Невербальная эмоциональная экспрессия кратко

Обновлено: 07.07.2024

Как пишет С.Г. Геллерштейн, разницы между мимикой взрослого человека и ребенка нет никакой, за исключением ее большего разнообразия у взрослых. У всех людей при выражении одних и тех же эмоций задействованы одни и те же группы мышц, следовательно мимические реакции являются врожденными. Если у ребенка нет каких-либо мимических реакций, то причиной этого является лишь то, что он не испытывает таких эмоций.

Рейковский выделяет 3 фактора, влияющих на формирование мимического выражения эмоций:

врожденные видотипичные мимические схемы, соответствующие определенным эмоциональным состояниям;

приобретенные, заученные, социализированные способы проявления чувств, подлежащие произвольному контролю;

индивидуальные экспрессивные особенности, придающие видовым и социальным формам мимического выражения специфические черты, свойственные только данному индивиду.

К. Изард разработал систему объективного кодирования мимических проявлений базовых эмоций. Изучив анатомию человеческого лица, он определил, какие именно мышцы и каким образом участвуют в определенных экспрессивных изменениях лица. Далее регистрировались начало и конец изменений в отдельных частях лица (область бровей, область глаз, область носа и щек, область рта), вызванные конкретным стимулом, и по определенной формуле устанавливалась эмоция, о которой свидетельствует данное мимическое изображение. Но эта методика навряд ли валидна в естественных условиях. Очевидно, что очень малое количество людей, которые имеют постоянный опыт общения (как вербального, так и невербального) знакомы с этой методикой.

Если говорить о лицевой экспрессии, как о факторе невербального общения, то необходимо рассматривать конвенционную мимику и спонтанную мимику отдельно, хотя вместе они составляют единую систему прасемики.

П. Экман установил, что существуют семь основных лицевых выражений – конфигураций (схем) мимики, выражающих семь эмоций: счастье, удивление, страх, страдание, гнев, отвращение (презрение) и интерес. Было показано, что все люди, независимо от национальности и культуры, в которой они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют эти мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Так, в исследовании Тайера и Шиффа испытуемым предъявлялись рисунки [см. рис. 1 2 ] лиц, где варьировалось только положение губ и бровей (по мнению Экмана, изменение именно этих областей несут основную смысловую нагрузку).

Восприятие конвенциональной мимической экспрессии настолько точно, что японскими психологами был предложено довольно интересное применение данной особенности человеческого восприятия – схематические изображения лица человека при переживании определенных эмоций в работе АЭС для скорейшей передачи информации оператору о состоянии системы (выяснилось, что такой способ более надежный, чем все цифровые, графические и цветовые способы).

Овладение таким средством невербального общения, как лицевая экспрессия, требует усвоения общепринятых в данной культуре форм их выражения, а также понимания индивидуальных проявлений эмоций тех людей, с которыми человек живет и работает. Казалось бы, невысокая степень однообразия классификации эмоций по фотографиям свидетельствует об обратном, но необходимо учитывать, что в естественных условиях наши суждения об эмоциональном состоянии других людей основываются не только на мимических изменениях их лиц, но и на пантомимике, вокализации. Кроме того, мы обычно опираемся на еще один класс данных (едва ли не самый важный) – данные о ситуации, в которой находится человек. Одно и то же мимическое выражение в различных ситуациях может идентифицироваться наблюдателем по-разному, т.е. когда мы говорим, что данный человек испытывает гнев, то в определенной степени это объясняется тем, что мы знаем контекст возникновения эмоции и, следовательно, можем ожидать от него именно эмоции гнева.

При распознавании эмоций оказывается задействованной вся наличествующая информация о поведении наблюдаемого лица и ситуации, в которой он находится. Это подтверждают эксперименты, проведенные П. Экманом. Испытуемым предъявлялись фотографии одного и того же человека в двух эмоциональных состояниях: 1) в состоянии стресса; 2) в состоянии разрядки, когда этому человеку объясняли причины его стресса. Испытуемые должны были соотнести фотографии с этими двумя фазами. Оказалось, что если на фотографии 2) также запечатлен психолог, проводящий беседу, то идентификация проходила более успешно. В противном случае правильность суждений не превышала уровня случайности.

Как видно из приведенной таблицы внушение оказывает на оценку эмоций большое влияние, но не со всяким внушением экспериментатора испытуемые охотно соглашались (ужас/внимание). Это связано с тем, что представленные диады презрение/недовольство, отвращение/пренебрежение, смущение/почтение являются близкими по мимическому выражению, а ужас/внимание – диаметрально противоположны.

Примером внушения посредством ситуации демонстрировалось в экспериментах Маслоу. Одни испытуемые рассматривали фотографии в изысканно обставленной комнате, другие в комнате с признаками беспорядка и запустения. В ходе эксперимента было выявлено, что вторая группа испытуемых идентифицировала фотографии иначе, чем первая, в основном приписывая предъявляемым изображениям негативное значение (уныние – гнев; интерес – смущение и т.д.)

«Понимание языка эмоций требует не только знания общих норм выражения эмоций, типичных для данного общества. Оно требует еще способности и готовности ана­лизировать специфический язык окружающих людей и обучаться ему.

Не только понимание эмоционального состояния другого человека, но и выражение своего собственного может вызывать проблемы. Это может быть связано с тем, что человек не усвоил принятых в обществе форм выражения эмоций, или со страхом перед утратой самоконтроля (в основном у слишком эмоциональных людей), или с боязнью общественного порицания.

Степень эмоциональной экспрессивности является одним из основных факторов организации межличностных отношений. Негативную реакцию окружающих может вызывать как чрезмерная экспрессивность, так и неумение показать собственное эмоциональное состояние. Я. Рейковский утверждает, что овладение своей эмоциональной экспрессией посредством научения является одной из основных задач и проблем в процессе социализации человека.

Годфруа Ж. Что такое психология?: в 2 тт.–М., 1992. Т.1

Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и у животных. // Сочинения: в 8 тт. – М., 1953. Т. 5, сс. 431-480

Изард К. Психология эмоций. – Спб, 1999.

Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. – М., 1999. Сс. 49-51

Никифоров А.С. Эмоции в нашей жизни. – М., 1974.

Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979. Сс. 133-151

О’Коннор Дж., Сеймор Дж. Введение в нейролингвистическое программирование: как понимать людей и как оказывать влияние на людей. – Челябинск, 1998

Пронников В.А., Ладанов И.Д. Язык мимики и жестов. – М., 1998.

Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. – М., 1998

Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. – Спб, 1998.

1 Эко У. Отсутствующая структура: введение в семиологию. – Спб, 1998. Сс.

1 По Дарвин Ч. Выражение эмоций у человека и у животных. // Сочинения: в 8 тт. – М., 1953. Т. 5, сс. 431-480

2 Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций. – М., 1979. С. 142

1 Изард К. Психология эмоций. – СПб., 1999. С. 113

1 Годфруа Ж. Что такое психология?: в 2 тт. – М., 1992. Т. 1, с. 258

2 Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения.– М., 1999. С. 51

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 17460
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Невербальное проявление эмоций – это сигналы об эмоциональном состоянии и характере взаимодействия собеседников, которые выражены в мимике, жестах человека и занимаемой им позе.

Невербальные коммуникации: сущность и виды

Невербальные проявления эмоций в целом связаны с невербальной коммуникацией, распознавание которых позволяет понять своего собеседника, его настроение, переживания, ожидания, чувства, морально-личностные качества и др.

Специалисты выделяют несколько видов невербальной коммуникации – это кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

К более упрощенным типам невербальной коммуникации относятся:

  • движения тела – жесты, мимика, пантомимика, походка, поза;
  • визуальный контакт – частота контакта, направление, длина паузы;
  • пространственная структура общения – угол общения партнеров, ориентация, дистанция;
  • время – приход, опоздания, культура времени, соотношение времени и статуса;
  • проявление эмоций на лице.

Виды и функции эмоций

На личике новорожденного ребенка уже проявляются невербальные эмоции, но своего совершенства они достигают в подростковом возрасте. В это время общение становится ведущей деятельностью подростка, а эмоции являются своеобразным инструментом, с помощью которого мозг оценивает происходящее как внутри человека, так извне.

Эмоции субъективны и одну и ту же ситуацию люди воспринимают диаметрально различно. Однако язык эмоций объединяет весь мир, несмотря на воспитание, культуру, расу. Тон, мимика, жесты человека хорошо считываются и позволяют понять его состояние.

В психологии различаются положительные, отрицательные, нейтральные эмоции:

  • Положительными эмоциями являются блаженство, радость, удовольствие, восторг, уверенность в себе, благодарность, гордость, симпатия и др.
  • Отрицательными являются гнев, злость, тревога, ревность, скука, досада, разочарование, нетерпение и др.
  • Нейтральные эмоции выражают удивление, созерцание, безразличие, любопытство.

Готовые работы на аналогичную тему

Эмоции являются важными свойствами организма человека, а не пустой раскраской его жизни. Эмоции выполняют защитную, мотивационную, сигнальную функции.

Являясь моментальной реакцией человека, защитная эмоция в момент опасности может спасти от самых непредвиденных последствий. Что касается мотивационной функции, то она применяется чаще остальных, поскольку мотивация побуждает к действию. Сигнальная функция эмоций говорит о потребностях человека, о его состоянии.

Специалисты различают эмоции и чувства:

  • Эмоции – это временное переживание определенных чувств, например, восторга, восхищения, радости, наслаждения.
  • Чувства представляют собой отношение к предметам окружающей действительности.

Из высших чувств в качестве примера можно привести чувство влюбленности – но, по сравнению с любовью это будет более простое чувство.

Грань между эмоциями и видами чувств условная, что дает возможность любить и ненавидеть одновременно.

Несмотря на условную грань, психологи сумели чувства систематизировать и выделить моральные, практические, интеллектуальные, эстетические чувства:

  • Моральные чувства – совесть, патриотизм, дружба, любовь.
  • Практические чувства связаны с трудовой деятельностью человека – удовлетворенностью или неудовлетворенностью трудом.
  • Интеллектуальные чувства – любознательность, познание, удивление, радость открытия, а к эстетическим – умение и возможность созерцать красоту окружающей природы.

Элементы невербального общения

Чаще всего человеку необходим зрительный контакт, потому что большая часть людей относятся к визуалам. Чтобы понять настроение собеседника говорящий должен посмотреть ему в глаза, например, расширенные зрачки говорят о нервном напряжении, которое может быть вызвано либо ложью, либо неприятной темой.

Взгляд бывает разным:

  • фиксирование взгляда на лбу собеседника подразумевает серьезный разговор и носит название делового;
  • взгляд, расположенный между линией глаз и губ получил название светского;
  • взгляд, останавливающийся на зоне груди, шеи, губ, скорее всего, означает сексуальную заинтересованность и называется интимным;
  • взгляд искоса означает, что собеседник относится подозрительно.

С лица человека, благодаря мимике, можно считать большой объем информации. Здесь важно не только уметь читать выражение лица, но и создавать нужное впечатление. В этом вопросе самым непревзойденным оружием является улыбка.

Психологи считают, что когда лицо собеседника не видно, теряется до 15% необходимой информации. Современное общение через интернет не дает возможности видеть лицо человека, его реакцию, а написанное слово может нести разную информацию.

Не только речь и одежда человека производят впечатление, но и его жесты и позы. Скрещенные ноги или руки собеседника говорят о его закрытости или недоверии и дают много скрытой информации. В разговоре используются жесты, но их обилие может показаться собеседнику просто кривлянием.

Дистанции между собеседниками тоже играют большую роль, и близкое расположение мало знакомого человека всегда бывает неприятным явлением.

Частью невербального общения являются прикосновения, передающие немалую информацию, даже рукопожатие может сказать о настроении собеседника.

Вербальные и невербальные средства общения отдельно друг от друга не существуют, например, одно и то же слово, произнесенное с разной интонацией, может звучать как насмешливо, так и одобрительно.

Любой оратор должен обладать и применять в своей речи целый набор средств общения.

Невербальное проявление эмоций

Ту или иную реакцию человека сопровождает вербальное проявление – жест, взгляд, слово, интонация. Чтобы научиться их контролировать, надо вовремя определить, какая из эмоций возникла в конкретный момент времени.

Несмотря на то, что эмоций очень много, психологи выделяют 4-е базовые – это радость, грусть, гнев и страх.

Рисунок 1. Невербальное проявление эмоций. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Каждая из этих эмоций имеет свои подвиды, степень проявления которых зависит от ситуации и личности. Так, например, базовая эмоция радости включает оживление, счастье, предвкушение, надежду, восторг, ликование, интерес, принятие.

Человек, испытывающий эту базовую реакцию, улыбается, раскрывает свои ладони, чтобы всех обнять, он расслаблен и готов помочь, а глаза излучают блеск.

К подвидам эмоции страха относятся испуг, ужас, беспокойство, подозрение, тревога, растерянность, неуверенность, вина. Признаками страха являются широко раскрытые глаза, напряжение и дрожь по телу, мурашки. У человека дрожит голос, возникает желание уйти и спрятаться, может возникнуть боль за грудиной.

Такая эмоция как грусть имеет свои подвиды – тоску, печаль, безысходность, уныние, сожаление, горечь лень, жалость. Человек, объятый этой эмоцией, имеет потухший и рассеянный взгляд, у него тихий голос и опущенная голова, уголки губ тоже опущены. Плечи при данной эмоции приподняты, в руках ощущается слабость, дыхание замедленное.

К подвидам базовой эмоции гнев относятся злость и ярость, ненависть и недовольство, высокомерие, ирония, отрицание и возмущение. Испытывая гнев, человек сильно напряжен, ладони у него сжаты в кулаки, а глаза излучают злой блеск. Лицо может быть оскалено, а голос переходит в громкий крик, фразы резкие и взгляд исподлобья, брови сведены, а глаза прищурены или навыкате.

Свои чувства открыто показывают только дети и всё, что нашло у них отклик, тут же прорывается наружу.

С возрастом появляется больше возможностей контролировать свой эмоциональный фон. Взрослый человек или под влиянием окружающих, или научившись, держит свою реакцию на окружающие события внутри.

Контролировать свои эмоции можно двумя способами.

Первый способ– против воли сдерживать себя и не показывать эмоций, что является или результатом воспитания, или психологического перенесенного потрясения.

Второй способ – проявлять эмоции по ситуации. Этот способ является результатом работы над собой и считается более безопасным для физического и психического здоровья.

Эмоциональная экспрессия

В широком смысле экспрессия — это выражение чего-либо. Данный термин используется как в искусстве (живопись, театр, музыка), так и в психологии. В искусстве экспрессия является художественным приёмом, когда определенные детали намеренно очень выразительны и выпуклы. В психологии всё аналогично. С точки зрения психологии экспрессия — это характеристика личности, которая определяет силу и интенсивность проявления человеком своих эмоций. Иными словами экспрессивность — это то, насколько сильно человек выражает свое эмоциональное состояние при взаимодействии с окружающими людьми.
В окружении каждого из нас найдется человек, который проявляет все свои эмоции очень бурно (бурно радуется по любому поводу и бурно грустит). Такие люди экспрессивны. А есть и такие, которые всегда спокойны и невозмутимы. Общеизвестно, что уровень экспрессивности разный у различных народов и наций (так, итальянцы более экспрессивны, нежели эстонцы).
Экспрессивность человека напрямую влияет на его взаимоотношения с окружающими людьми. Может как оттолкнуть их (при экспрессивном выражении злости, негодования и прочих отрицательных эмоций), так и сблизить (например, бурно выражаемая радость от встречи). Кроме того, экспрессия является прекрасным способом снятия эмоционального стресса.
В зависимости от интенсивности проявления чувств меняется характер взаимодействия людей. То есть важны не только сами эмоции, которые человек проявляет, но и интенсивность их выражения. От интенсивности проявления эмоцией будет зависеть, какую форму примет общение. Например будет ли конфликт или же его участники смогут его погасить на начальном этапе, бурно не выражая свое негодование и недовольство.
Экспрессия состоит из двух компонентов: эмоциональная (проявление эмоций) и динамическая (экспрессия движений). Динамическая экспрессия - это не только движения рук, поза или походка, но и мимика. Динамическая экспрессия активно изучается наукой с точки зрения взаимосвязи между проявлением эмоций и движениями, которые люди при этом совершают. В разных культурах одни и те же жесты могут нести различную смысловую нагрузку. Ученые отмечают взаимосвязь между экспрессивностью человека и его внешним обликом. Это отражается на выборе одежды, аксессуаров, цвета волос. Чем более экспрессивен человек, тем более ярко и экстравагантно он выглядит. Противоположным экспрессивности является импрессивность. Последняя характеризуется отсутствием яркого выражения человеком своих чувств и эмоций. Такие люди проживают все в себе, они могут показаться со стороны холодными и бесчувственными. Но это не так. Экспрессивность или импрессивность определяют только способ выражения во вне своих чувств и эмоций и не характеризуют интенсивность и продолжительность эмоций.
Как правило, гармонично развитая личность может проживать эмоции как ярко и бурно, так и уметь их скрывать.


В. А. Лабунская показала, что у субъекта познания в пpoцecce взаимодействия с другими людьми формируется система эталонов восприятия экспрессивного поведения, отличающихся по содержанию, структуре, уровню обобщенности, типичности.

Вербальное описание экспрессии представляет собой эталон, включающий только те признаки, которые осознаются субъектом, являются для него некоторыми константами в опознании эмоций по выражению лица. Так как вербальный эталон включает только те признаки, которые осознаются субъектом, то само содержание эталона, количество признаков, входящих в эталон, свидетельствуют о познавательных возможностях субъекта, о его умении сознательно вычленять признаки экспрессии состояния.

Ниже приводятся выделенные Лабунской типы эталонов экспрессии каждого из шести состояний (табл. 9.5).

Таблица 9.5. Эталоны экспрессии радости.

Вербальные эталоны экспрессии расположены в соответствии с частотой их актуализации испытуемыми: в первом столбце приводится эталон, наиболее типичный для данной выборки испытуемых, во втором – менее типичный и т. д. Расположение признаков в эталоне также соответствует частоте иx называния (paспределение эталонов сделано нa основе факторной матрицы описаний).

Итак, можно сделать вывод, что эталоны экспрессии радости представлены двумя типами: мимическими и пантомимико-соматическими.

Таблица 9.6. Эталоны экспрессии удивления.

Эталоны экспрессии презрения по содержательным и структурным характеристикам относятся Лабунской к мимическим и комплексным (табл. 9.7). Они в принципе такие же, как и описанные ранее.

Таблица 9.7. Эталоны экспрессии презрения.

Первый, четвертый и пятый эталоны экспрессии страдания (табл. 9.8) по своим характеристикам являются мимическими. Они включают конкретные изменения лицевой экспрессии страдания. Мимические эталоны отличаются друг от друга по частотным показателям признаков. Второй, третий, шестой эталоны являются пантомимико-соматическими. Они состоят из различных элементов экспрессивного поведения, которые слабо дифференцированы и относятся к целостным, обобщенным показателям.

Таблица 9.8. Эталоны экспрессии страдания.

Мимические эталоны включают признаки, которые чаще всего фиксируются испытуемыми. Исключением является шестой эталон. Он включает признаки, которые характерны не только для экспресии состояния презрения, но и для отношения человека, переживающего его, к другим людям. Это еще раз подтверждает вывод о том, что на основе экспрессивного поведения осуществляется опознание не только состояния, но и всей системы отношений между партнерами.

Происходит приписывание качеств личности переживающему человеку. Шестой эталон нетипичный, встречается относительно редко, однако его появление свидетельствует еще об одном виде избирательного отношения к показателям экспрессивного поведения, а именно – о выборе тех признаков, которые предполагают присутствие партнера.

Таблица 9.9. Эталоны экспрессии страха.

Таким образом, в отличие от предыдущих состояний, для которых типичными были мимические эталоны, для страха характерным является пантомимико-соматический эталон. Общее между эталонами страха и других состояний то, что в пантомимико-соматических эталонах преобладают обобщающие, целостные показатели экспрессивного поведения, а в мимических – единичные признаки.

Типичным для экспрессии гнева является пантомимико-соматический эталон (табл. 9.10). Наряду с ним Лабунская выявила и мимические эталоны (второй, пятый, шестой), которые состоят из конкретных изменений лицевой экспрессии гнева.

Для эталонов гнева характерна подчеркнутая психомоторика (человек описывается мечущимся, жестикулирующим и т. д.). По содержанию и структуре эталоны экспрессии гнева отражают закономерности, описанные на основе анализа эталонов других состояний.

Таблица 9.10. Эталоны экспрессии гнева.

Как полагает Лабунская, полученные результаты свидетельствуют, что опознание мимики осуществляется на основе выделенных в рисунке комплексов-признаков. Умение расчленить и представить схематически вариации признаков мимических выражений оказывает положительное влияние на процесс их опознания. Вместе с этим представленность в эталонах отдельных признаков не всегда достаточна для опознания выражения, особенно в том случае, если оно имеет сложную структуру.

Таким образом, по мнению Лабунской, в общении будут более успешно распознавать эмоциональные состояния людей те партнеры, которые успешно экстериоризуют эталоны графическим способом, а их вербальные эталоны включают в основном мимику. Актуальность эталона определяется тем, какое по сложности выражение приходится опознавать субъекту. Анализ результатов, полученных при определении связей между вышеназванными показателями, позволил ей также сделать вывод о том, что более успешными в общении будут индивиды, у которых сложились графические эталоны экспрессии и которые могут спонтанно их экстериоризировать в течение небольшого промежутка времени. Данный навык оказывается более важным, чем умение вербализовать признаки экспрессии.

9.8. Невербальное (образное) восприятие эмоций

Е. Ф. Бажин с соавторами (1981) отмечают, что при распознавании эмоций другого человека чаще всего используются вербальные отчеты. Однако имеются свидетельства того, что значительная часть переработки информации происходит на невербальном, образном уровне, что дает основание при опознании эмоций использовать и цветовой тест.

Для проверки этого предположения Бажин с соавторами провели исследование с использованием цветового теста Люшера. Испытуемым предъявлялись для прослушивания голоса дикторов, находящихся в различных эмоциональных состояниях. Далее предлагалось ранжировать цветные карточки в соответствии с состоянием диктора. Выявилось, что нормальному, ровному настроению соответствовали зеленый и фиолетовый цвет (они располагались на первом-втором месте). Красный и желтый цвета связывались с повышенным настроением диктора, а серый, синий и коричневый – с депрессией, апатией и тревогой.

Данные, полученные Бажиным с соавторами, находят подтверждение и в других работах. Показано, что грусти в наибольшей степени соответствует синий цвет, страху – коричневый. Л. Маркс (Marks, 1975), Е. Ф. Бажин и А. М. Эткинд (1978) показали, что экспрессиям положительных эмоциональных состояний соответствует красно-желтый край спектра. Эмоционально-нейтральному состоянию соответствует срединная – зеленая – часть спектра.

Другой путь изучения образного восприятия эмоций избрала Е. В. Фетисова (1981). Она предлагала испытуемым дорисовывать на бумаге фрагменты поз, соответствующих состояниям ужаса, отчаяния, скрываемого гнева и открытой агрессивности, ранее показанных на фотографиях. В 71,5% испытуемые успешно справились с заданием, т. е. правильно графически изобразили эмоцию, воспринятую ими на фотографии. Автор отмечает, что опознание эмоций этим способом осуществлялось точнее, если на фотографии персонаж с кем-то общался, а не находился в одиночестве. К сожалению, автор ничего не пишет о том, какие эмоции распознавались лучше, а какие хуже.

9.9. Влияние личностных особенностей на понимание эмоций другого человека

Понимание эмоций другого человека определяется многими факторами, в частности индивидуальными особенностями как оцениваемого, так и опознающего. В. А. Лабунская выявила, что эмоции лучше опознают люди с развитым невербальным интеллектом, эмоционально подвижные, больше направленные на окружающее, чем на самих себя. Она установила также, что люди необщительные, эмоционально неустойчивые, с развитым образным мышлением, более старшие по возрасту успешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния.

И. А. Переверзева (1989) показала, что наблюдателю труднее распознать эмоции у лиц со склонностью к отрицательным эмоциональным переживаниям, так как им свойственно скрывать выражение своих эмоций. Автор приходит к выводу, что чем больше человек склонен контролировать выражение своих эмоций, тем труднее их распознать другому человеку. Поскольку человек, склонный к положительным эмоциональным переживаниям, меньше контролирует свои эмоции, постольку они легче и распознаются наблюдателем.

2) боязливые, имеющие высокий балл эмоции страха;

3) субъекты с доминированием эмоций двух модальностей, одна из которых – эмоция страха;

Е. Д. Хомская и Н. Я. Батова (1998) отмечают, что женщины достоверно чаще, чем мужчины, видят на фотографиях возмущение и обиду, а мужчины – решительность (очевидно, решимость, но и то и другое не является эмоцией). Кроме того, были обнаружены, хотя и не достоверные, различия по опознанию тревоги, печали, удовольствия (чаще опознавали женщины), а также по гордости, горю, безразличию и нежности (чаще опознавали мужчины). Испытуемые среднего возраста достоверно реже, по сравнению с молодыми и пожилыми, видели ненависть и презрение и чаще – решимость.

Глава 10
Управление эмоциями

10.1. Значение управления эмоциями

Эмоции не всегда желательны, так как при своей избыточности они могут дезорганизовать деятельность или их внешнее проявление может поставить человека в неловкое положение, выдав, например, его чувства по отношению к другому. С другой стороны, эмоциональный подъем, хорошее настроение способствуют осуществлению человеком какой-либо деятельности, общению.

10.2. Контроль выражения своих эмоций

Отсутствие внешнего проявления эмоций не говорит о том, что человек их не испытывает; он может скрывать свои переживания, загонять их вглубь. Сдерживание демонстрации своего переживания помогает легче перенести боль или другие неприятные ощущения.

Маскировка эмоций доступна уже детям 3–4 лет: при вручении им подарка девочки улыбались в присутствии экспериментатора, хотя в его отсутствие не скрывали своего разочарования (Cole, 1986). По другим данным, такая способность приобретается позже. Так, в аналогичном исследовании Саарни (Saarni, 1999), когда детям предлагалось выразить радость по поводу плохого подарка вместо ожидаемого хорошего, 6-летние мальчики не смогли этого сделать, 6-летние девочки и 8–9-летние мальчики не выражали ни радости, ни разочарования (но обнаруживали напряженность и тревожность), и лишь дети 10—11 лет, особенно девочки, выражали позитивные эмоциональные реакции к исследователю, вручившему подарок.

У лиц с преобладанием положительных эмоций Переверзева не обнаружила различий между частотой переживания и частотой выражения различных эмоций, что свидетельствует о более слабом контроле ими своих эмоций.

Возрастные особенности контроля экспрессии. По данным ряда авторов (Kilbride, Jarczower, 1980; Malatesta, Haviland, 1982; Shennum, Bugenthal, 1982), с возрастом увеличивается подавление отрицательных эмоций. Если для младенцев плач, вызванный желанием есть, является естественным, то для 6-летнего ребенка недопустимо плакать по поводу того, что он должен немного подождать до обеда. Дети, не приобретшие подобный опыт в семье, могут оказаться отвергнутыми вне дома. Дошкольники, которые слишком часто плачут, обычно не пользуются уважением среди сверстников (Kopp, 1989).

Так же обстоит дело и с подавлением вспышек гнева. Проведенное А. Каспи с соавторами (Caspi, Elder, Bem, 1987) исследование показало, что те дети, которые испытывали частые приступы гнева в возрасте 10 лет, став взрослыми, испытывали множество неудобств от своей гневливости. Таким людям бывает трудно сохранить свою работу, а их браки часто распадаются.

Выражение своих эмоций в разных культурах имеет некоторые особенности. Так, в западной культуре не принято показывать не только положительные, но и отрицательные эмоции. Отсюда воспитание детей, особенно мальчиков, осуществляется в этом духе. В то же время, как пишут Ф. Тикальски и С. Уоллес (Tikalsky, Walles, 1988), в индейском племени навахо детские страхи считаются вполне нормальной и здоровой реакцией; люди этого племени полагают, что бесстрашным ребенком руководит невежество и безрассудство. Можно только удивляться мудрости индейцев. Ребенок должен бояться (однако это не значит, что его надо намеренно пугать, стращать).

Большинство родителей хочет, чтобы дети научились эмоциональной регуляции, т. е. умению справляться со своими эмоциями социально приемлемыми способами.

Читайте также: