Ницше и вагнер кратко

Обновлено: 02.07.2024

Ницше против Вагнера. Досье d'ООН psychologue ( Ницше против Вагнера в немецком ) является брошюра по Фридриху Ницше , начиная с 1888 года , состоит из ранее переработанных текстов, и опубликованы в Лейпциге в 1889 году .

Ницше критикует там музыку, но также критикует обращение Вагнера в христианство.

Резюме

Название

Подобно тому , как Вагнер случае ( Der Fall Wagner ) вызвала идею суда, латинский предлог противопоказания вызывает юридический вопрос. Согласование двух названий тем более важно, поскольку во время разработки Ницше против Вагнера Ницше хотел смоделировать название по делу Вагнера :

Ницше против Вагнера
Проблема для психолога

название, сопоставимое с делом Вагнера , с подзаголовком: Музыкальная проблема .

Возникновение дела

Ницше против Вагнера
досье
из сочинений Ницше

Но он решил опубликовать это досье сам, прежде чем Спиттелер отказался это сделать. Затем Ницше составил новый план и скопировал несколько отрывков, внося некоторые исправления, дополнения или делая некоторые сокращения. Тогда 15 декабря 1888 г. , он отправил свою копию своему редактору Науманну, которому он написал:

«После того, как мы написали небольшое шутовство с делом Вагнера , здесь выражается серьезность : потому что мы - Вагнер и я - в основном пережили трагедию друг с другом. "

В конце концов Ницше решил не редактировать этот текст, хотя и дал свое разрешение .

Состав файла

Анри Альбер приводит следующее соответствие названиям частей:

Редакции


Так непохожий на окружавших Ницше филологов, Вагнер быстро пленил довольно впечатлительного Фридриха, тем более что оба в ту пору были увлечены древнегреческим искусством, оба презирали мещанство, оба идиллически мечтали о государственном переустройстве и возрождении духа нации. Именно из этой дружбы берет начало бунтарский иррационализм Ницше.

Будущий философ стал практически членом семьи известного композитора. Ни прежде, ни после этой дружбы Ницше никого так не обожал. В Вагнере он видел и тонкую чувствительную душу, и рассудительность великого мыслителя, и гений творца и талант государственного деятеля. Возможно, Ницше так и остался бы восторженным почитателем таланта Вагнера, если бы эта дружба не разбудила дар, спящий в нем самом.

Ницше убежден, что греки нашли в искусстве для себя противоядие от бессмысленности реальности и вызванного осознанием этого факта глубокого пессимизма. Именно в древнегреческом искусстве Ницше возникла, по мнению Ницше, осознанная борьба между двумя великими началами - аполлоническим и дионисийским - противоположными видами эстетического переживания. Ницше вызвал на спор всю немецкую эстетическую традицию, доселе считавшую искусство Древней Греции исключительно светлым - аполлоническим. Концепция Ницше впервые изображает нам иную Грецию - дионисийскую, трагическую, опьяненную мифологией.

Согласно концепции Ницше, аполлоническое начало, представляющее собой торжественный артистизм и гармонию, порождает такие пластические искусства как поэзия, танец, скульптура, в то время как дионисийское начало — это хаос, опьянение, экстаз, растворение личного в коллективном, что порождает непластическое, иррациональное искусство - музыку. Именно в этом хаосе происхожит рождение трагедии.

Аполлоническое начало враждует с дионисийским так же как все искусственное враждует сестественным, обличая все неумеренное и призывая к математической гармонии. И все же эти оба начала не могут друг без друга - они действуют сообща, то дополняя друг друга, то конфликтуя между собой. Их единство и противоположность обнаруживаются, как говорит Ницше, во всех художественных произведениях.

Дружба Ницше и Вагнера длилась не более трех лет. В 1872 году Вагнер переезжает в Байройт, - с тех пор в их отношениях происходит раскол. Вагнер принимает христианские идеалы, потакает публике, и Ницше убежден в его предательстве.

К тридцати годам у Ницше резко ухудшается здоровья - начинаются сильнейшие головные боли, катастрофически падает зрение. Злоупотребление опиатами (в целях обезболивания) приводит проблемам с желудком. В связи с этим он вынужден оставить преподавание в университете, вся его дальнейшая жизнь становится борьбой с болезнью. В перерывах Ницше пишет книги, в которых выражает свои бунтарские взгляды о воле к власти и сверхчеловеке.

Именно в состоянии наинизшей витальности, когда Ницше ослаб и стал похож, по его словам, на тень, начинается период настоящего одухотворения его творчества. В состоянии непрерывной головной боли и невероятной слабости рождаются его лучшие идеи, и началом этого этапа можно считать создание "Утренней зари", так напоминающее мажорный аккорд в драматической, исполненной трагического начала, музыке Вагнера. Как бы не трансформировались взгляды Ницше, как бы изменялась терминология, Дионисийское начало, вошедшее в дух его филосмофии с музыкой Вагрена и созданием своей первой книги навсегда вошло в иррациональную философию Ницше.

Во время раздумий и выбора между филологией и философией Ницше встретился с Р. Вагнером в доме лейпциг- ского ориенталиста Генриха Брокгауза, куда был приглашен как подающий надежды молодой ученый.

Отношение Ницше к мифу как проявлению воли во многом определено влиянием Шопенгауэра и Гёльдерли- на. Последний считал, что миф дает жизни силу и праздничность, и сожалел о вырождении его в артистическую игру. Реактивация мифа как формы ценностного творчества необходима прежде всего для восстановления общественных связей, преодоления изоляции и эрозии смысла.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Ницше как средство от Вагнера

Это вторая часть. Начало в посте Как я болела Вагнером.

Книга Марины Раку окончательно погрузила меня в мир Вагнеровской музыки, страстей, историю семьи и рода, но там же неожиданно нашлась заветная дверка с выходом в другой волшебный сад.

Но главным моим увлечением тогда стал Ницше.


Истину нельзя понять, её можно только пережить.


Занятные картинки
Меня лично сильно занимал момент разрыва Вагнера и Ницше. В книге Марины Раку история отношений изложена довольно подробно с цитатами из дневника Козимы - жены композитора, которая тщательно фиксировала всё, что связано с Вагером, с фрагментами текстов из трудов самого Ницше.

Слушать Рихард Вагнер. Вступление к опере Парсифаль Хронометраж 12:45
Оркестр Байрейтского фестиваля, дир. Ханс Кнаппертсбуш

Но публикация интересна в первую очередь именно рассказом об этом комиксе, об авторах - Мишеле Онфре и Максимилиане Ле Руа, истории возникновения и о работе над проектом.

В основу комикса положен сценарий документального фильма о Ницше, который задумал Мишель Онфре (M. Onfray) - один из самых модных сегодня французских интеллектуалов.
Nietzsche, se créer liberté на официальном сайте Мишеля Онфре.

Здесь материалы об авторе рисунков - Максимилиане Ле Руа (MAXIMILIEN LE ROY), видео-интервью с Мишелем Онфре, (фр.) Можно пролистать несколько страничек книги, собрано как слайдшоу.

Владеющие французским при желании могут приобрести Nietzsche se créer liberté за 18,99 €.

Повторяю: я становлюсь лучшим человеком, когда со мной говорит этот Бизе. Также и лучшим музыкантом, лучшим слушателем. Можно ли вообще слушать ещё лучше? — Я зарываюсь моими ушами ещё и под эту музыку, я слышу её причину. Мне чудится, что я переживаю её возникновение — я дрожу от опасностей, сопровождающих какой-нибудь смелый шаг, я восхищаюсь счастливыми местами, в которых Бизе неповинен. — И странно! в сущности я не думаю об этом или не знаю, как усиленно думаю об этом. Ибо совсем иные мысли проносятся в это время в моей голове… Заметили ли, что музыка делает свободным ум? Даёт крылья мысли? Что становишься тем более философом, чем более становишься музыкантом? — Серое небо абстракции как бы бороздят молнии; свет достаточно силён для всего филигранного в вещах; великие проблемы близки к постижению; мир, озираемый как бы с горы. — Я определил только что философский пафос. — И неожиданно ко мне на колени падают ответы, маленький град из льда и мудрости, из решённых проблем… Где я? — Бизе делает меня плодовитым. Всё хорошее делает меня плодовитым. У меня нет другой благодарности, у меня нет также другого доказательства для того, что хорошо. (у меня в печатном издании так - хорошо, в эл. книге - хороню)

Слушать сочинения Ницше:
Пьеса для фортепьяно (Klavierstuck ) Хронометраж 2:03
Венгерский марш (Ungarischer Marsch) Хронометраж 1:30
Da geht ein Bach "Да гет ейн бах". Песня, текст Клауса Грота (Хронометраж 1:30)
Другие сочинения Ницше, а так же подробный комментарий к каждому произведению и вводная статья.

Постраничные сканы статьи. Кликабельно.


Чтобы крепче спать

… избегайте встречи с теми, кто плохо спит и бодрствует ночью!
Уметь спать - не пустяшное дело: чтобы хорошо спать, надо бодрствовать в течение целого дня.
Десять раз должен ты днем преодолеть самого себя: это даст хорошую усталость, это мак души.
Десять раз должен ты мириться с самим собою: ибо преодоление есть обида, и дурно спит непомирившийся.
Десять истин должен найти ты в течение дня: иначе ты будешь и ночью искать истины и твоя душа останется голодной.
Десять раз должен ты смеяться в течение дня и быть веселым: иначе будет тебя ночью беспокоить желудок, этот отец скорби.
Немногие знают это; но надо обладать всеми добродетелями, чтобы спать хорошо.

И даже при существовании всех добродетелей надо еще понимать одно: уметь вовремя послать спать все добродетели.
Чтобы не ссорились между собой эти милые бабенки! И на твоей спине, несчастный!
Живи в мире с Богом и соседом: этого требует хороший сон. И живи также в мире с соседским чертом! Иначе ночью он будет посещать тебя.
Чти начальство и повинуйся ему, даже хромому начальству! Этого требует хороший сон. Разве моя вина, если власть любит ходить на хромых ногах?

Я не хочу ни больших почестей, ни больших сокровищ: то и другое раздражает селезенку. Однако дурно спится без доброго имени и малых сокровищ.
Малочисленное общество для меня предпочтительнее, чем злое; но и оно должно приходить и уходить вовремя: этого требует хороший сон.

Но я размышляю, что я сделал и о чем думал в течение дня. Пережевывая, спрашиваю я себя терпеливо, как корова: каковы же были твои десять преодолений?
И каковы были те десять примирений, десять истин и десять смехов, которыми мое сердце радовало себя?
При таком обсуждении и взвешивании сорока мыслей на меня сразу нападает сон, незваный, господин всех добродетелей.
Сон колотит меня по глазам - и они тяжелеют. Сон касается уст моих, и они остаются отверстыми.
Поистине, тихими шагами приходит он ко мне, лучший из воров, и похищает у меня мысли: глупый стою я тогда, как эта кафедра.

Читайте также: