Государство саманидов кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

САМАНИ́ДЫ, ди­на­стия в Центр. Азии в 819–999. На­зва­на по ти­ту­лу cаман-ху­дат – ста­рей­ши­ны се­ле­ния Са­ман, близ Бал­ха. За по­мощь в по­дав­ле­нии мя­те­жа по­том­ки од­но­го из са­ман-ху­да­тов в 819 по­лу­чи­ли от Аб­ба­си­дов в управ­ле­ние важ­ней­шие об­лас­ти Ма­ве­ран­нах­ра . Пер­во­на­чаль­но при­зна­ва­ли свою за­ви­си­мость от Та­хи­ри­дов – на­ме­ст­ни­ков Хо­ра­са­на , по­сле их низ­ло­же­ния в 873 ста­ли стре­мить­ся к пол­ной са­мо­стоя­тель­но­сти от рас­па­дав­ше­го­ся Ха­ли­фа­та . В 875 ха­лиф аль-Му­та­мид (870–892) при­знал На­сра I (864–892) эми­ром Ма­ве­ран­нах­ра. Окон­чат. воз­вы­ше­ние С. свя­за­но с по­бе­дой Ис­маи­ла (874–907, эмир с 892) над Саф­фа­ри­дом Ам­ром ибн аль-Лай­сом (Лейсом; см. Саф­фа­ри­ды ), что при­ве­ло к объ­е­ди­не­нию под эги­дой С. все­го Сев. и Вост. Ира­на и ме­ж­ду­ре­чья Сыр­да­рьи и Аму­да­рьи со сто­ли­цей в Бу­ха­ре.

(875-999) - феод. гос-во в Ср. Азии со столицей в Бухаре. Образование С. г. связано с распадом араб. халифата и возвышением Саманидов, захвативших наместничество в Мавераннахре и Хорасане.

Лит.: Бартольд В., Туркестан в эпоху монг. нашествия, Соч., т. 1, М., 1963, с. 207-333; История тадж. народа, т. 2, кн. 1, М., 1904; История Узб. ССР. т. 1, Таш., 1955.

саманидов госво

Государство Саманидов

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973—1982 .

Полезное

Смотреть что такое "САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО" в других словарях:

САМАНИДОВ ГОСУДАРСТВО — (875 999) государство в Ср. Азии со столицей в Бухаре, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в 1 й пол. 10 в. значительную часть территорий Ср. Азии. Период экономического и культурного подъема до кон. 10 в … Большой Энциклопедический словарь

Саманидов государство — (875 999), государство в Средней Азии со столицей в г. Бухара, образовалось после распада Арабского халифата и объединило в первой половины X в. значительную часть территории Средней Азии. Период экономического и культурного подъёма до конца X в … Энциклопедический словарь

Саманидов государство — (875 999) феодальное государство с основной территорией в Средней Азии. Столица г. Бухара. Образование С. г. связано с распадом Арабского халифата и возвышением Саманидов (См. Саманиды), захвативших наместничество в Мавераннахре и… … Большая советская энциклопедия

Саманидов государство — История Ирана Персидская империя Персидские цари Прото эламиты (3200 2700 до н. э.) Джирофт (3000 500 до н. э.) Элам (2700 539 до н. э.) Манна (1000 700 до н. э.) Мидия (728 550 до н. э.) Ахемениды (648 330 до н. э.) Селевкиды (330 150 до н … Википедия

Саманидов государство — (875 999) таджик. феод. госуд. со столицей в Бухаре. Начало сложения госуд. связано с деятельн. саманида Ахмеда ибн Асада, внука основателя династии Самана и его сына Насра, назнач. халифом в 875 правит. Мавераннахра. Общий подъем С. г … Древний мир. Энциклопедический словарь

Государство Караханидов — Караханидское государство 942 1210 … Википедия

Государство караханидов — Караханидское государство 942 1210 … Википедия

Караханидов государство — раннефеодальное государство, сложившееся к 90 м гг. 10 в. на территории Восточного Туркестана, Семиречья и Южного Притяньшанья. Образовано рядом тюркских племён, среди которых главную роль играли Карлуки, чнгили и ягма; из последних… … Большая советская энциклопедия

Газневидское государство — перс. سلطنت غزنویان‎ султанат в составе Аббасидского халифата … Википедия

Караханидское государство — Караханидский каганат قاراخانىيلار خانلىقى каганат ← … Википедия

Исмаил ибн Ахмад Сомони – именно с этим человеком связано появление первого централизованного государства таджиков. Долгие годы династия Саманидов подчинялась Арабскому Халифату. Но в 892 году ситуация изменилась кардинально, когда халифом стал Исмаил, который не стал следовать указаниям Арабских правителей, напротив, он объявил полную независимость. Объединил Хорасан и Транссоксонию (современные территории Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана и восточный Туркменистан), также были возвращены Арийские исторические земли в централизованное государство, и династия начала развиваться по собственному пути. Бухару Исмаил объявил столицей своего государства.

Политика и реформы

Период правления Исмаила историки называют годами расцвета династии Саманидов. Свое правление Исмаил начал с обеспечения безопасности государства от набегов тюркских кочевников. В 893 году Исмаил отправился на поход до Тараза (современная территория Казахстана), завоевал город и Таласскую долину, в которой располагались богатые серебряные рудники. С каждым годом он завоевывал все больше земель, и территория его царства раскинулась по всей Средней Азии, Афганистану и Ирану. С получением могущества Исмаил провел несколько реформ, что благоприятно повлияло на жизнь общества. Сменил тяжелый налоговый гнет, конфисковал имущество у некоторых земледельцев и дал автономию регионам, и государство стремительно начало развиваться.

Экономика и культура

Основой экономики Саманидов была торговля и земледелие. В государстве начали развиваться все сферы экономики. Будь то сельское хозяйство, торговля, текстильная промышленность, металлообработка и строительство. Это все благодаря стабильности и безопасности политической ситуации в стране. Больше всего развивались торговля и земледелие. Купцы имели возможность торговать не только с ближайшими соседями, но и с дальними странами. Например, через хазар Поволжья активно шла торговля с викингами Скандинавии. Благодаря им ткани и изделия из металла обменивались на меха и янтарь прибалтийских земель. Династия контролировала важнейшие серебряные жилы Центральной Азии в Бадахшане и Фаргане, что сделало возможным развитие системы чеканки монет. Саманидская монета, благодаря своему огромному количеству, была популярна не только в исламском мире, но и за его пределами – в России, Скандинавии, Прибалтике и даже на Британских островах, о чем свидетельствуют тысячи найденных монет в странах Европы.

Вместе с экономикой развивалась и культурная жизнь. В IX-X веках в династии происходил культурный рассвет. В этот период появилась персидско-исламская литература и ее признание. Именно тогда жили и творили свои труды такие классики, как Абуабдулло Рудаки, Дакики, Абулькасим Фирдоуси, а также известный врач Cредневековья и один из основоположников медицины – Абу Али ибн Сино (Авиценна). Культурное процветание происходило во многом благодаря Визирям династии Саманидов, которые в свою очередь тоже были из числа ученых. В государстве также развивались такие науки, как математика, астрономия и физика. А города, как Самарканд, Балх, Худжанд, Мерв, Нишапур, Бунджикат, Хулбук, Термез и другие превратились в центры культуры. Столица империи Бухара стала одним из главных городов исламского мира, которая даже конкурировала с Багдадом.

Историки считают, династия Саманидов была одной из самых развитых государств своего времени и просуществовала она чуть больше ста лет. Упадок империи пришелся на начало X века. Из-за возросшей роли земледельческой и военной аристократии, которые начали организовывать дворцовые перевороты. В результате пошатнули единство империи. А распад империи произошел в 999 году при правлении эмира Абд Аль-Малике 2, когда тюрками Караханидами была завоевана Бухара.

До наших дней сохранилось немало книг и архитектурных сооружений, которые свидетельствуют о существовании первого таджикского государства.

Сегодня в Бухаре сохранился и мавзолей первого правителя таджиков Исмаила Сомони. В честь него в Таджикистане названы национальная валюта страны – сомони – и самая высокая гора в Таджикистане и в СНГ – пик Исмоила Сомони. А на центральной площади Душанбе установлен памятник Исмаилу Сомони в знак уважения и почтения к первому правителю таджиков.


Основоположником династии Саманидов считается Саман-худат, персидский землевладелец из Хорасана, принявший ислам во времена омейядского наместника Асада ибн Абдуллаха аль-Касри (правил в 723-727 гг). В честь последнего Саман Худа назвал своего сына Асадом. В 819 г. правитель Хорасана Гассан ибн Аббад за помощь в подавлении мятежа наградил четырех сыновей Асада: Нуху даровал Самарканд, Ахмаду – Фергану, Яхъе – Шаш, Ильясу – Герат. Таким образом, власть династии Саманидов утвердилась над обширной территорией Хорасана и Мавераннахра, включавших современные территории Ирана, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Кыргызстана, Казахстана и Пакистана.


Государство Саманидов / Источник: gufo.me

Саманиды пропагандировали суннитский ислам, распространяя его на территории своей обширной империи, в том числе посредством военных походов. При них произошло массовое принятие тюркскими племенами ислама, что в конечном итоге привело к росту влияния тюркской династии Газневидов. В IX в. был осуществлен полный перевод Корана на персидский язык. Также при Саманидах с арабского языка на персидский активно переводилась и другая религиозная литература.

Основой экономики Саманидов были земледелие и торговля. Они активно торговали в том числе и с северной Европой, о чем свидетельствуют тысячи саманидских монет, найденных в балтийских и скандинавских странах.

Изнанка восточной сказки

В IX-X вв. произошел культурный расцвет Мавераннахра и Хорасана. Именно на эпоху Саманидов приходится появление персидской исламской литературы и ее официальное признание. В то время творили такие классики иранской поэзии, как Рудаки (ум. 941), Дакики (ум. 977), Фирдоуси (ум. 1020), Шахид Балхи. Саманиды распространили исламскую архитектуру и исламо-персидскую культуру глубоко в сердце Центральной Азии. При Саманидах творили мыслитель, географ, математик и астроном Аль-Бируни, ученый-энциклопедист Ибн Сина и другие.

Такие города Саманидов, как Самарканд, Балх, Мерв, Нишапур, Худжанд, Бунджикат, Хулбук, Термез и другие превратились в центры культуры, а Бухара стала одним из главным городов исламского мира, конкурировавшим с Багдадом.

государство саманидов

Империя Саманидов была первой местной династией, возникшей в Иране после мусульманского арабского завоевания. Можно сказать, это было национальное освобождение для иранских национальных чувств и знаний. Впервые после арабского вторжения персидский язык становится официальным языком двора и заменяет арабский.

Четыре внука основателя династии Саман-ходы были вознаграждены провинциями за верную службу аббасидскому Халифу Аль-Мамуну: Нух получил Самарканд, Ахмад-Фергану, Яхья-Шаш и Элиас-Герат. Сын Ахмада Наср стал губернатором Трансоксианы (Средняя Азия) в 875 году н. э., но именно его брат и преемник Исмаил I (892-907 гг.) сверг Саффаридов в Хорасане (территория современного Ирана) (900 г. н. э.) и Зайдитов Табаристана (Иран), установив таким образом полуавтономное правление над Трансоксанией и Хорасаном со столицей в Бухаре.

Исмаил завоевал много мест, и территория его царства была раскинута по всей сегодняшней Средней Азии, Афганистану и восточному Ирану, однако во времена его преемников мы можем наблюдать автономию регионов. Образ Исмаила вошел в историю Средней Азии не только как сильного и способного политика, но и как справедливого правителя, который сменил тяжелый налоговый гнет и конфисковал имущество некоторых землевладельцев. Благодаря сильному политическому режиму Исмаила, Трансоксиана и столица Бухара была настолько защищена от кочевых турок, что стены вокруг некоторых городов были заброшены, хотя стали необходимы.

государство саманидов

Преемники Исмаила не смогли продолжить его политику, и они ушли под влиянием своей турецкой гвардии, которая стала доминирующей при дворе и затем прекратили правление Саманидов в 999 году н. э. Однако в некоторых аспектах время преемников Исмаила было более важным, чем его собственное.

Золотой век правления Саманидов

Например, время правления Наср ибн Ахмада (914 – 943 гг. н. э.) описывается многими авторами как золотой век правления Саманидов, из-за расцвета литературы и культуры. Главную роль в этом процессе сыграли саманидские Вазиры, первые министры, которые сами были учеными своего времени. Здесь следует упомянуть имена двух важных премьер-министров Абу Абдаллы Джейхани и Абула Фазла Мохаммада Балами. Они собрали много интеллигентных людей при своем дворе и сделали Бухару культурным центром иранской цивилизации. Историки считают, что процесс иранского возрождения начался в Центральной Азии, а не в Иране, и причина этого в различии социальных групп в этих двух частях мусульманского мира. Торговое общество Центральной Азии было гораздо более подходящим для развития эгалитарного Исламского общества, чем иерархическое кастовое общество Ирана.

Поэтому Саманидов, которые были настоящими правителями Трансоксиана, можно было рассматривать как пионеров иранского возрождения. Действительно, перемены, происходившие при этом процессе, занимали все сферы жизни: культурную, языковую, социальную, художественную, экономическую, политическую, научную.

Изменения, которые произошли с появлением Саманидов в сельском хозяйстве, торговле, архитектуре, городском строительстве, чеканке монет, текстильной промышленности и металлообработке, были во многом обусловлены стабильностью и безопасностью политической ситуации в стране. Купцы имели хорошие возможности вступать в торговые отношения не только со своими ближайшими соседями, но и с дальними странами, как, например, хазары Поволжья, через которые развивалась активная торговля, с викингами Скандинавии. Благодаря им ткани и изделия из металла были обменены на меха и янтарь прибалтийских земель.

Эмиры Саманидов контролировали важнейшие серебряные жилы Центральной Азии в Бадахшане и Фаргане, что сделало возможным развитие системы чеканки монет. Саманидская монета, благодаря своему огромному количеству, была популярна не только в исламском мире, но и за его пределами – в России, Скандинавии, Прибалтике и даже на Британских островах.

Вклад Саманидов в исламскую архитектуру

Вклад Саманидов в исламскую архитектуру действительно очень значителен. Примеры этого можно наблюдать в росте городов в IX и X веках.

Первой в списке идет столица Саманидов, Бухара, которая была культурным, политическим и экономическим центром Центральной Азии на протяжении веков. Регистан Бухары – большая площадь, на которой располагались десять диванов (министерств), до сих пор является самой красивой частью города и туристической достопримечательностью.

Сохранились и другие историко-архитектурные памятники того времени, такие как мавзолей Саманидов в Бухаре, мавзолей Арабато в Тиме, мечеть Нух Гунбад в Балхе и др.

Наряду с Бухарой стали развиваться многие другие города империи Саманидов, такие как Самарканд, Балх, Устуруша, Пенджакант, Шаш, Марв, Нишапур, Герат. Города во многом были знаками новой персидской цивилизации, представленной именем ислама, потому что в основном в городах происходило развитие литературы, языка, искусства, архитектуры, торговли.

Читайте также: