Николай михайлович коркунов юрист кратко

Обновлено: 04.07.2024

В статье рассматриваются взгляды известного дореволюционного юриста Н.М. Коркунова на проблемы общей теории права рамках социологического варианта позитивизма. Последовательно анализируется мнение мыслителя относительно взаимоотношения права и закона, морали, свободы, закона и подзаконных актов, а также взаимодействие права и государства.

Ключевые слова

Текст научной работы

Николай Михайлович Коркунов (1853— 1904) принадлежит к плеяде выдающихся российских правоведов конца XIX - начала XX столетия. Научные интересы этого учёного весьма разнообразны. Он рассматривал как проблемы общей теории права, так и многие отрасли законодательства. Научные труды этого мыслителя существенно повлияли на последующее развитие этих наук, особенно общей теории права. Вместе с тем, несмотря на заслуги Н.М. Коркунова в развитии отечественного правоведения, его правовая теория по ряду причин не привлекала достаточно пристального внимания исследователей.

Основой правовой доктрины мыслителя послужила философия позитивизма в том виде, в каком она была разработана французским социологом О. Контом. Н.М. Коркунов разрабатывает теорию права в рамках социологического варианта позитивизма. Социологическое направление в теории права и государства методологически исходило из того, что существование и развитие права и государства определяются общественными факторами. Большое внимание представители этого направления придавали изучению общественных интересов и отношений, классификации социальных групп, исследованию психологических и моральных основ государства и права.

Примечательно, что Н.М. Коркунов противопоставляет не только право и закон, но и закон, и подзаконные акты. Правда, различие между Законом и Указом проводится в первую очередь по формальному признаку: в зависимости от органа, издавшего юридическую норму. Отсюда устанавливается различие понятий закона в формальном смысле - это только акт законодательного органа и в материальном смысле - это любая юридическая норма, установленная органом государства. Однако он затрагивает вопрос и содержательного отличия. Предмет закона составляют более важные юридические нормы, а предмет указа - менее важные юридические нормы (или разграничиваемые и охраняемые законом интересы) [2, с. 32].

Таким образом, Н.М. Коркунов был авторитетным ученым социологического и философского приемов изучения права в противоположность доминирующей формалистической ориентации догматической юриспруденции. Основа права – в индивидуальном сознании, в котором Коркунов различает субъективный и одновременно социально-психологический аспекты. Он отходит от чистой позитивистской (этатистской) парадигмы, но при этом является критиком естественно-правового направления, в котором превозносятся нормативно-ценностные определения права. Н.М. Коркунов отвергает понимание права через призму свободы, так как право в данном случае несправедливо выполняет разделяющую функцию. Исходя из этого, взгляды мыслителя, на право можно смело назвать либерально-консервативными, отражающие перемены противоречивого сознания русской интеллигенции второй половины XIX века.


Коркуно́в Николай Михайлович (14 (26) марта 1853, Санкт-Петербург — 27 ноября (10 декабря) 1904, станица Удельная Ленинградской области) — российский учёный-юрист, философ права. Профессор, специалист по государственному и международному праву. Преподавал в Санкт-Петербургском университете. Разрабатывал социологическое направление в юриспруденции.

Содержание

Биография

Родился 14 (26) марта 1853 в семье Михаила Андреевича Коркунова (1806—1858), видного русского историка и археолога, академика Санкт-Петербургской Императорской академии наук.

В 1874 году он окончил курс обучения на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, получив золотую медаль за сочинение по государственному праву.

В 1876 году стал преподавателем энциклопедии права в александровском лицее, а с 1878 года и в Санкт-Петербургском университете (стал заведывать кафедрой государственного права после смерти А. Д. Градовского). С 1879 года читал лекции по государственному праву иностранных государств и основам международного права в военно-юридической академии.

В 1893 году он защитил в Юрьевском (Дерптском) университете диссертацию на степень магистра государственного и международного права, а в следующем году — на степень доктора в Санкт-Петербургском университете, где потом стал ординарным профессором государственного права.

В 1893 году Н. М. Коркунов был также назначен членом комиссии для кодификации основных законов Финляндии.

Правовые и философские взгляды

Для Н. М. Коркунова характерен социологический подход к изучению проблем государства и права.

Его правовые идеи основывались на закономерностях развития общественных явлений. Поэтому он критиковал господствовавшую тогда школу естественного права, выдвигающую в праве на первый план момент воли и требующей строгого разграничения догматического правоведения от социологии и истории. В трудах М. Н. Коркунова историко-социологический элемент играл значительную роль, он не признавал тогдашних немецких авторитетов в правовой науке и внимательно относится к специфическим явлениям русского юридического и политического быта, тем самым часто идя в разрез с общепринятыми учениями.

Право, по определению Н. М. Коркунова, есть не просто защита интересов, но разграничение их. Разграничение интересов, составляющее содержание правовых норм, совершается в двоякой форме:

  1. Путём поделения объекта пользования в частичное, индивидуальное обладание;
  2. Путём приспособления его к совместному пользованию многих.

Этим он обусловливал различие частного и публичного права.

Кладя в основание социума общность интересов субъектов и связывая его специфику со способностью образования идеалов, Н. М. Коркунов концентрировал внимание в первую очередь на духовных факторах общественной жизни и субъективистских мотивах.

С таким видением власти тесно связан и взгляд автора на теорию разделение властей. Признание государства как отношение многих лиц устранило возражение, которое немецкие юристы использовали против теории Монтескьё — указание на несовместимость её с единством государственной воли.

Возведением принципа разделения властей к более общему началу совместного властвования, по мнению Коркунова, объясняло признание за правительством самостоятельного права издавать общие юридические правила в административном порядке. Установление юридических норм в двоякой форме — законов и подзаконных правительственных распоряжений (указов) — служит лишь одним из проявлений совместности властвования. Взаимное сдерживание государственных органов выражается здесь в том, что указы имеют юридическую силу только при условии непротиворечия законам. Причём, истинная гарантия такого соотношения между указами и законами лежит не в существовании народного представительства и не в ответственности министров, а в праве суда проверять юридическую силу указов.

То есть он указывал, что институты народного представительства и ответственности правительства перед парламентом являются второстепенными, а главной гарантией законности должен быть независимый суд, имеющий право проверять на соответствие законам всех подзаконных актов правительства.

Поэтому Н. М. Коркунов обосновал, что разделение законодательной функции и исполнительной возможно и в абсолютной монархии. Тем самым он выражал идеи правового государства и стремился применить эту идею к российским условиям самодержавия.

Он не дожил до первой русской революции и учреждения российского парламента, скончавшись 27 ноября (10 декабря) 1904.

Библиография

  • Коркунов Н. М. Лекции по энциклопедии права, читанные проф. СПБ. университета Н. М. Коркуновым в 1879/80 акад. году. — [Санкт-Петербург]: лит. Пазовского, [1880] — 232 с.
  • Коркунов Н. М. Государство и его элементы. (без даты).
  • Коркунов Н. М. О научном изучении права. — СПб, 1882.
  • Коркунов Н. М. Лекции по общей теории права. — СПб., 1886. (3-е изд. 1894).
  • Коркунов Н. М. Международное право. — СПб, 1886.
  • Коркунов Н. М. Общественное значение права. — СПб., 1890.
  • Коркунов Н. М. Сравнительный очерк государственного права иностранных держав. I. — СПб., 1890.
  • Коркунов Н. М. Русское государственное право. Т. 1-2. — СПб., 1892—1893. (Магистерская диссертация).
  • Коркунов Н. М. Русское государственное право. — СПб., 1893.
  • Коркунов Н. М. Указ и закон. — СПб., 1894. (Докторская диссертация).
  • Коркунов Н. М. История философии права. — СПб, 1896.
  • Коркунов Н. М. Пропорциональные выборы. — СПб, 1896.
  • Коркунов Н. М. Курс истории философии права. — СПб., 1896, 1898.


Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Право не может оцениваться в терминах справедливости

Значительное внимание Н.М. Коркунов уделил теории разделения властей. Основная гарантия правового государства, по его мнению, заключается в существовании независимого суда. Именно право суда осуществлять судебную проверку актов правительства и парламента составляет такую гарантию, а вовсе не наличие институтов народного представительства.

Коркунов был убежденным сторонником либеральных реформ, но признавал самодержавную форму власти и считал ее оптимальной для России.

Примечания

* См.: Зорькин В.Д. Теория права Н.М. Коркунова // Правоведение. 1978. № 3. С. 81.

Цитируется по изданию: Крашенинников П. Серебряный век права. М., 2017, с. 80-81.

Правовед и социолог

Современные культурные общества, где потребность духовного общения и идеальная связь их членов сильнее, чем в первобытных человеческих союзах, обладают несравнимо большими возможностями для формирования идеалов, могущими стать основой широкого гражданского единения и средством проведения социальных реформ. В рамках взаимосвязи социальных причин и действий личность формирует свое собственное целеполагание в созданном ее психикой идеальном мире. Являясь отчасти продуктом общества и одновременно будучи включенным в различные социальные группы (семья, церковь), личность тем не менее есть самостоятельное начало со своими интересами, способное вступать в конфликт с общественным строем. Поскольку социальная организация нормативна, человеческая деятельность, по Коркунову, подчинена действию технических и этических норм.

Технические нормы (правила гигиены, грамматики, строительства и т. п.) объективны по содержанию, сфера их применения ограничена частными задачами, их нарушение не ведет к дезорганизации общественных процессов. Выполнение этических норм, по происхождению субъективных, направлено на достижение общего интереса, поэтому они отличаются единством (единообразное понимание), универсальностью (использование во всех случаях жизни) и императивностью (обязательностью требований, имеющих целью согласовать интересы личности и общества). В свою очередь, этические нормы делятся на нравственные (нравственность) и юридические (право). Как полагает Коркунов, нравственность решает более общие задачи, чем право: служит критерием оценки интересов, устанавливает их иерархичность по степени значимости (частный, общий), является руководящим началом человеческой деятельности в целом. Однако нравственные нормы, ориентированные на внутреннюю организацию личности и субъективные по своей природе, не в состоянии урегулировать интересы двух и более лиц. Правовое поведение основано на обязанности выполнять вытекающие из чужого права требования и соблюдать установленные нормами границы сталкивающихся интересов. Коркунов наделяет право координирующей ролью во взаимоотношениях личности и общества. Рождаясь и развиваясь в индивидуальном правосознании, юридические нормы постепенно облекаются в признанную людьми форму обычая, судебной практики, закона, становятся объективным фактором общественной жизни. Право начинает подчинять себе деятельность отдельных лиц в силу того, что оно признается ими как должный порядок общественных отношений, выступает как их субъективное представление о норме поведения. Культурный прогресс общества проявляется в зрелости правосознания личности, в ее способности с помощью права достичь оптимального на данном историческом этапе сочетания своих интересов с общественными.

По Коркунову, человеческое общение имеет две формы: непроизвольное, возникающее помимо воли людей (семья, нация, государство), и произвольное, образующееся по их согласию (акционерные компании, клубы, ученые общества). Непроизвольное общение может основываться на единстве происхождения (семья, род), совместной жизни (община, государство) или интересов (общество); при этом первый тип общения находится под влиянием прошлого, второй - настоящего, третий - будущего. С этих позиций Коркунов рассматривает государство как общественный союз, в котором осуществляется принудительное властвование над свободными людьми. При этом авторитет велений органов государственной власти базируется не на внешней физической силе, а на признании их обязательными со стороны общества. Власть государства простирается настолько, насколько граждане сознают себя от него зависимыми. Таким образом, государственная власть есть сила, обусловленная не волей властвующего, а сознанием зависимости от него подвластного. Поскольку для личности естественно противопоставлять интересу власти свои индивидуальные интересы, отстаивая и оберегая их, это приводит к созданию юридических норм, разграничивающих сталкивающиеся интересы власти и отдельных лиц, к ограничению власти правом. Действия власти должны соответствовать правосознанию подвластных, их представлению о государстве, его отношению к праву, личной и общественной свободе.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, с. 295-296.

Сочинения: Общественное значение права. Спб., 1890; Русское государственное право. В 2 т. Спб., 1892-1893; Указ и закон. Спб., 1894; Лекции по общей теории права. Спб., 1904; История философии права. М., 2011.

Литература: Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978; Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978; Экимов Э. А. Коркунов. М., 1983; История политических и правовых учений. XIX в. М., 1993.

Право защищает и разганичивает интересы

Коркунов Николай Михайлович [14(26)04.1853—27.11(10.12). 1904] Сын Михаила Андреевича Коркунова (1806 – 1858), видного историка и археолога, академика Санкт-Петербургской Императорской академии наук.

Николай Михайлович Коркунов окончил курс на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, в 1876 г. выступил преподавателем энциклопедии права в Александровском лицее и в Санкт-Петербургском университете, с 1879 г. читал государственное право иностранных государств и основания международного права в Военно-юридической акад., в 1893 г. защитил в Юрьевском (Дерптском) университете диссертацию на степень магистра государственного и международного права, а в следующем году — на степень доктора в Санкт-Петербургском университете, куда и был назначен (в 1894 г.) ординарным профессором государственного права.

В 1893 г. назначен членом комиссии для кодификации основных законов Финляндии. Коркунов принадлежал к числу противников господствовавшей школы, выдвигавшей в праве на первый план момент воли и требовавшей строгого разграничения догматического правоведения от социологии и истории. В трудах Коркунова историко-социологический элемент играет важную роль; юридические конструкции постоянно освещаются политическими соображениями. Коркунов в своих научных трудах не был подвержен исключительному влиянию немецких авторитетов, стремясь самостоятельно применять и развивать их теории. Он внимательно относился к специфическим явлениям русского юридического и политического быта, нередко, однако, без достаточных оснований идя в разрез с общепринятыми учениями, плодом созидательной работы многих поколений.

В основу своего правопонимания Коркунов кладет йеринговскую теорию интереса, но вносит в нее существенное изменение. Право, по определению Коркунова, есть не просто защита интересов, но разграничение их. Юридические нормы разграничивают интересы различных субъектов, в отличие от норм технических, указывающих средства достижения определенной цели, и нравственных правил, дающих сравнительную оценку различных интересов одного и того же лица. Разграничение интересов, составляющее содержание правовых норм, совершается в двоякой форме: 1) путем “поделения” объекта пользования в частичное, индивидуальное обладание и 2) путем приспособления его к совместному пользованию многих. Этим обусловливается различие частного и публичного права.

Свою точку зрения на государственную власть Коркунов характеризует названием субъективного реализма, противополагая ее с одной стороны "наивному" объективному реализму, отожествляющему власть с личной волей властителя, с другой стороны — метафизическому объективному идеализму, признающему власть волей государства, как особого субъекта, отличного от составляющих его личностей. С точки зрения субъективного реализма, государство — не лицо, а юридическое отношение, в котором субъектами права являются все участники государственного общения, начиная с монарха и кончая последним подданным, а объектом служит государственная власть, как предмет пользования и распоряжения.

С этой конструкцией тесно связан и взгляд автора на разделение властей. Признание государства отношением многих лиц устраняет то принципиальное возражение, которое немецкие юристы выставляют против теории Монтескье — именно, указание на несовместимость ее с единством государственной воли. При безусловном единстве власти, как силы, служащей объектом отношения, возможно разделение распоряжения властью или так наз. разделение властей. Но учение Монтескье нуждается в обобщении. Взаимное сдерживание органов власти, обеспечивающее свободу граждан, достигается не только обособлением тех или других определенных функций государственной власти (законодательства, управления и суда), но вообще "совместностью властвования" которое находит проявление в троякой форме: 1) в осуществлении одной и той же функции несколькими независимыми друг от друга органами; 2) в распределении между несколькими органами различных, но взаимно-обусловленных функций; 3) в осуществлении различных функций одним органом, но различным порядком. Возведением принципа разделения властей к более общему началу совместного властвования, по мнению Коркунова, объясняется признание за правительством самостоятельного права издавать общие юридические правила в административном порядке. Установление юридических норм в двоякой форме — законов и правительственных распоряжений (указов) — служит лишь одним из проявлений совместности властвования. Взаимное сдерживание государственных органов выражается здесь в том, что указы имеют силу только под условием непротиворечия законам. Истинная гарантия такого соотношения между указами и законами лежит не в существовании народного представительства и не в ответственности министров, а в праве суда проверять юридическую силу указов. Поэтому отделение законодательной функции от правительственной возможно и в абсолютной монархии, где оно подходит под третью форму совместного властвования. Руководясь этими положениями, К. признает существование формального различия между законодательством и верховным управлением и в нашем праве. Законом он считает веление верховной власти, состоявшееся при участии государственного совета; все остальные общие правила, исходящие от монарха, причисляются им к категории Высочайших указов, издаваемых в порядке управления.

Заметка подготовлена: Тесля А.А., Тесля Е.А. на основании биографических статей в: 1)Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона; 2) Русского биографического словаря А.А. Половцева.

Сочинения:

Русское государственное право. В 2 т. Спб., 1892-1893;

История философии права. М., 2011.

Статьи К. по отдельным юридическим вопросам помещались в "Юридической Летописи", "Журнале Гражд. и Уголов. права", "Журнале Мин. Юстиции", "Журнале Мин. Народ. Просвещения".

Литература:

Зорькин В. Д. Позитивистская теория права в России. М., 1978;

Социологическая мысль в России: Очерки истории немарксистской социологии последней трети XIX - начала XX века. Л., 1978;

Коркунов Николай Михайлович

Коркунов Николай Михайлович - выдающийся государствовед (1853 - 1904). Окончил курс на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета; читал энциклопедию права в Александровском лицее и Санкт-Петербургском университете, государственное право иностранных держав и международное право - в военно-юридической академии; после смерти А.Д. Градовского занял кафедру государственного права в Санкт-Петербургском университете; получил степень магистра за "Курс русского государственного права", степень доктора - за диссертацию: "Указ и закон".

Работал в кодификационном отделе и в комиссии, кодифицировавшей финляндские законы. Наибольшей известностью пользуются его курсы "Общей теории права" (переведено на несколько иностранных языков) и "Русского государственного права" (семь изданий); посмертные издания "Курса" редактированы и дополнены: общая часть - Горенбергом, Соколовым и Аваловым , особенная часть - Горенбергом (1909 - 1913). "Общая теория права" составляет поныне наиболее полный и цельный курс энциклопедии права; Коркунов выступает в ней учеником Геринга, значительно дополняя теории своего учителя.

Право, по учению Коркунова, есть не защита, а разграничение интересов; юридические нормы разграничивают интересы субъектов права, в отличие от норм технических, дающих средства к достижению целей; нравственные нормы дают оценку интересов и поступков самого субъекта, в отличие от права, касающегося отношений между субъектами. Разграничение интересов правовыми нормами происходит двояким путем: разделением объекта пользования и приспособлением его к общему пользованию; на этой идее основано различие между частным и публичным правом. В "Общей теории права" обоснованы были и главнейшие положения Коркунова в области общего государственного права, подробнее развитые в его двух диссертациях.

Государство, по учению Коркунова, является юридическим отношением между властвующими и подвластными; государственная власть есть не столько воля, сколько сила, которой граждане обязаны подчиняться, но подчиняться сознательно; только сознательное подчинение способно создавать правовое государство. Эту теорию сам автор назвал субъективным реализмом; если государство - юридическое отношение, то субъектом являются все участники этого отношения, от монарха до последнего подданного, а объектом - государственная власть. Эта основная теория Коркунова в настоящее время совершенно оставлена (см. Дьяконов , "Новая политическая доктрина", "Журнал Министерства Народного Просвещения", 1894, сентябрь; Алексеев , "К учению о юридической природе государства и государственной власти", "Русская Мысль", 1894, II; Сергеевич , "Новые учения в области государственного права", "Журнал Министерства Юстиции", 1894; ответ Коркунова там же, 1895, 2).

Коркунов не создал школы, несмотря на свои дарования. Причину тому можно видеть в политическом характере его учений; он был идеологом "правового самодержавия". Одним из наиболее важных средств к обоснованию автократического государственного строя он считал необходимость точного разграничения понятий закона и указа; в обоих случаях устанавливаются общие юридические нормы, но в существенно различных формах. На этой теории Коркунов строил разделение властей, как различных функций государственного властвования. Политической гарантией правового строя, по его мнению, могла являться единственно судебная проверка государственных и правительственных актов; не парламент или народное представительство, а суд должен проверять юридическую силу этих актов. Ни история, ни практика иностранных государств не оправдывают этих взглядов Коркунова; при господстве абсолютизма нигде не удалось установить судебную независимость; в неограниченной монархии безусловно невозможно провести различие между законом и указом, так как источником всех юридических норм является монарх, которого не могут стеснить какие бы то ни было формы проявления его воли.

В русском праве Коркунов обосновывал понятие закона на необходимости участия в его издании государственного совета (в отличие от Градовского, считавшего, что признаком отличия закона от указа является подпись монарха); все остальные проявления воли монарха Коркунов считал указами. В настоящее время русская наука прочно установила ошибочность этого взгляда. Другие труды Коркунова: "История философии права" (1-е издание, Санкт-Петербург, 1908), "Общественное значение права" (Санкт-Петербург, 1890), "Сравнительный очерк государственного права иностранных держав" (Санкт-Петербург, 1890), "Пропорциональные выборы" и ряд статей в "Юридической Летописи", "Журнал гражданского и уголовного права", "Журнал Министерства Юстиции" и другие. Эти статьи были изданы в 1898 году в "Сборнике статей 1877 - 1897 годов", с приложением полного библиографического указателя работ Коркунова. С.А. Корф.

Читайте также: