Невербальная культура делового разговора кратко

Обновлено: 17.06.2024

2. Невербальное общение – это неречевая форма общения , включающая такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые

Невербальное общение – это неречевая форма
общения , включающая такие формы
самовыражения, которые не опираются на слова и
другие речевые символы.
Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на
самом деле думает и чувствует. Жесты и мимика лица
являются точными индикаторами внутреннего состояния собеседника, его мыслей и желаний.
Информация, считываемая с рук и лица, является более
достоверной, чем полученная через обычный речевой канал
общения, поскольку жесты и телодвижения управляются
импульсами нашего подсознания.
Успех любого делового разговора в значительной мере
зависит от умения понимать язык жестов и мимики.

3. Невербальные средства общения

В аспекте человеческого общения большая часть информации передается
посредством жестов, поз, расположения и соблюдения дистанции между партнерами.
Она находится в информативных сигналах близкого контакта собеседника с глазу на
глаз.
Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление
обусловлено импульсами нашего подсознания.
Невербальные знаки могут соответствовать или не соответствовать словам
человека, которые они сопровождают.
Основные невербальные средства общения:
кинесика;
просодика и экстралингвистика;
такесика:
проксемика.

4. Значение различных типов рукопожатий

Рукопожатие
– это современная форма этого древнего приветственного
ритуала выражается в том, что люди протягивают друг другу руки и
слегка встряхивают их, что в большинстве англоязычных стран делается
в моменты приветствия и прощания. Обычно при рукопожатии
сцепленные руки покачивают от 3 до 7 раз.
В
деловом разговоре рукопожатие играет очень важную роль как в
начале, так и в конце беседы. Но оно используется не только при приветствии. Это еще и символ заключения соглашения, знак доверия и
уважения к партнеру. Таким образом, рукопожатие — очень важное невербальное средство, свидетельствующее о внутреннем состоянии
собеседников и их внешней культуре.

5. Доминирующие рукопожатие

Во время властного
рукопожатия ваша
рука захватывает
руку другого
человека таким
образом, что ваша
ладонь развернута
вниз.

6. Покорное рукопожатие

7. Равноправное рукопожатие

8. Властное рукопожатие

9. Нейтрализация властного рукопожатия

Чтобы нейтрализовать
властное рукопожатие
необходимо обхватить
руку человека сверху
за запястье и
встряхнуть её, при
таком способе уже вы
становитесь хозяином
положения.

Такой способ
рукопожатий
используется
политическими
деятелями. Автор
этого жеста
показывает, что он
честен и ему
можно доверять.

11. Рукопожатие с хрустом пальцев

Крепкое
рукопожатие
вплоть до хруста
пальцев является
отличительной
чертой
агрессивного
жестокого
человека.

12. Пожатие кончиков пальцев

Такое
рукопожатие
говорит о том,
что человек не
уверен в себе
и предпочитает
держать
партнера на
удобном
расстоянии.

Позы собеседников и их
психологическая роль
Поза – это положение человеческого тела,
типичное для данной культуры, элементарная
единица пространственного поведения человека.
Поза наглядно показывает, как данный человек
воспринимает свой статус по отношению к статусу
других присутствующих лиц.
В процессе делового разговора надо
обращать внимание на позы собеседника, ибо
они, как и жесты почти не фиксируются
сознанием и потому гораздо лучше слов передают
его истинные мысли и настроения.
При закрытой позе человек старается не
показывать переднюю часть тела и занять, как
можно меньше места в пространстве. При этом он
выражает недоверие, несогласие,
противодействие, критику.

Поднятые плечи и опущенная
голова говорят о том, что
собеседник замкнут.
При открытой позе руки
раскинуты, направлены ладонями
вверх, ноги выпрямлены.
Отмечается проявление доверия,
согласия, доброжелательности,
психологического комфорта.
Человек, заинтересованный в
общении, будет расслаблен,
спокоен, наклоняться в сторону
собеседника, смотреть ему прямо в
глаза.

15. Позы общения

16. Дистанция общения

Интимная дистанция До 50 см
Общение самых близких
людей.
Персональная (личностная)
дистанция 50-120 см Общение
со знакомыми людьми
Социальная дистанция 120-350
см Дискуссии между
коллегами, общение с
малознакомыми людьми,
официальное общение .
Публичная общественная
дистанция Свыше 350 см
Публичные выступления перед
различными аудиториями .

Жесты – это разнообразные движения руками и головой, смысл которых
понятен для общающихся сторон, телесное проявление эмоций и мыслей. Их называют
духовными инструментами общения. Они несут в себе огромное количество
разнокачественной информации, чаще наиболее искренней, чем произносимые слова.
Благодаря жесту мысли говорящее образно понятнее.
Жесты классифицируются на:
коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения, внимания, запреты,
утвердительные, отрицательные, вопросительные и т.д.);
жесты, выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, неудовлетворения,
доверия и недоверия, растерянности и т.д.);
описательные жесты (имеют смысл только в контексте речевого высказывания).

Коммуникативные жесты и их
значение:
барабанит пальцами - скучает нервничает,
пожимает плечами – неинтересно, не обращает
внимания
стискивает руки - отчаяние, ощущение
безнадежности;
сжимает кулаки - агрессия, пытается
контролировать свой гнев;
руки скрещивает на груди - вызов, осуждение;
руки расслаблены, ладони поворачивает вверх
перед собой - удивлен, озадачен;

расстегивает пиджак - готов к активным
действиям;
трогает, потирает нос - размышляет, думает;
смотрит поверх очков - хочет большего…,
фактов;
ладони сложены домиком - проявляет интерес;
сдавливает переносицу - устал;
сидит на краю стула - чего-то ждет, проявляет
интерес;
сидит, положив ногу на ногу и слегка
покачивает ногой - скучает;
рука, сжатая в кулак за спиной, другая рука
держит ее за запястье - замкнут, напряжен.

Жестикуляция помогает оратору удерживать внимание
аудитории и доносить до нее свои мысли. Она бывает
непроизвольной и целенаправленной.
Некоторые люди проявляют неискренность, ложь прикрытием
рта рукой, подрагиванием ямочки (желобка) под носом, потиранием
пальцем века, оттягиванием воротничка.

21. Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам и позам. В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных

Распознавание внутреннего состояния собеседников по их жестам
и позам. В практике делового взаимодействия выделяются
несколько основных жестов и поз, отражающих различное
внутреннее состояние собеседников.
Жесты открытости свидетельствуют об
искренности собеседника, его
добродушном настроении и желании
говорить откровенно.
Жесты подозрительности и скрытности
свидетельствуют о недоверии к вам,
сомнении в вашей правоте, о желании
что-то утаить и скрыть от вас.
Жесты и позы защиты являются
знаками того, что собеседник чувствует
опасность или угрозу.
Жесты размышления и оценки
отражают состояние задумчивости и
стремление найти решение проблемы.
Жесты сомнения и неуверенности
связаны чаще всего с почесыванием
указательным пальцем правой руки
места под мочкой уха или боковой
части шеи.

22. Сигналы, посылаемые глазами и губами

24. ВИДЫ ВЗГЛЯДОВ, ИХ ТРАКТОВКА И РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

25. Обман, ложь, сомнения

Когда мы наблюдаем или слышим, как
другие говорят неправду, или лжем
сами, мы делаем попытку закрыть наш
рот, глаза или уши руками. Однако, если
человек прикрывает рот рукой в тот
момент, когда вы говорите, а он
слушает, это означает, что он чувствует,
как вы лжете!
Защита Рта Рукой
Рука прикрывает рот и большой
палец прижат к щеке, в то время как
мозг на уровне подсознания посылает
сигналы сдержать произносимые слова.

26. Прикосновение к Носу В сущности, прикосновение к носу является утонченным, замаскированным вариантом предыдущего жеста.

Потирание Века
Мудрая обезьяна говорит: "Не
вижу греха", закрывая глаза. Этот
жест вызван тем, что в мозгу
появляется желание скрыться от
обмана, подозрения или лжи, с
которыми он сталкивается, или
желание избежать взгляда в глаза
человеку, которому он говорит
неправду.

27. Почесывание и Потирание Уха Фактически этот жест вызван желанием слушающего отгородиться от слов, положив руку около или сверху уха.

Почесывание Шеи
В этом случае человек
почесывает указательным пальцем
правой руки место под мочкой уха
или же боковую часть шеи. Наши
наблюдения за этим жестом
выявили интересный момент:
человек обычно делает пять
почесывающих движений. Очень
редко количество почесываний
будет менее пяти или более пяти.
Этот жест говорит о сомнении и
неуверенности человека.

28. Национальные особенности невербального общения

Встречаясь с иностранцами или посещая другие страны,
деловому человеку следует знать характерную для них
мимику, жесты и позы. Легкомысленное обращение с
обычными для нас жестами может привести к самым
неожиданным последствиям. Усугубляет положение также и
тот факт, что нередко одно и то же выразительное движение
или жест у разных народов может иметь совершенно
различное значение.

29. Таким образом, не зная особенностей невербального общения разных народов, можно легко попасть впросак, обидев или хуже того – оскорбив ваш

Таким образом, не зная особенностей невербального
общения разных народов, можно легко попасть
впросак, обидев или хуже того – оскорбив вашего
собеседника. Во избежание этого каждый
предприниматель или руководитель (особенно тот, кто
имеет дело с зарубежными партнерами) должен быть
осведомлен о различиях в трактовке жестов, мимики и
телодвижений представителями делового мира в
различных странах.

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Но как это узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать язык жестов и телодвижений, поскольку жесты и мимика лица являются точными индикаторами внутреннего состояния собеседника, его мыслей и желаний. Действительно, информация, считываемая с рук и лица, является более достоверной, чем полученная через обычный речевой канал общения, поскольку жесты и телодвижения управляются импульсами нашего подсознания.

Содержание

I- Позы собеседников и их психологическая роль 4
II- Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников 7
III- Невербальные средства повышения делового статуса 11

Работа содержит 1 файл

Referat.docx

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение

высшего профессионального образования

"Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации"

на тему: " Невербальная культура делового разговора ".

студентка группы МБ 2-1м

Научный руководитель:

Москва, 2011 год

I- Позы собеседников и их психологическая роль 4

II- Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников 7

III- Невербальные средства повышения делового статуса 11

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Но как это узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать язык жестов и телодвижений, поскольку жесты и мимика лица являются точными индикаторами внутреннего состояния собеседника, его мыслей и желаний. Действительно, информация, считываемая с рук и лица, является более достоверной, чем полученная через обычный речевой канал общения, поскольку жесты и телодвижения управляются импульсами нашего подсознания.

Успех любого делового разговора в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что мы говорим, сколько от того, как мы себя держим. Поэтому особое внимание нужно обращать на манеры, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует.

Понимание языка жестов и мимики позволяет более точно определить позицию собеседника. Можно понять, как встречено то, что мы говорим, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и предвидеть, какую реакцию произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по этому поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, надо ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Если мы желаем достигнуть определенных успехов во взаимоотношениях с партнерами, клиентами и своими коллегами, необходимо владеть невербальным, т.е. бессловесным общением. В связи с этим целесообразно описать основные жесты и телодвижения и дать их толкования применительно к условиям ведения делового разговора.

  1. Позы собеседников и их психологическая роль

Поднятая голова и опущенные плечи могут означать открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.

Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать замкнутость, чувство поражения, презрения, неудовлетворенность, страх, неуверенность.

Вообще наклон головы вбок — свидетельство заинтересованности, внимательного слежения за ходом мысли собеседника. Если нить повествования теряется, слушатель выпрямляется, приподнимается, а затем опускает плечи. Его взгляд начинает блуждать по стенам, потолку или лицам присутствующих. Обычно он делает телодвижение по направлению к выходу. Всё это свидетельствует о том, что разговор пора заканчивать.

На переговорах с партнером не следует принимать позу, характеризующую закрытость в общении и агрессивность: насупленные брови, чуть наклоненная вперед голова, широко расставленные на столе локти, сцепленные и особенно сжатые в кулаки пальцы. Не следует надевать очки с затемненными стеклами, особенно при первой встрече. Не видя глаз собеседника, партнер может чувствовать себя неловко, поскольку значительная доля информации, считываемой с глаз, оказывается ему недоступной. В результате будет нарушена атмосфера общения.

Позы участников беседы всегда отражают их субординацию. Очень важна психологическая субординация — стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом.

Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Рассмотрим это на примере. Беседуют двое. Один из них присел на краешек стула, положив руки на колени, другой развалился, небрежно закинув ногу на ногу. Взаимоотношения этих собеседников легко понимаются, даже если не слышно, о чем идет речь: второй полагает себя хозяином положения, а первый — подчиняющимся (при этом неважно истинное соотношение занимаемых ими позиций). О стремлении к доминированию свидетельствуют такие позы: обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены; одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стену; голова чуть приподнята, руки перекинуты у талии.

Очень выразительны позы, фиксирующие только положение тела, по которым также можно судить о внутреннем состоянии собеседника. Если человек говорит то, что думает, его тело посылает однозначные сигналы. В таких случаях поза, как правило, бывает прямой, без особых изгибов, и может быть описана прямой линией, соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслями и словами нарушается, тело начинает посылать двойные сигналы, и линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной.

  1. Жесты как показатели внутреннего состояния собеседников

В деловом разговоре на жесты говорящих следует обращать особо пристальное внимание. Жестом можно приветствовать и прощаться с собеседником, можно обратиться к нему, передать информацию, показать свое психическое состояние. Жестом можно его обидеть и оскорбить, а можно доставить ему радость. Именно поэтому жест может так много сказать беседующим друг о друге.

В практике делового взаимодействия выделяются несколько основных жестов и поз, отражающих различное внутреннее состояние собеседников.

Когда становится ясно, что возможно соглашение или положительное решение обсуждаемого вопроса, а также в том случае, когда создается положительное впечатление от совместной работы, сидящие расстегивают пиджаки, распрямляют ноги и передвигаются на край стула, ближе к столу, который отделяет их от сидящих напротив собеседников (чаще всего партнеров по переговорам).

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Но чаще всего он старается на вас не смотреть, отводя взгляд в сторону. Другой показатель скрытности — несогласованность жестов. Если враждебно настроенный или защищающийся человек улыбается, это означает, что он искусственно пытается скрыть свою неискренность.

Жесты и позы защиты являются знаками того, что собеседник чувствует опасность или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы являются руки, скрещенные на груди.

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Но как это узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать язык жестов и телодвижений, поскольку жесты и мимика лица являются точными индикаторами внутреннего состояния собе­седника, его мыслей и желаний. Действительно, информация, считы­ваемая с рук и лица, является более достоверной, чем полученная че­рез обычный речевой канал общения, поскольку жесты и телодвиже­ния управляются импульсами нашего подсознания.

Успех любого делового разговора в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а та­кой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Поэтому особое внимание нужно обращать на манеры, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестику­лирует.

Понимание языка жестов и мимики позволяет более точно опре­делить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обрат­ную связь, которая играет главную роль в целостном процессе делово­го взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы гово­рите, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реак­цию произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по этому поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может пре­дупредить вас о том, надо ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Моррис утверждает, что язык жестов очень важен для оптимистов по натуре, активных и энергичных людей. По мнению автора, человек в течение суток использует не менее сотни жестов.

Все это позволяет сделать вывод, что если вы желаете достигнуть определенных успехов во взаимоотношениях с партнерами, клиента­ми и своими коллегами, вам необходимо овладеть хотя бы азами не­вербального, т.е. бессловесного общения. В связи с этим целесообраз­но описать основные жесты и телодвижения и дать их толкования при­менительно к условиям ведения делового разговора.

Часто слова собеседника не соответствуют тому, что он на самом деле думает и чувствует. Но как это узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать язык жестов и телодвижений, поскольку жесты и мимика лица являются точными индикаторами внутреннего состояния собе­седника, его мыслей и желаний. Действительно, информация, считы­ваемая с рук и лица, является более достоверной, чем полученная че­рез обычный речевой канал общения, поскольку жесты и телодвиже­ния управляются импульсами нашего подсознания.

Успех любого делового разговора в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а та­кой контакт зависит не столько от того, что вы говорите, сколько от того, как вы себя держите. Поэтому особое внимание нужно обращать на манеры, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестику­лирует.

Понимание языка жестов и мимики позволяет более точно опре­делить позицию собеседника. Читая жесты, вы осуществляете обрат­ную связь, которая играет главную роль в целостном процессе делово­го взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Вы сможете понять, как встречено то, что вы гово­рите, — с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реак­цию произвело на него услышанное еще до того, как он выскажется по этому поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может пре­дупредить вас о том, надо ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.




Моррис утверждает, что язык жестов очень важен для оптимистов по натуре, активных и энергичных людей. По мнению автора, человек в течение суток использует не менее сотни жестов.

Все это позволяет сделать вывод, что если вы желаете достигнуть определенных успехов во взаимоотношениях с партнерами, клиента­ми и своими коллегами, вам необходимо овладеть хотя бы азами не­вербального, т.е. бессловесного общения. В связи с этим целесообраз­но описать основные жесты и телодвижения и дать их толкования при­менительно к условиям ведения делового разговора.

Для достижения успехов в бизнесе и любой другой деятельности, которая связана с общением, необходимо изучить приемы невербальной коммуникации. Они нужны для плодотворного сотрудничества, успешных переговоров и достижения поставленных целей. Поэтому особенности невербального делового общения рассматриваются на семинарах и тренингах для руководителей и собственников предприятий, а также для менеджеров среднего и высшего звена и прочих сотрудников, так или иначе занятых общением с клиентами и партнерами.

Роль невербальных приемов

Комплекс невербальных приемов заметно увеличивает эффект восприятия информации, помогает склонить собеседника на свою сторону и добиться ожидаемого результата. Невербальные приемы при деловом общении – это инструменты, благодаря которым можно оказать нужное влияние на собеседника и его подсознание, незаметно для него переубедить в своей правоте.

Очень важно использовать правильные приемы, так как невербальное общение может как помочь, так и навредить при решении важных вопросов в бизнесе.

Главная фишка

Каждое невербальное средство имеет свою собственную функциональность и эффективность, поэтому использовать его надо с учетом рекомендаций специалистов и конкретной ситуации.

Методы

Для того чтобы произвести на собеседника нужный эффект, следует применять невербальные приемы по определенным методикам. Наиболее распространенные методы:

Кинесика

  • Если он, к примеру, скрестил руки на уровне груди, это означает, что он защищается от вас и не хочет воспринимать ту информацию, которые вы ему предоставляете.
  • Если он теребит волосы (сюда же – пуговицы на одежде или другие навязчивые движения), это является признаком страха, опасения и недоверия либо неуверенности в себе.
  • Если он постукивает пальцами или ручкой по столу, это означает, что собеседнику совершенно неинтересно, что вы ему говорите.

Поэтому надо быть внимательным не только к тому, что вы делаете при беседе, но и обращать внимание на обратную невербальную связь человека, с которым вы вступили в деловой разговор.

Тактильный метод

Это коммуникация с применением прикосновений. Существуют 4 вида тактильных прикосновений:

  • Профессиональные.
  • Любовные.
  • Дружеские.
  • Ритуальные.

Естественно, в трудовой и деловой деятельности используются только профессиональные средства тактильного метода. Переборщив с этой методикой, можно просто потерять клиента. Правильное использование тактильного метода в деловой невербальной коммуникации позволяет вызвать доверие и расположить собеседника к себе.

Сенсорика

Это то, что невозможно увидеть и услышать, но то, что можно почувствовать. Например, запах, вкус, температура в комнате и т.д. Сенсорика – это сочетание внешней обстановки и атмосферы, которая может повлиять на настроение гостя, партнера, клиента и в сочетании с остальными невербальными приемами привести к желаемому результату.

Очень важна мимика в деловом общении. Лицо может выдавать массу эмоций и реакцию человека на полученную информацию. Интересно, что эмоции по-разному отражаются на разных сторонах лица, так как левое и правое полушария человеческого мозга выполняют разные функции. Следует помнить, что правое полушарие отвечает за управление эмоциями человека, а вот левое берет на себя интеллектуальные функции.

Краткая расшифровка эмоций по мимике лица:

  • Глаза широко раскрыты, зрачки расширены, опущенные уголки губ, сжатые зубы – это означает, что собеседник недоволен, возмущен.
  • Немного приоткрыт рот, глаза расширены больше, чем обычно, одна или обе брови приподняты, уголки губ немного опущены – это говорит об удивлении или недопонимании.
  • Губы вытянуты в полоску, брови сведены вместе, опущенные уголки губ – собеседник чувствует страх.
  • Взгляд спокоен, незначительно приподнятые и частично отведенные углы губ свидетельствуют о нормальном восприятии, спокойствии, доверии и удовлетворении разговором.

Не стоит забывать о зрительном контакте с собеседником, он позволяет почувствовать вашу уверенность, внимание к человеку, искренность.

Читайте также: