Николай 1 о герое нашего времени кратко

Обновлено: 02.07.2024

Эйхенбаум: Николай 1 о Лермонтове
.
Читая "Обречённый отряд" Н.Эйдельмана, в конце нашёл вскользь упоминание о том, что Лермонтов увёл из-под носа императора то ли фрейлину, то ли женщину, на которую тот "положил глаз" и это примешало и личностный интерес к судьбе поэта. Пытаясь узнать более из интернета, встретился с некими недостоверными пока сведениями, что у Лермонтова была дочь от фрейлины, (что скорее легенда), но нашёл и нижеприведенное, что, если не полагает прямого заговора, то удовлетворение царствующего семейства- устанения "развратителя нравов" и "нарушения спокойствия в спящем Багдаде".

423
НИКОЛАЙ I О ЛЕРМОНТОВЕ*

Знаете, этим так увлеклись к двухсотлетию Лермонтова - цитировать, что Николай I о "Герое нашего времени" думал. В каждой телепередаче, и в интернете у очень многих людей. Честно говоря, слегка недоумеваешь: такой прям пиетет, такой литературный авторитет теперь Николай I. )))

Я в школе в 90-е училась, после перестройки уже. И то не было еще таких акцентов, таких отношений.

(По ошибке оно сначала в личную переписку попало, это техническая ошибка.)

Хотя, не знаю, в каком году вы статью писали, может, тогда еще этот отзыв царя на роман Лермонтова не выглядывал из всех щелей.))

Спасибо вам за вашу работу.

моих заслуг нисколько нет:
привёл со ссылкой- "ИЗ ИНТЕРНЕТ",
а имя "автора", при всём желании,
не удалишь- неубираемо.

)) (Собственно, хотела ограничить этим свой ответ, но техника мне здесь не позволила.))

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

В феврале 1837 года под арест попадает 23-х летний корнет лейб-гвардии Гусарского полка (пока ещё малоизвестный широкому кругу) Михаил Лермонтов . Юношу помещают на гауптвахту отнюдь не за гусарские шалости (тогда молодёжь постоянно отправляли туда за проказы), а за стихи.

В чём суть

Юный поэт Лермонтов сильно не угодил высшему дворянскому сословию и обвинялся чуть ли не в попытке подрыва монархии. А император Николай I начал сомневаться в трезвом рассудке этого пылкого юноши после ознакомления с его творчеством.

Погиб поэт

До смерти Пушкина Лермонтова знали только в самых узких кругах, пока он не написал:

Содержание стихотворения обсуждали не меньше чем дуэль самого Пушкина. Лермонтов за мгновение ока превратился из простого гусарского стихотворца (так как в основном читал свои стихи однополчанам) в живого классика, которого тут же нарекли литературным наследником великого Александра Сергеевича.

Во время всей этой шумихи Николай I молчал и бездействовал. Его реакция на происходящее последовала довольно поздно. Почему?

Дело в том, что последние строчки стихотворения, которые сегодня считаются самыми сильными, поэт дописал чуть позже. Уже на допросе Лермонтов скажет:

Дальше Николай I делает приписку к докладной записке по допросу Лермонтова:

Ход мыслей Николая I проследить не так уж сложно, что-то вроде:

Окончательный вердикт по Лермонтову был таков:

Через некоторое время Лермонтов оказывается на Кавказе, где и находился в то время Нижегородский драгунский полк. Теперь он опальный поэт или сумасшедший вольнодумец, кто как считал. В 1841 он погибает на дуэли после ссоры со сослуживцем Николаем Мартыновым, а император после известия о кончине поэта скажет:

Но классик на то и классик - его никакая цензура не остановит. Тем более слово императора.

В этой статье представлена критика о романе "Герой нашего времени": отзывы современников, известных личностей XIX и XX века.

Смотрите:
- Краткое содержание романа
- Все материалы по "Герою нашего времени"

Критика о романе "Герой нашего времени" Лермонтова: отзывы современнников

Император Николай I:

Такие романы портят характер. Ибо хотя такую вещь читают с досадой, но все-таки она оставляет тягостное впечатление, потому что в конце концов привыкаешь думать, что весь мир состоит из подобных людей, у которых даже лучшие, на первый взгляд, поступки проистекают из отвратительных и фальшивых побуждений. Что должно из этого следовать? Презрение или ненависть к человечеству! Но это ли цель нашего пребывания на земле? Ведь и без того есть наклонность стать ипохондриком или мизантропом, так зачем же поощряют или развивают подобного рода изображениями эти наклонности!

Итак, я повторяю, что, по моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора. Характер капитана намечен удачно. Когда я начал это сочинение, я надеялся и радовался, думая, что он и будет, вероятно, героем нашего времени, потому что в этом классе есть гораздо более настоящие люди, чем те, которых обыкновенно так называют. В кавказском корпусе, конечно, много таких людей, но их мало кто знает; однако капитан появляется в этом романе как надежда, которой не суждено осуществиться.

Господин Лермонтов оказался неспособным представить этот благородный и простой характер; он заменяет его жалкими, очень мало привлекательными личностями, которых нужно было оставить в стороне (даже если они существуют), чтобы не возбуждать досады.

Счастливого пути, господин Лермонтов, пусть он очистит себе голову, если это может произойти в среде, где он найдет людей, чтобы дорисовать до конца характер своего капитана, допуская, что он вообще в состоянии схватить и изобразить его".
(письмо императора Николая I к жене от 12 (24) июня 1840 г.)




"Где причина того, что Печорин переживает томительную скуку и непомерную грусть духа, где причина его апатии. в западном воспитании, чуждом чувству веры. . Печорин не герой нашего времени. если явления, подобные Печорину, типичны для Западной Европы и выражены в произведениях Гете и Байрона, то в России этой болезни нет. Печорин только герой фантазии Лермонтова, в нем нет ничего русского. "

Н. Г. Чернышевский:

". Да ведь он [Печорин] скучает: почему же от скуки не вести ему дневника? Настоящее наводит на него тоску; будущее безотрадно: как же ему не возвращаться мыслью к прошедшему? И ведь эгоизм силен в Печорине; а чем более развит эгоизм в человеке, тем больше думает он о своей личности и о всем, что до нее касается. Кажется это очень просто; да притом и сам Печорин объясняет это. "

В. Г. Белинский:

". Вот книга, которой суждено никогда не стариться, потому что при самом рождении ее она была вспрыснута живою водою поэзии! Эта старая книга всегда будет нова. "

С. Т. Аксаков:


В. В. Кюхельбекер:

". Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозою. Тут видно больше углубленья в действительность жизни — готовился будущий великий живописец русского быта. "
(Н. В. Гоголь "Выбранные места из переписки с друзьями", 1846 г.)


И. А. Гончаров:

. Онегины и Печорины - вот представители целого класса, почти породы ловких кавалеров, jeunes premiers*. Эти передовые личности в high life** - такими являлись и в произведениях литературы, где и занимали почетное место со времен рыцарства и до нашего времени, до Гоголя. "
(* - первых любовников (франц.), ** - в высшем свете (англ.))

И. С. Тургенев:

". Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова,— говорил он не раз.— Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, по предложениям, по частям предложения. Так бы и учился писать. "
(С. П. Щукин "Из воспоминаний об А. П. Чехове". Сборник "Чехов в воспоминаниях современников" 1960 г.)

". Лермонтов-прозаик — это чудо, это то, к чему мы сейчас, через сто лет, должны стремиться, должны изучать лермонтовскую прозу, должны воспринимать ее как истоки великой русской прозаической литературы.


С. З. Бураковский:

"В романе своем "Герой нашего времени" Лермонтов, подобно Пушкину в "Евгении Онегине", задумал представить характеристику русского современного общества.

Главное лицо романа - молодой человек Печорин, путешествующий с целью отыскать себе таких наслаждений, которые бы не могли его пресытить. Но ему это не удается. Получив только светское образование, притом незнакомый с трудом, Печорин не мог найти себе серьезной деятельности и потому искал только случая удовлетворять свои мелкие страсти. веселиться до полного пресыщения.

Но Печорин во всяком случае выше Онегина именно потому, что его нередко занимают вопросы ума, он вдумывается в свою жизнь, сознает по крайней мере, что и его существование должно иметь какую-нибудь цель.

Роман Лермонтова отличается необыкновенным разнообразием и занимательностью сцен, определенностью характеров, и верным изображением многих сторон тогдашней общественной жизни."
(С. З. Бураковский, "Хрестоматия новой русской литературы", 1871 г.)


Это были отзывы критиков о романе "Герой нашего времени" Лермонтова: отзывы современников, выдающихся личностей XIX-XX вв.

Приветствует Максима Максимыча и царь Николай первый, который по достоинству оценил преданность Максима Максимыча.

Можно сказать, что образ Максима Максимыча, являясь символом патриархальных устоев и укрепления государственности России, мог бы послужить объединительной национальной идеей. Вот истинно народный герой, воплотивший дух Ильи Муромца, Алеши Поповича и Никиты Добрынина. Вот он скромный защитник отечества на кавказском направлении, безвестный герой Кавказкой войны, сдерживающий набеги горских орд на многострадальную Русь. Благодаря таким как Максим Максимыч будут разбиты скопища Шамиля, дерзнувших занести меч над великой державой.

Читайте также: