Николай александрович корф кратко
Обновлено: 05.07.2024
Барон Николай Александрович Корф ( 2 (14) июля 1834 ( 18340714 ) , Харьков — 13 (25) ноября 1883, Харьков) — известный русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ.
Содержание
Биография
Родился в Харькове в 1834 году. Николай Александрович происходил из семьи Корфов, к которой принадлежали президент Академии Наук Иоганн Альбрехт Корф и граф М. А. Корф. На втором году жизни Николай Александрович остался круглым сиротой. Первоначальное образование получил в семье Градовских (в Воронежской губернии), где существовала домашняя школа, затем в учебном заведении Крюммера в г. Верро, Лифляндской губернии, и, наконец, в Петербургском пансионе А. Я. Филиппова. Окончив курс, в 1854 году, в Александровском лицее, Корф поступил на службу в департамент министерства юстиции, но через полтора года, несмотря на увещевания знатных родственников, уехал в деревню, женился, стал заниматься хозяйством, принимал участие в дворянских собраниях, немало способствуя осуществлению на месте крестьянской реформы.
Земский деятель
Настоящая общественная деятельность барона Корфа начинается с введением земских учреждений: он был уездным гласным Александровского уезда Екатеринославской губернии, почетным мировым судьей, затем председателем мирового съезда. Деятельность его сосредоточилась, главным образом, на постановке школьного дела в уезде.
Народные школы Корфа
Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы, которую ведет один учитель, с 3 отделениями в одном классе. Избранный членом училищного совета от земства, Корф сумел победить равнодушие к народному образованию, и открытие школ в уезде пошло быстро.
Публицист и автор школьных пособий
В Швейцарии
Снова в России
О нём
Родовая усадьба
Родовая усадьба барона Корфа находилась в селе Нескучное Великоновосёлковского района Донецкой области. После смерти барона Корфа в его родовую усадьбу ежегодно на лето приезжал Владимир Иванович Немирович-Данченко вместе со своей семьёй. В 1993 году в этой усадьбе был открыт музей Немировича-Данченко. В музее также хранятся и личные вещи Николая Александровича Корфа.
Библиография
- Олександр БугайовТрудар народної школи із Нескучного // Український світ. — 2005. — № 4-6. — С. 29-30.
Ссылки
- Корф, Николай Александрович // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб. , 1890—1907.
- Корф, Николай Александрович — статья из Большой советской энциклопедии
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
- Переработать оформление в соответствии с правилами написания статей.
- Проставить для статьи более точные категории.
- Персоналии по алфавиту
- Родившиеся 14 июля
- Родившиеся в 1834 году
- Родившиеся в Харькове
- Умершие 25 ноября
- Умершие в 1883 году
- Умершие в Харькове
- Выпускники Александровского лицея
- Персоналии:Донецкая область
- Педагоги Украины
- Педагоги Российской империи
- Корф
- Сироты
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое "Корф, Николай Александрович" в других словарях:
Корф Николай Александрович — Корф, Николай Александрович, барон общественный деятель и публицист. Родился в Харькове в 1834 году. Окончил курс в Александровском лицее, поступил на службу в департамент министерства юстиции, но через полтора года уехал в деревню, стал… … Биографический словарь
Корф Николай Александрович — [2(14).7.1834, Харьков, ≈ 13(25).11.1883, там же], барон, русский педагог и методист, деятель в области народного образования. В 1854 окончил петербургский Александровский лицей и некоторое время служил в министерстве юстиции, но вскоре оставил… … Большая советская энциклопедия
КОРФ Николай Александрович — (1834 83) российский педагог, методист начального обучения, организатор земских школ. Учебник Наш друг (1871), методическое руководство для учителей сельских школ, работы по педагогике … Большой Энциклопедический словарь
Корф Николай Александрович — (барон) известный русский общественный деятель и публицист, род. в Харькове в 1834 г. Первоначальное образование получил в семье Градовских (в Воронежской губ.), где существовала домашняя школа, затем в учебном заведении Крюммера в г. Верро,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
КОРФ Николай Александрович — барон [2(14).7.1834, Харьков, 13(25).11.1883, с. Нескучное, ныне Донецкой обл.], педагог и методист, земский деятель. По окончании Александровского лицея (1854) на гос. службе. С 1856 в отставке, в своём имении Нескучное. Активный участник… … Российская педагогическая энциклопедия
Корф, Николай Александрович, барон — (1834 1883) педагог, методист, земский деятель. Применительно к нуждам русского крестьянства создал тип одноклассной сельской земской школы с 3 годичным сроком обучения. Разработал методику ведения занятия одним учителем с тремя отделениями… … Педагогический терминологический словарь
Корф, Николай — Иванович (1793 1869) генерал от артиллерии, инспектор всей артиллерии, член Государственного совета Корф, Николай Александрович (1834 1883) русский общественный деятель, публицист, педагог … Википедия
Корф, барон Николай Александрович — педагог, род. в Харькове, 2 июля 1834 г., ум. там же 13 ноября 1883 г. Происходил из той же линии Корфов, к которой принадлежали Иоанн Альбрехт Корф, президент Академии Наук и граф М. А. Корф. На втором году жизни остался круглым сиротой и до 8… … Большая биографическая энциклопедия
Николай Александрович — Наследник Цесаревич и Великий Князь, первый сын Цесаревича Александра Николаевича (впоследствии Императора Александра II) и Цесаревны (впоследствии Императрицы) Марии Александровны. Родился 8 сентября 1843 г. в Царском Селе, скончался 12 апреля,… … Большая биографическая энциклопедия
Корф Николай Александрович (2 (14) июля 1834 – 13(25) сентября 1883) – русский общественный деятель, педагог и публицист.
Краткие биографические данные
Н.А. Корф родился в Харькове в образованной дворянской семье. Очень рано лишился обоих родителей, был перевезён в Воронежскую губернию, где получил первоначальное образование в домашней школе семьи Градковских, затем продолжил обучение в г. Верро (Лифляндская губерния), позже – в петербургском пансионате А.Я. Филиппова.
В 1854 году закончил Александровский лицей, начал работать в министерстве юстиции, но через 1,5 года обосновался в деревне, женился, занимался хозяйством, кроме того, являлся активным участником собраний дворян, способствовал осуществлению крестьянской реформы.
В 1872 году уехал в Швейцарию, где в течение восьми лет занимался написанием и публикацией педагогических статей.
В 1880 году Н.А. Корф вернулся в Москву, осуществлял контроль знаний школьников в мариупольском и Александровском уездах, писал статьи в педагогические журналы.
Умер в 1883 году в Харькове.
Вклад в науку
Н.А. Корф вошёл в историю как общественный деятель, занимался педагогической и публицистической деятельностью.
В качестве общественного деятеля Н.А. Корф организовывал школьные дела в Александровском уезде. Общественная деятельность тесно сочеталась с педагогической и публицистической – под руководством Н.А. Корфа в России были образованы краткосрочные начальные школы, в которой работал один учитель с классом, делящимся на три отделения.
Готовые работы на аналогичную тему
Н.А. Корфом были организованы воскресные повторительные школы, для которых им же были созданы программы и методические указания.
Являлся активным участником учительских съездов, где обсуждал проблемы необходимости введения всеобщего обязательного обучения.
Основные педагогические идеи Н.А. Корфа касались организации обучения школьников, в частности, в начальной школе. В качестве основных учебных предметов, которым нужно обучать младших школьников, Н.А. Корф считал обучение родному языку, мироведению (в данный предмет включались элементарные сведения из истории, физики, географии), естествознанию.
В качестве ведущего метода обучения младших школьников Н.А. Корф использовал наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира.
Н.А. Корф был сторонником гармоничного развития учеников, поэтому педагогом обращалось внимание не только на умственное развитие школьников, но и на физическое, нравственное и эстетическое развитие. В качестве ведущих методов поощрения использовались: выдача свидетельств, похвальных грамот и книг. В физическом воспитании школьников поощрялось использование физического труда, гимнастических упражнений и подвижных игр. Эстетическое воспитание школьников осуществлялось посредством рисования, пения, музыки, выразительного чтения.
Основные труды
Н.А. Корфом было издано огромное количество статей, разработаны и внедрены учебники и методические пособия для учителей. Основными трудами Н.А. Корфа являются:
Корф, Николай Александрович, барон - общественный деятель и публицист. Родился в Харькове в 1834 году. Окончил курс в Александровском лицее, поступил на службу в департамент министерства юстиции, но через полтора года уехал в деревню, стал заниматься хозяйством и принимал участие в дворянских собраниях, немало способствовал осуществлению на месте крестьянской реформы. С введением земских учреждений он был избран уездным гласным Александровского уезда Екатеринославской губернии, почетным мировым судьей, затем председателем мирового съезда. Деятельность его сосредоточилась, главным образом, на постановке школьного дела в уезде. Ему в значительной мере принадлежит заслуга устройства в России правильно организованной начальной школы, с 3 отделениями в одном классе. Избранный человек училищного совета от земства, Корф сумел победить равнодушие к народному образованию; открытие школ в уезде пошло быстро. Свои взгляды на народное образование он проводил в "Санкт-Петербургских Ведомостях", "Вестнике Европы" и "Народной школе". Издававшиеся бароном Корфом "Отчеты Александровского уездного училищного совета" (5 выпусков) обращали на себя внимание педагогического мира и литературы. В течение шести лет (1867 - 1873) Корф напечатал пять учебников и руководств для народной школы: "Руководство к обучению грамоте по звуковому способу"; "Русская начальная школа", как "руководство для земских гласных и учителей сельских школ" - первый в России труд по училищеведению (разошелся в количестве 32 тысяч экземпляров); "Наш друг" - книга для чтения в народной школе; "Малютка" - первая после азбуки книга для народной школы и семьи, вошедшая затем в состав "Нашего друга"; "Наше школьное дело" - собрание статей по вопросам, касающимся народного образования вообще и народной школы в частности. При составлении "Нашего друга" Корф задался целью "посредством ознакомления учащегося с окружающим миром повлиять на улучшение его материального и нравственного быта". Некоторые педагоги отнеслись враждебно к этой книге; ученый комитет министерства народного просвещения одни издания ее вносил в свои каталоги, другие - не вносил. Сам Корф постоянно переделывал их, сообразно с указаниями опыта. Деятельность Корфа сделала его имя популярным во всей России. Попечитель кавказского учебного округа Неверов , организовавший дело народного образования на Кавказе, прислал директора кубанской семинарии, известного педагога Д.Д. Семенова , для ознакомления с корфовскими школами, командировал к нему инспекторов и учителей. В 1870 году Петербургское педагогическое общество избрало Корфа своим почетным членом; в 1871 году то же сделали Московские университет и комитет грамотности. Тогда же Корф посетил Санкт-Петербург, где старался пропагандировать мысль о необходимости всеобщего обучения. В 1872 году Корф был забаллотирован в гласные на съезде землевладельцев. Избранный на трех крестьянских съездах, он тем не менее отказался от земской деятельности и, несмотря на сочувствие, которое со всех сторон высказывалось ему русской публикой, уехал в Швейцарию. Причиной такого решения было, между прочим, то не сочувственное отношение к земской деятельности в области народного образования, которое тогда стало обнаруживать министерство народного просвещения к народным школам. Из Швейцарии, где Корф пробыл 8 лет, он продолжал писать в "Вестнике Европы", "Народной Школе", "Неделе" и "Санкт-Петербургских Ведомостях". Часть этих статей вышла отдельной книгой, под заглавием: "Наши педагогические вопросы" (1882). Кроме того, он составил "Историю Востока, Греции и Рима для обучения и самообразования", на основании чтений его в им же основанной русской домашней школе в Женеве. В 1880 году Корф возвратился из-за границы и занялся проверкой знаний учившихся в школах Мариупольского и Александровского уездов; эта проверка опровергла преувеличенные мнения о рецидиве безграмотности. В видах совершенного его устранения Корф составил "Руководитель для воскресных повторительных школ", в котором с большим искусством изложил программы и методические указания, соответствующие этой цели. В то же время в целом ряде статей он горячо проповедовал идею всеобщего обязательного обучения, а также необходимость учительских съездов. Последними он иногда, по приглашению земства, руководил. В 1883 году, за смертью П.Е. Басистова , освободилось место заведующего городскими училищами в Москве. Тогдашний московский городской голова, Б.Н. Чичерин , предложил Корфу баллотироваться на эту должность. Корф согласился, но "Московские Ведомости" и "Новое Время" начали против него кампанию, заставившую его снять свою кандидатуру. Это отразилось на его здоровье. В начале 1883 года он работал еще очень энергично: написал "народное чтение" о "Хлебном жуке (кузьке)", в июне руководил учительским съездом в Бердянском уезде; 13 ноября 1883 года его не стало. Хорошая биография Корфа написана М.Л. Песковским , в биографической библиотеке Ф. Павленкова ; им же опубликована переписка барона Корфа, в "Русской Старине" (и отдельно 1895). - См. также "Записки педагога барона Николая Александровича Корфа" ("Русская Старина", 1884, книги 3, 4 и 5); Кашин , "Поездка к барону Николаю Александровичу Корфу" ("Современная Летопись", 1871, ¦ 1 и 2); Д.Д. Семенов, "Педагогические очерки школ Александровского уезда" ("Народная Школа", журнал, 1871 - 1872); Д.Т. Гнедин , "Мои воспоминания" ("Русское Богатство", 1893, книги 5, 6 и 7); некролог Корфа в ¦ 12 "Вестнике Европы" за 1883 год и там же, внутреннее обозрение; "Русский Биографический Словарь". Н. Василенко.
По окончании Александровского лицея (1854 года) служил в Министерстве юстиции, с 1856 года в отставке. Активный участник земского движения: с 1867 года член, затем председатель уездного училищного совета в Александровке (ныне г. Запорожье).
Н.А. Корф сам устраивал школы, обучал учителей, давал образцовые уроки. За время деятельности в Александровском земстве (1867-1872 годы) и уезде было открыто около 100 школ.
Разрабатывая принципы народной школы, указывал, что множеству национальных типов населения необходимы соответствующие типы школ, критиковал Положение о начальных народных школах 1874 года, не предусматривавшее вариативности типов начальной школы.
Сочинения:
Земский вопрос. (О народном образовании). СПб., 1867;
Наше школьное дело. Сб. статей по училищеведению. М., 1873;
Русская начальная школа. Руководство для земских гласных и учителей сельских школ. 6-е изд. СПб., 1879;
Руководство к обучению грамоте (по звуковому способу). 7-е изд. СПб., 1880
Барон Николай Александрович Корф (2 [14] июля 1834, Харьков — 13 [25] ноября 1883, Харьков) — известный русский общественный деятель, педагог и публицист, организатор земских школ.
Биография
Родился 2 (14) июля 1834 года в Харькове. Принадлежал к баронскому роду Корфов; отец Александр Фёдорович Корф (1805—1836) — брат Леопольда Фёдоровича Корфа, мать происходила из рода Бранденбург. На втором году жизни Николай Александрович остался круглым сиротой. Первоначальное образование получил в семье Градовских (в Воронежской губернии), где существовала домашняя школа, затем в учебном заведении Крюммера в г. Верро, Лифляндской губернии, и, наконец, в Петербургском пансионе А. Я. Филиппова. Окончив курс, в 1854 году, в Александровском лицее, где среди его учителей был, в частности, А. Ф. Оболенский, (лекциям которого Корф впоследствии даст весьма нелестную оценку) Корф поступил на службу в департамент министерства юстиции, но через полтора года, несмотря на увещевания знатных родственников, уехал в деревню, женился, стал заниматься хозяйством, принимал участие в дворянских собраниях, немало способствуя осуществлению на месте крестьянской реформы.
Земский деятель
Настоящая общественная деятельность барона Корфа начинается с введением земских учреждений: он был избран гласным Александровского уездного земского собрания, почетным мировым судьей, затем председателем мирового съезда. Деятельность его сосредоточилась, главным образом, на постановке школьного дела в уезде.
Народные школы Корфа
Корфу принадлежит заслуга устройства в России дешевой и краткосрочной начальной школы, которую ведет один учитель, с 3 отделениями в одном классе. Избранный членом училищного совета от земства, Корф сумел победить равнодушие к народному образованию, и открытие школ в уезде пошло быстро.
Публицист и автор школьных пособий
Деятельность барона Корфа сделала его имя популярным во всей России. Попечитель кавказского учебного округа Неверов, организовавший дело народного образования на Кавказе, писал к Корфу сочувственные письма, прислал директора кубанской семинарии, известного педагога Д. Д. Семенова, для ознакомления с корфовскими школами, командировал к нему инспекторов и учителей.
В 1870 году Петербургское педагогическое общество избрало Корфа своим почетным членом, а в 1871 году то же сделали московские университет и комитет грамотности. Тогда же Корф посетил Санкт-Петербург, где старался пропагандировать мысль о необходимости всеобщего обучения.
В Швейцарии
Снова в России
О нём
Родовая усадьба
Родовая усадьба барона Корфа находилась в селе Нескучном Великоновосёлковского района Донецкой области. После смерти барона Корфа в его родовую усадьбу ежегодно на лето приезжал Владимир Иванович Немирович-Данченко вместе со своей семьёй. В 1993 году в этой усадьбе был открыт музей Немировича-Данченко. В музее также хранятся и личные вещи Николая Александровича Корфа.
Читайте также: