Ницше о религии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Достаточно перечитать Евангелие после чтения Ницше, так сказать, в обратном порядке, чтобы обнаружить глубину этой дальней перспективы, открывающейся за более близким, привычным планом.

Евангелие от Матфея (гл. 5):

«3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Немного теплого куриного помета

И бестолкового овечьего тепла;

Я все отдам за жизнь — мне так нужна забота, —

И спичка серная меня б согреть могла.

Взгляни: в моей руке лишь глиняная крынка,

И верещанье звезд щекочет слабый слух,

Но желтизну травы и теплоту суглинка

Нельзя не полюбить сквозь этот жалкий пух.

Тихонько гладить шерсть и ворошить солому,

Как яблоня зимой, в рогоже голодать,

Тянуться с нежностью бессмысленно к чужому,

И шарить в пустоте, и терпеливо ждать.

«Когда взираю я на небеса Твои — дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил,

То что` [есть] человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?

Не много Ты умалил его пред ангелами; славою и честию увенчал его;

Это и есть самооценка верующего, Божьего избранника, в котором нерасторжимы гордость и смирение. Tы вознес меня, недостойного, над всей тварью, и поставил выше всех во вселенной, сделал образом своим и подобием. Гордыня — это омертвевшая гордость, которая превращает свою избранность в некую субстанцию превосходства, тогда как гордость — это живой мотив действия, устремления, надежды. Я горжусь тем, что мне вручены таланты, и стараюсь приумножить их, чтобы оказаться лучшим работником на Твоем поле, Господи.

Никак нельзя считать, что Ницше подавал впечатляющий пример соблюдения собственных заветов. Скорее его писания отталкивались от его скромного, бедного приключениями опыта, нежели подтверждали этот опыт и находили в нем свидетельство своей жизненности. Ницше — типичный романтик, упивающийся сверхобразами жизни, воли, могущества, за которыми стоит его собственная кабинетная отрешенность, робость и одиночество.

Но именно поэтому Ницше суждено было стать обновителем христианства в большей степени, чем многим достопочтенным богословам. Порою Бог благоволит к богоборцам больше, чем к богопослушникам; достаточно вспомнить бунт Иова, который оказался правее перед лицом Бога, чем его уныло-благонамеренные друзья. Ницше — такой бунтарь, который, убивая Бога в себе, бессознательно готовит Его воскресение. Николай Бердяев много писал о том, как Ницше-антихрист способствовал возрождению религиозной и особенно христианской философии в начале XX в.

Ницшевская критика христианства столь же одностороння, как христианская критика Ницше. Христианство гораздо ближе Ницше по духу, чем он сам думал и допускал. А Ницше гораздо ближе по духу христианству, чем допускают многие из тех, кто считает себя христианами.

Но суть в том, что и здоровье в этой жизни, и спасение в той — это одно и то же: способы выживания личности, ее неуничтожимости. Вот почему молитвы за здравие тела и за спасение души не противоречат друг другу, это одна молитва: Господи, даруй мне вечную жизнь, которой нет без Тебя. Даруй мне жизнь иную, как Ты подарил мне эту жизнь. Христианская весть — именно преемственность земной и небесной жизни, усиление жизненности как таковой в ее возрастающем торжестве и победе над смертью.

1 А. Шопенгауэр. Собрание сочинений. М., 1992. Т. 1. С. 378.

2 Ф. Ницше. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 633.

5 Б. Пастернак. Собрание сочинений. В 5 т. М., 1990. Т. 3. С. 14.

7 Ф. Ницше. Воля к власти. М., 2005. С. 542.

8 Письмо к Отто Эйзеру (январь 1880) // Ф. Ницше. Сочинения. В 2 т. М., 1990. Т. 1. С. 28.

9 Salvador Dali. Diary of a Genius. New York, 1965. Р. 7.

Следующий материал

Русское Дао, или Пушкин как двойник Конфуция

Спасибо за подписку! Проверьте почту

Цитировать Фридриха Ницше — вовсе не значит понимать его. Но теперь ваша светская беседа спасена. Вот короткие разъяснения пяти ключевых идей философа: антихристианства, нигилизма, смерти Бога, сверхчеловека и воли к власти — и бонусом ответы на вопросы, можно ли считать Ницше нацистом и мизогином.

Долой христианство


Почему Ницше так категорично относился к религии и к христианству в частности?

Екатерина Элбакян, религиовед и доктор философских наук:

По мнению Ницше, христианская религия пришла на смену древнегреческому мифу — иррациональному, недоступному разумной доказательности, постичь который можно с помощью инстинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, олицетворением которого для Ницше был Сократ: именно этот древнегреческий философ внес в культуру морализирование.

Ницше считал, что религия — это следствие вырождения человечества и деградации его психической жизни.

А христианство — это утверждение ценностей низших слоев общества: опираясь на разум, они подавляли иррациональные элементы психики и укрепляли мораль, рациональность и науку. Тем самым они уничтожили культуру Греции, чьим фундаментом были инстинкты, и извратили здоровую волю человека к власти.

Нигилизм

Екатерина Элбакян:

Ницше считал, что такая переоценка необходима, потому что современная христианская религия — симптом декаданса, то есть упадка и деградации жизни общества.

Смерть Бога

Впрочем, если Бог мертв, значит, когда-то он был жив. Более того, Ницше прямо говорил, что это было то самое священное, погибшее под ножами человечества.

Люди не оправдали божественных ожиданий и тем самым уничтожили саму идею Бога.

Сверхчеловек

Говоря о смерти Бога, критикуя христианскую мораль за то, что ей должны подчиняться все, за то, что она обращается к несвободным, подавленным людям, считающим несвободу своим жизненным идеалом, Фридрих Ницше считал, что человек должен быть свободен. Он верил, что христианский идеал слабого человека нужно заменить идеалом Античности и эпохи Возрождения — это сильная и свободная творческая личность, не подчиняющаяся моральным нормам христианской религии:

Не всем эта концепция пришлась по душе. В 1899 году философ Владимир Соловьев выразил сожаление, что идеи Ницше влияют на русских юношей. Его тревожило, что молодые люди увлечены идеей превосходства одних людей над другими и придания себе исключительного значения.

Нападки Ницше на христианство имели широкий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и переоценке ценностей отразило кризис общественного сознания, в том числе религиозного, в Западной Европе.

Воля к власти

Дмитрий Лобачев, психоаналитик, преподаватель философии:

Вообще, воля к власти есть у всех нас. Просто каждый, очевидно, в силу своего невроза реализует ее по-своему. Невротик будет добиваться этого с помощью накопления капитала — будь то материальный или моральный; истерик будет скорее манипулировать отношениями, пытаясь стать единственным и незаменимым.

С точки зрения бизнеса, амбиции человека, его воля, страсть к достижению большего — это, пожалуй, прекрасные качества. О них рассказывают на модных тренингах и коуч-сессиях. В семейных отношениях, когда кто-то в паре начинает доминировать над другим (без согласия другого человека) или, скажем, ставит свои желания и амбиции выше потребностей другого человека, это выглядит как минимум некрасиво.

Едва ли можно сказать, что воля к власти является чем-то патологическим или таким, от чего следует избавлять человека.

Лечить от воли к власти — это все равно, что лечить от гравитации или силы притяжения. Можно бороться с ней, и есть люди, спортсмены, например, которые на доли секунды могут нарушить законы физики, скажем, прыгнув выше всех или сделав нечто сложное со своим телом. Но вопрос в другом: нужно ли это делать в повседневной жизни?

Ницше — профеминист?

Отношение Ницше к женщинам было противоречивым. В 1882 году он встретил Лу Саломе (уроженку Петербурга). Она покорила его своим умом и обаянием, но на предложение руки и сердца ответила отказом. Отношения философа с сестрой и вовсе были весьма натянутыми из-за ее антисемитских взглядов. Все это наложило свой отпечаток на мировоззрение Ницше. В его работах есть такие высказывания:

Прочитав их, хочется сделать однозначный вывод, что Ницше мизогин и антифеминист. Как можно думать по-другому?

Однако у Ницше был дерзкий, ироничный и метафорический стиль — должны ли мы понимать приведенные выше цитаты буквально или, наоборот, за ними кроется его критика популярных тогда патриархальных взглядов?

Может быть, Ницше в этих цитатах выражает не свои взгляды, а скорее озвучивает распространенное тогда отношение к женщинам и критикует его?

Как пишут некоторые авторы, становясь на защиту философа: важно не то, что говорил Ницше, а как он это говорил.

Но давайте обратимся к его биографии:

Отрицание авторитетов, жесткая критика современной ему морали и общества, отказ от следования правилам — феминистическая философия сегодня может найти в этом какие-то основы для своей теории.

Анастасия Бабаш:

Правда ли, что Ницше антисемит?

А вот против евреев Ницше не выступал. Более того, именно антисемитизм сестры и ее мужа стал поводом для ссор между родственниками. Многие исследователи вообще считают, что именно сестра Ницше ответственна за то, что труды ее брата расценивают как руководство для нацистов.

Это помогло Элизабет добиться внимания фюрера. Она открыла музей-архив Ницше, который трижды посещал Адольф Гитлер. Он назначил ей пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством, а музей объявил центром своей идеологии.

Анна Кигай:

Важным выводом из подробного анализа религии – ее исторической эволюции, ее места в социально-политической и духовной жизни прошлого и настоящего – была мысль Гюйо, весьма основательно разработанная, о том, что общество находится на пути к иррелигиозности (к безверию). Впервые в истории европейской мысли был подробно описан феномен иррелигиозности, его стремительное распространение в XIX в. – в самых разных обличиях, у разных слоёв населения. Творчество Гюйо оказало влияние на значительную часть вольнодумной интеллигенции Европы и России.

Ницше вызывает интерес и у тех, кто интересуется свободомыслием в отношении религии. Свободомыслие же, как известно, – это широкое течение, осуществляющее в той или иной форме право разума на критику религии. Среди свободомыслящих обнаруживаются разные их типы: антиклерикалы, богоборцы, скептики, нигилисты, светских гуманисты, стихийные и философствующие материалисты, атеисты. Среди них есть учёные знатоки религии и дилетанты, образованные и невежественные, рассудительные и эмоциональные, терпимые и агрессивные, гуманные и античеловечные, стойкие в своей критике религии и непоследовательные, малодушные, и т.д. Соответственно различны их место и роль в истории духовной культуры.

Известно, что в политическом отношении Ницше был идейным противником социализма как течения, нацеленного на создание идеального государства, и изыскивал разные поводы для его дискредитации. В данном случае социализм выступает в качестве препятствия для появления гения.

Но что же такое религия? У Ницше нет единого определения религии, но в разных местах своих сочинений он дает её образные характеристики: это ложь, ложная психология, заблуждение, наркотическое искусство, саморазрушение, заболевание воли, ощущение физиологической заторможенности, невроз, случай порчи личности и т.д. Взятые в совокупности, эти характеристики позволяют понять его принципиальное отношение к религии. Иными словами, религия – это некий неопределённый психофизиологический феномен, обладающий негативными чертами. Впрочем, это не мешало ему писать о достоинствах политеизма, буддизма и даже ислама.

Взгляды Ницше на происхождение религии в целом не выходят за пределы распространенных среди образованной нерелигиозной интеллигенции Европы представлений.

Ницше не ставил цель представить религию в конкретно-исторической эволюции, хотя писал о разных религиях: бегло – о таких, как ислам, буддизм, более пространно – о древнегреческой религии. Христианство же занимает центральное место в его рассуждениях, при этом отношение Ницше к христианству нередко принимает агрессивный, антигуманный характер.

Учение Ф. Ницше По данной теме мы уже выполнили реферат реферат по философии подробнее можно отнести как к волюнтаризму, на том основании, что в основу всего живого им полагается воля к власти, так и к философии жизни, поскольку именно жизнь во всех ее проявлениях, и прежде всего жизнь человека, он ставил в центр своих философских размышлений.

Антихристианство Фридриха Ницше

В философии религии Ф. Ницше присутствуют ярко выраженные антихристианские мотивы. Демократия и социализм с их лозунгом равноправия хотят великого и свободного человека поставить на одну доску с жалкой посредственностью, рабом по духу. Это желание порождено отнюдь не добрыми чувствами, а завистью ничтожеств по отношению к тем, кто выше, кто лучше, кто храбрее и достойнее. Истоки сложившейся ситуации, которую немецкий философ считает падением человечества, лежат в христианской морали. Таким образом, Ницше обвиняет христианство в духовном кризисе современного ему общества.

Его отношение к христианской религии можно представить его характерным высказыванием: "Что вреднее всякого порока? — Деятельное сострадание ко всем неудачникам и слабым — христианство".

Готовые работы на аналогичную тему

В действительности христианская мораль заключает в себе чудовищный эгоизм слабости, чуждый подлинно свободным людям. Христианскую мечту о личном бессмертии он называет жалкой мечтой ничтожного человека, который не способен делать добро ни себе, ни окружающим, но почему-то хочет для себя вечного блаженства. В христианстве инстинкты униженных и подчиненных выступают на передний план, пишет Ницше. Униженным свойственно просить помощи и сострадания. Но из-за сострадания происходит утрата силы, поэтому его следует искоренить, чтобы дать вернуться на эту землю красоте, величию и доблести.

Аполлоновский и дионисийский типы культуры

Ницше выделял два типа культуры:

  • Аполлоновский тип, для которого свойственны рационализм, порядок, практичность, строгая мораль, основанная на страхе, стремление к покою. Чрезмерное развитие этих начал ведёт к измельчанию личности и духовной деградации человеческой цивилизации.
  • Дионисийский тип, наполненный яркой жизненностью, страстями, героизмом и трагизмом

За то, что в современном ему буржуазном обществе 19 века преобладает аполлоновский тип культуры, Фридрих Ницше По данной теме мы уже выполнили презентацию Фридрих Вильгельм Ницше подробнее его нещадно критиковал. Ницше считал, что господствующая в нем аполлоновская культура должна уравновешиваться дионисийской культурой, котрорую значительно ослабило христианство с проповедью пассивности и покорности судьбе.

Утверждал, что благополучие и порядок ослабляют человека. Поднять его дух может лишь героическая жизнь, полная трудностей и риска. Прообраз благородных властителей, этих, по словам Ницше, белокурых бестий, он видит в Древней Греции, эпохе Ренессанса, в викингах, доблестных варварах, в Наполеоне и даже до известной степени в русских нигилистах.

Богоутрата и переоценка всех ценностей. Идея сверхчеловека

Ø Хорошо то, что повышает в человеке чувство власти. Слабые и неудачники должны погибнуть. Вреднее всякого порока – деятельное сострадание к неудачникам и слабым – христианство.

Ø Христианство объявило войну сверхчеловеку, оно отреклось от всех основных инстинктов этого типа.

Ø Всем высшим ценностям человечества недостаёт воли к власти. Под святыми именами господствуют ценности упадка – нигилистические ценности.

Ø Христианство называют религией сострадания – через сострадание теряется сила. Сострадание вообще противоречит закону развития, который есть закон подбора. Оно поддерживает то, что должно погибнуть.

Ø Ни мораль, ни религия не соприкасаются в христианстве ни с какой точкой действительности. Чисто воображаемые причины (н: Бог, душа, свободная воля), воображаемые действия (н: грех, милость, наказание). Воображаемые существа, воображаемая наука о природе, воображаемая психология, воображаемая телеология – царство Божье, вечная жизнь. – Этот мир фикций извращает и обесценивает действительность.

Человеческое слишком человеческое

Ø Религия – это наркотик

Ø Никогда еще никакая религия ни прямо, ни косвенно, ни догматически, ни аллегорически не содержала истины. Ибо каждая религия родилась из страха и нужды и вторглась в жизнь через заблуждения разума; Религия влагала в свое содержание философское учение только для того, чтобы позднее в ней можно было найти его, это богословская хитрость. Религия и истинная наука живут на различных планетах. =>

Ø Те, кто дает в своей душе место религиозному чувству должны опасаться, так как оно начнёт расширяться и омрачит весь круг суждений и чувств.

Ø Далее, мысль об указанном существе пугает его, поскольку оно предносится его воображению как карающая справедливость; Это существо есть весьма несовершенное создание человеческого воображения и рассуждения

Ø Христианство возникло, чтобы облегчить сердца; но теперь оно должно сначала отягчить сердца, чтобы иметь возможность потом облегчить их.

Действительное изобретение основателей религии сводится к:

Ø Установлению определенного образ жизни и нравственного обихода, действующего как disciplina voluntatis и в то же время отгоняющий скуку, иными словами формирование нравственного идеала

Ø Интерпретации этой жизни, благодаря которой она предстает в свете высшей ценности и становится отныне неким благом, за которое борются, а при случае и отдают жизнь.

О происхождении религий.

Ø В тех эпохах, где религиозная жизнь процветала, люди ничего не знали о законах природы, отсутствовало понятие о естественной причинности. Вся природа, по представлению религиозных людей, есть совокупность существ, обладающих сознание и волей, огромный комплекс произвольностей. В сознании религиозного человека – человек есть правило, природа есть отсутствие всякого правила.

Ø Смысл религиозного культа состоит в том, чтобы склонить и принудить природу (хаос) к выгоде человека, т.е. внести в нее закономерность, которою она сама по себе не обладает; тогда как в настоящее время (с помощью науки) мы хотим познать закономерность природы, чтобы подчиниться ей.

Ø Культ возник из колдовских действий

Весёлая наука.

108. Бог умер. Но мы должны победить и его тень.

Величайшее из новых событий – что “Бог умер” и что вера в христианского Бога стала чем-то не заслуживающим доверия – начинает уже бросать на Европу свои первые тени. Но в главном можно сказать: само событие слишком еще велико, слишком отдаленно, слишком недоступно восприятию большинства, чтобы и сами слухи о нем можно было считать уже дошедшими, - не говоря о том, сколь немногие ведают еще, что, собственно, тут случилось и что впредь с погребением этой веры должно рухнуть все воздвигнутое на ней, опиравшееся на нее, вросшее в нее, - к примеру, вся наша европейская мораль.

Последствия смерти Бога вовсе не кажутся нам, вопреки, должно быть, всяким ожиданиям, печальными и мрачными, скорее, как бы неким трудно описуемым родом света, счастья, облегчения, просветления, воодушевления, утренней зари… В самом деле, мы, философы и “свободные умы”, чувствуем себя при вести о том, что “старый Бог умер”, как бы осиянными новой утренней зарею; наше сердце преисполняется при этом благодарности, удивления, предчувствия, ожидания, - наконец, нам снова открыт горизонт, даже если он и затуманен; наконец, наши корабли снова могут пуститься в плавание, готовые ко всякой опасности; снова дозволен всякий риск познающего;

Но Он – должен был умереть: своим всевидящим оком видел Он все глубины и основания человека, весь его скрытый позор и безобразие.

Сострадание его не знало стыда: он проникал в самые грязные закоулки мои. Он должен был умереть – тот, кто был столь любопытен, назойлив и так охотно сострадал. Он постоянно видел меня: и я возжелал отомстить такому свидетелю – или не жить самому.

Бог, который видел все, даже человека: этот Бог должен был умереть! Ибо невыносимо для человека, чтобы был у него подобный свидетель".

Так говорил самый безобразный человек.

Но теперь этот Бог умер! О высшие люди, этот Бог был вашей величайшей опасностью.

Только с тех пор, как лег он в могилу, вы воскресли. Только теперь наступает Великий Полдень, только теперь высший человек становится господином!

Понятно ли вам это слово, о братья мои? Вы испугались, ваше сердце закружилось? Не зияет ли здесь бездна для вас? Не лает ли на вас адский пес?

Ну что ж! Мужайтесь, высшие люди! Ныне впервые мечется в родовых муках гора человеческого будущего. Бог умер: ныне хотим мы, чтобы жил Сверхчеловек.

Читайте также: