившиеся идут к церкви. При приближении Едигея он успел с братией вовремя удалиться и спасти книги, священные сосуды и утварь прп. Сергия.

Погребен он был у южной стены собора, против места погребения прп. Сергия; над могилой его была воздвигнута церковь, где он почивает до сего дня под спудом вместе с некоторыми другими учениками и сподвижниками прп. Сергия. К лику святых он был причислен в 1547 г. Являлся он часто вместе с прп. Сергием. Так, вместе они явились московскому купцу Симону и исцелили его. Вместе же явились в Смутное время защитникам осажденной Троице-Сергиевой лавры. В 1846 г. прп. Никон явился больному монаху Гавриилу и исцелил его.

Родился в Юрьев-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к преподобному Сергию и просил постричь его в иноческий образ. Преподобный Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и дал ему испытание - послал к своему ученику преподобному Афанасию Высоцкому. Но и преподобный Афанасий не сразу принял его. Лишь видя неотступность отрока, он постриг его в иноческий чин. Преподобный Никон, живя у него, упражнялся в молитве, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте.

По достижении совершеннолетия он был рукоположен в сан священника.

Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его увидеться с преподобным Сергием. Преподобный Сергий, весело взглянув на него, сказал: "Хорошо, что ты пришел, чадо Никон", и любезно принял его. Он повелел преподобному Никону служить братии. Целые дни проводил ученик в монастырских делах, а ночи - в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался его жизнью. Получив о нем особое извещение, преподобный Сергий повелел ученику пребывать с собой в одной келлии, чтобы сделать его участником духовного преуспеяния. Он с любовью поучал его и много разъяснял сущность духовной жизни. Преподобный Сергий поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, когда предался безмолвию, назначил ученика своим преемником.

После преставления преподобного Сергия (+ 25 сентября 1392) он с любовью поддерживал все, что было установлено основателем обители. Он имел обыкновение обходить все монастырские службы, но никогда не оставлял и общих дел, трудясь наравне с братией. Но бремя настоятельства тяготило преподобного Никона. Вспоминая свою безмолвную жизнь сначала в Серпуховском Высоцком монастыре, а затем с преподобным Сергием, он оставил настоятельство и уединился в особую келлию. Шесть лет обителью руководил преподобный Савва Сторожевский (+1407).

В 1400 году он основал свой монастырь под Звенигородом, и братия умолила преподобного Никона снова принять настоятельство. Он согласился, но назначил себе на каждый день известное время для безмолвия, чтобы наедине предстоять Богу. Когда разнесся слух о нашествии на Русскую землю хана Едигея (1408), преподобный Никон усердно молился Богу о сохранении обители. В тонком сне ему явились святители Московские Петр (+ 1326) и Алексий (+ 1378) с преподобным Сергием и сказали, чтобы он не скорбел о разорении обители, которая не запустеет, а еще более распространится. Иноки ушли из обители, захватив святыни и келейные вещи, а когда вернулись, то увидели, что их возлюбленное место обращено в пепелище. Но преподобный Никон не впал в уныние, а подвиг братию на новые труды. Прежде всего был построен деревянный храм во Имя Пресвятой Живоначальной Троицы и освящен в 1411 году в день преставления преподобного Сергия, 25 сентября. Обитель восстанавливалась, и преподобный Никон предпринял построение каменной церкви над гробом своего духовного отца преподобного Сергия. Во время копания рвов для фундамента 5 июля 1422 года были обретены нетленные мощи преподобного Сергия. При общей радости святые мощи положили в новую раку и поставили в перенесенную на новое место деревянную церковь (ныне на этом месте храм в честь Сошествия Святого Духа).

Новую каменную церковь преподобный Никон воздвиг во Имя споспешествовавшего ему в этом в Троице славимого Бога, в память и похвалу духовному отцу своему, святые мощи которого он перенес в новосозданный храм. Для украшения храма преподобный Никон пригласил лучших иконописцев, преподобных иноков Андрея Рублева и Даниила Черного. Тогда преподобный Андрей и написал икону Живоначальной и Пресвятой Троицы, воплотив в ней то, что было открыто преподобному Сергию.

До конца жизни заботился преподобный Никон об устроении Троицкой церкви. В предсмертном видении ему было показано место будущего упокоения вместе с преподобным Сергием. Он призвал братию и дал ей наставления. Причастившись Пречистого Тела Христова и Честной Крови Его, преподобный Никон дал братии последнее благословение и сказал: "Пойди, душе моя, туда, где тебе уготовано пребывать, пойди с радостию: Христос зовет тебя". Осенив себя крестным знамением, преподобный Никон скончался 17 ноября 1426 года. Он был погребен близ раки преподобного Сергия.

При святителе Московском Ионе иеромонах Пахомий Логофет написал службу и житие преподобного Никона. Общецерковное прославление святого Русской Церковью последовало на Московском Соборе в 1547 году. В 1548 году над гробом преподобного Никона была построена церковь его имени, а в 1623 году на ее месте устроена новая, в которой и почивают под спудом святые мощи преподобного Никона.

Молитвы

Тропарь Никону, игумену Радонежскому

Послушания добрый рачитель быв, преподобне Никоне приснопамятне, Церковь бо прекрасну Святыя Троицы в похвалу отцу твоему воздвигл еси. Тем же и мы, чада твоя, любовию вопием ти: слава Давшему ти крепость, слава Венчавшему тя, слава Действующему тобою всем исцеления.

Тропарь Сергию и Никону, Радонежским

Яко трисветлаго солнца светозарныя звезды, Тройческим светом озаряете сердца верных,сосуды Света Пресвятыя Троицы явльшеся,и предивным вашим житием иноком бысте твердии законоположителие, и церквам благолепие, и благоверным, и святителем, и всем людем,вся бо демонския скверны отгнавше отсюду вашими чистыми учении и делы, добре упасосте стадо, собранное вами, но и ныне молим вас: посещайте чад своих, яко имущие дерзновение ко Святей Троице, Богомудре, Сергие с чудным учеником своим Никоном, и молите Христа Бога да спасет души наша.

Использованные материалы

Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

Читайте также: